Предмет методы и функции науки экономическая теория. Методология экономической теории
1. Предмет и функции экономической теории.
Ресурсы, хозяйственная организация и экономические отношения, взятые в единстве и взаимосвязи, образуют упорядоченную систему, которая называется экономикой и является объектом изучения экономической теории.
Экономическая теория как наука о богатстве
Карл Маркс считал, что экономическая теория прежде всего должна изучать отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Современная экономическая теория в качестве предмета изучения определяет эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:
Познавательная функция заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.
Знания и специфические методы исследования, вырабатываемые экономической теорией, используются конкретными экономическими дисциплинами, а с середины ХХ в. - и рядом обществоведческих дисциплин (политологией, правом и др.). В этом заключается методологическая функция экономической теории.
Практическая функция заключается в том, что открытые экономической теорией закономерности являются основой для проведения экономической политики.
Позитивная и нормативная экономическая теория:
Позитивная наука есть совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.
Нормативная наука - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.
Основные разделы современной экономической теории:
Микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.
Макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.
Макроэкономические цели общества:
высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;
высокий уровень занятости населения и низкий - вынужденной безработицы;
стабильный уровень цен;
внешнеэкономическая сбалансированность.
2. Методология и методы экономической теории.
Экономическая теория (до конца XIX в. она называлась политической экономией) сначала определялась как наука о богатстве , поскольку ее важнейшей целью считалось установление конкретных путей роста благосостояния общества.
Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.
При исследованиях в области экономической теории использует:
общелогические приемы познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия),
приемы и методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, измерение, сравнение, группировки, моделирование, экспертные оценки),
принципы теоретико-экономического исследования (экономический атомизм, экономический рационализм, «при прочих равных условиях», равновесный подход),
методы теоретического исследования (системный подход).
Абстрагирование состоит в отвлечении в процессе познания от несущественныхсторон и выделении постоянных и характерных черт исследуемого объекта. Посредством анализа экономическое явление расчленяется на его составные части, и исследуется каждая из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину, соединив отдельные части в единое целое. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного, особенного) к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Аналогия - это прием познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Она играет важную роль в рождении новых идей и гипотез.
Моделирование экономических явлений и процессов – это исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.
Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.
На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:
1) что производить (какие блага и в каком количестве);
2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);
3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).
Таким образом, экономическая теория – это наука выбора. Предмет экономической теории состоит в изучении рациональных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.
Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика.
Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.
Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.
Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод. Экономическая теория использует различные методы научного познания - научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, системный подход, позитивный и нормативный методы, статистический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и другие.
Научное абстрагирование состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей.
Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.
Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях ».
Анализ состоит в расчленении исследуемого явления на составные элементы и исследовании каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое. Анализ начинает процесс раскрытия сущности, а синтез его завершает. Раскрытию сущности явлений служат также индукция и дедукция.
Индукция означает движение мысли от частного к общему, логическое выделение на основе частностей общих положений. Дедукция означает движение мысли от общего к частному.
Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.
Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью.
Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием
Познание экономических явлений может осуществляться на основе позитивного и нормативного подходов. Позитивный подход состоит в описании, анализе и систематизации экономических фактов такими, какими они выступают в реальной действительности, без их оценки. Позитивное утверждение может быть подтверждено (принцип верификации) или опровергнуто фактами (принцип фальсификации). Нормативный подход основан на оценочных суждениях, он имеет дело с тем, что должно быть. Нормативное утверждение зависит только от взгляда автора.
Место и роль экономической теории как науки определяются теми функциями, которые она выполняет. Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.
Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса.
Выполняя методологическую функцию , экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин.
Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования.
Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию .
Основные понятия
Контрольные и дискуссионные вопросы
1. Почему людям приходится осуществлять экономическую деятельность?
2. Что является объектом познания в экономической теории?
3. Каковы основные этапы развития экономической теории?
4. Охарактеризуйте основные экономические вопросы, стоящие перед любым
обществом.
5. Что является предметом экономической теории?
6. Какие источники экономической информации Вы знаете?
7. Рассмотрите основные методы исследования, используемые при изучении экономических явлений и процессов.
8. В чем различия между позитивной и нормативной экономикой?
9. Как связаны между собой микро- и макроэкономика?
10. В чем состоит социально-экономическое значение экономической теории?
Контрольные задания
1. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения:
1.1. Экономия – это наука о национальном богатстве.
1.2. Физиократы совершили маржиналистскую революцию.
1.3. Макроэкономический метод предполагает использование совокупных величин.
1.4. Анализ относится к формам умозаключения.
1.5. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в бизнесе.
2. Определите утверждения, относящиеся к микро- или макроэкономике:
2.1. Поздние заморозки обусловили невысокий урожай черешни в южных районах России.
2.2. Минимальный размер (базовая часть) пенсии по возрасту в 2005 году составил в нашей стране 900 рублей.
3. Определите, какое утверждение является позитивным, а какое нормативным. Обоснуйте свою точку зрения.
3.1. Поскольку людям не следует курить, необходимо увеличить налоги на табачные изделия.
3.2. Если налоги на табачные изделия возрастут, то объем потребления табачных изделий снизится.
4. Выберите правильный ответ.
4.1. Что не имеет отношения к определению предмета экономической теории:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей.
4.2. Какой из примеров иллюстрирует экономическую модель:
а) в 2007 году падения промышленного производства в России не будет;
б) рост безработицы способствует замедлению инфляции;
в) торговля на Лондонской фондовой бирже.
4.3. Что нельзя отнести к общественным институтам:
а) обычай обмена дарами;
в) Липецкий государственный технический университет.
4.4. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
а) производство в масштабах всей экономики;
б) экономические явления в течение короткого периода времени;
в) взаимодействие отдельных экономических субъектов.
Решение контрольных заданий
1.1. Неверно.
Экономия – это прикладная наука о ведении хозяйства. Наука о национальном богатстве – это политическая экономия.
1.2. Неверно.
Маржиналистскую революцию совершили экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.
1.3. Верно.
Макроэкономический уровень – это исследование таких совокупных величин как темп инфляции, уровень безработицы в стране, общий объем национального производства и другие.
1.4. Верно.
В процессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части. Такое расчленение происходит мысленно, в уме.
1.5. Неверно.
Цели изучения экономической теории определяются ее предметом и функциями. Хотя, бесспорно, что человек с образованием имеет больше шансов сделать успешную карьеру, чем не имеющий специальных профессиональных знаний.
2.1. Микроэкономика.
Невысокий урожай повлияет на предложение и рыночную цену конкретного продукта (черешни). Функционирование отдельных рынков является предметом исследования в микроэкономике.
2.2. Макроэкономика.
Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые государством своим гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности и прочего; одна из форм социальной защиты граждан, осуществляемой в масштабах всей страны.
3.1. Нормативное утверждение.
Нормативное утверждение содержит оценку – людям не следует курить – и исследует, как должно быть – необходимо увеличить налоги на табачные изделия. Нормативное утверждение, как правило, содержит рекомендации для осуществления каких-либо действий.
3.2. Позитивное утверждение.
Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений в форме констатации факта, который относится к прошлому, настоящему или будущему. Обратившись к статистическим данным, мы сможем подтвердить или опровергнуть факт снижения объема спроса на табачные изделия вследствие увеличения налогов на них.
Позитивное утверждение может относиться к настоящему времени, прошлому и будущему.
4.1. б) Неограниченные производственные ресурсы.
Если бы ресурсы для удовлетворения потребностей людей были бы неограниченными, не было бы потребности в осуществлении экономической деятельности.
4.2. б) Рост безработицы способствует замедлению инфляции.
Экономическая модель должна описывать взаимосвязь (например – рост одного способствует замедлению другого) между определенными экономическими переменными (например - безработицей и инфляцией).
В пункте а) имеет место сообщение факта.
В пункте в) называется конкретная экономическая деятельность.
4.3. в) Липецкий государственный технический университет.
Термин «институт» охватывает большую совокупность явлений и процессов экономического и внеэкономического порядка в широком смысле, например: государство, корпорации, общественные организации, обычаи и привычки людей и т.д.
Общественные институты – это конкретные структуры, а также нормы поведения, совокупность культурных образцов и т.п. явлений, с помощью которых упорядочиваются отношения между людьми. ЛГТУ – это отдельный элемент, частная форма такого общественного института как государственная система высшего образования.
4.4. в) Взаимодействие отдельных экономических субъектов. Микроэкономика охватывает индивидуальное принятие решений.
Пункт а) имеет отношение к макроэкономике.
Пункт б) может иметь отношение и к микроэкономике и к макроэкономике.
Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории
Экономическая наука предполагает изучение динамичной, постоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономическая жизнь общества.
От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чистого продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксисты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
В становлении и развитии экономической науки прослеживается три этапа, каждый из которых представлен одним из трех названий: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.
Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.
Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».
В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.
Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.
Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.
Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.
Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.
Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хозяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же индустриально-рыночный тип хозяйства.
В период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наиболее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.
Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы.
Что же такое экономический ЗАКОН?
В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу.
Обобщения проверяются противоположным методом, называемым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НАУКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.
При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов.
Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга.
Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая категория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.
К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.
Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели.
Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе экономических наук она занимает центральное место.
Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологическую.
Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?
В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод - как это исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.
Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.
Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.
Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.
Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.
Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.
Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.
Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.
В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.
Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.
Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.
Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.
Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.
Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.
Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).
Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи - рис. 2.3 а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста
Br>
В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 2.4).
Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером может быть схема 2.1 или 2.2.
При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.
Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.
Экономика как наука - это системное описание действительности на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.
Лекционный материал по дисциплине «Экономическая теория»
Общая экономическая теория
Предмет и метод экономической теории. Базовые экономические понятия. Общие проблемы экономического развития. Рыночная экономика. Теория предельной полезности.
Предмет и метод экономической теории
Экономическая наука относится к разряду общественных наук, поскольку производственные и рыночные процессы осуществляются посредством общественных отношений между людьми. При этом экономическая теория изучает объективно складывающиеся формы взаимодействия людей в процессе использования ограниченных производственных ресурсов в целях максимального удовлетворения неограниченных индивидуальных и общественных потребностей. Она имеет сложную структуру, отражающую многосферное и многоуровневое строение современной экономики, включает общетеоретические, отраслевые и прикладные знания.
В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономия, политическая экономия и экономикс.
Экономия (economy) – первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от хрематистики – искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.
Политическая экономия (political economy) – фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:
- меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);
- классическая политэкономия: наука о богатстве общества («богатстве народов»);
- марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях – отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;
- маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;
- новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.
Экономикс, экономика (economics) – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
К ведущим направлениям «экономикс» относятся:
- кейнсианство – экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;
- монетаризм – неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры;
- новая политическая экономия (теория общественного выбора) – наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах;
- институционализм – экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.
В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику .
Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.
Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, – проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование и т. д.
В зависимости от целей познавательной деятельности экономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.
Позитивная экономическая наука (positive economics) – познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.
Нормативная экономическая наука (normative economics) – выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.
Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.
Формальная логика – наука, изучающая мысль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания. Основными категориями формальной логики являются:
- понятие – мысль о предмете;
- суждение – метод соединения понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо;
- умозаключение – метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.
Выделяют следующие формально-логические методы и приемы познания:
- анализ – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией;
- синтез – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое;
- индукция – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных;
- дедукция – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному;
- сравнение – метод определения сходств и различий явлений и процессов;
- аналогия – метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный;
- антиномия (от греч. antinomia – против закона) – противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу;
- апория (от греч. aporia – затруднение, недоумение) – утверждение, противоречащее практическому опыту;
- проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания;
- гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов;
- доказательство – метод (процесс) нахождения убедительных оснований.
Наряду с формальной логикой выделяют также диалектическую и математическую логику.
Диалектическая логика – наука о наиболее общих законах процесса познания.
Математическая логика – наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков). Следует отметить, что развитие математической логики, распространение системных методов исследования, рождение кибернетики сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования. Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Еще одним методом экономической теории, применяемым при изучении естественного хода явлений и процессов экономической жизни, является экономический эксперимент – искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.
Таким образом, предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
1.2 Базовые экономические понятия
Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают потребности общества и экономические ресурсы.
Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Можно определить экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods). Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Для их получения нужны косвенные экономические блага – ресурсы.
Экономические ресурсы или факторы производства – это элементы, используемые для производства экономических благ. Их можно разделить на следующие основные виды:
- труд, как фактор производства, представляющий собой все физическиеи умственные способности людей, применяемые в процессе их умственной и производственной деятельности. Доход от данного фактора производства называется заработная плата ;
- земля – это средства производства, «дарованные» природой, используемые в натуральном виде (пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы). Земля как фактор производства приносит доход, называемый рентой ;
- капитал - все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю (машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, производственные здания и сооружения). Доход от этого фактора производства называется процент ;
- предпринимательские способности - особый вид творческой активности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства, в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. Предпринимательские способности приносят их владельцам прибыль .
Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают особенностью: они редки или имеются в ограниченном количестве. Ограниченность ресурсов имеет для экономики фундаментальное значение. Это ограниченность экономическая. Физически в окружающем мире - в недрах земли, в мировом океане и космосе - имеется безграничное количество ресурсов. Но уровень наших научных знаний, степень развития техники и технологии, наша производительность таковы, что в каждый отдельный момент мы имеем реальный доступ к ограниченному количеству ресурсов и вынуждены производить ограниченное количество продуктов, намного меньше, чем это диктовалось бы практически безграничными желаниями людей. То есть редкость (ограниченность) производственных ресурсов ставит предел перед производственной деятельностью. Таким образом, ограниченность ресурсов есть дисбаланс между потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, центральными темами экономики как науки являются редкость (ограниченность) ресурсов и деятельность людей в условиях редкости. В связи с этим экономика может быть определена как наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей (П. Самуэльсон). Следовательно, в качестве предмета теоретической экономики может быть названа проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях максимального удовлетворения потребностей общества, его членов.
Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются домашние хозяйства, фирмы и правительство.
Домашнее хозяйство - это структурная единица экономики в составе одного или нескольких лиц, являющихся собственниками одного или нескольких факторов производства, самостоятельно принимающих экономические решения. Основная экономическая функция домашних хозяйств - потребление конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.
Фирмы (бизнес, предприятия) – это экономические единицы, самостоятельно принимающие решения относительн6о использования факторов производства для выпуска и реализации продукции домашним хозяйствам, другим фирмам, государству.Основная функция организаций бизнеса - производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и правительства, то есть удовлетворение всех индивидуальных и общественных потребностей.
Государство (правительственные институты) – это совокупность правительственных учреждений, имеющих политическую и юридическую власть в целях осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и над рынком для достижения общественных целей: обеспечение высоких темпов экономического роста, занятости, стабильности цен, экономической свободы, социальных гарантий и т.п.
1.3 Общие проблемы экономического развития
Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченных возможностей, которая обусловлена безграничными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любая экономическая система должна найти ответы на следующие вопросы:
1) Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?
2) Как эти товары и услуги надо производить?
3) Как будет распределен произведенный продукт?
Различные экономические системы отличаются подходом и методами в решении поставленных экономических проблем. В современном мире существуют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. В некоторых экономически слаборазвитых странах существует традиционная, основанная на обычаях, экономическая система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти страны с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя. Для традиционной системы характерна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Характерными чертами командно-административной системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. А отсюда и структура общественных потребностей определяется плановыми органами, которые руководствуются задачей удовлетворения минимальных потребностей, а значительная часть ресурсов направляется на развитие военно-промышленного комплекса.
В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы «что, как и для кого производить?» определяют рынок, цены, прибыль и убытки.
«Что?» определяется платежеспособным спросом. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.
«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.
«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
Рыночная экономика
Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Современная экономика – это постоянное движение массовых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей - их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров, доход от продажи произведенных и доставленных потребителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную, стадию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские товары повседневного спроса людей и капитальные товары, ресурсы производственного назначения, необходимые для изготовления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок.
Рынки потребительских товаров и рынки капитальных ресурсов, рынки денег и ценных бумаг в реальной практике существуют достаточно автономно. Но они тесно связаны между собой: всякий сбой в одном из них немедленно скажется на процессах другого. Товарное движение на рынках потребительских и капитальных товаров может полноценно функционировать лишь при условии обслуживания их соответствующими информационными системами, технологиями, рынками труда, фондовыми рынками (ценных бумаг), денежными рынками.
Независимо от того, в товарной или денежной форме циркулируют потоки - все они суть доходы. Они могут рассматриваться в качестве потока доходов, которые подлежат законному контролю, распределению и перераспределению, формируя еще одну относительно автономную систему - систему финансов.
Поток товаров, денег, доходов, переплетающийся в едином экономическом процессе, представляется настолько сложным, что, казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под угрозой неминуемого хаоса. Однако в этой действительно сложной системе имеется определенный порядок. Экономика функционирует подобно системе с автоматическими стабилизаторами или встроенными механизмами координации.
Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рьшочнои системы требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из «игры» по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Рыночный обмен экономических потоков товаров и доходов
Таким образом, возникает экономический кругооборот – круговое движение экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.