Нормативные акты регулирующие банковскую деятельность. Нормативно-правовое регулирование деятельности коммерческого банка

Страница 1

Основной целью банковского регулирования и надзора в России является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы. Основной акцент в деятельности надзорных органов перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности.

Под регулированием банковской деятельности понимают, прежде всего, создание соответствующей правовой базы. Во-первых, это разработка и принятие законов, регламентирующих деятельность банков. Во-вторых, это принятие соответствующими учреждениями, уполномоченными государством, положений, регламентирующих функционирование банков, в виде нормативных актов, инструкций. Они основаны на действующем законодательстве и конкретизируют, разъясняют основные положения законов.

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность кредитных учреждений:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

2. ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

3 ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ»;

4. ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

5. ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

6. ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

7. ФЗ от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

8. ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

9. ФЗ от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

10. Положение Банка России от 23.04.1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения ЦБ РФ на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов»;

11. Положение Банка России от 30.12.1999 г № 103-П «О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов».

Таким образом, раскрыв сущность финансов кредитных учреждений, рассмотрев особенности организации финансов кредитных организаций, по второй главе можно сделать вывод о том, что финансы кредитных организаций - это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве. Также выявили на каких принципах базируются финансы кредитных учреждений и выяснили, что финансовые ресурсы кредитной организации представляют собой денежные доходы, накопления и поступления, являющиеся собственными для банков и небанковских кредитных организаций, т.е. это часть их собственных средств.

Следует отметить, что Сбербанк России как и другой любой банк является акционерным обществом. Главной целью любого банка - получение прибыли. Прибыль - показатель результативности деятельности банка. Банковская прибыль важна для всех участников экономического процесса. Акционеры заинтересованы в прибыли, т.к. она представляет собой доход на инвестированный капитал. Прибыль приносит выгоду вкладчикам, ибо благодаря увеличению резервов банка и повышению качества услуг складывается более прочная, надежная и эффективная банковская система.

Сбербанк России является крупнейшим банком РФ и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (26%), а доля в банковском капитале находится на уровне 30% (1 ноября 2011 г.). Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками - залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку .

§ 5. Нормативные акты Банка России

1. Федеральный закон «О Центральном Банке

Российской Федерации (Банке России)» о правомочиях Банка России по изданию нормативных актов

Значение нормативных актов Банка России. Банковское право содержится в Конституции РФ, федеральных законах и в нормативных актах Банка России. В Конституции РФ и в федеральных законах предусмотрены основные нормы банковского права. Большая их часть закреплена в нормативных актах Банка России. Предмет банковского права - банковская деятельность и банковские отношения. Последние постоянно изменяются. Причин тому много. Во-первых, российское банковское право не кодифицировано. Во-вторых, Банк России в соответствии с поставленными перед ним целями осуществляет валютное и пруденциальное регулирование, которое сопровождается изданием многочисленных инструкций. В-третьих, банковская система довольно часто испытывает трудности, вынуждающие Банк России активизировать банковское регулирование и надзор, что увеличивает объем нормативных актов. Поэтому в отдельные времена в течение одного года Банк России издавал около тысячи нормативных актов. Начиная с 1990 г., их насчитывается несколько тысяч. От подготовки и издания нормативных актов Банка России, от регулируемых им вопросов во многом зависит качество услуг, предоставляемых кредитными организациями своим клиентам. С точки зрения укрепления законности и правопорядка в банковских отношениях, необходимо добиться соответствия между законами и нормативными актами Банка России. Верховенство закона - принцип правового государства и непременное условие формирования гражданского общества. К сожалению, в ряде случаев реальная практика нормотворчества не соответствует этому конституционному требованию. Все еще встречаются противоречия между требованиями законодательства и нормативными актами Банка России. Это касается не только содержательной стороны нормотворчества, но и его формы. Многие нормативные акты, затрагивающие интересы граждан, механизм реализации прав вкладчиков и иных лиц, которые пользуются банковскими услугами, не регистрируются и не публикуются, что в конечном счете отрицательно сказывается на работе кредитных организаций. Банк России издал специальный нормативный акт, регулирующий порядок подготовки, принятия, регистрации и опубликования его нормативных актов*(149). В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519» приводится ряд требований, которые имеют существенное значение для уяснения смысла правовых норм и их правильного применения: общее понятие нормативного акта, как такого акта, в котором содержится одна и более норм права, разъясняются некоторые отличие нормативных и ненормативных актов, а также приводится их классификация (положения, инструкции, указания), устанавливается порядок разработки проектов нормативных актов, их принятия, регистрации и опубликования. Для понимания проблем, которые существуют в этой области и имеют отношение к практике работы кредитных организаций, рассмотрим следующие вопросы: а) понятие банковского права; б) место нормативных актов Банка России в системе нормативного регулирования банковской деятельности; в) порядок принятия, опубликования и регистрации нормативных актов Банка России; г) порядок подготовки нормативных актов Банка России. В ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривается, что «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью. Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России». Все эти нормы Федерального закона взаимосвязаны с некоторыми нормами Конституции РФ и нормами других федеральных законов. Поэтому они нуждаются в системном изучении.

2. Банковское право и нормативные акты Банка России

Нормативные акты Банка России- один из источников банковского права, предусмотренный в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». И поскольку банковское право- это содержание, а нормативный акт - форма его выражения, то рассмотрим вопрос о понятии банковского права. В юридической литературе нет единого мнения о понятии банковского права. На наш взгляд, банковское право - самостоятельная отрасль российского права. Такое понимание продиктовано не только соображениями теоретического порядка, но и практикой банковской деятельности, в частности практикой взаимоотношений кредитных организаций и Банка России. В интересах укрепления правовых гарантий во взаимоотношениях между банками и их клиентами, между Банком России и кредитными организациями нужна правовая определенность. Надо провести четкое различие между гражданским правом, которое построено на принципе равенства сторон, и банковским правом, такого равенства не предусматривающим. Смешение этих понятий нежелательно с точки зрения интересов всех участников банковской деятельности и банковских отношений. Точно также нужно различать понятия «банковское право» и «финансовое право». Первая отрасль права регулирует отношения, возникающие в банковской системе, как правило, в связи с банковскими операциями. Вторая отрасль права регулирует отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием государственной финансовой системы (государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и др. вопросы). В силу известных причин в советской науке банковское право рассматривалось как часть финансового права. Это неудивительно, поскольку в те времена все было построено на основе государственной собственности. О банковском праве могла идти речь только как о составной части финансового права. По мнению И. С. Гуревича, банковское право является особой подотраслью финансового права*(150). Сегодня наука банковского права остается недостаточно разработанной в юридической науке. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что вопросы банковского права рассматриваются в учебной литературе по банковскому делу, финансам и финансовому праву. Еще не произошло размежевание между различными учебными дисциплинами, в которых изучаются банки, банковская система и банковское дело. В юридической литературе высказывалось мнение, что банковское право не может рассматриваться как отрасль права, так как представляет собой комплексную отрасль права. На наш взгляд, банковское право отличается и от финансового, и от административного, и от гражданского права. И это одна из актуальных проблем во взаимоотношениях между Банком России и, кредитными организациями, особенно в конфликтных ситуациях. Сошлемся только на один пример таких взаимоотношений. В тех случаях, когда Банк России проводит инспектирование кредитной организации, как никогда актуален вопрос о компетенции Банка России. Если встать на позицию, что банковское право является комплексной отраслью права, то Банк России имеет право проверять соблюдение не только банковского законодательства, но и норм гражданского и других отраслей права. По крайней мере, так можно истолковать ст. 55 и некоторые другие статьи Федерального закона. Однако выход за пределы своей компетенции не нужен и самому Банку России. И дело не только в затратах ресурсов не в том направлении. Гражданско-правовые отношения возникают автономно, на основе равенства и диспозитивности. Банк России не должен отвечать за то, за что отвечать не может. Он не стремится разбираться в гражданско-правовых отношениях между кредитными организациями и их клиентами. С этой точки зрения, он тоже заинтересован в четком различии между гражданским и банковским правом, а отнюдь не в том, чтобы называть это объектом своего надзора. Здесь необходимо юридически точно определить предмет проводимой проверки согласно действующему законодательству. По сути это вопрос законности. Банковское право не может быть составной частью гражданского и административного права. Его нельзя рассматривать как некий конгломерат этих норм, как какую-то комплексную отрасль права или комплексную отрасль законодательства. Банковское право не имеет ничего общего с административным правом. Во-первых, согласно ст. 72 (п. «к») Конституции РФ административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусматривается правовое регулирование банковской деятельности только на уровне федеральных законов и нормативных актов Банка России. Во-вторых, банковское право предусматривает правомочия Банка России по применению санкций к кредитным организациям. Однако характер этих санкций, предусмотренных ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», таков, что они не могут считаться санкциями административного права. Эти санкции применяются к кредитной организации, а не к ее руководителям. В административном праве существует принцип вины. В банковском праве принцип вины не учитывается и в отношении кредитной организации, как коллективного субъекта, не имеет смысла. Размер штрафа, предусмотренного в ст. 75 названного закона, не идет ни в какое сравнение с административным штрафом и превышает его максимальный предел. В-третьих, Банк России не является органом государственной власти, а его служащие - государственными служащими. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», они служащие Банка России. Банковское право отличается и от гражданского права. В ст. 1 ГК РФ закрепляются принципы гражданского права: свобода договоров, равенство сторон, диспозитивность, а также некоторые другие, которые никоим образом не могут применяться в банковском праве, где отсутствуют равенство сторон, свобода договоров, диспозитивность. В гражданском праве источниками права могут быть не только федеральные законы, но и нормативные акты министерств и ведомств. В банковском праве состав источников права исчерпывается только федеральными законами и нормативными актами Банка России (ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Предмет регулирования в банковском праве. Право разграничивает и согласовывает частные, групповые и общественные интересы. Стало быть, правильное понимание сущности банковского права может способствовать разграничению и согласованию этих интересов в сфере банковской деятельности. Как уже говорилось, система общественных отношений имеет свои закономерности. Не все отношения можно и нужно регулировать. Есть объективно складывающиеся общественные отношения. На них можно влиять с помощью права, но их нельзя регулировать. Есть частные и публичные отношения. В сфере частных отношений регулирование имеет самый общий характер. Здесь нет никакой вертикали, иерархии, построенной на основе публичной власти. Классический пример таких отношений - гражданско-правовые отношения. Другое дело, когда речь идет о публично-правовых отношениях, которые как бы конструируются государством. Взаимоотношения кредитных организаций между собой и со своими клиентами - сфера частных отношений, регулируемых гражданским правом. Гражданско-правовые отношения - это горизонтальные отношения. Вместе с тем на банк возлагаются определенные обязанности по проведению банковских операций в соответствии с правилами, установленными законом и нормативными актами Банка России. Этим обязанностям корреспондируют права Банка России требовать исполнения данных обязанностей. Между Банком России и кредитной организацией существует общественное отношение, в рамках которого реализуются их взаимные права и обязанности. В этих отношениях присутствует властное начало. Такие отношения, в отличие от гражданско-правовых, схематически могут быть представлены как вертикальные. Объектом таких правоотношений является часть банковской деятельности - процедура проведения банковской операции как таковой или процедура банковской операции, обеспечивающей осуществление банковской сделки*(151). Гражданское и банковское право - две самостоятельные отрасли права, которые, если речь идет о банковских отношениях, регулируют один и тот же объект - банковскую деятельность. Но в банковской деятельности каждая из названных отраслей права имеет собственный предмет регулирования. Метод правового регулирования. Объективно кредитные организации берут на себя повышенную ответственность перед обществом. Ведь они работают не столько со своими, сколько с чужими средствами. Поэтому между центральным банком и всеми остальными кредитными организациями складывается система отношений, которая и относится к публичному праву, и построена на основе власти и подчинения центральному банку. 3. Нормативные акты Банка России в системе нормативного регулирования банковской деятельности Виды нормативно-правовых актов, принимаемых Банком России. Положением о Банке России предусмотрены виды нормативных актов Банка России: а) указание Банка России; б) положение Банка России; в) инструкция Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний: а) если по своему содержанию они устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России; б) изменяют и дополняют действующие нормативные акты Банка России; в) отменяют действующие нормативные акты Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России). На наш взгляд, понятие «положение» определено неточно. Ведь нормы инструкции - тоже системно связанные правила. Положение- это такой нормативный акт, который регламентирует определенный комплекс банковских отношений или закрепляет структуру и функции подразделения, осуществляющего определенный вид банковской деятельности. По Положению председатель Банка России может делегировать право подписания нормативных актов своему первому заместителю. Здесь налицо противоречие требованиям Федерального закона. Видимо, такое полномочие нужно предусмотреть в самом Федеральном законе.

Виды нормативных актов Банка России

Виды нормативных актов Банка России Указания Банка России Положения Банка России Инструкции Банка России Устанавливают отдельные правила по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Устанавливают системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Определяют порядок применения положений федеральных законов иных нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Вносят отдельные изменения и дополнения в действующие нормативные акты Банка России Отменяют действующие нормативные акты Банка России в целом

В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519 сказано, что «направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации подлежат нормативные акты: содержащие одну и более норм, непосредственно затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах; устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления нормативного акта на государственную регистрацию». Из приведенной цитаты видно, что Положение расширяет круг тех нормативных актов, которые должны регистрироваться в Министерстве юстиции РФ, поскольку в нем к требованиям ст. 6 Федерального закона добавляет еще одно - регистрации подлежат и те нормативные акты Банка России, которые квалифицируются как «устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов». Поскольку речь идет о правах граждан, то такие акты должны быть опубликованы в установленном законом порядке. Получается, что принимая Положение, Банк России взял на себя «повышенные обязательства» в отношении регистрации и опубликования своих нормативных актов. Федеральный закон от него таких «повышенных обязательств» не требовал. Это как бы инициатива самого Банка России. Попутно заметим, что и без того непростая для Банка России проблема опубликования и регистрации его нормативных актов после принятия Положения стала еще более сложной. Ведь еще до принятия Положения многие нормативные акты не проходили регистрацию. По справедливому замечанию Я.А.Гейвандова: «...основная масса нормативных актов Банка России, содержащих правовые нормы, на предмет их соответствия федеральному законодательству не контролируется и не проверяется, юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РФ не проходит, прокурорским надзором в полном объеме не охватывается, а в связи с этим незаконные нормативные акты не отменяются и не опротестовываются»*(152). Но вернемся к вопросу о критериях регистрации. Что означает формулировка «организационно-правовой механизм реализации прав, свобод и законных интересов»? Банк России не регулирует права вкладчиков и прочих банковских клиентов и не устанавливает для них ограничения. Это сфера гражданского права. В отличие от гражданского, банковское право регулирует вертикальные отношения власти и подчинения, которые складываются между Банком России и кредитными организациями в связи с тем, что кредитные организации вступают в гражданско-правовые отношения (построенные на принципах свободы договоров, равенства, диспозитивности и т. п.) со своими клиентами. Банк России может регулировать только порядок проведения и учета банковских операций, которые взаимосвязаны с договорными отношениями между кредитными организациями и их клиентами, но не договорные отношения как таковые. Поэтому тот организационно-правовой механизм реализации прав свобод и законных интересов, о котором идет речь, не может относиться к гражданскому праву. Следовательно, имеются в виду действия Банка России по созданию разного рода банковских правил. Последние адресованы кредитным организациям и регулируют их деятельность. Они могут либо расширять возможности для кредитных организаций, поощрять их на совершение определенных действий, либо ограничивать их действия или даже устанавливать для них запреты. Используя такие способы правового регулирования как дозволение, установление субъективного права, обязывание, ограничение и запрет по отношению к кредитной организации, Банк России либо расширяет, либо сужает возможности для вкладчиков и всех иных лиц, заключивших договоры с кредитной организацией. Самый очевидный пример - ограничение или запрет банковских операций, отзыв лицензии. Например, нормативные акты, регулирующие применение запретов и ограничений по отношению к кредитным организациям или, скажем, отзыв банковской лицензии, тем самым ограничивают механизм реализации прав граждан, пользующихся банковскими услугами. Или скажем, вопросы пруденциального регулирования и пруденциального надзора: установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением, особенно когда речь идет о предотвращении угроз для интересов вкладчиков. Если кредитная организация проводит рискованную кредитную политику, то это затрагивает механизм реализации прав граждан - клиентов организации. Такие нормативные акты должны быть зарегистрированы и опубликованы. Тогда любой вкладчик будет знать, каким образом регулируется экономическая деятельность банка, и будет действовать с учетом этого знания. Укрепится доверие вкладчиков к банковской системе, а значит, появятся финансовые ресурсы. Пока же в вопросе опубликования, регистрации нормативных актов мы не видим стремления укрепить доверие вкладчиков и всех лиц, пользующихся банковскими услугами. Одними декларативными положениями о механизме реализации прав граждан, не подкрепленными реальными действиями, делу не поможешь. Наоборот, такая декларативность способна приносить один вред. В некоторых случаях в нормативных актах Банка России делаются ссылки на неопубликованные акты, что затрудняет их нормальную реализацию. Достаточно привести такой пример. В п. 2.3 Положения ЦБР от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденного ЦБР 19 декабря 1997 г., говорится: «Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56»*(153). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» «нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». В банковском праве этот вопрос затрагивает интересы кредиторов. Телеграмма, например, затрудняет понимание текста, его грамматическое толкование. Было бы правильнее придерживаться единой классификации нормативно-правовых актов, принятой в стране. Как известно, законность во многом определяется качеством правотворчества, единством требований, предъявляемых к форме нормативно-правовых актов. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 17 апреля 1998 г. № 42 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»*(154) со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер. В этом же документе предусматривается, что нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими. При этом нормативный акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций). Если по закону согласование нормативного правового акта обязательно, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций. И в Правилах, и в Разъяснениях предусматривается, что структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В Разъяснениях сказано, что ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, изданный до 15 мая 1992 г. и не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не допускается. Это обстоятельство существенно для банковского права, поскольку нормативные акты Банка России в ряде случаев отсылают правоприменителя к нормативным актам Госбанка СССР. В целях упорядочения своей нормотворческой деятельности Банк России со значительным опозданием все же принял Положение «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519. Внешняя форма нормативных актов Банка России - это то, как они взаимосвязаны с другими нормативными актами в правовой системе. В таком качестве они выступают как элементы всей правовой системы. Рассмотрим форму самих актов Банка России. В Положении Центрального банка Российской Федерации (Банка России) «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 г. № 519 сформулирован ряд требований к названным актам. Ими являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и настоящим Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации. Нормативные акты Банка России принимаются им по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Они не имеют обратной силы. В Положении говорится, что если акт Банка России содержит одну и более норм права, то он относится к нормативным актам Банка России и подлежит принятию в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России, регулирующими порядок подготовки и введения в действие нормативных актов Банка России. Не являются нормативными актами Банка России: распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если он непосредственно уполномочен давать толкование указанным нормативно-правовым актам; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным в п. 1.2 настоящего Положения. Однако в Положении не разъясняется, что следует понимать под распорядительными актами. Известно, что в некоторых территориальных учреждениях издавались и издаются распоряжения, по сути имеющие нормативный характер, в то время как территориальные учреждения не имеют права издавать нормативные акты. Эта тема имеет важное значение для укрепления вертикали в самом Банке России. Последний, согласно Федеральному закону, является централизованной организацией и все изменения в его внутренней структуре могут производиться только Советом директоров. Следовательно, речь идет о законности в деятельности Банка России. В Положении подробно регламентируется процедура подготовки и опубликования нормативных актов. Подготовка нормативного акта начинается с издания соответствующего приказа председателем Банка России. Тем не менее, некоторые территориальные учреждения слишком много внимания уделяют этому вопросу, хотя он составляет компетенцию соответствующих подразделений центрального аппарата. На наш взгляд, в Положении мало уделяется внимания такому аспекту нормотворчества, как инициирование принятия нормативных актов. В низовых звеньях Банка России лучше видны многие практические проблемы банковской системы.

Бандурина Н. В.

В соответствии со ст. 56 указанного ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляющим постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных ими обязательных нормативов.

Указанный выше ФЗ № 86-ФЗ устанавливает цели и направления деятельности Банка России, а также его функции, среди которых: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; кредитование в последн. инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ и правил проведения банковских операций и т.д.

Применительно к кредитным отношениям Банк России может устанавливать обязательные для выполнения кредитными организациями нормативы, в том числе применительно к кредитным отношениям и рискам кредитной организации по кредитам, а также предъявлять иные требования к деятельности кредитных организаций.

  • В качестве одного из основных законов, регулирующих кредитные отношения, можно назвать ФЗ "О банках и банковской деятельности" .

    Прежде всего, указанный закон среди прочих банковских операций в ст. 5 определяет такую банковскую операцию, как размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, что выражается фактически в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам.

    Кроме этого, указанный закон определяет общие положения и требования к осуществлению деятельности кредитными организациями, видам, порядку осуществления банковских операций и сделок, требования к уставному капиталу, учредительным документам, управлению в кредитной организации, порядку регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций, требования к кредитным организациям в отношении обязательного резервирования, осуществления защиты интересов клиентов кредитных организаций, обслуживания клиентов, а также взаимоотношения между кредитными организациями и общие положения о бухгалтерском учете в кредитных организациях.

  • Иные федеральные законы также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией и заемщиком, однако эти федеральные законы можно отнести к регулированию кредитных отношений только косвенно. К таким федеральным законом можно отнести:
  • Помимо приведенных выше федеральных законов отношения, возникающие в процессе взаимодействия сторон по поводу осуществления кредитования, регулируются иными федеральными законами.

    Нормативно-правовые акты Центрального банка

    Система органов исполнительной власти установлена в Указе Президента "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" . ЦБ РФ не включен в состав таких органов, а значит формально органом исполнительной власти не является. Таким образом, Центральный банк является особенным самостоятельным органом, выполняющим свои функции в зависимости от прямо предусмотренных требований законодательства.

    Таким образом, акты Центрального банка РФ также нельзя отнести к актам органов исполнительной власти, так как они занимают обособленное место в иерархии нормативно-правовых актов.

    В соответствии со ст. 7 ФЗ "О Центральном банке РФ": Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты ЦБ РФ:

    Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) , определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам, в том числе другим, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также порядок ведения бухгалтерского учета указанных операций.

    Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченным залогом и поручительствами , регулирующее порядок предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом векселей организаций-клиентов банка и прав требований по кредитным договорам организаций-клиентов банка, и поручительствами банков, которые солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнять обязательства банка-заемщика пред Банком России.

    Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ , устанавливающее единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.

    Инструкция о порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций , устанавливающая порядок регистрации кредитной организации при ее создании, а также при ее реорганизации, создания филиалов и иных подразделений кредитной организации, получения лицензий на осуществление банковских операций, внесения изменений в учредительные и иные документы кредитной организации, согласования руководителей кредитной организации.

    До формальной отмены продолжают действовать некоторые акты Государственного банка СССР, например, Инструктивные указания "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат" , причем согласно Указанию ЦБ РФ сами Правила утратили силу .

    Кроме этого, в настоящее время действует Инструкция "О расчетных, ткущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" , которая устанавливает порядок и требования к открытию счетов различным юридическим лицам в кредитных организациях, а также процедуру переоформления и закрытия счетов. Указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Указанию ЦБ РФ "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" .

    Указы Президента

    Указы Президента имеют подзаконный характер и применяются при условии непротиворечия федеральным законам РФ.

    Среди актов Президента, регулирующих кредитные отношения, можно выделить Указ "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам" . Данный Указ устанавливает порядок и условия предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам, различным юридическим лицам.

    Также, можно привести и Указ "Вопросы Управления делами Президента РФ" , который среди функций Управления делами выделяет заключение в порядке, установленном законодательством РФ, договоров займа (кредитных договоров), а также организация их заключения подведомственными ему организациями.

    Указ "О совершенствовании работы банковской системы РФ" устанавливает некоторые общие положения в целях сдерживания инфляции и повышения эффективности работы банковской системы, защиты интересов вкладчиков банка, в том числе принципы взаимодействия ЦБ РФ и Правительства РФ для целей осуществления согласованных мер по реализации кредитно-денежной политики.

    Акты Правительства

    Постановления Правительства чаще всего носят адресный характер и применяются относительно органов исполнительной власти и самого Правительства РФ. В сфере регулирования кредитных отношений можно привести следующие акты Правительства РФ:

    Постановление "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" , устанавливающее порядок определения и получения кредитов в иностранной валюте для государственных нужд, а также цели и направления использования указанных кредитов.

    В отношении получения кредитов на определенные цели и уплаты процентов по кредитам, полученным организациями различных отраслей промышленности и деятельности в российских кредитных организациях, действуют правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, которые определяются Правительством РФ в постановлениях. Такое возмещение осуществляется путем предоставления субсидий ежемесячно или в ином порядке в пределах необходимых сумм при условии использования кредита на определенные Правительством РФ цели, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами.

    В частности, такие правила устанавливаются применительно к организациям легкой и текстильной промышленности , сельскохозяйственным производителям, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации и иных организаций.

    Кроме этого, ЦБ РФ совместно с Правительством РФ в конце 1998 г. приняли уникальный в своем роде обобщающий документ об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 г. , тем самым осуществив функции определения денежно-кредитной политики государства. В указанном документе был проведен обзор ситуации в банковском секторе в 1998 г., определено использование таких инструментов, как установление обязательных резервных требований, рефинансирование банков, осуществление депозитных операций, и установление процентной политики по операциям Банка России, а также были определены условия проведения и цели денежно-кредитной политики на 1999 г.

    Акты министерств и ведомств

    Нормативные акты федеральных министерств и ведомств традиционно обладают наименьшей юридической силой, таким образом они должны соответствовать и применяться в части, не противоречащей иным актам, указанным выше.

    В качестве примера актов, принятых в сфере регулирования кредитных отношений, можно привести:

    Международные Соглашения

    Среди международных актов, регулирующих кредитные отношения, можно выделить:

    Соглашение стран СНГ "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" . Указанное Соглашение определяет осуществление расчетов в соответствии с международной торговой и банковской практикой, и порядок регулирования денежно-кредитной политики в государствах рублевой зоны, а также государствами, не входящими в рублевую зону.

    Одним из основных международных документов является Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка "О порядке и правилах совершения межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ" . Данное Соглашение определяет вид и принципы осуществления различных банковских операций и других сделок, осуществляемым Межгосударственным банком на территории РФ, порядок осуществления инвестиционной деятельности, финансовых процедур, расчетов и взаимодействия с ЦБ РФ, создание и организация работы филиалов и представительств Межгосударственного банка, а также надзор и регулирование деятельности указанного банка.

    Между ЦБ РФ и национальными банками различных государств были подписаны соглашения об организации расчетов, в которых одним из полномочий банков-участников соглашений является взаимное кредитование в национальных валютах и в свободно конвертируемых валютах в соответствии с принятой международной банковской практикой и законами, действующими на территориях банков-участников соглашений. Это позволяет отдельным кредитным организациям различных государств организовывать корреспондентские отношения для обеспечения интересов своих клиентов. В качестве примера можно привести Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь , между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана , ЦБ РФ и Банком Латвии , а также иные соглашения.

    Кроме соглашений о расчетах с рядом государств были подписаны различные соглашения, регулирующие отношения в общем в банковской и в частности в кредитной сфере. Так, 17.07.1997 г. ЦБ РФ и Национальным банком Казахстана были подписаны соглашение о сотрудничестве в области надзора за деятельностью кредитных организаций, соглашение об организации корреспондентских отношений, а также соглашение о сотрудничестве в области исследований информации и статистики в банковской и финансовой сферах.

    Обычаи делового оборота

    В соответствии со ст. 5 ГК РФ одним из источников гражданско-правового регулирования признается обычай делового оборота. В настоящее время обычаи имеют незначительный удельный вес в массиве источников. Причиной этого является детальное регулирование банковских отношений императивными нормами законами и подзаконными актами. Кроме того, банковская система России слишком молода, а потому действительно значимые обычаи еще не сложились. К числу немногих примеров обычаев можно отнести обычаи по проведению определенных моделей кредитования (контокоррент, овердрафт). Следует отметить, что некоторые из них противоречат законодательству, прежде всего актам Банка России (например, касающиеся открытия ссудных счетов, способов погашения кредитов, минуя расчетный счет). Применение подобных обычаев недопустимо до внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

    Локальные нормативные акты

    Локальные акты не являются нормативно-правовыми, так как не имеют признака общеобязательности. Эти акты не обнародуются, а лишь доводятся до сведения уполномоченных и заинтересованных лиц в случае необходимости.

    Упоминание о таких актах целесообразно включать в кредитный договор, также может быть предусмотрена обязанность кредитной организации в информировании клиентов о принятии локальных актов, касающихся кредитования, за исключением локальных актов, определяющих общую политику, лимиты кредитования (в том числе составляющих коммерческую тайну), которые не затрагивают права и интересы клиентов кредитной организации.

    К локальным актам кредитной организации, затрагивающим кредитные отношения можно отнести: правила обслуживания клиентов, положения, инструкции, правила о подразделениях кредитной организации (например, положение о кредитном комитете, положение об управлении кредитования, кредитная политика, инструкции о порядке предоставления кредитов юридическим и физическим лицам, инструкция о порядке сопровождения кредитных проектов и т.д.); положения о филиалах кредитной организации; приказы, распоряжения, решения уполномоченных органов кредитной организации.

    Таким образом, рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов, а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального и четкого регулирования кредитных отношений.

    Ссылки

    1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., "Российская газета", №237 от 25.12.1993 г.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, СЗ РФ от 05.12.1994 г., №32, ст. 3301.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.1996 г. №14-ФЗ, СЗ РФ от 29.01.1996 г., №5, ст. 410.
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ, "Российская газета", №233, от 28.11.2001 г.
    5. Федеральный закон №86-ФЗ от 10.07.2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", СЗ РФ от 15.07.2002 г., №28, ст. 2790.
    6. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 "О банках и банковской деятельности", СЗ РФ от 05.02.1996 г., №6, ст. 492.
    7. Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах", СЗ РФ от 01.01.1996 г., №1, ст. 1.
    8. Федеральный закон РФ от 16.07.1998 г. №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", СЗ РФ от 20.07.1998 г., №29, ст. 3400.
    9. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", СЗ РФ от 15.12.2003 г., №50, ст. 4859.
    10. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. №119-ФЗ "Об исполнительном производстве", СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3591.
    11. Федеральный закон РФ от 26.03.1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", СЗ РФ от 30.03.1998 г., №13, ст. 1463.
    12. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. №649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", СЗ РФ от 24.05.2004 г., №21, ст. 2023.
    13. Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. №54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", "Вестник Банка России", №70-71 от 08.10.1998 г.
    14. Положение ЦБ РФ от 03.10.2000 г. №122-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством", "Вестник Банка России", №54 от 09.10.2000 г.
    15. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 г. №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", "Вестник Банка России", №70-71 от 25.12.2002 г.
    16. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. №109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций", "Вестник Банка России", №15 от 20.02.2004 г.
    17. Инструктивные указания Госбанка СССР от 30.10.1987 г. №174-87 "О введении в действие правил кредитования материальных запасов и производственных затрат", "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1988 г., №6.
    18. Указание ЦБ РФ от 05.04.2002 г. №1131-У "О неприменении на территории Российской Федерации некоторых нормативных актов Госбанка СССР", "Вестник Банка России", №21 от 17.04.2002 г.
    19. Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 г. №28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", "Закон", №1, 1997 г.
    20. Указание ЦБ РФ от 21.06.2003 г. №1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати", "Вестник Банка России", №36 от 27.06.2003 г.
    21. Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. №773 "О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам", СЗ РФ от 28.07.1997 г., №30, ст. 3606.
    22. Указ Президента РФ от 07.08.2000 г. №1444 "Вопросы Управления делами Президента РФ", СЗ РФ от 14.08.2000 г., №33, ст. 3350.
    23. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. №1184 "О совершенствовании работы банковской системы РФ", СЗ РФ от 13.06.1994 г., №7, ст. 696.
    24. Постановление Правительства РФ от 19.03.1992 г. №173 "О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов", "Российская газета", №77 от 03.04.1992 г.
    25. Постановление Правительства РФ от 22.08.2001 г. №616 "Об утверждении правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями легкой и текстильной промышленности в российских кредитных организациях", СЗ РФ от 27.08.2001 г., №35, ст. 3523.
    26. Постановление Правительства РФ от 07.03.2001 г. №192 "Об утверждении порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными производителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации", СЗ РФ от 26.03.2001 г., №13, ст. 1244.
    27. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год", утверждено ЦБ РФ (вместе с "Мерами по реструктуризации банковской системы РФ", одобренными Советом директоров Банка России 17.11.1998 г., Президиумом Правительства РФ 21.11.1998 г.), "Вестник Банка России", №84 от 04.12.1998 г.
    28. Приказ Минсельхозпрода РФ №325, Минфина РФ №47 н от 20.04.2000 г. "Об утверждении кредитного договора о предоставлении средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организации агропромышленного комплекса в 2000 году", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", №29 от 17.07.2000 г.
    29. Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 г. "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства", Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", №7, 1992 г.
    30. Соглашение ЦБ РФ и Межгосударственного банка от 02.12.1996 г. "О порядке и правилах совершения Межгосударственным банком банковской деятельности на территории РФ", "Вестник Банка России" №64 от 26.10.1999 г.
    31. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Республики Беларусь от 20.02.1997 г. "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь", "Вестник Банка России", №28 от 14.05.1997 г.
    32. Соглашение между ЦБ РФ и Национальным банком Таджикистана от 13.02.1997 г. "Об организации расчетов", "Вестник Банка России", №28 от 14.05.1997 г.
    33. Соглашение между ЦБ РФ и Банком Латвии от 12.02.1997 г. "Об организации расчетов между хозяйствующими субъектами РФ и Латвийской Республики", "Вестник Банка России" №10 от 20.02.1997 г.

    В соответствии со ст. 7 Закона Центральный банк РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции в законах, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (в той мере, естественно, в какой они имеют дело с кредитными организациями).

    При этом правила подготовки таких актов Банк России вправе устанавливать самостоятельно.

    Нормотворческая деятельность Банка России огромна как по объемам, так и по значению для коммерческих банков и НКО. Результатом ее, по классификации самого Центробанка, являются следующие виды нормативных правовых актов ЦБ (см. Положение ЦБ «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»от 15 сентября 1997 г. № 519).

    Указание - нормативный акт, в котором устанавливается отдельное правило по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ. Указания также могут быть: об изменении и дополнении действующего нормативного акта ЦБ; об отмене действующего нормативного акта ЦБ.

    Положение - нормативный акт, в котором устанавливаются системно св зан- ные между собой правила по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ.

    Инструкция - нормативный акт, в котором определяется порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции ЦБ (в том числе указаний и положений ЦБ).

    Нормативные правовые акты Банка России (за некоторыми исключениями, указанными в самом Законе) в установленном порядке должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В противном случае они не вступают в силу и не могут применяться.

    Следует отметить, что ЦБ РФ очень часто меняет содержание своих нормативных актов, внося в них многочисленные изменения и дополнения, чем создает немалые трудности как для банков, так и для их клиентов.

    Результатом деятельности сотрудников ЦБ являются и другие, подчас не менее интересные документы - рекомендации и разъяснения. Самостоятельный интерес представляют договоры, которые Банк России использует в своей работе.

    Рекомендации (советы) Банка России условно можно разделить на две большие группы: рекомендации методические ц рекомендации «поведенческие». В первом случае могут рекомендоваться те или иные методики, необходимые их адресатам в практической работе (к примеру, методики разработки внутрибанковских документов, расчетов разных показателей, оценки тех или иных процессов либо документов). Главное в данных рекомендациях - предложение соответствующих технологий работы. Такие рекомендации Центральный банк адресует как собственным территориальным учреждениям или их подразделениям, так и коммерческим банкам.

    Во втором случае рекомендации исходят из действующей нормативно-правовой базы и принятых в банковском деле технологий, включая технологии управления, и обычно касаются вопросов лучшей (с точки зрения ЦБ) организации работы банков в указанных нормативных и технологических рамках. Такие рекомендации могут относиться как к Частным моментам функционирования банков, так и к целым направлениям в их деятельности. В отдельных случаях рекомендации данного рода даются как бы в неявной форме, поскольку вытекают из разъяснений или просто информации, которую ЦБ доводит до своих «подопечных» организаций.

    Что касается собственно разъяснений, то они выполняют в основном «просветительскую» роль (хотя и в них иногда встречаются элементы и «приказа», и рекомендаций), имея в виду доведение до «широких банковских масс» объяснений того, что на самом деле хотел сказать Центробанк в тех или иных своих нормативных актах и что по разным причинам не удалось ясно, просто и однозначно выразить в самих этих актах. Нет сомнений в том, что эта их роль на практике может быть весьма важной. В то же время следует, видимо, признать, что количество необходимых или неизбежных разъяснений обратно пропорционально качеству подготовки нормативных актов, нуждающихся в таких вспомогательных документах. Чем выше указанное качество, т.е. чем тщательнее отшлифованы содержание, структура и форма (юридическая и литературная) нормативного акта, тем меньше нужно разъяснений. В этом смысле значительное количество вспомогательных документов ЦБ данного вида следует рассматривать как тревожный сигнал.

    Разъяснения Банка России бывают обычные и официальные. Последнее понятие впервые появилось в ныне отмененном Законе «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ. Пункт 3 ст. 46 Закона гласил: «Поручить Банку России давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего... Закона, имеющие обязательную силу на всей территории РФ». Что значит «официальные разъяснения», в Законе не объяснялось, но определенно было сказано, что такие разъяснения могут касаться вопросов применения только норм данного Закона.

    На деле получилось несколько иначе, свидетельством чего является Положение ЦБ «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» от 18 июля 2000 г. № 115-П, в котором Центробанк собственным решением распространил право давать такие разъяснения по вопросам применения неограниченно широкого круга законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных актов самого ЦБ.

    Территориальные учреждения ЦБ

    Коммерческие банки и иные кредитные организации на местах непосредственно имеют дело с территориальными учреждениями (территориальными управлениями или национальными банками) Банка России. Эти внешние подразделения ЦБ РФ, предусмотренные в ст. 83-85 Закона, не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер. Их полномочия определены в Положении ЦБ «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. № 46-П.

    О совершенствовании организации деятельности Банка России и его территориальных учреждений

    Необходимость повышения эффективности организационной деятельности Банка России и его ТУ в настоящее время очевидна и обусловлена целым рядом обстоятельств. Целью такого совершенствования должно быть обеспечение максимально эффективного выполнения Центральным банком его законодательно установленных целей и задач.

    Вертикальная структура Банка России и ее оптимизация. Сложившаяся вертикальная структура Банка России в целом соответствует характеру выполняемых им задач, связанных с реализацией государственной денежно-кредитной политики, эмиссией наличных денег и организацией налично-денежного обращения, предоставлением расчетно-платежных услуг и др. В то же время очевидна необходимость существования развитой территориальной сети учреждений Банка России для эффективной организации эмиссии денег, предоставления расчетно-платежных услуг, обеспечения равного доступа всех кредитных организаций к инструментам рефинансирования.

    Единая централизованная организационная структура ЦБ соответствует современному государственному устройству РФ и имеющемуся распределению полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а потому нуждается не в перестройке (пересмотре порядка исполнения функций и структуры Банка России), а в эволюционной оптимизации на собственной основе. Представляется, что этот вывод не противоречит и таким относительно новым обстоятельствам, как формирование федеральных округов, переход к казначейскому исполнению бюджетов и формирование сети органов казначейства.

    Указанную оптимизацию организационной структуры Банка России (реинжиниринг) целесообразно вести в основном за счет модификации способов выполнения его задач на базе сложившихся крупных звеньев Центробанка - центрального аппарата, ТУ, РКЦ. В результате должны стать возможными, в частности: четкая (желательно количественная) оценка результативности выполнения основных задач каждым звеном системы Банка России; эффективное определение потребности в ресурсах и их распределение между звеньями системы ЦБ с целью максимизации отдачи при их использовании; постоянное приведение в соответствие организационной структуры и используемых ресурсов объему выполняемых функций.

    Для этого необходимо ввести в практику организации деятельности Центрального банка два принципа: переход к функционально-целевому подходу при выполнении задач Банка России; пересмотр принципов распределения полномочий ЦБ между его звеньями.

    Первый из названных принципов предполагает формирование единых методологических подходов к функциям Банка России и их классификацию по степени участия в реализации целей его деятельности. По этому критерию функции могут быть подразделены, например, следующим образом: основные (технологические) - сюда могут быть отнесены все функции, закрепленные в Законе «О Центральном банке РФ»; обеспечивающие - функции, связанные с созданием внутренней инфраструктуры, а также ресурсным обеспечением деятельности подразделений ЦБ; обслуживающие - функции поддержания жизнедеятельности и материально-технического обеспечения подразделений ЦБ.

    При этом основные функции Банка России можно разделить на два типа: 1)

    функции, которые Центробанк осуществляет как орган власти, а именно: регулятивные (например, выработка денежно-кредитной политики, регулирование налично-денежного обращения), исполнительно-распорядительные (например, лицензирование и надзор за деятельностью банков), контрольные (например, инспектирование деятельности банков). 2)

    функции, связанные с оказанием услуг банкам и другим экономическим субъектам на основе гражданско-правовых отношений и финансируемые в основном за счет оплаты соответствующих услуг потребителями (например, обеспечение потребителей наличными деньгами и расчетно-платежными услугами).

    Суть проблемы в том, что в настоящее время полномочия исполнения указанных функций возложены в различных пропорциях и на центральный аппарат, и на ТУ, и на РКЦ, что, конечно, нельзя признать нормальным.

    В связи с этим необходим второй принцип, предполагающий распределение указанных полномочий в части основных функций Банка России между его основными организационно-управленческими звеньями на основе предоставления каждому из них полномочий для исполнения (и соответственно возложения на них ответственности за требуемые результаты) законченной части того или иного вида функции. Организация деятельности по такому принципу наконец-то позволит оценить эффективность каждого звена системы Банка России на основе показателей, характеризующих результативность выполнения каждой функции.

    С учетом изложенного целесообразно было бы все перечисленные выше функции распределить следующим образом: центральный аппарат ЦБ мог бы выполнять в основном регулятивные функции правоустанавливающего характера; исполнение функций, связанных с оказанием государственного воздействия, можно закрепить за центральным аппаратом и ТУ; на ТУ можно возложить исполнительно-распорядительные и контрольные функции правоприменительного характера; оказание услуг (расчетно-кассовое обслуживание) следует поручить РКЦ.

    Изменение системы планирования в Банке России. Повышение эффективности деятельности Банка России требует внесения изменений в систему общего, ресурсного и финансового планирования и обеспечения деятельности подразделений Банка России. Здесь были бы уместны следующие меры. 1.

    В соответствии с изложенным выше подходом к распределению полномочий и функций предусмотреть дифференцированные подходы к определению организационной структуры, численности персонала и объемов затрат на содержание подразделений ЦБ на основе функционально-стоимостного анализа и нормативного планирования затрат на реализацию различных функций. 2.

    На этой основе организовать эффективную систему общего, ресурсного и финансового планирования. Система общего планирования деятельности, включающая цели и задачи подразделений Банка России на плановый период в разрезе выполняемых функций, критерии оценки эффективности выполнения функций, количественные ориентиры, определяющие объемы выполняемых функций, может быть построена путем модификации годового отчета ТУ, паспорта ТУ и паспорта РКЦ.

    Так, примерная структура паспорта ТУ может включать следующие разделы. I.

    Показатели экономического развития региона, определяющие объемы спроса на показатели деятельности (в том числе услуги) ТУ. II.

    Расчетные и фактические показатели, характеризующие объемы необходимой региону деятельности ТУ, в том числе укрупненные показатели по подведомственным РКЦ. III.

    Расчетные потребности ТУ в сметных ассигнованиях и фактические затраты, расчетные нормативы и фактическая численность персонала, необходимые для полноценной деятельности ТУ, в разрезе видов выполняемых функций, групп затрат, типов подразделений (основных, обеспечивающих и обслуживающих). IV.

    Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

    18. Акты Центрального банка РФ в системе источников банковского права

    Центральный банк РФ вправе издавать подзаконные акты двух видов:

    Нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

    Ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

    Правила подготовки правовых актов ЦБ РФ устанавливаются Положением «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (в ред. от 18.04.2002), утв. приказом ЦБР от 15.09.97 № 02-395.

    По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды нормативных правовых актов:

    Указания;

    Положения;

    Инструкции.

    Нормативные правовые акты ЦБ РФ:

    Носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы (законам);

    Регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

    Обязательны для исполнения широким кругом лиц. В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

    Вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров;

    Не имеют обратной силы;

    В большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

    Не подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие:

    Курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    Изменение процентных ставок;

    Размер резервных требований;

    Размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    Прямые количественные ограничения;

    Правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;

    Порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ;

    Иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте РФ.

    автора

    5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации Источниками банковского права являются прежде всего следующие положения Конституции РФ: п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83;

    Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

    Глава 2 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) Нормативная база1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».2. Положение Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных

    Из книги Банковское право автора

    2. Место банковского права в системе российского права Вследствие того, что банки занимают одно из центральных мест в рыночной структуре России и являются связующим звеном между различными экономическими субъектами внутри страны и зарубежными партнерами, вопрос о месте

    Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

    3. Предмет банковского права. Метод банковского права Предметом банковского права являютсяобщественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно

    Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

    2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

    Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

    104. Функции Центрального банка РФ Функции Центрального банка России регламентируются Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Эти функции таковы:1. Во взаимодействии с

    автора Кановская Мария Борисовна

    9. Место банковского права в системе российского права По поводу места банковского права в системе российского права существует несколько точек зрения.Одни специалисты данной сферы считают, что банковское право – это подотрасль финансового права.Другие полагают, что

    Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    14. Общая характеристика источников банковского права Источники банковского права – это совокупность официально определенных внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, то есть формы внешнего содержания

    Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    16. Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права Правом издавать нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие банковские правоотношения в РФ наделены: ?Президент Российской Федерации; ?федеральные органы исполнительной

    Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    47. Функции Центрального банка РФ Функции ЦБ РФ заключаются в следующем: ?разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; ?монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное

    Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    48. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции: ?как важнейший

    автора Кановская Мария Борисовна

    9. Правовой статус Центрального банка РФ Правовой статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в первую очередь Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот

    Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    10. Функции Центрального банка РФ Функции ЦБ РФ заключаются в следующем: разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать наличное

    Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    11. Компетенция Центрального банка РФ Компетенция ЦБ РФ – это его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции: как важнейший

    Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

    Функции Центрального банка ЦБ – государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Значение: он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. Эталон – Банк Англии.

    Из книги Деньги, банковский кредит и экономичские циклы автора Уэрта де Сото Хесус

    Институт центрального банка Так началось длительное противостояние между защитниками свободы банковской деятельности и адептами центрального банка. Последние выдвинули следующие доводы против банковской школы и сторонников свободной банковской деятельности.Первый