Свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения. Контроль соблюдения требований Регламента

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Статья 4. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения

1. Сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

2. Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).

2. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).

3. Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.


II. Порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты

4. Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

6. Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.

7. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

8. При переводе сотрудников к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется иными комиссиями, указанные сотрудники подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы.

9. При увольнении сотрудников со службы из учреждений и органов, подведомственных одному федеральному органу исполнительной власти, и принятии на службу в учреждения и органы, подведомственные другому федеральному органу исполнительной власти, постановка указанных сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из даты их принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, если между принятием таких сотрудников на службу в учреждения и органы, подведомственные другому федеральному органу исполнительной власти, и днем исключения из списков сотрудников по предыдущему месту службы прошло не более 30 календарных дней.

10. В случае если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается один из членов семьи по их выбору. В случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы с правом на пенсию) того из членов семьи, который состоит на учете, другой член его семьи, проходящий службу в качестве сотрудника и удовлетворяющий условиям, определенным частями 1, 3 и 8 статьи 4 Закона, на основании заявления подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты постановки на такой учет уволенного члена семьи.

11. При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

12. В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

13. В целях учета особенностей профессиональной и служебной деятельности сотрудников и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей допускается по решению руководителя федерального органа исполнительной власти предоставление единовременной социальной выплаты без учета условий, указанных в частях 3 и 8 статьи 4 Закона, сотрудникам, замещающим в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти должности высшего начальствующего состава.

Предоставление единовременной социальной выплаты таким сотрудникам осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, за исключением пунктов 11 и 12, подпункта "б" пункта 15, пунктов 20 и 23.

14. Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.

15. Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;

б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;

в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);

д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил);

е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).

Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.

16. Федеральные органы исполнительной власти формируют и обновляют базу данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

III. Определение размера единовременной социальной выплаты

17. Расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18-20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.

В целях настоящих Правил показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации применяются исходя из места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник.

18. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека;

б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек;

в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.

19. При расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв. метров сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований.

20. В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.

21. При расчете размера единовременной социальной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы в календарном исчислении, определяемой в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, в следующих размерах:

а) от 11 до 12 лет - 1,05;

б) от 12 до 13 лет - 1,1;

в) от 13 до 14 лет - 1,15;

г) от 14 до 15 лет - 1,2;

д) от 15 до 20 лет - 1,25;

е) 20 лет общей продолжительности службы и более - поправочный коэффициент (1,25) увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.

22. При расчете размера единовременной социальной выплаты применяется поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации, определяемый Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". В целях настоящих Правил указанный коэффициент применяется с учетом места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник.


IV. Порядок предоставления единовременной социальной выплаты

23. Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

24. Для перечисления единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в учреждения и органы заявление о перечислении средств с указанием реквизитов открытого ему банковского счета.

25. Единовременная социальная выплата считается предоставленной сотруднику с даты ее перечисления на банковский счет сотрудника.

26. В случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.

Общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету единовременной социальной выплаты, подлежащей в указанном случае делению между членами семьи погибшего (умершего) сотрудника, определяется исходя из условий и количества совместно проживавших с сотрудником членов его семьи, включая погибшего (умершего) сотрудника, на день, предшествующий дню гибели (смерти) сотрудника.

27. Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.

28. Сотрудники и граждане, которым предоставлена единовременная социальная выплата, обязаны в течение 1 месяца со дня получения свидетельства о регистрации права собственности на приобретаемое (построенное) жилое помещение представить в федеральный орган исполнительной власти выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилых помещений (части жилых помещений), которые были приобретены (построены) с использованием средств единовременной социальной выплаты.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(с изменениями на 24 апреля 2013 года)

Утратило силу с 21 сентября 2014 года на основании
постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N 521-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 51, 09.09.2008).
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 30.04.2013).
____________________________________________________________________

Во исполнение п.11 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 856-ПП "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям" и в целях упорядочения работы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по подготовке и выдаче очередникам города Москвы на улучшение жилищных условий свидетельства о предоставлении субсидий для приобретения или строительства жилых помещений Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Регламент подготовки Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы свидетельства о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.
от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение. Регламент подготовки Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Свидетельства о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент определяет порядок подготовки и выдачи очередникам города Москвы свидетельства о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (далее - Свидетельство) в порядке и на условиях, утвержденных законами города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" , а также порядок взаимодействия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах (далее - Управления Департамента в административных округах), казенного предприятия города Москвы "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" (далее - КП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий") при подготовке Свидетельства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

1.2. В настоящем Регламенте используются следующие термины и определения:

Свидетельство - именной документ, удостоверяющий право гражданина на получение субсидии из бюджета города Москвы (далее - Субсидия) для приобретения или строительства жилых помещений, имеющий следующие реквизиты: номер и срок действия.

Очередник (заявитель) - гражданин, признанный в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городе Москве до 1 марта 2005 года.

Субсидент - гражданин, получающий субсидию из бюджета города Москвы, предоставляемую для приобретения или строительства жилых помещений в порядке, установленном Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" .

1.3. Сроки подготовки запрашиваемого документа составляют не более 20 рабочих дней с момента выпуска распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении Субсидии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

1.4. Процедура подготовки и выдачи Свидетельства очередникам города Москвы происходит на безвозмездной основе.

1.5. Режим работы определяется внутренним распорядком работы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент).

2. Порядок работы при приеме документов от заявителей на подготовку и выдачу запрашиваемого документа

2.1. Управления Департамента в административных округах организуют и ведут обособленный учет очередников, изъявивших желание улучшить жилищные условия получением из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.

2.2. Прием заявлений (приложение 1 к Регламенту) при представлении полного комплекта документов осуществляют специалисты, назначенные в Управлениях Департамента в административных округах для работы с Очередниками по вопросу предоставления Субсидий (далее - специалисты в Управлениях Департамента в административных округах).

2.3. Перечень документов, представляемых заявителем:

Заявление Очередника;

Копии паспорта Гражданина Российской Федерации всех членов семьи, свидетельств о рождении членов семьи до 14 лет, свидетельств о браке или расторжении брака;

Копию свидетельства о присвоении ИНН Очереднику (при наличии).

2.4. Специалисты в Управлениях Департамента в административных округах при приеме заявления:

Проверяют правильность оформления заявления;

Проверяют наличие, состав (комплектность) документов, представляемых заявителями;

На копии заявления ставят дату и подпись сотрудника, принявшего комплект документов;

При наличии полного комплекта документов осуществляют регистрацию заявления в журнале регистрации.

2.5. Причинами отказа в приеме документов являются:

Наличие у заявителя неполного комплекта документов (п.2.3);

Представление заявителем неправильно оформленного заявления.

2.6. Отказ в приеме документов у заявителя может быть обжалован заявителем у начальника Управления Департамента в административном округе, в Департаменте либо в суде.

3. Порядок работы при подготовке запрашиваемого документа

3.1. Специалисты в Управлениях Департамента в административных округах в течение 7 рабочих дней с момента подачи Очередником заявления комплектуют пакет документов для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии.

3.2. Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении Субсидии:

Заявление Очередника о предоставлении Субсидии;

Распорядительный документ о постановке Очередника на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Единый жилищный документ Очередника (выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, справка о проверке жилищных условий);

Выписка из карточки постановки на учет (КПУ);

Экспликация БТИ занимаемого Очередником жилого помещения;

Справки о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений всех членов семьи Очередника (в том числе членов семьи, зарегистрированных по другому адресу);

Единый жилищный документ членов семьи Очередника, зарегистрированных по другому адресу (выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, справка о проверке жилищных условий);

Копия свидетельства о присвоении ИНН Очереднику (при наличии);

Копии паспорта Гражданина Российской Федерации всех членов семьи, свидетельств о рождении членов семьи до 14 лет, свидетельств о браке или расторжении брака.

3.3. Специалисты в Управлениях Департамента в административных округах производят в течение 2 рабочих дней с момента укомплектования пакета документов расчет:

1) размера общей площади, на которую выделяется Субсидия;

2) размера Субсидии в процентном выражении, полагающейся семье Очередника;

3) суммы Субсидии в рублях, полагающейся семье Очередника, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий, ежеквартально утверждаемой Межведомственной комиссией по определению величины средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для определения размера субсидий.

3.4. Специалисты в Управлениях Департамента в административных округах в течение 2 рабочих дней после расчета суммы Субсидии осуществляют подготовку проекта распоряжения Департамента о предоставлении Субсидии и направляют его на подпись уполномоченному лицу.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

3.5. Пункт утратил силу с 11 мая 2013 года - постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП ..

3.6. Специалисты в Управлениях Департамента в административных округах в течение 2 рабочих дней с момента поступления распоряжения Департамента о предоставлении Субсидии Очереднику направляют в КП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" комплект документов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

3.7. Перечень документов, направляемых Управлениями Департамента в административных округах в КП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий":
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

1. Распоряжение Департамента о предоставлении Очереднику субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

2. При рассмотрении вопроса о предоставлении Субсидии на Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы - выписка из протокола Комиссии.

3. Справка-расчет о размере предоставленной Субсидии.

4. Копия заявления (приложение 1 к Регламенту).

5. Выписка из Карточки постановки на учет (КПУ).

6. Экспликация БТИ занимаемого Очередником жилого помещения.

7. Справки о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений для всех членов семьи Очередника (в том числе членов семьи, зарегистрированных по другому адресу).

8. Единый жилищный документ членов семьи Очередника, зарегистрированных по другому адресу (выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет, справка о проверке жилищных условий).

9. Копии паспорта Гражданина Российской Федерации всех членов семьи и свидетельств о рождении членов семьи до 14 лет, свидетельств о браке или расторжении брака.

10. Копия свидетельства о присвоении ИНН Очереднику (при наличии).

3.8. КП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" в течение 5 рабочих дней с момента поступления комплекта документов из Управлений Департамента в административных округах осуществляет проверку документов, включающих в себя распоряжение Департамента и при отсутствии замечаний и мотивированных отказов оформляет Свидетельства и направляет на подпись руководителю или уполномоченному заместителю руководителя Департамента.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

3.9. Руководитель или уполномоченный заместитель руководителя Департамента подписывает Свидетельства в течение 2 рабочих дней. Оформленные Свидетельства или письменные отказы передаются в КП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" для направления в Управления Департамента в административных округах для вручения Субсидентам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

3.10. КП "Агентство по реализации жилищных займов и субсидий" в течение 2 рабочих дней с момента поступления из Департамента направляет в Управления Департамента в административных округах оформленные Свидетельства или мотивированные отказы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП .

4. Порядок работы при выдаче запрашиваемого документа

4.1. Специалисты в Управлениях Департамента в административных округах извещают (приложение 3 к Регламенту) субсидентов в течение 2 рабочих дней с момента получения от Департамента оформленного Свидетельства (приложение 2 к Регламенту) и необходимости его получения в течение 5 рабочих дней.

4.2. Запрашиваемый документ или мотивированный отказ (приложение 4 к Регламенту) выдается заявителям при представлении документа, удостоверяющего личность.

4.3. После выдачи запрашиваемого заявителем документа отрывной талон Свидетельства подшивается в учетное дело заявителя и делается соответствующая отметка в журнале регистрации.

4.4. После выдачи мотивированного отказа делается соответствующая отметка в журнале регистрации.

4.5. В случае отсутствия оснований в соответствии с законодательством для предоставления субсидии Очереднику производится в письменном виде мотивированный отказ в выдаче запрашиваемого документа.

4.6. При отказе в выдаче запрашиваемого документа решение об отказе в предоставлении субсидии может быть обжаловано заявителем у начальника Управления Департамента в административном округе, в Департаменте либо в суде.

5. Контроль соблюдения требований Регламента

Контроль за соблюдением Регламента подготовки запрашиваемого документа осуществляется:

В Управлениях Департамента в административных округах - начальником Управления Департамента в административном округе;

В Департаменте - уполномоченным заместителем руководителя Департамента и руководителем Департамента.

Приложение 1 к Регламенту. Примерная форма заявления

Приложение 1
к Регламенту

Начальнику Управления Департамента
жилищной политики и жилищного

фонда города Москвы в

административном округе

Примерная форма заявления

Зарегистрированный(ая)

по адресу:

Где с семьей из

квартиру

(приватизированную/неприватизированную 2, 3, 4-комнатную)

или комнату(ы) (приватизированную/неприватизированную) в (2, 3, 4 и т.д.) квартире коммунального заселения.

Состою с семьей из ___ человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с "___"___________ г. по категории __________.

Прошу предоставить моей семье из _______ человек из бюджета города Москвы субсидию для приобретения или строительства жилых помещений.

Год рождения

Отношение к заявителю

Я и члены моей семьи ознакомлены с положениями ст.31 ; ; 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" , в том числе о том, что приобретенное с использованием субсидии жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, на которых рассчитана субсидия, а также, что после перечисления денежных средств субсидии на мой индивидуальный блокированный целевой счет семья снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Подписи всех совершеннолетних членов семьи:

Подписи членов семьи удостоверяю:

Специалист Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в АО

(Строка в редакции, введенной в действие с 19 сентября 2008 года постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 года N 774-ПП

Приложение 2 к Регламенту. Примерная форма свидетельства о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений

Приложение 2
к Регламенту

с 11 мая 2013 года
постановлением Правительства Москвы
от 24 апреля 2013 года N 263-ПП . -
См. предыдущую редакцию)

Правительство Москвы

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
свидетельства о предоставлении субсидии
для приобретения или строительства жилых
помещений

Настоящее Свидетельство подтверждает, что в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

на одного/человек (перечисляются

фамилия, имя, отчество, члены семьи, на которых предоставлена субсидия с указанием фамилии инициалов, датой рождения несовершеннолетних граждан)

предоставлена субсидия в размере

в цифрах

прописью

Субсидия может быть использована по желанию семьи гр.

для приобретения или строительства жилого помещения.

Субсидия не может быть использована на приобретение квартиры, находящейся под арестом, под залогом, обремененной чьими-либо правами на проживание в ней, сохраняющимися после перехода квартиры в собственность в результате использования субсидии.

Срок действия настоящего Свидетельства - до

Руководитель/заместитель руководителя
Департамента жилищной политики и
жилищного фонда города Москвы

Правительство Москвы

Линия отреза

ОТРЫВНОЙ ТАЛОН

20____ г.

Получил Свидетельство о предоставлении

субсидии для приобретения или строительства жилых помещений

(подпись)

Свидетельство оформлено на основании
распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Свидетельство выдал:

от ________ 200__ г. N _____

(подпись разборчиво)

проживающему по адресу:

Примерная форма извещения

Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города

административном округе сообщает, что

Ваше заявление о предоставлении из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилых помещений рассмотрено.

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы "___"___________ 20__ г. N________ Вам/Вашей семье из _____ человек субсидия предоставлена. На основании указанного распоряжения оформлено свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения и строительства жилых помещений N ____________. Срок действия Свидетельства - до "___"___________ 20__ г.

Просим получить Свидетельство в течение 5 рабочих дней по адресу:

Контактный телефон:

часы работы: ежедневно

Подпись сотрудника

Приложение 4 к Регламенту. Примерная форма письменного отказа в предоставлении субсидии

Приложение 4
к Регламенту
(В редакции, введенной в действие
с 11 мая 2013 года
постановлением Правительства Москвы

проживающему по адресу:

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
письменного отказа в предоставлении
субсидии

Уважаемый

Имя, отчество

Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в

административном округе города Москвы сообщает, что

Ваше заявление о предоставлении из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилых помещений рассмотрено. Принято решение об отказе в предоставлении субсидии на основании (обосновывается решение об отказе на основании жилищного законодательства города Москвы).

Начальник Управления

Исполнитель: Ф.И.О., тел.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Данная программа предполагает выделение из московского бюджета безвозмездных субсидий для строительства нового жилья или приобретения его на вторичном рынке. Те, кто официально признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, кто участвует в городских жилищных программах при содействии московских властей, с помощью субсидий улучшают свои жилищные условия, тем самым разгружая жилищную очередь в столице.

Кто может воспользоваться городской программой?

Получатели безвозмездных субсидий — граждане, которые были признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, или участники городских жилищных программ, которым город помогает приобрести жилые помещения. (Официально признаны нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ).

Как правило, речь идет об отдельном жилье (квартира или дом), которое получатель субсидии имеет право купить как в Москве, так и в любом другом регионе Российской Федерации. Впрочем, если субсидию получает жилец коммунальной квартиры (не важно, является он собственником комнаты или живет в коммуналке на условиях социального найма), то средства могут быть ему предоставлены не обязательно на покупку отдельного жилья, но и чтобы купить комнату, которая освобождается в этой же коммуналке. Главное условие для покупки еще одной комнаты в коммунальной квартире — общий объем жилплощади, которой будут пользоваться получатели субсидии, должен быть больше учетной нормы (о нормах предоставления жилплощади мы скажем ниже). При этом, если речь идет об освободившейся комнате, которая принадлежит не частному лицу, а городу Москве, то ее стоимость для получателя субсидии определяется по рыночным ценам.

Каким образом помогает государство?

Механизм предоставления субсидий следующий. Если вы признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий, вам надо выбрать, каким способом вы будете использовать полученную субсидию (покупка или строительство жилья) и обратиться в управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы своего административного округа. После того, как Департамент примет положительное решение по вашему вопросу, будет издано распоряжение о предоставлении вам субсидии. Затем вам оформят свидетельство на получение данной субсидии, и в банке будет открыт Именной блокированный целевой счет (ИБЦС). На него и зачислят денежные средства. После перечисления денег на ИБЦС вы как очередник будете сняты с очереди на улучшение жилищных условий.

Граждане, участвующие в программе, имеют право, используя субсидию, собственные и привлеченные средства, купить или построить себе жилье любой площади (только не меньше, чем положено по нормам — о нормативах и об исключениях из правил скажем чуть позже).

Но для приобретаемых или построенных помещений действуют ряд ограничений, установленных законом. Так, вы не сможете использовать субсидию, если: а) жилое помещение не соответствует московским стандартам благоустройства (отсутствуют некоторые из видов удобств) или потребительским требованиям иного населенного пункта, в котором вы приобретаете жилье; б) на жилое помещение наложен арест или оно обременено правами на проживание иных лиц; в) у продавца жилого помещения нет на него документов, которые нужны для государственной регистрации договора и для перехода права собственности на жилье; г) жилое помещение по площади не соответствует размерам, которые установлены законом, в т.ч. с учетом площади уже имеющегося жилья.

Суть программы в том, что ряд категорий очередников, если они снимают квартиру, имеют возможность получить из бюджета Москвы частичную компенсацию за аренду данного жилья. При этом с очереди на получение квартиры получателей компенсации не снимают.

Куда обращаться, чтобы стать участником Программы?

За информацией по программе можно обратиться в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы своего административного округа. Уточнить его координаты можно в Департаменте по контактному телефону 695-77-26, E-mail: [email protected].

Какие документы необходимы для участия в Программе?

Встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий можно в жилищном отделе вашего района.

Если принято положительное решение о назначении вам субсидии, то после этого, по действующему законодательству, для перечисления средств на расчетный счет продавца жилья (или застройщика), вам необходимо будет единовременно предоставить следующие документы:

1) При покупке жилья на первичном рынке: договор на строительство или приобретение жилища; документ, подтверждающий оплату личного взноса; правоустанавливающие документы на жилище; подтверждение банковских реквизитов той организации, на счет которой надо перечислить субсидию.

2) При покупке жилья на вторичном рынке: договор купли-продажи жилища; документ, подтверждающий оплату личного взноса; правоустанавливающие документы на жилище; подтверждение банковских реквизитов продавца.

Как определить размер положенной вам субсидии?

Когда определяется размер субсидии, принимаются во внимание следующие факторы:

а) размер жилого помещения (или его части), право на самостоятельное пользование которым есть у вас и членов вашей семьи;

б) гражданско-правовые сделки, которые вы или члены вашей семьи совершали с принадлежащей вам жилплощадью, если из-за них ухудшились жилищные условия (уменьшение жилплощади, отчуждение жилого помещения и т. п.) в пятилетний период, предшествовавший получению помещения или помощи от города Москвы. Подробнее об этом говорится в статье 10 Закона города Москвы № 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". С Законом можно ознакомиться на сайте Электронная Москва.

Существует несколько ключевых показателей, от которых зависит размер выделяемой вам субсидии (эти данные используют при ее расчете).

Нормативная стоимость жилого помещения. Ее высчитывают, умножая среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра жилплощади в крупнопанельных домах типовых серий на площадь жилого помещения. Стоимость одного квадратного метра, которой оперируют при расчете бюджетных субсидий, ежеквартально определяет Межведомственная комиссия московского правительства.

Норма предоставления площади жилого помещения: 18 кв. м — на одного человека; 36 кв. м — на человека, одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении, или на единственного гражданина, который состоит на учете и проживает в составе семьи в жилом помещении; 50 кв. м — на семью из двух человек; 70 кв. м — на троих; 85 кв. м — на четверых; по 18 кв. м — на семью из пятерых и более человек.

Размер субсидии также зависит от года постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для граждан, признанных нуждающимися в содействии Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, размер субсидии определяется московским законом. Для удобства расчетов московский Департамент жилищной политики и жилищного фонда представил данные в виде таблицы:

Таблица определения размера субсидий в процентах

Количество полных лет, прошедших после постановки на учет

10
и более лет

Процент от нормативной стоимости
жилого помещения

Граждане, имеющие жилищные льготы

Общие основания

Чтобы подсчитать, на какую субсидию вы можете рассчитывать , предлагаются примерные алгоритмы подсчета, в зависимости от определенной московским правительством стоимости квадратного метра, состава семьи и даты постановки на учет (процент согласно таблице).

Одиноко проживающий гражданин: 36 кв. м х стоимость 1 кв. м по субсидии х 60% = размер субсидии.

Семья из двух человек: 50 кв. м х стоимость 1 кв. м по субсидии х 67% = размер субсидии.

Семья из трех человек: 70 кв. м х стоимость 1 кв. м по субсидии х 65% = размер субсидии.

Семья из четырех человек: 85 кв. м х стоимость 1 кв. м по субсидии х 64% = размер субсидии.

Семья из пяти или более (N) человек: 5(или N) х 18 кв. м х стоимость 1 кв. м по субсидии х 70% = размер субсидии.

100-процентную субсидию для приобретения или строительства жилья (в размере нормативной стоимости жилого помещения) могут получить граждане, которые включены в программу по обеспечению жильем на текущий год, а также состоящие на учете многодетные семьи (трое и более несовершенных детей).

Есть еще ряд нюансов, которые надо знать.

1) Субсидию не обязательно получать всей семьей. Ее могут предоставить и некоторым членам семьи, которые таким образом приобретут отдельное жилье. Только здесь есть два условия: а) на каждого из членов семьи, что остаются в прежнем помещении, должно приходиться не более комнаты; б) все граждане должны быть сняты с жилищного учета.

2) Надо понимать, что если субсидию вам предоставляют в дополнение к уже занимаемому жилому помещению, или если у семьи очередника есть излишки жилплощади, то норма предоставления может быть уменьшена.

3) Если вам захочется «освоить» бюджетные деньги в узком семейном кругу, то знайте, что задействовать субсидию, чтобы купить детям квартиру у близких родственников, нельзя. Родители, бабушки, дедушки продавать жилье несовершеннолетнему не имеют права — только дарить или передавать в безвозмездное пользование. Это определено статьями 28 и 37 Гражданского кодекса РФ.

4) При использовании субсидии на строительство отдельного жилья, степень технической готовности объекта должна быть свыше 70%.

5) На счет продавца (или застройщика) субсидия будет перечислена только после того, как вы полностью оплатите личный взнос за жилье (разница между размером субсидии и стоимостью приобретаемого жилого помещения).

6) Если площадь жилья, которое вы приобретаете, меньше установленных норм предоставления (см. выше), то субсидию вам могут выделить только при условии, что вы будете сняты с жилищного учета или с учета нуждающихся в содействии Москвы в приобретении жилья в рамках городских жилищных программ (подтверждение принятого решения — ваше личное заявление).

7) Если по какой-то причине, в установленный срок вы не смогли реализовать выделенную вам субсидию, то, когда истечет срок действия свидетельства на ее получение, ИБЦС будет автоматически закрыт, а субсидия вернется в городской бюджет.

Социальная ипотека — это проект российского правительства, который должен помочь обеспечить жильем тех граждан, что не могут себе позволить купить квартиру по «коммерческому» ипотечному кредиту. В идеале социальная ипотека должна развиваться по всей России при поддержке федерального и местных бюджетов. Но говорить об этом в масштабах всей страны пока, к сожалению, преждевременно. Однако в Москве, например, подобный опыт уже есть. Программа «Социальная ипотека» была разработана столичным Департаментом жилищной политики и жилищного фонда и начала действовать с 2005 года. Чем социальная ипотека отличается от коммерческой? Поговорим об этом подробнее.

Нормативные документы по Программе:

Вопросы предоставления и использования субсидий регулируются следующими нормативные документами:

Закон города Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»;

Постановление Правительства Москвы от 26.10.2004 г. № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища».

В какой стадии реализация Программы?

Программа реализуется каждый год в тех объемах, которые предусматриваются Законом о бюджете города. В 2012 году в новостные ленты попала информация о голодовке, которую провели представители ряда многодетных семей, пытавшиеся таким образом добиться выплаты себе субсидии вне общей очереди. Попытка успехом не увенчалась. Вообще надо сказать, что на 2012 год в бюджете столицы было запланировано 10 104,1 млн рублей социальных выплат на субсидии для покупки и строительства жилья. А в итоге было выделено даже больше - 10 621,3 млн рублей. Всего в минувшем году было предоставлено 2550 субсидий (в том числе 705 субсидий многодетным семьям на 4797,3 млн рублей). На текущий момент в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы зарегистрировано свыше 2,5 тысяч заявлений от семей на предоставление субсидий (из них многодетных — более 500 семей). Департамент продолжает принимать заявления от граждан на предоставление субсидии из бюджета Москвы.

Предоставление субсидии для приобретения или строительства жилья - способ улучшения жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете, реализуемый путем предоставления очереднику средств для приобретения жилья на рынке недвижимости из бюджета города Москвы.

Основные нормативные документы,

регулирующие вопросы предоставления и использования субсидии

  1. «Государственная программа города Москвы «Жилище» на 2012-2018 годы».
  1. Закон города Москвы от 14.06.2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
  1. Постановление Правительства Москвы от 26.10.2004 г. № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища»

Кому предоставляются субсидии, порядок расчета размера субсидии

Гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий либо и выбравшим способом улучшения жилищных условий приобретение жилья с использованием субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее субсидия), после решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и оформления соответствующего распоряжения о предоставлении, оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительство жилого помещения (далее - свидетельство), открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в банке, на который зачисляются средства субсидии. С использованием субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости.

Субсидии для приобретения или строительства жилья предоставляются гражданам из бюджета Москвы в объемах финансирования, предусмотренного Законом о бюджете города, в порядке очередности исходя из года постановки на учет, с учетом даты подачи заявления.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее - Департамент):

оформляет очередникам документы, необходимые для предоставления субсидии

выдает очередникам Свидетельство о предоставлении субсидии

перечисляет средства субсидии на именной блокированный целевой счет (далее ИБЦС), открытый очередниками самостоятельно в банке, для их последующего использования очередниками по назначению.

Субсидия считается реализованной очередниками с момента перечисления денежных средств субсидии на ИБЦС очередника, после чего очередники снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Норма предоставления площади жилого помещения, используемая при расчете субсидии:

  • Для одиноко проживающего или единственного гражданина, состоящего на жилищном учете – 36 кв. метров ;
  • На одного гражданина – 18 кв.метров;
  • На семью из двух граждан – 50 кв. метров ;
  • На семью из трех граждан – 70 кв. метров;
  • На семью из четырех граждан – 85 кв. метров;
  • На семью из пяти и более граждан по 18 кв. метров на одного члена семьи.

При расчете субсидии учитываются следующие условия (то есть норма предоставления может быть уменьшена)

  • возможность предоставления субсидии в дополнение к занимаемой площади
  • излишки жилой площади, имеющиеся у членов семьи очередника (в том числе в собственности)

Многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим трех и более несовершеннолетних детей, по их желанию может быть предоставлена субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения.

Примеры расчета размера субсидии:

  1. Одиноко проживающий гражданин:

36 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 60% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из двух граждан:

50 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 67% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из трех граждан:

70 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 65% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из четырех граждан:

85 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 64% = конечный размер субсидии.

  1. Семья из пяти или более (N) граждан:

N х 18 кв.м х стоимость 1 кв. метра по субсидии х 70% = конечный размер субсидии.

Таблица определения размера субсидий в процентах.

Количество полных лет, прошедших после постановки на учет

10
и более лет

Процент от нормативной стоимости
жилого помещения

Граждане, имеющие жилищные льготы

Общие основания

Основные положения предоставления и использования субсидии:

По договорам инвестирования строительства степень готовности дома должна быть не менее 70 процентов;

Субсидия не может быть использована на приобретение жилища, находящегося под арестом, залогом, обремененного чьим-либо правом на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилища в собственность в результате использования субсидии, а также не отвечающего стандартам благоустройства в городе Москве;

Перечисление субсидии должно быть произведено до заключения договора на приобретение жилища в собственность;

В соответствии со статьями 28 и 37 ГК РФ законные представители, их родители и близкие родственники не вправе совершать с несовершеннолетним иных сделок кроме дарения или передачи в безвозмездное пользование. Таким образом, родители, бабушка и дедушка несовершеннолетнего не могут продать его жилище;

При изменении жилищных условий жителей города Москвы, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений такие граждане снимаются с соответствующего учета;

Договоры купли-продажи, мены и др. вступают в силу с момента их подписания;

Субсидия считается реализованной с момента перечисления денежных средств на ИБЦС

В Российской Федерации действует множество программ, способствующих повышению благосостояния граждан. Во главу угла государство ставит решение жилищного вопроса. Для этого семье или гражданину предусмотрена выдача льготных средств от государства.

Рассмотрим, что такое субсидия на покупку жилья, кому она положена, где и как заявить свои права.

Определение

Субсидия - это определенная сумма денег, выделяемая из федерального или местного бюджета. Основные признаки этой дотации таковы:

  1. Единовременность - выдается только один раз.
  2. Безвозмездность - не подлежит возврату, если не обнаружено несоответствие действующему законодательству.
  3. Фиксированность сроков. Субсидия обнуляется, если ее не реализовали в полугодовалый срок.
  4. Целенаправленность. Тратить можно только на приобретение, строительство квартиры или дома.

Предоставление людям субсидий на приобретение жилья осуществляется в безналичной форме. На руки гражданину выдают сертификат специального образца, своего рода обязательство государства. Обналичить его невозможно. Бумагу эту сдают в банк, работающий с бюджетом соответствующего уровня. На ее основании бюджетное учреждение принимает решение о снижении суммы задолженности по ипотеке.

Зачет денег производится только при их наличии в бюджете. Иногда приходится ждать своей суммы до нескольких лет. Банки проценты за задержку с граждан взымать не должны.

Куда можно использовать сертификат

Прежде чем выяснить, как получить субсидию на покупку жилья, давайте разберемся с тем, куда государство разрешает тратить свои средства. Так как в стране действует не одна программа, то и ограничений столько же. Мы приведем усредненные данные, описанные в соответствующей нормативно-правовой базе.

Тратить госсубсидии разрешено:

  1. На покупку жилья в новостройках (чаще всего) или возведение нового.
  2. Возмещение первого ипотечного взноса или погашение долга по ранее взятому займу.
  3. Взнос в кооператив, занимающийся возведением жилых зданий.
  4. На работы по улучшению существующей квартиры.
Конкретные условия следует смотреть в документации программы, к которой желаете присоединиться.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Ограничения при использовании сертификата


Государство заботится о том, чтобы граждане, получив поддержку, решили свою проблему. Поэтому существует ряд ограничений на использование средств.

Так, субсидии на покупку жилья в 2017 году разрешалось вкладывать в дома, не имеющие стороннего обременения. Это означает, что квартиру проверяли юристы госоргана, назначающего помощь.

Запрещено тратить бюджетные деньги на покупку:

  • арестованного жилья;
  • квартир, принадлежащих иным лицам.

Некоторые местные органы ограничивают вложение подконтрольных средств в новостройки с определенным процентом неготовности. Например, в столице и области нельзя приобретать с госучастием квартиры, введенные в строй менее чем на 70%.

Некоторые программы, вообще, не допускают вложения бюджетных денег в дома, выставленные на вторичный рынок. Такие разрешено приобретать в 2019 году только за счет средств Министерства обороны.

Использование бюджетных денег гарантирует гражданину защиту от мошенников.

Законодательная база

Основополагающим актом, содержащим общие положения о бюджетном финансировании госпрограмм по улучшению жилищных условий, является Жилищный кодекс РФ. Данный документ описывает ситуацию в самом общем виде. Он говорит о необходимости оказывать помощь нуждающимся в улучшении жилья гражданам.

ЖК РФ является основанием для разработки и утверждения целевых программ, направленных на удовлетворение потребностей различных групп населения. Например, госпрограммы «Жилище», «Молодая семья».

Кроме того, ЖК РФ создает законодательные основания и правила для разработки целевых проектов. В частности, ст. 50 данного документа уточняет понятие нормы жилого помещения на человека:

ст. 50 Жилищного кодекса РФ:

«П. 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

П. 5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

П. 6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.»

Статья 51 детализирует понятие гражданина, который считается нуждающимся в улучшении условий проживания:

ст. 51 Жилищного кодекса РФ:

«1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ).»

Скачать для печати и просмотра.

Как определяются нуждающиеся в жилье

Перечень граждан, нуждающихся в жилье, указаны в статье 51 ЖК РФ. Основной критерий определения льготника - отсутствие жилплощади установленного размера.

Нормы, согласно ЖК РФ, устанавливают региональные власти.

Из текста указанной статьи закона ясно, что просто жить в стеснительных условиях мало. Нужно заявить о своих проблемах. Делается это в местной администрации. Если проще, необходимо встать на учет. Ставят на него на основании заявления, образец которого установлен. К нему прилагаются документы, подтверждающие нужду в улучшении жилья. Это и будет основанием для включения в очередь.

Если невозможно подтвердить свое участие документально, то получить помощь будет трудно.

Кому могут отказать в помощи

Мы рассматриваем только случаи непредставления субсидии гражданам, подтвердившим свои льготы. Понятно, что под эти категории подпадают не все. Но бывают случаи отказа.

Они происходят, если:

  1. Выявлен факт умышленной порчи жилищный условий:
    • подселение чужих людей;
    • намеренное ухудшение помещений.
  2. Утрачено право на льготы.
  3. Предоставлены недостоверные данные.
  4. Утаивается факт владения иным жилищем.
  5. Заявитель не сообщил властям об изменениях в составе семьи.
Внимательно относитесь к требованиям законодательства, чтобы не потерять право на получение субсидии на получение жилья.

Некоторые особенности государственных программ

Каждый проект нацелен на обеспечение дотациями определенной группы граждан. Из этих соображений определяются условия приема участников.

Так, военная ипотека предназначена для помощи защитникам Отечества. Сумма сертификата в этой программе зависит:

  • от стажа службы;
  • состава семьи, с учетом детей и иждивенцев.

Субсидии на покупку жилья в 2017 году по указанной выше программе колебались от 2 до 11,6 млн руб., по данным МО. Расчёт производился согласно коэффициенту, учитывающему выслугу военнослужащего.

Военнослужащие имеют право воспользоваться дотацией на покупку домов на вторичном рынке. Большинство госпрограмм запрещают подобные риски.

Молодые семьи

Людям, не достигшим 35-летнего возраста, имеет смысл попробовать принять участие в программах, нацеленные на молодежь.

Получение субсидии на приобретение жилья в рамках такого проекта предполагает дополнительные условия. К ним относится использование материнских денег на погашение долга. Кроме того, часть кредита покрывается государством при рождении ребенка (детей).

Молодые специалисты

Этот проект нацелен на стимулирование трудоустройства специалистов в сельской местности. Важнейшим условием участия в ней является согласие работать в агропромышленном комплексе не менее трех лет. Сертификат выдается только владельцам диплома государственного образца. Устроится на работу в селе следует в течение года с даты его получения.

Программой предусмотрены лояльные сроки использования средств: три года и более. Продление срока вложения государственных средств возможно, если молодой специалист призван в армию или находится в отпуске по уходу за ребенком.

Не указанные нами в обзоре программы тоже имеют собственные нюансы как ограничительного, так и поощрительного порядка. Но у всех есть общие, всех интересующие, моменты.

Размер выделяемых средств


Задумываясь, как получить субсидию на покупку жилья, люди часто упускают важный момент. Он состоит в том, что государство нацелено на обеспечение приемлемых условий проживания, определенных нормативами. Они всегда одинаковы. А именно:

  • один человек обеспечивается 33 кв. метрами общей площади;
  • два - 42 кв. м.;
  • на третьего и последующих добавляют еще по 18 кв. м.
Претендовать на большую площадь можно только за свои деньги!

Формула подсчета денег

Прежде чем получить субсидию на покупку квартиры, оцените самостоятельно финансовые возможности. Каждый участник программы обязан вложиться в свое жилье. Рассчитать приблизительно сумму дотации можно следующим образом.

Необходимо перемножить:

  • цену одного кв. м. жилья;
  • норму площади (выше указано);
  • увеличительный коэффициент (если предусмотрено программой).

При этом следует учесть, что стоимость 1 кв. метра по субсидии определяется для каждого региона отдельно. Норма для подсчета дотации зависит от количества членов семьи. Коэффициент есть не во всех программах. Есть еще один параметр, обусловленный конкретным проектом. Им является процент обязательно помощи. К примеру, военным субсидии на покупку жилья (2016) должны были предоставляться в размере не ниже 80% общей стоимости.

Приведенная формула является ориентировочной. Используйте только для оценки своих сил. Конкретику следует искать в постановлениях правительства РФ и сопроводительных документах к программам.

Пример подсчета

Допустим, за помощью обратилась семья молодых людей, проживающих в столице. Они жили вместе с родителями жены. Кроме того, уже имели двоих малышей. Площадь однокомнатной квартиры составляет 48 кв. м. Молодые люди решили приобрести отдельное помещение 60 кв. м. Для этого они оформили ипотеку. А первый взнос хотят сделать за счет бюджета.

Молодая семья имеет право на помощь в размере 35%. Это указано в Постановлении правительства РФ № 285 от 13.05.2006 (для г. Москва). Стоимость помещения рассчитывается по формуле:

  • Размер умножить на цену одного метра.

В 2015 году последний показатель равнялся 51,225 тыс. р. Таким образом, молодые люди могут получить сертификат на следующую сумму:

  • 35%*51,225 тыс. р.*60 кв. м.=1075,725 тыс. р.
Дотация предоставляется только платежеспособным гражданам, имеющим доход для оплаты своей части ипотеки. Исключением является случай, когда человек может сразу погасить остаток долга за жилье.

Факторы, влияющие на размер госсубсидии


На сумму, указанную в сертификате, влияют разные показатели. К ним относятся:

  • льготная категория;
  • состав семьи;
  • стоимость квадратного метра квартиры, устанавливаемая Министерством строительства РФ;
  • увеличивающий коэффициент, определяемый правительством страны отдельно для каждой группы населения.

Так, жители городских кварталов получают 30 - 35% от общей стоимости квартиры. Сельские труженики имеют право на 70%. Здесь учитывается разница в доходах населения.

Местные органы могут самостоятельно увеличивать размер поддержки гражданам, проживающим на подведомственной территории. Наличие такой добавки зависит от платежеспособности бюджета региона.

Куда обращаться за сертификатом


Заявление писать следует в местной администрации. Подразделение госоргана, занимающееся приемом и оценкой документов, зависит от конкретного проекта. Чаще всего этими вопросами ведает жилищно-коммунальный отдел (департамент).

При себе необходимо иметь пакет документов. Обязательно потребуются:

  • удостоверения личности (паспорта, свидетельства о рождении);
  • документы льготника;
  • документ о домовладении;
  • трудовая книжка, военный билет или другое, согласно целенаправленности программы;
  • договор ипотеки;
  • данные о счете и доходах.
Перечень документов выше - ориентировочный. Каждая программа имеет собственные нюансы, которые требуется подтвердить.

Кому положена помощь в 2019 году

Действие госпрограмм продлено на текущий период. В 2019 году бюджетными средствами могут воспользоваться:

  1. Граждане, имеющие трех и более детей до 18 лет (или до 23 лет, если ребенок получает образование очно).
  2. Малообеспеченные семьи.
  3. Аграрии, постоянно проживающие в селе.
  4. Дети, оставшиеся без родительской опеки, сироты.
  5. Военнослужащей, в том числе и вышедшие на пенсию.
  6. Молодые семьи, возрастом менее 35 лет.
  7. Бюджетники и госслужащие.
  8. Люди, отработавшие в условиях Крайнего Севера более 15 лет (учитывается официальный стаж).
  9. Ветераны Великой Отечественной войны, семьи погибших участников боевых действий.
Льготная категория не дает стопроцентной гарантии получения сертификата. Необходимо встать на учет в местных органах власти.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.