Либерализация экономики россии. Большая энциклопедия нефти и газа

Последние годы ознаменованы частым использованием термина «либерализация» применительно к тем рецептам, которые выдвигаются в плане оздоровления и развития российской экономической системы. Много говорится о том, что экономические механизмы современной России не могут быть названы полностью рыночными. При этом не стоит забывать о том, что либерализация экономики - это процесс глобального масштаба, и что он уже затронул Россию в начале девяностых годов прошлого века.

Прежде всего - либерализация собственности

Под либерализацией экономики понимается комплекс преобразований, который ведет к полному или частичному снятию политических, правовых и административных ограничений частной инициативы в сфере экономической деятельности. Другими словами, либерализация - это в большей или меньшей степени следование рыночным принципам организации и функционирования экономической системы. Главной задачей либерализации экономики всегда выступает оживление всех видов экономической деятельности посредством увеличения числа активных и заинтересованных в рентабельности своих деловых мероприятий собственников. Практически всегда такая либерализация обусловлена очевидным тупиком развития командно-административной модели управления экономикой, при которой рано или поздно у большинства участников системы теряются стимулы к эффективной производственной деятельности. Для решения это проблемы необходимо, прежде всего, создать реальную конкурентную борьбу, что невозможно в условиях жесткого государственного регулирования экономики. Процесс полного снятия или существенного смягчения государственного регулирования и составляет основное содержание либерализации.

Либерализация может быть внешнеэкономической и внутриэкономической. Внешнеэкономическая либерализация представляет собой снятие чрезмерных преград на пути мировой торговли, интеграцию в глобальную экономику. Внутриэкономическая либерализация, которая и составляет суть уже проведенных или желательных в России мер, являет собой, прежде всего, изменение характера собственности и создания условий для честной и продуктивной конкурентной борьбы.

Решению задачи по изменению характера собственности и должны были служить экономические и правовые реформы в России 1992-1993 годов. Приватизация предприятий, ранее находившихся в собственности государства - такой путь избрали реформаторы. Приватизация действительно была проведена в масштабах всей страны, однако главная цель достигнута не была: появление многочисленных собственников, ведущих активную экономическую деятельность, оказалось затруднено из-за множества факторов. Основная же причина состояла в том, что недостаточно поменять форму собственности, нужно еще и создать условия для правильной конкуренции. Условий же этих в девяностые создано не было (высокий уровень криминализации экономики, коррупции, сосредоточения собственности в руках монополий и так далее).

Продолжение либерализации предполагало обеспечение условий для появления этой самой конкурентной борьбы. Новый этап либерализации экономики был объявлен одним из приоритетов внутренней политики ставшего в 2000 году Президентом России Владимира Путина едва ли не с первых дней его нахождения на высшем государственном посту. Однако спецификой новой стадии экономической либерализации назывался сильный акцент на социальной политике государства, которая должна была решить обострившиеся в девяностые годы проблемы работников бюджетной сферы, материально-техническое состояние объектов образования, науки, медицины, культуры, обеспечение пенсионным финансированием и так далее. Такую необходимость обусловило то, что даже при самых смелых правительственных планах по либерализации экономики любое заявление сопровождалось упоминанием о необходимости сохранения в той или иной мере государственного регулирования. Основу экономической концепции в начале двухтысячных годов составили инициативы по борьбе с бюрократизацией экономики, по продолжению приватизации предприятий, по либерализации валютного законодательства, а также проведение судебной и пенсионной реформ.

В середине десятилетия основным ориентиром, который должен был продемонстрировать верность курса на либерализацию экономики и успехи на этом пути, стало решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, планировалось в течение двух-трех лет подготовиться к полной валютной либерализации, снятию всех ограничений на осуществление капитальных операций, осуществить реструктуризацию естественных монополий и банковского сектора с акцентом на укрепление конкурентоспособности отечественных кредитных организаций. Государство заявляло о готовности передать в частные руки более трех тысяч акционерных обществ и восемь тысяч государственных предприятий, опровергались все слухи о якобы готовящемся в России пересмотре итогов приватизации.

Однако не слишком очевидные успехи этих мероприятий, переориентация экономической политики государства на преодоление особенно актуальных проблем социально-экономического развития (знаменитые «нацпроекты»), а также необходимость применения активных мер государственного регулирования после начала мирового финансового кризиса 2008 года привели к тому, что в настоящее время большинство экспертов говорят о том, что российская экономика еще далека от полноценной и успешной либерализации.

Александр Бабицкий


Во времена СССР существовала плановая экономика. Тогда были денежно-товарные отношения, но не было реальных рыночных механизмов, которые регулировали бы сделки купли-продажи, цены, Не было равновесия цен, конкуренции, на стоимость товара не влияли и предложения, так как она формировалась на основе трат и была оторвана от ситуации на мировом рынке. Именно поэтому либерализация экономики - это главная задача для перехода к рыночным капиталистическим отношениям.

Значение термина

Это система мер, направленных на освобождение от ограничений в виде государственного давления на экономику и бизнес. Либерализация - термин, происходящий от слова «либеро», что значит в переводе «свобода». Таким образом, движение к «свободной» экономике направлено на создание благоприятных условий для вольного движения цены, рыночного оборота услуг и товаров. Также либерализация экономики - это создание более открытого рынка, прозрачного, с честной конкуренцией.

Процессы либерализации в условиях переходной экономики

В первую очередь рассматривается создание рыночных институтов и перевода их на капиталистические принципы хозяйствования. Либерализации - политика экономики государства и экономического развития, которая охватывает все сферы жизни общества. Она предполагает уничтожение монополии государства на формирование деятельности народных хозяйств и предприятий, снижение уровня государственного и муниципального контроля за обменными операциями, полную отмену распределения ресурсов центральными органами власти, открытие всех возможностей для освоения других рынков субъектами хозяйства. Речь идет о пути развития конкретных структур в где органов была наиболее сильна. Либерализация экономики в России и во многих других странах СНГ происходит именно в таком направлении, и именно в этом ключе необходимо ее рассматривать. Должен произойти процесс снятия разных запретов, устранения барьеров, которые препятствуют свободному доступу на различные рынки и усложняют конкуренцию.

Направления движения

Либерализация экономики - это процесс, который не затрагивает собственность государственных секторов предпринимательской деятельности, но усиленно содействует формированию новых субъектов, которые способны создавать активную конкурентную среду. В общем виде развитие «свободной» экономики идет по трем основным направлениям.

  1. Важнейшим исходным моментом либерализации является освобождение формирования цены от регулирования центральными органами власти.
  2. для всех физических и юридических лиц.
  3. Наиболее сложным и глубоким моментом либерализации является подчинение всей деятельности субъектов производства требованиям рынка, то есть идеальная модель регулирования через баланс спроса и предложения.

«Отпускание» цены

Все вышеперечисленные преобразования меняют в корне всю систему рыночных отношений и хозяйствования, образ мышления и жизни людей, порождают многочисленные противоречия и проблемы в обществе. В первую очередь, либерализация экономики - это процесс «отпускания» цен, который приводит к их резкому повышению, а это естественным образом запустит процесс снижения доходов у населения, снижение уровня жизни, изменение всей структуры рыночных потребительских отношений и тому подобное. В экономической теории есть два основных варианта «отпускания» цены: «шоковый» одномерный и градуалистский постепенный. Однако либерализация экономики - это всегда смешанный процесс, который в разные моменты склоняется в сторону одного или другого типа. Есть и некоторая закономерность: чем менее развиты внутри государства рыночные отношение, тем менее эффективным будет путь «шоковой» терапии.

Возможные противоречия

Либерализация экономики - это всегда множество острых противоречий в производственной и социальной сфере. Многие предприятия, которые работают в военно-промышленной сфере с ориентацией на государственные заказы, теряют возможности сбыта своей продукции. Множество предприятий в условиях рыночной экономики могут оказаться неконкурентоспособными и обанкротится, с последующей их ликвидацией. Трудности в сфере сбыта могут породить проблемы закупки материалов и сырья, то есть, по сути, ставят под вопрос существование и функционирование компаний, фирм, заводов и предприятий как таковых. Сокращение спроса у населения существенно влияет на положение дел у производителей, и без того не легкое. В тяжелейшем положении могут оказаться производства, которым предоставляются субсидии и льготы от государства, в первую очередь это касается аграрного и сельскохозяйственного сектора. Внедрение «свободной» экономики может во многом противоречить сложившимся стереотипам и менталитету, что породит непринятие данного курса движения у самых широких масс населения. Именно с такими проблемами столкнулся президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Либерализация экономики - процесс многогранный и крайне сложный, достигнуть каких-то даже начальных целей сложно и в среднесрочной перспективе.

Последствия проведения политики «отпускания» цен и свободного рынка

Либерализация отношений в экономическом плане между странами - естественное следствие внутриэкономических процессов внутри отдельно взятой страны. Либерализация экономики - это создание рыночных механизмов при тесной связи между рынками разных стран, сформированных в одно единое рыночное внешнеэкономическое пространство. Отсюда следует и важность правовых взаимосвязей и адекватной регуляции отношений между государствами. Либерализация внешнеэкономическая может расширить возможности оказания помощи при переходе от чем существенно ускоряет решение сложных задач для достижения «свободного» рынка. К основным плюсам необходимо отнести расширение возможности вхождения в страну инвестиций от различных иностранных институций, устранение внешнеэкономических централизованных связей, снятие и отмену всех ограничений по импорту (отмену льгот, квот, пошлин и лицензий), максимальную ликвидность и конвертируемость валюты.

Во времена Советского Союза экономика была плановой. Все сферы народного хозяйства подчинялись единому направлению развития, а стоимость товаров регулировалась вручную, независимо от спроса и предложения.

С развалом страны и переходом на рыночные отношения в России была предпринята система мер по освобождению ограничений на хозяйственную деятельность, что позволило создать благоприятные условиях для и вольного оборота продукции и услуг. Иными словами, в государстве была проведена либерализация. Что это за понятие? Что оно означает и каким образом осуществляется?

Что означает слово «либерализация»?

Корни понятия «либерализация» уходят в латинский язык. Слово liberalis означает «свободный» и в экономическом контексте подразумевает расширение свободы хозяйствующих субъектов. Если углубиться в историю, можно заметить, что к либерализации в мире прибегали задолго до распада СССР.

Так, в 1820-х годах в Великобритании была провозглашена «Декларация принципов», призванная защитить свободную торговлю и интересы британских промышленников, а в конце XIX столетия в США объявили политику так называемых «открытых дверей», благодаря которой стране удалось добиться значительных успехов в развитии производства и сельского хозяйства.

Что такое либерализация?

Под либерализацией понимают процесс, при котором экономика освобождается от чрезмерного влияния государственных органов. Во время ее проведения полностью меняется политика ценообразования, создается свободный рынок и экономической самостоятельностью предпринимателей.


Либерализация предполагает ограничение или полное уничтожение монополии государства в рыночной сфере и отмену распределения ресурсов центральными органами власти.

Нужно отметить, что либерализация – это не самостоятельный процесс. Наряду с ее проведением, в экономике страны происходят глобальные изменения, сопровождающиеся устранением запретов, снятием барьеров и формированием новых рыночных субъектов, способных организовать здоровую конкурентную среду. Все меры по снятию ограничений с рынка предпринимаются поэтапно и обычно предполагают регулирование экономики вручную.

Для чего нужна либерализация?

Либерализация может проводиться с разными целями, но основной ее задачей выступает переход от планового экономического развития к рыночному. Посредством этого процесса стране удается перейти от государственного ценообразования к свободным рыночным ценам, поддержать разные виды бизнеса и запустить механизм спроса и предложения.


Если рассматривать каждое отдельное государство, то, к примеру, в Польше главной целью либерализации считалась интеграция собственной экономики в международную, а в России – устранение разницы между остатками продукции и денежной массой.

Как проводится либерализация экономики?

Либерализация – это длительный процесс, требующий принятия множества решений. Важнейшим этапом перехода на рыночную экономику является освобождение формирования цен от влияния государственной власти.

По сути, рынок отпускается в свободное плавание, во время которого происходит резкий скачок стоимости товаров, влекущий за собой снижение доходов и общего уровня жизни населения. Наиболее сложным этапом либерализации можно назвать подчинение всех субъектов экономики требованиям рынка и переход к свободной торговле с одновременной передачей собственности государства в частные руки.

Каковы последствия либерализации?

Как считают сторонники либерализации, процесс расширения свобод позволяет в обозримом будущем существенно оздоровить экономику и добиться эффективного ведения хозяйства. Однако на деле предпринимаемые меры могут иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Из положительных моментов можно выделить устранение ограничений по импорту, лучшую ликвидность и конвертируемость национальной валюты, поступление в страну иностранных инвестиций.


Среди негативных последствий – снижение уровня жизни населения, что особенно сильно сказывается на незащищенных слоях (пенсионерах, инвалидах, многодетных матерях).

Обнищание людей приводит к тому, что им становятся недоступны некоторые товары и услуги, а это влечет за собой снижение продолжительности жизни и рост криминализации общества.

Либерализация экономики — ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства.

Основная диспропорция централизованной системы — диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики. В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.

Другой важнейший элемент либерализации — либерализация внешней торговли .

Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.

Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода — . В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Институциональная трансформация

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам . Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности — , возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности — коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация .

Либерализация цен — характеристика экономических реформ в России

Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг . Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен , они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2 раза и в 1995 г. — в 2,3 раза. Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза.

Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).

Наряду с негативным воздействием на социально — экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия :

  • исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой;
  • резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 -х — начале 90 — х годов.

Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

С переходом к рыночным условиям в России началась инфляция , в результате механизм либерализации цен сопровождался . Данное обстоятельство уничтожило не только возможность получения доходов за счет ваучеров, но и небольшие сбережения, которые копились населением.

Принцип свободного ценообразования , который начал действовать с 90-х гг. в России, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Данное обстоятельство способствовало усилению инфляционных процессов, развитию тенденции к падению реальных доходов населения, прежде всего работников бюджетной и социально не защищенной сферы. При этом необходимо отметить, что инфляционные процессы ведут к распределению доходов в ущерб наименее социально защищенным и бедным слоям населения .

По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям населения , владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений, тогда как около 5 % людей относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходится более 52,9 % всех накоплений населения России. При этом надо учитывать, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, которые переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы сильно превышают накопление в российских банках.

Cтраница 1


Либерализация экономики, начавшаяся с отпуска цен, сделала рыночные параметры (цены, процентные ставки, валютный курс и др.) ориентирами поведения предпринимателей.  

Либерализация экономики без установления хозяйственного порядка легко превращается в хозяйственную анархию и даже правовой беспредел.  

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, привыкших работать на госзаказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию.  

Тотальная либерализация экономики, начавшаяся 2 января 1992 года, позволила добиться только одной из намеченных реформаторами целей-устранения дефицита. Не была решена другая задача, на которую была сделана главная ставка-снизить инфляцию в течение нескольких месяцев.  

Аналогично либерализация экономики, включающая либерализацию цен, сама по себе не в состоянии остановить И. После либерализации цен в начале 1992 г. они росли на 30 - 40 % в месяц, при этом рост оптовых цен значительно опережал повышение розничных цен.  

По идее, либерализация экономики должна была привести к тому, что всевозможные теневые операции перерастут в законный бизнес, но произошло обратное: черный рынок засосал новые предприятия. Новый российский бизнес был загнан в мир организованной преступности. Этому способствовали коррумпированные чиновники из государственного аппарата; получалось, что для коммерческого успеха нужны политические связи.  

Открытие экономики-внешний аспект либерализации экономики настолько важен, что его имеет смысл рассматривать отдельно от внутреннего; он имеет свои закономерности и темпы.  

Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики - отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций.  

В основу всего были положены либерализация экономики и финансовая стабилизация, институциональные изменения (приватизация, изменения системы управления и хозяйственного законодательства), структурная политика; большое внимание уделялось социальной политике.  

ДЕЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - процесс, противоположный либерализации экономики. Он заключается в усилении государственного контроля над экономикой: административном установлении цен и тарифов, замораживании заработной платы, свертывании рынков товаров, труда и капиталов. Возрастает закрытость экономики; происходит сокращение участия страны в мировых хозяйственных связях в результате роста протекционизма, расширения спектра тарифных и нетарифных ограничений импорта и экспорта.  

Экономические реформы России последнего десятилетия по либерализации экономики и интеграции страны в глобальную рыночную систему (приватизация, дерегулирование, усиление торговли и инвестиций) были неоднозначно восприняты экономистами и экологами по их последствиям для охраны окружающей среды и природопользования. Глобализированная экономика противоречит самому понятию экологической устойчивости, так как имеет тенденцию к экологическому беспределу в отношении природоресурсного потенциала. При этом истощение и исчезновение местных ресурсов (лес, нефть, рыба и др.) приводит к поиску новых импортных ресурсов и их транспорту. Тем самым разрушается устойчивый уровень потребления ресурсов природы и ответственное отношение к управлению природопользованием в любой стране. Когда способность окружающей среды перерабатывать отходы, полученные от перепотребления, превышается, то по логике глобальной экономики они экспортируются в любое другое место. Эти два процесса эффективно отторгают людей от экологических последствий перепотребления.  

Может ли появление пунктов обмена валюты считаться проявлением либерализации экономики.  

Следует отметить и такой важный фактор, как курс на общую либерализацию экономики, ведущий к снижению роли государства в управлении электроэнергетикой, сокращению сферы государственного регулирования естественных монополий и предоставлению потребителям электроэнергии права свободного выбора поставщиков, причем с переложением на последних всех инвестиционных рисков.  

Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.