Развитие экономической теории в XVI - первой половине XIX в. Экономические школы xix в

Введение . 3

Возникновение экономическойтеории . 4

История экономики как наука . 8

Предмет и метод экономическойтеории . 11

Заключение . 13

Список литературы … 14


Введение

Экономическая теорияизучает источники, факторы национального богатства, изучаетобщественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучаетэкономические законы, управляющие общественным производством.

Экономическая теорияшироко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Формаописания моделей может быть графической и математической. Экономическая модельявляется инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономическихпринципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

На основе анализамногочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономическойтеории можно выделить три этапа ее развития:

1. Экономия;

2. Политическая экономия;

3. Экономикс.

Предметом экономическойтеории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов вцелях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Итак, данная работа ипосвящена рассмотрению развития экономической теории, истории экономики какнауки, а также вопросам предмета и метода экономической теории.


Возникновение экономической теории

1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведениедомашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведениясвоего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпохурабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактоваласьс позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товаррассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, аростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление,которое губит человеческую душу».

Экономическая теория какнаука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др.странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал.«мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото,деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Онисоответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международнойторговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В товремя товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другойпродавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширятьторговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилистАнтуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название«политическая экономия» (где определение «политическая» образовано отгреческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наукагосударственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участиегосударства в хозяйственной деятельности.

Физиократы . Другое направление экономическогоучения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудахфизиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этогонаправления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что ониперенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения всферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленностьони считали непроизводительной отраслью.

2. Классическаяполитическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономикестал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришлаклассическая политическая экономия. Это направление экономической теориипризнавало действительным источником богатства производство материальных благ.Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства,распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическаяэкономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например,обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимсяосновоположником английской классической политической экономии является АдамСмит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их вкниге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этогоэкономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европецарил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество новогообщественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии собъективными законами экономики. Естественным порядком в области экономическойжизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию исвободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическаяэкономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа,образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба,плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английскийэкономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита впоследующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо(1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теорииденег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости,зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителямклассической политической экономии является английский экономист Милль(1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят отсоциально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать.Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ,сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономиясоздала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников,производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собойтовары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучениюкапиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Онсчитал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняялишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочнуюстоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист ЖанБатист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». Внем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю сполезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа,приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту.Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты наЗападе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавалнеизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм. Учение английских классиков по-новомупродолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», надкоторым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теориюприбавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал оразвитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономиюна службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательносказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия самахозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченностьклассического направления политэкономии.

Во-первых, это несоответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господствоединоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государствав экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработкеучения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли еезависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке.Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изученовоздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В.И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учениеК.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теориювоспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся странепроисходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическоенаправление. Впоследней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот вэкономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый).Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ:австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл илозаннской – Л. Вальрас.

Сторонниковнеоклассического направления объединяет представление о том, что рыночнаяэкономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому изее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямыепоследователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностейкапиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частногопредпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, сих точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельныйпотребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория являетсяодной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса).Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой нецелое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихсяметодами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит изтого, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняетили отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическаятеория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нембыло сказано выше),

2) теория регулируемогокапитализма,

3) институционализм.

Современнаяэкономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-хгодах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активновмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночногомеханизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не можетсама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпыэкономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночныймеханизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономическойэффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всестороннимгосударственным регулированием.

Наиболее признаннаяшкола, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работамианглийского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальноетечение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течениедовольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются поцелому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этоготечения:

1. Институционалисты не замыкаются на анализечисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие нахозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения,юридические законы, обычаи, традиции.

2. Они предлагают изучать не столько какфункционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическоеобщество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализмуи требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок - это не нейтральный и неуниверсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворениюпотребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий(монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка.Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов игосударства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такиежизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположникоминституционализма считается американский ученый Т.Веблен.

История экономики как наука

История экономикизанимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать дваосновных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще болееважным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь привзаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни:государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высокомуровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучениемтого, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рожденачеловеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он также, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействиемэволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению ещеодного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка ивозможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когдатакие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть,происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстропроходит целый ряд этапов своего развития.

Огромное место и роль вразвитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, какэкономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и теснойвзаимосвязи.

Экономика – искусство ведения домашнегохозяйства. Под экономикой понимается:

· совокупностьпроизводственных отношений, экономический базис общества.

· народное хозяйстводанной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства иотрасли.

· основа всехдругих общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражаетотличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическимположением, участием в международном разделении труда, историческимитрадициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другимиконкретно-историческими условиями.

В то же время экономикахарактеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот,общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского «civilis») –гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистскойлитературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественногоразвития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современнаяцивилизация).

3) Ступень общественного развития,следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация»появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французскиефилософы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началахразума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось какхарактеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации небыло господствующим.

Так, Н. Я. Данилевскийсформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которойне существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера,цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры.Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства илитературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах,превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывалболее 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского «cultika» –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормахорганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальныхили духовных ценностях.

Понятие культураупотребляется для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретныхобществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), атакже специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта).

История (от греческого «historia» – рассказо прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука,изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности имногообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспективв будущем.

Для исторической наукиглавным является изучение конкретной истории общества. При этом она опираетсяна факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализсвязей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требуеттщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать неотдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросуфакторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение,осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от другафактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторонисторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет кискажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки:политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительностикак изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения,а экономическая культура – это один из важнейших критериев развитияцивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической историицивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

Предмет и метод экономической теории

Функции экономическойтеории:

o познавательная

o практическая

o методологическая

Познавательная функция - заключается в том, чтоэкономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явленияэкономической жизни общества.

Практическая функция связана с тем, что экономическаятеория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Преждевсего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрытьэкономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценнодля общества.

Методологическаяфункция заключаетсяв том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундаментавсего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономикапромышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональныхэкономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическаястатистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыкеразличных областей знания: экономическая география, демография. Значениеэкономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаютсязадачи по движению общества к прогрессу.

Познание экономическихпроцессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов,способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономическойдействительности является метод диалектики , который обязываетисследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи ивзаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которогонакопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния.Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции .Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах отслучайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого итипичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории кактеоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессовхозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппаратэкономики.

Кроме этих двух методовпознания экономической действительности в практике развития экономики как наукибыло выработано и применяются немало способов и приемов познания экономическойдействительности.

Способы и приемы:

1. статистические наблюдения – это изучение и анализстатистического материала, характеризующего экономические явления и процессы вконкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основныезакономерности в развитии явлений и процессов.

2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того,что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение озакономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессамиэкономической жизни.

3. Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать ирасщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на ихсоставные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтезаэкономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.

4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общихвыводов к относительно частичным.

5. Системный подход. Системный подход - это методподготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфереуправления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на такихпринципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы,целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).


Заключение

Итак, экономика – этонаука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производстваполезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономическая теориявыполняет следующие функции:

o теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности изаконы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действияэкономических процессов;

o практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективногохозяйствования;

o методологическая- экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

o социальная(познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированиюэкономически грамотных специалистов.

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни,но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1) Общемировоззренческие – предполагаютизучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).

2) Общенаучные - ими пользуются нетолько экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

o метод научнойабстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемогоявления и отвлечении от случайного;

o метод анализа исинтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простыеэлементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результатыизучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементовсистемы в целом;

o метод индукции идедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов).Дедукция – наоборот;

o системный анализ- предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же времякак элемента еще более сложной системы.

3) Частные методывключают в себя следующие методы: графический; статистический; методэкономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа;экономический эксперимент.

Список литературы Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002

Карл Маркс (1818-1883)
Немецкий философ,социолог экономист, писатель,
поэт, политический журналист, общественный
деятель.
Друг и единомышленник Фридриха Энгельса.
Соавтор «Манифеста коммунистической партии»
(1848 год), автор научного труда «Капитал. Критика
политической экономии» (1867 год).

Энгельс Фридрих (1820-1895)

Фрии дрих Эингельс - немецкий философ,
один из основоположников марксизма,
друг и единомышленник Карла
Маркса и соавтор его трудов.

Коммунизм
Коммунизм - закономерный этап развития общества (см. Манифест
коммунистической партии). Степень развития производительных сил
определяет ступень, до которой могут развиться общественные
отношения. По мере развития производительных сил общество получает
всё больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам
всё больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень
общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества,
когда уничтожено право частной собственности, отмирает государство и
классовые отношения, преодолено отчуждение человека от результатов
его труда. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно
должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной
собственности на средства производства, как в первобытном обществе,
но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития
производительных сил. В своей концепции К. Маркс
рассматривал конкуренцию и вражду индивидов не как извечно
присущее человечеству качество, эталон и неизменную
основу демократии, в отличие от
основателей либерализма Гоббса и Локка и представителей
современного неолиберализма, а как признак примитивности общества,
его неразвитости и неполноценности, которая будет преодолена по мере
общественного развития.

Основное произведение – «КАПИТАЛ»

Предмет исследования:
первый том – процесс накопления
капитала;
второй том - процесс обращения
капитала;
третий том – процесс
капиталистического производства,
взятый в целом;
четвёртый том – посвящён истории
развития экономической теории. Даётся
критика взглядов физиократов,
А.Смита, Д.Рикардо и других
экономистов.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3
следующих положения:
учение о прибавочной стоимости (политическая экономия
капитализма),материалистическое понимание истории (исторический
материализм),учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм).
Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса,
сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, является его концепция
развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения
человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом
обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как
форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку,
господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития
и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г.
Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского
анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата,
отмирание классов и государства, построение коммунистического общества,
которое также включает в себя несколько фаз, - для Маркса являются звеньями
одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления
отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности
посредством трансформации общественных отношений, создания общества,
лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования
подлинного всесторонне развитого человека.

Часто принято разделять:
Марксизм как философское учение (диалектический и исторический
материализм);
Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции
в экономике, социологии, политологии и других науках;
Марксизм как политическое течение, утверждающее
неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также
ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к
уничтожению товарного производства и частной собственности,
составляющих основу капиталистического общества и установлению
на основе общественной собственности на средства
производства коммунистического общества, направленного на
всестороннее развитие каждого члена общества.

Теория стоимости К. Маркса

Закон стоимости: стоимость товара исходит из величины общественно
необходимых затрат труда, расходуемых на его производство при среднем
уровне интенсивности
Виды стоимости:
Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять
потребности.
Меновая стоимость – способность вещи обмениваться на другой товар.
Прибавочная стоимость - есть стоимость продукта неоплаченного труда
рабочих. Введение этого понятия позволило показать, как без нарушения
закона стоимости рабочий получает только часть оплаты своего труда.

10. Теория денег и капитала К.Маркса

Деньги – это товар, стихийно выделившийся из всех
видов товаров и играющий роль всеобщего
эквивалента, выразителя стоимости всех товаров.
Деньги, по К.Марксу, являются всеобщим
платежным и покупательным средством, но они не
могут существовать при отсутствии товарного
обмена. К.Маркс считал деньги первой формой
существования капитала.
Капитал – деньги, приносящие прибавочную
стоимость.

11. Теория ренты:

Рента – это доход с капитала, имущества или земли, не
требующий от получателя предпринимательской
деятельности.
В целом взгляды К.Маркса на эту проблему совпадают
со взглядами Д.Рикардо.
К.Маркс признаёт «абсолютную» ренту, под которой
понимается рента с земель худшего качества
(плодородия) или более отдалённых от рынков сбыта.

12. Теория цикличности экономического развития капитализма:

Достижение макроэкономического равновесия и последовательный
экономический рост невозможны в результате существования
экономических кризисов.
Причиной кризиса является отсутствие автоматического роста
эффективного спроса при расширении производства.
Низкая заработная плата ведёт к отсутствию способности рабочих
покупать товарную продукцию, произведённую ими.
Выход из кризиса и обеспечение воспроизводства К.Маркс видел в
дополнительных расходах со стороны капиталистов и
землевладельцев.

13.

В буржуазном обществе созревают субъективные и
объективные предпосылки для пролетарской революции,
и капитализм исторически обречён. Будущее за
социализмом (коммунизмом) – более прогрессивным,
справедливым обществом. Власть должна принадлежать
рабочему классу, классу – производителю и созидателю.
(Карл Маркс)

Зарождение и развитие экономической теории

Экономическая теория как наука возникла в XVI-XVII веках, несмотря на то, что экономическая мысль возникла еще в античности. Однако в античный период экономические представления о хозяйственной деятельности были разрозненными, и лишь с зарождением первых экономических школ знания были упорядочены и систематизированы, появились первые современные строгие экономические концепции.

На протяжении всей истории развития экономической теории сменяли друг друга различные экономические школы (рис. 1):

Краткая характеристика отдельных направлений экономической теории

По рисунку 1 видно, что экономических школ существовало множество, однако можно выделить основные направления развития экономической мысли (табл. 1):

    Меркантилисты были первооткрывателями в разработке концепции о богатстве. Они полагали, что богатство нации зависит от объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому практическими рекомендациями для страны в то время были как можно меньший импорт и как можно больший экспорт товаров. Большего объема вывоза товаров можно было добиться за счет поощрения развития национального производства.

    Физиократы , в отличие от меркантилистов, основным источником богатства нации считали не торговлю, а сельское хозяйство. По их мнению, дополнительный продукт, то есть превышение произведенного продукта над потребленным, за счет чего и образуется богатство страны, создается именно в сельском хозяйстве. Производительным трудом физиократы считали лишь труд в сельском хозяйстве. Все остальные отрасли, как полагали представители данного направления, являются пользователями плодов сельского хозяйства.

    Классицизм раскрывал внутренние зависимости товарно-капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа они рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

    Марксизм критиковал взгляды меркантилистов и классиков. Основное внимание в рамках данного учения уделялось комплексному изучению рабочей силы как специфического товара, теории прибавочной стоимости и различным формам экономической эксплуатации.

    В рамках неоклассицизма воспевалась свободная конкуренция как естественная сила регулирования экономики.

    Кейнсианство поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени.

    Институционализм рассматривал политическую организацию общества как комплекс различных объединений – институтов, поэтому сторонники учения не ограничивались анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включали в анализ институты и учитывали не только экономические факторы.

    Сторонники монетаризма считали определяющим фактором развития экономики количество денег в обращении. Примечательно, что основоположник данного учения стал впоследствии нобелевским лауреатом.

Экономическая теория. Учебник для вузов Попов Александр Иванович

Тема 1 ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1. Становление экономической теории как науки: меркантилизм, учение физиократов, классическая экономическая школа, маржинализм

Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель (384–322 гг. до н. э.), подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, т. е. систематизированные знания о сущности экономики, экономическая теория развивалась на протяжении трех столетий (XVII–XIX вв.) в качестве политической экономии. Термин «политическая экономия» ввел французский экономист А. Монкретьен (1575–1621), опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени («политеа» – общественное устройство; «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон).

В то время перед наукой возникла необходимость обосновать пути и методы государственного управления экономикой. Решение этих проблем осуществлялось политической экономией. Следовательно, в самом общем виде политическая экономия – это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.

Меркантилизм . Первые попытки в становлении экономической теории как науки были сделаны меркантилистами (от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Представители этой школы считали, что в качестве богатства людей могут рассматриваться только деньги, золото.

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа: ранний и поздний.

На ранней стадии (конец XV-начало XVI в.) имела место идеализация денег (серебро, золото) как единственной формы богатства. Главным положением раннего меркантилизма была теория «денежного баланса», обосновывавшая политику увеличения денег в обращении.

Поздний период характеризуется развитием торговли. Была выдвинута теория «торгового баланса», согласно которой активно поддерживалась торговля товарами.

Отсюда был сделан вывод о том, что условием богатства государства является развитие международной торговли – покупка товаров по низким ценам у одних, продажа их по более высоким ценам другим.

Критики меркантилизма справедливо подметили, что во время торговой сделки никакого богатства не возникает, происходит лишь обмен денег на товар. При нарушении равенства в обмене происходит перераспределение богатства в пользу одной из сторон. Ошибка меркантилистов заключалась в том, что они исследовали только процесс обращения, игнорируя анализ производства.

Наиболее видными представителями меркантилизма были французский экономист А. Монкретьен (1575–1621), английский – Т. Мен (1571–1641), итальянский – А. Серра (XVI–XVII вв., точные даты жизни не установлены). Выразителями меркантилизма в России были А. Ордин-Нащокин (1605–1680), И. Посошков (1652–1726). Последний, в частности, защищал политику активного торгового баланса и в то же время выступал за получение прибыли («прибытка») за счет развития производства.

Физиократы . Вторым крупным направлением становления экономической теории является учение физиократов (от греческого «физио» – природа, «кратос» – сила, т. е. власть природы). Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ (1694–1774), А. Тюрго (1727–1781). Они считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», т. е. сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы. Представители физиократов ограничивали производство только сферой земледелия, откуда делался вывод о том, что в промышленности доходы не создаются. Заслуга физиократов состояла в том, что они перенесли исследование об увеличении богатства из сферы обращения в сферу производства. Их ошибка состояла в том, что сама природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Классическая экономическая школа . Третье направление становления экономической теории – классическая экономическая школа, создание классической политической экономии. Родоначальниками классической политической экономии в Великобритании были У. Петти (1623–1687), А. Смит (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Они установили, что источником богатства является не только сельское хозяйство, но и труд во всех сферах общественного производства. В результате политическая экономия как наука приобрела определенную целостность и получила до определенной степени законные очертания.

Наука о богатстве . Длительное время экономическая теория развивалась как наука о богатстве, о чем свидетельствуют названия трудов видных экономистов того времени: П. Буагильбера (Франция) – «Рассуждение о природе богатства» (1707 г.), А. Тюрго (Франция) – «Размышления о создании и распределении богатств» (1776 г.), А. Смита (Англия) – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), Т. Мена (Англия) – «Богатство Англии во внешней торговле» (1664 г.), И. Посошкова (Россия) – «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Эта книга предназначалась для Петра I. Понятие «богатство» существенно трансформировалось: меркантилисты богатством считали благородные металлы и деньги; физиократы – сельскохозяйственный продукт; Карл Маркс – «огромное скопление товаров»; маржиналисты – мир полезности, потребительных стоимостей.

Заслуга классической школы:

Основным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения;

Обосновала значение труда как основу меры ценности всех товаров и как источника богатства общества;

Установила, что экономика развивается по определенным законам, которые являются объективными;

Выявила источник доходов всех слоев общества: предпринимателей – прибыль; рабочих – заработная плата; земельных собственников – рента; банкиров, торговцев – банковская и тоговая прибыль, проценты.

Марксизм . Становление экономической теории как классической науки завершилось в конце XIX в., когда было разработано экономическое учение марксизма, которое является логическим продолжением учения А. Смита и Д. Рикардо.

Основателем марксизма является К. Маркс (1818–1883). Марксистское учение принципиально отличается от предшествующих направлений экономической теории. Оно представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и создание на этой основе концепции новой экономической системы.

Как указывает П. Самуэльсон, после выхода «Капитала» К. Маркса «дерево экономики раздвоилось» (Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. -Т. 2. – С. 397) на марксизм и маржинализм.

Главный составной частью учения К. Маркса является теория трудовой стоимости, на основе которой исследуется источник увеличения богатства. Данную проблему рассматривали представители многих научных школ. Меркантилисты считали, что стоимость создается трудом торговцев, физиократы полагали, что она образуется трудом занятых в сельском хозяйстве. В результате, по их мнению, труд других классов и групп населения является бесплодным.

Представители классической экономической школы пришли к выводу, что стоимость создается в любой сфере материального производства. Завершая формирование теории трудовой стоимости, К. Маркс разработал теорию прибавочной стоимости и обосновал, что единственным источником богатства является труд. Возникновение марксизма ознаменовало важнейший этап в развитии политической экономии как науки с четко определенным предметом и методами исследования, что признано и современной мировой наукой. П. Самуэльсон, например, выделяет лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: в XVIII в. – А. Смита, в XIX в. – К. Маркса, в XX в. – Дж. Кейнса.

Маржинализм (от фр. marginal – предельный). Данное направление основывалось на использовании в экономическом анализе предельных величин: предельной полезности блага, предельной производительности, предельного покупателя, предельного продавца; на широком применении математики в экономике; на использовании системы общего экономического равновесия.

Маржинализм развивался по двум направлениям:

субъективно-психологическое (австрийская школа);

формально-математическое (математическая школа).

Первые – экономисты-субъективисты выдвинули теорию субъективной ценности. Они использовали концепцию предельной полезности для определения величины стоимости. Представители: К. Менгер (1840–1921), Ф. Визер (18511926), Э. Бем-Баверк (1851–1914).

Вторые – экономисты-математики стремились внести в экономическую теорию формальные методы, конкретный математический аппарат для анализа предельных величин. Экономические процессы – это взаимодействие различных факторов формы зависимости между элементами экономической системы. Представители: У. Джевонс (1835–1882), Л. Вальрас (1834–1910) и В. Парето (18481923).

В соответствии с теорией маржинализма экономика рассматривается как система взаимосвязанных хозяйственных субъектов.

Вместе с тем маржинализму присущи определенные недостатки. Он перегружен графиками и формулами; имеет место чрезмерное упрощение сложных экономических процессов и необоснованное сведение их к математическим зависимостям и моделям; при анализе причинно-следственных связей превалируют чисто количественные методы исследования; в своем анализе маржиналистская теория игнорирует социальные проблемы развития общества.

Неоклассическое направление возникло в 1890-х гг. А. Маршалл дополнил теорию маржинализма отдельными элементами теории трудовой стоимости. В частности, при определении цены он учитывал предельную полезность и издержки производства. Д. Б. Кларк предложил теорию «специфической производительности» и вывел «естественный закон распределения». В противовес теории трудовой стоимости в соответствии с этой доктриной в производстве всегда принимают участие четыре фактора:

капитал (в денежной форме);

капитальные блага (средства производства и земля);

деятельность предпринимателя;

труд рабочих.

Каждый фактор имеет специфическую производительность и создает часть стоимости продукта, а каждый агент производства (владелец соответствующего фактора) должен получить соответствующую долю продукта. Капитал приносит своему владельцу процент, ренту, прибыль, а труд рабочего – заработную плату. «Каждому агенту – определенная доля в продукте и каждому – соответствующее вознаграждение, – вот естественный закон распределения» (Кларк Д. Б. Распределение богатства. – М. – Л., 1934. – С. 40–41).

Кейнсианство . В отличие от неоклассиков Дж. Кейнс (1883–1946) в качестве предмета исследования выбрал народное хозяйство в целом. В качестве исходного пункта Дж. Кейнс использовал сформулированное им положение о том, что рыночное саморегулирование не обеспечивает устойчивого поступательного развития экономики, а значит, требуется государственное вмешательство. Главная заслуга Дж. Кейнса состоит в том, что он разработал методологию макроэкономического анализа с использованием небольшого числа наблюдаемых переменных и свел общее равновесие к равновесиям товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и рынка труда.

Представителями институционально-социологического направления являются Т. Веблен (1857–1929), Дж. Коммонс (1862–1945), У. Митчелл (1874–1948), Дж. Гэлбрейт (1908), Г. Мюрдаль (1898–1987).

Институционально-социологическое направление – это система, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических составляющих. Первые включают формальные элементы в виде системы рыночных учреждений (рынок, фирмы, банки) и системы правовых норм (законы, указы, постановления, инструкции и т. д.), вторые – неформальные правила, к числу которых относятся обычаи, традиции, навыки. Данное направление экономической теории исследует недостатки капитализма: засилье монополий, пороки свободной рыночной стихии, негативные черты «общества потребления» (бездуховность, жажда наживы и т. д.).

В России экономическая теория активно формировалась под влиянием «Капитала» К. Маркса, а также экономических работ В. И. Ленина, М. И. Тугана-Бара-новского, А. А. Богданова, М. М. Ковалевского, Г. В. Плеханова, Г. А. Лопатина, И. И. Скворцова-Степанова и др. Переход на рыночные методы хозяйствования показал, что без глубокого теоретического обоснования успешно решать практические вопросы невозможно.

Об экономической теории, о ее формировании как науки применительно к России можно сказать лишь одно: она должна вобрать в себя все ценное, что накоплено разными экономическими направлениями и школами в разные периоды времени и в разных странах. Формирование магистрального направления развития России и его теоретическое обоснование должно базироваться на использовании:

Марксизма, основанного на теории трудовой стоимости, составной частью которой является теория прибавочной стоимости;

Маржинализма, основанного на теории предельной полезности и теории предельной производительности труда и капитала;

Неоклассического направления в экономике, исследующего закономерности оптимального функционирования хозяйственного механизма в условиях свободной конкуренции;

Кейнсианства, обосновывавшего необходимость государственного вмешательства в регулирование экономики;

Институционально-социологического направления, согласно которому характер экономического развития определяет не рынок как таковой, а вся система экономических институтов (социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством).

1.2. Экономические законы и категории. Объективные экономические законы, субъективно-психологические законы

В экономике, как и в природе, происходят процессы и явления, которые имеют как случайный, так и закономерный характер. В общественном производстве имеют место определенные устойчивые тенденции, возникновение которых обусловливает рост или спад отдельных экономических процессов или явлений. Между ними существуют определенные причинно-следственные связи. Одно явление выступает причиной, другое – его следствием. Познание таких тенденций позволяет научно обосновать развитие процессов, которые происходят в экономике, предсказать и определить будущие пути развития.

По своему характеру причинно-следственные связи варьируются в широком диапазоне от сугубо субъективных до абсолютно (безусловно) действующих. Можно выделить две группы связей.

Первая группа – объективные связи:

Необходимыми являются определенные феномены, выступающие в качестве следствий при осуществлении каких-либо процессов;

Массовые – это явления, распространяемые на все сферы народно-хозяйственной деятельности;

К постоянно воспроизводящимся относятся возобновляемые процессы и явления;

Абсолютными являются безусловно действующие явления и процессы.

Вторую группу формируют субъективные связи, к которым относятся:

Случайные, или обусловленные стечением обстоятельств;

Несущественные, второстепенные, не оказывающие воздействия на конечные результаты;

Единичные, разовые, возникающие в результате специфических экономических процессов;

Неповторяющиеся, возникающие как реакция на непредвиденные экономические процессы.

Неустойчивые, появляющиеся при определенных предпосылках.

Деление зависимостей между хозяйственными явлениями на объективные и субъективные позволяет, с одной стороны, установить закономерные причинно-следственные связи, с другой – случайные, неповторяющиеся, возникающие в результате определенного стечения обстоятельств.

Под экономическими законами мы понимаем необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи и взаимозависимости экономических явлений в процессе хозяйственной деятельности на разных этапах общественного развития. Каждый закон выражает как качественные, так и количественные стороны экономических явлений и процессов в их единстве.

Экономические законы по своему характеру делятся на объективные и субъективно-психологические.

Объективные экономические законы . Экономические законы хозяйственного развития, как и законы природы, имеют объективный характер. Они не зависят от воли и сознания людей. Но в отличие от законов природы они действуют через производственно-экономическую деятельность людей.

Экономические законы существуют в виде общих и специфических.

Общие – это законы, которые действуют во всех типах общественного хозяйства (закон повышения производительности труда, закон разделения труда).

Специфические – это законы, действующие в отдельных типах хозяйства. Например, качественное различие законов распределения и присвоения продуктов труда при первобытном и рабовладельческом строе, при феодальном и капиталистическом обществах. Сюда можно отнести законы товарного производства, законы денежного обращения.

Кроме экономических законов в экономической теории используются закономерности и категории.

Закономерности – это объективно существующие, повторяющиеся существенные связи экономических явлений и процессов, характеризующие поступательное развитие хозяйственной системы.

Субъективно-психологические законы . Известно, что психология выражает душевное состояние человека, в котором проявляются различные стороны его характера (воля, сознание, потребности). В экономике совокупность особенностей поведения человека выступает в виде экономической психологии. Сюда входят экономическое сознание и мышление, мотивы хозяйственной деятельности, экономические интересы.

Хозяйственная деятельность не может обходиться без вмешательства экономической психологии. Особенно активно она проявляется в рыночных условиях. При выборе производственных решений и их осуществлении люди поступают во многом в соответствии со своим экономическим сознанием и интересами. В результате в хозяйственном поведении проявляются определенные психологические законы, под влиянием которых формируется субъективная деятельность людей. К числу психологических относится закон убывающей предельной полезности и выведенный Дж. Кейнсом закон распределения доходов человека на потребление и сбережения.

Функции экономической теории . Обычно выделяют три основные функции: познавательную, прогностическую и практическую.

Познавательная функция заключается во всестороннем исследовании экономических явлений и их внутренней сущности. При изучении экономических процессов и явлений обычно применяют теоретические обобщения, стремятся выявить тенденции и на этой основе формулируют законы хозяйственного развития.

Прогностическая функция представляет собой разработку научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития на отдаленный период, что обусловлено необходимостью составления планов и прогнозов хозяйственного, демографического, научного, образовательного развития.

Практическая функция выступает в виде научного обоснования экономической политики государства, выявления принципов и методов рационального хозяйствования.

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

1. Основные этапы становления и развития налогообложения История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только сравнительно недавно стал правовой

автора Попов Александр Иванович

Тема 29 ИНСТИТУТЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО НА МИКРОУРОВНЕ. ТЕОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФИРМЫ В РОССИИ 29.1. Исходные основы становления теории фирмФирма как хозяйствующий субъект, с одной стороны, выступает в качестве производителя материальных благ и услуг, с другой – как

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 34 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 34.1. Природа безопасности. Уровни и виды безопасностиПрирода безопасности. Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное

Из книги Власть и рынок [Государство и экономика] автора Ротбард Мюррей Ньютон

Глава седьмая. Заключение: Экономическая наука и экономическая политика 7.1. Экономическая наука: ее природа и применение Экономическая теория дает нам вполне надежные законы, состоящие из утверждений типа: если выполняется А, то В, то С и т.п. Некоторые из этих законов

автора Мизес Людвиг фон

2. Экономическая наука как профессия Первые экономисты посвятили себя изучению проблем экономической теории. Читая лекции и издавая книги, они стремились донести до сограждан результаты своих размышлений. Они пытались оказать влияние на общественное мнение,

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

4. Экономическая наука и университеты Бюджетные университеты находятся под влиянием правящей партии. Власти стремятся назначать только профессоров, готовых продвигать идеи, которые одобряют они сами. Так как все несоциалистические государства сегодня твердо

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

7. Экономическая наука и свобода Первостепенная роль экономических идей в определении хода гражданской жизни объясняет, почему правительства, политические партии и группы давления стремятся ограничить свободу экономической мысли. Они стремятся

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

Лекция № 2. Этапы развития экономической теории Особое внимание экономике стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой экономической науки

автора

Лекция 1 Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В первой лекции рассматриваются этапы становления и развития экономической науки. Содержание экономических школ, теорий и концепций анализируется в свете трактовки ими предмета экономической теории. Особое

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 2 Тема: ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В данной лекции рассматривается широкий круг проблем, связанных с выяснением предмета экономической теории. К ним относятся:– предмет и метод экономической теории;– функции

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.1 Эволюция идей о предмете экономической науки. Политическая экономия. Экономикс. Экономическая теория В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений, каждое из которых представлено одним из трех названий: политическая экономия,

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 4 Этапы становления рыночной экономики Продолжая логику первого раздела, состоящую в необходимости анализировать сущность экономических явлений, процессов, категорий, – рассмотрим в данной главе цепь проблем, связанных с естественным процессом развития

Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» - торговец, купец). Основными объектами исследования у меркантилистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля.

“Зародившись в конце 15 века, эта школа достигла расцвета в 17 столетии. Главная её особенность, заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 6 с.”

Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащения.

«Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 3 с.»

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман и А. Монкретьен. Т. Ман (1571 - 1641) лавным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. А. Монкретьен (1575 - 1621) ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Появление данного термина в это время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по его мнению, является источником прибыли и лучшим способом приобретения могущества государства. Он видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием.

Вторая школа экономической теории в 18 веке представлена физиократами (от гр. physis природа + kratos власть). Их учение нашлоотражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго.

«Физиократы перенесли исследование непосредственно на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом - земледельческий. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 17 с.»

В знаменитой "Экономической таблице" Ф. Кенэ дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

“Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов. Источником богатства он объявил превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве: ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4 с.”

“Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 6 с.”

Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

Появление и развитие следующей школы - школы классической политической экономии, позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства.

“Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленным переворотом. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 17 с.”

В трудах классиков дается социальная оценка общественного развития, объединены экономический и социальные аспекты. Примером тому явились разработки Дж.С. Милля, который завершил теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки, явился систематизатором учений классической политической экономии, рассмотрев ее в целом как систему. Он включил в нее ряд теоретических положений для социальной философии, что позволило ему рассмотреть и социологические проблемы, и расставить акценты с позиции общественно-социального подхода, а в завершении предложить практические рекомендации.

Своё развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

“А. Смит - основоположник классической политической экономии. Основная идея вето учении - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных иен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл - невидимой рукой. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4с.”

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительности труда, показал значение общественного разделения труда, создал учение о доходах

Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита. Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости

Ко второй половине 19 - началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений.

“Период 60 - 70-х годов 19 века считается переломным моментом в развитии экономической науки, в течение которого возникло неоклассическое направление. Его появление было связано с необходимостью исследования проблем функционирования экономической системы и экономического равновесия. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 18 с.” Представители данного направления (австрийская, кембриджская, математическая школы) заложили теоретико-методологические основы, образующие фундамент современной экономической теории, среди которых - субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, У. Джевонс), процента (Е. БемБаверк), частичного равновесия (А. Маршалл, У. Джевонс, А. Курно), совершенной конкуренции как модели рынка (А. Маршалл), чистой монополии (А. Курно), общего равновесия (Л. Вальрас, Г. Кассель, В. Парето и др.) и т. д.

“В этот же период возникает американская школа во главе с Д. Кларком, которому принадлежит разработка проблем определения цен на факторы производства, законов предельной и убывающей производительности, в основе которых лежит концепция предельной полезности. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 19 с.”

Вклад Кларка в методологию состоит в том, что он ввел понятия статики и динамики хозяйственной системы. Статика позволяет выяснить условия, закономерности установления равновесия рыночной экономики; динамика рассматривает причины нарушения равновесия.

С появлением в экономической теории нового метода - историзма - связано возникновение исторической школы. Различают старую (40-60-е годы 19 века) и "новую" (70-е годы 19 века - 20-е годы 20 века) историческую школу.

Представители старой исторической школы (В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс) занимались разработкой новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики, таких, как принцип историзма, предполагавший изучение всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учетом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь и разработку обоснованной государственной политики.

Известный американский историк Б. Селигмен первую часть книги "Основные течения современной экономической мысли" назвал бунтом против формализма, протестом представителей исторической школы, осознанием роли человека. Такой взгляд дал возможность представителям исторической школы по-иному подойти к предмету политической экономии.

Объектом анализа у них выступает "национальное хозяйство", историческое развитие нации. Они призывали изучать "анатомию и физиологию народного хозяйства", поскольку развитие любого народа специфично, вытекает из конкретно-исторических условий, что, в свою очередь, исключает возможность существования однотипных экономических систем у различных наций. В результате экономическая теория у них превращалась в историю народного хозяйства, исследующую эволюцию хозяйственной деятельности народов на разных ступенях развития общества.

"Новая" историческая школа (У. Шмеллер, Л. Брентано, К. Бюхер, А. Вагнер, А. Шеффле) поставила перед собой задачу создания "реалистической" экономической жизни каждой нации. Ее представители выступили против маржиналистской теории, считая, что поведение человека не должно рассматриваться изолированно от социальной среды, и за изучение общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. В качестве главной движущей силы развития общества они признавали социальную психологию народа, народный характер, ментальность, а конкретные экономические явления рассматривали как отражение и материализацию социальной психологии данной нации.

Сторонники "новой" школы использовали системный подход, что проявилось в рассмотрении народного хозяйства как единого целого, системы, образованной из взаимосвязанных элементов. В соответствии с ним общество рассматривается как многоуровневый, состоящий из различных подсистем, целостный организм, а рынок - как социальный институт, который отражает особенности функционирования экономической системы в целом. В связи с этим формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса - это социальные процессы, отражающие характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения.

«Таким образом, представители "новой" исторической школы одними из первых показали важность изучения социальных аспектов рыночного механизма, необходимость корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 20 с.»

К основным функциям государства они относили сглаживание наиболее явных дефектов рыночного механизма, связанных с резким социальным неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных интересов. Государство, по мнению историков, должно обеспечивать стабильность экономики и управление развитием общества, выполнять регулирующую роль в процессе смягчения отрицательных последствий рынка.

Методология исторической школы оказала влияние на эволюцию экономической теории, в том числе на формирование институционального и неолиберального направлений.

На рубеже 19 и 20 веков в Германии, Австрии, России наряду с исторической возникает социальная школа, представители которой углубили разработку социальных аспектов рыночного механизма. Они выступили за рассмотрение экономических проблем с позиций социологии. В связи с этим они изучали экономику как часть социальной системы, претерпевающей эволюцию под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде, обусловленных действием экономических, политических, правовых, этических и идеологических факторов.

Сторонники социальной школы отстаивали положение о возможном улучшении рыночной экономики посредством "социальных реформ", путем организации "корпораций работников", а средство устранения социально-экономических противоречий видели в государственно-правовом регулировании производства и распределения.

С середины 19 века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе - политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).

«Главной задачей политэкономии сторонники нового направления считают анализ сознания хозяйствующих субъектов во всем многообразии их опыта. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 18 с.»

«Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 7 с.»

Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. В конце 19 века развитие данного направления привело к возникновению новой экономической дисциплины, получившей название «экономике».

Важной особенностью экономике является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от естественного состояния вещей. Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости.

“Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4 с.”

Поскольку ее развитие связано с работами К. Маркса (1818 - 1883). В первую очередь с его главным трудом “Капитал”, то данное направление стало называться марксистской политэкономией. Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд.

“Главные открытия, сделанные К. Марксом: было сформулировано учение об общественно - экономических формациях, раскрыты законы развития капитализма, разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, иены производства, раскрыта сущность абсолютной ренты. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 5 с.“

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизмленинизм. К. Маркс в "Капитале", Ф. Энгельс и В.И. Ленин в исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов, механизм функционирования и противоречия буржуазного общества.

В экономической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина доказывались преходящий характер капитализма, возможность и некоторые направления практического построения социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран. Сейчас идет критическое переосмысление основных положений марксистско-ленинской политэкономии. Мировая наука признает метод исследования и теорию К. Маркса для анализа экономики своего времени, но считает, что нельзя догматически переносить их на анализ современной экономики, рыночную систему.

«Эволюция экономической теории в течение 20 века нашла воплощение в появлении множества направлений и школ. Среди них ведущими являются кейнсианство (включая нео- и посткейнсианство), неоклассическое (неоконсервативное) и социально-институциональное. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 22 с.»

Дж. Кейнс является основателем нового раздела экономической теории - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования как основы экономической политики. Кейнс официально признал существование экономических кризисов и безработицы, одним из первых объяснил причины негативных явлений в рыночной экономике последствиями проводимой политики невмешательства государства в экономическую жизнь.

В связи с этим он выступил с критикой тезиса неоклассической школы о саморегуляции экономики и обоснованием положения об отсутствии автоматического механизма, способствующего обеспечению полной занятости. Выход из сложившейся ситуации Кейнс видел в проведении экономической политики, основанной на государственном регулировании экономики.

Кейнс совершил революцию в экономической мысли, суть которой состояла в том, что до него в анализе экономических процессов преобладал микроэкономический подход, а в центре внимания находилась отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной конкуренции и занимающаяся проблемой минимизации издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала.

Кейнс противопоставил микроэкономическому подходу макроэкономический, в центре которого находится национальная экономика в целом. В связи с этим его макроэкономический метод основывается на исследовании зависимостей и пропорций между общими народнохозяйственными величинами, среди которых - национальный доход, совокупные сбережения и потребление, инвестиции и пр.

Основное внимание в своей концепции Кейнс сосредоточил на решении двух проблем: занятости и эффективности использования материальных, финансовых ресурсов с целью ликвидации негативных последствий циклического развития экономики.

Кейнс по-новому определяет предмет экономической науки. Он считает, что предметом является исследование количественных функциональных зависимостей воспроизводственного процесса, закономерных количественных связей совокупных народнохозяйственных величин, результаты которого используются для разработки программ экономической политики, нацеленных на обеспечение устойчивого экономического развития. Для его методологии характерны функциональный, макроэкономический и количественный анализ, субъективно-психологический подход.

Кейнс вводит новый понятийный аппарат (эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала, совокупные спрос и предложение, полная занятость, предельная эффективность капитала, предпочтение ликвидности и др.).

Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Его теоретические положения, терминология, методологические подходы к анализу макроэкономических процессов образуют основу современной науки и продолжают развиваться сторонниками кейнсианской школы.

«Кейнсианское учение оказало влияние на содержание и направления экономической политики, а также на различные направления и сферы исследований: разработку системы национальных счетов в увязке с практическими потребностями экономического регулирования, исходных положений антициклической политики, концепции дефицитного финансирования, системы среднесрочного программирования. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 23 с.»

Неоконсервативное (неоклассическое) направление представлено неолиберализмом (В. Ойкен, Ф. Хайек и др.) и современными концепциями неоконсерватизма: монетаризмом (М. Фридмен), э/сояо-микой предложения (А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн и др.) и рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас и др.). В 80-е гг. 20 века произошло распространение идей данного направления и перестройка на его основе экономической политики ведущих государств мира. Представители данного направления выступают за проведение мер по укреплению и расширению либеральной системы рыночной экономики, освобожденной от чрезмерного государственного вмешательства, сдерживающего функционирование рынка.

В неоклассической модели меняется объект исследования. Им становится рынок, рыночная экономика, которая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных потребителей и фирм, трактуется как наиболее рациональный способ экономической организации общества. Вместе с тем утверждается, что ценовой механизм рынка, который, как правило, обеспечивает использование ресурсов оптимальным образом, в ряде случаев обнаруживает свою недостаточность для достижения максимальной эффективности, в связи с чем неоклассики обосновывают необходимость использования в таких случаях государства, которое может улучшить распределение и использование экономических ресурсов.

Основными приоритетами экономической политики становятся не достижение "полной занятости", а борьба с инфляцией, обеспечение роста эффективности, конкурентоспособности производства, сохранение условий для прибыльного накопления частного капитала; переход от политики стабилизации экономического цикла к средне- и долгосрочной стратегии экономического роста, решению структурных проблем; отказ от неэффективных методов регулирования, поиск оптимальных пропорций и форм сочетания, взаимодействия двух подсистем хозяйственного механизма -- государства и рынка.

Начиная с конца 50-х годов 20 века увеличилось влияние социально-институционального направления, представители которого огромное значение начинают придавать роли технических факторов для развития производительных сил. Именно это становится основой для объяснения трансформации общества и разработки теорий индустриального (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального (Д. Белл и др.), информационного (Д. Белл, Е. Масуда и др.) общества и т. д.

Социально-институциональное направление неоднородно. Оно синтезирует политэкономию, политологию, социологию, изучает разные формы и аспекты экономической деятельности в их исторической эволюции, экономическиеструктуры, механизмы функционирования экономики. Методологической основой являются исторический и эмпирический подходы, прагматизм и институциона-лизм, технологический детерминизм.

Во второй половине 90-х годов основным объектом анализа институционализма становится эволюция и стратегия реформирования экономических систем на микро- и макроуровнях. При этом используются выводы биологии, кибернетики и теории систем, философские идеи.

Теоретики институционализма выводят нормы экономического поведения непосредственно из взаимодействия индивидов (в форме правовых норм, традиций культуры, стереотипов и пр.), рассматривают экономику как эволюционную открытую систему, испытывающую воздействие внешней среды.

Важную роль в анализе играет государство, которое должно, по мнению институционалистов, активно влиять на институциональную среду в экономике, поскольку спонтанная селекция институтов не всегда отбирает лучшие оптимальные варианты.

Существование разнообразных направлений в экономической теории обусловило попытку ряда ученых (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.) обобщить имеющиеся подходы к анализу экономических процессов. В результате возник неоклассический синтез, для которого характерны расширение и углубление тематики исследований, создание систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения, обогащение методологических подходов, инструментов экономического анализа.

Одна из особенностей неоклассического синтеза - широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа (методы линейного программирования, теории игр, моделирование и пр.), что позволило уточнить многие положения, расширить горизонты науки, способствовало созданию эконометрики - экономико-статистической школы.

Неоклассический синтез позволил объединить подходы неокейнсианства и неоклассиков, сочетать решение краткосрочных задач с требованиями долгосрочной перспективы; согласовывать стимулирование спроса с политикой доходов; увязывать обеспечение эффективности с реализацией социальных проблем, оптимизацию развития - с ростом благосостояния.

Российская и отечественная экономическая наука в 19 - 20 веках была представлена различными школами, имела и имеет своих видных представителей. Всемирное признание получили выходцы из России С. Кузнец и В. Леонтьев. Среди Нобелевских лауреатов - советский экономист Л.В. Канторович. Заметный след в экономике оставили исследования А.В. Чаянова Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макарова, А.Н. Челинцева и др.

“В большей части учебной историко-научной литературы эволюция экономической мысли прослеживается лишь до середины 20 века, тогда как ее новейший этап представлен, в лучшем случае, отрывочными сведениями.Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашев Н.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 4 с.”