Специфика конкурентной борьбы за сферы влияния в современной африке. Борьба за влияние в африке

Начиная с XVI–XVII веков, Африка является традиционной зоной, где сталкиваются геополитические и экономические интересы ведущих мировых держав.

Чем так привлекательна Африка? Ответ очевиден! Африканский континент - «Клондайк» стратегических ресурсов: природных и трудовых.

В Африке находятся разведанные месторождения почти всех известных видов полезных ископаемых. Континент занимает первое место в мире по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, а также кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов, флюорита. Второе - по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита. Третье - по запасам нефти, газа, ртути, железной руды. Кроме того, на материке располагаются значительные запасы титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и пр.

Для ведущих мировых игроков привлекательность Африки обусловлена не в последнюю очередь и ее крайне выгодным географическим положением. Континент расположен между Индийским и Атлантическим океанами и обладает стратегически важными портами. Он омывается Красным и Средиземным морями, которые со времен древней истории являлись основными цивилизационными магистралями государств Евразии. На африканском побережье располагаются такие стратегические точки и зоны мировых морских коммуникаций, как пролив Гибралтар, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, мыс Доброй Надежды и др.

Если обсуждать конкурентную борьбу ведущих мировых держав за Африку в новейшее время, то следует говорить о нескольких этапах, со сменой которых менялись и формы борьбы, и состав участников. Не менялся и не ослабевал только интерес мировых игроков к африканскому континенту.

Во время первого, колониального этапа конкурентной борьбы «больших держав» за Африку основным механизмом приобретения позиций и влияния на континенте был прямой военный захват территорий. Что, отметим, не раз ставило конкурирующие державы на грань прямого вооруженного столкновения.

После принятия Генерального акта Берлинской конференции 1885 года, который фактически закрепил законность «состоявшихся колониальных захватов» , процесс колонизации Африки приобрел такой масштаб, что получил название «гонка за Африку». К 1914 году - накануне начала Первой мировой войны - более 90 % территории африканского континента было разделено между ведущими европейскими державами: Францией, Великобританией, Испанией, Португалией, Италией, Бельгией, Германией.

Однако уже в годы Второй мировой войны борьба за «колониальный передел» Африки вспыхнула с новой остротой. Так, масштабные боевые действия между англо-американскими и германско-итальянскими силами в Северной Африке за страны Магриба (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко) закончились разгромом итало-немецких войск. После чего, в частности, Великобритания заняла место Италии в качестве метрополии в Ливии и Эфиопии и дополнительно укрепилась в Египте.

Второй этап конкурентной борьбы за Африку открылся после окончания Второй мировой войны, когда государства континента охватил процесс деколонизации. Основные победители во Второй мировой войне - СССР и США - начали целенаправленно, в соответствии со своими интересами, проводить политику демонтажа старых колониальных владений в Африке. Вступили в конкурентную борьбу за влияние на африканском континенте и такие крупные новые державы, как Китай и Индия, получившие независимость после окончания Второй мировой войны. В этих условиях прежним метрополиям оказалось сложно или почти невозможно использовать привычные репрессивно-карательные меры для подавления национально-освободительных движений.

Третий, постколониальный этап конкурентной борьбы за Африку - это 1960–1990-е годы XX века, когда основным геополитическим фактором, влияющим на процессы, идущие на африканском континенте, стала борьба за мировое лидерство между западным блоком во главе с США и советским блоком во главе с СССР. Африка оказалась одним из ключевых регионов, где эта борьба развернулась во всех измерениях - военно-стратегическом, политико-идеологическом, экономическом. Войны в Анголе и Мозамбике, между Сомали и Эфиопией и так далее в значительной мере оказались фронтами этого биполярного противостояния. Нельзя не отметить, что с 1960 по 1991 год вооруженные конфликты происходили более чем в трети стран Африки.

Распад в 1991 году СССР, а вместе с ним разрушение биполярного мира, начали этап глубочайших трансформаций в глобальном раскладе сил, которые, конечно же, не могли не затронуть африканский континент. И это открыло следующий, четвертый этап конкурентной борьбы за Африку.

Постсоветская Россия, занятая в 1990-е годы XX века решением острейших внутренних проблем, из Африки фактически ушла. Главным претендентом на африканское «наследство» оказались США. Свою игру на африканском континенте продолжали и усиливали Китай и Индия. Активизировали политику в Африке бывшие европейские метрополии, сохранившие на континенте свои постколониальные интересы и связи, - Франция, Великобритания, Германия. В эти же годы фактически оформился новый политико-экономический субъект - Европейский союз (ЕС), который начал предъявлять в Африке собственные интересы.

При этом африканский континент продолжал оставаться одним из самых нестабильных регионов мира, где десятилетиями длились старые военные конфликты и вспыхивали новые.

Начало следующего, пятого этапа конкурентной борьбы за Африку приходится на рубеж XXI века, когда начинают происходить ощутимые изменения в глобальной расстановке сил в мире.

С одной стороны, такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея, Япония, некогда считавшиеся цивилизационной периферией мира, наращивают экономическую мощь и предъявляют собственные геополитические и геоэкономические амбиции.

С другой стороны, старые центры глобализованной экономики в лице США и Западной Европы, вынужденные постепенно расставаться с позициями гегемонов в сфере управления мировым хозяйством, активизируют борьбу за главные мировые ресурсы. В том числе, за огромные ресурсы Африки.

Наконец, в последнее десятилетие о своем возвращении на африканский континент всё увереннее заявляет Россия.

При этом специфика преобладающих механизмов усиления влияния в Африке у «старых» и «новых» претендентов на ресурсы континента позволяет ряду европейских экспертов говорить о противостоянии в Африке «Западной» (имеются в виду США и Евросоюз) и «Восточной» (имеются в виду, прежде всего, Китай и Индия)«моделей проникновения». О чем здесь идет речь?

Специфика «Западной модели» состоит в том, что и США, и Западная Европа при реализации своих интересов в Африке по-прежнему считают важнейшей составляющей влияния наличие в Африке большого контингента своей собственной, а также и им подконтрольной местной военной силы.

Кроме того и США, и Евросоюз свои решения об оказании финансовой помощи странам африканского континента и реализации коммерческих и гуманитарных проектов, как правило, увязывают с выполнением этими странами обязательных жестких условий. Это и приверженность правительств демократическим (в западном понимании) принципам, и свободные выборы, гарантирующие сменяемость власти, и борьба с коррупцией, и соблюдение прав человека, свобода прессы, гендерное равенство, толерантность и т. д., и т. п.

Некоторые аналитики указывают, что сумма этих условий-требований, представляющая собой достаточно откровенное вмешательство во внутренние дела африканских государств, нацелена прежде всего на то, чтобы сделать власть в интересующих странах Африки более слабой, то есть более податливой с точки зрения реализации целей западных стран-доноров.

Однако, как утверждают многие эксперты, влияние такой «модели» и субъектов, ее проводящих, на африканском континенте падает.

Китай и Индия в свою очередь - а именно эти две великие державы сегодня имеют большое и растущее влияние в Африке - следуют иной модели укрепления своего влияния на континенте, которую в прессе иногда называют «азиатской мягкой силой», или «азиатской Soft Power». Что это значит?

Ни Индия, ни Китай, предлагая странам Африки крупные проекты, не выдвигают им каких-либо жестких политических условий, предпочитая не вмешиваться во внутренние дела государств. Они не ставят во главу угла ситуацию со свободой слова и свободы прессы. Они не требуют (как это делает Запад) «честных и свободных выборов». Без всяких подобных дополнительных условий Индия и Китай оказывают африканским государствам весьма существенную финансовую и технологическую помощь. И тем самым добиваются решения своих стратегических задач - глубокого проникновения в Африку - всё более успешно.

Поскольку борьба за мировое лидерство в XXI веке, как признают почти все политические аналитики, разворачивается прежде всего между США и Китаем, рассмотрим чуть подробнее те механизмы и инструменты, которые применяют в ходе конкурентной борьбы за влияние на африканском континенте эти два мощных соперника.

Китай начал резко усиливать свои позиции в Африке почти сразу после распада СССР. Определенную роль в этом процессе сыграл тот факт, что в начале 1990-х годов США основное внимание уделяли событиям на постсоветском пространстве, в Восточной Европе и на Балканском полуострове.

Другой важный момент, предопределивший успех Китая на африканском направлении, начиная с середины 1990-х годов, - продуманная политика Пекина, который решительно сместил акцент в отношениях с африканскими странами с идеологии на экономическое сотрудничество.

В 2000 году Пекин предложил Африке новую модель взаимодействия в формате «Форума Китай - Африка» (FOCAC), на котором обсуждаются практические направления и параметры финансовой помощи Китая странам Африки, разрабатываются программы сотрудничества и определяются сроки их реализации.

В 2006 году, в Пекине по инициативе Председателя КНР Ху Цзиньтао прошла историческая акция - Форум по китайско-африканскому сотрудничеству, в котором приняли участие главы и министры более пятидесяти африканских государств, то есть практически вся Африка. Именно это событие открыло процесс наращивания экономического присутствия Китая на африканском континенте в невероятном темпе и в поистине грандиозных масштабах. И именно эти африканские успехи Пекина впервые заставили совокупный Запад признать КНР не только важнейшей региональной державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и растущим глобальным игроком.

Одним из главных мотивов экономической экспансии Китая на африканский континент, безусловно, является стремление получить доступ к природным ресурсам для обеспечения своей быстрорастущей экономики.

Еще один важный фактор, определяющий стремление Пекина в Африку, - значительное повышение затрат на китайскую рабочую силу в самом Китае. По данным экспертов, заработная плата китайских рабочих ежегодно растет в среднем на 12 %, а это означает, что эпоха сверхдешевой китайской рабочей силы завершается. И Китаю теперь выгоднее переносить свое производство в другие регионы планеты с дешевой рабочей силой, в первую очередь в Африку.

Если говорить об особенностях китайской экспансии в Африку то она состоит в том, что в отличие от Запада, который в основном интересуют нефть и другие минеральные ресурсы, Китай наращивает свое участие практически в каждом секторе местной экономики и, в том числе, в инфраструктурном развитии отдельных стран и континента в целом.

Китай строит железные и шоссейные дороги, дамбы, реконструирует речные и морские порты. Особое внимание при этом уделяется сооружению объектов гражданской инфраструктуры - возводятся стадионы, школы, правительственные здания, больницы.

В результате Китай не только становится крупнейшим торговым партнером и одним из основных инвесторов на африканском континенте, но и всё более прочно привязывает экономику многих стран Африки к своим стратегическим интересам. При этом, еще раз подчеркнем, Китай действует гораздо более гибко, чем его западные конкуренты:

предоставляет кредиты без политических требований;

в отличие от США и стран Западной Европы, делится с африканскими странами своими новыми технологиями;

направляет инвестиции не через коррумпированных местных чиновников (как это делают западные корпорации), а выделяет их китайским компаниям, которые «десантируются» в соответствующие страны для реализации проектов;

в широких масштабах списывает долги «слабых» стран, активно развивает в них сельское хозяйство, готовит африканских специалистов в самых разных областях деятельности;

в рамках новой китайской стратегии «выхода за рубеж» («идти вовне») развивает торгово-инвестиционное сотрудничество со странами африканского континента. И, тем самым, включает в прибыльный коммерческий оборот те огромные деньги государственных резервов и коммерческих корпораций, которые уже не находят эффективного применения в самом Китае;

расширяет использование юаня в торговых сделках, что по мнению экспертов, является важным шагом в укреплении юаня в качестве мировой резервной валюты.

В декабре 2015 года в Йоханнесбурге прошел очередной саммит в рамках «Форума Китай-Африка» (FOCAC). Одно из главных событий - решение Китая предоставить странам Африки финансирование на сумму 60 млрд долл. Отметим, что это в 4 раза больше, чем обещал для Африки в 2014 году президент США Б. Обама.

Далее, Китай всё более активно развивает сотрудничество с африканскими странами в области науки и культуры. Пропагандирует китайский язык и национальную культуру, создает подконтрольные китайскому правительству СМИ, открывает Институты Конфуция. Обучая в своих университетах растущее число студентов из Африки, Китай всё более очевидным образом готовит значительный корпус африканских политических, инженерных и деловых элит, дружественно ориентированных на Пекин.

Китай также обеспечивает множество программ гуманитарной и миротворческой помощи в конфликтных регионах континента. Отметим, что большинство этих программ Китай координирует как с миротворчеством ООН, так и со странами-членами БРИКС.

Следует подчеркнуть, что благодаря своей «идейно нейтральной» позиции Китай усиливается на африканском континенте еще и политически. Китай успешно сотрудничает в нестабильных африканских государствах практически с любыми политическими режимами и даже иногда готов поступиться своими политическими принципами. Так, недавно Китай начал оказывать помощь Буркина-Фасо, несмотря на то, что эта страна признает суверенитет Тайваня.

Очевидно, что расширяя свое присутствие на континенте и получая доступ к сырьевым ресурсам Африки, Пекин одновременно укрепляет свою экономическую и военную безопасность и, что не менее важно, расширяет пространство своих экономических и политических связей. Причем всё более откровенно демонстрирует, что готов это пространство защищать.

Пока эта защита находится в основном в рамках программ миротворчества. Так, китайские «голубые каски» уже участвуют в миротворческих операциях ООН в Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре и Конго. А в октябре 2015 года на Генеральной ассамблее ООН Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о развертывании в Африке миротворческого контингента численностью до 8000 миротворцев. Причем после событий в Мали в ноябре 2015 года, когда в Бамако были убиты представители китайских корпораций, миротворческий контингент Китая фактически получил статус антитеррористического контингента.

Но Китай уже готов выходить за рамки миротворчества. В декабре 2015 года Си Цзиньпин заявил о намерении Китая создать к 2020 году, в рамках масштабного реформирования вооруженных сил страны, структуру объединенного оперативного командования, нацеленную на повышение боеспособности войск и их готовности проводить операции за рубежом. Важнейшим событием с этой точки зрения является начало строительства весной 2016 года первой китайской военно-морской базы в Джибути на побережье Баб-эль-Мандебского пролива.

«США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет», - так прокомментировал это событие профессор из Университета Фудань в Шанхае Шэнь Динли, - «Китай будет делать теперь то, что США делали в прошлом».

База в Джибути позволит Китаю вступить в конкуренцию с США, Японией, Францией, Италией, Пакистаном (которые уже имеют здесь военные базы) в вопросе контроля за водами Баб-эль-Мандебского пролива, соединяющего Красное море с Аденским заливом и Суэцким каналом. По данным министерства энергетики США, на этот путь приходится почти 15 % мирового транзита нефти.

Одновременно Китай наращивает поставку вооружений в страны Африки, вытесняя с африканского рынка оружия западных конкурентов. В недавнем докладе лондонского Международного института стратегических исследований говорится, что уже около 70 % африканских стран закупают китайское оружие. В ряде африканских стран Китай занял доминирующие позиции в этом секторе. В Замбии, например, - 80 %, в Намибии - более 70 %, в Нигерии - почти 30 %. При этом эксперты отмечают, что Китай, как правило, предлагает свою военную продукцию по заниженным ценам, «отыгрываясь» на поставках запчастей и услугах по высоким ценам.

Но специфика китайской политики оружейного экспорта состоит еще и в том, что этот экспорт поддерживают работающие в Африке более 2,5 тыс. китайских компаний. При этом китайское правительство комбинирует и координирует различные направления делового сотрудничества, поощряя взаимодействие китайских бизнес-структур, действующих в Африке, с интересами экспортеров продукции военного назначения. В результате Китай получает возможность практиковать разнообразные схемы взаиморасчетов, разного рода пакетные сделки и, одновременно, соглашения по промышленным и инфраструктурным проектам.

Так, например, в обмен на разрешение на строительство военной базы в Джибути Китай предложил вложить 3 млрд долл. в строительство железной дороги от Джибути до столицы Эфиопии Аддис-Абебы и еще 400 млн долл. в развитие портовой инфраструктуры Джибути. Соответственно, в этой стране появятся китайские банки, а китайские компании получат ряд торговых привилегий.

Геополитические и экономические интересы США в Африке оформлены в принятом в 2000 г. в США законе «Об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки» (AGOA). Данный закон, срок действия которого в июне 2015 г. был продлен еще на 10 лет, является одним из ключевых торгово-экономических инструментов США в регионе.

В рамках реализации AGOA США создали в Африке три центра поддержки конкурентоспособности американских товаров. Учрежден специальный «Форум торгово-экономического сотрудничества США со странами Африки южнее Сахары». Расположенный в Вашингтоне Корпоративный совет по Африке координирует деятельность частного американского бизнеса на континенте.

Одно из центральных событий в контексте китайско-американской конкуренции в Африке - учреждение в 2008 году африканского командования США, сокращенно - АФРИКОМ. Отметим, что АФРИКОМ - единственное региональное командование минобороны США, сформированное после окончания холодной войны. Оформление этой структуры началось фактически сразу же после упомянутого саммита «Китай - Африка» 2006 года. Среди задач АФРИКОМ - охрана месторождений полезных ископаемых, их добычи и транспортировки.

В 2007 году Питер Фам, советник Госдепа и минобороны США, а также директор Африканского центра им. Майкла Ансари в Атлантическом совете в Вашингтоне, выступая перед конгрессом с защитой проекта создания АФРИКОМа, так аргументировал важность этого проекта: «...Многие аналитики ожидают, что Африка, особенно государства, расположенные вдоль богатой нефтью западной береговой линии, всё больше будет становиться театром стратегического соперничества между Соединенными Штатами и их единственным реальным, почти равным конкурентом на мировой арене - Китаем...».

В 2011 году АФРИКОМ контролировал международную военную кампанию в Ливии получившую название «Одиссея. Рассвет». «Война с Каддафи - это фактически война с Китаем и его экспансией в Африке», - так прокомментировал эту ситуацию республиканец Пол Крэйг Робертс.

Отметим, что война в Ливии, посредством которой страны западной коалиции решали свои задачи, нанесла, в том числе, серьезный удар и по интересам Китая в этой стране. Так, к 2011 году Пекин вложил в экономику Ливии более 18,8 млрд долларов. На территории Ливии реализовывали проекты 75 крупных китайских компаний. С началом войны бо льшая часть китайско-ливийских проектов была остановлена, из страны были эвакуированы 35 тыс. китайских рабочих и персонал компаний.

Среди последних событий, отражающих специфику конкурентной борьбы за африканский континент, - рост напряженности в Южно-Африканской республике. Важно здесь то, что ЮАР, являясь членом БРИКС, является и важнейшим проводником политики Китая на африканском континенте.

В сентябре–октябре 2015 года ЮАР столкнулась с попыткой организации «цветной революции» против президента Джейкоба Зумы.

Эксперты тогда отмечали, что к организации самых массовых с момента окончания режима апартеида протестов были причастны структуры проекта Democracy Works, который финансировался американским фондом NED. Интеллектуальным обеспечением протестных движений занимается леволиберальный институт SWOP Witwatersrand в Йоханнесбурге, тесно взаимодействующий с американским Институтом Альберта Эйнштейна Джина Шарпа, главного разработчика технологии «цветных революций».

Еще один примечательный эпизод 2015 года произошел в Джибути. После того как в декабре 2015 года Китай объявил о планах по строительству здесь военной базы, в столице страны произошли столкновения между сторонниками и противниками действующего президента страны Исмаила Омара Гюллеха. Оппозиционный Союз национального спасения и США использовали этот инцидент для того, чтобы обвинить власти страны в нарушении прав оппозиции на мирные собрания и свободу слова.

Европейский Союз (ЕС) рассматривает африканскую нефть как альтернативу нефти российской и ближневосточной. Также в ЕС всерьез надеются на быстро развивающийся африканский рынок, поставки товаров на который должны способствовать улучшению экономической ситуации в Европе.

В Африке страны ЕС ведут переговоры о снижении тарифов на импорт африканских сельскохозяйственных продуктов в Европу, а также стремятся расширить доступ европейских транснациональных компаний к африканским источникам сырья (нефть, алмазы, медная руда и др.). Наряду с развитием отношений в сфере экономики, торговли и энергетики, сотрудничество ЕС и стран Африки включает политические, культурные и научные связи.

Кроме того, в последнее время одна из главных целей политики Евросоюза в Африке - через стабилизацию экономической и социально-политической ситуации в Африке снизить миграционное давление на Европу.

При этом усиление влияния Китая и Индии в Африке в Западной Европе считают серьезным вызовом европейским интересам на континенте. В том числе, по той причине, что действия ряда стран Евросоюза (прежде всего Франции) в ходе событий 2011 года в Ливии и Египте многие страны Африки восприняли как проявление новой неоколониальной политики Запада. В связи с этим в ЕС сочли достаточно тревожным сигналом для Европы тот факт, что в июне 2015 года сообщество CARICOM (объединяет страны Карибского сообщества) при поддержке Венесуэлы, Перу, Боливии и ряда стран Африки потребовало от Евросоюза выплаты компенсаций за годы, когда карибские страны были европейскими колониями.

Еще одна сфера потенциальной конфликтности в отношениях ЕС со странами Африки связана с обвинениями Международного уголовного суда в отношении ряда африканских политиков.

Далее, острую реакцию в Африке вызывает критика Запада в адрес африканских стран по вопросам, связанным с правами человека. Так, 2014 год был отмечен скандалом в связи с тем, что Европарламент проголосовал в поддержку введения санкций в отношении Нигерии и Уганды после того, как эти страны приняли законы, запрещающие однополые браки.

Наконец, всё более серьезную конкуренцию Евросоюзу как структуре в Африке начинает представлять объединение БРИКС. Эксперты отмечают, что согласованные действия государств-членов БРИКС в рамках этого объединения уже сейчас заметно снижают способность ЕС отстаивать свои интересы на африканском континенте.

Япония - конкурент Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе - сегодня всё активнее стремится составить конкуренцию китайскому влиянию в Африке. Накал взаимных обвинений Японии и Китая в адрес друг друга возрастает, в том числе по той причине, что зоны интересов Японии и Китая в Африке в значительной мере географически совпадают.

Основное соперничество идет в сфере инвестиционных предложений африканским странам, которые очень внимательно анализируют пресса и эксперты Китая и Японии. В частности, Китай особенно ревностно отслеживает поездки премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Африку в рамках программ саммита «Япония - Африканский союз».

Помимо инвестиционного соперничества, Китай и Япония всё более откровенно соревнуются в гуманитарной помощи на африканском континенте. В частности, в 2013 году Япония объявила о предоставлении инвестиций на сумму 32 млрд долларов всему африканскому континенту сроком на пять лет, гуманитарной помощи Судану на сумму в 25 млн долларов и 3 млн долларов Центральноафриканской Республике.

Китай, в том же 2013 году инвестировавший в Африку около 26 млрд долларов, в декабре 2015 года объявил, кроме упомянутых выше инвестиционных планов на 60 млрд долларов, о предоставлении 60 млн долларов безвозмездной помощи Африканскому союзу «на поддержание мира и безопасности» и 156 млн долларов экстренной помощи африканским странам, пострадавшим от урагана Эль-Ниньо.

БРИКС как объединение стран-партнеров (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) явным образом быстро (и во многом согласованно) расширяет свое присутствие на африканском континенте. Однако это партнерство не исключает взаимных противоречий и столкновений интересов.

Так, Индия и Китай, являясь партнерами по БРИКС, имеют большое количество неразрешенных проблем в двусторонних отношениях. Кроме того, Китай и Индия - две крупнейшие быстроразвивающиеся региональные державы - ведут острую борьбу за лидерство на азиатском континенте. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что это соперничество за лидерство распространяется и на Африку. Причем с этой точки зрения, у Индии есть определенный «позиционный приоритет»: в 1961 году именно Индия стала одним из инициаторов Движения неприсоединения (Non-Alignment Movement), в котором на данный момент состоят 53 африканских государства.

Интерес Индии к Африке заключается в природных ресурсах континента, особенно топливных. Главными объектами индийского инвестирования являются Египет, ЮАР, Нигерия, Кения, Мозамбик, Либерия, Гана.

Центрами индийско-китайского противостояния являются Кения и Мозамбик. Индия и Китай «наперегонки» стремятся укрепить свои позиции в этих странах, которые не только богаты природными ресурсами, но и имеют важное значение с точки зрения транспортировки грузов из центральных регионов Африки к океану, а также контроля главных транзитных морских путей в Индийском океане.

Еще один потенциально важный узел индийско-китайского соперничества на континенте - Южно-Африканская Республика, где промышленные и технологические компании двух стран не первый год достаточно ожесточенно борются в тендерах на проекты в различных отраслях.

Однако связи с ЮАР имеют для Индии и Китая и дополнительное стратегическое значение. Так, ЮАР представляет собой потенциально важный компонент системы безопасности Индии в зоне Индийского океана. У берегов ЮАР проходят пути транзита грузов стратегического значения (в первую очередь, нефти и газа) из Западной Африки в Индию. Индию, кроме того, беспокоит растущая активность Пекина в развитии «военных» отношений Китая со странами бассейна Индийского океана.

Пока Индия в основном проигрывает Китаю в инвестициях в ЮАР. Но заметно выигрывает у Китая в инвестициях и политическом влиянии в Нигерии. В частности, в Нигерии, по данным экспертов, проживает до 1 млн индийцев и лишь около 50 тыс. китайцев-хуасяо, причем индийские эмигранты владеют в этой стране крупными торговыми компаниями.

Россия как правопреемница СССР медленно, но настойчиво восстанавливает свое присутствие в Африке, прерванное, по понятным причинам, в 1990-е годы XX века.

Сейчас России предстоит решить задачу по разработке своей новой стратегии в отношениях с африканским континентом. Причем, как считают некоторые эксперты, нынешняя конфронтационная политика Запада по отношению к Москве создает для России определенные новые возможности. Причина в том, что немало руководителей африканских государств видят в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской, западноевропейской и китайской дипломатии.

Вместе с тем нельзя не признать, что Россия возвращается в Африку с «низкого старта». Советское влияние, основанное на льготных кредитах или безвозмездной помощи (вроде строительства плотин) российскому бюджету и бизнесу пока не по силам. Эту нишу давно и успешно осваивает Китай.

Одна из сфер, где Россия успешно борется за сферу влияния в Африке, - ядерная энергетика. Наиболее агрессивными конкурентами России в этом сегменте выступают Франция и Китай. Нельзя полностью сбрасывать со счетов и японо-американских и южно-корейских игроков, которые, по мнению экспертов, свое последнее слово в Африке еще не сказали.

Сильные позиции Россия занимает и на африканском рынке вооружений и военной техники - несмотря на то, что мощными нашими конкурентами здесь являются Китай, США, Франция, Германия.

Вместе с тем, Россия, в том числе благодаря памяти о советской помощи во многих странах континента, а также активной политике в Африке в рамках БРИКС и других международных организаций, имеет для укрепления своих позиций хорошие перспективы. В частности, в Африке ценят участие России в миротворческих операциях и программах гуманитарной помощи странам африканского континента, а также большой вклад российских ученых и врачей в борьбу с распространением ВИЧ-инфекции, лихорадки Эбола и других особо опасных заболеваний.

Роль Африки как гигантского малоосвоенного ресурсного резервуара мира возрастает. Соответственно, не может не возрастать и конкуренция за Африку ведущих мировых держав. Причем в эту сферу конкуренции будут попадать не только природные ресурсы континента, но и растущая роль голосов африканских стран в международных организациях, включая ООН.

В этих условиях «азиатская Soft Power» и условный потенциал условного Востока (Китая и Индии) по отношению к Африке вполне имеет шансы переиграть традиционно жесткий диктат (под маркой либерализации и демократизации), который навязывает условный Запад.

При этом весьма вероятно, что в ситуации обострения конкурентной борьбы за влияние в Африке будет повышаться роль так называемых системных войн с использованием нетрадиционных механизмов войны - от «цветных революций» и поддержки государственных переворотов до попыток прямых вооруженных интервенций под флагом ООН или, как это было в Ливии и Сирии, от имени неофициальных и нелегитимных «групп стран-друзей» или «стран-союзников».

Морской транспорт в основном обеспечивает внешние связи стран региона. Большое значение для судоходства имеют разделяющий Африку и Европу Гибралтарский пролив (его расстояние составляет всего лишь 14 км) и соединяющий Средиземное и Красное моря Суэцкий канал.

Если рассматривать хозяйства стран региона, то необходимо отметить, что после обретения независимости в их отраслевой структуре увеличилась доля промышленности и непроизводственной сферы, но все же в большинстве стран сохраняется колониальный тип отраслевой структуры хозяйства. Его отличительные черты:

  • преобладание малотоварного, низкопродуктивного сельского хозяйства;
  • слабое развитие обрабатывающей промышленности;
  • сильное отставание транспорта;
  • ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами;
  • однобокость развития экономики.

Во многих странах однобокость экономики достигла уровня монокультуры, под которой понимается монотоварная специализация хозяйства страны (узкая специализация на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта).

Страны монокультуры в Африке:

Страны

Доля в экспорте страны

Нефти и нефтепродуктов

Руд черных и цветных металлов, урана, алмазов

Продовольственных товаров и с/х сырья

Алжир

99%

Габон

82%

Египет

68%

Конго

90%

Ливия

98%

98%

Ботсвана

70%

Гвинея

95%

Конго (Заир)

51%

Замбия

90%

63%

Мавритания

51%

Намибия

74%

Нигер

80%

  • 11. Характеристика групп промышленно развитых стран. Её место в мировом хозяйстве. Промышленно развитые страны с рыночной экономикой (47 стран)
  • 12. Мировые рынки рабочей силы. Последствия миграции рабочей силы.
  • 13. 7 Ведущих государств промышленно-развитой группы стран. Их место в мировом хозяйстве.
  • 14. Внешняя торговля России пути повышения ее эффективности.
  • Основные торговые партнеры рф
  • 15. Характеристика групп развитых стран (нис, страны «опек», нрс).
  • 16. Роль прямых инвестиций в международном движении капитала.
  • 17. Характеристика стран с переходной экономикой. Страны с переходной экономикой
  • 18. Сущность и форма международной экономической интеграции.
  • 19. Международное разделение труда.
  • 20. Рынок товаров (Рынок сырья и с/х продукции. Рынок промышленных товаров).
  • 21. Международная специализация производства. Основная форма проявления мпс.
  • 22. Международные торговые организации: гатт/вто, юнктад и др.
  • 23. Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы налаживания кооперированных связей.
  • 24. Сущность и форма международного движения капитала.
  • 25. Снс. Важнейшие показатели снс.
  • 26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.
  • «Копенгагенские критерии» для получения членства в ес
  • 27. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
  • Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:
  • Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:
  • 28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.
  • 29. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
  • Отраслевая структура населения
  • 30. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе: еоус, ес, еаст, еэп.
  • 31. Отраслевая структура мирового хозяйства.
  • Агропромышленный комплекс
  • 28% - Пшеница
  • 26% - Рис
  • 25% - Кукуруза
  • Топливно-энергетический комплекс тэк
  • Машиностроительный комплекс
  • Химическая промышленность
  • 32. Проблема внешней задолженности. Роль и значение «парижского клуба» и «лондонского клуба» в урегулировании вопросов внешней задолженности.
  • 33. Формы и методы организации внешней и м/н торговли. Формы ведения внешней торговли
  • Операции мировой торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт
  • 34. Интеграционные процессы в Северной Америке (Нафта)
  • 35. Научные ресурсы мирового хозяйства.
  • 36. Роль и значение мвф и мбрр.
  • 37. Сша – ведущая экономическая держава мира.
  • 38. Интеграционные процессы в Азии (асеан) и Африке.
  • 39. Бреттон-Вудская валютная система.
  • 40. Вто
  • 41. Ямайская валютная система.
  • 42. Экономические организации и система оон: экосос, проон, юнидо.
  • 4 Этапа:
  • 44. Интеграционные процессы в Латинской Америке (лааи, Карикон, Меркоср).
  • 45. Мировой рынок ссудных капиталов. Мировой денежный рынок и мировой рынок капиталов.
  • 46. Возрастание роли кнр в системе мирового хозяйства.
  • 47. Международный кредит. Сущность. Функции. Форма.
  • 48. Россия в мировом хозяйстве.
  • 49. Мировая валютная система. Сущность и этапы ее развития.
  • Золотой стандарт – 1867г., Париж
  • 50. Платежный баланс страны.
  • 51. Группа Всемирного банка.
  • 52. Юнктад
  • 53. Глобализация. Понятие. Сущность.
  • 54. Тнк и их роль в мировом хозяйстве.
  • 37. Сша – ведущая экономическая держава мира.

    38. Интеграционные процессы в Азии (асеан) и Африке.

    Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations ASEAN ) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея.

    Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный размер ВВП – 737 млрд. $, объем торговли – 720 млрд. $.

    Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил.

    И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.

    Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).

    Подписание 8 августа 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии положило началом сотрудничеству также в области науки и технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального развития и др. в целях ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, содействия активному сотрудничеству и взаимопомощи в перечисленных выше областях, а также в образовательной, технической и управленческой сферах.

    Две первые встречи глав государств АСЕАН на о.Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно: дружеские взаимоотношения и сотрудничества с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды, отстаивание интересов региона на международной арене, усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности, и призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, в согласованных действиях по злоупотреблению и торговле наркотиками и наркотическими средствами.

    В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом году появилось АСЕАНовское соглашение по льготной торговле ( Preferential Trade Agreement - РТА ), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.

    В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами, взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи соответствующих сертификатов.

    Базой для сотрудничества в этой сфере являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного сотрудничества (АИКО).

    Высшим органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств АСЕАН. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, окружающая среда, финансы, информатизация, инвестиции, труд, юстиция, искоренение бедности, наука и технологии, социальное обеспечение, международная преступность, транспорт, туризм и пр. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 4 00 мероприятий.

    АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН.

    В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и их партнёров по диалогу – руководителей правительств Китая, Республики Корея, Индии и Южной Африки, главным пунктом которого стала проблема борьбы с терроризмом. Массовые теракты, имевшие место в странах региона в конце года, подорвали доверие к туристической отрасли большинства стран АСЕАН, где туризм всегда оставался значительной статьёй доходов в государственных бюджетах, а также обеспечивал миллионы жителей этих стран рабочими местами.

    Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

    Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.).

    В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

    Диалоговые отношения России и АСЕАН

    Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. России было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе.

    В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.

    Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК).

    Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и африканские государства . В 1989 г. в северной части африканского континента был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.

    Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных потребностей внутреннего рынка. Образовывая экономические и таможенные союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики развивать взаимные экономические связи. В результате предполагалось создавать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу для модернизации экономики. Интеграция рассматривалась как альтернативный путь развития, во многом как способ достижения прогресса в "опоре на собственные силы". Концепция "опоры на собственные силы" предполагает, что структурная перестройка экономики может быть достигнута за счет использования, прежде всего, местных ресурсов, всемерной мобилизации внутренних факторов развития. Эта идея присутствует и в планах организации Африканского единства по созданию к 2025 г. африканского экономического сообщества. Практика интеграционных процессов в Африке, реализуемость провозглашаемых руководителями африканских государств направлений углубленного сотрудничества, показывают, что, в основном, все эти цели и задачи остаются лишь благими пожеланиями. Экономическое сотрудничество бедных и отставших стран, в традиционных его формах, не ведет к выходу из "порочного круга бедности", не обеспечивает сколько-нибудь ощутимый прогресс. Вместе с тем, идея африканского общего рынка, несмотря на все неудачи его создания, по-прежнему популярна на континенте. Сообщество развития Юга Африки (САДК /SADC - Southern African Development Community) создано в 1980 г. первоначально как Конференция по координации развития Юга Африки (САДКК). В настоящее время эта организация объединяет 13 государств (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, ДРК, Лесото, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР). Договор о САДК был подписан в Виндхуке (Намибия) в августе 1992 г.

    САДК является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных объединений Африки. Общая численность населения стран-членов САДК составляет около 200 млн. чел., суммарный ВВП оценивается в 170 млрд. долл. США (2000 г.).

    Исполнительный секретариат САДК находится в Габороне (Ботсвана). Исполнительным секретарем является в настоящее время представитель Маврикия Прега Рамсами.

    Принята Программа действий САДК, включающая совместные проекты экономического и социального характера. Предпринимаются шаги по созданию благоприятного инвестиционного климата внутри САДК, унификации экономического и юридического пространства. Предусматривается создание Зоны свободной торговли (ЗСТ).

    С 1996 г. существует Орган САДК по вопросам политики, обороны и безопасности (ОПОБ), главная задача которого - способствовать предотвращению и урегулированию внутри- и межгосударственных кризисов в субрегионе.

    9.2.

    Экономико-географическая характеристика ведущих стран Африки и Австралии


    Арабская Республика Египет. Страна общей площадью 1 млн. кв. км занимает северо-восточную часть Африки, а также Синайский полуостров на юго-западе Азии. Большая часть территории занята пустынями и невысокими горами, кроме долины Нила.

    Население 85,5 млн. чел. (2014 г.) рассредоточено в долине Нила и по берегам Суэцкого канала. Страну населяют арабы и копты, из национальных меньшинств (2%) можно выделить только нубийцев и берберов. Темпы роста численности населения в среднем 1,9%. Число египтян на заработках за рубежом превышает 4 млн. человек, главным образом в арабских странах. Государственный язык - арабский. Население в массе своей исповедует ислам преимущественно суннитского толка, копты исповедуют христианство. Столица - Каир (17,8 млн. с пригородами), другие крупные города: Александрия (3,9 млн.), Порт-Саид (530 тыс.), Суэц (500 тыс.). Грамотно 71% взрослого населения (у женщин - 59%). Средняя продолжительность жизни увеличилась до 71,3 лет (мужчины 69 лет, женщины - 73 года). Уровень жизни невысок, ИРЧП - 0,622, что ниже среднемирового, 112 место.

    Объем ВВП - 554 млрд. долл. по ППС, на душу населения - 6570 долл. Темпы экономического роста нестабильны в связи со сложной политической обстановкой. Денежная единица египетский фунт, обменный курс которого: 7,19 фунтов = 1 долл. США (2014 г.).

    С начала 1990-х гг. в Египте начался переход на рыночную модель развития, где государству отводится значительно более скромная роль в качестве хозяйствующего субъекта. Приватизации подверглись предприятия туризма, легкой и пищевой промышленности, было либерализовано валютное законодательство. В настоящее время 70% ВВП производит частный сектор, на его долю приходится свыше 60% всех капиталовложений.

    Банковская система, возглавляемая Центральным банком, состоит из 80 банков, среди которых лидируют Национальный банк, Банк Каира, Банк «Александрия», «Мыср» (на их долю приходится 70% всех банковских активов). Действуют также два банка, основанные на исламских принципах: Faisal Islamic Bank of Egypt и Nasser Social Bank.

    В производстве ВВП на долю сельского хозяйства и рыболовства в 2005 г. приходилось 15%, промышленности и строительства - 37%, сферы услуг - 48%.

    Египет отличается довольно большим разнообразием природных ресурсов: каменный уголь, вольфрам, золото, медь, железная, титановая и марганцевая руды, слюда, тальк, фтор, бор, хлор, фосфориты, разнообразные строительные материалы. Нефтяные и газовые месторождения расположены по обе стороны Суэцкого канала. Однако запасы всех этих материалов невелики и быстро истощаются. Страна постепенно превращается в крупного импортера сырья и топлива. Исключение составляет железная руда, новое месторождение которой обнаружено на юго-востоке от Асуана - его запасы составляют 400 млн. т. Энергетика базируется преимущественно на тепловых станциях (80% производимой энергии).

    Главными отраслями обрабатывающей промышленности являются: пищевая (29%), легкая (27%), химическая (21%), машиностроение (14%), металлургия (8%). Машиностроение занимается сборкой легковых и грузовых автомобилей, разнообразных электротехнических изделий преимущественно бытового назначения. Самой современной и оснащенной является парфюмерно-косметическая отрасль, чему способствует наличие уникального сырья, в частности разнообразных эфирных масел.

    Общая площадь пригодной для обработки земли составляет всего 1% территории страны. Темпы роста сельскохозяйственного производства совпадают с темпами роста населения. Решение продовольственной проблемы в значительной степени осуществляется за счет импорта (около 5 млрд. долл. ежегодно). Главная отрасль сельского хозяйства - орошаемое земледелие (71%). На животноводство приходится 22%, на рыболовство - 7%. Важнейшими культурами являются: хлопок, пшеница, кукуруза, рис, овощи. Возделываются также сахарный тростник, бобовые, цитрусовые, виноград, яблоки. Снимается по два-три урожая в год. Общая протяженность оросительных каналов превышает 50 тыс. км. Построенная с помощью СССР Асуанская плотина гарантирует многолетний запас воды и увеличила посевную площадь на треть. Животноводство не получило сколько-нибудь заметного развития из-за отсутствия естественных пастбищ. Скот малопродуктивен и страдает от недостатка кормов. Значительную часть мяса приходится ввозить.

    Через территорию страны проходят многочисленные международные транспортные пути. Основная часть грузов прибывает и отправляется через три главных порта: Александрия, Суэц и Порт-Саид. Построен глубоководный канал, обеспечивающий подход крупных судов к новому Восточному порту близ Порт-Саида, который объявлен зоной свободной торговли. Доходы от эксплуатации Суэцкого канала составляют в среднем 5 млрд. долл. в год. Внутренние перевозки осуществляются по Нилу, а также автомобильным и железнодорожным транспортом.

    Особое значение в структуре хозяйства занимает иностранный туризм. В курортную индустрию туризма Египта инофирмами было вложено более 50 млрд. долл. Ежегодно страну посещают более 7 млн. иностранцев, которые оставляют в среднем 10 млрд. долл. (около трети доходов казны). В туристическом секторе занято 1,5 млн. египтян.

    Социальная сфера не успевает за нарастанием социальных и бытовых проблем. 10% населения живет за чертой бедности. Официальный уровень безработицы - 11,5%, хотя эксперты полагают, что не менее 20%. По-прежнему действует система дотаций на товары первой необходимости (хлеб, рис, сахар).

    С 1974 г. египетское руководство проводит политику «открытых дверей» с целью привлечения иностранных инвестиций и технологий, а также налаживания сотрудничества с соседями по региону, включая Израиль. Экспорт в 2013 г. составил 25 млрд. долл., импорт - 59 млрд. долл. Государство сохранило за собой монополию на экспорт нефтепродуктов, хлопка и риса. Традиционными экспортными товарами являются: нефть и нефтепродукты (около 50% всего объема), алюминий, хлопок-сырец, пряжа, ткани, одежда, фармацевтические товары, синтетические моющие средства, табачные изделия, в последнее время к ним добавился природный газ. Ввозятся зерно, мясо, прокат металлов, оборудование, транспортные средства, электродвигатели, цемент, фанера, бумага, пиломатериалы, топливо и нефтепродукты. Крупнейшими покупателями традиционно выступают Италия (7,9%), Индия (6,9%), США (6,8%), Саудовская Аравия и Турция, поставщиками - КНР (9,5%), США (7,6%), Германия (6,7%), РФ, Украина, Турция, Италия. Внешняя задолженность составляет 19% ВВП.

    Египет был одним из ведущих партнеров СССР, при содействии которого построено 97 промышленных объектов, в том числе Асуанская ГЭС, Хелуанский металлургический комбинат, алюминиевый завод в Наг-Хаммади, которые и ныне играют выдающуюся роль в экономике страны. Российский экспорт в Египет в 2013 г. составил 1585 млн. долл., импорт - 442 млн. долл. Основу российского экспорта машин и оборудования составляют авиатехника, а также легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и дорожно-строительные машины. Россия покрывает более 50% импортных потребностей Египта в профильной стали и продукции лесобумажной группы. Популярны на египетском рынке также российские полимеры, удобрения, мороженая рыба, уголь, начались поставки пшеницы. Российский импорт ограничивается закупкой хлопка и пряжи, одежды, цитрусовых, ранних овощей, риса, чая каркаде, парфюмерии, косметики, мебели.

    Федеративная Республика Нигерия. Территория - 924 тыс. кв. км. В составе страны выделяются три региона - южный, для которого характерны низменности, центральный - пустынный со скалистыми нагорьями и северный - равнинный. Климат - тропический на юге и в центральной части страны, сухой - на севере.

    Население - 178,5 млн. чел. (2014 г.). Нигерия - самая многонаселенная страна Африки. Темпы прироста населения - 2,5%. В 1970-е гг. имел место масштабный приток в Нигерию рабочей силы из других западноафриканских государств, однако в первой половине 1980-х гг. из страны на фоне религиозных конфликтов были изгнаны свыше 2,7 млн. выходцев из соседних африканских стран. Одновременно наблюдается численно небольшая, но возрастающая эмиграция нигерийцев в Великобританию, Германию, Канаду и США. В составе населения свыше 250 этнических групп, фактически в Нигерии представлены все народности африканского континента. Основные местные языки - хауса, йоруба, игбо, ибибио, канури, тив, иджо. Официальный язык - английский. Религиозный состав населения - мусульмане (50%), христиане (40%), анимисты (10%). Государственные расходы на образование - 0,7% ВВП. Уровень грамотности населения - 68%. Совокупные расходы на здравоохранение составили - 5% ВВП, в том числе государственные расходы - 1,3% ВВП. В адекватных санитарных условиях проживает 38% населения. Ожидаемая продолжительность жизни - 46,9 года (мужчины - 46 лет, женщины - 47 лет). 34% населения живет за чертой бедности. ИРЧП - 0,471, низкий, 153 место в мире. 50% населения страны живет менее чем на 1 долл. в день. 119 из каждой тысячи родившихся детей не доживают до 5-летнего возраста. 39% детей в возрасте до 5 лет недоедают. Уровень безработицы - 28%.

    Нигерия - федерация, состоящая из 36 штатов. Столица - Абуджа (780 тыс. человек), крупные города - Лагос (7,9 млн. человек), Ибадан (2,5 млн. человек), Кано (3,8 млн. человек).

    Объем ВВП - 479 млрд. долл. по ППС (2013 г.), т.е. 2831 долл. на душу населения. Денежная единица - найра. Обменный курс: 159 найр = 1 доллар США (2014 г.). Темпы экономического роста - около 5,9% в год. Норма валового накопления капитала - 22% ВВП. Прямые иностранные инвестиции в процентном отношении к капитальным вложениям составили 25%.

    В последние десятилетия в стране прослеживается тенденция сокращения прямого государственного вмешательства в экономику, однако федеральное правительство и правительства штатов по-прежнему являются крупнейшими работодателями и крупными инвесторами. Роль государства особенно велика в добывающей промышленности. В стране действуют Центральный банк, имеющий отделения в каждом штате и определяющий стратегические направления развития денежно-кредитной сферы, а также коммерческие банки. Совокупный кредит, предоставляемый коммерческими банками, составляет 15,6% по отношению к ВВП. Уровень инфляции - 9,4%. Государственные доходы складываются за счет прямых налогов, налогообложения прибыли от продажи нефти и платежей роялти в других отраслях добывающей промышленности.

    Отраслевая структура экономики: доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП - 23%, промышленности - 58% (обрабатывающей - 4%), сферы услуг - 19%. Структура занятости: сельское, лесное хозяйство и рыболовство - 70%, промышленность - 10%, сфера услуг - 20%.

    Производство электроэнергии осуществляется тепловыми (53%) и гидроэлектростанциями (47%). Добывающая промышленность - основная отрасль хозяйства. Полезные ископаемые - нефть, природный газ, каменный уголь, железная руда, олово, свинец, цинк, колумбит. Добываются нефть, природный газ, каменный уголь, олово и колумбит. Особое значение имеет нефтедобыча (90% поступлений в бюджет). Запасы нефти - 4910 млн. т (11 место в мире). Обрабатывающая промышленность представлена нефтепереработкой, нефтехимией, сталелитейной, целлюлозно-бумажной, текстильной, пищевой отраслями и промышленностью стройматериалов.

    В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные сельскохозяйственные культуры - ямс, сорго, просо, горох, кукуруза, хлопок, земляные орехи (в северной части страны), масличная пальма, какао-бобы, каучуконосы (в южной части страны). Относительно развито лесное хозяйство, хотя запасы древесины преимущественно состоят из древесины саванн (76%), а на тропические леса приходится лишь 20% ее совокупных запасов. В последнее десятилетие быстро развивается морское и озерное рыболовство.

    Транспорт Нигерии включает автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, речной, морской и авиационный. Общая протяженность железных дорог - 3505 км, автомобильных дорог - 194,4 тыс. км, нефтепроводов - 2 тыс. км, продуктопроводов - 3 тыс. км, газопроводов - 500 км. Главные морские порты страны - Лагос и Порт-Харкорт. В стране 70 аэропортов.

    Расходы на НИОКР в среднем 0,1% ВВП в год. На 1 млн. чел. в стране приходится 15 научных работников и инженеров, занятых в НИОКР.

    Нигерия - член Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС), ОПЕК. Регулирование внешнеэкономических связей осуществляется преимущественно таможенно-тарифными методами. Объем экспорта - 76 млрд. долл. (2013 г.). Основные статьи экспорта - нефть и нефтепродукты (95% экспортной выручки), какао-бобы, натуральный каучук. География экспорта - США (42%), Бразилия (9,5%), Индия (9%), Испания (7,3%), Франция (5,1%). Объем импорта - 34 млрд. долл. Основные статьи импорта - машины и оборудование, химические товары, продовольствие, продукция легкой промышленности. География импорта - КНР (16,1%), Нидерланды (11,3%), США (9,8%), Великобритания (6,2%), Германия (4,4%), Франция (5,1%). Внешний долг - 5% ВВП.

    В 1970 ― 1980-е гг. СССР оказал Нигерии существенное технико-экономическое содействие в развитии энергетики и сталелитейной промышленности. В настоящее время торгово-экономические отношения двух стран не отличаются динамизмом и характеризуются незначительными величинами (товарооборот в 2013 г. менее 300 млн. долл. США).

    Южно-Африканская Республика. Территория - 1,22 млн. кв. км, представляет собой обширное плато, обрамленное горами и узкой равниной на побережье. В состав территории также входят необитаемые острова Принс-Эдуард в Индийском океане. Климат субтропический.

    Население - 52,9 млн. чел. (2013 г.). Темпы его прироста - 1,2%. Имеет место существенный приток в ЮАР рабочей силы из соседних африканских стран. Этнический состав населения - африканцы (75,2%), белые (13,6%), метисы (8,6%), индусы (2,6%). Черное население образуют главным образом выходцы из других частей Африки. В его составе выделяют следующие группы - зулусы (самая многочисленная), ксоса, северная сото, южная сото, тсвана, шангаан-тсонга, свази. Черное население говорит на языках четырех основных групп - нгуни, сото-тсвана, тсонга, венда. Белое население в языковом отношении подразделяется на две языковые группы: более 50% говорит на африкаанс (главным образом это потомки голландских, французских и немецких поселенцев), для остальных родным является английский язык. Цветное население - это смешение потомков африканских, азиатских и европейских поселенцев. Среди них выделяют две основные этнические группы - малаи и грикас. Официальные языки - английский и африкаанс. Религиозный состав населения - христиане (68%), анимисты (28,5%), мусульмане (2%), буддисты (1,5%). В стране существуют три столицы - Претория (административная - 2,3 млн. человек), Кейптаун (законодательная 3,4 млн. человек) и Блумфонтейн (судебно-правовая - 328 тыс. человек). Крупные города - Дурбан (536 тыс. человек), Йоханнесбург (4,4 млн. человек)

    Государственные расходы на образование составляют 5,4% ВВП. Школьное обучение является обязательным для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Уровень грамотности взрослого населения - 86%. Совокупные расходы на здравоохранение составляют - 8,4% ВВП, в том числе государственные расходы - 3,2% ВВП (самый высокий показатель в Африке). В адекватных санитарных условиях проживает 67% населения. Ожидаемая продолжительность жизни - 49 лет (мужчины - 48 лет, женщины - 49 лет). Серьезной проблемой является распространенность ВИЧ - инфицировано 18% взрослого населения. 10,7% населения страны живет менее чем на 1 долл. в день. 71 ребенок из каждой тысячи родившихся детей не доживает до 5 лет. 9% детей в возрасте до 5 лет недоедают. Уровень безработицы - 23% (2013 г.).

    Административно-территориальное деление - девять провинций.

    По размеру подушевого ВНП, рассчитанного по ППС, страна находится на 89 месте в мире - 11200 долл. США (2013 г.). 50% населения живет за чертой бедности.

    Объем ВВП - 663 млрд. долл. по ППС (2013 г.). Денежная единица - ранд. Обменный курс - 10,7 ранда = 1 долл. США (2014 г.). Темпы экономического роста - 4,1% в год. Правительство проводит курс на активное привлечение иностранных инвестиций. С 2000 г. реализуется программа приватизации государственной собственности, принимаются меры по сокращению государственных расходов.

    Денежно-кредитная политика находится в ведении Южноафриканского резервного банка, который выполняет функции Центрального банка страны. Государственные доходы более чем на 50% складываются за счет подоходного налога и корпоративного налога на прибыль. 34% государственных доходов дают налог на добавленную стоимость и акцизы. Государственные расходы превышают доходы.

    Отраслевая структура экономики. Доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП - 3%, промышленности - 30% (обрабатывающей промышленности - 20%), сферы услуг - 67%. Структура занятости: сельское хозяйство - 30%, промышленность - 25%, сфера услуг - 45%. Базой развития хозяйства страны является добывающая промышленность.

    ЮАР обладает огромными запасами полезных ископаемых, на ее территории находится 58% мировых залежей хромовой руды, 82% металлов платиновой группы, 53% золота, 50% ванадия, 80% марганцевых руд, 40% алмазов и много других ценных природных ресурсов. Столь богатая сырьевая база обусловила высокий уровень развития добывающей промышленности. Важнейшей ее отраслью является золотодобыча.

    В отличие от других стран Африки обрабатывающая промышленность в ЮАР является основным сектором экономики как по числу занятых (16% экономически активного населения), так и по доле в ВВП. Главными ее отраслями являются химическая, пищевая, машиностроительная и металлургическая. Развита электроэнергетика. ЮАР вырабатывает более половины всей электроэнергии Африканского континента. В стране построены самые мощные в мире тепловые электростанции. 85% всех мощностей работает на угле. Остальная электроэнергия вырабатывается единственной в Африке атомной электростанцией в Куберге.

    ЮАР имеет высокоразвитое сельское хозяйство. Несмотря на неблагоприятные природные условия (недостаток влаги), ЮАР обеспечивает себя всеми основными продуктами питания, кроме риса, чая, кофе и какао-бобов. Основными культурами растениеводства являются кукуруза, пшеница, сахарный тростник, картофель, табак, бананы и цитрусовые. Продукция животноводства составляет около 40% всего сельскохозяйственного производства. Оно характеризуется высоким поголовьем крупного рогатого скота мясомолочных пород, свиней, овец и коз. Основными продуктами животноводства являются мясо, молоко и шерсть. Заметную роль в обеспечении продуктами питания играет рыболовство.

    Транспортная сеть ЮАР - одна из самых разветвленных и развитых в мире. Протяженность автодорог - 362 099 км, из них 73 506 км - автострады. Общая протяженность железных дорог - 20 047 км, из которых половина электрифицирована. С учетом значительной географической удаленности ЮАР от стран, являющихся ее основными торговыми партнерами, главную роль в осуществлении внешнеэкономических связей ЮАР играют морской и воздушный транспорт. Три южноафриканских порта - Кейптаун, Дурбан и Порт-Элизабет - способны принимать океанские суда. Государственная авиакомпания «Саус Африкэн Эйруэйз» осуществляет грузопассажирские перевозки как на внутренних, так и на международных маршрутах. Кроме государственной действуют 20 частных авиакомпаний. Главный международный аэропорт страны - аэропорт «Ян Сматс» в Йоханнесбурге. Развиты все виды связи.

    Расходы на НИОКР в среднем составляют 0,76% ВВП в год. В расчете на 1 млн. чел. населения в стране приходится 380 научных работников и инженеров, занятых в НИОКР.

    ЮАР - член Сообщества по развитию Юга Африки (САДК) и Южно-Африканского таможенного союза (САКУ). ЮАР проводит жесткую протекционистскую политику, направленную на защиту национальных производителей. Важнейшим ее направлением является тарифное регулирование (одно из самых громоздких и жестких в мире). Внешняя торговля сбалансирована (объем экспорта = объем импорта = 77 млрд. долл. (2011 г.)). Основные статьи экспорта - золото (29% экспортной выручки), алмазы, хром, платина, машины и оборудование. География экспорта - Великобритания (12,8%), США (12,7%), Германия (9%), Япония (8,8%), Италия (5,8%). Основные статьи импорта - машины и оборудование, нефтепродукты, химические товары, продовольствие. География импорта - Германия (15,4%), США (9,4%), Великобритания (9%), Саудовская Аравия, Япония, Франция, КНР, Иран. Внешний долг - 39% ВВП.

    Объем экспорта России в ЮАР - 291 млн. долл. (2012 г.). Основные статьи экспорта России в ЮАР - продукция машиностроения, промышленная химия, продукция приборостроения, текстиль, резинотехнические изделия, древесина, целлюлозно-бумажная продукция, а также товары народного потребления. Объем импорта России из ЮАР - 781 млн. долл. Основные статьи российского импорта из ЮАР - одежда, фрукты, спиртные напитки, соки.

    Большой коммерческий потенциал содержит развитие туристического бизнеса. В России и ЮАР уже работает ряд фирм, специализирующихся на обслуживании туристических потоков в обоих направлениях.

    Содружество Австралии. Страна расположена на одноименном материке и островах (крупнейший из которых Тасмания) общей площадью 7686,8 тыс. кв. км. Страна находится в четырех климатических поясах - субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном. Большая часть территории в центральной части и на западе занята песчаными и каменистыми пустынями, наиболее благоприятные для хозяйственной деятельности районы находятся в восточной и юго-восточной частях материка и на острове Тасмания .

    Население - 24,147 млн. чел. (2014 г.), растет умеренными темпами - 1,2% (2000 ― 2006 гг.), важную роль играет иммиграция. Основная часть населения - потомки мигрантов из Великобритании, Ирландии, а также других стран мира. Коренные жители - аборигены - составляют 1,0% населения. Более 70% верующих исповедует христианство (по преимуществу протестантизм). Официальный язык - английский. Ожидаемая продолжительность жизни - 81,2 года (мужчины - 79 лет, женщины - 84 года) - 6 место в мире. Грамотно свыше 99% взрослого населения, обязательно обучение детей от 6 до 15 лет. 18% взрослого населения имеет университетское образование.

    Административно-территориальное деление: в составе страны шесть штатов - Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания, а также две территории - Северная и Австралийская столичная. Столица Канберра (свыше 0,35 млн. человек). Крупнейшие города - Сидней (4,8 млн. человек), Мельбурн (4,25 млн. человек), Брисбен (1,04 млн. человек), Перт (1,8 млн. человек), Аделаида (1,2 млн. человек).

    Объем ВВП 1 трлн млрд. долл. по ППС (2013 г.), на душу населения - 43 070 долл. Денежная единица - австралийский доллар, который примерно равен 0,93 доллара США (2014 г.). Среднегодовые темпы прироста ВВП ― 3,0%. Экономическая политика переориентировалась с кейнсианских на неолиберальные принципы. В денежно-кредитной сфере основное внимание уделялось уменьшению прироста денежной массы. Темпы инфляции резко снизились - до 1,6% в 2012 г. Сдерживание государственных расходов способствовало появлению профицита (1,3% ВВП).

    Австралия выделяется высоким уровнем социальных расходов, что способствует смягчению социального неравенства, которое сравнительно невысоко.

    Отраслевая структура экономики характерна для развитых стран. Так, в 2006 г. доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в производстве ВВП составляла 3,6%, промышленности и строительства - 21,2%, сферы услуг - 75,2%.

    Австралийское хозяйство существенно отличается от отраслевой структуры многих развитых стран тем, что в нем значительное место занимает горнодобывающая промышленность (свыше 5% ВВП). Страна является одной из минеральных баз мира, здесь сосредоточены крупнейшие месторождения каменного угля, урана, железной руды, марганца, цинка, свинца, серебра, алмазов, кобальта, тантала и др. По добыче свинцовых руд, бокситов и алмазов страна занимает одно из первых мест в мире. Крупнейшей отраслью добывающей промышленности является угольная.

    Обрабатывающая промышленность - самая крупная отрасль хозяйства (12,5% ВВП). Производство машин и оборудования занимает ведущее место в структуре обрабатывающей промышленности - 21%, однако это значительно ниже уровня развитых стран. На 2 ― 3 местах находятся металлургическая и пищевкусовая отрасли. Около 67% производства обрабатывающей промышленности сосредоточено в двух штатах - Новый Южный Уэльс и Виктория.

    В сельском хозяйстве преобладают крупные и крупнейшие хозяйства. Большинство сельскохозяйственных земель невысокого качества, под посевы и пастбища используется 60% земельного фонда страны. Основная доля в сельскохозяйственной продукции приходится на животноводство (55%), в котором наибольший удельный вес имеет овцеводство. Насчитывается более 115 млн. голов овец и свыше 26,5 млн. голов крупного рогатого скота (2005 г.). Австралия - крупнейший в мире производитель шерсти (1/3 мирового производства) и крупный производитель мяса. Важное место в сельскохозяйственном производстве занимает зерновое хозяйство, где ведущая культура - пшеница. В тропиках возделываются хлопок и сахарный тростник.

    Австралия имеет развитую транспортную систему и связь. Сильно развит авиатранспорт, почти все поселения связаны авиалиниями с близлежащими городскими центрами. В стране насчитывается 311 аэропортов, 9 из которых - международные. Распространен автотранспорт, на 1 тыс. жителей приходится почти 700 автомобилей. Насыщенность мобильными телефонами значительно превышает число жителей.

    Крупный вклад в создание ВВП вносит оптовая и розничная торговля ― 11%, свыше 10% ВВП приходится на торговлю недвижимостью и услуги по предпринимательству. Кредитно-финансовая система характеризуется большой диверсификацией. В стране функционирует 55 банков.

    Страна не выделяется развитой научно-технической базой, хотя на НИОКР расходует 1,8% ВВП и по относительной численности исследователей и инженеров, занятых в НИОКР, находится на уровне Швеции, Швейцарии, США. В основном используются зарубежные достижения. Свыше 4/5 патентов - зарубежного происхождения.

    Австралия не относится к числу наиболее интегрированных в мировое хозяйство стран; так, ее внешнеторговая квота не превышает 33%, лишь 26% продукции обрабатывающей промышленности реализуется на внешних рынках, тем не менее страна играет значительную роль в международном движении капитала и рабочей силы.

    Экспорт - 210 млрд. долл. в 2011 г. В структуре товарного экспорта преобладающее место занимает минеральное сырье и топливо - 44,2%, 15,1% приходится на продовольствие и только 8,4% - на продукцию машиностроения. Страна выступает крупнейшим в мире поставщиком сырьевых товаров: шерсти - 50%, угля ― 32%, железной руды и концентратов - 28,3%, руд основных металлов - 19,1%, золота - 12,5%, пшеницы - 19%, мяса - 6,5%. Импорт - превышает 195 млрд. долл. Крупнейшими статьями являются автомобили, сырая нефть, электронно-вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, медикаменты. Основные торговые связи развиваются со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В число ведущих торговых партнеров входят КНР, Япония, США, Южная Корея, Сингапур, Индия.

    Австралия выступает активным участником международного движения капитала, но в основном в качестве объекта его приложения как в ссудной, так и в предпринимательской форме. Иностранный капитал сосредоточен в пищевой, горнодобывающей промышленности, кредитной сфере, торговле. Компании, контролируемые иностранным капиталом, производят порядка 20% ВВП страны. Основные инвесторы - Великобритания, США, Япония и Новая Зеландия. Одновременно австралийские компании имеют заметные портфельные и особенно прямые капиталовложения за рубежом, прежде всего в США, Великобритании, Новой Зеландии. Внешний долг - 151% ВВП.

    Экономические отношения с Россией занимают незначительное место - в 2013 г. экспорт из Австралии составил 815 млн. долл., импорт из России - 72 млн. долл. Основу российских поставок составляют алкогольные напитки и электромашины, а австралийских - продукция неорганической химии, драгоценные металлы, молочные продукты. 11

    По своим экономическим ресурсам Африка - один из богатейших континентов, ее отличает не только разнообразие природных условий, но и богатство флоры и фауны, обилие , разнообразные климатические условия позволяют выращивать широкий круг ценных культур. Недра стран таят в себе запасы почти всех известных видов . Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, золота, платиноидов, кобальта, фосфоритов, причем сырье отличается высоким качеством и добывается открытым способом.

    Сегодня Африка - экономически наиболее отсталая часть мирового хозяйства. Это во многом результат колониального прошлого, тяжело отразившегося на судьбах африканских народов. После завоевания независимости страны начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Началась перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Наибольшие успехи на этом пути были достигнуты в горнодобывающей промышленности. В наши дни по добыче многих видов полезных ископаемых принадлежит монопольное место в зарубежном мире.

    Доля Африки в продукции горнодобывающей промышленности

    Горнодобывающая промышленность Доля в%
    Алмазы 96%
    Золото 76%
    Кобальтовые руды 68%
    Хромиты 67%
    Марганцевые руды 57%
    35%
    Фосфориты 31%
    руды 24%
    и газ 11%

    Поскольку основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок, именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в . Отрасли обрабатывающей промышленности в большинстве стран находятся на стадии зарождения, исключение составляют традиционные виды индустрии - , легкая. Отрасли обрабатывающей промышленности наиболее развиты в . Это единственная на континенте развитая страна - на ее долю приходится только 4% территории и около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции отраслей не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности, 4/5 выплавки стали, 1/2 автомобильного парка континента.

    Несмотря на огромный природный и людской потенциал, Африка продолжает оставаться наиболее отсталой частью .

    В сельском хозяйстве, являющемся второй отраслью экономики, определяющей место Африки в мировом хозяйстве, преобладает тропическое и субтропическое земледелие. Оно тоже имеет ярко выраженную экспортную направленность. Страны Африки выращивают какао-бобы (60% мировой продукции), арахис (27%), кофе (22%), оливки (16%). Земледелие многих стран носит монокультурный характер, связанный со специализацией практически на единственной культуре. Например, (арахис), (кофе), (какао-бобы), Мали (хлопок) и другие. Повсеместно возделывают клубнеплоды, играющие большую роль в рационе питания африканцев: батат, маниоку.

    Животноводство по отношению к носит подчиненный характер, за исключением государств, где земледелие ограничено естественными природными условиями. Это такие государства, как , Сомали, Лесото и другие. Животноводство в Африке отличается малой продуктивностью вследствие низкой породистости и низкой товарностью. Кроме того, оно опирается на отсталую производственно-техническую базу: в основном используется ручной труд. Только в странах Северной Африки животноводство организовано по европейскому образцу, используются почвообрабатывающие механизированные орудия. Слабое развитие ирригации - также одна из причин, тормозящих развитие сельского хозяйства, так как 40% подвержены периодическим засухам. Большой экономический ущерб наносят мухи цеце, распространяющие болезнь, от которой ежегодно гибнут миллионы голов зараженного скота.

    Формирование современной транспортной сети - важная задача, стоящая перед странами Африки. В эпоху колониализма развивался прежде всего морской и железнодорожный , так как подобная политика отвечала прежде всего интересам метрополий. За годы независимости начинае развиваться автомобильный, воздушный транспорт.

    Африканские страны также крупные экспортеры цитрусовых, виноградных вин, табака, тропической древесины.