Регулирующая функция значит что налоги. По форме налоги объединяются в две группы

Сущность и внутреннее содержание налогов пробудут в их функциях, в той «работе», кᴏᴛᴏᴩую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Стоит заметить, что она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.
Стоит отметить, что основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, будет понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рисунок № 3.2. Функции налогов

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — ϶ᴛᴏ более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

При этом реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего ϶ᴛᴏ обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

При этом обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов) Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт ϶ᴛᴏ ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. Учитывая зависимость оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — ϶ᴛᴏ налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум) Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — ϶ᴛᴏ льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Учитывая зависимость от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное оϲʙᴏбождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в т.ч. инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеюттрадиционно четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов пробудет не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при ϶ᴛᴏм значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по кᴏᴛᴏᴩым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выбудет необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной) Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Отметим, что теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Понятие функций налогов претерпело значительную эволюцию. Надо сказать, что и сегодня взгляды на число этих функций и их содержание у разных ученых различаются самым серьезным образом. С момента возникновения налогов их основной функцией считается фискальная . Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. С конца I в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении специальных чиновников и наполнявшаяся доходами с провинции. С IV в. н.э. фиск – это единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, в том числе налоги и сборы, и откуда производились государственные расходы. Отсюда и пошло применение термина для обозначения государственной казны.

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер и распространяется на всех физических и юридических лиц. Главное ее содержание – образование государственного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для материального обеспечения функций государства – обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и других задач. В начальные периоды развития налогообложения фискальная функция считалось главной и единственной функцией налога. Таково было мнение о налогах в Древнем Риме. Так думали в Средние века. Такова позиция меркантилистов, а также А. Смита, Д. Рикардо и других представителей классической школы политэкономии.

Некоторые специалисты считают эту функцию единственной, другие полагают, что существуют и иные функции, которые в каком-то смысле являются производными от фискальной. Это обосновывается тем, что именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, в том числе в процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Уже в Древнем Риме была замечена и другая очень важная функция налогов – регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая) , которая выражалась в том, что переход на денежную форму уплаты налога серьезным образом стимулировал развитие товарного производства и рынка.

Практическая реализация этой функции осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Немаловажное значение в ее реализации имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов, отраслей, одновременно сдерживая развитие остальных.

Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который, в свою очередь, может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов во многом зависит соотношение между издержками производства и ценой продажи. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.

Очень часто государство использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержание отечественных производителей с помощью высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлин.

На I этапе развития налоговой системы, а также на большей части II этапа для широкого использования налогов в других целях, кроме фискальной, не было необходимых условий. Однако уже в эпоху меркантилизма были сделаны определенные шаги для использования налогов в качестве регулирующего средства. В первую очередь это проявилось в проведении жесткой протекционистской политики и введении соответствующих таможенных пошлин.

Уже в XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера широко практиковало использование налоговых привилегий для тех отраслей промышленности, развитием которых особенно дорожило, стимулировало увеличение вывоза промышленных товаров, при этом вводило усиленное обложение предметов роскоши. Для стимулирования роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительства ряда стран также использовали налоги. Так, в Англии в 1758 г. был введен налог с холостяков, по которому мужчины старше 25 лет, не состоящие в браке, и бездетные вдовцы того же возраста платили налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов, и 20 шиллингов, если оно достигало 300 фунтов стерлингов, и т.д. . Использование налогов для стимулирования рождаемости наиболее четко просматривалось во французском и испанском законодательстве. Так, в Испании от налогов были полностью освобождены лица, имеющие шестерых и более детей, появившихся в законном браке. В целях привлечения иностранных ремесленников, купцов, землевладельцев в ряде стран, например, в Испании, Пруссии, России, иностранцам предоставлялись различные налоговые льготы.

Финансовая наука в лице меркантилистов впервые обратила внимание на стимулирующее влияние налогов на труд и сделала соответствующие выводы относительно роли налогов на потребление. В дальнейшем голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. поставили вопрос о влиянии налогов на производство. Так, Д. Мак-Куллох (1789–1864) в своих возражениях против доводов А. Смита о вредном влиянии вызванных войной налогов на благополучие страны формулирует положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: "Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики... Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта" .

Регулирующая функция получила более полное научное обоснование на III этапе развития налоговой системы в работах ученых маржиналистской, немецкой, американской школ. К началу XX в. финансовая наука пришла к признанию регулирующей функции налогов как одной из важнейших: "Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов".

В середине XX в. были разработаны научные методы регулирования экономики с помощью налогов. Главная задача здесь принадлежит уже неоднократно упоминавшемуся ранее английскому экономисту Джону Мейнарду Кейнсу. В соответствии с его теорией именно налоги являются главным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Теория Дж. М. Кейнса выдвигает необходимость создания эффективного спроса в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия государства. Кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна содействовать притоку инвестиций, в том числе через соответствующую систему налогов и сборов. Одно из важнейших положений теории Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство. Необходимо изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Налоги должны быть высокими и прогрессивными. Тогда они действуют как "встроенный стабилизатор". Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительная социальная стабильность в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Распределительная (социальная) функция налогов – следующая важнейшая функция, тесно связанная с фискальной и регулирующей функциями. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные государственные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производительной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных целевых программ, имеющих общегосударственное и общественное значение, а также фундаментальную науку. Распределительная функция проявляется, в первую очередь, через сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов с целью создания достаточно устойчивого уровня налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость уплачиваемых налогоплательщиками платежей от эффективности их деятельности. Особо важным с точки зрения реализации распределительной функции налогов является направление финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие секторы экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на поддержку малообеспеченных его слоев. Именно за счет такого перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Не случайно распределительную функцию часто называют социальной, поскольку она выражается в перераспределении доходов в масштабах всего общества.

Уже на I и II этапах развития налоговой системы мы находим примеры отдельных попыток реализации этой функции.

В Древнем Риме при императоре Августе в 6 г. н.э. был введен налог на наследство по ставке 5%. Налог уплачивали все граждане Рима и все доходы от него направлялись на пенсионное обеспечение профессиональных воинов-легионеров. В Средние века также делались попытки решать через налоги социальные проблемы. Так в XVI в. в Англии был введен налог на бедных. Целью данного налога был сбор общиной средств на содержание неимущих. Этот налог было бы правильнее назвать налогом для бедных, поскольку уплачивали налог состоятельные члены общества в интересах бедных людей. Во Франции правительство Кольбера, как уже говорилось, ввело в XVII в. налог на роскошь, который затем взимался и в ряде других стран.

В финансовой науке эта функция была теоретически обоснована в конце XIX в. в работах ученых новой исторической школы, в первую очередь, А. Вагнера, Э. Селигмена и другие. Были обоснованы способы практической реализации этой функции, в первую очередь, через введение подоходного налога, использование прогрессивной шкалы обложения, не облагаемого налогом минимума, предоставление различных льгот. Все развитые страны мира сегодня в своей налоговой политике учитывают и используют распределительную функцию. К сожалению, в современной России роль этой функции существенно снижена (к этой теме мы вернемся после того, как будут рассмотрены все функции налогов).

Контрольная функция налогов тесно связана с фискальной и распределительной функциями. Эта функция проявилась по мере развития практики налогообложения, создания соответствующего аппарата сбора налогов. Контрольная функция проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, а с другой – в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Одновременно эффективная реализация контрольной функции препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Нехватка финансовых средств в бюджете сигнализирует государству о неполадках в налоговой системе и необходимости внесения изменений в налоговую систему, социальную политику, бюджетную сферу. Информация о сборе налогов наиболее достоверно говорит о состоянии экономики государства и уровне доходов населения. Эффективная реализация контрольной функции налогов позволяет принимать обоснованные управленческие решения в экономической, социальной и политической сферах.

Некоторые проявления этой функции мы видим уже в I периоде, однако только в III периоде развитие налогового администрирования, финансовой статистики, информационных технологий позволило реализовать данную функцию в развитых странах в полном объеме.

Внешнеэкономическая функция налогов связана с проведением внешней политики государства. Речь идет об особых режимах налогообложения для предприятий отдельных стран, а также во внешней торговле. Этим целям обычно служит таможенная система, но не только она. Вспомним начало становления нашей страны. В 884 г. князь Олег, победив днепровских северян, потребовал с них легкую дань. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели: северяне, ранее платившие дань хазарам, не стали оказывать сильного сопротивления дружине Олега. Об этом узнали соседи радимичи, жившие на берегах реки Сожи. Они без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар, причем размер дани уменьшился в два раза.

Современным примером внешнеэкономической функции налогов может служить вступившее в силу с 1 января 2005 г. правительственное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взимании косвенных налогов на добавленную стоимость и акцизов – по принципу "страны назначения".

Таким образом, в процессе развития практики налогообложения и финансовой науки были выделены пять важнейших функций налогов:

  • 1) фискальная;
  • 2) регулирующая (стимулирующая и дестимулирующая);
  • 3) распределительная (социальная);
  • 4) контрольная;
  • 5) внешнеэкономическая.

Вернемся к обещанию проанализировать коротко состояние социальных процессов в нашем обществе. Мы уже говорили о том, что экономическая реформа 1990-х гг. ухудшила условия жизни большинства населения вследствие того, что очень узкий круг лиц стал обладателем основной массы государственной собственности. Реформа привела к масштабному расслоению населения по уровню доходов, причем этот процесс продолжается.

Рассмотрим динамику распределения денежных доходов по пяти 20%-м группам населения . Первая группа с наименьшими доходами получила в 2000 г. 5,8% доходов, в 2010 г. – 5,2%. Пятая группа с наибольшими доходами получила соответственно 45,8 и 47,7% доходов. Ситуация выглядит еще хуже, если учесть не 20%-е, а 10%-е группы населения.

Процессу расслоения общества способствовало резкое сокращение общественных фондов потребления. Были ликвидированы пионерские лагеря, многие детские сады, насаждается платная медицина, платное образование и т.д.

Сокращение социального неравенства может быть достигнуто целенаправленным комплексом мероприятий, среди которых определенное место занимают и налоговые механизмы. С нашей точки зрения необходимо отменить не оправдавшие себя страховые взносы и вернуть в налоговую систему социальный налог, вновь передав его администрирование ФНС России.

Для реформирования налога на доходы физических лиц необходимо ввести Закон о соответствии крупных расходов доходам и продолжить политику расширения социальных налоговых льгот по этому налогу. Нужно модернизировать налог на имущество физических лиц так, чтобы он выполнял функции налога на роскошь. Это также относится к земельному и транспортному налогам в отношении физических лиц.

Следует вновь ввести отмененный в разгар реформ налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

Необходимо упростить и снизить налогообложение малого бизнеса. Что касается основных налогов на крупный и средний бизнес, то их реформирование должно быть направлено на усиление регулирующей функции. Речь идет о том, чтобы налоги на прибыль организаций и на добавленную стоимость стимулировали развитие реального сектора экономики на инновационной основе, создание новых рабочих мест, что прямо и косвенно будет влиять на социальный климат в стране.

В области налогового администрирования необходимо сочетание ужесточения налогового контроля по отношению к недобросовестным налогоплательщикам с установлением партнерских отношений между основной массой налогоплательщиков и налоговыми органами.

Cтраница 1


Фискальная функция налогов - главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня (федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами.  

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.  

Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач.  

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции.  

Как проявляется на практике фискальная функция налога.  

Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.  

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения (особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других.  

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 - 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации.  

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.  

Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления.  

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ.  

Фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.  

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налог является экономической категорией, потому как денежные отношения между государством и физическими (и юридическими) лицами имеют своё особое значение: они служат регулятором перераспределения денег в распоряжение государства . Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Все функции налогов проявляют свои внутренние свойства, признаки и черты налога. Ко всему прочему, функции налога показывают, как реализуется общественное назначение налога, как инструмента распределения доходов. На сегодняшний день нет точной точки зрения насчет количества выполняемых налогом функций. Мнения ученых разделились: одни считают, что существует всего две функции - стимулирующая и фискальная, а другие же считают, что помимо этих двух функций, существует еще, как минимум, три функции - распределительная, регулирующая и контрольная. Функции налога взаимосвязаны, они не могут существовать автономно друг от друга, потому и выступают как одно целое.

Разграничение функций довольно условно, потому что они выполняются одновременно. Отдельные особенности, какой - либо функции могут быть присущи другим функциям.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той "работе", которую они выполняют.

Рисунок 1 - Функции налогов .

Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций:

Фискальная функция охватывает достаточно широкую сферу деятельности. Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, а так же направлена на финансирование менее производственных сфер, которые не имеют достаточного количества средств для своего развития, например, таких как фундаментальная наука или многие учебные заведения, библиотеки. Для точного обеспечения этих сфер деятельности финансами производится распределение по бюджетам разного уровня (федерального, субъектов федераций, местного уровня). Но реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточном количестве налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов возникает необходимость прибегнуть к поиску других форм доходов. Прежде всего, приходится обращаться к займам на разных уровнях: государственные, региональные и местные займы. Использование займов приводит к образованию государственного долга.

Говоря о практической стороне фискальной функции налогов, можно сказать, что, прежде всего, данная функция занимается оптимальным выбором источника и объекта налогообложение. Поэтому для формирования гибкой системы налогообложения необходимо соблюдение баланса между стимулирующей и фискальной функцией. Получается, что предоставление налоговых льгот одним лицам должно компенсироваться усилением налогообложением других.

Делая выводы из вышесказанного, можно сказать, что доля средств, которая поступала в бюджет за счет осуществления фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, потому как величина поступлений налогов в бюджет напрямую зависит от величины доходов плательщиков.

Налоги не могут оказывать влияния на процесс воспроизводства, хотя и является участником распределительных участников. Свое значение здесь проявляет стимулирующая функция налогов. Данная функция позволяет государству стимулировать технический прогресс в стране.

Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству. Ко всему прочему, снижение налоговой нагрузки для всех малых и средних предприятий при переходе на упрощенную систему налогообложения и налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога стимулирует развитие предприятий в этой сфере экономики. Льготы, которые предоставляются работодателям по уплате социального налога, провоцируют их на использование труда инвалидов. Людям, которые занимаются благотворительной деятельностью, позволяется использовать налоговые вычеты по налогу на физических лиц и т.д. налогообложение фискальный доход бюджет

Огромное значение в реализации стимулирующей функции имеет система налогообложения сама по себе: чтобы стимулировать развитие производств, каких-либо отраслей, государство вводит одни налоги и отменяет другие, при этом сдерживая развитие других отраслей.

В стимулирующей функции существует также подфункция, которая называется дестимулирующая . При помощи дестимулирующей функции, государство может увеличить налоговое бремя, что будет препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Действие данной подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. К примеру, это меры государства, которые пытаются поддержать отечественных производителей, с помощью запретительных импортных таможенных пошлин.

Одна из функций, регулирующая, имеет схожие черты стимулирующей функции. Меняя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или же убирать новые стимулы для капиталовложений, а благодаря манипуляциям с уровнем дохода косвенных налогов, можно менять уровень цен, что меняет и уровень потребления. Регулирующая функция играет важную роль в условиях антикризисного регулирования. Также, с помощью регулирующей функции, государство может воздействовать на экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Суть данной функции состоит в распределении налоговых выплат между юридическими и физическими лицами, а также между сферами и отраслями экономики. Эта функция позволяет корректировать доходы различных групп населения. Налоговое регулирование осуществляется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Одним из примеров является решение такой социальной проблемы, как курение, при помощи налога. После резкого увеличения акциза на табачные изделия в некоторых странах, доля некурящего населения увеличилось в разы, чем в ходе длительной кампании о вреде курения для своего здоровья и здоровья окружающих. Введение налога, в данном случае, было необходимо для решения социальной проблемы, но вместе с тем была осуществлена и фискальная функция налога. Исходя из вышесказанного, сущность налога одновременно проявилась в двух функциях.

Благодаря налогам решаются также проблемы экологии. Бывали случаи, что промышленность в развитых странах не поддавалась оснащению автомобилей катализаторами, потому как из-за них увеличивалась продажная цена. В тот момент, государство посчитало эффективным решением снизить налоги на автомобили, которые оснащались катализаторами, снизить акцизный сбор на виды бензина, которые использовали эти машины. Значительно сократился объем выброса вредных веществ в атмосферу, хотя акцизные поступления в государственные бюджеты также уменьшился. Этот случай является наглядным примером, когда с помощью налогового механизма была решена экологическая проблема.

Теснее всего связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает суть налога как инструмента распределительных отношений. Сущностью данной функции является то, что благодаря налогам через внебюджетный и бюджетный фонд государство может перераспределять финансовые ресурсы из производственной в социальную сферу (от богатых - к бедным, от работающих - к неработающим), осуществлять финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, которые имеют общегосударственное значение. Именно поэтому данную функцию иногда называют социальной.

Говоря о контрольной функции, можно сказать, что она тесно связана с фискальной и распределительной функцией. С одной стороны, механизм контрольной функции проявляется в проверке эффективности хозяйствующей деятельности, а с другой стороны, в контроле над действенностью проходящей экономической политики государства страны.

С введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД), у налога появилась еще одна функция - дисциплинарная. Единый налог на вмененный доход распространяется на все сферы деятельности, где контроль налоговыми органами затруднен. Обычно это относится к тем видам деятельности, которые задействованы в сфере налично-денежного обращения (торговля в розницу и оптом, сфера услуг и т.д.) ЕНДВ уплачивается независимо от реальных результатов хозяйственной деятельности на основе расчетных показателей, которые определены на законодательном уровне. Одной из главных целей введения этого налога - повышение налоговой дисциплины среди незаконопослушных налогоплательщиков. Государство имеет право устанавливать для налогоплательщиков фиксированный доход и взимать с него определенный процент. Когда налогоплательщики перестанут уклоняться от налогообложения, единый налог, вероятнее всего, лишится своей дисциплинарной функции.

Налоги, в условиях острой конкуренции, являются одни из главных инструментов по контролю над действенностью финансово-хозяйственной деятельности. При иных равных условиях, из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не имеет возможности расплатиться с государством. При одновременной нехватке в бюджете финансовых ресурсов, государству необходимо внести изменения в налоговую, социальную и бюджетную политику.