Системы налогообложения. Классификация налогов

Законодательно установленная обязанность граждан платить налоги — предмет бесконечных споров и корректировок, цель которых — создание максимально справедливой системы налогообложения. В большинстве государств применяется так называемая прогрессивная система, суть ее в том, что чем больше человек зарабатывает, тем больше платит налогов. В противовес существует обратная, регрессивная система, предполагающая снижение размера уплачиваемых налогов по мере роста дохода. Рассмотрим ее особенности.

В чем суть регрессивного налогообложения?

Как уже было сказано, при регрессивном налогообложении ставка налога уменьшается с увеличением дохода. Данная система не нашла широкого применения, однако для некоторых видов косвенных налогов, в т.ч. при расчете таможенных пошлин, она с успехом применяется многими государствами.

На первый взгляд подобная система кажется несправедливой, ведь получается, что более бедные люди несут более тяжелое налоговое бремя. Но глубинная идея регрессивного налогообложения в том, что возможность уплаты меньших налогов стимулирует людей во – первых, больше зарабатывать, а во – вторых, не уводить свои доходы «в тень». И в этом ее важнейшее преимущество перед прогрессивной системой, для которой сокрытие официальных доходов и уклонение от уплаты налогов – основные проблемы.

Какие налоги уплачиваются по регрессивному принципу?

Прямых отсылок к регрессивной схеме начисления в Налоговом Кодексе РФ нет, но если брать в расчет экономический смысл, а не собственно ставку, то к регрессивным можно причислить некоторые виды таможенных пошлин, акцизные ставки, различные госпошлины, экологический сбор. А учитывая возможность получить налоговый вычет (ст. 171 НК РФ), к этому же виду налогов можно отнести и НДС.

Но наиболее широкое применение эта система нашла в начислении страховых взносов. Так, ставка по пенсионному страхованию для дохода, не достигшего порога в 1021 тыс. руб., установлена в 22%, а сверх порогового значения -10%. Аналогичная ситуация и с социальным страхованием: до порога в 815 тыс. руб. применяется ставка 2,9%, а доходы выше этого уровня облагаются по 0%, т.е. фактически освобождены от налогообложения.

Проиллюстрируем на примере:

Совокупный годовой доход работника А. составил 1 800 тыс. руб., работника В – 1 050 тыс. руб., работника С. 520 тыс. руб. В Пенсионный фонд и Фонд Социального Страхования работники перечислят:

Работник А.

(1 021 000 * 22%)+((1 800 000 -1 021 000)*10%) +((815 000 * 2,9%)+((1 800 000 – 815 000)*0%)) =224 620+77 900+23 635 =326 155 руб.

Работник В.

(1 021 000 * 22%)+((1 050 000 -1 021 000)*10%) +((815 000 * 2,9%)+((1 050 000 – 815 000)*0%)) =224 620+2 900+23 635 =251 155 руб.

Работник С.

(520 000 * 22%) +(520 000 * 2,9%)=114 400+15 080 =129 480 руб.

На первый взгляд кажется, что работник с большей заработной платой платит больше налогов. Однако, если подсчитать величину налоговой нагрузки по отношению к размеру зарплаты, получим следующее:

Работник А.

Системы налогообложения

326 155 / 1 800 000 *100 = 18,1%

Работник В. 251 155 / 1 050 000 *100 =23,9%

Работник С. 129 480 / 520 000 *100 =24,9%

Т.е. работник В. с меньшим доходом несет значительно большую нагрузку на свой доход, чем более высокооплачиваемый работник А. Самый же низкооплачиваемый из них платит самый большой, в процентном отношении, размер налога.

В целом, регрессивную систему налогообложения нельзя однозначно назвать более эффективной, чем традиционная прогрессивная система. Однако то, что более высокооплачиваемые работники при такой системе менее склонны скрывать свои доходы – ее несомненный плюс.

#налоги#налогообложение#регрессивное налогообложение

Отправить

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы.

Регрессивное налогообложение

Кривая Лаффера.

Поскольку наибольшая часть налогов прямо или косвенно уплачивается из доходов домашних хозяйств, мы в дальнейшем для простоты анализа будем считать, что доходы государственного бюджета формируются в основном за счет подоходного налога.

В настоящее время существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная .

· При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t ) и общая сумма налоговых поступлений (T ) определяется по формуле:

Т = t × Y

· При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная.

Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения, которая больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах.

Средняя ставка налогообложения (t ) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t , то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t×Y

Из этой формулы следует вывод:

при данной ставке налогообложения t общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

Рис. 13.5

Кривая Лаффера .

Что касается ставки налогообложения (t ), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T ) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 13.5):

при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Это явление объясняется очень просто:

по достижении ставки t0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Кривая Лаффера является эмпирической моделью и не дает возможности определить уровень ставки t0 , однако она указывает, что существует предел для увеличения налоговой ставки, по достижению которого собираемость налогов падает. Модель, разработанная представителем теории экономики предложения и названная его именем, послужила обоснованием для проведения налоговой реформы в США и Великобританией в 80-е гг., в результате которой были снижены налоги на богатые слои населения. Эта реформа, наряду с другими мероприятиями, означала отход от кейнсианской политики в этих странах (рейганомика и тэтчеризм ).

Регрессивный налог

Cтраница 1

Регрессивный налог — это налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения. Налоговой системой РФ такие налоги не предусмотрены.  

Регрессивный налог — налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения.  

Регрессивный налог (regressive tax) — налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.  

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.  

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.  

В зависимости от характера ставок различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.  

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — отношение суммы налогов к доходу; она указывает, какая доля дохода изымается государством. В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается с возрастанием дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. Пропорциональное обложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает с увеличением дохода.  

Федеральный подоходный налог с физических лиц является прогрессивным. Налог на прибыли корпораций по преимуществу пропорционален. К категории регрессивных налогов относятся налоги с продаж, акцизы, налоги на зарплату и имущество.  

При регрессивном налоге средняя ставка уменьшается по мере роста дохода. Когда доход увеличивается, все меньшая и меньшая его доля взимается в виде налога. В некоторых случаях регрессивный налог может привести к увеличению абсолютной величины, изъятой из дохода при его возрастании.  

При системе NHI могут возникнуть малозаметные и, возможно, нежелательные процессы перераспределения средств. При частном медицинском страховании определенный набор медицинских услуг стоит одинаково, независимо от дохода владельца страховки. Это делает страховые издержки похожими на регрессивный налог, так как работники с низкими доходами платят за страховку большую долю своего дохода, чем работники с высокими доходами.  

Многие ученые и специалисты высказывают необходимость серьезного научного обоснования соотношения прямых и косвенных налогов.

Что такое прогрессивный и регрессивный налог?

В настоящее время упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Они считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.  

Страницы:      1

Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.

Одним из главных принципов организации обложения налогами хозяйствующих субъектов и населения является принцип справедливости. На практике этот принцип реализуется через методы налогообложения. Под методами понимают способы построения ставок налогов в соотношении их с налоговой базой. По этому критерию выделяют четыре главных метода обложения: пропорциональное, равное, прогрессивное, регрессивное.

При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства.

Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками).

Реализация принципа справедливости:

Налоги прогрессивные и регрессивные

Бюджетная и налоговая политика государства должны строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями.

2. Для достижения справедливости налоговая система должна быть дифференцирована в части разновидности тех или иных налогов. В любой налоговой системе должны быть налоги, ориентированные на финансирование определенных государственных нужд. плательщиками которых выступают лица, больше других получающие блага от государства.

3. Основной признак справедливой налоговой системы — наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества при исчислении и уплате налоговых платежей.

4. Налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права и равные возможности при защите своих интересов.

Согласно классическому определению, налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Фактически это достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превышающей предельный уровень. Таким образом, при пропорциональном обложении более состоятельный плательщик платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельный плательщик.

Характерной чертой рыночной экономики является дифференциация доходов населения а следовательно вытекающее из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов соц напряженности.

Впервые графическую интерпретацию неравномерности распределения дохода в обществе предложил амер экономист Макс Лоренц (1876-1959). Кривая названая в его честь наглядно показывает на сколько фактически распределение дохода отличается от равномерного. Данный график иллюстрирует степень экономического неравенства и показывает влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущества населения. Кривая Лоренца показывает какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть она отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца показывает насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного.

По абциссе расположены нарастающим итогом удельные веса получателей дохода, по ординате – нарастающим итогом удельный все расположенной по возрастающей доли получателей дохода в валовом нац доходе. Вначале строится точечная диаграмма для каждой конкретной группы населения. Соединяя полученным таким образом точки, можно получить график для каждого конкретного момента распределения, позволяющий охарактеризовать распределения дохода в целом.

Читайте в этой же книге:Порядок и условия предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ | Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мулитипликатор. | Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе РФ. | Роль налоговой ставки в реализации функций налогов. | Льготы по акцизам. | Порядок исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей. | Налогообложение доходов организаций по операциям с ценными бумагами | Порядок и условия предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ | ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГА | Срок действия патента от6до12месяцев | mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.007 сек.)

Регрессивное налогообложение

В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии.

Регрессивное налогообложение - система, при которой большему объекту налогообложения соответствует более низкий уровень налоговых ставок. В отличии от прогрессивного метода при использовании регрессивного с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки .

В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее, российская налоговая система, начиная с 2001 года до начала 2010 года использовала регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Для единого социального налога была установлена ставка в размере 26 % от фонда оплаты труда, но это не фиксированный тариф. Законодательством РФ предусматривало варианты ее снижения путем регрессивной шкалы. Регрессивная шкала была создана правительством для стимулирования организаций к выводу заработной платы из "тени". Регрессивная шкала работает таким образом, что чем выше оклад сотрудника, тем меньше налога платит предприятие. Она непрерывно работает в пределах одного налогового периода (года), нарастающим итогом. Для более наглядно отображения информации обратимся к таблице 4.

Таблица 4

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования

Фонды обязательного медицинского страхования

< 280 001 600 000 <

56 000 + (ЗП-280 000) *7,9 %

8120 + (ЗП-280 000) *1,0 %

3080 + (ЗП-280 000) *0,6 %

5600 + (ЗП-280 000) *0,5 %

72 800 + (ЗП-280 000) *10,0 %

81 280 + (ЗП-600 000) *2,0 %

104800 + (ЗП - 600 000) *2,0 %

Примечание: ЗП - заработная плата сотрудника.

Единый социальный налог, пожалуй, единственный, завышение налоговой базы по которому способно было привести к возникновению недоимки. Ведь подобная "оплошность", по сути, означает, что компания неправомерно воспользовалась регрессивной шкалой ставок

Также регрессивный метод применяется при установлении шкалы, ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции. При этом, чем выше сумма иска, тем меньше процент пошлины.

Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах, а экономические, т.е. отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые устанавливаются как надбавки к ценам или тарифам. В доходах различных покупателей может быть не одинакова доля этих налогов. При различных доходах, лица, покупающие один и тот же товар, подлежавший косвенному налогообложению, уплачивают одинаковую сумму налога. Следовательно, доля косвенного налога выше у тех, кто имеет меньшие доходы, и меньше у лиц с большими доходами.

Строго говоря, регрессивность налогообложения косвенными налогами имеет место в отношении не налогоплательщиков (каковыми являются предприятия и иные юридические лица), а носителя налогов - населения, т.е. потребителей товаров. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.

Одним из примеров регрессивного налогообложения в зарубежных странах является НДС в Германии для предпринимателей. Основная ставка налога составляет 16%. Основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке - 7%. Если оборот предпринимателя менее конкретной суммы, то он либо освобождается от уплаты НДС, либо платит по ставке, составляющей 80% от установленной ставки для товара. От этого налога освобождены предприятия сельского и лесного хозяйства, товары, идущие на экспорт .

В современных условиях часто применяется смешанное налогообложение, которое предполагает сочетание от дельных элементов вышеуказанных методов налогообложения. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются разные методы налогообложения (например, сочетание прогрессивного и пропорционального методов).

Повышение уровня жизни в государстве вовсе не гарантирует счастливого общества. Артур Оукен

Известно, что рост экономики вовсе не гарантирует повышение жизненного уровня всего населения: в странах с одинаковым ВВП может быть очень разный жизненный комфорт для их граждан. Совсем недавно тема экономического неравенства была ключевой в обсуждениях правительства. Точнее говоря, власть признает слишком большой разрыв между доходами бедных и богатых, но реальных мер для преодоления этого разрыва пока не предложено.

14 мая в Доме экономиста состоялось очередное заседание Вольного экономического общества, где главный доклад был сделан профессором Алексеем Шевяковым, директором Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Доклад ученого назывался «Российская бедность – возможно ли ее преодоление?».

Основной вывод докладчика - 50% населения России живут в относительной бедности. Цифры, которые на первый взгляд несколько не соответствуют благостному настроению, которое излучают наши чиновники. Но вывод г-на Шевякова основан на использовании только официальных данных.

Итак, по данным Росстата децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых граждан страны к 10% самых бедных) равен 16,8. По данным Минэкономики РФ он равен 22, а по данным Шевякова – 30-32.

Разница объясняется методологией обработки информации, которая в Росстате осталась еще со времен царя Гороха, хотя справедливости ради надо отметить, что и в самом ведомстве это признают.

Оценки Росстата занижены, но перейти на новую методологию обработки информации сейчас политически почти невозможно (представьте, коэффициент был равен 17, а тут вдруг - 32), - заметил докладчик.

Однако тенденции очевидны во всех оценках – неравенство растет. Подчеркнем, что не имеется в виду неравенство между участниками списков Forbes и пенсионеркой, речь идет о неравенстве между 14,2 (10%) млн. богатых и 14,2 млн. бедных.

Теперь несколько терминологических уточнений. Что такое бедность?

Бедность в нашей стране измеряется на основе прожиточного минимума (ПМ): если ты находишься ниже этой границы – ты бедный. Понятие ПМ у нас не изменилось со времен Советского Союза, когда было бесплатное здравоохранение, образование, и базировался этот ПМ на некоем минимальном наборе продуктов и минимальном количестве одежде.

В сегодняшней ситуации ПМ, чтобы адекватно отражать элементарные потребности людей, должен быть увеличен как минимум в 2-3 раза, - считает профессор Шевяков.

Политики часто манипулируют этим словосочетанием, но надо понимать, что реально ПМ в нашей стране не является действенным инструментом, в отличие от США, где именно на его основе распределяются социальные трансферты, выдаются продуктовые карточки, социальное жилье и т.д. Для сравнения - ПМ в США – $800-$900, в России - примерно $166.

Реальный рост доходов всего населения в нашей стране – миф.

Средний доход растет не за счет среднего класса, а за счет очень высокого роста дохода последних двух групп населения. Остальные граждане находятся в районе относительной бедности, они только сейчас более-менее вышли на тот уровень, который был в начале 1990-х (за исключением последних трех - самых низкодоходных).

Почему же нарушена элементарная логика – относительная бедность растет по мере экономического роста? Ответ на вопрос понятен: это следствие высокой концентрации доходов в высокодоходных группах.

Наша социальная политика в основном ориентируется на средние цифры (а, как отметили участники круглого стола, подобный подход – это либо непрофессионализм, либо преднамеренное желание скрыть правду). Так, нам с трибун говорят, что доходы населения выросли на 10%.

Но при этом совершенно не учитывается, что доходы богатых возросли на 60%, а бедных - на 3%.

И самое уязвимое звено по показателям и абсолютной, и относительной бедности - дети.

Детская бедность в два раза превышает взрослую. И даже в богатых регионах абсолютная (!) детская бедность достигает 40-50%.

Почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на то, как складывается структура доходов.

В самых богатых группах доминируют доходы от дивидендов, собственности и т.п. (в Москве в этих группах денежные поступления на 90% состоят из доходов на перечисленное, т.е. высокий доход определяют отнюдь не зарплаты и пенсии).

В таком случае и пути решения с бедностью становятся понятными.

Расхожее утверждение, что при экономическом росте будет снижаться бедность для нашей сегодняшней страны неверно. По подсчетам г-на Шевякова, даже если мы удвоим ВВП, бедность будет составлять недопустимо много – 40%.

Объясняется это тем, что прибыль от роста ВВП распределяется слишком неравномерно: на рубль прироста богатые получают 2 рубля, а бедные – 5 копеек. Разница в 40 раз!

В принципе, для роста доходов есть два основных пути:

1. Рост производительности труда (а он, как правило, не может быть быстрым).

2. Капитализация экономики (в случае России – рентно-сырьевой).

Так вот, доходы богатых в основном связаны не с ростом производительности труда, а с ростом капитализации и ростом цен на природные ресурсы.

Миф о плоской шкале налогообложения

В России регрессивная шкала налогообложения (как ни странно, но такая шкала может применяться на практике, а не только существовать в теории):

Пора развенчать миф о плоской налоговой шкале налогообложения. С работающего человека (получающего зарплату – С.С.) налог берется дважды – ЕСН (26%) и подоходный налог (13%) - и равен он почти 40%. Те люди, которые живут на дивиденды и прочие доходы от собственности платят максимум 13% (с дивидендов - 9%, а если они живут на проценты с банковских вкладов – то платят до 13%). 13%, как ни крути, меньше 40% - отмечает г-н Шевяков.

аметим, речь не идет о том, чтобы повышать налог на дивиденды и тем самым ухудшать инвестиционный климат. Речь идет о грамотном и справедливом подходе к системе налогообложения. Наверное, возможно разработать схему, при которой, например, работающему акционеру не придется платить налог дважды. Некоторые эксперты, кстати, предлагают ввести так называемый налог с дохода. )

Итак, какова же реальная налоговая нагрузка на разные доходные группы?

У самых высокодоходных она самая низкая - ниже 13% (12,3-12,9%). А у той средней группы, которую мы намерены к 2020 году сделать средним классом, налоговая нагрузка в 2,5 раза больше. Никаких исторических явлений это не напоминает?

В тех же США, на которые мы так любим ссылаться, картина совершенно иная. По данным за 2005 год, до уплаты налогов коэффициент составляет 67, а после уплаты налогов и социальных трансфертов это неравенство снижается почти в 5 раз – до 14.

А в «старушке Европе» есть понятие бедного домохозяйства, то есть если человек получает определенный доход и имеет 5 иждивенцев, то к его доходу применяется совершенно иное налогообложение, нежели к тому, кто иждивенцев не имеет. В России же налоги только увеличивают неравенство.

Такого нет даже в Латинской Америке, - констатирует г-н Шевяков.

И приводит расчеты, которые показывают, что коэффициент неравенства должен быть на уровне 7-9, причем такое соотношение было бы оптимальным и с точки зрения демографических показателей, и с точки зрения экономической стимуляции (когда излишние трансферты не приводят к деградации, угнетению активности).

Пути решения

Правительство видит (или хочет видеть?) эти решения в одной плоскости – повышение пенсий, МРОТ, зарплат бюджетников. По мнению г-на Шевякова с учетом того, как работают наши механизмы распределения, это неэффективно.

Представьте, едет телега и машина, расстояние между ними постоянно увеличивается. Мы хотим, чтобы телега ехала все-таки быстрее - и даем ей пинок. Только 12-15% выделенных на это (повышение МРОТ, пенсий – С.С. ) средств попадают к действительно бедным. Пенсионеры же, например, есть во всех группах. Получается парадокс – в два богатых дециля попадает больше денег, чем в бедные группы.

Анализ показывает следующее.

Если МРОТ увеличить до 6800 рублей, то произойдет некоторое снижение бедности – на 4%, но ресурсы распределятся следующим образом: 20% попадут в два бедных дециля, а 27% - в два богатых. При увеличении пенсий распределение ресурсов будет тоже в пользу богатых.

Без введения прогрессивной шкалы налогообложения, без грамотного перераспределения доходов (только не «отобрать и поделить»), мы не только не сможем уменьшить разрыв между богатыми и бедными, но и ответить на сегодняшние экономические вызовы, в том числе и победить инфляцию, одной из причин которой как раз и является социально-экономическое неравенство.

Светлана Синявская

Регрессивный налог

РЕГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ

(regressive tax) Налог, характеризующийся снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. К категории регрессивных налогов относятся косвенные налоги. Считается, что бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, нежели для богатых; бедные, например, тратят большую, по сравнению с богатыми, долю своих доходов на оплату НДС. Пропорциональный налог (proportional tax) также может быть регрессивным; в соответствии с теорией предельной полезности денег (гласящей, что каждый последующий фунт стерлингов обладает для бедных большей ценностью, чем для богатых) принято считать, что более тяжким для бедных является налог с единообразными ставками.


Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Регрессивный налог

Налог, характеризующийся снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. К категории регрессивных налогов относятся косвенные налоги. Считается, что бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, нежели для богатых; бедные, например тратят большую, по сравнению с богатыми, долю своих доходов на оплату НДС. Пропорциональный налог также может быть регрессивным: в соответствии с теорией предельной полезности денег (гласящей, что каждый последующий фунт стерлингов обладает для бедных большей ценностью, чем для богатых) принято считать, что более тяжким для бедных является налог с единообразными ставками.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .


Смотреть что такое "Регрессивный налог" в других словарях:

    - (regressive tax) Налог, характеризующийся снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. К категории регрессивных относятся, в частности косвенные налоги. Считается, что бремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, чем для богатых;… … Словарь бизнес-терминов

    - (regressive tax) Налог, характеризующийся снижением ставки по мере роста дохода. Наиболее регрессивным считается подушный налог (poll tax), взимаемый с физического лица в твердо установленной сумме независимо от размера дохода. Налоговая система… … Экономический словарь

    Регрессивный налог - см. Налог регрессивный … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Регрессивный налог - ставка налога уменьшается с увеличением дохода … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    налогообложение по убывающей шкале, регрессивный налог - (1) Налоговая система, в которой ставка налогообложения понижается по мере увеличения облагаемой налогом суммы. Например, суммы от 1000 до 5000 долл. облагаются налогом в 5%, а суммы от 5000 до 10 000 долл. налогом в 4% и т.д. Налогообложение по… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    Налог, ставка которого уменьшается с ростом величины объекта налогообложения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Е.А. Котко,
эксперт ИНФОРМЦЕНТРА XXI века

При расчете единого социального налога (ЕСН) для налогоплательщиков-организаций предусмотрены ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), представляющие собой регрессивную шкалу (в виде соответствующих таблиц).

Однако для применения регрессивной шкалы налоговых ставок необходимо выполнение условий, указанных в п. 2 ст. 241 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ (также представляющие собой регрессивную шкалу), применяются соответствующими страхователями только в случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.

При этом определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 НК РФ).

Определение права использования регрессивной шкалы по ЕСН также производится в целом по организации (включая все обособленные подразделения), поскольку плательщиком ЕСН является организация в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ*1, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
_____
*1 К ним, в частности, относятся и организации, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации-страхователи.

Налогоплательщики, у которых налоговая база соответствует вышеуказанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России*1.
_____
*1 При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, далее - Инструкция N 121 [п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, далее - Методические рекомендации по ЕСН].

При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Следовательно, при расчете налоговой базы в среднем на одного человека используются базы по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что необходимо различать понятия "право на применение регрессивной шкалы" и непосредственно "применение регрессивной шкалы".

Право на применение регрессивной шкалы возникает у организации при выполнении условия, проверка которого осуществляется в соответствии с нижеприводимым алгоритмом.

Проверка права на применение регрессивной шкалы производится независимо от того, достигла налоговая база кого-либо из работников 100 000 руб. или нет.

Но применение регрессивной шкалы [то есть непосредственно исчисление налога (взносов) по регрессивной шкале] начинается в том случае и только для тех работников, у которых налоговая база превысила 100 000 руб.

Использовать регрессивную шкалу можно только при получении права на ее применение.

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ЕСН

Предлагаем вниманию читателей журнала алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ставок ЕСН (тарифов страховых взносов в ПФР), разработанный автором данной статьи на основании НК РФ и принятых в соответствии с ним правовых актов налогового законодательства (см. схемы 1 и 2).

Схема 1

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы

Схема 2

Определение количества работников (К ), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года
по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода (включительно)

Пункт 1 алгоритма.

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 2 алгоритма.

Пункт 2 алгоритма.

Определить, имела ли организация право применять регрессивную шкалу по итогам предыдущего месяца?

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 11 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Как уже отмечалось, средняя численность работников за период с января по соответствующий месяц отчетного периода включительно определяется в соответствии с Инструкцией N 121 (см. п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 22.2 Методических рекомендаций по ЕСН).

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются (см. Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, приведенный в приложении N 2 к приказу МНС России от 01.03.2002 N БГ-3-05/49, далее - Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН).

Согласно положениям раздела II Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) складывается из трех составляющих:

Среднесписочной численности работников;

Средней численности внешних совместителей;

Средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность работников показывается в целых единицах.

Согласно п. 5.1 Инструкции N 121 среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

При этом численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка (форма N Т-2), табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12), табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, то есть, соответственно, на 2, 3, 4 и т.д. (п. 5.7 Инструкции N 121).

Согласно п. 6 Инструкции N 121 средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время, изложенным в п. 5.4 Инструкции N 121.

Согласно п. 7 Инструкции N 121 средняя численность работников, выполнявших работу по до- говорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год в целом определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 4, 5... 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Пункт 4 алгоритма.

Определить общую сумму налоговых баз по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех физических лиц, которым организация производила начисления с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

При расчете учитываются налоговые базы всех физических лиц, которым производились начисления за указанный период, независимо от продолжительности их работы в организации.

В расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Повторим, что согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.

При этом по расчету условия на право применения регрессивных ставок ЕСН организация имеет право на применение регрессивных ставок налога, и оно распространяется на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

Пункт 5 алгоритма.

Определить количество работников (), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода включительно.

Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Следовательно, если средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, меньше 30 человек, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Где - количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма.

Если же средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, больше или равна 30, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Если в результате расчета получилось дробное число, его нужно округлить по правилам округления до целых единиц.

Полученное в результате число будет равно количеству работников с максимальными общими суммами выплат, налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Пункт 6 алгоритма.

Выбрать работников (в количестве, определенном в п. 5 алгоритма), имеющих наибольшие по величине налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет), рассчитанные нарастающим итогом с начала года по расчетный месяц (включительно), и найти общую сумму налоговых баз этих работников.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Если организация ведет установленный п. 4 ст. 243 НК РФ учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты с применением формы индивидуальной карточки учета, утвержденной приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, то значение указанных налоговых баз можно узнать из графы 6 "Налоговая база/По единому социальн. налогу в федер. бюджет и фонды ОМС, страховым взносам в ПФР" (подстрока "за месяц" строки с названием месяца, за который производится расчет).

Пункт 7 алгоритма.

Определить сумму налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Для этого из суммы, полученной при выполнении п. 4 алгоритма, вычитаем сумму, полученную при выполнении п. 6 алгоритма.

Пункт 8 алгоритма.

Определить величину налоговой базы в среднем на одного работника, приходящуюся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода).

Налоговая база в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц, рассчитывается по формуле:

Где - величина налоговой базы в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода);

Рассчитанная в п. 7 алгоритма сумма налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма;

Количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника. Расчет значения производился в п. 5 алгоритма;

Количество месяцев, истекших в налоговом периоде или, другими словами, порядковый номер месяца, за который производится расчет (для января это будет 1, для февраля - 2, для марта - 3 и т.д.).

Пункт 9 алгоритма.

Сравнить величину налоговой базы в среднем на одного работника (определенную в п. 8 алгоритма) с суммой 2500 руб.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника меньше 2500 руб., то необходимо перейти к п. 11 алгоритма.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника больше или равна 2500 руб., то следует перейти к п. 10 алгоритма.

Пункт 10 алгоритма.

По итогам месяца организация имеет право применять регрессивную шкалу.

Необходимо перейти к п. 12 алгоритма.

Пункт 11 алгоритма.

По итогам месяца организация не имеет права применять регрессивную шкалу и теряет это право до конца налогового периода (то есть до конца года).

Расчет налога производится по максимальным ставкам независимо от величины налоговой базы.

Пункт 12 алгоритма.

Конец алгоритма.

Теперь рассмотрим применение приведенного алгоритма на примере.

Пример. Определение права применять регрессивную шкалу ставок ЕСН и тарифов по взносам в ПФР.

Начиная с 1 января 2002 года в ООО "Облачко" числится шесть человек. С 4 февраля 2002 года на работу принят еще один сотрудник. Со всеми работниками заключены трудовые договоры, согласно которым им установлен полный рабочий день.

Налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех сотрудников представлены в табл. 1.

Необходимо определить: имеет ли право организация применять регрессивную шкалу ставок по ЕСН и тарифов по взносам в ПФР в марте 2002 года.

Таблица 1

Налоговые базы по ЕСН работников ООО "Облачко", используемые в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

Табельный номер работника

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет

январь 2002 года

февраль 2002 года

март 2002 года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Итак, для возможности использовать регрессивную шкалу по итогам какого-либо месяца необходимо, чтобы установленные НК РФ условия, дающие право на применение этой шкалы, выполнялись в каждом месяце периода с начала года по текущий месяц (включительно).

Таким образом, необходимо проверить выполнение этих условий для ООО "Облачко" в январе, феврале и марте 2002 года.

Определение права использования регрессивной шкалы ставок налога по итогам января 2002 года

Пункт 1 алгоритма.

Месяц, за который производится проверка права применять регрессивную шкалу, - январь?

"Да". Переходим к п. 3 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Определить среднюю численность работников организации за период с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

Иными словами, необходимо определить среднюю численность работников организации за январь.

В ООО "Облачко" за рассматриваемый период не работали внешние совместители, а также не было работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому средняя численность работников организации будет равна среднесписочной численности основных работников, работающих по трудовым договорам.

С 1 января 2002 года в организации числилось пять работников, то есть за каждый день января списочная численность работников организации составляет пять человек (см. табл. 2).

Таблица 2

Списочная численность работников ООО "Облачко" за январь - март 2002 года

январь

февраль

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.