Глобализация и ее последствия. Влияние глобализации

Совершенно очевидно, что процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку. Это проблемы : общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты обще­человеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека.

Процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.

Однако глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия:

  1. Резкий контраст между быстро растущими капиталами американских предпринимателей и ухудшением экономического положения в странах «третьего мира», а также в посткоммунистических странах, послужил причиной мощного антиглобалистского движения
  2. Недостаточно эффективное управление экономикой во многих странах
  3. Неравномерное распределение ресурсов в мировой экономике, наконец, коррумпированность власти и т.д.

Все это отрицательно сказывается на развитии мировой экономической структуры и управлении международной финансовой системой, вселяет неверие народов развивающихся стран в благую роль глобализации и рациональность проводимых под ее влиянием реформ.

Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств сказывается в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация , т.е. придание внутренним функциям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем, следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом.

Рассмотрим влияние глобализации на экономическую сферу:


Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфере экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымывают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они вы­водят «из-под сферы влияния государства значительный функциональный сектор».

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.

В условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.

Поэтому вряд ли можно утверждать, что глобализация «вымывает основу экономической функции государства». На мой взгляд, экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция , в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Глобализация в экологической сфере открывает огромные возможности всем странам и народам для обеспечения безопасности человечества, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями государств. Именно в области экологии государства взаимозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия чело­века на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.

Что касается внешних функций государства , то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Появление общих интересов у государств, единение их на базе общечеловеческих интересов обусловили интернационализацию национальных интересов государств. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения и т.д.

Мировой правопорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснаци­ональной преступностью, наркобизнесом, между­народным терроризмом, торговлей людьми, похищенными автомашинами, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ приобрела глобальные масштабы и приносит транснациональным преступным группам прибыль, превышающую размер национального дохода некоторых стран. Анализ состояния преступности, в том числе транснациональной, позволил исследователям прийти к выводу о том, что в XXI в. будет преобладать ужесточающаяся, организующаяся, интеллектуализирующаяся, вооружающаяся и неуклонно растущая преступность. Это означает, что борьба с транснациональной преступностью должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций .

Вывод: Глобализация предполагает всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. И дело не столько только в объеме, сколько в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Глобализация имеет высокую степень и глубину взаимопроникновения норм, идей, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации, так как формирует общие цели и долговременные интересы человечества на основе осознания единства мира перед лицом нарастающей угрозы его выживанию.

Вопрос № 41 Понятие регулятора общественных отношений. Виды социальных регуляторов.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы .

Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный . Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.

Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.

Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей . Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

Вспомните:

что означает термин «глобализация»? Что вам известно о глобализации экономики? Что такое «цифровой раз­рыв»? Что означает термин «европоцентризм» современ­ного мира и почему это выражение устарело?

В начале 80-х гг. XX в. американский социолог Дж. Ней-сбит определил 10 новых тенденций мирового развития. В их числе оказались: переход от индустриального общест­ва к информационному; от развития техники - к развитию высоких технологий; от замкнутой национальной экономи­ки - к открытой мировой экономике; от краткосрочных за­дач планирования и программирования развития - к поста­новке долговременных стратегических целей; от тенденций централизации - к децентрализации; от иерархического к сетевому типу организации социального и политического пространства; от альтернативного выбора (по принципу «или - или») к многообразию выбора; от развитого Севе­ра - к развивающемуся Югу. В значительной своей части это описание предвосхитило явление глобализации, которая явилась наиболее зримым проявлением и показателем тен­денций к трансформации структуры международных отно­шений и характера политических и экономических процес­сов в современном мире.


Глобализация оказалась одной из наиболее обсуждаемых в последние годы магистральных тенденций мирового раз­вития, а вместе с тем и одним из наименее строго опреде­ляемых социальных и политических феноменов. Как прави­ло, под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную дея­тельность людей все более существенное влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия локальных сообществ могут иметь действительно глобальные, всепланетарные последст­вия. Вместе с тем не совсем ясно, с какого именно периода времени в человеческой истории можно вести речь о столь глубоком переплетении институтов и социальных связей. Так, американский социолог И. Валлерстайн понимал под глобализацией стартовавший в XV-XVI вв. процесс ста­новления мировой капиталистической системы, охватываю­щей связи центра (Западной Европы) с периферией (коло­ниальные и зависимые страны). А британский ученый Э. Гидденс относил начало глобализации по крайней мере к периоду промышленного переворота и колониальной экс­пансии XVIII в. При этом еще в 80-е гг. XX в. слово «гло­бализация» практически не встречалось в научной литера­туре.

Попробуем разобраться: с чем же связано столь широкое распространение данного понятия и что именно понимается под феноменом глобализации в узком ее смысле?

ЧТО ТАКОЕ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ?

Тенденция к расширению связей между народами и го­сударствами, проявлявшаяся в самом разном типе человече­ских взаимодействий - от торговли до конфликтов, просле­живается на протяжении почти всей истории человечества. Изменялись мотивы, которые вели к развитию подобных связей, - от естественного любопытства и стремления по­знать окружающий мир до экспансии в поисках внешних рынков, источников сырья, сфер приложения капитала. В Новое и Новейшее время начала складываться мировая система экономических и политических связей различных стран и народов мира, стартовал процесс формирования под­линно мировой экономики. Множество социальных, эконо­мических, культурных, политических и иных отношений постепенно приобретали действительно всемирный, всепла-нетарный характер. Очевидно, что на протяжении не­скольких столетий (по крайней мере с XVI по XX в.) интен­сификация взаимосвязей между народами и странами при­обрела формы активной экспансии Запада, причем не толь-


ко в экономической, технологической и информационной но и в социальной, культурной, политической сферах. Од­нако в последние десятилетия все чаще можно слышать раз­говоры о конце евроцентристского мира, о том, что влияние перестало быть одноканальным - с Севера на Юг и с Запа­да на Восток - и сменилось углубляющимся взаимовлияни­ем различных государств, культур, народов, религий. В кон­це XX в. с развитием новых технологий, тенденций к размыванию границ государств человечество вступило в новый этап своего развития. Именно этот этап, когда гео­графические расстояния и территориальные границы госу­дарств уже не являются препятствием для развития эконо­мических, политических связей, культурных контактов, и принято именовать глобализацией. Таким образом, под гло­бализацией понимается резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяю­щиеся на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную, культурную).

В политическом плане интенсификация этих процессов способствовала, с одной стороны, расширению функций и сфер ответственности национального государства, с другой стороны, ослаблению его возможностей эффективно справ­ляться с предъявляемыми к нему требованиями. Товары, капиталы, люди, знания, идеи, так же как и преступность, оружие, образцы массовой культуры и т. д., стали легко пе­ресекать государственно-территориальные границы. Транс­национальные сетевые организации, социальные движения и отношения проникли почти во все сферы человеческой де­ятельности. Существование глобальных систем торговли, финансов и производства связало воедино процветание и судьбу домохозяйств, коллективов и целых наций по всему миру.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Глобализация охватывает разные сферы жизни общества. Однако в наибольшей степени тенденция к стиранию гра­ниц, всеобщей унификации проявляется в экономике. Соб­ственно глобальная экономика стала складываться в 70- 80-х гг. XX в. Вся планета постепенно превращается в еди­ную глобальную экономическую систему. Речь идет о гло­бально функционирующем мировом производственно-хозяй­ственном механизме, интегральной составной частью которого стали отдельные национальные экономики.

В рамках мировой экономики все более отчетливо про­слеживается тенденция к разделению труда не в региональ­ном или национальном, а в подлинно общепланетарном мас­штабе. Как отмечал в этой связи американский экономист

1о-Л. Н Боголюбов 11 кд


Л. Туроу: «Товары могут создаваться в любом месте мира, в зависимости от того, где их производство обойдется дешев­ле, и сбываться там, где их удастся продать по наивысшей цене. Производственные цепочки могут приобретать гло­бальный масштаб. Например, акселерометр (миниатюрный полупроводниковый чип в автомобильных подушках безо­пасности) может быть разработан в Бостоне (США), собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмон­тирован в автомобиль фирмы БМВ в Германии для того, чтобы эта машина могла быть успешно продана в Бра­зилии».

Символом и одним из проявлений глобализации являет­ся господство в мировой экономике транснациональных корпораций (ТНК). Крупнейшие ТНК имеют свои пред­приятия и филиалы буквально по всему миру. На выбор места производства влияют многие составляющие: квалифи­кация и стоимость рабочей силы, уровень экономической безопасности, особенности финансовой политики в тех или иных странах и регионах (налоговая политика, инвестици­онный климат и т. д.). Деятельность ТНК способствует со­кращению различий между странами в рамках отдельных регионов (Европа, Азия, Америка) по уровню организации и эффективности производства. Зачастую решения, принимае­мые в штабах транснациональных корпораций, сказывают­ся на жизни граждан отдельных стран в большей степени, чем решения, принимаемые правительствами этих госу­дарств. Это и неудивительно, поскольку в современном ми­ре насчитывается более 7000 ТНК. В совокупности они кон­тролируют львиную долю торговых обменов, финансовых потоков и передач технологий. В целом вес и значение ТНК определяются их финансово-экономическим потенциалом. Достаточно сказать, что ежегодные объемы производства ве­дущих мировых ТНК существенно превосходят валовой вну­тренний продукт (ВВП) многих стран мира, а уровень дохо­дов каждой из десяти крупнейших ТНК превышает уровень государственных доходов любой из стран мира, кроме б ве­дущих - США, Японии, Германии, Франции, Великобрита­нии и Италии. Бесспорно, ТНК усиливают экономическую взаимозависимость, способствуют созданию предпосылок для становления и распространения некой единой глобаль­ной, планетарной культуры, рыночных форм хозяйствова­ния, рациональной организации и т. д. Указанные процес­сы способствуют ускоренной экономической интеграции (особенно в Европе и Америке), т. е. в тех зонах, где отно­сительная защищенность рынков, развитость инфраструкту­ры, образовательной и информационной сферы влекут за со­бой стремительное распространение передовых технологий, унификацию образа и уровня жизни.


В результате постоянного расширения сферы деятельнос­ти транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Возникают механизмы регулирования мировых рынков на наднациональном уров­не. В частности, функционируют такие институты, как Все­мирный банк, Международный валютный фонд и другие фи­нансовые организации, полем деятельности для которых выступает вся планета. Складывается и неуклонно расширя­ется система многообразных связей между этими образова­ниями и отдельными государствами. Соответственно не­уклонно возрастают степень и масштабы взаимного влияния национальных экономик друг на друга, причем это влияние обнаруживается почти во всех сферах жизни. Например, по­вышение цен на нефть странами-экспортерами неизбежно сказывается на уровне цен других товаров на мировых рын­ках. Протекционизм (попытка высокими таможенными та­рифами оградить от проникновения иностранных товаров собственный внутренний рынок) в одной стране не может не отразиться на показателях торговли многих других стран и на мировых рынках в целом.

Глобализация охватила и финансовые рынки. Ведущие финансовые центры и даже отдельные крупные финансисты или учреждения оказываются способны существенно влиять на характер и в конечном счете на результаты принимае­мых различными государствами политических решений. По мнению целого ряда специалистов, финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров роль. Деньги, по су­ти дела, сами превратились в товар, а спекуляция на кур­сах валют - в наиболее выгодную рыночную операцию. На мировых валютных рынках ежедневно совершается огром­ное количество спекулятивных сделок на общую сумму при­мерно в 1,5 трлн долларов, что превышает годовой валовой внутренний продукт такой страны, как Великобритания.

Под воздействием процессов глобализации усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике. В настоя­щее время в мире насчитывается более 20 интеграционных объединений, многие из которых пока что представляют со­бой довольно аморфные образования. Но некоторые из них достигли значительных успехов и составляют реальную эко­номическую и в определенной степени политическую силу. Это прежде всего относится к Европейскому союзу, где на смену национальным денежным единицам пришла единая валюта (евро), где были созданы необходимые условия для свободного перемещения людей, товаров, услуг и капиталов и где в повестке дня стоит вопрос о принятии конституции объединенной Европы.


МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Характерной чертой современных процессов глобализа­ции является их распространение на все новы° сферы дея­тельности - технологическую, организационную, админис­тративную, правовую и др., а также постоянное развитие тенденций к установлению взаимосвязей через многочислен­ные сети современных коммуникаций и новые информаци­онные технологии. Высокие технологии превращаются в определяющий компонент обеспечения безопасности, про­цветания и геополитического статуса страны или народа в рамках мирового сообщества.

На смену индустриальной эре с ее ориентацией на коли­чественные показатели выплавки стали, производства слож­ных и материалоемких машин, на экстенсивную по преи­муществу разработку естественных природных ресурсов (нефть, лес, железная руда, зерно и т. п.) приходит эпоха, в которой доминируют высокие технологии (прежде всего информационные, коммуникационные и биотехнологии). Они напрямую связаны с центральным ресурсом новой эко­номики - производством знания.

Развитие новейших информационных и телекоммуника­ционных технологий внесло коренные изменения в экономи­ку и социальную сферу. Если первоначально эти технологии рассматривались как элементы необходимой инфраструкту­ры, то теперь они стали универсальным средством экономи­ческого, культурного и политического развития. Одновре­менно они играют все более существенную роль в изменении международных экономических связей. Они расширяют возможности подчинения множества разбросанных по различным регионам предприятий прямому контролю, сконцентрированному в одном месте.

В целом, в отличие от прежних эпох, нынешняя ситуа­ция характеризуется значительным ускорением и углубле­нием научно-технического прогресса. Больше того, гео­графия распространения информационных технологий пос­тоянно расширяется. Экономический успех и самые передо­вые научные достижения становятся по силам странам, ра­нее безусловно относившимся к числу стран третьего мира и характеризовавшимся периферийностью, отсталостью, за­висимостью и нестабильностью. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии, прежде всего такие, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия, за срав­нительно короткий по историческим меркам период добились впечатляющих экономических успехов. Они при­няли и довольно эффективно использовали западные эконо­мические, производственные, технологические и организа­ционные методы и структуры.


Под влиянием экономической глобализации приоритеты государственной политики на международной арене посте­пенно смещаются в сферу экономики, что, естественно, со­провождается усилением конкуренции. Формы регулирова­ния этой конкуренции будут оказывать в перспективе большое влияние не только на мировую экономику, но и на всю область международной безопасности и политических отношений. Суть происходящих изменений состоит в посте­пенном переходе от «силовых игр» между государствами, стремившимися расширить свои территории, к «играм бла­гополучия», при которых ставится задача роста экономики. Вместо доминировавшего на протяжении столетий противо­стояния государств возникает вне- и надгосударственная си­стема финансовых рынков, организаций, структур.

Под влиянием технических и технологических измене­ний все в большей степени проявляется глобализация и в сфере культуры. При открытости государственных границ и интенсификации общения между людьми, под влиянием развития средств коммуникации и под воздействием СМИ создаются определенные предпосылки для формирования некоего единого человеческого сообщества, все в большей степени объединяемого общими целями, ценностями и ин­тересами. Огромное влияние на самую широкую междуна­родную аудиторию оказывают мощные вещательные корпо­рации, поскольку программы крупнейших телекомпаний мира ныне можно принимать практически в любой точке земного шара. По объему вещания и степени охвата аудито­рии телевидение превратилось в беспрецедентную культур­ную силу. Все большее распространение получают не толь­ко информационные, но и развлекательные молодежные каналы (типа MTV). Развитие и усиление влияния СМИ так­же является одним из проявлений и одновременно факто­ром углубления процесса глобализации.

Исключительная роль в распространении информации принадлежит в наши дни Интернету. Благодаря Интернету тысячи, а теперь и миллионы людей получили доступный канал общения друг с другом, начали формироваться специ­фические «интернет-сообщества» по интересам поверх госу­дарственных границ и вне расстояний.

Таким образом, глобализация представляет собой объек­тивный процесс трансформации общества под влиянием НТП, технологического рывка в области информатики, эле­ктроники, биотехнологий. Этот процесс реально затрагивает все стороны современного общества. Выгоды глобализации очевидны. Она сулит экономический рост, повышение уров­ня жизни и новые возможности. Однако в реальности гло­бализация, как и всякое крупное общественно-политическое явление, имеет и свою оборотную сторону. Она ставит перед


Человечеством новые трудноразрешимые задачи, от решения которых в буквальном смысле зависит его будущее.


Похожая информация.


Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, которые в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Наиболее распространенное понятие функций государства предлагает понимать под ними "основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами" .

Учитывая, что формирование функций государства происходит в процессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их возникновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государством на определенном этапе его исторического развития, а также поставленными целями. Данные цели и задачи зависят от многих условий, например от уровня нравственного и культурного развития общества, интересов и потребностей граждан, экономических возможностей государства и общества, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д. .

Особый интерес в данном контексте представляет глобализация, оцениваемая в научной литературе как объективный, естественный процесс, который, бесспорно, влияет на государство и его функции.

Оценивая глобализацию применительно к нашей проблеме, можно выделить четыре основных аспекта влияния глобализации на государство и ее функции:

1 - как самостоятельный фактор, влияющий на динамику функций российского государства;

2 - посредством активизации влияния иных факторов: политического, внешнеполитического, идеологического, экологического и других;

3 - влияние посредством системы институтов, порождаемых глобализацией;

4 - через антиглобализм как процесс, возникший для противодействия глобализации.

Рассмотрим подробнее каждый из аспектов.

I. Глобализация выступает в качестве самостоятельного фактора, влияющего на динамику функций российского государства.

Процесс глобализации, отмечает М.Н. Осьмова, "несомненно делает вызов национальному государству, его суверенитету и "функциям", и хотя основные задачи, которые решает государство, остаются - создание законодательной базы, создание сбалансированных общих условий макроэкономической стабильности и соответствующей политики, обеспечение основополагающей инфраструктуры и социальных услуг, - вместе с тем появляются новые черты в деятельности государства" .

Изменение внешних функций современного российского государства обусловлено также различными внешними изменениями .

Воздействие глобальных факторов на развитые государства определяется в основном их интересами, а для остальных государств, помимо собственных интересов, также степенью вовлеченности их в орбиту интересов высокоразвитых стран и соответственно степенью и характером их зависимости от этих стран .

Глобальные факторы, воздействуя на государство и право, отражаются на системе функций государства, их содержании и методах осуществления.

1. Влияние глобализации на систему функций государства проявляется в:

а) появлении новых функций. Так, по мере развития государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка возникают новые функции. Это, например, экологическая функция, обусловленная необходимостью обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, сохранение природных ресурсов вследствие их исчерпаемости, устранение современных глобальных экологических вызовов человечеству, угрожающих существованию человечества; демографическая функция, вызванная необходимостью регулирования численности населения на планете; функция социальной защиты населения и др.;

б) отмирании некоторых функций, соответствующих старым, исчерпавшим себя условиями существования государства, не характерным для глобализирующегося мира. К таким функциям, например, в научной литературе относят хозяйственно-организаторскую функцию, функцию контроля за мерой труда и мерой потребления, функцию борьбы за мир и мирное сосуществование двух противоборствующих между собой социалистической и капиталистической систем и др.;

в) изменении существующей системы функций путем перегруппировки функций в зависимости от важности и социальной значимости на основные и неосновные. Глобализация, влияя на государство, может неосновные функции вывести в группу основных. Так, например, рост народонаселения на планете, угроза исчерпаемости природных ресурсов, неравномерность распределения природных ресурсов на планете, появление современных глобальных экологических вызовов человечеству способствовали повышению значимости экологической функции государства и восприятию ее сегодня как одной из наиболее важных основных функций государства.

2. Влияние глобализации на содержание конкретных функций государства. Традиционные функции государства также существенно изменяются под воздействием процесса глобализации. Изменения касаются не только содержания функций государства, но и методов их осуществления. В частности, финансовая и экономическая функции были присущи государству на всех этапах его развития. Однако, характеризуя их содержание применительно к современным государствам, возможно отметить их усложнение, модернизацию под воздействием глобализации.

3. Влияние глобализации на методы, способы осуществления функций государства и, соответственно, их результат.

Так, в условиях глобализации особое внимание необходимо уделить установлению равновесия между государственными интересами и экономической свободой в рамках экономической функции, установить правовые границы вмешательства государства в экономику, обусловленные "балансом интересов государства и хозяйствующих субъектов", использовать "такие методы и подходы к регулированию экономики, которые "не просто соответствуют меняющимся потребностям экономики и общества, но и отвечают реальным возможностям страны" .

В условиях глобализации при осуществлении экономической функции государства особую роль приобретают так называемые методы корректировки правил глобальной конкуренции на внутреннем рынке в национальных интересах: государственный контроль над природными ресурсами и наиболее важными отраслями экономики, за денежной системой и валютными операциями; защита внутреннего рынка и защита интересов отечественных производителей на внешнем рынке; создание конкурентоспособных на внешнем рынке хозяйствующих субъектов и др.

II. Глобализация активизирует влияние иных факторов: политического, внешнеполитического, идеологического, экологического и других.

Среди объективных и субъективных факторов глобального характера, влияющих на национальный государственно-правовой механизм, М.Н. Марченко предлагает выделять следующие: "...экономические и технологические факторы, ускоренная глобализация финансовых рынков, глобализация средств массовой информации и коммуникаций, усилившееся на межгосударственном уровне разделение труда; нарастание многочисленных глобальных проблем; усилившееся давление на слаборазвитые страны со стороны США и других высокоразвитых государств с целью вовлечения их в орбиту своего непосредственного влияния; обострившаяся для многих стран в связи с бурным развитием передовых технологий в мире опасность изоляции или самоизоляции и др." .

Данные факторы глобального характера, несомненно, оказывают сегодня и будут оказывать в будущем, по мере их усиления, влияние на национальное государство и право.

III. Влияние глобализации посредством системы институтов, возникающих и укрепляющихся в результате распространения глобализационных процессов.

Государство, являясь основным политическим актором, действует на мировой арене совместно с иными властными институтами и организациями. Уровень воздействия глобальных факторов на национальное государство и право зависит от внешней, формальной стороны государственно-правовых институтов, а в значительной мере затрагивает их сущностную и содержательную стороны.

Как отмечает М.Н. Марченко: "Тем не менее институциональная сторона не должна игнорироваться, поскольку глобализация воздействует на государство и право не только своей функциональной стороной (через систему факторов интеграционного характера), но и институциональной (через систему институтов, порождаемых и подпитываемых глобализацией)" .

Как справедливо отмечает Е.Н. Рахманова, "часть государственных функций сегодня под воздействием глобализации плавно перетекает к международным структурам (причем как к межгосударственным, так и к международным негосударственным), а часть - к негосударственным органам и учреждениям внутри страны" . Представляется возможным согласиться с рядом авторов, считающих, что "самый очевидный ответ на вызовы глобализации осуществляется в виде формирования глобальных и региональных организаций, институтов режимов, сетей и т.п. структур, которые призваны создать эффективно функционирующий "остров" новой мировой реальности" .

Примером одного из первых международных межправительственных глобальных экологических институтов, нацеленных на решение проблемы окружающей среды и развития, является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП - UNEP), которая была создана решением Стокгольмской конференции 1972 г. и утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2997 от 15 декабря 1972 г. (A/RES/2997 (XXVII)).

IV. Влияние посредством антиглобализма как процесса, возникшего для противодействия глобализации.

Противники глобализационных процессов неоднократно отмечали, что глобализация ведет к ослаблению государства, поскольку способствует уходу государства от регулирования ряда важных сфер . Противниками негативных последствий глобализации стали участники антиглобалистского движения.

Антиглобализм в научной литературе характеризуют как политическое движение, направленное против определенных аспектов прогресса глобализации в ее современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций .

Безусловно, антиглобализм способствует в определенной мере развитию некоторых функций государства. Так, критикуя глобализм за то, что он способствует снижению системы социальной защиты в экономически наименее развитых странах, антиглобалисты выступают за повышение социальной функции государства.

Отмечая, что глобализация способствует неравномерному распределению между частными и общественными благами, антиглобалисты выступают за снижение бедности, сохранение мира, улучшение условий труда, защиту прав человека, охрану окружающей среды, чем повышают значимость социальной, экономической и экологической функций государства.

Антиглобалисты, критикуя глобальные финансовые рынки за нестабильность и склонность к кризисам, отмечают необходимость государственного контроля как минимум над обменными курсами и в целом экономической функции государства.

Таким образом, антиглобализм как явление, противоположное глобализму, способствует, во-первых, развитию и повышению функций государства, наименее прибыльных и привлекательных для экономической элиты, но ориентированных на население (социальная функция), создание благоприятных для жизни условий и сохранение природных богатств в интересах всего населения (экологическая функция), сохранению самобытности народов (культурная функция) и т.д., во-вторых, оптимизации иных функций государства, поскольку не позволяет государству отстраниться от правового регулирования наиболее важных сфер (экономическая функция и другие).

Подводя итог, отметим, влияние глобализации на функции государства в научной литературе оценивается неоднозначно, отмечаются как положительные, так и отрицательные аспекты. Глобализация может выступать в качестве самостоятельного фактора, влияющего на динамику функций российского государства, может оказывать влияние на функции государства посредством активизации влияния иных факторов (политического, внешнеполитического, идеологического, экологического и других), через системы институтов, порождаемых глобализацией, а также через антиглобализм как процесс, возникший для противодействия глобализации.

Литература

1. Алимов А.А., Стецко Е.В. Вызовы глобализации и формирование международных институтов поддержания окружающей среды и развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. N 3. С. 51.
2. Барателиа Б.В. Влияние глобализации на развивающиеся страны // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. М.В. Кулакова и М.Н. Осьмовой. М., 2001. С. 70 - 78.
3. Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 25.
4. Васильева Т.А. Трансформация функций института государства в условиях глобализации // Власть. 2007. N 10. С. 14.
5. Виприцкий Н.Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации // Общество и право. 2011. N 4. С. 50.
6. Колпакова Я.Г. Антиглобализм в России: идеологическая и организационная составляющая // Вестник МГЛУ. Вып. 25(631). С. 70 - 77.
7. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. С. 13.
8. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003. С. 99.
9. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. С. 98.
10. Осьмова М.Н. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства. М., 2001. С. 5.
11. Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования. М., 2010. С 22.
12. Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С. 40 - 42.
13. Ясеновская Е.С. Антиглобализм в глобализирующемся мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. N 4. С. 38 - 49.

Ольга Нагорнюк

Глобализация мира. Чего ожидать?

Слово «глобализация» впервые появилось в трудах К. Маркса, использовавшего данный термин для обозначения интенсификации международной торговли. Сегодня глобализация мира представляет собой процесс взаимопроникновения экономик стран, политических систем и культур различных народов с одновременной их унификацией, то есть обретением единых черт.

Глобализация мира: историческая справка

Первые признаки глобализации появились еще во времена Римской империи, образовавшейся в I в. до н. э. и подчинившей себе страны Средиземноморья. Объединение огромной территории под крылом римского протектората привело к переплетению культур и межрегиональному разделению труда.

Если ранее провинция или страна старалась обеспечивать свои потребности за счет собственного производства, то после вхождения в состав империи она могла позволить себе специализироваться в какой-то одной отрасли хозяйства, получая недостающие ресурсы от соседей.

В XV-XVI веках толчком для развития глобализации послужили успехи в мореплавании и новые географические открытия, приведшие к колонизации новых территорий и росту международной торговли. На этот период приходится и образование первой межнациональной компании, которую можно назвать транснациональной корпорацией того времени, — Ост-Индской торговой компании, объединившей коммерческие акционерные общества семи стран.

Глобализация мира в XX веке развивалась ускоренными темпами. Этому способствовал научно-технический прогресс, приведший к масштабной информатизации, и либерализация торговли (ликвидация или уменьшение ограничений на внешнюю торговлю), вылившаяся в образование Всемирной торговой организации.

Ярким примером глобализации прошлого века стало образование Евросоюза, отменившего внутри своих границ таможенные пошлины, введшего единую валюту (евро) и снявшего ограничения на перемещение капитала и передвижение трудовых ресурсов (людей).

В чем проявляется глобализация мира?

Ученые не пришли к единому мнению относительно точки отсчета начала глобализации. Экономисты считают отправным этапом момент образования транснациональных компаний (ТНК) — корпораций, имеющих свои подразделения в нескольких странах.

Политологи настаивают на связи глобализации с возникновением демократических форм управления государством . Культурологи привязывают этот процесс к вестернизации и американизации культуры, проявляющейся в засилье голливудских фильмов и комиксов.

Мировая глобализация в политике

Основным признаком глобализации в политике является централизация власти, происходящая за счет ослабления суверенитета стран.

Рассмотрим это явление на примере Евросоюза. Государства, вошедшие в его состав, при принятии стратегических и тактических решений, связанных с управлением страной, руководствуются не только национальной конституцией, но и решениями Европейского Совета и Еврокомиссии.

ООН, МВФ, НАТО, которым страны, получившие в них членство, делегировали свои полномочия, тоже являются примерами глобализации мировой политической системы.

Глобализация экономики выражается в интеграции (взаимопроникновении) национальных экономик. Такая крепкая связь делает народное хозяйство стран взаимозависимым.

Это чревато негативными последствиями: экономическая нестабильность в одной стране может привести к эффекту домино, когда спад по цепочке охватит все страны и приведет к мировому кризису.

Мы уже наблюдали это явление в 2009 году, когда обвал на финансовых рынках США спровоцировал падение производства в других странах. Результатом стало резкое увеличение обанкротившихся предприятий и рост безработицы.

Однако у глобализации экономики есть и положительные стороны: она упрощает межгосударственные торговые операции, обеспечивает доступ к передовым технологиям и стимулирует развитие научно-технического прогресса.

Глобализация культуры

В культуре наблюдается расширение международного общения. Происходит обмен культурными ценностями, отношение к которому у культурологов неоднозначное.

При взаимопроникновении национальных культур одна, как правило, наиболее популярная, занимает доминирующую позицию, заменяя и уничтожая национальные традиции.

Подобное явление мы наблюдаем в киноискусстве: латиноамериканские сериалы и американские блокбастеры во многих странах вытеснили с экранов фильмы отечественного производства. Российская и украинская поп-культуры тоже переняли черты западного шоу-бизнеса, практически утратив свою уникальность и индивидуальность.

К чему приведет глобализация мира?

Глобализация мира — явление неоднозначное. Все ее последствия несут в себе и положительные, и отрицательные черты. Судите сами:

  • образование институтов планетарного масштаба (ВТО, МВФ) стимулирует развитие торговли и прогресса. При этом данные организации вмешиваются во внутренние дела государств, нарушая их суверенитет и оказывая давление при принятии стратегически важных решений.

Предлагая преференции и кредиты, они требуют от правительств стран выполнения их рекомендаций (повышение тарифов, отмена льгот и пр.), которые зачастую негативно отражаются на социально незащищенных слоях населения.

Вызывает опасения и тот факт, что прогнозы, составляемые специалистами данных организаций, часто бывают ошибочны, а заложником неправильных решений оказывается целая страна;

  • либерализация торговли приводит к образованию ТНК и ужесточению конкуренции. В условиях соперничества выживает лучший, что является гарантией роста качества товаров и услуг.

Но здесь есть и подводные камни: корпорации-гиганты губят на корню ростки нового бизнеса, не давая ему окрепнуть и встать на ноги. Растет число предприятий-банкротов, особенно в развивающихся странах, не способных по объективным причинам мериться силами с акулами мирового бизнеса;

  • рост конкуренции характеризуется также ущемлением прав трудящихся. В условиях выживания ведущие компании страны начинают требовать упрощения трудового законодательства, разрешающего им использовать подрядные работы, наем сотрудников на неполный рабочий день, работу по вызову и пр. Сотрудники лишаются гарантий занятости, иногда появляется скрытая безработица;
  • рост спекулятивной экономики. Люди научились делать деньги на деньгах, играя на биржах и выдавая кредиты. Финансовый рынок имеет огромное влияние на состояние мировой экономики. К чему это может привести, мы увидели в 2009 г., когда ипотечный кризис в США повлек за собой повсеместное снижение объемов производства, массовые банкротства и рост безработицы.

Как бы мы ни относились к мировой глобализации, она объективно существует. Положить ей конец может только третья мировая война , но нам не нужна перестройка экономики такой ценой. Тем более что существуют и другие пути решения этого вопроса: реформа валютной системы и выработка странами протекционистской политики, ужесточающей условия импорта и экспорта и защищающей интересы отечественного производителя.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Еще недавно считалось: глобализация мировой экономики все плотнее укутывает планету: никто не может уйти из-под ее влияния, однако при этом она благоприятствует богатым странам и скорее вредит, чем помогает бедным. Утверждалось и то, что динамика и скорость глобализации таковы, что ни остановить ее, ни контролировать. Можно сказать: положение безысходно, рок глобализации остановить невозможно, а пользу она приносит не каждому государству и жителю Земли.

Так ли это? Должны ли общество, политики, правительства устраниться от управления процессами глобализации ввиду заведомой тщетности подобных усилий? Реалии мировой экономики заставляют усомниться в справедливости этих выводов. Все больше фактов свидетельствуют о том, что, хотя феномен глобализации исторически предопределен, его течение и результаты в национальных рамках вполне поддаются корректировке и, более того, управлению ими, созданию условий для получения от глобализации выгод не только в постиндустриальных странах.

Яркие, причем весьма неоднородные примеры - Индия и Китай. Обе страны небогаты, и глобализация помогает их хозяйственному росту, несмотря на совершенно различные политически исходные условия. При том, что у той и другой страны огромное население со значительной долей бедных, в одной - государством и экономикой управляет партия, в другой - демократические институты западного образца. Но результаты там и там вселяют оптимизм, и стоит обратить внимание на то, что наращивать благосостояние им помогает глобализация через активные экономические отношения с богатыми государствами «золотого миллиарда». В то же время хозяйствование в других странах оставляет желать лучшего.

Все это наводит на мысль о том, что пути глобализации не слишком просты и вовсе не прямолинейны. Она, хотя представляется и вправду неизбежной, наполнена неожиданностями и противоречиями. Некоторые из них, особенно на первый взгляд, расходятся со здравым смыслом, а иногда и прямо противоположны тому, что можно было бы ожидать от сложившейся ситуации. Такие противоречия следует обозначить «парадоксами глобализации». Они встречаются чаще, чем могло бы показаться, от них страдают и развитые страны, что убеждает: происходящие перемены активнее и глубже простых, «обычных» противоречий.

Например, в Германии, с помощью социальной рыночной экономики, достигнут столь высокий уровень всеобщего благосостояния, что уже возникали мысли о появлении бесклассового общества. Тем более неожиданным стало вторжение новых проблем, поставивших под угрозу достигнутое не без труда социальное благополучие, а заодно и провоцирующих оживление моды на ультралиберализацию общества. Взглянем на пенсионеров ФРГ и других развитых стран: их спокойная и обеспеченная жизнь длится долго, пенсионеры стремятся ее продлить, а государство и общество им помогают, в частности, и посредством использования «даров глобализации». Однако снижается рождаемость в этих странах, и, значит, налоговая нагрузка на работающих, число которых уменьшается, для содержания пенсионеров, количество которых растет, становится все больше. Возможные меры общеизвестны, но каждая означает ужесточение пенсионной системы, и в итоге - подрыв долго и с трудом создававшегося социального мира.

Найдутся ли в развитых странах политические и экономические ресурсы, чтобы избежать волны потрясений, - ответа на этот вопрос пока нет.

Другой парадокс. В развитых странах всюду ощущается дефицит рабочей силы вследствие снижения рождаемости, уменьшения численности и старения коренного населения. Помогает приток рабочей силы из других стран. Иммиграция - благо для развитых стран, потому что предотвращает в них сокращение производства, но благом она становится и для населения развивающихся государств, давая мигрантам оттуда и их родственникам средства к существованию. Однако иммигранты плохо адаптируются к культуре и обычаям принявшей их страны, они не имеют высокой квалификации и вынуждены довольствоваться непрестижной, плохо оплачиваемой работой и более низким доходом, чем коренное население, и потому часто ощущают социальную уязвимость.

Среди иммигрантов время от времени вспыхивают волнения и беспорядки, но недовольство испытывают и многие представители коренного населения. Они сталкиваются с угрозой привычной стабильности общества, политической и экономической жизни, угрозой эрозии своей культуры и т. д. В обществе наступает разлад, грозящий расколом, а это чревато непредсказуемыми последствиями. Так объективно неизбежная глобализация рынка труда, расширяя возможности объективно необходимой миграции рабочей силы, приносящей пользу всем вовлеченным сторонам, одновременно становится источником социальной напряженности там, где прежде царила достаточно высокая стабильность.

Еще один парадокс. Глобализация отвечает объективным потребностям экономического развития всех ее субъектов. Удовлетворяя эти потребности, страны постепенно устраняют препятствия, мешающие передвижению товаров, услуг, денег и людей. Фактически это движение к такому идеальному политически и экономически состоянию, при котором мир становится единым целым. Реальность, однако, оказалась весьма противоречивой и не всегда предсказуемой. Некоторым из развивающихся государств удалось и мобилизовать внутренние ресурсы, и привлечь внешние источники финансирования, обеспечив высокие темпы своего экономического роста. Между тем нищета по-прежнему охватывает большую часть мирового населения, и разрыв в уровнях благосостояния развитых стран и большинства остальных государств не только не сокращается, но и в ряде случаев даже увеличивается. Выявилось отчетливое противоречие: способность глобализации формировать новые возможности экономического роста - и недоступность этих возможностей для наиболее отсталых стран. Глобализация мировой экономики не стала глобализацией модернизационных процессов и активизации экономического роста.

Наконец, может быть, наиболее распространенный общественно-экономический парадокс - «эффект бумеранга». Он вызван тем, что технологические и прочие стандарты современного производства формируются в развитых странах, но в ходе глобализации охватывают все большее число стран с другим уровнем развития. Современные технологии и средства коммуникации дали возможность этим странам производить современные товары все более качественно и к тому же с меньшими издержками из-за сравнительно низких затрат на рабочую силу и т. д. В результате стремление развитых стран перенести трудоемкие или экологически опасные производства на более выгодные территории привело к обострению конкуренции развивающихся стран с более развитыми.

И вот неминуемый парадокс: по мере исчезновения барьеров развивающиеся государства становятся конкурентами миру «золотого миллиарда», завоевывая международные рынки. Скажем, лет 10 назад трудно было говорить о качественной обуви китайского производства, а теперь она конкурентоспособна. Ее импорт на Запад возрос во много раз, и в Западной Европе, например, за последние годы почти 100 тыс. занятых в обувном производстве потеряли работу.

Возникает проблема выбора: для уменьшения или полного прекращения потерь развитым странам следует либо снижать затраты - вводя драконовскую экономию на зарплате, отпусках, социальных услугах, т. е. на привычных жизненных стандартах, - либо блокировать процессы глобализации, прибегая к протекционизму, ими же давно преданному анафеме. Мир сейчас стоит перед угрозой реализации второго варианта: развитые страны начнут закрывать границы для товаров и услуг под любыми предлогами, в том числе и надуманными. Конечно, пострадают потребители в этих странах, но производители выиграют. И никакая ВТО этому не сможет воспрепятствовать.

Если в мировой экономике победит курс на возвращение к протекционизму, можно предвидеть его бесспорно отрицательное влияние на экономику: прекратится снижение издержек, ухудшится качество продукции, остановится инновационный процесс, начнется фрагментация мирового хозяйства. К тому же усилится угроза международных и внутригосударственных конфликтов. Условия противоречивые и сложные...

Руслан Гринберг