Роль государства в регулировании экономических процессов. Роль экономики в развитии государства

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Но по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются ее недостатки. Таким образом, основные недостатки рыночного механизма заключены в следующем:

· Рынок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

· Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и характеризуется значительным неравенством.

· От механизма рынка не приходится ждать соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать.

· Рыночный механизм не способен регулировать внешние экономические эффекты, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка.

· Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

· С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем и т.д.

В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами. Говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используется для достижения той или иной цели.

Функции государства в рыночной экономике:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. Для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2. Обеспечение занятости. Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Регулирование цен.

Цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя .

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берёт на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Её содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

  • а) функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
  • б) функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.Вольчик В.В. Рынки и институты в экономической теории: проблема отбора // Науч. труды Дон НТУ Сер. Экономическая. Вып. 103-1. 2006. С. 52-58

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определённого уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочее место или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6%). Безработица не только серьёзная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижением потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цена активно влияет на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цена на которые определяется государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает на так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленную на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределение ресурсов. В этих случаях государство берёт на себя функции установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счёт государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счёт частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счёт кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счёт собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет ёмкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия её найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нём отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пересекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признаёт справедливым доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землёй, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, носящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платёжными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это, так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путём организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищённость населения без учёта реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышения пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление её от чрезмерной государственной активности.


Экономические функции современного государства реализуются через его экономическую политику. Новая история экономической политики берет свое начало с эпохи становления предпринимательского строя и первоначального накопления капитала. Меркантилизм был первой научно обоснованной концепцией экономической политики нового государства. В основу этой концепции положена идея расширения вмешательства государства в хозяйственные дела, процессы производственного воспроизводства.
Меркантилизм как политика обеспечивал доступными в свое время для государства средствами содействие развитию тех отраслей экономики, которые занимали доминирующее положение в народном хозяйстве. Он возлагал на государство функции содействия обрабатывающей промышленности, заботу о путях сообщения, таможенной и колониальной политике, внешней торговле, экспортным отраслям, которые обеспечивали поступление в страну золота. Эти отрасли государство брало под свой контроль.
Со временем политика меркантилизма стала тормозом развития экономики. Концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, которая базировалась на идеях свободы торговли, ограничения вмешательства государства в экономику. Экономическая политика физиократов основывалась на требованиях развития конкуренции. Главный постулат этой политики состоял в том, что экономика должна развиваться на началах так называемого естественного права.
Со временем такой курс трансформировался в экономическую политику поддержки свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии. Экономическая политика, которую предлагали теоретики классической школы, основывалась на постулате, что частный интерес всегда совпадает с интересом общественным. Главная задача общества – это рост богатства. Поэтому государству не следует вмешиваться в дела частного производителя. Так родилась догма невмешательства государства в экономику. На практике интересы многих слоев и общества в целом не совпадали. Государство, реализуя экономическую политику классической школы, взяло под свою защиту лишь богатых. Известный экономист того времени С. Сисмонди, критикуя классическую школу, писал: “Неужели богатство – все, а люди – ничто?” Наиболее решительными критиками классической школы были социалисты-утописты, а со временем – марксисты.
Уже в ХIХ в. в полной мере проявляются недостатки частнохозяйственной деятельности во многих отраслях экономики. Наряду с ростом богатства, которое сконцентрировалось в руках ограниченного круга людей, массовыми стали нищета, голод, безработица и пауперизм. Соперничество между социальными слоями переросло в так называемую классовую борьбу. Политическая ситуация во многих странах стала нестабильной. Экономическая политика, основанная на идеях классической школы, постепенно исчерпывает свой потенциал. Начинается процесс передачи ряда отраслей экономики в управление государством. В ХХ в. в отдельных странах, где к власти пришли марксисты тоталитарного направления, произошло полное огосударствление экономики.
Два противоположных подхода к экономической политике государства, один из которых основывается на идеях расширения государственного вмешательства в экономику, а второй – на ограничении его роли в этой сфере, и сегодня в центре дискуссий даже в развитых странах. Сторонники кейнсианских и неокейнсианских концепций выступают за усиление регулирующей роли государства в экономической сфере. Их противники – представители неоклассического и монетаристского направлений – призывают к ограничению его вмешательства в хозяйственные процессы. Сформировалось компромиссное направление так называемого неоклассического синтеза. Время от времени берет верх та или иная, хотя и модифицированная, модель экономической политики государства.
Механизм взаимосвязи политики государства с экономикой сегодня достаточно сложный. Экономика как реальный базис общества, как система исторически обусловленных отношений во многом определяет политику государства. Социальная структура общества, вступающего в постиндустриальный период развития, сложна и пестра. Интересы всех социальных слоев сегодня отражаются в деятельности и защищаются многими политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями. Через их посредничество экономические интересы различных социальных слоев интегрируются в политическую систему общества, влияют на характер принимаемых государственной властью решений, в том числе и экономических. Так определяются основные направления экономической политики государства, отрасли бюджетного финансирования, системы и размеры налогов, социальные программы, масштабы государственного вмешательства в экономику.
Экономическая политика государства, ее экономические функции формируются сегодня в результате сложного механизма взаимодействия и борьбы интересов различных слоев населения. Такая политика является результатом определенного консенсуса этих интересов, их равнодействующей силой. Функция государства как инструмента реализации классовых экономических интересов ограничивается, все более уступая его общеэкономическим и общесоциальным функциям. Руководствуясь приоритетами обеспечения социальной стабильности, государство может проводить экономическую политику даже вопреки временным интересам господствующих слоев населения, конечно, на определенном отрезке времени. Современная диалектика экономики и политики является основой для формирования институтов правового государства.
Самостоятельность институтов государства в проведении экономической политики имеет и отрицательные последствия. Нередко избиратели вообще теряют контроль за деятельностью тех политических сил, которых они уполномочили представлять свои интересы. Политические партии и группировки, отдельные группы политических деятелей, которые имеют государственную власть, часто используют ее в свою пользу. Относительная самостоятельность государства, аппарата, который его обслуживает, может привести к полному разрыву между целями экономической политики государства и интересами общества. Вот почему даже в высокоразвитых странах стоит вопрос обеспечения общественного контроля за механизмом принятия государственных решений, реализацией государством своих экономических функций.

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этом нас убеждает экономическое развитие нашей страны, где роль государства возрастает с каждым днем.

Экономической роли государства уделяют свое внимание многие классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США.

Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, неумолимо ведут к тоталитаризму. Для него социализм является концом рациональной экономики.

И все же большинство экономистов считает, что современная смешанная экономика нуждается в объективном государственном регулировании.

Экономическая роль государства реализуется путем организации хозяйственной деятельности.

Здесь государство выполняет следующие функции:

1. Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

2. Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

3. Регулирование темпов роста и направление развития отраслей народного хозяйства.

4. Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

5. Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве, интеграционных экономических процессах.

В государственном секторе экономики государство осуществляет управление производством путем:

2. Организации выполнения производственных заданий и договоров.

3. Проведения необходимой кадровой политики и подготовки специалистов в государственных высших и средних учебных заведений.

4. Организации и регулирования коммерческих отношений между предприятиями различных укладов экономики.

5. Контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

Эффективного использования таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, налоги, дотации.

Современная рыночная экономика не может существовать без вмешательства государства. Исследователями дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то экономика является смешанной. В крупных промышленных странах влияние государства на экономику неуклонно возрастает.

Главными причинами возрастания государственного сектора являются:

Рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

Рост народонаселения;

Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения и т.д.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность преобразований, связанных с функционированием рыночной экономики.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики -- ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно - регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

«Императивный статус государства» Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Особое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма, наличие обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру деятельности государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Государство является не единственным политическим учреждением общества. Наряду с ним, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, объединения и учреждения. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти. Поэтому государство можно определить как результат общественного развития, одновременного формирования политической и экономической организации общества. Общие функции государства: защита государственного строя; предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; регулирование экономических и других отношений; осуществление общей внутренней политики страны, как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики; осуществление внешнеполитических функций.

В современных условиях необходимо обратить внимание и на такие функции государства, как:

Социальная функция. Главное ее значение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижениях. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ. Осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке;

Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований. Вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий;

Налогообложение и взимание налогов. Это функция государства обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон об основах налоговой системы Российской Федерации;

Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве необсуждаемых, принадлежащих ему с рождения. Выполнение данных функций обеспечивается системой правоохранительных органов: органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.

Тема 11 Роль государства в экономике

1. Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

2. Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсманской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие

Государство с момента своего появления играло ииграет опре­деленную роль в обеспечении нормального функционирования эко­номики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической исто­рии общества, в которых государство играло различную роль в ры­ночной экономике.

Первый этап (XVIII-XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характери­зовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономи­ки успешно решались на основе функционирования рыночного ме­ханизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

Обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

Поддержанию правопорядка;

Защите прав собственности;

Обеспечению нормального денежного обращения;

Взиманию налогов для наполнения государственной казны, контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономи­ческого либерализма классической школы в экономической теории. в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморе­гулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития, А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для го­сударства - это проводить политику «laissez faire - laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т.е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этап обозначился в начале XX в, и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственного воздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

Возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929-1933 гг.);

Усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

Необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

Излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

Необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благ за счет государственного бюджета (здравоохранение, образование, производственная и социальная инфраструктура);

Проявление внешних эффектов (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

Обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономику представляет со­бой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную спра­ведливость.

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мей-нардом Кейнсом в его широко известной работе «Общая теория за­нятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929-1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он выпел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Однако проведение этого кур­са экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

Государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение Инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производ­ственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;



Широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

На государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть д 0 середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974-1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианскон концепции заключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возмож­ностей. Это привело к дефицит) госбюджета, резкому увеличению на­логов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кре­дитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974-1975 гг. проявилась «английская болезнь» - стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручи­ванию инфляционной спирали. В это время перед государством вста­ла проблема: как стимулировать производство и занятость, не стиму­лируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсиан­ской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения струк­турной перестройка экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направление в экономи­ческой теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они счита­ли, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную кон­куренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, прово­димой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последо­вательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существен­но снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую оче­редь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания ин­фляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу эконо­мического роста путем глубокой структурной перестройки всей эко­номики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, кото­рая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следу­ет отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разум­но считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего пе­риода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормаль­ного функционирования рынка как основы рационального хозяйст­вования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX в. выяви­ло четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.

Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики и границы государственного регулирования экономики

В современной экономике перед государством стоят многообразные задачи, поэтому помимо классических (роль «ночного сторо­жа:») государство в настоящее время выполняет и экономические функции,представление о которых дает табл.

Экономические функции государства Формы реализации
1. Обеспечение устойчивого поступательного экономического развития, смягчение действия экономических кризисов Проведение антициклической, структурной, антиинфляционной, финансовой и денежно-кредитной политики
2. Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормального функционирования Осуществление антимонопольной, монетарной, антиинфляционной политики
3. Определение правил поведения хозяйствующих субъектов на рынке Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства
4. Заполнение свободных от рынка хозяйственных зон Финансирование из госбюджета развития фундаментальной науки, из местных бюджетов развития коммунального хозяйства, общественного транспорта и т.п.
5. Обеспечение неотъемлемых прав человека и более справедливого распределения доходов в обществе Осуществление фискальной, социальной политики
6.Сохранение окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов Установление государством определенных норм, ограничений и запретов
7 Регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами Заключение различных международных соглашений, введение квот и таможенных пошлин и т.п.

Свои экономические функции государство выполняет посредством целой системы государственного регулировании экономики,

которая представляет собой совокупность различных форм и методов воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем современной экономики, неподвластных рынку.

Основными формами государственного регулирования экономики в настоящее время являются:

Государственная собственность и государственное предпринимательство;

Государственные заказы;

Образование государственных финансов и осуществление финансовой политики государства;

Регулирование денежно-кредитных отношений и проведение монетарной, антиинфляционной и инвестиционной политики;

Организация государственного прогнозирования, программирования и планирования социально-экономического развития;

Осуществление государственной социальной политики;

Регулирование внешнеэкономических связей.

Государственное регулирование экономики осуществляется различными методами, которые подразделяются на две большие группы: экономические и административные. В современной экономике государство пользуется преимущественно экономическими методами, которые имеют стимулирующий (или сдерживающий) характер, применяются для решения ключевых задач, связанных с поддержанием режима эффективного функционирования и динамичного развития экономики. Экономические методы регулирования экономики осуществляются путем косвенного воздействия на экономические процессы посредством инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Однако в определенных ситуациях экономических методов явно недостаточно для обеспечения нормального развития экономики и общества, поэтому государство должно использовать строго ограничительные или даже запретительные, т.е. административные, методы прямого воздействия.

Основными направлениями эффективного использования экономических методов государственного регулирования экономики являются:

Стимулирование устойчивого экономического роста;

Осуществление антициклического регулирования и структурой перестройки экономики и д.р.