Росстат муниципальные образования. Формирование и перспективы развития муниципальной статистики милованов дмитрий иванович

Значение и проблемы муниципальной статистики

Статистическая информация служит одним из главных источников информаци­онного обеспечения муниципальной деятельности. Объектами статистического изучения на территории муниципального образования являются население, сре­да его проживания и комплекс коллективных потребностей жителей: финансы, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение, охрана общественного по­рядка, торговые, культурные, социальные, ритуальные и другие муниципальные услуги в их натуральном и стоимостном выражении.

В СССР существовала единая отлаженная и централизованно финансируе­мая система Госкомстата, включающая федеральные, региональные и местные органы государственной статистики и снабжающая статистической информа­цией все уровни публичной власти. В России при разделении функций между государственным и муниципальным уровнями власти произошло историче­ское недоразумение: структура Госкомстата была передана в ведение федеральных властей и стала обеспечивать только их потребности. Органы местного самоуп­равления остались без собственных статистических служб и статистического обеспечения.

Федеральный закон 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправ­ления организацию сбора статистических показателей, характеризующих состоя­ние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставле­ние указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ. К сожалению, в Законе ничего не сказано о встречной обя­занности органов государственной власти и государственной статистики по обес­печению статистической информацией органов местного самоуправления.

Согласно действующему законодательству, обмен статистической информаци­ей между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, казначейскими и другими органами осуществляется безвозмездно в рамках ежегодно утверждаемой федеральной программы ста­тистических работ, финансируемой за счет средств федерального бюджета. Одна­ко в обобщенных данных, публикуемых органами государственной статистики, крайне мало информации, необходимой муниципалитетам. Получить дополни­тельную информацию от территориальных органов государственной статистики можно только по отдельному заказу и за плату. Некоторые крупные города за­ключают соответствующие договоры с органами государственной статистики и по­лучают от них необходимые аналитические подборки и обзоры статистических показателей. Но для большинства муниципалитетов, особенно дотационных, это невозможно. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их статистические данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Однако информация хозяйствующих субъектов, налоговых органов, коммерческих банков и других финансовых институтов также во многом является для них недоступной.

В связи с этим возникла необходимость воссоздания в России муниципальной статистики как отдельной подотрасли социально-экономической статистики и увяз­ки ее с общей системой государственной статистики.

Организация муниципальной статистики тормозится рядом причин. Главная из них - финансовая. Существовавшие прежде в местных исполкомах отделы статистики были ликвидированы, и, как отмечалось, большинство муниципаль­ных образований не имеют средств для создания своих органов статистики. Не­который объем статистической информации накапливается в экономических и ин­формационно-аналитических службах местных администраций, однако многие руководители муниципалитетов не придают работе с этой информацией долж­ного значения.

В то же время жизнь вынуждает предпринимать шаги к организации муници­пальной статистики и включению ее информационных ресурсов в процесс при­нятия управленческих решений. В некоторых субъектах РФ, например в Тю­менской области (см. «Муниципальная экономика», 2003. - № 1), приняты региональные законы о муниципальной статистике, выделяются соответству­ющие бюджетные средства. Отдельные крупные города создают свои органы и си­стемы муниципальной статистики. Министерство образования РФ инициирова­ло подготовку профессиональных кадров по муниципальной статистике в вузах страны. В рамках образовательных программ ШЕХ (США), ТЕМРиБ/ТАОБ (Евросоюз) ведутся отдельные работы на основе грантов по созданию в некото­рых российских регионах органов муниципальной статистики. Однако все это - локальные меры, и в целом по России проблема организации муниципальной ста­тистики остается нерешенной.

Предмет, методы, задачи муниципальной статистики

Предметом муниципальной статистики служат количественные и качественные характеристики однородных массовых экономических, социальных, демографиче­ских, экологических и других явлений и процессов, происходящих на территории муниципального образования. Она должна охватывать статистическим наблюде­нием все сферы и объекты муниципального управления в динамике, выполнение целевых программ и т. д.

Муниципальная статистика использует как общие, так и специфические методы исследования количественной и качественной стороны общественных явлений. Традиционно выделяются три этапа исследования:

♦ статистическое наблюдение за массовыми явлениями;

♦ сводка результатов наблюдения, которая предусматривает обобщение ма­териалов наблюдения в соответствии с классификациями, их группировку, расчет обобщающих аналитических показателей;

заключительный этап - анализ материалов сводки, прогнозирование и под­готовка материалов для соответствующих пользователей.

При проведении статистического наблюдения могут возникнуть проблемы в выборе его форм, видов, способов, в частности, в связи с переходом на выбороч­ные и цензовые методы. Федеральные выборочные наблюдения нерепрезента­тивны для муниципального уровня и не могут служить надежным источником информации для принятия решений.

Статистическая информация должна отвечать требованиям достоверности, объективности, однозначности, своевременности, полноте охвата изучаемого явле­ния в соответствии с поставленными задачами. Для этого необходимо соблюдать единство методологии исчисления обобщающих показателей, их сопоставимости во времени, многократности применения, длительности хранения в банках дан­ных и т. д.

Оперативность и качество разработки статистических данных зависят от ис­пользуемых систем, прикладных программ, табличных процессоров. Их приме­нение дает возможность улучшить оформление аналитических материалов, до­полнить их таблицами и графиками. Возможно внедрение безбумажной технологии сбора и обработки статистической информации, формирование выходных таблиц для обеспечения информацией местных органов с применением пакетов при­кладных программ.

Организационно муниципальная статистика должна быть элементом муници­пальной информационной системы. Возможная схема организации муниципаль­ной статистики представлена на рис. 8.5.1.


Существует широкий класс задач статистического анализа, решение которых необходимо в системе муниципального управления. К ним относятся:

♦ обеспечение органов местного самоуправления оперативной статистической ин­формацией и информацией, необходимой для разработки программ развития;

♦ классификация и паспортизация социально-экономических объектов;

♦ построение интегральных индикаторов эффективности функционирования объектов;

♦ выявление скрытых факторов, определяющих течение того или иного социаль­но-экономического процесса;

♦ исследование происходящих на территории муниципального образования экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаи­мосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития, исследова­ние динамики состояния объектов;

♦ обеспечение органов местного самоуправления статистической информаци­ей, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряже­ния имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета;

♦ наблюдение за ходом выполнения муниципальных программ;

♦ информирование населения о комплексе социально-экономических явлений, происходящих на территории муниципального образования.

Система показателей муниципальной статистики

Алгоритм формирования системы показателей муниципальной статистики пока­зан на рис. 8.5.2.


Потребляемую муниципалитетом статистическую информацию можно услов­но разделить на два вида:

♦ унифицированную (внешнюю), формирующуюся в соответствии с требова­ниями государственных статистических органов;

♦ специфическую используемую внутри муниципального образования и не отражаемую в показателях государственной статистической отчетности.

Перечень унифицированных статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального об­разования, был утвержден постановлением Госкомстата РФ в 1998 г. Информа­ция по данному перечню должна предоставляться органам местного самоуправ­ления соответствующими территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. В свете требований Федерального закона 2003 г. этот перечень подлежит пересмотру с разделением по типам муниципальных образований в соответствии с их компе­тенцией.

Для получения внутренних статистических показателей, отражающих специ­фику градообразующей, градообслуживающей и социальной сфер конкретного муниципального образования, форм собственности в этих сферах и т. д., следует определить потребность в таких показателях, разработать формы статистической отчетности, инструментарий по сбору информации, установить объекты наблю­дения, сроки, формы, виды и способы наблюдения. Состав показателей может изменяться во времени в сторону как большей, так и меньшей детализации. Орга­нам местного самоуправления необходимо ответственно подходить к формиро­ванию набора показателей внутренней статистики, предъявлять разумные тре­бования к объему и качеству информации.

В настоящее время соответствующим подразделениям местных администраций приходится самостоятельно и различными способами собирать необходимую им информацию, пользоваться статистическими бюллетенями, сборниками, пуб­ликуемыми региональными подразделениями Госкомстата России. Использу­ются данные финансовых органов, банков, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, ЗАГС и других структур. В результате информация, находящая­ся у органов местного самоуправления, носит во многом экспертный, эвристи­ческий характер.

Сознавая ненормальность сложившейся ситуации, органы местного самоуп­равления, их союзы и ассоциации, а также вузы и научные организации предпри­нимают попытки разработать комплексную систему показателей муниципальной статистики, пригодных для использования в муниципальной практике. Интерес в связи с этим представляет «Инвентарная книга» территории, макет которой со­здан в Кубанском госуниверситете. В Ассоциации сибирских и дальневосточ­ных городов (АСДГ) разработана система показателей социально-экономического положения муниципальных образований, наиболее часто используемых в прак­тической работе органов местного самоуправления, создан компьютерный банк этих данных и организован обмен показателями. Показатели разделены на пред­ставляемые ежегодно, ежеквартально и ежемесячно.

Задачи организации муниципальной статистики

Организация муниципальной статистики на уровне, отвечающем современным требованиям, возможна двумя способами: путем создания органов статистики при местных администрациях и путем создания в системе Федеральной службы государственной статистики (бывший Госкомстат) местных органов, ориентиро­ванных на информационные потребности муниципальных образований.

В пользу организации муниципальной статистики в системе Федеральной службы свидетельствуют ее колоссальные информационные, административ­ные и материальные ресурсы, надежность финансирования, обеспечение мето­дологического единства. На основе результатов обследования информационных ресурсов и потребностей муниципальных органов потребуется сформировать пе­речень проблем, требующих статистического обеспечения, заключить догово­ры с органами местного самоуправления о совместной деятельности по их ин­формационному обеспечению. В договорах должны определяться перечень, вид, способ и периодичность представления информации. Но все же неясно, насколь­ко гибко органы государственной статистики смогут приспосабливаться к специ­фическим и быстро изменяющимся информационным потребностям отдельных муниципальных образований.

С этой точки зрения более привлекательным является создание муниципаль­ных органов статистики. Однако и при этом возникает много проблем. Одна из них - обеспечение взаимодействия между органами государственной и муни­ципальной статистики. Потребуется активная методическая и организационная поддержка органов муниципальной статистики со стороны подразделений Феде­ральной службы. Информация, формируемая органами муниципальной стати­стики, должна базироваться на государственных статистических стандартах, обеспечивать единую методологию сбора, обработки и использования информа­ции. Необходимо будет принять федеральный и региональные законы об органах муниципальной статистики, местные нормативные акты, типовые договоры о взаи­моотношениях органов государственной и муниципальной статистики. В бюджет­ную классификацию РФ потребуется внести расходы местных бюджетов на со­держание органов статистики, разработать нормативы этих расходов. Видимо, органы муниципальной статистики окажется целесообразным создавать на уровне городских округов и муниципальных районов.

Муниципальные органы статистики должны периодически представлять мест­ным администрациям доклады о социально-экономическом положении данного муниципального образования. В докладах следует подробно отражать основные тенденции развития экономики на территории муниципального образования, его внешнеэкономическую деятельность, реализацию финансовой и социальной по­литики, динамику цен и тарифов, состояние занятости населения и рынка труда, демографическую обстановку, уровень преступности, заболеваемости и т. п.

Подразделения муниципальной статистики должны работать в тесном контак­те со службами администрации, совместно разрабатывать формы статистической отчетности и статистических наблюдений, прогнозы развития территорий, мате­риалы по мониторингу уровня жизни населения, предоставлять материал для ана­лиза и прогнозирования местного бюджета.

Необходимо также формировать базы данных по характерным для данного муниципального образования проблемам (задолженность по заработной плате, рынок труда, демографическая ситуация и т. д.), а также проводить работу по мониторингу целевых комплексных программ, принятых в данном муници­пальном образовании.

Таким образом, чтобы на должном уровне организовать муниципальную ста­тистику, необходима большая и сложная работа.

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего необходима муниципальная статистика?

2. Какие задачи муниципального управления могут решаться с помощью ста­тистической информации?

3. Как можно классифицировать статистическую информацию, используемую органами местного самоуправления?

4. Какие существуют способы организации муниципальной статистики, какой из них и почему представляется вам более предпочтительным?

Еще по теме 8.5. Организация муниципальной статистики:

  1. Кудинов О.А.. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, - 120с., 2003
  2. А. В. Головач, В. Б. Захожай, Н. А. Головач, Г. Ф. Шепітко. Фінансова статистика (з основами теорії статистики): Навч. посіб. - К: МАУП, - 224 с., 2002
  3. Воронина Э.М.. Менеджмент предприятия и организации / Московский государ­ственный университет экономики, статистики и информатики. - М., - 256 с., 2004
  4. Глава 11 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
  5. 10. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
  6. 6.4. Административно-правовой статус муниципальных служащих. Прохождение муниципальной службы
  7. § 5. Муниципальный долг.Управление муниципальным долгом
  8. ЛЕКЦИЯ № 7. Статистика финансов предприятия (статистика финансов институциональных единиц)
  9. Под ред. А.Н. Костюкова. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 080504 «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, - 687 с., 2012
  10. Мухаев Рашид Тазитдинович. Правовые основы Российского государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Госу­дарственное и муниципальное управление» (080504) / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 351 с. - (Серия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  11. Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
  12. Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504)- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 319 с. - (Се­рия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  13. СавюкЛ. К.. Правовая статистика: Учебник.- М.: Юристъ, - 588 с., 2004

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право -

Александр Кевеш, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики:

Росстат обменивается официальными статистическими данными со многими международными организациями: ООН, МВФ, ОЭСР, АТЭС, Евростат и др. Однако зарубежные организации могут использовать и другие источники статистических данных.

Также они могут самостоятельно осуществлять досчеты и пересчеты для интересующих их показателей, в случае отсутствия таковых показателей у Росстата или соответствующей методологии, классификатора для их расчета, а также различий в единицах измерения показателей. Например, департамент статистики МВФ прогнозирует динамику ВВП, инфляцию в России, опираясь на базовые показатели, полученные от Росстата. АТЭС осуществляет пересчет данных по производству, использованию и внешней торговле природного газа из кубических метров в тераджоули по причине отсутствия у Росстата данных по высшей теплотворной способности газа. Росстат собирает информацию по вывозу бытового мусора в кубических метрах, в то время как ОЭСР публикует эти же данные в тоннах.

Помимо этого существует ряд публикаций, докладов, обзоров, не носящих статус официальных документов. Таким документом, например, является Доклад о развитии человека ПРООН. Статистическая Комиссия Организации Объединенных Наций (ООН) прямо указала, что ПРООН не занимается сбором данных и что доклад о развитии человеческого потенциала представляет собой независимый документ, который готовится по указанию Программы развития ООН и выпускается без редактирования.

Насколько сегодня статистическая деятельность в России соответствует международной практике системы учета и статистики?

Интеграция экономики страны в мировую экономику требует такого уровня развития российской статистики, чтобы обеспечивать единообразие в характеристиках важнейших социально-экономических явлений в различных странах. Одним из приоритетных направлений развития российской статистики сейчас является расширение использования в российской статистической практике международных стандартов, понятий, классификаций и методов. Для обеспечения проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях большую роль играет применение общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификациями, что обеспечивает адекватное описание российской экономики и социальной сферы в соответствии с международными требованиями, межведомственный информационный обмен и сопряжение государственных информационных систем и информационных ресурсов.

В общероссийских классификаторах, построенных, как правило, на основе международных классификаций, по единым требованиям систематизированы и формализованы классификационные признаки статистических показателей, например, виды продукции, виды экономической деятельности, виды основных фондов, виды профессий и т.д. Проводимые Росстатом за последние годы мероприятия были направлены на обеспечение сближения российской статистической методологии и практики организации статистического наблюдения с международными стандартами; эффективное использование зарубежного опыта при организации статистического наблюдения за новыми экономическими явлениями в России; удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных пользователей в качественной и сопоставимой статистической информации о социально-экономическом развитии России в сравнении с другими странами; совершенствование международного информационного взаимодействия.

Помимо этого продолжалась работа по формированию важнейших элементов новой статистики, адекватно отражающей социально-экономическое состояние общества на современном этапе и соответствующей основным принципам официальной статистики ООН. Статистические данные по РФ официально используются статистическими службами международных организаций, что является признанием их соответствия основным международным статистическим стандартам, подтверждением их полноты и объективности, свидетельством выполнения РФ взятых обязательств по международному информационному обмену. Таким образом, в целом можно говорить о соответствии российской статистики международным стандартам, о чем свидетельствует, в частности, присоединение России к ССРД МВФ, а также результаты оценочных миссий ОЭСР, МВФ, Всемирного банка и Евростата.

Каким должен быть единый международный подход в вопросе оптимизации соотношения официальной статистики и массива административных данных?

Одним из международных принципов официальной статистики, принятых Статистической комиссией ООН в 1994 году и подтвержденных в 2013 году, является принцип: "Данные для статистических целей могут браться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административные картотеки. Статистические учреждения должны выбирать источник с учетом соображений качества, оперативности, издержек и бремени, ложащегося на респондентов". Международная статистическая практика предполагает проведение статистических наблюдений с минимальной нагрузкой на респондентов, разработку полноценной статистической информации при минимизации затрат на ее получение.

С учетом рационального выбора источников для официальной статистики статистические службы многих стран на основе национального законодательства формируют широкий спектр статистических показателей (оплата труда, выпуск, инвестиции, отдельные компоненты ВВП и ВРП и ряд др.) с использованием административных источников, в том числе данных налоговой службы.

По Регламенту Европейского парламента национальные статистические службы должны иметь доступ к административным источникам данных внутри соответствующей административной системы в той степени, в которой эти данные необходимы для разработки и распространения европейских статистических данных.

В налоговом кодексе США установлена обязанность представления информации, содержащейся в налоговых декларациях и идентифицирующей налогоплательщика, для статистических целей, в том числе работникам Бюро цензов США. Эта информация включает весьма широкий спектр показателей: выручка, издержки, прибыль, активы, обязательства и др., что позволяет при проведении статистических работ отказаться от чрезвычайно дорогостоящих обследований мелких, временно не работающих предприятий, используя при формировании сводной информации административные данные налоговой службы.

Российским законодательством об официальном статистическом учете также предусматривается использование административных данных, получаемых органами государственной власти и местного самоуправления в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, для статистических целей. Более того, рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации законодательно установлен в качестве основополагающего принципа официального статистического учета.

Однако на практике правовые основы применения административных данных для целей статистики не реализуются в полной мере, доступ к ним для органов государственной статистики ограничивается.

- Планирует ли Росстат расширять анализ состояния и динамики развития отечественной экономики?

Это прерогатива минэкономразвития. Роль Росстата в такой деятельности заключается в формировании и предоставлении официальной статистической информации, сформированной в соответствии с Федеральным планом статистических работ. Росстат в установленном порядке вносит в правительство РФ предложения по актуализации Федерального плана статистических работ с учетом предложений, поступающих от заинтересованных пользователей информации.

- Ожидаются ли какие-либо изменения в ближайшее время в области формирования муниципальной статистики?

Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" предусмотрено формирование официальной статистической информации как в целом по РФ и регионам, так и по муниципальным образованиям. Предусмотрено выполнение более 60 работ в разрезе муниципальных образований. Разработка информации ведется на основании Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). Росстатом разработана и сформирована База данных показателей муниципальных образований (БД ПМО), которая включает информацию по каждому из 22,9 тыс. муниципальных образований. Количество показателей, информация по которым выгружается в БД ПМО, увеличилось со 198 в 2007 году до 624 в 2015 году. Первоначально муниципальная статистика выполняла задачу создания статистического паспорта конкретного муниципального образования. Однако впоследствии сформированы сводные итоги по субъектам РФ и России в целом по показателям, характеризующим сеть объектов розничной торговли и общественного питания.

Для получения качественных и актуальных статистических данных по сельским территориям решено использовать статистическую базу по муниципальным образованиям. Предусмотрено формирование достаточно широкого круга показателей, характеризующих социально-экономическое положение сельских территорий: число муниципальных образований; показатели, характеризующие численность сельского населения, естественное движение и миграционные процессы, численность и среднюю заработную плату работников органов местного самоуправления, их состав, дополнительное профессиональное образование; количество объектов розничной торговли и общественного питания; наличие учреждений социального обслуживания населения; ввод в действие жилых домов на территории муниципального образования; количество источников теплоснабжения, протяженность паровых, тепловых, уличных водопроводных, канализационных, газовых, линий электропередачи, их замена и ремонт; наличие спортивных сооружений и учреждений и другие.

экономических наук: 08.00.12. - Саратов, 2005. - 262 с. РГБ ОД, ">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Милованов Дмитрий Иванович. Формирование и перспективы развития муниципальной статистики: На примере муниципальных образований Саратовской области: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.12. - Саратов, 2005. - 262 с. РГБ ОД,

Введение

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА В СИСТЕМЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

1.1. Теоретические основы муниципальной статистики 12

1.2. Процесс становления муниципальной статистики 21

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

2.1. Назначение и принципы формирования системы показателей муниципальной статистики

2.2. Частные показатели социально-экономического положения и развития муниципальных образований

2.3. Обобщающие показатели социально-экономического положения и развития муниципальных образований

ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Статистическая оценка социально-экономического положения муниципальных образований

3.2. Статистический анализ инвестиционной привлекательности муниципальных образований

3.3. Статистический анализ влияния факторов инвестиционной привлекательности на социально-экономическое развитие муниципальных образований

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 132

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Становление института местного самоуправления является одним из основных направлений осуществляемых в России реформ. Идущий в настоящее время процесс становления местного самоуправления в России и ее регионах еще далек от своего завершения. Одна из областей, требующих кропотливой и напряженной работы,- это создание и управление муниципальными информационными ресурсами. Муниципальная статистика является наиболее важным из этих ресурсов с точки зрения оценки, анализа и прогнозирования социально-экономического положения муниципальных образований региона (области), а также разработки программ их развития. Создание и развитие эффективно функционирующей системы муниципальной статистики является одной из задач, стоящих перед местными и региональными органами власти. Муниципальная статистика позволяет местным органам власти не только использовать достоверную статистическую информацию, но также решать некоторые оперативные и стратегические задачи. Данные муниципальной статистики необходимы также и региональным властям, так как они позволяют оценить социально-экономическое положение, уровень развития и функционирования тех или иных муниципальных образований, находящихся в области и составить их рейтинг по отдельным показателям и направлениям развития, оценить их вклад в общее развитие региона и т. п.

Значение муниципальной статистики как важнейшего инструмента сбора, оценки и анализа статистической информации о социально-экономическом положении и развитии муниципальных образований, обуславливает необходимость разработки адекватного современным условиям определения муниципальной статистики и сферы приложения ее данных, концепции ее развития, организации, принципов функционирования и необходимых для этого условий, задач, стоящих перед ней, системы

показателей муниципальной статистики и методологии их исчисления. Одной из проблем, стоящих перед муниципальной статистикой является выбор возможных направлений анализа и адаптация различных статистических методов, применимых к данным муниципальной статистики, а также их совершенствование с учетом специфики муниципальной статистики.

Отдельные вопросы управления муниципальными образованиями и муниципальной экономикой исследованы в трудах отечественных и зарубежных экономистов: А.Г. Воронина, А.Г. Гранберга, В.К. Зубковой, В.А. Лапина, Т.Г. Морозовой, А.Н. Широкова, У. Изарда, М. Портера и др.

В отечественной статистике развитие теоретических основ муниципальной и региональной статистики, методологии систем их показателей началось с середины девяностых годов прошлого века и до сих пор не нашло своего логического завершения. В их разработку внесли существенный вклад отечественные статистики ученые и практики: Е.С. Заварина, В.Н. Задорожный, Е.В. Зарова, А.А. Колесникова, В.В. Кузнецова, К.В. Павлов, Н.И. Пашинцева, Г.П. Полякова, Б.Т. Рябушкин, В.М. Рябцев, Г.И. Чудилин и др.

Переход отечественной статистики на международные стандарты учета и статистики (СНС) изменил методологию расчета ряда показателей, саму систему показателей, а, следовательно, и принципы ее формирования. Система показателей региональной и муниципальной статистики, является составной частью единой статистической информационной системы социально-экономического развития России, ее регионов, административных районов и городов, поэтому определенные изменения произошли и в ней. Расширение полномочий местных органов власти также предопределили изменения в системе показателей муниципальной статистики. Использование более широкого, относительно федеральной программы статистических работ, круга показателей, необходимых органам управления

муниципальными образованиями привело к созданию принципиально нового документа с различных сторон отображающего его положение и развитие. Таким документом в настоящее время является статистический паспорт муниципального образования.

Актуальность темы диссертационной работы определяется также необходимостью совершенствования методологии расчета ряда показателей, обоснования их выбора и разработки основных направлений анализа с учетом существующих информационных потребностей и возможности исследования основных факторов, влияющих на социально-экономическое положение и развитие муниципальных образований в сложившихся условиях, а также изучение тенденций их развития.

Сущность явлений и процессов, описываемых (охватываемых) и изучаемых муниципальной статистикой, предполагает использование не только традиционных методов теории статистики, но также и специфических методов и приемов, в частности, приемы построения обобщающих показателей и аппарата рейтинговых оценок, развитие теории которых связано с именами: И.И.Елисеевой, Е.Н.Криулиной, В.А.Прокофьева, В.М.Рябцева, Н.В.Тарасенко, О.Ф.Чистик. Кроме того, муниципальная статистика использует методы многомерного статистического анализа, корреляционно- регрессионный анализ, значительный вклад в развитие которых внесли С.А.Айвазян, А.М.Дубров, В.С.Мхитарян, Ю.В.Сажин, В.Н.Тамашевич, Л.И.Трошин и др.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является оценка современного состояния и совершенствование системы показателей муниципальной статистики, а также методов статистического анализа социально-экономического положения и уровня развития муниципальных образований на примере Саратовской области.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

проанализировать современную организацию муниципальной статистики. Уточнить предмет и объект муниципальной статистики;

рассмотреть определение муниципальной статистики и предложить новое, более полно отвечающее существующим потребностям органов власти, современным требованиям и целям анализа;

сформировать основные задачи, стоящие перед муниципальной статистикой в настоящее время и произвести их группировку;

обосновать систему показателей муниципальной статистики для информационного обеспечения всех заинтересованных пользователей. Осветить основные методологические проблемы построения и совершенствования системы показателей муниципальной статистики в целях создания обобщающих индикаторов для более полного и системного анализа;

Исследовать методы расчета частных показателей и возможность их
агрегирования в обобщающий показатель, характеризующий социально-
экономическое положение муниципальных образований (МО). Осуществить
рейтинговую оценку по социально-экономическому положению;

проанализировать дифференциацию МО по уровню их инвестиционной привлекательности с применением процедуры типологизации и кластерного анализа;

Выявить основные взаимосвязи между социально-экономическим
положением, инвестиционной привлекательностью и уровнем развития
муниципальных образований, а также факторы, влияющие на них с
использованием корреляционно-регрессионного анализа.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования явились укрупненные муниципальные образования (сельскохозяйственные районы) Саратовской области и анализ их социально-экономического положения.

Предмет исследования. Предметом исследования диссертационной работы является количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов, происходящих на муниципальной территории.

Методологическая и теоретическая основа. Методологической и теоретической базой диссертационной работы послужили:

методологические положения Госкомстата России;

постановления Госкомстата и территориального органа Федеральной статистической службы по Саратовской области;

унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования;

труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики и экономики муниципальных образований, региональной и муниципальной статистики, раскрывающие сущность и содержание этих понятий, особенности их трактовки, методы статистического анализа и современные тенденции формирования служб муниципальной статистики в сложившихся условиях.

Информационной базой диссертационного исследования явились данные территориального органа Росстата по Саратовской области (Саратовстата), данные межрайонных отделов статистики.

При решении поставленных задач использовались различные общенаучные и статистические методы: табличный, графический, метод группировок, метод средних величин, кластерный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, метод рейтинговых оценок.

Обработка данных проводилась на базе пакетов прикладных программ Statistica 6.0., Microsoft Excel ХР.

Научная новизна диссертации. Научная новизна диссертационной работы состоит в определении понятия «муниципальная статистика», совершенствовании системы показателей и статистических данных

необходимых пользователям на различных уровнях управления, а так же факторов, влияющих на положение и развитие муниципальных образований. В диссертации сформулированы, обоснованы и описаны следующие положения, содержащие элементы научной новизны:

    Предложено авторское определение муниципальной статистики, как отрасли статистической науки, описаны ее предмет и объект исследования. Усовершенствована система показателей муниципальной статистики и выбраны основные показатели развития муниципальных образований.

    Получена типологизация муниципальных образований по исходному состоянию и динамике основных показателей развития. Предложены показатели, характеризующие социально-экономическое благополучие и напряженность в развитии муниципальных образований. Выработан обобщающий показатель социально-экономического положения, на основе агрегирования указанных показателей с применением взвешенных коэффициентов корреляции. Проведена группировка муниципальных образований по этим показателям.

3. Дана сравнительная оценка муниципальных образований по их
социально-экономическому положению на основе обобщающих показателей
с использованием аппарата рейтинговых оценок.

4. Осуществлена группировка муниципальных образований
Саратовской области по показателям инвестиционной привлекательности
путем их типологизации и кластерным анализом с целью сравнительной
характеристики этих методов.

5. Установлена связь показателей, характеризующих социально-
экономическую напряженность и благополучие с показателем
инвестиционной привлекательности, и дана оценка степени их влияния на
показатель уровня развития муниципальных образований на основе
корреляционно-регрессионного анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных показателей и методов комплексного статистического анализа уровня социально-экономического положения и развития муниципальных образований области территориальными органами государственной статистики, службами муниципальной статистики при местных администрациях для обоснования социально-экономической политики, принятия оперативных и стратегических управленческих решений, направленных на разработку региональных программ социально-экономического развития муниципальных образований области.

Материал диссертации используется отделом муниципальной статистики Саратовстата и в учебном процессе Саратовского государственного социально-экономического университета по дисциплинам «Муниципальная статистика» и «Статистика региона и муниципального образования».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на 6 научных конференциях:

Социально-экономические проблемы развития Поволжского региона
на рубеже 21 века: Научная конференция. Саратов. 7-9 декабря 2000 г.

Международная конференция «Математическое моделирование, статистика и информатика в современном управлении экономикой». Самара. 25-28 июня 2001 г.

Международная научная конференция «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Тольятти. 21-24 апреля 2004 г.

Научно-практические конференции профессорско-преподавательского
состава Саратовского государственного социально-экономического
университета по итогам НИР за 2002 и 2003 гг.

Международная научно-практическая конференция «Социальные и институциональные факторы экономического развития России». Саратов. 15 - 16 февраля 2005 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе диссертации описаны условия и предпосылки необходимости становления муниципальной статистики в регионах России, ее возможная организация и принципы функционирования. Дано определение понятия муниципальная статистика, а также изложены ее теоретические основы, такие как объект и предмет исследования. Выделены и сгруппированы основные задачи муниципальной статистики. Проведен обзор научной и научно-популярной литературы по проблемам становления муниципальной статистики в РФ.

Во второй главе определены цель создания и принципы формирования системы показателей муниципальной статистики на основе системного подхода решению экономических проблем. Освещены основные вопросы совершенствования существующей системы показателей, их адаптации к потребностям местных и региональных органов власти. Обоснован выбор и описано содержание обобщающего показателя социально-экономического положения и показателя уровня развития муниципального образования в рамках стандартов СНС. Предложены методы агрегирования частных показателей в обобщающий с целью разработки рейтинговых оценок.

В третьей главе осуществлен расчет значения обобщающего показателя путем агрегирования частных показателей с использованием аппарата невзвешенных и взвешенных оценок. Проведен сравнительный статистический анализ и дана оценка социально-экономического положения муниципальных образований Саратовской области, полученная на основе обобщающего показателя. Выявлена асимметрия развития муниципальных

образований Саратовской области. Проведен анализ инвестиционной привлекательности муниципальных образований с применением процедуры кластерного анализа, выявлены ее факторы и связь с социально-экономическим положением. Осуществлена сравнительная оценка влияния факторов инвестиционной привлекательности на социально-экономическое развитие муниципальных образований методом корреляционно-регрессионного анализа.

В целом в диссертационной работе проведена комплексная экономико-статистическая оценка существующего положения, направлений анализа и методов, а также перспектив развития муниципальной статистики в России.

Теоретические основы муниципальной статистики

Статистика как отрасль знаний, как наука постоянно развивалась на протяжении длительного времени, особенно в прошедшем столетии. Совершенствовалась и форма практической статистической деятельности. В настоящее время статистика как отрасль знаний представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, обладающих определенной спецификой и известной самостоятельностью. Тем не менее, в последние годы возник вопрос о необходимости создания региональной, а затем и муниципальной статистики. Практически муниципальная статистика до сих пор находится в стадии становления. Хотя при статистических комитетах многих субъектов РФ уже созданы и действуют службы (отделы) муниципальной статистики, тем не менее, теоретические основы, связанные с муниципальной статистикой нуждаются в разработке. До сих пор обойдены вниманием и не разработаны вопросы об объекте и предмете муниципальной статистики, нет четкой интерпретации ее понятия и системы показателей.

В публикациях последних лет, в частности на страницах журнала "Вопросы статистики" , в учебном пособии "Региональная статистика" были затронуты вопросы о необходимости создания региональной и муниципальной статистики в ряде регионов (областей), их содержании, основных принципах построения системы показателей и др. Высказывались также различные точки зрения на содержание и предмет региональной и муниципальной статистики. Многие ученые считают региональную и муниципальную статистику новым направлением, новой отраслью статистической науки. Но они при этом оговариваются, что современное состояние и уровень развития региональной и муниципальной статистики не позволяет судить о них как о вполне самостоятельных отраслях статистической науки . Другие ученые считают региональную статистику одним из разделов социально -экономической статистики , третьи - лишь формой практической деятельности .

Муниципальная статистика - система статистической информации, характеризующая состояние массовых явлений и процессов, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления .

На наш взгляд, это определение является не совсем точным, так как не охватывает все процессы, происходящие на территории МО, связанные, например, с демографической ситуацией, рынком труда, производством, инвестиционной деятельностью, а охватывает лишь процессы, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления. Очевидно, что отказ от учета указанных процессов приведет к оценке и описанию социально-экономического положения МО не полным образом. В связи с этим необходимо пересмотреть определение муниципальной статистики.

Целесообразно при определении муниципальной статистики исходить из понятия «экономическое пространство МО».

Экономическим пространством МО может быть признана вся территория МО с находящимися на ней экономическими ресурсами, вне зависимости от принадлежности их конкретным органам власти или хозяйствующим субъектам .

Таким образом, муниципальная статистика должна быть ориентирована на сбор данных об этих ресурсах их использовании и влиянии на социально-экономическое положение и развитие МО.

Исходя из этого нами предложено следующее определение муниципальной статистики.

Муниципальная статистика - это отрасль статистики, направленная на анализ статистической информации, характеризующей совокупность всех находящихся на территории МО земельных, природных, человеческих, материальных, финансовых ресурсов и их использование. Такое определение, на наш взгляд, разъясняет понятие муниципальной статистики с точки зрения экономического развития МО (региона) наиболее полным образом.

Под экономическим развитием региона (МО) следует понимать процесс устойчивого экономического роста на его территории, происходящий под влиянием как внешних факторов, так и внутренних производственных, институциональных, социальных факторов, и обеспечивающий повышение уровня и качества жизни населения .

Связь самоуправления с определённой территорией обуславливает общность региональной и муниципальной статистик. Как и региональная, муниципальная статистика изучает массовые экономические, социальные, демографические, экологические явления, происходящие на территории МО. Однако, если региональная статистика связана с административным делением России, то муниципальная статистика охватывает статистическим наблюдением, как правило меньшие по размеру территории и объект муниципальной статистики определён не только территориальными, но и хозяйственными границами. Само название "муниципальная статистика" указывает на то, что объектом ее изучения должно являться МО, а точнее социально - экономическая система, функционирующая на данной муниципальной территории. Эта система включает в себя весь комплекс ресурсов, находящихся на территории муниципалитета и их использование.

Рассматривая муниципальную статистику как составную часть региональной статистики и как отрасль статистической науки и практики в целом, возникает вопрос о том что конкретно она должна изучать. В научной литературе до сих пор нет определения предмета муниципальной статистики, хотя попытка определения предмета региональной статистики ранее предпринималась некоторыми учеными . При этом, на наш взгляд, понимание предмета муниципальной статистики не должно выходить за рамки общего определения предмета статистики.

С точки зрения традиционных представлений о предмете статистики предмет муниципальной статистики можно сформулировать как изучение количественной стороны социально - экономических явлений и процессов, происходящих на территории МО в неразрывной связи с их качественной стороной, в целях выявления и количественного выражения складывающихся особенностей, тенденций и закономерностей. Говоря о количественной стороне, имеют в виду состав, структуру и конкретные размеры различных социальных, экономических и иных явлений и процессов, происходящих на муниципальной территории и выражаемых посредством статистических показателей. Различие определений предметов региональной и муниципальной статистик по сути дела состоит лишь в изучении различных иерархических уровней описываемых ими явлений и процессов.

Традиционное определение предмета статистики, отражая приоритет количественного аспекта изучения общественных явлений перед качественным, выражает лишь первый, хотя и весьма важный аспект предмета статистической науки. Другие его аспекты связаны с разграничением :

Эмпирического и теоретического аспектов процессов познания экономических законов;

Статического и динамического аспектов в характеристике экономических законов.

Назначение и принципы формирования системы показателей муниципальной статистики

Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в статистике используются статистические показатели. Различные по виду и форме выражения они представляют собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления, с его сущностью . Показатель в отличии от признака является расчетной категорией и может отражать характеристику как отдельного объекта, так и группы объектов.

В общем виде под системой статистических показателей следует понимать совокупность взаимосвязанных показателей имеющих одноуровневую или многоуровневую структуру, нацеленную на решение конкретной статистической задачи .

Так, исходя из целей нашего исследования, представляется необходимым сформулировать понятие «система показателей муниципальной статистики».

Система показателей муниципальной статистики является составной частью Единой статистической информационной системы социально-экономического развития России и ее регионов. Задача системы состоит в объективном отражении ее показателями комплексного социально-экономического развития МО, административных районов и городов, деятельности предприятий и организаций в целях обеспечения всех заинтересованных пользователей объективной и своевременной информацией. Система показателей муниципальной статистики - это совокупность показателей, с различных сторон отображающих состояние и развитие взаимосвязанных социально-экономических явлений и процессов, происходящих на территории МО.

Система показателей муниципальной статистики строится исходя из поставленных целей и выявленных информационных потребностей на основе предварительного теоретического анализа изучаемого предмета.

Приоритетным направлением формирования системы экономических показателей муниципальной статистики является приведение ее в соответствие с методологическими требованиями, общепринятыми в мировой статистической практике. Разработка современной системы экономико-статистических показателей российской государственной статистики подчинена главной методологической концепции формированию системы национального счетоводства (СНС).

Разнообразие количественных сторон и качественных признаков социально-экономических явлений настолько велико, что взаимосвязанным оказывается огромное число показателей, поэтому возникает необходимость образовывать разные блоки показателей, объединенных между собой и дополняющих друг друга.

Система показателей муниципальной статистики входит в общую методологическую структуру государственной статистики и при их наполнении конкретными данными широко используются как инструмент государственного регулирования и управления на местах.

На муниципальном уровне система показателей должна состоять из показателей, интегрируемых в показатели верхних уровней (регионального и федерального), и показателей, определяемых муниципальным «портфелем заказов». Таким образом, муниципальной статистикой должны собираться и анализироваться показатели, необходимые не только местным органам власти, но и региональным органам управления, что еще раз подтверждает связь региональной и муниципальной статистики.

В настоящее время существующая система показателей муниципальной статистики сформирована на принятых ранее законодательных и нормативных актах. В 1996 г. в связи с Постановлением Правительства РФ "О развитии системы муниципальной статистики" Госкомстатом РФ (Росстатом) исходя из общих принципов формирования систем статистических показателей был разработан и утверждён "Примерный Перечень статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований" с целью оказания методической помощи в организации муниципальной статистики . При его подготовке были рассмотрены предложения свыше 100 органов местного самоуправления, 20 органов исполнительной власти субъектов РФ, а также 17 федеральных органов исполнительной власти. Однако в соответствии с поручением Президента РФ от 17.12.1997г. № ПР-2104 , Госкомстатом РФ (Росстатом) данный Перечень был заменён «Унифицированной системой показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» . Унифицированная система показателей (У СП) муниципальной статистики прошла апробацию в регионах и муниципальных образованиях РФ. Органы государственной статистики выступают не только в роли методологов при организации муниципальной статистики, но и являются получателями и разработчиками ряда показателей. Унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 9 января 1998 года №2 была доведена до территориальных комитетов статистики в качестве рекомендации по ведению муниципальной статистики.

Статистическая оценка социально-экономического положения муниципальных образований

Одной из наиболее значимых задач для местных органов власти является задача выявления территориальной дифференциации муниципальных образований по их социально-экономическому положению (развитию), а также его адекватная, и, по возможности, комплексная оценка.

Информационной базой для решения подобной задачи должны выступать данные муниципальной статистики, так как именно службы муниципальной статистики собирают и анализируют информацию о функционировании и развитии всех комплексов и отраслей муниципального хозяйства. Одними из методов анализа уровня социального и экономического развития МО являются статистические методы. В рамках решения поставленной задачи целесообразно проводить сравнительную характеристику показателей уровня и динамики степени развития МО.

Качественная оценка социально-экономического положения обеспечена системой относительных показателей, определенных на одного человека, 1000 человек населения и т.п., а также абсолютными показателями, такими как число занятых в экономике, объем выпуска промышленной продукции, затраты на производство, объем инвестиций и другие. Сравнительную оценку таких показателей могут дать традиционные методы анализа динамики и их сравнение. Однако подобный анализ будет недостаточно информационен, так как он не даст комплексной оценки развития МО. Система разнородных частных показателей позволяет составить динамическую характеристику социально - экономического положения МО лишь по отдельным аспектам деятельности, чего очевидно недостаточно. Поэтому важной задачей муниципальной статистики является выработка обобщающих (интегральных) показателей для оценки степени территориальной дифференциации МО по их социально-экономическому положению. Расчет обобщающих (интегральных) показателей социально-экономического положения также необходим для выявления сложившихся закономерностей, для оценивания устойчивости, стабильности или изменчивости стадии фазы развития МО. Интегральные показатели социально-экономического положения могут быть использованы для установления рейтинга территории по социальному и экономическому развитию. Они также будут служить индикаторами, позволяющими выявить остроту социально-экономических проблем в МО. Расчет интегрального показателя социально-экономического положения за ряд периодов (лет) позволит исследовать темпы изменения, а также направления развития МО, произошедшего за данный временной период.

В целях более системного анализа МО для расчета обобщающего показателя социально-экономического положения целесообразно выделить две группы составляющих его показателей, одна из которых характеризует социально-экономическое благополучие, а другая напряженность. К показателям, характеризующим социально-экономическое благополучие относятся те, рост которых свидетельствует о положительных тенденциях развития МО. К ним следует отнести:

Численность занятого населения;

Среднемесячная заработная плата;

Число родившихся на 1000 человек:

Объем промышленной продукции;

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда;

Общая площадь квартир в среднем на одного жителя;

Численность зарегистрированных предприятий;

Объем инвестиций в основной капитал. К показателям, рост которых свидетельствует о негативных тенденциях, то есть о социально - экономической напряженности в МО, относят:

Общая площадь аварийного и ветхого жилищного фонда;

Число умерших на 1000 человек населения;

Численность пенсионеров;

Дебиторская задолженность;

Кредиторская задолженность;

Численность безработных;

Коэффициент износа основных фондов;

Удельный вес убыточных предприятий;

Число зарегистрированных преступлений.

Важным методологическим вопросом изучения уровня социально-экономического развития является его разносторонняя оценка. На основе указанных частных показателей можно оценить как общий уровень развития, так и выявить асимметрию развития МО.

Используя метод типологизации МО по исходному состоянию и динамике определенного индикатора нами были получены следующие характеристики в распределении такого показателя экономического развития, как объем промышленной продукции. Наибольший объем промышленной продукции в 2002 году имели: Балаковский, Ершовский, Калининский, Саратовский, Татищевский, Энгельсский, Аркадакский, Аткарский и Пугаческий районы, то есть 24% от их общего числа.

Геворкян, Гарри Викторович


Значение и проблемы муниципальной статистики

Статистическая информация является одним из главных источников информационного обеспечения муниципальной деятельности. Объектами статистического изучения на территории муниципального образования являются население, среда его проживания и комплекс коллективных потребностей: финансы, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение, охрана общественного порядка, торговые, культурные, социальные, ритуальные и другие муниципальные услуги в их натуральном и стоимостном выражении.
В СССР существовала единая отлаженная и централизованно финансируемая система Госкомстата, включающая федеральные, региональные и местные органы государственной статистики и снабжающая статистической информацией все уровни публичной власти. В России при разделении функций между государственным и муниципальным уровнями власти структура Госкомстата была передана в ведение федеральных властей и стала обеспечивать только их потребности. Органы местного самоуправления остались без собственных статистических служб и статистического обеспечения.
Федеральный закон 2003 года относит к полномочиям органов местного самоуправления организацию сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ. К сожалению, в Законе ничего не сказано о встречной обязанности органов государственной власти и государственной статистики по обеспечению статистической информацией органов местного самоуправления. Единственное исключение сделано специальным Постановлением Правительства РФ (см. Приложение 1) для налоговых органов, однако их информации недостаточно. В Положении о Федеральной службе государственной статистики (Росстат), утвержденном Правительством РФ в июле 2004 года, в качестве одного из ее полномочий указано предоставление официальной статистической информации органам местного самоуправления, однако объем и состав этой информации не определены.
В настоящее время органы местного самоуправления РФ работают в условиях недостаточной информированности о состояниях и процессах, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни страны.
Информационный потенциал структур, осуществляющих информационное обеспечение органов местного самоуправления, не отвечает требованиям сложного переходного периода от административно-командных методов к условиям рыночной экономики.
Большинство органов местного самоуправления самостоятельно, в меру своих возможностей, решают проблемы как собственного информационного обеспечения, так и обеспечения внешних потребителей информации - физических и юридических лиц.
Таким образом, в РФ к настоящему времени накопилось множество нормативных актов разного уровня, направленных на регулирование информационных проблем применительно к отдельным ветвям власти и конкретным органам на создание и реорганизацию различных информационно-аналитических структур, которые не носят общенормативного характера.
Сложившаяся ситуация приводит не только к неудовлетворительному информационному и нормативно-правовому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и неисполнению положений Конституции РФ в части открытости и доступности информации о деятельности органов власти, но и к необоснованному завышению материальных затрат на создание несовместимых автоматизированных информационных систем и баз данных этих органов.
В связи с этим возникла необходимость воссоздания в России муниципальной статистики как отдельной подотрасли социально-экономической статистики и увязки ее с общей системой государственной статистики.
Организация муниципальной статистики осложняется рядом факторов. Главный из них - финансовый. Существовавшие прежде в местных исполкомах отделы статистики были ликвидированы, и, как отмечалось, большинство муниципальных образований не имеет средств для создания своих органов статистики. Часть статистической информации накапливается в экономических и информационно-аналитических службах местных администраций, однако многие руководители муниципалитетов не придают работе с этой информацией должного значения.
В некоторых субъектах РФ, например в Тюменской области (см.: Муниципальная экономика. 2003. N 1), приняты региональные законы о муниципальной статистике, выделяются соответствующие бюджетные средства. Однако все это - локальные меры, и в целом по России проблема организации муниципальной статистики остается нерешенной. Нужна единая система формирования информационных ресурсов государства, прежде всего в интересах органов государственной и муниципальной власти - согласованные процедуры и правила их использования в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Повышение значимости нормативной основы информационного обеспечения органов власти давно является предметом мировой науки и законодательства многих стран.

Предмет, методы, задачи муниципальной статистики

Предметом муниципальной статистики являются количественные и качественные характеристики однородных массовых экономических, социальных, демографических, экологических и других явлений и процессов, происходящих на территории муниципального образования. Она должна охватывать все сферы и объекты муниципального управления в динамике, выполнение целевых программ и т.д.
Муниципальная статистика использует как общие, так и специфические методы исследования количественной и качественной стороны общественных явлений. Традиционно выделяется три этапа исследования:
- статистическое наблюдение за массовыми явлениями;
- сводка результатов наблюдения, которая предусматривает обобщение материалов наблюдения в соответствии с классификациями, их группировку, расчет обобщающих аналитических показателей;
- заключительный этап - анализ материалов сводки, прогнозирование и подготовка информации для соответствующих пользователей.
При проведении статистического наблюдения могут возникнуть проблемы выбора его форм, видов, способов, в частности в связи с переходом на выборочные и цензовые методы. Федеральные выборочные наблюдения нерепрезентативны для муниципального уровня и не могут служить источником информации для принятия решений.
Статистическая информация должна отвечать требованиям достоверности, объективности, однозначности, своевременности, полноты охвата изучаемого явления в соответствии с поставленными задачами. Для этого необходимо соблюдать единство методологии исчисления обобщающих показателей, их сопоставимости во времени, многократности применения и длительности хранения в банках данных и т.д.
Оперативность и качество разработки статистических данных зависит от используемых систем, прикладных программ, табличных процессоров. Их применение дает возможность улучшить оформление аналитических материалов, дополнить их таблицами и графиками. Возможно внедрение безбумажной технологии сбора и обработки статистической информации, формирование выходных таблиц для обеспечения информацией местных органов с применением пакетов прикладных программ.
Организационно-муниципальная статистика должна быть элементом муниципальной информационной системы.

Существует обширный класс задач статистического анализа, решение которых необходимо в системе муниципального управления. К ним относятся:
- обеспечение органов местного самоуправления оперативной статистической информацией и информацией, необходимой для разработки программ развития;
- классификация и паспортизация социально-экономических объектов;
- построение интегральных индикаторов эффективности функционирования объектов;
- выявление скрытых факторов, определяющих течение того или иного социально-экономического процесса;
- исследование происходящих на территории муниципального образования экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития, исследование динамики состояния объектов;
- обеспечение органов местного самоуправления статистической информацией, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета;
- наблюдение за ходом выполнения муниципальных программ;
- информирование населения о комплексе социально-экономических явлений, происходящих на территории муниципального образования.

Система показателей муниципальной статистики

Потребляемую муниципалитетом статистическую информацию можно условно разделить на два вида:
- унифицированную (внешнюю), формирующуюся в соответствии с требованиями государственных статистических органов;
- специфическую, используемую внутри муниципального образования и не отражаемую в показателях государственной статистической отчетности.
Перечень унифицированных статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального образования, был утвержден Постановлением Госкомстата РФ в 1998 году. Информация по данному перечню должна была предоставляться органам местного самоуправления соответствующими территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. В свете требований Федерального закона 2003 года этот перечень подлежит пересмотру с разделением по типам муниципальных образований в соответствии с их компетенцией.
Для получения внутренних статистических показателей, отражающих специфику градообразующей, градообслуживающей и социальной сфер конкретного муниципального образования, форм собственности в этих сферах и т.д., следует определить потребность в таких показателях, разработать формы статистической отчетности, инструментарий по сбору информации, установить объекты наблюдения, сроки, формы, виды и способы наблюдения. Состав показателей может изменяться во времени в сторону как большей, так и меньшей детализации. Органам местного самоуправления необходимо ответственно подходить к формированию набора показателей внутренней статистики, предъявлять разумные требования к объему и качеству информации.
В настоящее время соответствующим подразделениям местных администраций приходится самостоятельно и различными способами собирать необходимую им информацию, данные финансовых органов, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, загса и других структур. В результате информация, которой располагают органы местного самоуправления, носит во многом экспертный, эвристический характер.
Сознавая ненормальность сложившейся ситуации, органы местного самоуправления, их союзы и ассоциации, а также вузы и научные организации предпринимают попытки разработать комплексную систему показателей муниципальной статистики, пригодных для использования в муниципальной практике. Интерес в связи с этим представляет "Инвентарная книга" территории, макет которой создан в Кубанском госуниверситете. В Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) разработана система показателей социально-экономического положения муниципальных образований, наиболее часто используемых в практической работе органов местного самоуправления, создан компьютерный банк этих данных и организован обмен показателями. Показатели разделены на представляемые ежегодно, ежеквартально и ежемесячно.

Задачи организации муниципальной статистики

Муниципальная статистика в настоящее время лишена возможности развиваться и полноценно обеспечивать функции муниципального управления. Необходимо развитие информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и создание устойчивого информационного пространства, способствующего повышению качества принятия управленческих решений. Выделяются основные проблемы:
- обеспечение доступа к информации о ресурсах территории (трудовых, земельных, лесных, водных, полезных ископаемых и др.) органам местного самоуправления;
- создание системы обеспечения органов местного самоуправления информацией о субъектах хозяйственной деятельности территории (отношения собственности, результаты хозяйственной деятельности и др.).
Создание и развитие муниципальной статистики требует реализации актуальных задач:
- формирования оптимизированной системы экономико-статистических показателей и создания на ее основе комплексной трехуровневой базы данных;
- обеспечения высокой оперативности и максимальной достоверности информации;
- создания информационно-статистических ресурсов на современном программно-технологическом и техническом уровне;
- максимального соблюдения требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа, при сборе, обработке, накоплении, предоставлении информации.
Система показателей должна базироваться на формах государственных федеральных, региональных статистических наблюдений, а также показателях ведомственной статистики и отчетности, не централизованной в органах статистики. В основу системы показателей предполагается заложить трехуровневый принцип подбора. За основу системы показателей могут быть взяты разработанные в рамках программы ТАСИС проект "Статистика-3" - система показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и унифицированная система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования. Система показателей корректируется с учетом замечаний муниципальных образований и областных ведомств, после чего вносится на утверждение законодательным собранием региона. В дальнейшем она будет открытой: она может меняться в зависимости от условий изменения методологии исчисляемых отдельных показателей, проведения новых наблюдений и обследований, изменившихся потребностей органов власти в информации.
Первый уровень - система показателей, характеризующая деятельность хозяйствующих субъектов и позволяющая анализировать его собственную деятельность.
Показатели этого уровня направлены на характеристику производителей товаров и услуг (всех отраслей и видов деятельности) с точки зрения условий и результатов их финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйствующие субъекты по составу характеризующих их показателей подразделяются на три группы.
К первой группе относятся крупные и средние предприятия и предприятия, имеющие в уставном капитале долю государства 25 и более процентов. В состав показателей, характеризующих данную группу предприятий, входят данные об их демографии, показатели, позволяющие анализировать количественный и качественный состав ресурсов предприятия, касающиеся его производственной деятельности (объемы производства, материальные затраты и т.п.) и эффективности работы (характеризующие отдачу факторов производства, финансово-экономическую устойчивость и др.).
Ко второй группе относятся субъекты малого бизнеса - юридические лица. Для их характеристики будут использованы показатели из Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО), годовой бухгалтерской отчетности и единовременных обследований.
К третьей группе относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (частные предприниматели).
Второй уровень - система показателей, характеризующая социально-экономическое развитие города, района.
Значительная часть этих показателей будет получена за счет обработки информации первого уровня. Но для обеспечения комплексного развития муниципальной территории и управления муниципальным образованием необходимы показатели, характеризующие все формы жизнедеятельности: уровень жизни и занятости населения, бюджетно-финансовое состояние, демографическая ситуация, экология, правопорядок. Кроме того, они должны характеризовать состояние и развитие муниципального хозяйства на соответствующей территории. Получить эти показатели можно из соответствующих государственных статистических наблюдений и ведомственной статистики.
Система муниципальной статистики должна включать относительно небольшое количество показателей, но в то же время она должна быть достаточной для глубокого изучения муниципальной территории, проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием. Для этой цели вводится группа индикативных показателей, позволяющая получить сводный индекс развития территории.
Данная система позволит оценить не только состояние дел в городе (районе), но и вклад отдельной территории в экономику области, получить информацию о хозяйствующих субъектах и их роли в экономике и социальной сфере города (района).
Третий уровень - система показателей, характеризующая социально-экономическое положение муниципального образования.
Она позволит анализировать фактическое состояние дел, прогнозировать тенденции развития муниципального образования и базируется частично на показателях систем более низкого уровня, а частично на показателях, характерных только для третьего уровня. Особое значение для этого уровня имеют макроэкономические показатели, среди которых выделяется блок показателей эффективности экономики.
Важное место в системе показателей регионального уровня предполагается отвести показателям оценки деятельности муниципальных образований и уровня руководства ими.
Применение единой методологии расчетов и технологических подходов делает показатели сопоставимыми независимо от уровня использования информации.
Отдельной, но весьма актуальной проблемой является разработка методики построения интегрального показателя (показателей) развития административно-территориальных образований области.
На основе разработанной системы показателей проводятся проектно-технологические работы и создается многоуровневая база данных с годовым объемом более миллиона показателей, в том числе по характеристике муниципальных образований - около 200 тысяч показателей в расчете на год.
По предварительным оценкам, большинство показателей по всем трем уровням базы данных будут базироваться на федеральных статистических наблюдениях. Однако значительную часть их необходимо будет использовать из информационных ресурсов других федеральных ведомств, подразделений администрации области, администраций муниципальных образований. Для сбора информации, ее обработки и приведения к единому формату в комитете статистики может быть создана группа специалистов. После создания информационно-статистических ресурсов области эта группа будет выполнять организационно-распорядительные функции по их актуализации и развитию. Должен быть установлен единый объем и порядок сбора и обработки информации во всех муниципальных образованиях России.

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего необходима муниципальная статистика?
2. Какие задачи муниципального управления могут решаться с помощью статистической информации?
3. Как можно классифицировать статистическую информацию, используемую органами местного самоуправления?
4. Какие существуют способы организации муниципальной статистики, какой из них представляется вам более предпочтительным и почему?

Лекция, реферат. 8.5. Организация муниципальной статистики - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Сегодня становится очевидным, что изучение проблем местного значения и управление территорией невозможно без соответствующей информационной базы. Всем, кто живет и работает в муниципальном образовании, нужно владеть информацией о характере социальных, экономических, политических и других процессов, проводить мониторинг и анализ их развития.

В российской статистической практике применяются различные подходы к организации муниципальной статистики. Эти подходы в общем виде можно систематизировать следующим образом.

1. Традиционный отраслевой подход. Разработан и применяется, например, в Мособлстате. В основу системы статистических показателей положен трехуровневый принцип их подбора:

Первый уровень субъекта хозяйствования - предприятия. Показатели этой группы ориентированы на характеристику производителей товаров и услуг территории с точки зрения ресурсного потенциала и результатов хозяйственной деятельности.

Второй уровень - региональный. Включает систему показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития городов, административных районов внутри края, области, республики, на основе которой формируются информационные ресурсы для анализа и управления социально-экономическим развитием территорий.

Третий - макроуровень - представлен системой показателей социально-экономического положения области, края и позволяющий отслеживать состояние экономики, прогнозировать тенденции развития субъекта федерации, создавать информационное пространство для развития интеграции в межрегиональные и международные экономические отношения.

Применение единой методологии расчета делает показатели сопоставимыми независимо от уровня.

Система показателей является открытой: она может меняться в зависимости от изменения методики расчета отдельных показателей, проведения новых статистических наблюдений и обследований.

2. Рыночно-ориентированный подход. Разработан органами местного самоуправления совместно с Самарастатом.

Согласно данному подходу информация для местных органов власти и управления готовится на основе Федеральной программы статистических работ, в дополнение к ней на договорной основе выпускаются отдельные тематические сборники и аналитические материалы, а также совместно с вузами города Самары проводятся специальные научно-аналитические исследования.

К числу показателей, которые не разрабатываются государственной статистикой, но необходимы для управления территорией, авторы этого подхода относят межрегиональные денежные потоки, ввоз и вывоз товаров и услуг по всем каналам реализации. Отсутствие полноценной информации по данным позициям влияет на достоверность ряда важнейших региональных показателей: потребление основных продуктов питания, денежные доходы и расходы населения, валовой региональный продукт и др.

Как и в предыдущем подходе, в. информационной системе нет стройной системы показателей, описывающих территорию и ее развитие, а в территориальном отношении информация не «опускается» ниже муниципального района.

3. Сравнительно-аналитический подход.

Для проведения межрегиональных сопоставлений выделены проблемно-содержательные блоки региона и характеризующие их статистические показатели. Авторами предложены следующие проблемно-содержательные блоки, каждый из которых связан с определенной задачей по разработке и реализации государственной региональной политики: демографическая ситуация, включая миграцию; уровень жизни населения; качество жизни; правонарушения; экология и рынок труда; бюджетная ситуация; финансы предприятий, организаций, населения; реформирование экономики; экономический потенциал; инвестиционная ситуация; производственная активность; научно-технический потенциал; внешнеэкономическая деятельность.

4. Системный подход, ориентированный на развитие.

Как и в сравнительно-аналитическом подходе, статистическая информация рассматривается как база для проведения анализа социально-экономического развития территорий. Принципиально новым является системный подход к формированию информационной базы.

Авторы отказываются от трехуровневой схемы сбора данных (предприятие - субъект федерации - федерация), действующей сегодня в государственной статистике, и от отраслевого подхода в содержании статистической информации. При построении системы показателей, с содержательной точки зрения, учитывается целенаправленность развития экономики, проблемы обеспечения соответствующими ресурсами и получение статистических показателей. Авторами предложены следующие проблемно-содержательные блоки, каждый из которых связан с определенной задачей по разработке и реализации государственной региональной политики: демографическая ситуация, включая миграцию; уровень жизни населения; качество жизни; правонарушения; экология и рынок труда; бюджетная ситуация; финансы предприятий, организаций, населения; реформирование экономики; экономический потенциал; инвестиционная ситуация; производственная активность; научно-технический потенциал; внешнеэкономическая деятельность.

Если объектом сравнительного анализа являются федеральные округа, то количество задач и проблемно-содержательных блоков при оценке социально-экономического положения регионов сокращается. Например, могут быть не задействованы такие блоки, как экология, бюджетная ситуация, межбюджетные отношения, внешнеэкономическая деятельность. Различия могут быть не только в составе задач, но и в наборе показателей.

В данном подходе межрегиональный анализ первичен по отношению к информации. Другими словами, анализ «заказывает» соответствующую информацию. С этим можно согласиться лишь отчасти, так как территориальный анализ имеет целью не только межрегиональные сравнения. Он выполняет и многие другие функции: определение сильных и слабых сторон территории, что важно для стратегического планирования, оценку ресурсного потенциала; маркетинговый анализ и т.д. Кроме того, предлагаемая информационная база ориентирована на субъект федерации, а местный уровень практически выпадает из исследования.

Общая структура системы показателей для анализа социально-экономического развития включает блоки: цели развития - средства их достижения - результаты развития. В этой модели цели развития выступают как системообразующий фактор, увязывающий и подчиняющий все части целого.

5. Унифицированный подход ориентирован на удовлетворение информационных потребностей местной власти. На нем основана «Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», утвержденная Госкомстатом России 30 мая 2002 г.

Как отмечено в преамбуле данного документа, эта система показателей «предназначена для использования руководителями муниципальных образований при принятии ими управленческих решений по вопросам, входящим в предметы ведения органов местного самоуправления» в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154 от 28.08.1995 г.

Следует отметить, что информацию представляют как органы государственной статистики, так и территориальные структуры исполнительной власти (Росземкадаетр, МВД, Пенсионный фонд и др.). Сбор и обмен информацией между органами местного самоуправления и этими структурами осуществляются на безвозмездной основе по федеральной программе статистических работ, финансируемой за счет средств федерального бюджета. Получение иной информации осуществляется на договорной основе.

Данный официальный документ - несомненный шаг вперед в расширении прав и полномочий муниципальной статистики. Он регламентирует возможности получения необходимой местной статистической информации не только по линии государственной статистики, но и от ведомственных учреждений на безвозмездной основе.

Однако Унифицированная система показателей, представленная для местного руководства, отражает предметы ведения муниципального образования в соответствии с Законом 1995 г. Статус муниципального образования по этому закону имели только крупные, средние города и административные районы. В 2003 г. принят новый Закон о местном самоуправлении, согласно которому этот статус получают также сельские поселения. Значительно изменились и предметы ведения всех типов муниципальных образований.

Поэтому сегодня не ясно, будет ли действовать данная. система унифицированных показателей для новых муниципальных образований. Будет ли изменено ее содержание в соответствии с определенными новым законом вопросами местного значения? Какая организация будет собирать эту информации? Доступна ли будет эта информация для иных, кроме местной власти, пользователей, и на каких условиях? и другие вопросы.

Таким образом, на основании анализа применяемых систем статистики в Российской Федерации под руководством ФСГС можно сделать вывод о том, что наиболее рациональной в настоящее время является система, основой которой являются унифицированные показатели муниципальной статистики.