Распределение общественных благ и доходов. Формы и принципы распределения общественных благ

Распределение благ. Оплата труда. Заработная плата в России

Сущность процесса распределения благ. Исторические формы распределения жизненных средств. Распределение благ в современной России. Организация заработной платы в России. Номинальная и реальная заработная плата. МРОТ.

Распределение в экономической системе выступает либо как момент самого производства, либо как акт, следующий непосредственно за актом производства. Содержанием отношений распределения является функция установления долей, или пропорций, в соответствии с которыми произведенный продукт поступает в распоряжение субъектов его производства.

Осуществляя процесс индивидуального труда, человек решает одновременно три задачи, обусловленные его потребностями: что должно быть получено в результате труда, сколько и для удовлетворения каких его потребностей. Очевидно, что в самой постановке третьей задачи содержится отношение распределения ожидаемых результатов между многочисленными потребностями человека. В процессе общественного труда отношение распределения решает еще одну важную задачу: на удовлетворение чьих именно потребностей должен быть направлен создаваемый продукт. Эти задачи а, следовательно, и отношения распределения, являются актуальными в обществе любого типа, любой формации. В обществе, основанном на товарном производстве, возникает иллюзия, что функции распределения продукта полностью реализуются в процессе товарного обмена. На этой иллюзии строятся рыночные теории, которые вообще обходятся без анализа отношений распределения, подменяя его анализом обмена между собственниками факторов производства.

Научное объяснение феномена распределения, его места в экономической системе, его связей с отношениями производства, с одной стороны, и обмена √ с другой, дает марксистская политическая экономия. "Структура распределения, √ утверждает Маркс, √ полностью определяется структурой производства. Распределение само есть продукт производства √ не только по распределяемому предмету, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особые формы распределения, те формы, в которых люди принимают участие в распределении". Обмен же "есть лишь опосредствующий момент между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой стороны". С точки зрения структуры распределение есть прежде всего "1) распределение орудий производства и 2) √ что представляет собой дальнейшее определение того же отношения √ распределение членов общества по различным родам производства (подчинение индивидов определенным производственным отношениям). Распределение продуктов есть, очевидно, лишь результат этого распределения, которое заключено в самом процессе производства и которое определяет структуру производства"

Заработная плата - это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства.

Заработная плата глазами работника – это основная часть его дохода призванная удовлетворять жизненно необходимые потребности не только его, но и членов его семьи.

Заработная плата глазами работодателя – это элемент расходов в себестоимости продукции, уменьшающей прибыль предприятия.

Основная задача организации заработной платы состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Организация оплаты труда предполагает:

Определение форм и систем оплаты труда работников предприятию.

Разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия.

Разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.

Обоснование показателей и системы премирования сотрудников.

Тарифная система оплаты труда.

Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его сложности, значимости и условий труда различных категорий работников вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в себя: тарифно-квалифиционные справочники; нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания,

нормированное задание); тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные); схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание).

Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов.

В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской Федерации.

В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего времени), устанавливаемых законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок 1 разряда.

Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц

(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому, разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку.

Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени

(час, день, месяц- это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить его конечный результат).

Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности.

Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и является основанием при расчете заработной плате этого работника.



Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки – это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.

Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь – для рабочих.

Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается решением Правительства Российской Федерации.

Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа его разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от финансового положения и возможностей предприятия.

Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило, применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из обязанностей и квалификации работников.

Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда – например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.

Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно исходя из экономической целесообразности.

Норма труда – это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно этого предприятия.

Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого
установлен минимальный
размер оплаты труда Сумма минимального
размера оплаты труда
(руб., в месяц) Нормативный акт,
установивший минимальный
размер оплаты труда
с 1 января 2009 г. 4330

В коммунистической идеологии считается, будто в коммунистическом
обществе на первой стадии действует принцип "От каждого по способности -
каждому по труду", а на высшей стадии - принцип "От каждого по способности
- каждому по потребности". Первая часть этих принципов якобы регулирует
то, как члены общества отдают свои силы обществу, а вторая регулирует
распределение жизненных благ. Эти принципы допускают различную
интерпретацию. И при любой интерпретации они на самом деле не являются
специфическими закономерностями реального коммунизма.
Рассмотрим первую часть этих принципов. Выражение "по способности"
можно истолковать в житейском вульгарном смысле, будто каждый будет
развивать все заложенные в нем способности, проявлять их и использовать.
Ясно, что в таком смысле этот признак никогда не будет осуществлен хотя бы
по следующим причинам. Не любые способности индивида приемлемы для
окружающих индивидов и для общества в целом. Не любые способности
представляют интерес. У индивида просто не хватит сил и времени развивать
все его потенциальные способности. Индивид может вообще не догадываться о
том, на что он способен.
Но это выражение можно истолковать и иначе, например так: 1) общество
устанавливает, что считать способностями данного индивида в его данной
социальной позиции; 2) в среднем и в тенденции индивиды, допущенные
обществом к исполнению данных функций, исполняют их в меру своих
средненеобходимых способностей. Этот принцип касается не потенциальных, а
актуальных (реализующихся) способностей людей. Если подходить к проблеме
способностей с массовой точки зрения, то потенциальные способности массы
людей в данных условиях реализуются в их актуальных способностях -
последние суть показатель первых. Для отдельных людей тут может иметь
место несовпадение. Однако и в отношении отдельных людей совершенно
бездоказательны утверждения о их якобы загубленных талантах. О загубленных
талантах есть смысл говорить лишь тогда, когда человек обнаружил свой
талант заметным для окружающих образом и затем как-то потерял возмож-
ность его развивать далее и использовать (Мусоргский, Лермонтов, Есенин,
Маяковский). Но это - исключения из общего правила. Обычно подавляющее
большинство людей среднеспособно или среднебездарно. В таком практически
трезвом понимании этот принцип реализуется во всяком большом и сложном
обществе, а не является особенностью коммунизма.
Конечно, от способностей зависит то, какое место в обществе занимают
отдельные люди. Но этот фактор - не единственный, влияющий на судьбу этих
людей. А когда речь идет о десятках и сотнях миллионов
среднепосредственных людей в сложном обществе с разнообразными
профессиями, социальными позициями, должностями, способами добывания
средств существования и т.д., распределение людей по ячейкам общества, по
должностям, по профессиям и прочим "точкам" приложения их сил
осуществляется совсем по другим принципам. Природные же способности
используются лишь как одно из средств занять наилучшее положение в жизни и
получить для себя как можно больше различных благ.
Обратимся ко второй части рассматриваемых принципов. Допустим, вы
решили педантично следовать принципу "Каждому - по труду" при
вознаграждении работников за их деятельность. Если люди заняты одинаковой
деятельностью, еще можно сравнивать их труд по их результатам. Но как
быть, если люди заняты разнородной деятельностью и сравнивать их труд по
результатам деятельности оказывается невозможным? Как сравнить труд
начальника и подчиненного? Имеется единственный общественно-значимый
критерий сравнения труда в таких случаях: это - фактические социальные
позиции людей. Средненормальное осуществление деловых функций человеком в
данной его социальной позиции соответствует его труду, отдаваемому
обществу. Практически принцип "Каждому - по труду" реализуется как принцип
"Каждому - по его социальному положению". И реальные люди в реальном
коммунистическом обществе прекрасно это понимают на своем опыте.
Следствием действия этого принципа является борьба людей за улучшение
своей социальной позиции.
Распределение жизненных благ есть то, с чего граждане начинают
познавать сущность своего общества. Неравенство в распределении прежде
всего прочего по-
рождает социальные эмоции. Люди, как правило, стремятся устроиться в жизни
так, чтобы иметь как можно больше жизненных благ, тратя на это как можно
меньше сил и избегая риска. Поднятие производительности труда, на которое
рассчитывали идеологи коммунизма, оказалось одной из самых трудных проблем
для этого общества в значительной мере из-за такого отношения к труду.
Поэтому коммунизм вынужден прибегать к мерам внешнего принуждения и
контроля, а также к созданию таких условий деятельности, в которых люди
вынуждаются как-то исполнять свои обязанности под угрозой наказания и
потери достигнутого.
Выражение "по потребности" тоже допускает различные интерпретации, по
крайней мере такие: 1) будет достигнуто изобилие жизненных благ; 2) любые
потребности людей будут удовлетворены; 3) общество будет решать, что
считать потребностью человека. Очевидно, что во втором смысле принцип "по
потребности" никогда реализован не будет. Изобилие же - понятие
относительное, исторически определенное. Тот жизненный уровень, который в
прошлые века мыслился как изобилие, в Советском Союзе мы имели для
огромного числа людей. Число людей, живших у нас по потребности в этом
"скромном" смысле, было больше, чем все население России до революции. Тем
не менее это не устранило неравенство, недовольство своим положением,
зависть, жажду иметь больше. Я вообще считаю, что рост благосостояния
населения стал одной из причин краха нашего русского коммунизма. Он усилил
расслоение общества и материальное неравенство. Жажда иметь росла быстрее
и сильнее, чем возможность ее удовлетворять. На этой основе возникло
другое, чисто обывательское истолкование принципа "по потребности" - как
удовлетворение желаний современных людей. А желания эти возросли
настолько, что даже официальная идеология Советского Союза отодвинула
исполнение этого принципа в неопределенное будущее. Советские люди уже
представляли себе изобилие коммунизма по крайней мере в виде высокого
жизненного уровня некоторых западных стран. Основатели учения
марксистского коммунизма вряд ли подозревали о холодильниках и телевизорах
как предметах первой необходимости, вряд ли думали, что автомобиль станет
заурядным средством транспорта. Но совет-
ский обыватель уже не мыслил себе коммунизма без многокомнатной квартиры
со всеми удобствами, без телевизора и холодильника, без личного автомобиля
и без дачи.
Официальная идеология Советского Союза почувствовала опасность,
которая кроется в таком истолковании весьма неосторожного заявления
классиков марксизма, и стала говорить о разумных потребностях,
контролируемых и регулируемых обществом. А это была лишь замаскированная
форма выражения фактического положения вещей, а именно - того факта, что
потребности человека в коммунистическом обществе определены возможностями
их удовлетворения. Советская идеология невольно стала склоняться к
третьему, к социологическому пониманию потребностей: не всякое желание
человека есть потребность, а лишь такое, которое общество признает в
качестве потребности этого человека. А это значит, что предполагается
некоторый общезначимый уровень удовлетворения нужд человека на данном
уровне его социальной иерархии, т.е. некоторая норма потребления. Иметь по
потребности - значит иметь в рамках этой нормы, а иметь не по потребности
- значит превышать или не достигать нормы. Реализация принципа "по
потребности" не устраняет на деле экономического и тем более социального
неравенства людей.
Большинство советских людей жило, как говорится, "от получки до
получки", имея незначительные накопления или не имея их совсем. Но
некоторая часть населения накапливала значительные богатства и передавала
их по наследству. Это - представители высших слоев, а также лица, имевшие
возможность безнаказанно грабить государственную собственность,
спекулянты, деятели теневой экономики, члены уголовных мафий и т.д. К
концу брежневского периода произошло сращивание этого криминального слоя с
правящими слоями.
Накопленные материальные богатства являются при коммунизме личной
собственностью. Они проживаются (тратятся), передаются по наследству,
используются для карьеры и устройства детей. Но они не используются как
средство приобретения новых богатств, т.е. как капитал. Это делается в
порядке исключения и нелегально.
Главными источниками жизненного успеха при коммунизме является
образование, квалификация, личные
способности, личные связи (протекция) и карьеристская ловкость. Со
временем все большую роль стало играть социальное положение родителей.
Основное богатство человека коммунистического общества - его положение на
лестнице социальной иерархии, его социальное положение, занимаемая им
должность (пост). Вокруг этого основного богатства крутятся самые сильные
интересы и страсти. Деньги, конечно, играют роль, но иную и иначе, чем в
обществе капиталистическом. Имея хороший пост - имеешь и деньги, а многое
имеешь и без денег, используя возможности, какие предоставляет пост.
Деньги, приобретенные без поста, суть либо продукт преступления, либо
исключение.
Преимущество коммунистического богатства перед прочими формами состоит
в том, что его не захватят грабители, не украдут. С ним не потерпишь
банкротство и не разоришься. В большинстве случаев оно гарантировано. Оно
автоматически растет с каждым шагом карьеры. Вся основная борьба за
богатство здесь происходит в сфере делания карьеры, причем по правилам
карьеры, т.е. по правилам коммунальности, которые люди постигают чуть ли
не с пеленок и которые легко усваиваются и даже открываются вновь даже
самыми безнадежными тупицами. Неизбежным следствием этого является низкая
(сравнительно с Западом) деловая активность и тенденция к экономическому
застою.
В коммунистическом обществе распределение жизненных благ оторвано от
их производства, лишь в незначительной степени зависит от последнего.
Причем в социальном отношении распределение доминирует над производством,
так что это общество можно назвать распределительским. Государству
приходится прилагать огромные усилия, чтобы поддерживать и развивать
производство. Коммунистическое неравенство создается в силу принципов
распределения, порождаемых законами коммунальности.
В коммунистическом человейнике распределение жизненных благ есть
функция системы власти и управления. В идеале тут все работоспособные
должны иметь в качестве источника существования заработную плату, и
только. Прочие должны жить за счет работающих членов семьи или на пенсию.
Хотя различия в уровне тут огромные, коммунизм создавал более равномерное
распределение благ, чем в обществах западного типа. Здесь ограничивались
высшие уровни и повышались низшие. Тяготы распределялись на всех. Конечно,
не в одинаковой мере, но все же резкие контрасты сдерживались. Нищета в
строгом смысле слова тут ликвидировалась, а чрезмерное обогащение
преследовалось как преступление.
Коммунизм оказался способным даже в труднейших условиях Советского
Союза обеспечить удовлетворение некоторых минимальных потребностей
практически всех граждан в жилье, пище, одежде, образовании, обучении
профессии, медицинском обслуживании, отдыхе, развлечениях и безопасности.
Люди жили с уверенностью в этом. И это было величайшим достижением в
истории человечества.
Что касается изобилия, то по этому поводу следует сказать следующее.
Изобилие не есть "по потребности". Изобилие относительно. Что есть
изобилие для одних и в одно время, выглядит как бедность для других и в
другое время. Изобилие не есть равенство (нечто одинаковое для всех),
бывает иерархия изобилии. Идея создать изобилие для всех утопична.
Реалистична идея изобилия для избранных, которая всегда осуществлялась для
более или менее широкого круга людей. Прогресс человечества в этом
отношении заключается в расширении круга избранных и в повышении уровня
изобилия. В наше время многие миллионы людей живут лучше, чем в прошлом
жили самые богатые и знатные люди, включая вождей и королей. Уровень
средних слоев Советского Союза (не говоря уж о странах Запада) показался
бы сказочным даже состоятельным людям прошлых веков.
Изобилие не устраняет неравенства в распределении - это объективный
социальный закон. Для широких слоев населения психологически важно не то,
чтобы все стали богатыми (в это не верит никто). А то, чтобы не было
чрезмерно богатых. Исторически были найдены способы решения этой
практически неразрешимой проблемы: привилегированные (избранные) слои
населения всегда так или иначе отделялись от прочей массы людей, образуя
особые замкнутые слои, классы, касты и т.п. Этот процесс начался и зашел
достаточно далеко и в советском человейнике.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Вопрос о том, что такое справедливость и как она должна реализовываться в реальном экономическом и правовом поле, занимал и продолжает занимать центральное место в трудах ученых. Окончательного и универсального ответа на него мы не получим в связи с тем, что различные культурные и хозяйственные сообщества понимают справедливость по-своему, не принимая ценностей и мировоззрения других народов. Так, мы можем говорить о том, что взимание определенного процента в банковских операциях вполне нормально и справедливо. Однако представители мусульманской культуры придерживаются иного мнения, считая такой подход ростовщическим, неприемлемым с этической точки зрения.

Одни народы считают произвольное распределение доходов вполне естественным, даже если неравномерность отличается в десятки раз, другие полагают это несправедливым, устраняя диспропорции с помощью налогов и социальных трансфертов.

Что же понимать под справедливостью в экономическом и общечеловеческом смысле? Прежде всего, равенство – говорят сторонники социалистических и коммунистических учений. Недаром лозунг «Свобода, равенство, братство» был помещен на знамена великой французской революции как идеал общественных отношений.

Однако равенство может быть истолковано по-разному. Одно дело – равенство всех перед законом , и совсем другое – равенство людей в доходах, зарплатах, условиях труда и жизни . По большому счёту, деление экономики на либерально-рыночную, социально-рыночную и социализм происходит по границам понимания справедливости преобладающей частью политической элиты и населения . Если в качестве критерия справедливости выбирается свободная конкуренция – это либеральный подход , характерный для англо-американской традиции; если упор делается на справедливое и равномерное распределение общественных благ – это социально-рыночный подход , свойственный скандинавским странам. Если же равенство становится основополагающим принципом , в тень которого уходит индивидуальность и различие в способностях членов общества, то мы имеем дело с социализмом в его ортодоксальной интерпретации .

Рыночное распределение несправедливо в том смысле, что не гарантирует каждому человеку приемлемый доход вне зависимости от результатов его экономической деятельности. Появляется необходимость во вмешательстве государства, которое организует соответствующее перераспределение доходов. При этом решаются такие важные проблемы, как повышение доходов малоимущих слоев населения и ослабление социальной напряженности в обществе.

Вмешиваясь в сферу распределения доходов для ослабления социально-экономического неравенства, государство тем не менее не должно добиваться его полной ликвидации. Неравенство – не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие ее эффективного функционирования. Только оно способно создать по-настоящему действенные стимулы к труду и инвестированию.

Перераспределение доходов производится государством при помощи системы налогообложения. Налоги вводятся государством с целью финансирования таких нерыночных институтов, как армия, полиция, аппарат управления и проч. Кроме того, при помощи изменения налоговых ставок имеется возможность либо стимулировать, либо подавлять деятельность некоторых экономических институтов и определенных типов предпринимательской деятельности, а также косвенно влиять на величину занятости, инвестиций и других макроэкономических показателей.

Налоги должны быть, с одной стороны, достаточными, чтобы обеспечивать нормальное функционирование государственных институтов, а с другой – не быть чрезмерными, чтобы не становиться препятствием в том или ином виде хозяйственной деятельности. Другими словами, необходимо отыскание точки налогового оптимума, который покажем на кривой Лэффера (см. рис.1).

Точка М на графике показывает величину оптимальной ставки налога, и, соответственно, точка М дает максимальную величину бюджетных поступлений. Перемещение по кривой правее точки М, то есть повышение ставки налога выше оптимальной, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и постепенному сворачиванию экономической деятельности.

Для налогообложения юридических и физических лиц используются пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги (см. рис.2).

Обычно государство так организует систему подоходного налогообложения, чтобы уплата налогов наносила равный ущерб материальному благосостоянию всех граждан, независимо от размеров имеющихся у них доходов. Этот принцип распределения налогового бремени получил название критерия Викселля , по имени шведского экономиста Кнута Викселля, впервые предложившего реализовывать социальную справедливость посредством особой шкалы налогообложения для лиц с разными доходами. Это значит, что миллионер, уплатив налог, должен оценить потерю точно также как и владелец 1000 долл.

Реализуется данный критерий следующим образом: правительством устанавливаются более высокие налоговые ставки на доходы богатых и более низкие – на доходы бедных. Здесь речь идет о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения , которая, во-первых, обеспечит государству достаточный объем налоговых поступлений; во-вторых, приведет к более справедливому распределению доходов.

Необходимо отметить, что перераспределение доходов в экономике осуществляется не только государством. Обычно население и предприятия также задействованы в перераспределительных процессах. Физические и юридические лица той или иной страны осуществляют пожертвования в пользу малоимущих граждан и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают меценатами и спонсорами в проектах оказания помощи научным, спортивным, культурным, инвалидным и прочим организациям.

Перераспределение доходов посредством прогрессивного налогообложения меняет также структуру спроса и предложения в национальной экономике . Поскольку очень богатые граждане предъявляют спрос на яхты, люксовые автомобили, элитное жильё, одежду и отдых, а бедные — в основном на продукты питания и товары эконом-класса, перераспределение финансовых потоков от богатых к бедным меняет одновременно и структуру спроса. Предприятия, производящие недорогие массовые продукты получают больше заказов, а сфера лакшери-изделий — меньше. Это и служит толчком к росту ВВП.

В современной России действует пропорциональный налог на доходы физических лиц (НДФЛ), хотя в начале 1990-х годов применялся и прогрессивный налог. Но от него власти отказались из-за неспособности в тот период взыскивать налоговые платежи. Сейчас вновь на повестке дня стоит вопрос о внедрении прогрессивного налога с небольшой прогрессией. При этом малообеспеченных граждан РФ планируется полностью освободить от НДФЛ.

Конечно, хорошо зарабатывающие люди, в основном, против такого прогрессивного НДФЛ, говоря, что выплачивая 13% с больших сумм они и так платят больше неимущих лиц. Это, безусловно, так. Однако нельзя сбрасывать со счетов и того факта, что части богатых людей просто повезло с родственниками, наследством, местом рождения или службы. Понятно, что, скажем, в Москве, условия для занятия бизнесом совсем иные, нежели где-нибудь в провинции. Таким образом, в обществе должен быть выработан консенсус относительно того, какая шкала прогрессии будет считаться справедливой.


Условия создания блага и условия его распределения, будь то отдельный продукт, услуга или валовой общественный продукт, нельзя разделить. Тезис Дж. С. Милля о том, что, произведя общественный продукт, общество может делать с ним что хочет, неверен. Аллокация ресурсов и распределение продукта, условия создания и распределения отдельного блага и общественного продукта в целом не могут быть ни полностью разделены, ни полностью отождествлены. Проблему справедливости нельзя оторвать от проблемы аллокации ресурсов, но нельзя и свести к последней. Процесс создания общественного продукта, координированный ценовой системой, сам должен удовлетворять критериям справедливости. Необходимые формальные условия справедливости - учет исех затронутых индивидов и интернализация внешних эффектов - еще не определяют, с каким весом, по каким материальным критериям индивиды и внешние эффекты будут учитыватся и процессе координации индивидуальных действий. Вопрос о «весах» формальных прав в координационном процессе является материально-формальным критерием оценки ценовой системы, его следует отличать от чисто материальных критериев. Материально-формальный критерий оценки координации относится к фактическим, материальным возможностям каждого индивида участвовать в рыночном процессе. Эти возможности заданы его производительным вкладом и покупательной силой. Распределение производительных способностей и покупательной силы между участниками рынка неравномерно, поэтому неравномерно распределены и возможности участия. Неравномерное распределение не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, следует выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать неравенство возможностей, основанное на историческом праве наследования имущества и на прибылях, полученных в результате рыночной деятельности, удовлетворяющей платежеспособный спрос. В идеальной ценовой системе исторически унаследованные права являются, в свою очередь, результатом экономического вклада, внесенного завещателем в прошлом. Этические проблемы при наследовании возникают лишь тогда, когда первоначальное состояние было нажито путем захвата или другим противоправным способом.
В других случаях воля собственника и завещателя и необходимость планировать и реализовывать предприятия (не только экономические) в форме семейных проектов, осуществляемых несколькими поколениями, являются необходимым и достаточным основанием для права наследования. Это, конечно, не означает автоматического этического оправдания конкретной формы, которую принимает право наследования.
Если же в результате рыночной координации возникают серьезные и длительные нарушения принципа равных возможностей, нарушение формальных прав участников рынка, то в соответствии с материально-формальным критерием справедливости политический центр общества может и должен предпринять корректирующие действия. Эти действия в первую очередь затрагивают не распределение блага, а распределение возможностей участия в рынке. Их обоснование вытекает не из материальных критериев справедливости, т. е. не из определенных материальных целей, а из материально-формальных предпосылок сохранения формальных прав участия. Материально-формальную гарантию реализации прав участия дают, прежде всего, открытый доступ к рынку и принципиальная возможность увеличить свой человеческий капитал с помощью образования. Открытие доступа к рынкам, возможности получения образования и корректирующие меры государства в тех случаях, когда ценовая система этого не обеспечивает, представляют собой материально-формальные требования справедливости. Напротив, материально-материальные требования справедливости вытекают из материальной цели экономики - обеспечения выживания людей и удовлетворения их потребностей. Если рыночная координация в соответствии с субъективным спросом и относительной редкостью не обеспечивает выполнения материальной цели экономики, то следует предпринять коррекцию ценовой системы. Однако, во-первых, эту коррекцию следует осуществлять только тогда, когда существуют однозначные основания заявлять, что ценовое регулирование не выполняет материальную цель экономики.
Во-вторых, правила этой коррекции должны быть сформулированы как запретительные нормы. Материальная справедливость требует не достичь определенных целевых показателей в ценовой системе путем государственного вмешательства, а не допустить недостижения жизненно важных целей экономики. Цели, требующие такого вмешательства, - это обеспечение выживания людей и сохранения культуры данного народного хозяйства. Субъективизм рыночной координации корректируется там, где аллокация ресурсов в соответствии с субъективным спросом не обеспечивает выполнения объективной задачи экономики. Если не обеспечить выживание людей, то необходимо корректировать ценовой механизм, поскольку цель сохранения жизни стоит выше ценностей добровольной координации и невмешательства в цено- иой механизм. Сохранение культуры требует корректировки ценовой системы там, где ничем не ограниченный субъективизм рыночного спроса грозит подорвать культурную общность людей, где общественное благо «культурная общность» производится в недостаточном количестве.
Справедливая цена - это рыночная цена в такой рыночной системе, в которой меновые соотношения и относительные цены соответствуют субъективному спросу и одновременно - как побочный результат - обеспечивают достижение материальных целей, т. е. гарантируют выживание и минимальный необходимый уровень культурной общности. Материально-формальный критерий обеспечения равных возможностей участия и материальноматериальные критерии обеспечения жизненных и культурных интересов ограничивают субъективизм. Вмешательство государства, корректирующее соотношения рыночных цен в соответствии со строгими критериями распределительной справедливости (iustitia distributiva), выравнивает распределение не благ, а возможностей их получения.

Еще по теме 4.2. Распределение блага и распределение возможностей:

  1. § 2d. Одномерные распределения логарифмов относительных изменений цен. III. Структура распределений в центральной области