Взаимоотношения финансов с государственным бюджетом. Взаимоотношения предприятия с бюджетом

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике Республики Беларусь не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы в стране осложнилось последствиями командно-административной системы управления.

Формирование рыночных отношений в Беларуси диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе:

построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей;

сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

* консолидация в республиканском бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Чрезвычайно важным является коренное изменение порядка амортизационных отчислений. Вместо индивидуальных нормативов необходимо ввести групповые нормативы, при которых имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в несколько категорий. Например, к одной категории будут относиться здания, сооружения и их структурные компоненты, к другой - технологическое, энергетическое и иное оборудование, к третьей -- автотранспорт, информационные системы, включая компьютерную технику, офисное оборудование, к четвертой -- нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и других налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет способствовать развитию производства, ускорению обновления оборудования. Цель состоит в том, чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других развитых странах.

На наш взгляд, Налоговый Кодекс призван стабилизировать систему налогов по крайней мере в пределах финансового (в Беларуси это календарный) года, а впоследствии в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную практику принятия налоговых законодательных актов задним числом. Все изменения должны проводиться только вместе с формированием бюджета на будущий год и заранее становиться известными налогоплательщику. Более того -- готовящиеся изменения следует заранее широко обсуждать со специалистами, включая и сторону налогоплательщиков. Налоговому Кодексу предстоит создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики.

Введение Налогового Кодекса отнюдь не означает коренной ломки системы. Мы не можем отбросить мировой опыт, а белорусские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов Беларуси и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций Республики Беларусь совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны.

Реформа налоговой системы предполагает снижение объема перераспределяемых через государство средств, нейтральность, справедливость, прозрачность, простоту и недопущение двойного налогообложения. Создание налоговой системы, отвечающей таким требованиям, позволит значительно оптимизировать объем налоговых поступлений, рационализировать доходную часть бюджетов и определить потенциал белорусской экономики с точки зрения перераспределительных возможностей. Практика последних лет показала бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения "точечных" изменений в налоговое законодательство. Проблема может быть решена только принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов налогоплательщиков и государства с точки зрения выполнения им своих обязательств перед гражданами.

Реформа в налоговой сфере будет проходить по следующим основным направлениям:

снижение налоговой нагрузки;

упрощение налоговой системы, сокращение числа и величины налогов;

ликвидация налоговых льгот;

создание системы эффективного налогового администрирования;

проведения амнистии доходов населения;

упрощение бухгалтерского учета, переход на международные стандарты бухгалтерского учета, т.е. на обязательное ведение бухучета реализованной продукции и прибыли по методу начислений вместо кассового метода учета при одновременном введении симметричного метода учета затрат по моменту возникновения обязательств;

определение полномочий контрольных органов, их числа, функций и полномочий, а также прав и обязанностей налогоплательщиков при проведении проверок, запрет на проведение внеочередных проверок;

определение правил и норм предоставления финансовой информации для независимого аудита и для СМИ.

Налоговая нагрузка будет снижена за счет уменьшения предельных ставок налогов и сокращения числа налогов. Отмена многочисленных программ корпоративной помощи, инвентаризация инвестиционных проектов республиканского и местных бюджетов, ревизия расходных статей бюджета (сокращение силовых структур, реформа государственной системы управления экономикой) позволит избежать резкого увеличения дефицита бюджета на переходном этапе. В среднесрочной перспективе, когда в большой степени определится налоговая база при новой налоговой системе, проводятся необходимые корректировки доходной и расходной частей бюджета. Многочисленные научные исследования показывают, что оптимальной с точки зрения обеспечения стабильного экономического роста и увеличения социального потенциала бюджета является система, в которой государственные расходы составляют не более 20% ВВП. В течение первых двух лет реформ объем государственных изъятий будет снижен до 30% с дальнейшим выходом на оптимальный показатель. Проведение налоговой реформы по вышеуказанным направлениям позволит в несколько раз сократить издержки по выполнению государственных требований, что эквивалентно снижению налоговой нагрузки еще на 30-50%. На первом этапе необходимо принятие законов, которые позволят выполнить государству свои базовые бюджетные обязательства.

Простая налоговая система предполагает наличие минимального количества налогов и простую универсальную методику их уплаты. Налоговая реформа будет проходить в два этапа. На первом этапе основу налоговой системы Беларуси составят следующие налоги:

налог на добавленную стоимость: три ставки 0, 10 и 20%;

налог на доходы физических лиц: одна плоская ставка 12%;

акцизный налог: ставки 10 - 90% (на сигареты и крепкие спиртные напитки);

налог на прибыль юридических лиц: единая ставка 24%;

регрессивный социальный налог: 35% (месячный доход до 100 долл.), 30% (месячный доход 101 - 200 долл. в месяц), 20% (месячный доход 201 - 500 долл. в месяц), 10% (месячный доход 501 долл. в месяц и выше);

таможенные пошлины: три ставки - 0, 5, 10% с выходом на среднюю таможенную ставку в 10%;

* налог на собственность (недвижимость и землю): ставка 5%.

Для малых предприятий и частных предпринимателей вводится система патента, предполагающая одноразовую уплату налога в бюджет, исходя из торгового оборота прошлого периода с последующим его пересчетом по результатам деятельности за отчетный период. Правительство определяет максимальный размер единой ставки патентного платежа на все виды предпринимательской деятельности.

Уже на первом этапе налоговой реформы будут проведены мероприятия по оптимизации количества налоговых платежей, унифицированы ставки налогов и платежей, отменены налоговые льготы по уплате основных налогов и платежи в целевые бюджетные фонды, преобразована система распределения доходов. Таким образом, налоговая нагрузка будет снижена.

На втором этапе предполагается снизить ставку налога на прибыль для юридических лиц до 10%, унифицировав ее со ставкой плоского подоходного налога на физических лиц. Налог на прибыль платят только корпорации, с числом акционеров свыше 50 человек. Малый и средний бизнес платит подоходный налог на доходы. Средняя ставка импортных таможенных пошлин сокращается до уровня 7%. Таким образом, на втором этапе налоговая нагрузка в ВВП будет еще более снижена.

В Беларуси свыше 4 млн. людей получают различного рода льготы. Они носят безадресный характер и не способны защитить малоимущих граждан в условиях экономического кризиса. Пересмотр системы социальной поддержки и одновременная отмена корпоративных льгот направлены на выявление тех, кто действительно нуждается в помощи государства. Сегодняшняя система распыляет помощь, оказывая поддержку среднему классу и людям с высоким доходом. Ликвидация налоговых льгот направлена на расширение налоговой базы, упразднение основы для коррупции и для увеличения трансакционных издержек, создание равных условий хозяйствования субъектам всех форм собственности вне зависимости от их происхождения. Данная мера позволит значительно сократить расходы бюджета и сконцентрировать средства на социальной составляющей реформ. В соответствующих законодательных актах (закон "О правительстве", "О местных органах власти", "О президенте", "О Парламенте") необходимо определить жесткие условия для предоставления адресной социальной помощи, а также полномочия данных органов власти в области планирования расходов и доходов бюджета. Также предполагается создание равных условий хозяйствования для экономических агентов всех форм собственности, отмена особого порядка доступа к государственным ресурсам, отмена гарантированного госзаказа для отдельных предприятий без проведения конкурса.

Система эффективного налогового администрирования при упрощенной системе налогообложения предполагает четкое определение функций, полномочий, социальных гарантий для работников налоговой инспекции, а также налогоплательщиков, отказ от нормирования объема налоговых платежей, ограничение количества проверок одной фирмы всеми контрольными органами одним разом в год. Это потребует согласования действий контрольных органов и отмены дублирования их функций, отмены чрезвычайных проверок, не санкционированных прокуратурой, четкой регламентации службы реализации судебных решений по уплате налогов, ускорения и упрощения процедуры обжалования решений и действий налоговых органов. Совершенствование системы налогового администрирования предполагает принятие специального законаконтрольных органах". Повышение материальной мотивации и престижа работы в налоговых органах позволит предотвратить отток высокопрофессиональных кадров в частный сектор. Функции по налоговому администрированию концентрируются в Государственной налоговой службе (ГНС), которой подчиняется налоговая полиция, служба валютного и экспортного контроля.

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета предполагает включение в состав затрат всех обоснованных издержек по производству и реализации товаров и услуг, либерализацию амортизационной политики, упрощение системы предоставления отчетности.

Составной частью успеха налоговой реформы является ее информационное обеспечение, проведение эффективной пропагандистской кампании среди предприятий и населения, которая объясняет плюсы новой налоговой системы, выгодность уплаты налогов, ее солидарный и моральный характер.

Высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов - распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики. Тем не менее на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации Цля этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национал г, ной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой поли гику поэтапной отмены целевых платежей.

Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплателыцика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложение; и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политик! I налоговой гармонизации.

Один из вариантов налогового реформирования и предполагает:

· Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,

· Сокращение отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,

· Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,

· Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.

Предложенные изменения отразятся следующим азом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:

Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнес возможностям экономического развития).

Таким образом, в качестве основных направлен: формирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:

Сокращение до минимума, а в последствии и отмены налогов, уплачиваемых из выручки,

Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,

· Уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование;

· Снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения;

· Максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Введение

Глава 1. Роль предприятия в формировании бюджетов различных уровней: теоретический аспект

1.1 Понятие, сущность и виды бюджетов

1.2 Значение предприятий в формировании доходных статей бюджетов различных уровней

1.3 Расходование бюджетов по финансированию деятельности предприятий

Глава 2. Взаимодействие предприятий с бюджетами на современном этапе развития экономики

2.1 Взаимодействие предприятий с Федеральным бюджетом

2.2 Организация взаимодействия предприятия с региональным бюджетом

2.3 Местные бюджеты как основа развития предприятия

Глава 3. Пути совершенствования отношений предприятий с бюджетами разных уровней

3.1 Роль бюджетного финансирования предприятий в современных условиях

3.2 Проблемы налогообложения предприятия в условиях кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Основой экономики каждого государства неотъемлемо являются предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории данного государства. При осуществлении данной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения с государством, т.е. с бюджетами разных уровней. Данные взаимоотношения действуют в двух направлениях: это формирование бюджета за счет налоговых отчислений предприятия и расходование сформированных государственных средств на развитие, и поддержку предпринимательской деятельности путем их финансирования.

По сути, государство выступает регулятором деятельности предприятий. Оно может снизить рост предприятий, и соответственно экономики, за счет увеличения налогообложения или простимулировать его за счет снижения налогов и увеличения расходных статей бюджета на инвестирование предпринимательства.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения системы взаимоотношений предприятий с бюджетами разных уровней, для повышения эффективности функционирования реального сектора экономики в условиях кризиса, и реформирования межбюджетных отношений. Каждая система имеет свои изъяны и в данной курсовой рассматривается система взаимосвязи предприятий с бюджетами и возможные пути их совершенствования.

Объектами являются предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, и сам государственный бюджет, который состоит из Федерального, Регионального и муниципального бюджетов.

Предметом является система отношений предприятий с бюджетами.

Целью курсовой работы является выявление проблем во взаимоотношениях предприятий и бюджетов разных уровней, а также формулирование возможных путей разрешения данных разногласий.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

Рассмотрение бюджета и бюджетной системы РФ как основного субъекта данного взаимоотношения;

Изучение поступлений бюджета за счет предприятий и расходование его на финансирование предприятий;

Выявление проблемы данного взаимодействия;

Анализ мер, направленных на оптимизацию данных отношений и решение проблем связанных с ними.

В условиях нынешнего финансового кризиса нужно как можно больше снизить все проблемы, существующие на данном этапе экономического развития России. В первую очередь это урегулирование проблем предприятий и государственного бюджета.

В курсовой работе рассматриваются взаимодействия предприятий и бюджетов в докризисный период и корректировка данных отношений в соответствии с антикризисными мерами проводимых государством. Качество данных антикризисных мер сможет проявить только время, хотя уже на начальном этапе они имеют множество недочетов.

Но все, же основной регулирующей стороной взаимоотношений предприятий и госбюджета является Правительство РФ, т.к. «экономика – это оружие в современном мире, а политика – умение вовремя нажать курок».

Глава 1. Роль предприятий в формировании бюджетов различных уровней: теоретический аспект

1.1 Понятие, сущность и виды бюджетов

В любой финансовой системе центральное место занимает бюджет и бюджетная система. Под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти.

Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решение важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивать проведение государственной экономической и финансовой политики.

Как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т.д. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий – возможны поступления из бюджета. Бюджет – это специфический универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемой нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой – государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель (ландов) – в Германии, провинций – в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.



Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятии. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.
Финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом строятся на основе долговременных экономических нормативов. Предприятие вносит в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также иные предусмотренные законодательством платежи и отчисления, в том числе в местный бюджет, по установленным нормативам.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и при получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.
Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России развит пока недостаточно.
Финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом строятся на основе долговременных экономических нормативов. Предприятия вносят в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также предусмотренные законодательством платежи и отчисления, в том числе в местный бюджет, по установленным нормативам.
Финансовые отношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, их использование на различные цели.
Финансовые отношения предприятий строятся на следующих принципах, предопределяющих их свободу распоряжения финансовыми и материальными ресурсами и связанных с основами хозяйственной деятельности.
Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с Ценными бумагами. Фондовый рынок в РБ развит пока недостаточно.
Финансовые отношения предприятий с банками строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в части получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов.
В соответствии с Законом о предприятии финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом строятся на долговременных экономических нормативах. Предприятия вносят в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также иные, предусмотренные законодательством платежи и отчисления. Должны быть предусмотрены новые нормативы - плата за трудовые ресурсы и отчисления на государственные нужды. Их размер следует увязать с объективно сложившимся распределением национального дохода на содержание сферы образования и медицинского обслуживания, управления, науки (академической), на оборону. Другими словами, все нормативы должны быть состыкованы с распределением общественного продукта и национального дохода.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, их классификация. Связи между внебюджетными фондами. Внебюджетные фонды РФ социального назначения: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Понятие и особенности внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды РФ. Пенсионный фонд, его задачи, тарифы страховых взносов. Функции и источники формирования финансовых средств Фонда социального и обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Понятие, сущность и объекты налога на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на прибыль и имущество организаций. Порядок исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды. Расчет суммы налога, подлежащего внесению в бюджет за отчетный период.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2015

    Внебюджетные фонды, их сущность и назначение. Структура, функции Пенсионного фонда, социального, медицинского страхования, занятости населения. Принципы организации и разработка эффективных мероприятий по совершенствованию платежей во внебюджетные фонды.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2015

    Внебюджетные фонды Российской Федерации, их сущность и значение. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования: основные цели и задачи, источники формирования средств, анализ доходной и расходной части.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации: пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования. Государственная поддержка конверсионных программ организаций оборонной промышленности. Федеральный и территориальный дорожный фонд РФ.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2010

    Необходимость и функции налогов. Проблемы финансирования предприятий в условиях ВТО. Нормативно-правовое регулирование и совершенствование финансового механизма взаимоотношений предприятия с бюджетом. Анализ состава и структуры налогов предприятия.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

Организационные взаимоотношения предприятия с бюджетом

В наше время материальную основу жизнедеятельности любого государства составляет совокупность денежных фондов. Это, прежде всего, бюджет, который является, во-первых, основным денежным фондом государства, во-вторых, основным финансовым планом государства, в-третьих, основным финансовым нормативным актом государства, в-четвертых, основным балансом доходов и расходов страны.

Очевидно, что с помощью налогов пополняется доходная часть бюджета, их сущность и функции находятся в состоянии постоянного развития.
Состав налогов, уплачиваемых предприятиями в бюджет, сформулирован в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.). Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» (от 16 июля 1992 г.), Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» (от 22 декабря 1992 г.). Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (от 22 декабря 1993 г.).
Предприятия уплачивают следующие основные виды налогов:
1)федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами и др.); 2)республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, плата за воду и др.);
3)местные налоги (земельный налог, налог на рекламу и др.).
Эволюция налога напрямую связана с развитием функций того или иного государства. В настоящее время, например, в демократических и экономически развитых странах на первое место среди государственных приоритетов выходят социальная политика, поддержание мира и правопорядка, разрешение экологических, межнациональных, демографических проблем. Повсеместно налоговые доходы, как часть бюджета, являются одним из основных источников финансирования приоритетных направлений государственной деятельности.
В современном мире баланс между общими и частными интересами достигается, в основном, с помощью различных перераспределительных элементов, которые в совокупности образуют единую перераспределительную систему современного государства.
Центральное место в этой системе занимают государственные финансы. Перераспределительная функция финансов реализуется с помощью создания централизованных денежных фондов, крупнейшим из которых традиционно является бюджет. Налоги представляют собой один из основных инструментов перераспределения. Имея нецелевой характер, они пополняют доходную часть бюджета в виде обезличенной денежной массы.
Комплексный подход к проблеме совершенствования системы налоговых доходов предполагает, что не должно быть произвола и на стадии исполнения расходной части бюджета в государстве, так как не следует забывать о том, что аккумулированные средства должны тратиться ответственно, разумно и целенаправленно. В противном случае может сыграть самую негативную роль такой психологический фактор, как стремление налогоплательщика оправдать сокрытие предметов и объектов налогообложения.
Между отдельными элементами (налогами) наблюдаются структурные связи и объективно обусловленная взаимозависимость. При осуществлении управляющего воздействия на один из элементов системы обратная связь может отреагировать в виде сигнала путем изменения, произошедшего в другом элементе системы именно благодаря наличию этих структурных связей.
Так, например, увеличение ставки по налогу на добавленную стоимость приводит к росту цен на рынке товаров и услуг и, соответственно, ограничивает покупательные возможности хозяйствующих субъектов, чей хозяйственный оборот временно снижается, что приводит к уменьшению получаемой прибыли и, соответственно, налогу от нее. При этом, если определенный налоговый предел по совокупному налоговому бремени еще не достигнут, то можно предположить, что система отрегулирует себя, если же такой предел превышен, то следует ожидать нарастания процесса обратного воздействия в целом.
Для осуществления научного управления и совершенствования системы налогов с целью повышения за их счет доходов бюджета необходимо при внесении изменений в один из элементов (путем принятия налоговых норм) предусматривать возможные последствия (отраженное воздействие) для других элементов. От того, насколько правильно построена система налогов, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом подвергалась постоянным и существенным изменениям. В таких изменениях прослеживалась основная целенаправленная тенденция, а именно, предоставление предприятиям все большей хозяйственной самостоятельности. Можно предположить, что этот процесс начался в 1965-1966 гг., когда впервые предприятиям было разрешено создавать за счет части своей прибыли фонды экономического стимулирования (при этом так называемый «свободный остаток» прибыли уходил в бюджет). Следующим существенным шагом стал переход к так называемому полному хозрасчету и самофинансированию. Суть его заключалась в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер и уже вся прибыль распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам.
При этом устанавливаемые нормативы были дифференцированными и, по существу, индивидуальными, так как не было единых критериев оценки предприятий, то есть, наблюдался персонифицированный подход. Поэтому замена вышеуказанных нормативов распределения прибыли единым и общим налогом на прибыль была единственно правильным решением, предотвратившим проявления субъективизма и волюнтаризма в этом крайне непростом вопросе. По сути налоги - это те же экономические нормативы, но общие и вмененные действующим законодательством.