Проверка компании на благонадежность. Поиск контрагентов и проверка их благонадежности

Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

Советуем истребовать выписку из ЕГРЮЛ (лист записи) в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше. Совет - Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна. Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011).

Важно: обратите внимание на банк, где открыт расчетный счет. Бывают «однодневки» - это продукт маленьких нехороших банков. Они ими полностью управляют. Поищите отзывы в сети Интернет про эти банки.

2. Проверить контрагента с помощью сервисов

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн ;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений , вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя ;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица ;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу "массовой регистрации " и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007);
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

3. Проверить участие контрагента в судебных разбирательствах

Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле "Участник дела" название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию "Найти". После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

4. Проверить контрагента на банкротство

Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц . Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство

Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств . Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии

Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, на сайте Минстроя России размещены для ознакомления реестры выданных разрешений на строительство, а сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с бухгалтерской отчетностью контрагента

В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

Обратитесь к платным сервисам, наиболее быстрый вариант.

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков

Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России . Совет: Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица контрагента

Начиная сотрудничать с компанией, постарайтесь лично встретиться с ее генеральным директором . Понятно, что сделать это сложно - не каждый директор захочет встречаться со всеми партнерами лично. Однако письменный запрос о встрече, а также аргументированный отказ вашего партнера станут еще одним аргументом проявленной вами осмотрительности.

Попросите решение, протокол, согласно которому действует директор, а заодно копию паспорта. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Запрос в налоговую инспекцию контрагента об уплачиваемых налогах

Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

11. Сделайте пробную поставку товара или услуги

Смотрим практику в свою пользу:

а.Заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4),

б. факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д

12. Проводите сверки взаиморасчетов

Регулярные ежемесячные сверки расчетов позволяют не только подтвердить свою добросовестность в глазах налоговых органов, но и отслеживать своевременность исполнения договорных обязательств.

Наши выводы

Если нашли в своей работе один или несколько признаков недобросовестности контрагента - они не являются основаниями для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Но их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер , январь 2014
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что не существует никаких стандартных правил и критериев такой проверки. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями в процессе анализа самостоятельно, исходя из оценки рисков.

По мнению Андрея Хрыкина, руководителя проекта Фокус.Форум, процесс проверки контрагентов держится на трех китах:

  • благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
  • оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
  • знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.

Зачем искать и проверять контрагентов?

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим можем показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

Чем удобен сервис:

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы госконтрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов ее партнеров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков

Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.

Что необходимо сделать?

  • Убедиться в фактическом расположении компании по указанному в документах адресу.

Особенно это необходимо делать в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.

  • Познакомиться лично с руководством компании при обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок.
  • Убедиться в том, что фирма намерена выполнять условия сделки.

Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится с заключением сделки и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.

  • Удостовериться в том, что условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента.

Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?

Немаловажным вопросом при заключении сделок с новыми партнерами в сфере бизнеса является проверка контрагента на добросовестность.

Собранная информация о деятельности пока еще не знакомой организации поможет предупредить предпринимателя, избавив его от необходимости вложения денег в сомнительные проекты.

Вопрос особой важности

На сегодняшний день существует множество неблагонадежных организаций, которые называют однодневками. Именно они и способны нанести ущерб второй стороне договора. При этом государство недополучит налоги, а у добросовестного бизнесмена возникнут проблемы в виде огромного количества вопросов со стороны контролирующих организаций. Впоследствии это выливается в доначисление налогов, отказ от возврата сумм НДС, а также чревато наложением немалых штрафных санкций.

Проверка контрагента на добросовестность не является обязанностью предприятия. Законодательными актами подобная процедура не предусмотрена. Однако для каждого бизнесмена будет все же разумнее и безопаснее уделить некоторое время сбору информации о своих партнерах. Из этого можно сделать вывод о том, что проверку контрагента на добросовестность можно считать делом обязательным. При проведении подобной процедуры всегда появится возможность доказать контролирующим органам, что компания перед оформлением сделки проявила осмотрительность. Ведь, исходя из примеров практики, становится понятно, что одинаковый уровень ответственности возлагается на фирмы, которые намеренно вступили в отношения с организацией-однодневкой, и на те, которые не узнали об ее недобросовестности заранее, и не предприняли необходимые меры предосторожности.

Основные признаки неблагонадежности

Практический опыт работы контролирующих органов позволил выявить некоторые критерии, согласно которым может быть дана оценка недобросовестности контрагента.

Так, основными признаками неблагонадежности нового партнера могут служить:

Юридический адрес компании, находящийся в месте, где располагается большое количество иных субъектов хозяйствования, или в жилых помещениях (например, в квартирах);
- наличие картотеки, указывающей на большую задолженность перед бюджетом;
- дата государственной регистрации, которая проводилась незадолго до предложения о заключении договора.
- наличие у фирмы единственного учредителя, который, к тому же, является ее директором и главным бухгалтером, ведь в таком случае возможно, что этот человек - участник и внушительного количества других организаций, у которых имеется большая задолженность по уплате налогов в бюджет;
- проведение реорганизации в виде слияния фирмы с другим обществом или изменение ее местонахождения;
- возникающие сомнения в подлинности поставленных директором и главным бухгалтером подписей в первичных документах и на договорах.

При обнаружении всех или только нескольких описанных выше признаков представитель налоговых органов особенно внимательно рассматривает законность оформления некоторых документов, в частности, счетов-фактур, данные из которых служат для производства налоговых вычетов по НДС.

Самостоятельное определение рисков

Разумеется, дожидаться проверки контролирующих органов предприятиям не стоит. Каждый из плательщиков имеет право воспользоваться теми критериями, которые позволяют наиболее эффективно провести проверку контрагента на добросовестность.

Существует приказ ФНС № 93-06-333 от 30.05.2007 г., который содержит пояснения о том, при каких условиях можно считать, что налогоплательщик проверил своего потенциального партнера на благонадежность. Обезопасить себя от претензий финансовых органов и гарантировать исключение рисков для своего бизнеса позволит применение достаточно большого количества способов. Рассмотрим их подробнее.

Алгоритм проверки

Система проверки контрагентов на предприятии должна быть упорядочена. Для этого издают локальный акт, назначают ответственных, а также предусматривают все критерии, подлежащие рассмотрению. Например, из этой процедуры можно исключить те организации, которые работают на российском рынке уже давно и заслужили надежную репутацию. Целесообразность проводимых проверок может быть ограничена суммой, а также периодичностью сделок.

Одной из обязательных процедур является запрос таких копий документов для проверки контрагента:

Свидетельства, подтверждающего государственную регистрацию фирмы;
- устава;
- выписки из ЕГРЮЛ;
- приказа о назначении лиц, ответственных за заключение договоров.

При заключении сделок строительного подряда актуальным документом явится лицензия на осуществление подобной деятельности. Необходимо также убедиться в том, что партнер не принимает участия в судебных разбирательствах. Подобную информацию можно получить, зайдя в картотеку арбитражных дел, которая имеется в свободном доступе и располагается на ресурсе ВАС РФ. Для проведения такой проверки достаточно ввести в поисковую строку наименование потенциального партнера и его ИНН. Если фирма фигурирует в каких-либо делах, то их список будет выведен на экран.

Для уверенности в проведении сделки необходимо убедиться и в том, что в отношении потенциального партнера не ведется исполнительное производство. Такую информацию можно получить на портале ФСПП РФ. Проверить, таким образом, можно не только юридические лица, но и ИП.

Еще одним шагом при определении добросовестности контрагента является получение информации о том, что в отношении потенциального поставщика или покупателя не проводится процедура банкротства. Такие сведения могут быть получены из Единого федерального реестра, содержащего в себе факты деятельности всех субъектов хозяйствования РФ. Здесь же может быть найдена и другая весьма полезная информация, которая позволит создать общую картину о контрагенте, например, стоимость его чистых активов.

Перед заключением договора необходимо убедиться в том, что у партнера по бизнесу имеются все необходимые лицензии. Как получить такую информацию? Для этого необходимо зайти на сайты соответствующих органов, выдающих разрешения на осуществление того или иного вида деятельности.

Перед подписанием договора следует также ознакомиться с данными, содержащимися в годовой отчетности контрагента. Такая информация открыта для любой из заинтересованных сторон. Стоит только иметь в виду, что прохождение такой процедуры потребует возмещения расходов на копирование документов.

Проверка юридического лица по ИНН

Получение сведений с помощью данного способа доступно всем желающим. Проверка контрагента по ИНН осуществляется онлайн. Для этого используются следующие базы данных:

Сайта Министерства доходов;
- реестра плательщиков налога на добавленную стоимость, где можно сверить реквизиты партнера;
- реестра, содержащего аннулированные свидетельства НДС;
- реестра свидетельств единого налога.

Существуют также отдельные специальные сервисы, которые предоставляет налоговая инспекция. Проверка контрагента на них осуществляется при введении ИНН в соответствующую строку. Результат выдается мгновенно.

Кроме того, проверка контрагента по ИНН может проводиться с использованием следующего:

Базы предприятий экспортеров;
- системы комплексного раскрытия имеющейся информации участниками фондовых рынков.

Интернет-источники, на которых можно проверить контрагента на добросовестность бесплатно, существуют не только для России. Имеются они для Украины и для многих других зарубежных стран. Найти такие ресурсы в сети не составит особого труда. Например, в США подобные сайты есть для каждого штата страны. На них и могут быть получены соответствующие сведения о контрагенте.

Кроме проверки партнера в налоговой в Интернете могут быть найдены и частные «черные списки», в которые внесены недобросовестные компании и фирмы-должники.

Для того чтобы окончательно убедиться в благонадежности контрагента, можно также купить его кредитную историю в специальном бюро или заняться поиском информации на сайтах и форумах, где имеются отзывы и обсуждения о работе с данной компанией. Но не стоит забывать о том, что компания-однодневка способна создать фиктивные сайты или оставлять позитивные отзывы о своей работе на других ресурсах. Источник информации при проверке контрагента на добросовестность должен заслуживать доверия.

Проверка ИП по ИНН

Нередко в качестве контрагента при заключении сделки выступает не компания, а частный предприниматель. Проверить его по ИНН еще проще, чем фирму. Необходимо запросить у ИП копию свидетельства, подтверждающую государственную регистрацию, и документы, свидетельствующие о его постановке на учет. Перед подписанием договора необходимо также удостовериться в законности явившегося лица, а также в наличии у него полномочий на подписание документов.

Запрос в ФНС

Для предоставления информации о потенциальном партнере по бизнесу можно обратиться в налоговую. Это также явится проявлением осмотрительности.

Выдача сведений о субъектах предпринимательской деятельности, не входящих в разряд налоговых тайн, является обязанностью контролирующих органов.

Возможности ресурса ФНС

Для проверки потенциального партнера существует специальный сервис. Создала его ФНС России. «Проверь себя и контрагента. Налог. ру» - такое название носит данный ресурс. Он предоставляет для предприятий широкие возможности. Так, контрагента можно проверить по ОГРН, ИНН, месту нахождения, а также наименованию. Для этого необходимо зайти на сайте ФНС России «Проверь себя и контрагента. Налог. ру» в раздел, который носит название «Электронные сервисы». Именно здесь и может быть осуществлена проверка потенциального партнера по разным направлениям. Прежде всего ресурсом предоставляются сведения, которые содержатся в ЕГРЮЛ. Проверка контрагента при этом может быть проведена при вводе его ИНН, юридического адреса, региона нахождения или наименования. При проверке ИП может быть введена только фамилия предпринимателя.

С помощью сайта ФСН осуществляется быстрая проверка контрагентов. Ввод правильных данных позволит увидеть дату регистрации, место нахождения, ОГРН, ИНН, а также выяснить, не внесена ли запись о прекращении деятельности данного субъекта хозяйствования. Ресурс позволяет также проверить юридический адрес контрагента на «массовость».

На основании полученных данных может быть составлено заключение проверки контрагента с проведением анализа сроков ведения им деятельности, ее видов, а также получено общее представление об опыте потенциального партнера и наличии у него необходимых лицензий, о возможной дисквалификации, то есть о лишении права заниматься той или иной деятельностью, и прочая важная информация.

Выписка из ЕГРЮЛ

Каким образом может быть осуществлена проверка контрагента? ЕГРЮЛ предоставляет сведения о регистрации субъектов хозяйствования. Если потенциальный партнер ко всем собранным им документам подложит недавно полученную выписку, подтверждающую, что он состоит на государственном учете, то это также явится основанием для того, чтобы считать его благонадежным. Кроме того, по данному документу могут быть проверены реквизиты контрагента, которые он указывает в договорах.

Подобная выписка может быть как предоставлена самим партнером, так и получена в налоговом органе или на соответствующем ресурсе.

Проверка счетов в банке

Подобная процедура позволит получить дополнительную информацию в тех случаях, когда проводится проверка контрагента. Счета в банке не должны быть:

Заблокированными ФНС;
- не иметь каких-либо ограничений.

Для того чтобы убедиться в том, что счет не является заблокированным, достаточно зайти на специальный сервис ФНС и ввести ИНН контрагента, а также БИК обслуживающего его банка. Выяснить о наличии каких-либо ограничений по счету удается не всегда. Одни банки подобный сервис уже создали. У других он пока отсутствует.

Прочие способы проверки

Помимо получения информации о потенциальном партнере по всем перечисленным выше вопросам, необходимо убедиться в том, что у него:

Не имеется счетов в сомнительных кредитных учреждениях;
- существуют все необходимые условия для выполнения договорных обязательств, такие как торговые точки, склады, транспорт и т.д.;
- есть возможность выполнить заказ на пробную, небольшого объема партию товара.

Кроме всего прочего, понадобится узнать, действителен на момент подписания договора паспорт руководителя. Для этого необходимо посетить сервис Федеральной миграционной службы РФ.

При составлении представления о потенциальном партнере важно понимать, что единственный критерий недобросовестности контрагента обычно не приводит к тому, что компания лишается налоговых льгот. Ну а если такие признаки существуют в совокупности, то даже решение суда будет принято не в пользу организации.

26.04.2017 28.04.2018 7 244

В гражданском законодательстве не существует понятия «добросовестная организация», а проверка благонадежности контрагента не имеет четких критериев. Поэтому актуальным остается вопрос выбора источников получения данных о юридическом лице.

Зачем нужна проверка на благонадежность?

Ответственность за выбор поставщиков и клиентов лежит на компании. Неосмотрительность приводит к потере денег, деловой репутации, отказу в возмещении НДС и даже обвинению юридического лица в мошенничестве. Поэтому важно по максимуму оценить риски работы с определенной фирмой.

По каким критериям оценивается благонадежность?

Проверка на благонадежность не подчиняется специальному алгоритму. Существует ряд общепринятых критериев, изложенных в Приложении N 2 к Приказу ФНС России N ММ-3-2/467@ от 14.10.2008.

    1. Величина налоговой нагрузки в разы ниже среднего значения по отрасли.
    2. Отражение в финансовых документах убытков несколько периодов подряд.
    3. Большие суммы вычетов по налогам за отчетный период.
    4. Несоответствие темпа роста доходов и темпа роста расходов.
    5. Оплата труда работников по документам ниже среднего уровня по региону.
    6. Неоднократно граничащие с допустимой величиной показатели, разрешающие применение специальных налоговых режимов.
    7. Практически равная величина расходов и доходов.
    8. Выстраивание длинной «цепочки контрагентов» без разумного на то экономического обоснования.
    9. Отсутствие пояснений на выявленные налоговыми органами несоответствия финансовых показателей.
    10. Регулярное снятие с учета и дальнейшая регистрация по новому адресу.
    11. Значительное отклонение от среднего значения показателя рентабельности, установленного по данным статистики для конкретной отрасли.
    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Первые 11 критериев достаточно сложно проверить на практике, но проверка благонадежности юридического лица по двенадцатому критерию не так затруднительна. В Приказе подробно рассмотрены признаки такой деятельности:
    — отсутствие данных в ЕГРЮЛ;
    — отсутствие личных встреч директора (или должностных лиц) при заключении договоров между поставщиками и их клиентами;
    — отсутствие документов, подтверждающих полномочия управляющего органа;
    — отсутствие сведений о реальном местоположении фирмы, регистрация по одному адресу с другими компаниями;
    — отсутствие информации в СМИ, интернете и других источниках.

Наличия одного или нескольких критериев может быть достаточно, чтобы признать организацию «проблемной» и не вступать с ней в деловые связи.

Способы проверки благонадежности юридического лица, открытые источники, платные сервисы

Проверка контрагента на добросовестность может быть осуществлена как через открытые источники, так и с помощью платных сервисов.
Некоторую информацию можно получить бесплатно через инструменты на сайте ФНС: сведения о регистрации или процессе ликвидации, вид деятельности, сведения о задолженности по налогам, место регистрации и др.

С помощью платных сервисов можно заказать полную выписку из ЕГРЮЛ с информацией об учредителях, исполнительном органе, размере уставного капитала и его изменениях, выданных лицензиях и т. д. Другие сведения возможно получить через дополнительные интернет — источники:

    — реестры недобросовестных поставщиков;
    — картографическая система Яндекс и Google;
    — реестры лицензий;
    — картотека арбитражных дел;
    — поисковые системы сети интернет.

Существуют и специализированные сервисы, предоставляющие всю необходимую информацию в единой, сводной таблице. Один из таких ресурсов — «Проверка контрагентов» . Он позволяет получать сведения сразу по нескольким критериям. Это очень удобно, т. к. данные систематизированы и представлены в удобном виде. Такие инструменты значительно экономят время, что играет важную роль в бизнесе. Еще одно несомненное преимущество такого ресурса — мгновенная актуализация информации при изменении сведений в реестрах.

О функции «Светофор» (индикатор благонадежности) в сервисе «Проверка контрагентов»

Для удобства в сервисе существует функция «Светофор». Это индикатор благонадежности, где каждому цвету соответствует определенная характеристика: зеленый индикаторхорошая компания», желтый – «рекомендуем проверить», красный – «деятельность прекращена». Функция удобна тем, что позволяет сразу ответить на вопрос, действующее ли юридическое лицо, а также принять решение о перспективах сотрудничества.