Закон о росреестре. Создание нового реестра

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.
В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.
Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.
В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются
Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.
Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:
- завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;
- объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.
Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.
Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет
проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.
Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.
Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);
- образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);
- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;
- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
- изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом
учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.
Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:
- собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;
- орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.
В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.
Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:
- в бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
- в форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.
На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.
В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:
- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;
- в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета
и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составит:
- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
- 7 рабочих дней - для госрегистрации прав.
Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.
Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).
На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).
Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.
Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:
- три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
- шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.
На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться
без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:
- органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;
- ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
- суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;
- нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении
кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.
Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату
права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

С 01 января в России вступает в силу новый порядок регистрации недвижимости с 2017 года. Портал «Я-капиталист» расскажет об уменьшении сроков регистрации, отмене территориальных ограничений, о компенсации обманутым собственникам и о других изменениях.

С 1 января вступил в силу новый закон о регистрации недвижимости с 2017 года – 218-ФЗ. Принят он был еще в июле 2015. Через год были внесены поправки. С одной стороны, с вводом закона многие процедуры станут проще. С другой, будут введены новые порядки. Как все это повлияет на общий рынок недвижимости – покажет практика. Мы расскажем об изменениях, которые ждут собственников и тех, кто хочет к ним присоединиться.

Данные приведены по информации «Росреестра».

1. Создание нового реестра

Было Стало
Сведения об объектах недвижимости ранее находились в двух реестрах – кадастровом и ЕГРН. Часто данные не совпадали, а то и просто отсутствовали. С введением 218-ФЗ появится единый государственный электронный реестр, где будут учитываться все параметры объектов. Это пойдет на пользу и владельцам собственности, и органам, которые обращаются в «Росреестр» за информацией. Помимо этого, все то, что было заведено в единый реестр нельзя будет удалить или изъять. То есть, все записи по объекту будут храниться и предоставляться по запросам правообладателей или уполномоченных органов.

Правительство рассчитывает, что единый реестр поможет бороться со злоупотреблениями в сфере недвижимости.

2. Передача прав на регистрацию «Росреестру»

3. Сокращение сроков регистрации

4. Упразднение территориальной привязки к подаче документов

5. Отмена «Свидетельства о регистрации»

6. Уточнение перечня учитываемых объектов

7. Введение приостановки, запрета регистрации права собственности

В 218-ФЗ прописан 51 случай приостановки регистрационных действий. Регистратор имеет право остановить процесс оформления записи права собственности, но не более чем на 3 месяца.

Собственники могут приостановить действия на срок до полугода или запретить любые сделки с недвижимостью без их непосредственного участия. Об этом делается специальная отметка в ЕГРН. Такая мера позволит снизить процент мошенничеств.

8. Введена возможность электронной подачи документов

9. Определен единственный вариант отказа от приема документов

10. Закон 218-ФЗ позволяет вносить изменения без участия собственника

В новом порядке определено, что изменения в состояние объекта могут вносить собственники и соответствующие организации: ЗАГС, судебные органы, нотариусы, миграционная и налоговая службы. Это могут быть отметки об изменении статуса правообладателя, его смерти, наложении ареста на объект, принятии наследства и так далее. При каждом изменении «Росреестр» обязан уведомить собственника.

11. Отменено обязательное предоставление учредительных документов юридическим лицом.

12. Компенсация за утерю права на имущество

Статья начнет действовать только с 2020 года. В ней прописано, что собственник, потерявший право на единственную жилую площадь по вине третьих лиц, получает разовую компенсацию, в сумме не превышающую 1 миллион рублей. Но только в том случае, когда невозможно взыскать долг с виновного. Под действие этого пункта попадают и добросовестные приобретатели.

Итоги

Как видите, изменений в новом законе о регистрации недвижимости с 2017 года много, и они значительные. Портал «Я-капиталист» рассказал о наиболее крупных. Если вас интересуют подробности, советуем ознакомиться с порядком более детально.

Единственным доказательством законного владения недвижимостью признается запись о правообладателе в ЕГРН. В какие сроки регистрируется в 2019 году право собственности на недвижимое имущество?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2019 года начал действовать новый закон, касающийся госрегистрации недвижимости. Положения этого норматива внесли существенные изменения в регистрационный процесс.

Какой срок отводится для регистрации права собственности на недвижимость в 2019 году?

Основные моменты

В 2019 году создан ЕГРН. Единый реестр объединил в себе информацию из ЕГРП и сведения Кадастра недвижимого имущества.

База данных ЕГРН сохраняется в электронном виде. Причем хранению в базе подлежат и архивные данные.

Сведения из виртуального хранилища невозможно удалить, а резервные копии обеспечивают защиту и сохранение информации.

Благодаря созданию электронной базы теперь подать документы на регистрацию можно в любом филиале Росреестра , независимо от местонахождения имущества.

Кроме прочего новым законом упразднено свидетельство о праве собственности. Наличие права в 2019 году подтверждается .

Получить ее можно в любое время по необходимости. В выписке отображается информация, актуальная на дату выдачи документа.

Отметить нужно и такое важное нововведение, как оповещение правообладателей обо всех обращениях третьих лиц касательно регистрации права на принадлежащую им недвижимость.

Это позволит свести к минимуму мошенничества в сфере недвижимости. Но не меньше внимания принятый закон уделяет и срокам, отведенным для регистрации права собственности.

Утверждены максимальные периоды предоставления для различных ситуаций в зависимости от обстоятельств.

Пошаговая инструкция

Порядок действий заявителя при госрегистрации права собственности выглядит так:

  1. Подготовка необходимого пакета документов.
  2. Составление заявления с просьбой о регистрации права и указанием основания.
  3. Подача документов на регистрацию.
  4. В случае возврата документов без рассмотрения – устранение причин возврата.
  5. Ожидание завершения правовой экспертизы документов.
  6. Уведомление о завершении регистрации права или отказе в регистрации с обоснованием причины.
  7. Получение правоподтверждающего документа при необходимости (выписку из ЕГРН собственник может заказать в любое время).

Через МФЦ

В 2019 году подать документы на регистрацию прав в отношении недвижимости можно и через МФЦ. При этом срок регистрации увеличится незначительно. Два дополнительных дня рассчитаны на межведомственный обмен.

А это значит, что период регистрации увеличится существенно. Документы возвращаются в МФЦ, затем о возврате уведомляется заявитель, дополненный пакет вновь направляется в Росреестр.

В Росреестр

Порядок обращения в Росреестр зависит от того, по какому основанию регистрируется право собственности, двухстороннему или одностороннему (аналогично для МФЦ).

Если документом-основанием является свидетельство о или судебное решение, то потребуется заявление только от будущего собственника-заявителя.

При регистрации права по двухсторонним сделкам ( , дарственная) обращаются в Росреестр все участники сделки. По нотариальной сделке осуществить регистрацию вправе нотариус.

В 2019 году проведение регистрации возможно в любом отделении Росреестра. Соответственно подать документы можно через любой МФЦ.

Но если недвижимость состоит на в регионе, отличном от места регистрации, то обращаться нужно исключительно в Росреестр.

Другие варианты

Подать документы на регистрацию права собственности владелец недвижимости может и почтой. Учитывая, что времени это займет больше, то нужно позаботиться об отсутствии оснований для возврата.

Осуществляется отправка ценным письмом с уведомлением с приложением .

Нововведение, учрежденное измененным законодательством, предусматривает нотариальное заверение каждого пересылаемого документа.

Прежде достаточно было нотариального заверения подписи гражданина на заявлении. Несоблюдение этой нормы станет причиной возврата, даже если все бумаги верны.

Обратиться за регистрацией можно и онлайн на официальном сайте Росреестра. Необходимо заполнить форму заявки и прикрепить сканы документов, заверенные ЭЦП заявителя и нотариуса.

Для подтверждения регистрации можно заказать получение электронной выписки из ЕГРН на электронную почту.

Возникающие нюансы

Говоря о сроках регистрации права в 2019 году, нужно коснуться ответственности сотрудников регистрирующих органов.

Законом предполагается, что установленные сроки должны соблюдаться неукоснительно. Поэтому должностные лица будут наказываться за:

  • необоснованный отказ в принятии документов;
  • необоснованный отказ в предоставлении запрашиваемых сведений;
  • технические ошибки в документации;
  • бюрократические проволочки.

Убытки заявителя, понесенные за счет некомпетентности сотрудников, покрываются за счет казны.

Но Росреестр вправе взыскивать выплаченную сумму с виновника нарушения, в том числе с органов местного самоуправления, кадастровых инженеров и т.д.

Такие меры должны исключить халатность должностных лиц и предотвратить несоблюдение сроков по причине ошибок ответственных структур.

Если по ипотеке

Срок госрегистрации возникновения ипотеки по новому порядку остался без изменений.

При подаче документов Росреестр регистрация жилых помещений, земельных участков и иной недвижимости осуществляется в течение семи дней.

Если процедура регистрации осуществляется на основании нотариально заверенного ипотечного договора или заверенного нотариусом договора о возникновении в силу закона (покупка жилья за счет банковских средств), то срок сокращается до пяти дней.

Видео: регистрация прав на недвижимость

При обращении в МФЦ регистрационный срок увеличивается на стандартные два дня, необходимые для межведомственного взаимодействия.

При оформлении по наследству

В положения ФЗ № 218 предусмотрено и проведение госрегистрации права собственности без участия правообладателя.

В частности установлена обязанность для нотариусов, направлять необходимые для госрегистрации документы при принятии ими решений.

Вступление в права наследования предполагает обращение к нотариусу для получения свидетельства о наследстве.

Нотариус самостоятельно осуществляет проверку законности наследования и подлинности представленных документов.

На смену федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в июле 2015 года был принят федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» .

Новый закон, вступивший в силу в части большинства положений с 1 января 2017 года, направлен на регулирование всех государственных процедур регистрации различных объектов недвижимости, включая квартиры. Согласно пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ к видам объектов недвижимости , сведения о которых должны вноситься в кадастр недвижимости и подлежащие государственной регистрации, относятся:

  • жилое и нежилое помещение (в том числе квартира, жилой дом, комната и др.);
  • земельный участок;
  • здание;
  • сооружение;
  • машино-место;
  • объект незавершенного строительства;
  • единый недвижимый комплекс;
  • предприятие в виде имущественного комплекса (или в ином).

С 2017 года в регистрации недвижимости изменилось следующее :

Документы по итогу регистрации при желании заявителя могут быть доставлены по указанному адресу с помощью курьерской службы. Данная услуга платная.

Что даст новый закон о регистрации прав на недвижимость

Новый закон о регистрации прав на недвижимость создает единый правовой механизм для проведения процедуры регистрации прав на объекты недвижимости, включая в данную систему:

  • кадастровый учет;
  • прием и обработку данных;
  • хранение документации;
  • выдачу официально зарегистрированных сведений.

Вступление в силу нормативно-правового акта должно упростить процесс регистрации. Сведения, запрашиваемые из ЕГРН, будут предоставляться за более короткий промежуток времени в сравнение с тем периодом, который был предусмотрен ранее.

Объединение кадастровой палаты и единого государственного реестра способствует качественному улучшению функционирования регистрационной системы. Реестр прав ведется исключительно в электронном формате , данные, которые были занесены в базу, нельзя изъять или удалить.

Вступившие в силу нововведения направлены на повышение уровня гарантий прав участников рынка недвижимости, изменения позволяют сэкономить время заявителей и обеспечить эффективность работы регистрационных органов в Российской Федерации.

Плюсы и минусы

Процесс внедрения нововведений был сопряжен с рядом негативных аспектов :

Несмотря на некоторые проблемы, возникшие в связи с принятием закона, его создание направлено на улучшение процесса регистрации , в частности:

  • снижение рисков и понижение уровня мошенничества на рынке недвижимости;
  • уменьшение объемов бумажного документооборота;
  • повышение электронного взаимодействия государственных органов;
  • создание комфортных условий регистрации;
  • сокращения сроков проведения данной правой процедуры.

Объединение Росреестра и кадастровой палаты в 2017 году

С 1 января 2017 года вступили в силу законодательные нововведения, которые касаются объединения кадастровой палаты и государственного реестра прав на недвижимое имущество (Росреестр).

Данное слияние организаций повлекло следующие изменения :

  1. Создание общей системы по учету и регистрации недвижимости - Единого реестра.
  2. Замена ранее существовавшей аббревиатуру ЕГРП, которая расшифровывалась, как Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на ЕГРН , то есть Единый государственный реестр недвижимости.
  3. В состав Единого госреестра входят блоки, которые до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ относились к ведению кадастровой палаты и содержались в реестре прав, а именно:
    • реестр прав на недвижимость (сведения о правах, о наличии обременений и ограничений на них, о основаниях их возникновения, изменения, перехода и прекращения);
    • кадастр недвижимости (включает в себя основные и дополнительные сведения);
    • кадастровые карты;
    • реестровые дела;
    • книги учета документов;
    • реестр границ.
  4. С июля 2016 года свидетельство о праве собственности было отменено, вместо него выдавалась выписка из ЕГРП, которая, в свою очередь, теперь заменена выпиской из ЕГРН или же сделка удостоверяется регистрационной надписью на правоустанавливающем документе.

  5. Записи объединенного Росреестра подлежат хранению в специальной электронной базе данных , с высоким уровнем безопасности и при соблюдении процесса многократного резервного копирования.

Создание Единого реестра недвижимости позволяет осуществлять одновременную подачу заявлений на регистрацию права и кадастровый учет, что должно способствовать экономии времени для граждан и повышению удобства проведения операций с недвижимостью.

Основные цели объединения кадастровой палаты и реестра прав заключаются:

  • укрепление гарантий зарегистрированных правомочий собственников имущества;
  • минимизация угрозы мошеннических действий;
  • снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

Единый государственный реестр подразумевает под собой систематизированный свод достоверных сведений и данных об объектах недвижимости в текстовой и графической формах.

Где с 1 января 2017 оформлять кадастровый паспорт?

Изменения в законодательстве о регистрации недвижимости, вступившие в силу с начала 2017 года, не содержат в себе понятия кадастрового паспорта , при этом на практике данный документ все еще имеет место быть, и объекты недвижимости подлежат обязательному кадастровому учету.

Однако выдача не предусмотрена, в настоящее время его заменяет выписка из ЕГРН, которая содержит в себе все необходимые сведения.

Размер платы за предоставление соответствующей выписки составляет (см. таблицу):

Важно то, что кадастровый учет объектов недвижимости ввиду законодательных нововведений проводит Росреестр . В кадастр вносятся основные и дополнительные данные о недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер и дата его присвоения;
  • местоположение и количество этажей;
  • номер здания или помещения и др.

Документы, необходимые для постановки на кадастровый учет могут быть поданы гражданином в любые отделения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости .

Нужен ли кадастровый паспорт для регистрации права собственности

Для регистрации права собственности необходимо собрать определенный перечень документов , среди которых можно выделить:

  • Свидетельство о праве на наследство.
  • Решение судебного органа, вступившее в законную силу.
  • Договоры купли-продажи, дарения.
  • Распоряжения муниципальных и государственных органов.
  • Выписка из ЕГРН и др.

Среди вышеуказанного списка нет кадастрового паспорта, так как действующее законодательство не содержит обязательного требования относительно его наличия при регистрации права собственности. Все необходимые сведения, содержатся в выписке ЕГРН.

При этом постановка объектов недвижимости на кадастровый учет является необходимым условием для оформления правомочий владения.

Сведения об объектах недвижимости, в текстовых и графических формах, содержащиеся в ЕГРН, воспроизводятся путем составления кадастровых карт . Данные карты бывают двух видов:

  1. Дежурные - предназначены только для использования специализированным регистрирующим органом.
  2. Публичные - доступны неограниченному кругу лиц.

Кадастровые карты формируются в электронном виде и подлежат размещению на официальном сайте для бесплатного просмотра без направления запроса.

Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна?

Выписка из ЕГРН является главным документом, который подтверждает право собственности гражданина на недвижимое имущество (аббревиатура ЕГРН расшифровывается как Единый государственный реестр недвижимости ).

Соответствующий документ заменяет выдававшиеся ранее выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт, а также включает в себя:

  • Текстовую часть (таблица с данными по объекту недвижимости).
  • Графическую часть, которая идентична с кадастровым паспортом объекта.

Орган регистрации прав осуществляет внесение данных об объектах недвижимости в Единый государственный реестр.

Можно выделить определенные виды выписок ЕГРН:

  1. Об объекте недвижимости.
  2. Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
  3. О переходе прав на объект недвижимости.
  4. О правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
  5. О дате получения органом регистрации прав заявления и документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и иные.

Данная выписка формируется из определенной совокупности документов в отношении одного объекта недвижимости, которые объединены в реестровое дело . Оно ведется в электронном виде, а в целях хранения его дублируют на бумажный носитель.

Сроки оформления

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ определены конкретные сроки регистрации прав и кадастрового учета. Данные временные периоды являются более сокращенными в сравнении с теми, которое существовали ранее и составляют :

  • 7 рабочих дней с даты получения органом регистрации (Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права (9 рабочих дней при подаче документов в МФЦ).
  • В течение 5 рабочих дней осуществляется постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в органах регистрации (7 рабочих дней - через МФЦ).
  • Десять дней - срок, при одновременном кадастровом учете и регистрации права в органах Росреестра, и 12 рабочих дней в случае, если документы приняты в отделениях МФЦ.
  • 5 рабочих дней должна занимать регистрация, проводимая на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
  • В течение трех дней осуществляется государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки и/или свидетельства:
    • о праве на наследство;
    • о праве собственности на долю в общем имуществе.

      При подаче документов на регистрацию в МФЦ по сделке, удостоверенной нотариусом , срок регистрации - пять рабочих дней.

  • В период семь рабочих дней регистрируется при приеме документов в МФЦ. В случае направления документов через регистрирующий орган срок сокращается на два дня.

Для приостановки регистрации на основании распоряжения должностного лица установлен срок в 3 месяца (п. 2 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ), а по решению заявителя - до 6 месяцев (п. 1 ст. 30 ранее указанного закона).

Можно ли подать документы на регистрацию недвижимости в другом городе?

Экстерриториальный принцип подачи заявления означает:

  • Документы, необходимые для оформления прав на объект недвижимости, граждане могут подать в любых отделениях уполномоченных на регистрацию органов государственной власти.
  • Заявители не связаны правовой необходимостью обращаться именно в то регистрационное учреждение, где находится сам объект недвижимости.
  • При подаче заявления на регистрацию отсутствуют ограничения, связанные с местом жительства гражданина или нахождением юридического лица, а также с пределами регистрационного округа.

При направлении сведений, используя экстерриториальный принцип, регистрацию сделок, обременений и ограничений прав, производит орган по месту расположения недвижимого имущества .

Гражданин Д. решил зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный в Калининградской области и полученный им по наследству. Сам наследник проживает в городе Самара. Для оформления документов гражданин Д. обратился в ближайшее отделение МФЦ, где ему разъяснили порядок и сроки проведения регистрации прав.

Уполномоченное должностное лицо осуществило прием документов, в подтверждении чего гражданину Д. была выдана расписка с описью принятых сведений и с указанием точной даты того, когда регистрация будет завершена.

Регистратор в пункте приема создал копию полученных документов в электронном формате и направил сведения в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка. В день указанный в расписке гражданин Д. получил выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности, с надписью: «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта».

Регистратор, который принимает документы, обязан произвести проверку представленных сведений на соответствие действующим нормам права, а также убедиться в отсутствии причин для возврата документации без рассмотрения.

Вопрос

Ответственность за неверно указанные сведения в выписке ЕГРН

15 января 2017 года мною для оформления обязательной государственной регистрации права собственности на квартиру были направлены документы в Росреестр. В указанные сроки я забрала выписку из ЕГРН. А при подробном рассмотрении документа я заметила, что моя фамилия написана неверно. Обратившись к регистратору, я получила отказ на исправление ошибки. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за неправильность оформления документа?

Ответ

За упущения в проделанной работе, а именно:

  • необоснованные промедления;
  • отказ в приеме документов;
  • технические ошибки, допущенные в записях ЕГРН,

предусмотрена ответственность регистрирующего органа . Ущерб, который причинен уполномоченным органом власти, подлежит возмещению за счет средств казны. Росреестр вправе взыскать оплаченную сумму ущерба с конкретного должностного лица.

Вам стоит направить жалобу на руководителя соответствующего регистрационного отделения, в случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеет полное право обратиться в судебные органы.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!