Конспект лекций по налогам и налогообложению. Лекции по налогам и налогообложению

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

Бельская е.В.

Налоги и налогообложение

Краткий конспект лекций для слушателей РЦПК

Тула 2006

Основы налогообложения

Тема 1.Сущность налога. Функции налога

Налоги – это тот источник дохода, который позволяет существовать государству как институту власти, выполняя перед обществом свои обязанности.

Налоги оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления.

      производство;

      распределение;

    • потребление.

Налоги возникают и функционируют на второй фазе – распределения (перераспределения), где и проявляется их экономическая сущность в форме прямого изъятия государством определенной части совокупного общественного продукта для формирования централизованных финансовых результатов (бюджета).

Через функции проявляется внутреннее свойство, признаки и основные черты финансовой категории налогов.

Основные функции налогов:

    фискальная – обеспечение государства необходимыми ресурсами: формируется казна, т.е. бюджет;

    распределительная (социальная) – состоит в перераспределении доходов между различными категориями населения;

    регулирующая – налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Тема 2. Налоговая система государства. Принципы построения. Основные понятия налоговой системы

Налоговая система страны – это совокупность норм, правил, законодательных актов, на основе которых происходит взимание налогов, пошлин на территории данного государства и регулирование взаимоотношений, определение полномочий сторон, участвующих в процессе налогообложения.

Принципы налогообложения были разработаны и провозглашены Адамом Смитом и на сегодняшний день являются действующими.

    принцип равномерности – каждый должен платить по возможности;

    принцип определенности – налогоплательщик должен точно знать, когда, сколько и где заплатить налог, размер налога должен быть четко указан;

    принцип удобства – учитывает интересы налогоплательщика, налог взимается в то время, таким способом, какой удобен для налогоплательщика;

    принцип экономичности – затраты на сборы налогов должны быть меньше суммы собранных налогов.

Основные принципы системы налогообложения в РФ закреплены в ст.3 части 1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 146-ФЗ).

    принцип всеобщности и равенства налогообложения в независимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

    принцип экономической обоснованности налогов и сборов и определенности;

    принцип сохранения единого экономического пространства РФ при установлении налогов и сборов;

    принцип определенности – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие установленными НК принципами налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ. Должны быть определены все элементы налогообложения;

    акты законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке платить;

    принцип однократности налогообложения – один субъект уплачивает налог с одного объекта один раз за один период. Нельзя обложить один и тот же объект дважды.

Налоговая политика государства – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

Выделяют 3 типа налоговой политики государства:

      политика «максимальных» налогов;

      политика «разумных» налогов;

      налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите.

Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является условием для осуществления каких-либо разрешительных действий органами государственной власти.

Признаки налога:

    обязанность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;

    индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающая получение конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;

    принудительность взимания, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении неисправного плательщика;

    взимание в целях финансирования деятельности публичной власти.

Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств.

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие как налоговые резиденты РФ.

Налоговый резидент – это физическое лицо, проживающее на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты налога в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством. Определяется в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования от суммы неуплаченного налога за каждый день просрочки. Взимается с юридических лиц в бесспорном порядке, с физических – только в судебном.

Недоимка – это сумма налога (сбора), не уплаченная в срок.

Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и перечислению налогов налогоплательщика в соответствующий бюджет.

Лекции по дисциплине:

Налоги и налогообложение

В современных экономических условиях знание дисциплины «» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.

Учебное пособие позволит студенту:

получить представление о теории и эволюции налогообложения;

понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;

изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;

уяснить себе сущность налоговой политики , ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;

изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;

освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;

оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;

изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;

освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;

изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.

К несомненному достоинству учебного пособия можно отнести то, что применение действующих в Российской Федерации норм налогового законодательства иллюстрируется примерами и ситуациями, взятыми из практики. Для облегчения студентам восприятия информации используют таблицы и схемы. Рассмотрение каждого налога начинается с краткой справки об истории его введения. Далее следует описание вносимых изменений и дополнений, основных элементов налогообложения, а также полномочий властей разного уровня по установлению налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов. Такая подача материала позволит получить целостное представление о системе налогообложения в России, оценить преимущества и недостатки проводимых налоговых реформ.

Для закрепления полученных знаний и оказания помощи в случае самостоятельного изучения дисциплины в конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты.

Варианты ответов на тестовые задания представлены в конце учебного пособия.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой . Широко применялась во многих древних государствах библейская , или церковная, десятина , т. е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.

По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

В древнейшие времена взимался поземельный налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или подушный, налог.

В Древней Греции в IV-VII вв. до н. э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме привратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания , водопроводы , дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов.

В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистров. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении.

В III-IV вв. до н. э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью , а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал (102-44 до н. э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну . Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н. э. - 14 н. э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций - то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства - 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).

За все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был поземельный налог, он и служил главным источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка . Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали косвенные, наиболее существенными среди которых являлись: налог с оборота - 1%; особый налог с оборота при торговле рабами - 4%; налог на освобождение рабов - 5%.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др.

Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Однако обилие видов налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.

Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Название электронного курса: Налоги и налогообложение

В курсе рассмотрены следующие темы: Сущность налогов и сборов. Налоговые отношения и их участники. Налоговые органы и их полномочия. Элементы налога. Классификация налогов. Сущность налоговой системы и налогообложения. Налоговая политика государства. Налоговое законодательство. Налоговая реформа .Система налоговых органов Российской Федерации. Оптимизация налогового администрирования в РФ.Налоговые инспекции и их полномочия. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговый инвестиционный кредит и порядок его предоставления. Повышение эффективности взыскания платежей. Понятие налоговой декларации. Сущность налогового контроля. Формы налогового контроля. Сущность налоговой проверки. Классификация налоговых проверок. Встречная налоговая проверка. Развитие налогового контроля на современном этапе. Федеральные налоги и сборы. Налог на доходы физических лиц. Понятие материальной выгоды и порядок ее расчета. Определение налоговой базы для расчета НДФЛ в особых случаях. Применение налоговых вычетов. Определение некоторых элементов налога на доходы физических лиц. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость. Значение счетов фактур для налогообложения НДС. Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет . Льготы по НДС. Сущность акцизов. Особенности налогообложения акцизами. Значение счетов фактур для налогообложения акцизами. Понятие налога на прибыль и его элементы. Определение расходов организации. Определение доходов предприятия и его финансового результата. Ресурсные налоги и сборы. Водный налог. Налог на добычу полезных ископаемых. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рес. Пошлины. Государственная пошлина . Таможенная пошлина. Региональные и местные налоги. Налог на имущество организаций и его элементы. Транспортный налог. Налог на игорный бизнес. Налог на имущество физических лиц. Земельный налог. Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. Порядок определения доходов и расходов при применении УСН. Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Особенности исчисления ЕНВД и порядок его уплаты.

Общее время просмотра всего электронного курса (60 видео): 548 мин (9ч 18 мин)

1 Сущность налогов и сборов (13 мин)

Налог
- Сбор
- Отличия налога от сбора
- Установление налогов и сборов
- Фискальная функция
- Регулирующая функция
- Социальная функция

2 Налоговые отношения и их участники (9 мин)

Налоговые отношения
- Признаки налоговых отношений
- Виды налоговых отношений
- Участники налоговых отношений
- Налогоплательщики и плательщики сборов
- Права
- Обязанности
- Налоговые агенты

3 Налоговые органы и их полномочия (9 мин)

- Налоговые органы
- Права налоговых органов
- Обязанности налоговых органов
- Должностные лица
- Таможенные органы
- Финансовые органы
- Финансовые органы субъектам
- Ответственность

4 Элементы налога (11 мин)

Элементы налога
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- Налоговый период
- Налоговая ставка
- Порядок исчисления налога
- Порядок уплаты налога
- Сроки уплаты налога
- Налоговые льготы
- Источник уплаты налога
- Налоговые вычеты

5 Классификация налогов (10 мин)

Классификация налогов по уровню
- По способу взимания
- Прямые налоги
- Косвенные налоги
- По субъекту уплачивающему долг
- По целевой направленности
- По процедуре установления
- По способу отражения в учёте
- Налоговое бремя
- Переложение налогов

6 Сущность налоговой системы и налогообложения (8 мин)

Налоговая система
- Структура налоговой системы
- Принципы налогообложения
- Принципы Адама Смита
- Принципы построения налоговой системы

7 Налоговая политика государства (8 мин)

Задачи налоговой политики
- Государственный бюджет
- Формы налоговой политики
- Политика максимальных налогов
- Политика экономического развития
- Политика разумных налогов
- Налоговое регулирование
- Недочёты налоговой политики
- Направления развития

8 Налоговое законодательство (8 мин)

Структура
- Правила
- Конституционные положения
- Вступление в силу
- Обратная сила
- Несоответствие Налоговому кодексу
- Таможенное законодательство

9 Налоговая реформа (8 мин)

Особенности
- Налоговая реформа
- Классификация реформ по содержанию

Налоги и налогообложение

Преподаватель : Самоделко Людмила Сергеевна , Захарова Александра Вячеславовна

Семинар 1 (11.02.2015)

Литература: НК РФ

Зачет : письменный , 3 части : тесты , задачи , развернутый ответ

Виды налоговых ставок:

  1. Процентные (адвалорные)
  2. Специфические (в рублях)
  3. Смешанные (% + рубли)

Лекция 1 (14.02.2015)

Понятие налогов, функции, классификация

Возникновение налогов напрямую связано с возникновением государства, потому что государство для выполнения своих функций должно иметь определенные доходы и эти доходы формируются за счет налоговых платежей. Таким образом, между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами возникают налоговые отношения.

Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, т.к. их признаком является денежный характер. Процесс отчуждения части средств налогоплательщиков происходит на условиях безвозвратности.

Налог - обязательный , индивидуальный и безвозмездный платеж , который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Вместе с налогами государством взимаются также такие платежи как пошлины и сборы . Они существенно отличаются по своей сути от налогов. Это плата за гос. услуги.

Функции налогов :

  • Фискальная (пополнение бюджета)
  • Регулирующая (распределительная, экономическая)
    • Стимулирующая (реализуется с помощью льгот ставок, методов налогообложения)
    • Дестимулирующая
    • Воспроизводственная
  • Контрольная
  • Внешне-политическая

Классификация налогов

По критерию налогоплательщиков:

  • Налоги с юридических лиц
  • Налоги с физических лиц
  • Универсальный налог

По компетенции органов власти:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

По степени переложения и методу налогообложения:

  • Прямые
  • Косвенные

По звеньям бюджетной системы:

  • Закрепленные
  • Регулирующие

По методу исчисления:

  • Пропорциональные
  • Прогрессивные
  • Регрессивные

По источнику уплаты (включению) налоговых обязательств:

  • Доход
  • Себестоимость
  • Выручка
  • Налоги из чистой прибыли

Система налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги (ст. 13 НК РФ):

  • Акцизы
  • Налог на прибыль организаций
  • Государственная пошлина
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог

Региональные налоги:

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

Местные налоги:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Специальный налоговый режим:

  1. Единый сельскохозяйственный налог
  2. Упрошенная система налогообложения
  3. Единый налог на вмененный доход
  4. Система налогообложения соглашений о разделе продукции
  5. Патентная система налогообложения

Правовая база: НК РФ, Таможенный кодекс, лесной кодекс, законодательные акты регионов и муниципальных органов власти

Элементы налога :

  1. Налогоплательщики (ст . 19)
    1. Налоговый агент - лицо , на которое возложена обязанность по исчислению , удержанию и перечислению налогов в бюджет (ст . 24)
    2. Консолидированный налогоплательщик
  2. Объект налогообложения - юридические основания , на основании которых возникают обязанности по уплате налога
  3. Налоговая база - стоимостная характеристика объекта налогообложения
  4. Налоговый период (ст . 55)
  5. Налоговая ставка
  6. Порядок исчисления налога
  7. Порядок и сроки уплаты налога

Дополнительные элементы налога :

  1. Налоговые льготы
  2. Порядок удержания и возврата
  3. Ответственность за налоговые правонарушения
  4. Источник уплаты налога
  5. Единица налогообложения
  6. Предмет налога
  7. Налоговый оклад

Семинар 2 (25.02.2015)

Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений, осмотра помещений, отчетности и т.д. Налоговая инспекция обязана соблюдать налоговую тайну.

Процедура налогового контроля:

  1. Постановка на учет

Подлежат постановке на учет по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения имущества налогоплательщика и транспортных средств. Физическим лицам присваивается ИНН. Прочих ставят на учет в Единый государственный реестр.

2. Проверки

2.1. Камеральная налоговая проверка

Проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и других документов. Проводится 3 месяца со дня подачи декларации, не требует решения руководства налогового органа.

2.2. Выездная налоговая проверка

Проводится на основании решения руководителя налогового органа, длится не более двух месяцев, по решению вышестоящего налогового органа не более 4-х месяцев, в исключительных случаях 6 месяцев. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По окончании проверки составляется акт.

Лекция 2 (28.02.2015)

Участники налоговых отношений:

  • Хозяйствующие субъекты: организации и физические лица
  • Органы государственной (законодательной и исполнительной) власти
  • Лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, судебные приставы)
  • Законные и уполномоченные представители налогоплательщика

Взаимозависимые лица (ст . 20 НК , 103.1) - юридические и физические лица , между которыми могут возникнуть такие отношения , которые влияют на экономический результат и условия деятельности

Налоговая система РФ

Элементы налоговой системы:

  • Совокупность налогов и сборов
  • Система налоговых правоотношений
  • Участники налоговых правоотношений

Принципы построения и функционирования налоговой системы

  1. Презумпция невиновности (противоречия и неясности актов толкуются в пользу налогоплательщика), ст. 3
  2. Законодательные налоговые акты вступают в силу не ранее чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода за исключением случаев, предусмотренных НК (введение новых налогов предусмотрено не ранее 1-го января года за их принятием, ст. 5, п. 1)
  3. Защита интересов налогоплательщиков (законодательные изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а улучшающие могут иметь обратную силу)

Система налогов и сборов в РФ имеет 3 звена:

  1. Федеральное
  2. Региональное
  3. Местное

Все эти налоги уплачиваются при использовании общего режима налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства установлены специальные налоговые режимы, а также освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ (для ИП), налога на имущество, ст. 18.

Налоговая обязанность и налоговый контроль

Исполнение налоговой обязанности (ст. 44) осуществляется добровольно или принудительно. Моментом исполнения налоговой обязанности считается момент предъявления в банк поручения на уплату налога.

Принудительно НО взыскиваются следующими способами:

  1. За счет денежных средств налогоплательщика
  2. За счет имущества налогоплательщика

Способы обеспечения налоговой обязанности (гл. 11):

  1. Залог имущества
  2. Поручительство
  3. Приостановление операций по счетам в банке
  4. Арест имущества

Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по соблюдению налогового законодательства

Он проводится в следующих формах:

  • Налоговые проверки
  • Получение объяснений налогоплательщика
  • Проверка данных учета и отчетности
  • Осмотр помещений

Налоговые проверки бывают (ст. 88, 89):

  • Выездными
  • Камеральными

Декларация является основным документом налоговой отчетности.

НДФЛ

Плательщики НДФЛ по экономическому смыслу (гл. 23):

  • Лица, получающие доходы по трудовым или иным договорам

С правовой точки зрения:

  • Резиденты
  • Нерезиденты

Ставки НДФЛ:

Объектом налогообложения являются все доходы налогоплательщика в натуральной, денежной форме и в форме материальной выгоды.

Материальная выгода (ст. 212) может появляться на следующих основаниях:

  • Ссуда в банке
  • Приобретение товаров по цене ниже рыночной
  • Приобретение ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг

Налоговая база формируется с учетом полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.

Расходы: вычеты, скидки.

Существует ряд доходов, которые не облагаются НДФЛ: социальные выплаты, государственные пособия, материальная помощь при чрезвычайных обстоятельствах, оплата путевок на лечение и отдых, оплата обучения работодателем и др. (ст. 217).

Льготы по НДФЛ делятся на:

  • Доходы, освобождаемые от налогов в полной мере
  • Доходы, освобождаемые от налогообложения частично (подарки от организаций (до 4 тыс), оплата медикаментов, вычеты, "налоговый кредит")

Виды вычетов:

  • Стандартные
  • Социальные
  • Имущественные
  • Профессиональные

Семинар 3 (04.03.2015)

Налоговый вычет — это сумма , которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу ), с которого уплачивается налог

Резидентом является физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев.

Пример: физическое лицо - резидент РФ, получило доходы на территории РФ в размере 100 тыс руб. Доходы из-за рубежа составили 3 000$, курс 60 руб. По доходам из-за рубежа был уплачен налог в размере 20%. Какую сумму налогов уплатит физ. лицо?

  1. 100 тыс. * 13% = 13 тыс
  2. (3 000$ * 60)*(13%-20%), отрицат, налога нет
  3. (3 000$ * 60)*(13%-20%), дивиденды = 180 000*8%

Стандартный налоговый вычет

  • 3 000 руб (Чернобыльцы, Маяк, инвалиды ВОВ)
  • 500 руб (герои России, участники блокады Ленинграда, инвалиды детства)
  • на детей (1 400 - первый, 1 400 - второй, 3 000 - третий)

Выбирается один из двух (наибольший), вычет на детей предоставляется независимо от предоставления 1-го или 2-го.

Стандартный вычет предоставляется до тех пор, пока совокупный доход налогоплательщика не превышает 280 тыс руб в год.

Семинар 4 (18.03.2015)

Физическое лицо является резидентом РФ, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, ежемесячный доход налогоплательщика 30 тыс руб. В феврале и декабре была получена премия в размере 15 и 10 тыс соответственно. В марте доход составил 23 тыс руб, а больничный лист 5 тыс руб.

Сформировать налоговую базу по НДФЛ за каждый месяц и определить сумму НДФЛ в бюджет

Больничный

Вычеты на детей не предоставляются с 10-го месяца, т.к. совокупный доход превысит 280 тыс

Физическое лицо имеет ежемесячный доход в размере 40 тыс руб. У него на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок. Лицо участвовало в боевых действиях на терриитории РФ, является героем России. Определить налоговую базу и НДФЛ за каждый месяц (решено в Excel)

Социальные налоговые вычеты

Социальные налоговые вычеты:

1. Вычет 120 000 руб включает:

  • затраты на собственное обучение
  • затраты на собственное лечение, лечение супруга, детей, родителей

2. Вычет 50 000 руб включает:

  • затраты на обучение каждого ребенка, брата на очном отделении

3. Вычет по сумме дорогостоящего лечения:

В соответствии с перечнем дорогостоящих видов лечения

4. Вычет 25% от дохода на благотворительность

Две группы:

  • на благотворительность (до 25% от дохода)
  • вторая группа (до 120 000 руб)
    • На лечение себя, супруга и детей
    • На обучение
    • На негосударственное пенсионное обеспечение

Можно отдавать на благотворительность до 25% от дохода, при этом можно получить вычет в размере 13% от суммы.

Отдельно выделяется вычет на обучение детей (не более 50 тыс руб на каждого ребенка)

Семинар 5 (25.03.2015)

Физическое лицо, резидент РФ имеет совокупный доход за год в размере 400 тыс руб. Затраты на собственное лечение составили 70 тыс. руб, затраты на обучение детей составили 40 и 60 тыс. на каждого ребенка. Затраты на собственное образование 60 тыс. руб за налоговый период. Необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которое физическое лицо сможет вернуть из бюджета.

  1. 400 000х13%=52 000 - сумма НДФЛ уплаченная
  2. Вычеты:
    1. Лечение
    2. Обучение (40 000 и 50 000) = 90 000
    3. Социальный для налогоплательщика: 70 000 и 60 000 = 130 000, но Макс 120 000
  3. НБ с учетом вычетов: 400 000 - 90 000 - 120 000 = 190 000
  4. Сумма НДФЛ к уплате с учетом вычета: 190 000х13% = 24 700
  5. НДФЛ к возврату 52 000 - 24 700 = 27 300

Имущественные налоговые вычеты

  1. При приобретении имущества, на квартиру, не более 2 млн руб в жизни, вычет периодически увеличивается плюс на сумму процентов по ипотеке, вычет применяется до тех пор, пока не будет использован полностью
  2. При продаже имущества

Физическое лицо приобрело объект недвижимости (комнату) стоимостью 1 млн руб. Доход налогоплательщика за 2014 г. составил 400 000 руб. Определить сумму НДФЛ к возврату за 2014 г. и рассчитать, сколько лет физическое лицо будет применять имущественный вычет.

400 000 х 13% = 52 000 - НДФЛ уплаченный

Вычет = 1 млн руб

400 000 - 400 000 = 0 (остаток 600 000)

НДФЛ к возврату 52 000 - 0 = 52 000

Документы:

Свидетельство о собственности

Вычет при продаже имущества:

  1. Жилое (не более 1 млн руб)
  2. Прочее (автомобили, гаражи и пр.) или 250 000 при сроке менее 3-х лет, если более, то в размере фактически полученных средств при продаже
  3. Или в размере затраченных средств при приобретении

Физическое лицо приобрело квартиру за 900 тыс. руб, срок владения менее 3-х и продало за 900 тыс. руб. Налога нет

Квартира приватизирована, 900 000, применяем вычет 1 000 000, вычет 900 000, налог не платим

Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения до 3-х лет используем вычет в размере затраченных средств при приобретении 2 млн: 3 000 000 - 2 000 000 = 1 000 000 х 13% = 130 000 руб

Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения более 3-х лет: 3 000 000 - 3 000 000 = 0. Налога нет.

Лекция 3 (28.03.2015)

Кирова Елена Александровна

Налог на прибыль организаций

Экономическая сущность

Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансово-хозяйственной деятельности, прибыль является целью функционирования организации и источником уплаты налогов.

Прибыль организации характеризует конечный финансовый результат деятельности. Часть прибыли изымается государством в форме налога на прибыль и, таким образом, является источником дохода государства.

1/300 учетной ставки процента в день - пеня при задолженности по любым налогам.

Налог на прибыль - прямой пропорциональный налог, сумма напрямую зависит от объема прибыли.

Текущая ставка налога на прибыль в РФ - 20%

Налогоплательщики:

  1. Российские организации
    1. Организации, являющие ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство

Не являются налогоплательщиками:

  1. Участники проекта Сколково
  2. FIFA, Олимпийские игры
  3. Организации, применяющие специальный налоговый режим

Объект налогообложения - полученная налогоплательщиком прибыль

Федеральным законом устанавливается порядок определения доходов, их классификациям и перечень доходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Под доходом от реализации понимается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных. А также выручка от реализации имущества.

Любые доходы от реализации - реализационные доходы. Кроме реализационных доходов учитываются также внереализационные доходы.

Внереализационные доходы (ст. 250): полученная арендная плата, полученные проценты по кредитам, полученные дивиденды, полученные штрафы, пени, неустойки, подарки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст. 251): имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти, средства целевого финансировании

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль (ст. 252): все вычитаемые расходы должны быть обоснованы и обязательно документально подтверждены. Это принципиальное положение ст. 252.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. К вычету принимаются любые документально подтвержденные расходы, если они произведены для осуществления деятельности, направленные на получение доходов.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы или документами косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, учитываемые при налогообложении в организации можно разделить на 3 группы:

  1. Расходы, связанные с производством и реализацией товаров (реализационные расходы)
    1. Материальные расходы
      1. Затраты на сырье
      2. Материалы
      3. Топливо
      4. Приобретение запасных частей и комплектующих изделий
      5. Приобретение воды и энергии
      6. Услуги сторонних организаций и т.д.
    2. Расходы на оплату труда
      1. Любые начисления работникам в денежной и материальной форме
      2. Стимулирующие начисления работникам
    3. Сумма начисленной амортизации
    4. Прочие расходы (нормированные)
      1. Коммандировочные
      2. Представительские
      3. На рекламу
  2. Внереализационные расходы
  3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270)

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес и стоимостью выше 40 тыс. руб.

Не относятся к нематериальным активам:

  • Интеллектуальные и деловые качества персонала и руководства

Первоначальная стоимость НМА рассчитывается, исходя из стоимости их приобретения, а также дополнительных расходов, связанных с их введением в использование.

Амортизация начисляется со следующего месяца, следующего за введением в использование.

Выделяются 2 метода начисления амортизации:

  1. Линейный
  2. Нелинейный (позволяет списывать амортизацию в больших суммах в первые годы эксплуатации)

При начислении амортизации нелинейным методом для каждой амортизационной группы определяется суммарный баланс, который рассчитывается, как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе на 1 число налогового периода. В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы определяется на 1-е число месяца, для которого начисляется амортизация. При вводе в эксплуатацию основных средств суммарный баланс амортизационной группы увеличивается на их первоначальную стоимость с 1-го числа следующего месяца.

Сумма начисленной амортизации определяется следующим образом:

А = Вх(К/100)

А - сумма начисленной амортизации

В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы

К - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы

При нелинейном методе К смотреть в Кодексе (ст. 259).

При суммарном балансе амортизационной группы 20 тыс руб и менее, прекращается начисление амортизации, сумма списывается на внереализационные расходы.

Амортизационная премия как льгота по налогу на прибыль.

Амортизационная премия применяется в следующем размере:

Для основных средств 1-ой и 2-ой амортизационной группы применяется амортизационная премия до 10% от стоимости приобретенных ОС.

8-9-10 - до 10%

Применяя амортизационную премию при приобретении ОС налогоплательщик может сумму амортизационной премии сразу же списать на текущие расходы. На оставшуюся сумму приобретенных основных средств начислять амортизацию принятым методом. Основные средства, относящиеся к 8, 9, 10 группе амортизируются только линейным методом.

Приобретены ОС стоимостью 300 тыс. руб. Относятся ко 2-ой группе. Амортизационная премия - 10%.

Прочие расходы

К прочим расходам относятся расходы на ремонт ОС, на НИОКР (есть льгота, см. НК прочее) и др. расходы. Выделяются прочие расходы связанные с производством и реализацией. Учитываются суммы налогов, таможенных пошлин, сборов, страховые взносы (ОМС), командировочные расходы, представительские расходы.

Представительские расходы не должны превышать 4% от расходов на оплату труда. Расходы на рекламу не должны превышать 1% от выручки.

В прочие относятся расходы на юридические, консультационные и информационные услуги.

При исчислении налога учитываются расходы, которые напрямую не связаны с реализацией продукции. К ним относятся: расходы в виде процентов по долговым обязательствам, судебные расходы, уплаченные штрафы, суммы безнадежных долгов, потерь от стихийных бедствий и пожаров и т.д.

Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения

  1. Метод начисления
  2. Кассовый метод

Метод начисления предполагает признание доходов в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества.

Для доходов от реализации датой получения дохода признается день отгрузки, не зависимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок.

Налогоплательщики самостоятельно выбирают метод признания доходов и расходов и прописывают его в учетной политике. При этом закон ограничил круг налогоплательщиков, которые могут применять кассовый метод (сумма выручки за 4 предыдущих квартала не превысила 1 млн руб за каждый квартал). Датой получения дохода по кассовому методу считается день поступления средств на счета в банках или в кассу, расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

  1. Перенос убытков на будущие периоды

Рассмотреть порядок переноса убытков на будущие периоды

Ставки налога на прибыль

Основная ставка налога на прибыль распределяется следующем образом:

  • 2% в Федеральный бюджет
  • 18% в бюджет субъекта РФ

Субъекты РФ имеют право применять льготы, снижая ставку до 13,5%.

Пониженные ставки применяются по некоторым видам ценных бумаг и видам деятельности.

Налоговым периодом является календарный год, отчетный период выбирает налогоплательщик, отчетным периодом по налогу на прибыль установлен 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики могут исчислять ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетным периодом признаются месяц, 2, 3 и т.д. до окончания календарного года.

Порядок уплаты налога

В течение года предприятие вносит авансовые платежи по налогу на прибыль. Есть 3 системы внесения авансовых платежей. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму налогового платежа, исходя из налоговой ставки и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного, а затем налогового периода.

Семинар 6 (22.04.2015)

Виды доходов:

  • доходы от основной деятельности
  • внереализационные доходы

Лекция 4 (25.04.2015)

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Введен впервые во Франции во второй половине XX века. На сегодняшний день НДС выполняет скорее не регулирующую, а фискальную функцию.

Достоинства НДС:

  • Мощная фискальная функция
  • Регулирующая функция (в случае кризиса перепроизводства)

Недостатки НДС:

  • Обременителен для конечного потребителя товара
  • Сложное администрирование

Сущность НДС заключается в том, что он состоит из двух частей : объекта и вычета . В зависимости от того, как формируются объекты или вычеты, будет формироваться обязанность либо по уплате НДС, либо по возмещении его из бюджета.

Добавленная стоимость = з/п + взносы во внебюджетные фонды + амортизация + прочие расходы организации + прибыль

Добавленная стоимость = стоимость товара - материалы

В расчете НДС сформировалось 2 метода:

  1. Затратный
  2. Зачетный

Пример (механизм уплаты НДС по ставке 10%)

Стоимость сырья 10 тыс

Себестоимость продукции 15 тыс

Прибыль 5 тыс

Торговая наценка 40%

Наценка оптовой базы 25%

Этап движения товара

Цена покупки

Цена продажи

НДС в бюджет

Ст. покупки

НДС при покуп

Ст. продажи

НДС при прод

1. Производитель сырья

2. Обрабатывающее предприятие

3. Оптовый продавец

4. Розничный продавец

5. Конечный потребитель

Формула расчета НДС: НДС к уплате = НДС начисленный - НДС уплаченный

Налогоплательщики НДС:

  1. Юридические лица
  2. Индивидуальные предприниматели
  3. Лица, перемещающие товар через государственную границу

Хозяйствующие субъекты могут быть освобождены от уплаты НДС по следующим основаниям:

  1. Уплата налогов по специальному налоговому режиму
  2. Когда объем выручки от реализации товаров, работ, услуг не превышает установленного норматива (ст. 145)

Условия: выручка от реализации ТРУ без НДС за 3 предшествующих месяца не превышает 2 млн; отсутствие реализации подакцизных товаров

Период освобождения: не менее 12 мес; необходимо подтверждать условие: каждый месяц производится расчет выручки за предыдущие 3 месяца

  1. Операции не являются объектом налогообложения (ст. 39; ст. 146, п. 2, ст. 149)

Выручка от реализации за

Январь 400 тыс руб

Февраль 500 тыс руб

Март 600 тыс руб

Апрель 900 тыс руб

Определить, имеет ли право на освобождение по ст. 145.

Налогоплательщик после уведомления налогового органа (заявления) получает право на освобождение с 1-го апреля по 31 марта следующего года.

Объект налогообложения

  1. Реализациия ТРУ имущества на территории РФ: продажа на возмездной основе, безвозмездная передача товаров и услуг
  2. Передача ТРУ внутри предприятия для собственных нужд
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Не признается реализацией товаров:

  1. Передача жилых помещений физ. лицам в домах гос. и муниципального жилфонда
  2. Операции, связанные с обращением валюты
  3. Изъятие конфискованного имущества
  4. И др. (Ст. 39, п. 3)

Не признается объектом налогообложения:

  • Безвозмездная передача органам гос. власти
  • Реализация земельных участков
  • И др. (Ст. 146, п. 2)

Место реализации для целей НДС:

  • Место нахождения недвижимого имущества
  • Место фактического осуществления и производства работ/услуг

Льготы (ст. 149)

  • Льготирование товаров
  • Льготные услуги
  • Льготные работы

Важным моментом предоставления льгот является возможность отказа от них (перечень ограничен). Льготы предоставляются при соблюдении следующих условий:

  1. Раздельный учет облагаемых и необлагаемых товаров
  2. Лицензия на осуществление необлагаемых видов деятельности

Ставки налога (ст. 164):

  1. Базовая 18%
  2. Льготная 10% (на группы товаров по правительственному перечню, детские товары по перечню, периодические книжные издания, связанные с образованием и культурой, медицинские и лекарственные средства, с/х животные)
  3. Специальная 0% (товары на экспорт, реализация драгоценных металлов госфондам и Центральному Банку, работы в космическом пространстве)
  4. Расчетные ставки:

При 18% расчетная ставка = 18/118

При 0% расчетная ставка = 10/110

Для обоснования нулевой ставки в отношении экспортируемых ТРУ необходимо представить следующие документы не позднее 180 дней с даты поставки (ст. 165):

  1. Контракт
  2. Грузовая таможенная декларация
  3. Копии транспортных и товаро-сопроводительных документов

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, работ и услуг в разрежённы ставок. Для этого выручка складывается из всех доходов по оплате ТРУ, как в денежной, так и в натуральной форме.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: либо дата отгрузки, либо день оплаты товара.

Вычеты

Принимаются по следующим товарам, работам, услугам (гл. 25):

  • ТРУ для производственной деятельности
  • ТРУ для перепродажи
  • ТРУ по расходам на командировки
  • Представительские расходы
  • Авансовые платежи

Условия для принятия НДС уплаченного к вычету:

  • Суммы налога должны быть уплачены при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
  • ТРУ и имущество приобретаются для признаваемых объектом обложения операций
  • Суммы НДС должны быть отражены в счете-фактуре

Не принимаются к вычету НДС, но учитываются в стоимости товаров, работ и услуг, если налогоплательщики, либо операции освобождены от НДС.

Налоговый период - квартал. Порядок и сроки уплаты: до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Кроме того, НДС вносится авансовыми платежами ежемесячно.

Семинар 7 (29.04.2015)

Существенно:

  • у НДФЛ нет копеек (округлять)
  • вычет применяется только к доходу в 13%

Вычет 4000 по каждому основанию на налоговый период (год ):

Материальная помощь

Заводской конкурс

Семинар 8 (13.05.2015)

В столовой варят кашу на молоке. Закуплено молока на 260 руб, крупы на 145 руб. Стоимость всей реализованной каши составила 528 руб. Суммы указаны без учета НДС. Необходимо рассчитать сумму НДС, которую столовая должна перечислить в бюджет при условии, что при приобретении продуктов использовалась ставка 10%, а при реализации 18%.

260+145=405. 405*0,10 = 40,5, округляем до большего 41.

При продаже 528*18% = 95

95-41 =54 руб.

В бюджет нужно перечислить 54 руб.

Предприятие Сорозко оприходовало свежие овощи, за купленные у с/х предприятия за 450 тыс руб. Часть продукции на сумму 200 тыс руб была переработана и заморожена, после чего продана за 280 тыс руб.

оптовому продавцу торговому предприятию Оптовик, которое реализовало всю продукцию на сумму 400 тыс руб. Оставшуюся часть овощной продукции предприятие Сорозко переработало в овощные консервы и реализовало в розницу на сумму 380 тыс руб. Все суммы указаны без учета НДС

Необходимо определить НДС к перечислению в бюджет предприятиями Сорозко и оптовик.

НДС уплаченный = 45

НДС полученный = 28+38=66

НДС к уплате = 66-45=21

НДС упл = 28

НДС получ = 40

Евгений Павлович Богданов

Конспект лекций. Налоги и налогообложение

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?».

2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.

В Европе XVI–XVIII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII – начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 г. в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Данный принцип был повторен и в 1648 г., а в 1689 г. «Билль о правах» окончательно закрепил за представительными органами власти утверждение всех государственных расходов и доходов.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 г. после Великой французской революции.

Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши…»

Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775–1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, т. к. налогами облагались вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т. д.

Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773), когда английское правительство предоставило Ост-Индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 г. группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.

Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723–1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства.

3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.

Период развития налогообложения в XIX в. отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Ни одна экономическая школа, ни одна финансовая теория не обошли своим вниманием вопросы фискалитета. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Данный этап в развитии был связан с подъемом производства и экономики, связанными с концентрацией производства – укрупнением хозяйственных единиц, быстрым ростом городов, а также изучением проблемы налогообложения в течение достаточно длительного периода. Государство сменило приоритеты в обложении налогов. Главным объектом налогообложения стал оборот – переход ценностей от одного субъекта другому. Получили развитие налоги на оборот. Граждане ощутимо почувствовали налог на наследство. Распространились налоги на сделки. Также получили распространение налоги на капитал – в основном на его прирост в виде процентов по ценным бумагам или вкладам, дивидендам по акциям, рост стоимости активов. С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны – развитостью экономической теории в части налогообложения.