Какие нормы в европе по количеству машиномест. Проектирование магазинов и торговых центров

Проблема парковки своей машины знакома многим автовладельцам. Далеко не у всех имеется или возможность размещать машину на платных охраняемых парковках. Поэтому большинство стремится занять хорошее местечко возле своего дома. Однако мест всем не хватает, поэтому между соседями возникают споры. Большое количество машин возле дола вызывает недовольство тех лиц, которые не имеет автомобиля.

Для того, чтобы цивилизованно решать эти проблемы, следует знать нормы парковочных мест для жилых домов.

Какими должны быть парковочные места для автомобилей? Фото № 1

Мест для машин во дворах, как правило, не хватает. Поэтому автовладельцы оставляют свой транспорт где придется, даже под окнами домов, на газонах, тротуарах. Это осложняет проезд машин специальных служб (скорая, пожарная, аварийная), а также мешает самим жильцам дома.

К сожалению, вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством. Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах мало кому известны, и не всегда соблюдаются.

Вместе с тем, важно знать, что территория, примыкающая к дому, относится к общему для его жильцов имуществу. Поэтому все вопросы ее использования, в том числе, для размещения парковок должны решаться ими сообща. При решении вопроса о размещении на придомовом участке парковки должны соблюдать предусмотренные правила и требования к парковочным местам. Эти требования устанавливаются санитарными нормами, правилами дорожного движения, а также актами местных властей.

Автомобили возле домов не могут располагаться как попало. Они не должны мешать проезду другого транспорта, особенно служб экстренной помощи. Запрещается размещение автомобилей в пешеходных зонах, на тротуарах.

Автолюбителям также следует соблюдать следующие правила:

  1. Машина не должна оставаться во дворе с включенным двигателем более пяти минут. Исключения составляют случаи, когда в это время осуществлюсь посадка пассажиров или загрузка вещей.
  2. Запрещается стоянка во дворах грузового транспорта. Исключения составляют случаи, когда для этого предусмотрены специальные места.
  3. Запрещается самовольное оборудование места для стоянки автомобиля, создание с этой целью различных ограждений.
  4. Не допускается размещение машин вблизи мусорных контейнеров, поскольку это затрудняет вывоз мусора. Допустимое расстояние не менее пяти метров.
  5. При организации парковки также должны учитывать требования о расстоянии стоянки машин до дома и других во дворах.

Следует иметь в виду, что за несоблюдение указных требований на нарушителей возлагается ответственность. Основной вид наказания при таких нарушениях­ штраф.

Чем установлены нормы расчета при проектировании стоянок? Фото № 2

Ранее, когда автомобили были скорее роскошью, чем средством передвижения, при постройке домов необходимость их размещения не слишком учитывалась. Сегодня при возведении новых домов застройщики должны соблюдать предусмотренные требования к организации парковок.

Нужно установить допустимое количество мест для размещения машин жильцов дома, соблюсти все нормы расстояний от стоянки машин до домов и иных объектов, размеры самих мест для машин. Число конкретных парковочных мест возле дома будет зависеть от количества жителей, площади квартир, наличия возможности расположения парковки на установленное количество жителей с соблюдением требований к их размерам.

В разных городах эти требования могут несколько различаться. Поэтому, решив организовать парковку у своего дома желательно изучить нормативы местных законов.

В общем, механизм расчета выглядит следующим образом:

  1. При дома определяется количество его жителей.
  2. Затем, исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для данного количества жильцов. Согласно СП 42.133330.2011 обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек. Хотя на практике этот показатель выше. В нормативных актов некоторых регионов это учитывается.
  3. Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.
  4. При этом местными актами может устанавливаться допустимое на квартиру количество машино-мест по ее площади. К примеру, для квартиры площадью до 30 кв.м. полагается одно место, свыше 100 ­- два, а от 30 до 100 -­ 1,5.
  5. Не менее 10 процентов от предусмотренного количества мест должны отводиться автомобилистам с инвалидностью

Как далеко от жилых домов должны быть расположены стоянки автомобилей? Фото № 3

Если с количеством мест на парковке определились, то следующим шагом станет организация самой стоянки. Она должна располагаться на определенном расстоянии от дома, иных строений, мусорных баков.

Кроме того, должен быть обеспечен выезд (въезд) со стоянки, соблюдены требования к размерам самих мест для автомобилей. При возведении новостроек все эти параметры рассчитываются и учитываются застройщиками. Если парковка размещается по решению дома, то эти моменты должны учитывать они сами. Для этого нужно с ними ознакомиться. Само место для одной машины не должно быть менее 5 метров в длину и 2,3 метров в ширину.

Если владелец машины передвигается в инвалидном кресле, то ширина должна быть увеличена до 3,5 метров.

При организации парковок должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:

  • парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 50-100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 100-­300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
  • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
  • парковки с большим количеством машин -­ на расстоянии не менее 50 метров.

Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности. На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места. При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.

Нюансы

Кем принимается решение об организации стоянок автомобилей? Фото № 4

При возведении расчетами и обустройством парковочных мест занимаются застройщики. В иных случаях этим вопросом могут заняться собственники квартир в МКД. Ведь прилегающая к дому земля относится к их общему имуществу. Поэтому решение об организации парковки у дома они должны приниматься на собрании.

При размещении во дворе стоянки для менее 100 машин никаких согласований с местными властями не требуется. Хотя на практике такое согласование не повредит. Если высота дома составляет более 28 метров, то требуется организация двух въездов на стоянку.

В результате сотрудник автоинспекции составит протоколы и выпишет штрафы всем нарушителям. Иногда автовладельцами не соблюдаются санитарные нормы, тогда стоит также сделать фото и видео неправильно припаркованных автомобилей и обратиться в соответствующие службы.

В идеале на каждый дом должно быть выделено место под парковку от 10 до 50 машин (зависит от количества квартир и этажности), но на самом деле многим, кто работает допоздна приходится бросать свое автомобиля где придется. Если вы никак не можете найти места для своего транспорта, то лучше всего обратиться на ближайшую платную парковку.

Нормы на размеры прилегающей к дому территории и на проектируемое количество машиномест

Однако, не каждый собственник новенькой квартиры готов платить ещё и за «квартирку» для своей машины. Тем более, что аренда парковочного места сегодня стоит бешеных денег (место в подземном паркинге стоит буквально миллионы рублей). Парковки, запланированные застройщиком по проекту, пустуют, а машино-мест по-прежнему не хватает в силу того, что все дворы забиты машинами экономных автолюбителей.

Мы уже посвятили не одну статью теме парковок возле дома. Тем не менее, у читателей возникает много вопросов в каждом конкретном случае. Например, существуют ли нормы на размеры прилегающей к дому территории, а также на проектируемое количество машиномест рядом с домом по количеству квартир? Представьте себе ситуацию - вы въехали в новый дом, но мест для парковки не предусмотрено. Вместо этого застройщик выстроил 3 платных многоэтажных стоянки рядом с домом. Не нарушил ли застройщик в данном случае существующие нормы в свою пользу? Попробуем разобраться.

По каким правилам осуществляется парковка во дворах жилых домов

Каждому автомобилисту необходимо знать правила парковки во дворах жилых домов. Ведь даже если владелец привык ставить машину в гараж, может возникнуть необходимость припарковаться, приехав в гости, например. Что говорит закон о придомовой территории и расположении автомобилей на ней?

  • нельзя парковаться под окнами и в другой части двора, если автомобиль считается грузовым - его масса превышает 3,5 т;
  • недопустимо останавливаться и стоять возле жилого дома с двигателем, который продолжает работать;
  • запрещено ставить транспорт на пешеходной части, то есть на тротуаре.

Минимальные и максимальные размеры мест для парковки установлены с 1 января 2017 года на основании Приказа Министерства экономического развития. Приказ издан 7 декабря 2016 года под названием «Об установлении максимально и минимально допустимых машино-мест» .

  1. Рассмотренный ранее нами документ СанПин №2.2.1/2.1.1.1200-03 запрещает устраивать стихийную или организованную парковку на расстоянии менее, чем 10 метров от жилого дома.
  2. Нельзя парковать грузовой автомобиль в радиусе 50 метров от жилого дома.
  3. Запрещено стоять с включенным в автомобиле двигателем возле жилого дома более пяти минут.
  4. Ни в коем случае нельзя заезжать на благоустроенную придомовую территорию. Заезд машиной на детскую площадку или газон является правонарушением и наказывается штрафом около 2-3 тысяч рублей(зависит от региона).
  5. Также нельзя ставить автомобиль поперек проездов или возле мусорных баков.

Нормы парковочных мест для жилых домов

Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия - следовательно, может быть уменьшен относительно норматива.

В случае размещения подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок в жилом доме, расстояние от въезда-выезда до жилого дома, не регламентируется. Достаточность разрыва обосновывается расчетами загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами.

Парковочные места: расчет количества и размещение

  • машиноместа постоянного хранения индивидуального автотранспорта - для пребывания автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств;
  • машиноместа временного хранения - для временного пребывания на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения;
  • машиноместа гостевого хранения - предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.

Дмитрий, спасибо за комментарий!
Для расчета обеспеченности машиноместами квартала в проекте планировки территории обычно используются приведенные в статье показатели. Поскольку известны параметры размещаемых объектов, использовать укрупненные показатели не целесообразно.
Для расчетов на тех стадиях проектирования, когда состав и вместимость объектов в квартале неизвестны, СП Градостроительство предусматривает возможность определения количества машиномест для временного хранения автотранспорта в процентах от расчетного числа автомобилей. Для жилых районов эта величина составляет 20%. Подробнее смотрите п.11.19 приложенного к статье СП Градостроительство. Нужный абзац выделен цветом.
Если остались вопросы, пожалуйста, пишите.

Законодательно выделять парковочное место для инвалида вблизи подъезда

Сейчас парковочные места для инвалидов отведены на парковках вблизи большинства объектов культурного и социального назначения. А как же быть инвалиду со стоянкой в собственном дворе? Закон гласит, что не менее 10% парковочных мест около любого здания должно быть отведено под места для инвалидов – хорошо, но данная статья работает только в том случае, если во дворе организованы некоммерческие парковочные места (специально обозначенные и оборудованные). Только тогда десятая часть этих парковочных мест должна быть отдана инвалидам. Если же это просто двор жилого дома - то норма закона о 10 процентах парковочных мест для инвалидов не действует (в законе не указано, что десятая часть двора отдается под парковку автомобилей, речь идет только об оформленных парковочных местах). Вывод: если земля находится в собственности жильцов многоквартирного дома, то вопрос о выделении места под парковку инвалида решается на общем собрании жильцов многоквартирного дома, в соответствии с федеральными законами: ЖК РФ Ст. 36 Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, ЖК РФ Ст. 44 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и ГК РФ Ст. 247 Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности.

Выходит так, что судьбу парковочного места для инвалида, человека, который нуждается в нем больше всех, решает собрание людей, больше заинтересованное в том, чтобы самим парковаться поудобнее, не взирая на чьи-то трудности. А инвалид – не инвалид, никого не волнует, у всех свои проблемы.

Расчет Парковочных Мест Для Жилого Дома

В Тюмени активно ведется строительство домов, офисов, коммерческих площадей. Специалисты градостроительства пытаются заставить строителей обеспечивать здания необходимым количеством парковочных мест, по новым расчётам этот показатель будет даже несколько снижен.

Теоритически соблюсти эти нормы без строительства дополнительных паркингов на участке, выделенном под жилищное строительство, можно за счет уменьшения площади застройки и этажности. Но, при площади застройки 32,6% от участка (а это требование к строительству) для обеспечения жилья парковками, необходимо будет строить паркинги, пояснила докладчик.

Нижегородские депутаты обсудили уменьшение норм парковочных мест у жилых домов

«По СНиП застройщик должен заложить при проектировании дома всего 25 парковочных мест на тысячу будущих жителей, или оставить примерно 10 машиномест на каждые сто квартир. В Нижнем Новгороде действуют правила, по которым парковочными местами обеспечиваются 70% квартир, а в Нижегородском районе города - 100% квартир», - передает слова Андрея Тарарина информагентство NewsNN.ru.

По словам директора департамента градостроительного развития и архитектуры Андрея Тарарина, городские нормы парковочных мест значительно превышают нормы, установленные федеральными СНиП. Если приводить их в соответствие, то количество мест на парковках у объектов административно-бытового назначения должно быть меньше в 8 раз, торгово-коммунально-бытового назначения – в 3 раза, ресторанов и кафе – в 2,5 раза, и так далее. Есть нормы СНиПа и в отношении многоквартирных домов:

Правила парковки и ответственность за незаконную стоянку во дворах жилых домов

Большинство конфликтов и ссор между соседями из-за парковки машины во дворе возникают в связи с тем, что закон не содержит единых парковочных правил, а нормы и критерии постановлений могут несколько варьироваться и двусмысленно трактоваться гражданами. Главными документами, регулирующими обустройство парковки во дворе, являются санитарные нормы. Они гласят, что расстояние от стен дома до небольшой парковки с вместительностью до 10 ТС, должно быть более 10 метров. Стоянки с большим количеством парковочных мест должны быть обустроены согласно требованиям Санэпидемнадзора в отношении элементов благоустройства придомовой территории.

Закон запрещает оставлять машину рядом с мусорными контейнерами. Еще нельзя обустраивать собственное место для парковки, устанавливая ограждения или предупреждающие знаки. Заграждение проезжей части может повлечь не только жалобы, конфликты и штрафы, но и транспортировку авто на штрафстоянку.

05 Авг 2018 3215

Раздела 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3.1. Потребность в территориях для размещения объектов, обеспечивающих хранение, паркирование и техническое обслуживание легкового автотранспорта, следует определять с учетом ожидаемого уровня насыщения города легковым автотранспортом всех категорий, требований эффективного использования городской территории и обеспечения экологической безопасности.

Для территории города, округа, района, микрорайона общую потребность в машиноместах для хранения легковых автомобилей физических лиц следует принимать в количестве не менее 320 машино-мест на 1000 жителей*.
________________
* Жители - физические лица, постоянно зарегистрированные на жилой площади в г.Москве.

Для хранения легковых автомобилей юридических лиц - следует предусматривать не менее 20 машиномест на 1000 жителей, все из которых следует размещать в гаражах-стоянках.

При размещении гаражно-стояночных объектов на территориях районов массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся городской застройки следует обеспечивать их доступность в соответствии с требованиями пп.9.3.4 и 9.3.10 настоящих норм.

Для отдельных объектов нового строительства и реконструкции (жилого, общественного, производственного назначения) - требуемое количество машиномест для хранения и паркирования легкового автотранспорта следует определять в соответствии с пп.9.3.3 и 9.3.9 настоящих норм.

Требуемое для объекта количество машиномест, установленное расчетом, следует размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения и другие элементы), а также участки, выделяемые застройщику под компенсационное благоустройство".

Пункт 9.3.3

"9.3.3. Для жилого квартала, жилой группы, жилого здания - требуемое количество машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять с учетом категории комфортности жилой застройки*, предусматривая:

- при застройке жилыми домами II категории (с обеспеченностью общей площадью до 30 м на 1 жителя) - не менее 1,0 машиноместа на квартиру;

- при застройке жилыми домами I категории (с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 м на 1 жителя) - не менее 1,7 машиномест на квартиру;

- при застройке жилыми домами повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 м на 1 жителя) - не менее 2,0 машиномест на квартиру.
________________
* Определение категорий комфортности жилой застройки проводится в соответствии с МГСН 3.01-01 "Жилые здания" и п.5.2 настоящих норм.

В пределах территорий жилой застройки также следует предусматривать гостевые автостоянки в соответствии с требованиями п.9.3.16 настоящих норм".

Пункт 9.3.9 . раздела 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3.9. Для объектов нового строительства и реконструкции общественного и производственного назначения, а также при изменении функционального назначения объектов - требуемое количество машиномест для паркирования легкового автотранспорта (для работающих и посетителей) следует определять расчетом, в соответствии с нормативами, приведенными в табл.9.3.2.

Таблица 9.3.2

Объекты посещения

Расчетные единицы

Предусматривается 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц

для территорий в пределах Садового кольца

для остальных территорий города

1. Объекты административно-делового назначения

Учреждения органов государственной власти

м общей
площади

Административно-управленческие учреждения, здания и помещения общественных организаций

м общей
площади

Коммерческо-деловые центры, офисные здания и помещения

м общей
площади

1.4. Банки и банковские учреждения

С операционными залами

м общей
площади

Без операционных залов

2. Объекты науки и учебно-образовательного назначения

Научно-исследовательские и проектные институты

м общей
площади

Высшие учебные заведения

преподаватели, сотрудники, студенты, занятые
в одну смену

3-5 препод.
и сотруд. +1 машиноместо на 20 студентов

2-4 препод.
и сотруд. +1 машиноместо на 10 студентов

Средние специальные учреждения, колледжи, специальные и частные школы, школы искусств и музыкальные школы городского значения

преподаватели, занятые в одну смену

Центры обучения, самодеятельного творчества, клубы по интересам

м общей
площади

3. Объекты промышленно-производственного назначения

Производственные здания и коммунально-складские объекты

работающие
в двух смежных сменах, чел.

4. Объекты торгово-бытового и коммунального назначения

Оставьте заявку на бесплатный расчет

Как рассчитать размеры парковочного места

С помощью данной информации вы сможете рассчитать размеры парковки под нужное количество автомобилей. Нормативы, которые точно описывают размеры автомобиля и пространство по краям, минимально необходимое для открывания дверей и перемещения водителя и пассажиров на настоящий момент не существует. Поэтому информация, приводимая ниже, основана на нашем многолетнем опыте по организации парковочных мест в г. Самара и области.

На самом деле все очень просто: ширина и длина автомобилей, которые будут парковаться на данной площадке чаще всего известна. Это легковые машины жителей окрестных домов и учреждений. Их размеры можно получить с помощью рулетки, а можно набрать в интернете. Она в свободном доступе.

Размеры парковочного места

Узнать размеры автомобиля - это полдела. Кроме этого есть другие факторы, без которых грамотно рассчитать площадь парковки не получится. А организатору парковочных мест всегда хочется разместить на ней максимальное количество автомобилей. При этом все должно быть организовано так, чтобы было удобно въезжать-выезжать и вообще пользоваться ей. То есть она не должна отпугивать автомобилистов плотностью своей загрузки. Знаете, как бывает: подъезжаешь к стоянке и заезжать туда не хочется. Проще припарковаться на обочине где-нибудь, чем мучиться, сначала паркуясь, потом выезжая.
Кстати, можно углубиться в тему и определиться с аудиторией, которая будет пользоваться данной парковкой. Как пример можем привести магазины модной одежды или парфюмерные бутики, клиентами которых будут, в основном, женщины. Как они открывают двери, вероятно, рассказывать не нужно никому. Поэтому смело прибавляйте к ширине автомобиля по полметра с каждой стороны. Кроме распахнутых дверей дополнительной проблемой будет несоблюдение разметки, когда машина занимает собой 1,5-2 места.

Сколько же это в метрах?

Мы рекомендуем исходить из расчетов 2,5 х 4,5 м. Этого будет вполне достаточно для очень комфортного расположения автомобилей. Но ведь бывают парковки крайне ограниченные в размерах. Это подземные паркинги жилых домов, гостиниц, различных учреждений, расположенных в исторических кварталах. Приходится исходить из реалий и сокращать размеры. Благо, современные парктроники, которыми оборудованы все большее количество автомобилей, позволяют осуществлять парковку в очень ограниченных пространствах, соблюдая дистанцию до стен или других автомобилей, измеряющуюся буквально миллиметрами.
В разных странах размеры парковочных мест ограничены очень строго. Так, например, на Кипре ширина места для инвалидов должна быть не менее 3,3 м. А парковочное место для обычных граждан – 2,5 м. Длина же одинаковая в обоих случаях – 5 м. Кроме того, по периметру обязательно высаживаются деревья.
Но мы с вами в России, поэтому не будем уходить в дебри и вновь вернемся к размерам наших парковочных мест: оптимальные ширина х длину составляет 2,5 х 4,5 м.

Но, если вы очень ограничены существующими размерами площади паркинга, мы рекомендуем придерживаться следующих минимальных размеров:

Ширина парковочного места, мм 2000/2140/2300

Длина парковочного места, мм 4180

Вообще, меньше 2300 мм. ширины закладывать крайне не рекомендуется. Будет очень плотная парковка с затрудненны въездом-выездом, увеличенным количеством конфликтных ситуаций и, соответственно, аварий.

Отличным решением ограничения посторонних к парковочному месту является цепной барьер (цепной шлагбаум). Максимальная длина цепи достигает 15 м. Это значит, что на парковке, ограниченной такой цепью, может разместиться до 7 легковых автомобилей. Соответственно, стоимость установки такого цепного барьера можно разделить на всех участников (заинтересованных лиц).
Цепной барьер состоит из двух колонн, активной (в ней размещен электропривод, радиоприемник сигнала и блок управления), и пассивной, в которой расположен противовес и крепление цепи.

Объясните, пожалуйста, какими нормативами следует руководствоваться при расчете количества машино-мест стоянок автомобилей для различных общественных зданий и жилой застройки.

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления

За последнее время к нам и в устной, и в письменной форме обращаются проектные организации с просьбой разъяснить этот вопрос.

Вопрос очень важный, актуальный, но ответить на него однозначно не представляется возможным из-за пробелов в нормативно-технической базе проектирования. Попробуем в этом разобраться.

Стоянка для автомобилей - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (п.3.1 СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99*. Стоянки автомобилей»).

В силу п.4.1 СНиП 21-02-99 размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований строительных норм и правил, определяющих порядок и нормативы при планировке и застройке городских и сельских поселений (СНиП 2.07. 01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), а также промышленных предприятий (СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»).

Общий норматив для застройки городских и прилегающих к ним производственных территорий рекомендует проектировщикам предусматривать размещение гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м (п.6.33. СНиП 2.07.01-89*). При проектировании жилой застройки нужно размещать площадки для стоянки машин из расчета 0,8 кв.м на одного человека при минимальном расстоянии 10 м от жилого дома (п.2.13. СНиП 2.07. 01-89*). Указанные нормативы носят обязательный характер.

В этой связи напоминаем, что статьей 5_1 федерального закона от 27.12.2002 г. No184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, федеральный закон от 30.12.2009 г. No 384-ФЗ (далее – Технических регламент).

Статьями 5 и 15 Технического регламента установлено, что соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования Технического регламента, ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в Перечни обязательного и добровольного применения или на требования специальных технических условий.

СНиП 2.07.01-89* (разделы 1-5, 6(пункты 6.1-6.41, таблица 10*), -9; приложение 2) распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. No1047-р включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

СП 42.13330.2011 (кроме разделов 1-5, 6 (пунктов 6.1-6.4, таблицы 10), 7-9; приложения 2) приказом Росстандарта от 01.06.2010 г. No 2079 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

Территориальные строительные нормы, в том числе ТСН 30-303-2000 МО «Планировка и застройка городских и сельских поселений» не включены ни в один из указанных выше перечней.

Обращаем Ваше внимание на то, что нормы расчета стоянок автомобилей, указанные в приложении «К» СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), применяются на добровольной основе, т.е. носят рекомендательный характер. Так, для универмагов, магазинов, чья площадь торговых залов превышает 200 кв.м, должно быть 5-7 машино-мест на каждые 100 кв.м торговой площади, а для спортивных зданий и сооружений, вместимость которых превышает 500 мест, - не менее 3-5 парковочных мест на 100 человек.

Решение о размещении конкретного вида стоянок автомобилей, количестве машино-мест, их удаленности от здания принимается с учетом особенностей застройки и архитектурно-планировочных решений.

Органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления, в рамках предоставленных им полномочий (см. п. 3 статьи 7 и пункт 2 части 1 статьи 8 градостроительного Кодекса Российской Федерации), вправе сами утверждать региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.

Нормативы градостроительного проектирования Московской области, утвержденные постановлением Правительства Московской области от 16.01.2012 г. No24/54, содержат расчетные количественные показатели и качественные характеристики обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения региона и применяются при подготовке документов территориального планирования региона и муниципальных образований, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории. Однако конкретных норм расчета стоянок автомобилей в этом документе нет. (К сведению, в ближайшее время должны быть утверждены новые нормы градостроительного проектирования Московской области).

Таким образом, в федеральных и региональных нормативных документах мы не найдем конкретных и четких правил расчета стоянок для автомобилей. Имеющиеся нормативы отнесены к документам, применяемым на добровольной основе, т.е. носят рекомендательный характер.

Обязательные требования установлены только в отношении размещения парковочных мест для инвалидов и маломобильных групп населения.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания, доступные для МГН (см. п. 3.12 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

По нашему мнению, решение о размещении конкретного вида стоянок автомобилей, о количестве машино-мест должно приниматься для каждой конкретной застройки с учетом всех местных особенностей на основании норм, утвержденных органом местного самоуправления.

ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» рекомендует решать вопросы определения необходимого количества стоянок автомобилей на предпроектной стадии, при разработке и утверждении проекта планировки территории, проекта межевания и ГПЗУ, т.к. конкретные нормы градостроительного проектирования устанавливаются и утверждаются органом местного самоуправления, на который возложен также и контроль за их соблюдением. При оформлении ГПЗУ размеры участка должны учитывать размещение не только собственно объекта капитального строительства, но и комплексное благоустройство, необходимое для его полноценного функционирования, включая, конечно, и парковки.

Прошу Вас выслать перечень документов и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства гостиницы площадью 1500 кв.м.

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

При представлении проектной документации и результатов инженерных изысканий на экспертизу следует руководствоваться указаниями п.13 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.03.07 No145.

Проектная документация по составу и содержанию должна соответствовать п. 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ, а также требованиям «Положения о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 No87.

Образцы оформления заявления на проведение экспертизы имеются на нашем сайте.

ТСЖ заканчивает строительство жилого дома, брошенного застройщиком ОАО «ХХХ». Нам нужно провести строительную экспертизу, подтверждающую, что дом годен к вводу в эксплуатацию и безопасен для проживания?

Дата: 30.09.2013

АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
Начальник управления
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» проводит экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. То, что Вы в своём запросе называете экспертизой, точнее будет назвать техническим обследованием объекта незавершенного строительства. Такие обследования вправе проводить любая организация, имеющая соответствующее свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Достаточно ли этого будет для ввода объекта в эксплуатацию, решает администрация муниципального образования, т.к. разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления. Рекомендуем Вам обратиться в администрацию по месту строительства объекта и принимать какое-либо решение по согласованию с администрацией.