Почему Трамп вывел США из ТТП? Транс-Тихоокеанское партнерство: цели, вызовы и перспективы.

Совокупный ВВП стран-членов ТТП составляет более трети мирового, и оценивается в 27,5 трлн. долларов

Александр Тимофеев

4 февраля 2016 года министры торговли Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, США, Сингапура, Чили и Японии подписали в новозеландском Окленде соглашение о создании Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), подведя таким образом окончательный итог завершившихся 5 октября прошлого года переговоров. Совокупный ВВП стран-членов ТТП составляет более трети мирового, и оценивается в 27,5 трлн. долларов. При этом о своем намерении в перспективе присоединиться к ТТП уже стали заявлять представители Индонезии, Тайваня, Таиланда, Филиппин и Южной Кореи.

Повестка переговоров, принятые решения, а главное - текст соглашения и даже его содержание до сих пор носят закрытый характер, что вызывает массу противоречивых суждений о том, насколько эффективным будет ТТП и какими будут последствия вступления в силу данного соглашения для стран, не являющихся его участниками, в первую очередь, для Китая и России.

США, говоря о преимуществах ТТП, всегда основываются на исследовании перспектив тихоокеанского партнерства, которое в свое время провели эксперты исследовательского института East-West Centre. Они предсказывают, что новая организация увеличит ВВП 12 стран-участников на 285 млрд долларов, или на 0,9%, к 2025 году. Это партнерство сделает страны богаче на 77 млрд долларов. Именно этими цифрами и оперировали США, продвигая идею ТТП, объединяющего страны, на которые приходится 40% мировой экономики и треть мировой торговли. Впрочем, есть много несогласных с такой оценкой роста ВВП для членов ТТП. В частности, эксперты канадского института C.D. Howe Institute считают, что ВВП 12 стран увеличится, но куда более скромно - лишь на 74 млрд долларов, или всего на 0,21% выше базового прогноза. Более того, произойдет это не к 2025 году, а только к 2035 году. Другие экономисты и вовсе не видят экономического эффекта от партнерства. В частности, в исследовании Asian Development Bank Institute предсказывается, что ВВП США никак не изменится от присоединения к ТТП.

В последние годы проект Транс-Тихоокеанского Партнерства стал одним из ключевых направлений политики США в АТР. ТТП должно стать первым шагом на пути формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ), закрепив при этом выгодные для американцев стандарты и правила экономического сотрудничества в крупнейшей «институциональной оболочке» свободной торговли в АТР. Однако, даже без учета перспектив образования АТЗСТ, Транс-Тихоокеанское Партнерство под патронатом США станет площадкой, которая позволит Вашингтону возглавить процесс формирования норм, правил и стандартов сотрудничества экономик АТР, то есть, предложить свои правила и стандарты, выгодные в наибольшей степени именно Соединенным Штатам.

Отличительной особенностью соглашения о ТТП является то, что оно не включает в себя Китай, зато охватывает большинство его основных торговых партнеров. Это дает основания полагать, что одной из целей, продвигаемых США при создании ТТП, является изоляция КНР. За счет Транс-Тихоокеанского Партнерства Соединенные Штаты хотят лишить Китай инициативы в формировании режимов свободной торговли с региональными партнерами.

Разумеется, за ТТП стоят интересы крупных транснациональных корпораций, в основном, базирующихся в США. Успешный запуск соглашения позволит американскому бизнесу расширить свое присутствие на рынках стран АТР, закрепившись, прежде всего, в инновационных секторах. Наглядное представление о степени его заинтересованности в проекте и влиянии на него дает следующий факт. В случае желания представителя Конгресса ознакомиться с документацией о переговорах по ТТП, то он должен был получить специальное разрешение. Однако при этом доступ к данным материалам не ограничен для так называемых «представителей ближнего круга» («stakeholders representatives») в количестве 700 человек, среди которых руководство таких компаний, как Pharmaceutical Research, Manufacturers of America, the Recording Industry Association of America, the Entertainment Software Association, Gilead Sciences, Johnson and Johnson, Verizon, Cisco Systems и General Electric.

Подписанное 5 октября 2015 года соглашение о ТТП стало итогом переговоров на министерском уровне, прошедших в Атланте. Хотя переговорный процесс и его результаты подробно не разглашались, однако из утечек в СМИ и отдельных заявлений правительств стран можно судить об исходе встречи. В день подписания соглашения Вашингтон заявил об отмене пошлин на японскую продукцию автомобильной промышленности. По данным The Wall Street Journal, сторонам удалось достичь компромисса в сфере торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в области- фармпрепаратов, а также о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами. Что касается вопроса о сроках патентной защиты в Соединенных Штатах новых биологических препаратов, то США пошли навстречу Австралии и согласились на сокращение сроков. Кроме того, в результате переговоров крупнейший экспортер молочных продуктов - Новая Зеландия, добилась облегченного доступа на североамериканский рынок, в то время как американские производители - на сельскохозяйственный рынок Японии. Дополнительные соглашения также касаются продвижения в областях открытия и унификации рынков труда, урегулирования вопросов экологической нагрузки, торговли услугами и Интернет-торговли. Кроме того, в договоре речь идет не только об экономике. Например, страны-участницы ТТП обязываются придерживаться определенных стандартов в трудовой политике и это, в частности, заставит социалистический Вьетнам допустить создание независимых профсоюзов. Также соглашение о ТТП предусматривает прозрачную процедуру госзакупок и способствует снижению роли государства в экономической сфере.

С формальной точки зрения Транс-Тихоокеанское партнерство представляет собой стандартный региональный экономический блок, построенный по принципу «зона свободной торговли плюс» (ЗСТ+). То есть, он предполагает устранение большинства ценовых и количественных барьеров во взаимной торговле товарами плюс комплекс мер по либерализации торговли услугами, инвестиционно-технологического сотрудничества, гармонизации стандартов и т.п. Вместе с тем, по своему содержанию ТТП можно назвать серьезным шагом вперед, значение которого выходит далеко за рамки вопросов регионального экономического сотрудничества, поскольку это соглашение накладывает дополнительные требования по сравнению с обязательствами, связанными с членством в ВТО, а также охватывает широкий круг регуляторных вопросов, которые сейчас к компетенции ВТО не относятся. Поэтому вполне вероятно, что ВТО и другим международным экономическим организациям в будущем придется учитывать заданные Транс-Тихоокеанским партнерством новые ориентиры. В частности, профессор МГИМО (У) МИД России, содиректор Научно-образовательного центра по мировой экономике ИМЭМО РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Афонцев выделяет следующие новшества, появившиеся в договоре о Транс-Тихоокеанском партнерстве, которые могут оказать влияние на будущее формирование системы международной торговли:

Во-первых, соглашение о ТТП предусматривает радикальное усиление защиты прав интеллектуальной собственности. С одной стороны, это отражает ведущую роль активов, основанных на интеллектуальной собственности (товарные знаки, патенты, ноу-хау, программное обеспечение, медиапродукты и т.п.), в современных процессах международной торговли (особенно торговли услугами) и трансграничного инвестирования. С другой - соответствует реальным проблемам региона, где весьма вольное (выражаясь дипломатично) отношение к объектам интеллектуальной собственности традиционно представляет весьма болезненную проблему для правообладателей.

Во-вторых, в рамках ТТП предусмотрен беспрецедентно высокий уровень защиты прав инвесторов, которые в числе прочего получили возможность в случае возникновения спорных ситуаций с правительствами суверенных государств обращаться в международные судебные инстанции, находящиеся вне национальных юрисдикций. Отношение к этим нововведениям демонстрирует радикальную поляризацию - от приветствий в адрес окончания эры «безнаказанных конфискаций частных активов безответственными правительствами» до эмоциональных протестов против «триумфа международных корпораций над общественными интересами». О последствиях принятых решений можно будет судить только по прошествии нескольких лет (в частности, на основе реальной судебной практики), но уже сейчас можно сказать, что благодаря повышению гарантий защиты инвесторов страны ТТП имеют все шансы кардинально упрочить позиции в международной конкуренции за инвестиционные ресурсы.

В-третьих, соглашение о ТТП стало первым региональным блоком, где в контекст вопросов экономического регулирования включены экологические и трудовые стандарты. Наиболее важное значение имеет прямой запрет использовать заниженные стандарты в соответствующих областях для создания искусственных преимуществ (например, за счет низкого уровня заработный платы в отраслях, где запрещена деятельность независимых профсоюзов) и обеспечения инвестиционной привлекательности (например, за счет отсутствия действенной системы штрафов за загрязнение атмосферы и водных ресурсов). За введение соответствующих норм уже давно выступали не только бизнес-субъекты, действующие на территории экономически развитых стран, но и экологические и гуманитарные НПО по всему миру. ТТП впервые сделало их предложения реальностью.

По сути, эти нововведения, в основном, обеспечивают продвижение интересов крупных инвесторов и правообладателей, которыми, соответственно, являются ведущие транснациональные корпорации, большинство из которых базируются в Соединенных Штатах. Но говорить о том, что ТТП выгодно только США и ТНК было бы неверно, поскольку в этом случае договор вряд ли мог быть подписан. Основа успеха переговоров по ТТП заключается в тесной увязке уступок конкретных государств странам-партнерам со встречными выгодами, полученными в ответ.

Транс-Тихоокеанское партнерство при всей его очевидной завязке на интересы США, в разной степени учитывает интересы всех участников. Так, по оценке экспертов, такие страны, как Малайзия, Вьетнам и Япония получать довольно ощутимую экономическую выгоду за счет получения возможности максимально нарастить свой экспорт в рамках ТТП. Например, примерно 60 % вьетнамского экспорта текстиля сейчас приходится на страны-участницы ТТП, но в этих странах существуют довольно высокие таможенные барьеры - в частности, в США вьетнамский текстиль облагается 18% таможенной пошлиной. Обнуление пошлин, конечно же, подстегнет экспорт вьетнамского текстиля, но, в то же время, обнажит вьетнамский рынок для еще большего проникновения, например, молочной продукции из Новой Зеландии, так что для вьетнамской компании Винамилк ТТП является серьезным вызовом. Вьетнам все же будет среди главных победителей, ведь ВВП страны должен будет вырасти к 2025 году на 11%, рост экспорта составит 28% за этот период, так как компании будут перемещать производство в эту страну с низким уровнем зарплат. Японские производители автомобилей и запасных частей для них также могут оказаться среди главных победителей, так как они получают более дешевый доступ к крупнейшему экспортному рынку США. Соглашение снизит импортные пошлины для Австралии на A$9 миллиардов. Тарифы для Новой Зеландии будут снижены в 93% торговых направлений, что в денежном эквиваленте будет равно экономии на 168 миллионов долларов.

По сути, от запуска ТТП выгоды и потери понесут не конкретные страны (те же американские автопроизводители уже весьма недовольны перспективами усиления конкуренции со стороны японцев), а определенные отрасли, поскольку каждая страна имеет как сильные сегменты экономики, так и откровенно слабые, неконкурентоспособные. Эти слабые отрасли сейчас поддерживаются на плаву благодаря протекционистской политике, но со временем, в том числе и благодаря ТТП, будет происходить переформатирование структуры экономик стран-участниц. Например, можно предположить, что японские производители риса, не выдержат конкуренции со стороны Вьетнама, также сократится и вьетнамское молочное производство под натиском новозеландских производителей. То есть, в рамках ТТП будет складываться новая система разделения труда с постепенным отмиранием в странах-участницах нежизнеспособных отраслей, что будет способствовать росту взаимозависимости экономик стран-участниц партнерства.

По оценкам китайских экспертов, вступление в силу договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве будет иметь ряд негативных последствий для экономики КНР. В первую очередь, ожидается перенос многими иностранными корпорациями своих производств с территории Китая в другие страны-участницы ТТП (в частности, Вьетнам и Малайзию). Так, датская рыбоперерабатывающая компания Эсперсен уже заявила о переносе своей деятельности из КНР на новый завод во вьетнамском Хошмине и частично в ЕС. Кроме того, о планах перемещения производств во Вьетнам заявили Майкрософт и Интел. Вместе с тем, данные действия обусловлены не только стремлением избежать уплаты пошлин в рамках ТТП, но и желанием снизить производственные расходы за счет уменьшения расходов на оплату труда, которая во Вьетнаме гораздо ниже, чем в КНР.

Кроме того, создание ТТП может привести к уменьшению объемов китайского экспорта в США и другие страны-участницы данного договора, поскольку китайская продукция, импорт которой будет облагаться пошлинами, потеряет свою конкурентоспособность по сравнению с продукцией из развивающихся страны - членов ТТП. Наряду с этим, стоит ожидать и сокращения импорта странами ЮВА сырья из Китая. Так, предполагается, что вьетнамские компании, выпускающие одежду и обувь, резко сократят закупки сырья в Китае, поскольку одним из условий беспошлинной торговли в рамках ТТП является использование сырья национального производства либо поставляемого из стран, входящих в ТТП. В этих условиях вьетнамские фирмы будут вынуждены переориентироваться с китайских хлопковых тканей на американские. Еще одним негативным для Китая моментом может стать сокращение поставок в КНР сырья и комплектующих из Японии и других стран региона. До 60 процентов компонентов, используемых Китаем при производстве продукции, импортируется из Японии и стран АСЕАН, при этом порядка двух третей произведенной продукции отправляется на экспорт.

Вместе с тем, наибольшую угрозу для Китая представляет не само создание ТТП, а то, что оно может стать катализатором заключения договора о Транс-Атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США. Оба этих договора, ТТП и ТТИП, в совокупности способны оказать негативное влияние на продвигаемые Пекином интеграционные проекты, в том числе идеи «Один пояс и один путь». Соглашение о ТТИП, в случае его заключения, может резко ослабить позиции Китая на европейском рынке, поскольку КНР и США поставляют в Европу почти одинаковые категории товаров, но ТТИП даст американской продукции значительные преимущества за счет снятия тарифных барьеров, тогда как китайская продукция может дополнительно столкнуться с повышением Европейским союзом стандартов на импорт. В этих условиях значимость Нового Шелкового пути как транспортного коридора доставки грузов из Китая в ЕС резко упадет. В связи с этим, ряд китайских экспертов считает целесообразным не торопиться с капиталовложениями в создание инфраструктуры сухопутного Шелкового пути до тех пор, пока не будет ясности с перспективами ТТИП и ТТП.

Часть китайских экономистов, напротив, считает необходимым форсировать создание Нового Шелкового пути, чтобы обеспечить его запуск еще до того, как будет подписано соглашение о ТТИП (китайцы полагают, что это может произойти в течение полугода - года после начала работы ТТП), чтобы показать представителям Евросоюза преимущества и выгоды торговли с Китаем. Одновременно с этим предлагается активизировать инвестиционную деятельность китайских компаний в ЕС, а также оказать поддержку европейским движениям и отдельным влиятельным лицам, выступающим против заключения соглашения о ТТИП с США.

Следует отметить, что представители КНР также намерены оказать поддержку политическим партиям, движениям и профсоюзам в странах-участницах ТТП, выступающим против договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве, чтобы максимально осложнить и затянуть процесс ратификации этого соглашения парламентами этих государств. Китайцы рассчитывают, что процесс ратификации может затянуться до 2018 года, что позволит им за это время принять меры, нивелирующие негативный эффект от создания ТТП. Среди этих мер, в частности, стоит выделить планы по приобретению акций компаний стран-членов Транс-Тихоокеанского Партнерства в тех отраслях, которые получат наибольшее развитие в рамках данного соглашения.

По сути, у Китая есть два основных варианта действий по отношению к Транс-Тихоокеанскому партнерству, которые должны способствовать решению ключевой задачи - попытаться использовать ТТП для построения предложенной Китаем Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, что предполагает встраивание ТТП в структуру Регионального всеобъемлющего экономического партнерства и дальнейшее построение на этой базе АТЗСТ. Первый вариант предполагает заявление КНР о готовности присоединиться к ТТП или выдвижение идеи соглашения между ТТП и КНР по схеме ТТП+1. Этот шаг призван убедить инвесторов не спешить с переносом производств из КНР и переориентацией инвестиционных потоков до завершения переговоров. Расчет здесь делается на том, чтобы попытаться затянуть рассмотрение парламентами стран ТТП вопроса о ратификации этого соглашения до получения ими ясности о вступлении в него Китая и условиях его членства. Для этого могут быть инициированы соответствующие заявления со стороны отдельных влиятельных лиц или оппозиционных партий в странах ТТП, а также протестные выступления в отдельных государствах странах (в первую очередь, в Малайзии) с требованиями вообще отказаться от участия в ТТП в пользу Регионального всеобъемлющего экономического партнерства и Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Затягивание ратификации договора о ТТП в связи с ожиданием присоединения Китая, который может даже начать консультации и переговоры по этому вопросу с каждой из сторон, позволит Пекину выиграть время и за счет форсирования работы по созданию РВЭП на базе двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле довести ситуацию до того, что ТТП и РВЭП, имеющие перекрестное членство, влились в Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли, продвигаемую Китаем.

Второй вариант, к которому, судя по всему и склоняется Китай, предполагает заявление о том, что КНР пока воздержится от участия в ТТП, но не исключает этого в будущем, в зависимости от того, насколько эффективным окажется это соглашение на практике и насколько оно будет более успешным, чем работа в рамках имеющихся двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле. При этом случае Китай также будет пытаться активно воздействовать через прокитайские структуры и различные официальные и, в большей степени, неофициальные позиции на представителей парламентских кругов в странах ТТП, чтобы максимально затянуть или вообще заблокировать ратификацию этого соглашения. Одновременно с этим будет активизирована работа в рамках имеющихся двусторонних соглашений о свободной торговле со странами-членами ТТП, с тем, чтобы расширить сферу их действия и предоставить своим партнерам больше преимуществ. В частности, такие переговоры о расширении договора о свободной торговле уже начаты с Сингапуром. Главной задачей здесь является демонстрация того, что сотрудничество с Китаем дает гораздо больше преимуществ, по сравнению с участием в ТТП. При этом Пекин будет пытаться продвинуть инициативы по переходу от двусторонних к многосторонним соглашениям о свободной торговле, на примере планируемого соглашения между Китаем, Южной Кореей и Японией, работу по созданию которого КНР намерена резко форсировать. Еще одним подтверждением того, что Пекин склоняется к работе именно в этом направлении, является начало переговоров о заключении договора о свободной торговле с Канадой.

Следует отметить, что в планах Пекина значится ускорение переговоров о свободной торговле с Евроазиатским экономическим союзом, что позволит в будущем на этой базе и с учетом соглашения КНР-РК-Япония перейти к многостороннему соглашению о свободной торговле в Северо-Восточной Азии, к которому вполне может подключиться и Монголии. Дальнейшим развитием этого проекта вполне может стать создание, например, Восточноазиатской зоны свободной торговли, в которую могут также войти страны АСЕАН, Пакистан и Индия, что фактически станет базой для единой АТЗСТ.

Данные перспективы, вырисовывающиеся из возможных действий Китая, вполне приемлемы для России, поскольку они гораздо больше отвечают российским интересам, чем озвучиваемые некоторыми специалистами предложения о вступлении нашей страны в Транс-Тихоокеанское партнерство. На самом деле, сейчас заключение соглашения по ТТП вряд ли серьезно отразится на российских интересах. Как заявил замминистра экономического развития России Станислав Воскресенский в эфире телеканала «Россия 24», создание ТТП не окажет значительного давления на торговые отношения России с участниками нового объединения: «Влияние этого соглашения на российскую экономику и торговлю находится в пределах погрешности 0,01 процента. Более того, важно понимать, что на долю стран, заключающих это соглашение, приходится не более 10 процентов нашей торговли». Это совсем немного, в отличие от того же Китая, потому прямого негативного влияния от запуска ТТП и неучастия в нем России наша экономика не ощутит, хотя в будущем могут возникнуть ограничения, способные повлиять на российскую торговлю, поскольку ТТП в целом можно назвать новой формой изощренного протекционизма.

По сути, сейчас единственным фактором, который может привлечь Москву в ТТП, является то, что присоединение к данному соглашению фактически будет означать отмену всех введенных против РФ санкций, но это вполне может произойти и безотносительно Транс-Тихоокеанского Партнерства. Что же касается перспектив более активного продвижения российской продукции на внешние рынки за счет вступления в ТТП, то рассчитывать на это бессмысленно, поскольку даже при отсутствии тарифных барьеров большинство российских товаров будут неконкурентоспособны на внешнем рынке в силу высоких производственных расходов и несоответствия западным стандартам. Между тем, негативный эффект для российской экономики окажется весьма значительным, особенно в сельском хозяйстве, машиностроении, автомобильной отрасли и фармацевтической промышленности, которые не выдержат конкуренции с транснациональными корпорациями на своем внутреннем рынке.

Стоит учитывать, что только три главы в соглашении о ТТП касаются тарифов, всё остальное - это не тарифные барьеры и ограничения: экология, качество рабочей силы и так далее. Вводимые ТТП новые стандарты мировой торговли затрагивают крайне широкий круг вопросов, касающихся, например, охраны интеллектуальной собственности, таможенного сотрудничества и много чего еще. При этом по ряду позиций Россия проводит совсем другую политику. В частности, по локализации хранения баз интернет-данных наше законодательство не соответствует их требованиям. Кроме того, есть серьезные расхождения в правилах патентования фармацевтической продукции, технических и экологических стандартах

По сути, в наибольшей степени Россию должно беспокоить не создание ТТП, а то, какое влияние это окажет на Китай. В частности, если Пекин решит сконцентрировать внимание на странах Юго-Восточной Азии и сократит объемы финансирования работ по Экономическому поясу Шелкового пути в западном направлении, это может повлечь за собой замораживание работ по сопряжению этого проекта с планами развития Евроазиатского экономического союза.

В этой ситуации России следует обратить внимание на инициативы Китая и учесть их опыт. В частности, надо придвигать свои интеграционные проекты, активизировать заключение договоров о свободной торговле со странами АТР, в том числе входящими в ТТП, и обеспечить ускоренный запуск этих соглашений. При этом надо учитывать и то обстоятельство, что предложенные Соединенными Штатами жесткие стандарты ТТП невыгодны не только России, но и Китаю, и даже тем странам, которые присоединились к Транс-Тихоокеанскому партнерству. Характерным примером этого является ситуация с вьетнамским текстильным экспортом, около 60 процентов которого сейчас приходится на страны ТТП. В настоящее время вьетнамский текстиль в США облагается таможенной пошлиной в размере около 18 %, и запуск ТТП означает отмену этих пошлин. Однако, правила Транс-Тихоокеанского Партнерства предполагают нулевую таможенную пошлину лишь на товары, произведенные из местного сырья или из сырья стран-членов ТТП, а текстильная промышленность СРВ до 46% сырья получает из стран, не являющимися членами ТТП - в основном из Китая и Южной Кореи. Очевидно, что вьетнамские текстильные предприятия будут вынуждены искать поставщиков сырья среди стран-партнеров по ТТП, а одним из мировых экспортеров хлопка являются США. Но такое сырье окажется значительно дороже китайского и южнокорейского, в связи с чем стоит ожидать, что ряд предприятий Вьетнама не будет обрывать сложившиеся торговые цепочки с КНР и РК и будет продолжать производить из китайского и корейского сырья продукцию, которую, учитывая американский текстильный протекционизм, вряд ли пустят на американский рынок даже при условии завышенных таможенных пошлин. Следовательно, производители такой продукции будут выходить на другие рынки, в том числе на рынки Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана.

Этот пример показывает, что нам необходимо уделить особое внимание уточнению деталей соглашения о ТТП для каждой из стран, чтобы попытаться использовать систему двусторонних соглашений о свободной торговле со странами ТТП для продвижения свих интересов и укрепления сотрудничества. При этом необходимо проработать возможность использования такого сотрудничества для продвижения своей продукции на рынки ТТП за счет создания там совместных производств. В частности, следует обратить внимание на требования к локализации производства, поскольку при уровне локализации выше 60-65 процентов можно использовать производство во Вьетнаме для продвижения продукции на рынки стран ТТП.

Транс-Тихоокеанское партнерство сейчас необходимо рассматривать не как прямую угрозу, а как вызов, заключающий в себе и потенциальные угрозы, и перспективы. От того, как мы ответим на этот вызов, будет зависеть и то, какое влияние на развитие нашей страны окажет это новое образование.

Американские власти объявили о подписании итогового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Перед вступлением в силу договор должны одобрить законодатели всех стран-участниц.

Министры торговли 12 стран – Австралии, Брунея, Вьетнама, Канады, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, США, Чили и Японии – в понедельник, 5 сентября, в Атланте подписали итоговое соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP). Переговоры по соглашению официально начались с 2008 г.

Для США данный договор расширяет уже действующее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), которое вступило в силу в 1994 г.

Барак Обама сделал ТТП одним из главных пунктов своей внешнеполитической программы, без которого заявленный им "разворот США в Азию" не будет полным.

Однако в США против заключения Транстихоокеанского партнерства выступали различные профсоюзы, по мнению которых соглашение о свободной торговле приводит к росту безработицы в стране.

Транстихоокеанское партнерство вызывает неоднозначную реакцию не только в США, но и среди экономистов и аналитиков.

Так, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц назвал крупнейшее в истории региональное соглашение о торговле и инвестициях фарсом.

"Вы услышите много разговоров о важности TPP для "свободной торговли". В реальности же это соглашение об установлении контроля над торговыми и инвестиционными связями стран-участниц партнерства. Это делается от имени самых влиятельных деловых лобби каждой из стран. Не стоит заблуждаться: если посмотреть на наиболее сложные вопросы, по поводу которых еще ведутся споры, станет ясно, что ТРР – это соглашение совсем не о "свободной" торговле", - заявил он.

Внутри США на фоне предвыборной гонки многие кандидаты в президенты США, включая Дональда Трампа, высказывались против этого соглашения. Так что некоторые аналитики предполагают, что это соглашение может не пройти ратификацию в Конгрессе США.

В чем суть соглашения?

Речь идет о полной ликвидации таможенных пошлин, унификации санитарных и фитосанитарных мер, об общей политике в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок и конкурентной политики.

В ТТП отменяются пошлины более чем на 18 тыс. товаров. Полностью параметры компромисса по торговле в ТТП не обнародованы: текста соглашения пока нет, опубликовано лишь 20-страничное резюме переговоров глав торговых ведомств 12 стран. Переговоры в целом шли в атмосфере строгой секретности.

По данным The Wall Street Journal, в результате согласований сторонам удалось договориться об облегчении торгового сотрудничества по охране интеллектуальной собственности в сфере био- и фармпрепаратов, о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами.

Переговоры США и Австралии, в частности, касались сроков патентной защиты в США новых биологических препаратов. США требовали 12 лет защиты, но пошли на снижение требований.

Новая Зеландия как самый крупный экспортер молочных продуктов добилась облегчения доступа на американский рынок, а США - на закрытый сельскохозяйственный рынок Японии.

Отдельными соглашениями частично открываются и унифицируются рынки труда для участников ТТП, урегулируются вопросы экологической нагрузки, интернет-торговля, торговля услугами.

Пока остается неподтвержденным сообщение Reuters о "параллельном" соглашении стран ТТП по отказу от конкурентной девальвации валют. Такое соглашение снимет многие вопросы о стабильности нового торгового блока: в условиях зон свободной торговли занижение валютных курсов и контроль движения капитала остались бы угрозой для инвесторов в регионе.

ТТП заработает не ранее 2016 г.: предстоит его ратификация в 12 странах, в США парламент примет или отвергнет текст целиком.

Как отмечают аналитики, в случае если соглашение будет ратифицировано в 12 странах, это положительно скажется на их ВВП и, таким образом, на темпах мирового экономического роста. Однако на это может потребоваться несколько лет.

6 фактов о ТТП

Вот несколько занимательных фактов о Транстихоокеанском партнерстве.

1. ТТП затрагивает вопросы экономики и торговли, но в нем есть и политическая составляющая.

ТТП часто называют основой "разворота США в Азию", заявленного президентом Обамой, тем не менее основной целью США в данном случае является экономическое подавление Китая за счет роста других экономик региона.

ТТП является основой формирования новой экономической зоны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая должна сбалансировать экономическое влияние Пекина в регионе. В соглашении оговариваются правила практически для всех аспектов – от трансграничных потоков информации до того, как государственные предприятия должны конкурировать на международном уровне.

"Мы можем поддерживать экономический рост с помощью торговли, которая соответствует более высокому стандарту, – заявил Обама на выступлении на Генеральной Ассамблее ООН на прошлой неделе. - И именно этого мы добиваемся в рамках Транстихоокеанского партнерства – торгового соглашения, которое охватывает почти 40% мировой экономики, соглашения, которое откроет рынки и при этом будет защищать права рабочих и окружающую среду".

2. Китай не вошел в ТТП.

Торгово-экономический блок в АТР создается без участия Китая, важнейшего торгового партнера большинства стран региона.

Более того, в течение нескольких лет власти США отмечали, что ТТП создается для сдерживания Китая. Однако за последние годы позиция США по этому вопросу смягчилась.

Чисто теоретически Китай может подать заявку на участие в ТТП, однако правила блока уже согласованы, и вряд ли Китай пойдет на это.

Кроме того, Китай продвигает свой собственный блок - Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Это партнерство претендует на тот же самый регион, что и ТТП. При этом все страны АСЕАН, Япония и Австралия уже заявили, что будут участвовать во ВРЭП. Таким образом, эти структуры будут перекрывать друг друга.

3. ТТП подразумевает свободную торговлю между двумя из трех крупнейших в мире экономик.

Япония и США никогда прежде не заключали двусторонних торговых соглашений. Однако, когда в 2013 г. Япония присоединилась к переговорам по ТТП, это привело к переговорам по самому широкому ряду вопросов – от торговли автомобилями до торговли говядиной, свининой и рисом.

В итоге планируется, что это соглашение приведет к дальнейшей интеграции японской экономики и цепочек поставок в экономику Северной Америки.

Особенно важно это соглашение для автомобильной отрасли.

Из утечек в СМИ стало известно, что во время переговоров велись споры относительно разногласий Японии и США по части автомобильного рынка. Соглашение, что подтвердили в понедельник власти США, снимает пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке.

4. ТТП – противоречивое соглашение для большинства его членов.

Вопрос о ТТП горячо обсуждался не только в США, где профсоюзы и политики не раз высказывались против этого партнерства.

В Канаде вопрос о ТТП также вызвал бурную полемику. В Австралии и других странах оппоненты ТТП не раз заявляли, что реализация соглашения приведет к потере новых рабочих мест.

Вопрос, который вызвал споры в США, связан с валютами и конкурентными девальвациями.

Учитывая недавнюю ситуация с девальвацией иены и конкуренцию со стороны Toyota, автомобильная индустрия США и лобби в Конгрессе США продвигали идею включить в соглашение запрет на валютные манипуляции.

Вряд ли это будет включено в формальную часть ТТП. Однако, как отмечают источники, близкие к переговорам по ТТП, министры финансов и главы ЦБ стран-членов ТТП согласились на параллельное соглашение, которое предусматривает отказ от конкурентных девальваций.

5. ТТП внедрит новые стандарты в области защиты окружающей среды и рынка труда.

С 2007 г. США требовали включать стандарты по защите окружающей среде и рынку труда в торговые переговоры. Однако впервые эти стандарты стали внедряться и в случае невыполнения могут стать причиной торговых санкций.

Многие представители организаций по защите окружающей среды скептически относятся к ТТП. Тем не менее США заявляют, что ТТП приведет к снижению незаконной транспортировки вымирающих видов, а также приведет к решению других проблем, с которыми сталкиваются страны-члены ТТП.

Новые стандарты в области рынка труда также приведут к серьезным изменениям внутри таких стран, как Вьетнам и Малайзия.

Чтобы войти в ТТП, этим странам придется доказать тот факт, что они соответствуют стандартам Международной организации труда.

Страны-члены ТТП должны ввести минимальную оплату труда. Они также должны ввести запрет на любые практики, которые приводят к принудительному труду, таким как удержание работодателем паспортов трудовых мигрантов или сбор взносов за прием на работу, которые сразу делают рабочих должниками работодателя.

Во Вьетнаме правительству необходимо предоставить больше свобод рабочим, чтобы те могли создавать профсоюзы.

6. Россия не входит в ТТП.

Россия также не вошла в ТТП. В частности, на юбилейной конференции ООН российский президент Владимир Путин отметил "симптом растущего экономического эгоизма": "Ряд стран пошли по пути закрытых, эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне не только от собственных граждан и собственных деловых кругов и общественности, но и от других стран".

При этом Россия продвигает идею увязать формат ЕАЭС с китайским проектом "Экономического Шелкового пути", сопряженным с ВРЭП.

Такое сотрудничество, по мнению российских властей, делает реальной перспективу создания "Большой Евразии" от Лиссабона до Шанхая.

"Сотрудничество Евразийского экономического союза с Китайской Народной Республикой делает еще более актуальной и реальной идею общеевропейского пространства от Лиссабона до Владивостока", - отметил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на международном форуме "Евразийская экономическая перспектива".

Нарышкин также заявил, что сотрудничество Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем по сопряжению интеграционных процессов и экономического пояса "Шелкового пути" переходит в практическую плоскость.

"Все государства-члены ЕАЭС выразили готовность участвовать в евразийско-китайском проекте, и это сотрудничество уже переходит в практическую плоскость", - подчеркнул он.

На взгляд спикера, "здесь открываются совершенно новые возможности для осуществления крупных совместных проектов в рамках евразийской экономической интеграции".

Нарышкин также заверил, что "Россия как крупнейшая евразийская держава заинтересована в углублении интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

Чисто теоретически Россия может заявить о своем желании вступить в ТТП в любой момент - вопрос в том, готова ли она соответствовать требуемым правилам и стандартам организации. Однако, учитывая доминирующую роль Вашингтона в ТТП, а также непростые отношения России со странами Запада в последнее время, такое маловероятно.

Реакция рынков

Торги на Токийской фондовой бирже завершились ростом в пределах 1% на сообщениях о достижении участниками переговоров в Атланте соглашения по созданию Транстихоокеанского партнерства.

Ключевой индекс Nikkei, отражающий колебания курсов акций 225 ведущих компаний страны, вырос на 1% до отметки 18186,10 пункта, закрепившись выше отметки в 18 тыс. пунктов.

Более широкий индекс TOPIX, отражающий курсы акций всех компаний в элитной первой секции биржи, увеличился на 0,81% до 1475,84 пункта.

По мнению аналитиков, на поведение инвесторов повлияло достигнутое в Атланте соглашение о создании ТТП.

На фоне новостей о заключения соглашения о ТТП больше всего прибавили в цене акции сельскохозяйственных компаний.

Так, бумаги Sakata Seed Corp взлетели на 9,03% до 2222 иен, а пищевой Kewpie Corp. - на 4,34% до 2597 иен. Закрепила свои позиции и корпорация Mitsubishi Corp, показавшая мощный рост в понедельник. Ее акции прибавили в цене еще 0,71% и достигли уровня 2068,5 иены, после того как SMBC Nikko Securities Inc. назвала ее в числе тех компаний, которые выиграют от заключения соглашения по ТТП.

МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), участниками которого являются 12 стран, было достигнуто 5 октября. В его рамках будет создана зона свободной торговли (ЗСТ) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В среду глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что ответом на вызов ТТП должно стать создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений по примеру зоны свободной торговли с Вьетнамом. О том, что соглашение о ТТП несет для мировой экономики, а также для России в частности, РИА Новости рассказала директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС Наталья Стапран.

Результаты преждевременны

По мнению эксперта, рассуждать о результатах соглашения о ТТП, в котором участвуют США, Канада, Мексика в Северной Америке, Перу и Чили в Южной, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам в Азии, а также Австралия и Новая Зеландия, преждевременно.

"Первое, о чем хочется сказать, то, что пока рассуждать о результатах соглашения о Транстихоокеанском партнерстве преждевременно. Прежде всего, потому что самого соглашения мы не видим. Соглашение будет обнародовано в лучшем случае, когда его будут подписывать лидеры. Самый ранний срок — это ноябрь, на мероприятиях АТЭС", — сказала собеседница агентства.

При этом Наталья Стапран отметила, что подписание документов о Транстихоокеанском партнерстве является длительным процессом, который, вероятно, не завершится к ноябрьскому саммиту АТЭС в Маниле (Филиппины).

"Но есть большая доля сомнений относительного того, будут ли эти документы там подписаны, потому что соглашение (ТТП), как любое соглашение о ЗСТ (зоне свободной торговли — ред.), очень многогранно и требует длительного процесса согласования. Поэтому все, что мы можем сказать сейчас, это то, что мы видим то, что обнародовано. А обнародована была только структура, summary так называемое этого соглашения, (которые) выложены на сайте американского внешнеторгового ведомства", — заявила РИА Новости директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС.

ВТО 2.0, но с ограниченных вкладом

По словам Натальи Стапран, соглашение о ТТП позиционируется как новый глобальный стандарт регулирования мировой торговли и открыто для всех желающих при условии полного соответствия уже согласованным требованиям.

"Исходя из этого, можно судить, что соглашение историческое, соглашение открывает новый этап в мировой торговле, во взаимодействии в целом, и особенно в тематике того, что мы знаем, видим по тематике ВТО. Это (ТТП) соглашение нового типа, гораздо более серьезное, всеобъемлющее", — сказала она.

"Главный результат соглашения: запущен процесс формирования новых правил торговли не только в регионе, но в мире в целом. Своего рода ВТО 2.0 — новая версия ВТО. Чем дальше и успешнее он будет развиваться, тем сильнее он будет притягивать к себе новых участников, становясь своего рода таким центром силы", — отметила собеседница агентства.

При этом эксперт напомнила, что переговоры по ТТП велись более пяти лет, и сроки завершения неоднократно переносились, а формально в основу этого соглашения легло заключенное еще в 2005 году соглашение между четырьмя странами.

Директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС отметила, что соглашение о Транстихоокеанском партнерстве охватывает рекордное количество вопросов, связанных с мировой торговлей.

"То, что мы видим сейчас из структуры (ТТП): соглашение охватывает рекордное число вопросов торговой повестки. Фактически при лидирующей роли США в этом соглашении были собраны все перспективные направления преференциальные торговой повестки, которые существуют в разных других соглашениях", — заявила собеседница агентства.

Минторговли США: ТТП несет преимущества экономике регионов страны По словам главы Министерства торговли США, ТТП будет стимулировать внутренний экономический рост, поддерживать занятость, расширять инвестиционные возможности и увеличивать экспорт.

Наталья Стапран сказала, что в соглашении о ТТП речь идет и о доступе на рынки товаров и услуг, и о перемещении капитала и рабочей силы, и о регулировании отношений и прав интеллектуальной собственности, об экологических стандартах, и даже о регулировании рынка труда.

"ВТО в своей повестке такого количества пунктов не охватывает. Более того, включаются новые нормы: это патентная защита, например, биопрепаратов", — подчеркнула она.

При этом, по мнению эксперта, вклад ТТП в либерализацию мировой торговли не велик, так как ранее между странами-участницами соглашения был достигнут высокий уровень либерализации торговли за счет создания зон свободной торговли (ЗСТ).

"Одновременно, несмотря на такой революционный характер этого соглашения, вклад в либерализацию торговли не так велик. Надо понимать, что и до этого соглашения между странами-участницами был достигнут высокий уровень либерализации торговли при помощи двусторонних соглашений о ЗСТ. Это означает, что отвлечение торговли внутрь этого соглашения и снятие внутренних барьеров будет совсем небольшим, вряд ли будет ощутимо", — сказала Наталья Стапран.

Перспективы для России

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ранее заявил, что позиция Москвы по ТТП будет сформирована после тщательного анализа на предмет его соответствия интересам России. В то же время он напомнил про выступление Владимира Путина на сессии Генассамблеи ООН, в котором он выразил озабоченность созданием каких-то отдельных закрытых структур, которые впоследствии будут подменять собой ВТО и международные правила торговли.

По мнению собеседницы агентства, мгновенного эффекта от создания ТТП Россия не почувствует.

"Одновременно важно понимать, что объем торговли России со странами-участницами ТТП не столь значительный, и поэтому непосредственного эффекта мгновенного мы не почувствуем", — сказала Наталья Стапран, отметив, что эффект и последствия для Китая как ключевого партнера многих из стран-участниц соглашения о ТТП будут более очевидны.

Эксперт отметила, что доля стран ТТП в товарообороте России не превышает 10%. "Основная часть этого оборота приходится на Японию и США. Соответственно структура товарооборота и получаемые в рамках нового соглашения о ТТП преференции не позволяют нам пока говорить о существенном изменении условий для российской продукции", — сказала собеседница агентства.

Положительный эффект, который соглашение о Транстихоокеанском партнерстве может оказать на российскую экономику, по мнению директора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС, заключается в улучшении инвестиционного климата и работе с развивающимися странами.

Улюкаев: создание новых объединений должно стать ответом на вызов ТТП Необходимо создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений, считает глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. Он привел в пример создание зоны свободной торговли России и Вьетнама.

"Если говорить о положительных эффектах для России от формирования Транстихоокеанского партнерства, они, прежде всего, связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся стран, которые входят в ТТП, например, Малайзии, Чили, Перу", — заявила Наталья Стапран.

По ее словам, эти страны, по сути, будут вынуждены провести внутренние реформы в соответствии с обязательствами, взятыми на себя в рамках ТТП, например, упрощение процедур торговли, стимулирование конкуренции, новые нормы регулирования рынка труда. "Все это может благоприятно сказаться и на нашей с ними торговле, потому что они будут более предсказуемыми, адекватными партнерами", — подчеркнула собеседница агентства.

Кроме этого, по мнению эксперта, ряд возможностей также открывается и для российских предприятий при использовании зоны свободной торговли между существующим Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом, который является членом ТТП.

"То есть через Вьетнам у нас такой открывается туда путь. Например, развитие промышленной кооперации в автомобильной промышленности на тех производствах, которые у нас есть во Вьетнаме", — сказала она.

Что касается перспектив вступления России в ТТП, Наталья Стапран отметила, что на данном этапе присоединение Москвы к соглашению невозможно из-за наличия изначально жестких требований, которые необходимо соблюдать для вхождения в Трантстихоокеанское партнерство. Она также подчеркнула, что, учитывая отсутствие полного текста соглашения и длительности согласования необходимых документов, "другие коллеги по ТТП будут тщательно отслеживать, чтобы на рынок не проникали, так или иначе, участники вне ТТП".

При этом, по словам эксперта, российская экономика теряет значительно больше от неучастия в ТТП, так как участие в нем позволило бы расширить поставки в соответствующие страны металлургической продукции, продукции химической и деревообрабатывающей промышленности.

Другой проблемой для России, по мнению Натальи Стапран, является то, что ТТП тормозит процессы многосторонних обсуждений в рамках ВТО, "выводя их за площадку ВТО и обсуждая это в региональном формате".

"В этом плане для нас потенциальные риски в потере гораздо сильнее с точки зрения позиционирования себя в регионе (АТР). Надо в том или ином виде включаться, чтобы не пострадать совсем от упущенной экономической выгоды", — сказала она.

По мнению директора Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС, чтобы преодолеть возможные негативные последствия для экономики РФ от создания ТТП, необходимо стимулировать российские интеграционные инициативы: инициативу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сопряжение нового "Шелкового пути " с ЕАЭС, а также любые другие активности, например, со странами АСЕАН как вместе, так и в двустороннем формате.

"Например, с Индонезией есть большие перспективы. Главное — не отмалчиваться, надо что-то явно предпринимать и включаться в повестку, иначе мы можем остаться за бортом мировых экономических процессов", — подытожила собеседница агентства.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Критики соглашения недовольны, в частности, тем, что подготовка к его подписанию велась в обстановке строжайшей секретности

Избранный президент США Дональд Трамп пообещал, что сразу после его официального вступления в должность (ТТП, по-английски TPP - Trans-Pacific Partnership).

Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании, при этом и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп ставили под сомнение выгоды от либерализации торговли.

Договор о Транстихоокеанском партнерстве , на которые в совокупности приходится 40% мировой экономики.

Соглашение, которое до сих пор не ратифицировано, считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы.

Критики в США называют Транстихоокеанское партнерство "секретной сделкой, заключенной в интересах крупного бизнеса и других государств и ставящей под угрозу национальный суверенитет страны".

Основные факты

В соглашение о Транстихоокеанском партнерстве входят 12 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Сингапур, Чили и Япония.

Договор подразумевает углубление экономических связей между участниками, в частности, сокращение или отмену большинства таможенных пошлин на товары и услуги.

Среди приоритетных направлений сотрудничества - инвестиции, телекоммуникации, сельское хозяйство, трудовое право, экология, интеллектуальная собственность.

США предложили учредить в рамках ТТП специальный арбитраж для урегулирования споров между правительствами стран-участниц и крупными международными корпорациями.

Теоретически Транстихоокеанское партнерство может стать основой для создания единого регионального рынка, аналогичного общеевропейскому.

Товары и услуги

ТТП касается практически всех товаров и услуг, однако не предполагает полную отмену всех таможенных тарифов разом: какие-то из них останутся, упразднение других займет более длительное время.

В целом документ затрагивает порядка 18 тысяч различных импортных пошлин.

В частности, страны, подписавшие соглашение, намерены отменить или снизить пошлины на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Вопрос о внешнеторговых приоритетах США был одним из ключевых во время предвыборной кампании Трампа

В случае ратификации ТТП Соединенными Штатами таможенные тарифы на почти все сельскохозяйственные и промышленные товары американского производства будут отменены практически немедленно.

Полностью будут упразднены пошлины на ввоз в США текстильной продукции и одежды из стран-участниц ТТП.

Полный текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, занимающий 30 глав, обнародован, ознакомиться с ним можно .

Когда все началось ?

Предложение о создании регионального торгового партнерства было выдвинуто в 2003 году правительствами Новой Зеландии, Сингапура и Чили.

В 2006 году вступило в силу торговое соглашение так называемой "тихоокеанской четверки", в которую, помимо стран-инициаторов, вошел также Бруней.

Оно подразумевало отмену торговых пошлин на большинство товаров и сотрудничество в различных областях, таких как интеллектуальная собственность, трудовое право и вопросы конкуренции.

Переговоры о Трансатлантическом партнерстве в его нынешнем виде начались в 2008 году.

12 стран-участниц ТТП должны ратифицировать договор в течение двух лет с момента подписания.

Значение соглашения

Транстихоокеанское партнерство на самом деле является очень крупным международным соглашением.

Население 12 стран-участниц в совокупности составляет 800 миллионов человек, что почти вдвое превышает население стран европейского общего рынка.

На долю государств, подписавших договор, приходится почти 40% общемирового ВВП и примерно четверть оборота мировой торговли.

Сделку называют "значительным достижением", принимая во внимание то, насколько разных позиций придерживались страны-участницы во многих ключевых вопросах, от защиты окружающей среды и до регулирования местного рынка труда.

Что говорят критики?

Экономический смысл соглашения для США многие наблюдатели видят в попытке Вашингтона сдержать рост влияния Китая в регионе - не случайно КНР в блок не вошла.

Некоторые предполагают, что ТТП даст возможность корпорациям судиться с правительствами, если те, к примеру, решат изменить политику в области образования или здравоохранения.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве считалось краеугольным камнем внешнеторговой политики президента Барака Обамы

Транстихоокеанское партнерство, по всей видимости, также способствует усилению конкуренции на рынке труда между выходцами из разных стран.

Однако больше всего упреков возникло в связи с тем, что подготовка соглашения велась несколько лет в обстановке строжайшей секретности.

По словам критиков, сделано это было для того, чтобы дать возможность политикам договориться между собой о масштабных изменениях кулуарно, без общественных дебатов и учета мнения избирателей.

Сторонники ТТП утверждают, что публику не информировали о деталях, поскольку для достижения формального соглашения требовалось довольно много времени.

ТТП и ТТИП - две аббревиатуры, очень похожие друг на друга, однако означают они совершенно разные вещи.

ТТП - уже подписанное, но не ратифицированное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве.

ТТИП - между США и странами Евросоюза.

Предполагается, что благодаря этому соглашению в торговле между объединенной Европой и Америкой будут отменены импортные пошлины и сняты многие нормативные барьеры.

Переговоры между Вашингтоном и Брюсселем о заключении ТТИП сейчас находятся на более ранней стадии.

Что дальше?

Ратифицировать текст соглашения о Транстихоокеанском партнерстве после подписания должны все 12 стран-участниц.

Процесс ратификации проходит в органах законодательной власти каждой конкретной страны.

Администрация президента Обамы получила особые полномочия на заключение торговых соглашений с последующим ускоренным утверждением в конгрессе.

Это означает, что американские законодатели вправе лишь одобрить или отвергнуть договор, не внося в его текст никаких изменений.

Чтобы соглашение вступило в силу, к февралю 2018 года его должны ратифицировать по меньшей мере шесть стран-участниц с совокупным ВВП не менее 85% от общего объема.

Таким образом, без ратификации со стороны Японии и США договор в силу вступить не сможет.

5 октября 2015 года завершились переговоры по формированию Транстихоокеанского партнерства (ТТП) между США, Японией, Канадой, Мексикой, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром, Брунеем, Чили, Перу, Малайзией и Вьетнамом. На страны ТТП приходится 23,9% мирового экспорта и 26,7% мирового импорта товаров и услуг, доля внутриблоковой торговли стран ТТП составляет 42,7%. На территории стран ТТП проживает более 810 млн. чел.

ТТП регулирует не только торговлю товарами и услугами, перемещение капиталов и рабочей силы между участниками, но и определяет, как должны выглядеть внутренние правила в странах-участницах в таких областях как трудовое право, экология, интеллектуальная собственность и ряде других. Соглашение содержит повышенные обязательства по прозрачности применяемых правил торговли.

Торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами . После окончания переходных периодов соглашение обнулит 98% таможенных пошлин во взаимной торговле стран ТТП, большинство таможенных пошлин на промышленные товары будет обнулено с момента вступления соглашения в силу, на отдельные товары согласованы переходные периоды их снижения.


Наиболее сложные переговоры по промышленным товарам проходили между США и Японией и касались автомобильного сектора. США согласовали 30-летний переходный период на снижение тарифов на грузовики и 25-летний переходный период на легковые автомобили при импорте из Японии.

Для чувствительных секторов, в первую очередь, сельского хозяйства, были установлены особые условия снижения тарифов. Например, Япония и Вьетнам согласились на обнуление лишь около 30% тарифных линий после вступления соглашения в силу, установив для остальной части длительные переходные периоды (до 20 лет). Новой Зеландии пришлось ограничить запросы по доступу на рынки сельскохозяйственной продукции, в частности, согласиться на ограниченный доступ на рынки мяса и молочных продуктов Японии и США.
В отдельных случаях либерализация торговли носит масштабный характер. Так, Малайзия устранит тарифы на 92% тарифных линий сельскохозяйственных товаров сразу после вступления соглашения в силу, оставив переходный период лишь для 7% линий. Австралия обнулит абсолютное большинство таможенных пошлин. Максимальный переходный период для Австралии, в отличие от других развитых стран, составляет всего 4 года, который сохраняется, в основном, на текстильную продукцию.

В части текстиля и одежды большинство импортных тарифов будет обнулено после вступления соглашения в силу, тарифы на некоторые чувствительные товары будут устранены в течение более длительных переходных периодов. К примеру, США сохранили переходные периоды от 10 до 12 лет на некоторые виды одежды из Вьетнама.

Для одежды установлены правила определения страны происхождения, аналогичные тем, что существуют в НАФТА (пряжа, используемая для производства тканей и одежды должна быть произведена в стране-члене ТТП).

По вопросам нетарифного регулирования торговли товарами страны ТТП обязались не использовать требования локализации и не вводить импортные и экспортные ограничения и пошлины. Они также договорились не применять ограничительные меры по отношению к восстановленным товарам и не дискриминировать их по сравнению с новыми товарами, сохранив возможность применения технических стандартов.

Была достигнута договоренность об увеличении прозрачности и сотрудничестве в областях, связанных с сельскохозяйственными биотехнологиями (продукция ГМО). Достигнуты договоренности о единых правилах определения страны происхождения, предусматривающих региональную кумуляцию внутри ТТП, что будет стимулировать рост инвестиций в страны ТТП.

Таможенное администрирование и упрощение процедур торговли. Переговоры по ТТП велись, в том числе, в контексте выполнения обязательств по соглашению об упрощении торговых процедур ВТО. ТТП усиливает и дополняет многосторонние обязательства, включает положения об усилении взаимодействия таможенных служб стран-членов в таких областях, как предотвращение нелегальной неуплаты таможенных платежей, контрабанда и др.


Основными достижениями в области санитарных и фитосанитарных мер стало определение подходов в оценке риска, принципов маркировки, мер по содействию торговли. В случае принятия экстренных мер стороны обязуются в течение шести месяцев предоставить научное обоснование этих мер. Соглашение о ТТП предполагает возможность проведения специальным органом страны-импортера аудита системы безопасности продукции экспортирующей страны. Достигнуты договоренности о создании специального механизма межправительственных консультаций.
В области технических барьеров в торговле приложения к соглашению о ТТП устанавливают принципы их применения в следующих отраслях: косметическая отрасль, медицинские приборы, лекарственные препараты, информационные и коммуникационные технологии, вино и крепкие спиртные напитки, запатентованные формулы для расфасованных пищевых продуктов и пищевых добавок, органические сельскохозяйственные продукты. Перечень продукции, характерный для экспорта развитых стран, отражает их стремление закрепить соответствующие нормы и стандарты безопасности на международном уровне.

В области инвестиций и торговли услугами стороны договорились об открытии рынков за исключением оговоренных перечней изъятий (т.н. негативный перечень), что позволяет обеспечить отсутствие в будущем новых ограничений в других секторах. В соглашении закреплено, что капитальные выплаты осуществляются без задержек и в соответствии с оговоренными процедурами. Запрещены требования по локализации и передаче технологий. Глава по услугам включает приложение по профессиональным услугам для признания правил лицензирования и других регуляторных вопросов в этой сфере, а также приложение по услугам экспресс-доставки.

В части финансовых услуг согласованы обязательства по возможностям управления портфелями ценных бумаг, электронным услугам по платежным картам и передаче информации для обработки данных.

Почти все участники соглашения согласовали обязательства по облегчению условий временного въезда бизнесменов из стран-членов ТПП на территорию друг друга.

Стороны договорились о предоставлении крупными телекоммуникационными компаниями услуг по аренде сетей, совместного размещения и другой инфраструктуры. В ТТП впервые рассматриваются вопросы либерализации рынков мобильной связи, формирования альтернатив роумингу, согласования двусторонних тарифов на роуминг, предотвращения блокировки операторами голосовой связи и отключения отдельных пакетов услуг.

В области электронной коммерции стороны договорились не вводить ограничения на передачу информации или блокировку отдельных сайтов, не применять требования в отношении местоположения серверов хранения данных, не вводить таможенные ограничения на цифровые товары и не требовать от поставщиков раскрывать информацию, касающуюся программного обеспечения, при входе на рынок стран ТТП.
В части государственных закупок основным результатом переговоров по ТТП стало распространение положений соглашения о государственных закупках ВТО, членами которого являются 5 из 12 стран ТТП (Канада, Новая Зеландия, США, Сингапур, Япония) на остальные страны. Малайзия и Вьетнам впервые взяли на себя обязательства по либерализации доступа иностранных компаний на рынок государственных закупок. Эти страны, а также Мексика, могут применять переходные меры (ценовые преференции, требования содержания местного компонента и др.). Стороны также договорились рассмотреть возможности включения требований к обеспечению безопасных условий труда в соответствии с международными стандартами, о борьбе с коррупционными практиками, а также о расширении доступа малых и средний предприятий к госзакупкам. Канада и США расширили взаимный доступ к закупкам на федеральном уровне.

Положения ТТП о конкуренции включают в себя особенности принятия новых законодательных норм и их имплементации, вопросы защиты прав потребителей, намечены контуры дальнейшего сотрудничества в области разработки конкурентной политики.

Глава о регулировании деятельности государственных компаний определяет особенности правил субсидирования, требования к прозрачности информации, а также распространяет судебную юрисдикцию на коммерческую деятельность иностранных государственных компаний из стран-партнеров по ТТП.

В области защиты интеллектуальной собственности стороны договорились об особенностях патентной защиты биологических медицинских препаратов. Для развивающихся стран переходный период по выполнению обязательств может достигать 18 лет (Вьетнам).
Стороны договорились о закреплении норм регулирования рынков труда по таким вопросам, как минимальный размер оплаты труда, максимальное количество рабочих часов, нормы, гарантирующие безопасность труда, а также определили механизмы для проведения консультаций и разрешения споров по трудовым вопросам. Для Вьетнама, Малайзии и Брунея установлен индивидуальный набор обязательств в части проведения реформы законодательства о профсоюзах и запрета различных видов принудительного труда.

Глава по экологии нацелена на противодействие «экологическому демпингу» и борьбу с торговлей ресурсами дикой природы, незаконной вырубкой леса, незаконным рыболовством.

Глава по сотрудничеству и наращиванию потенциала предполагает проведение мероприятий по наращиванию компетенций участников ТТП в виде семинаров, конференций, технической помощи и пр. для обеспечения выполнения соглашения развивающимися странами и содействия торговле и инвестициям между его участниками. Создается специальный Комитет по сотрудничеству и наращиванию потенциала.
В соответствии с главой по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса предполагается создание Комитета по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса, задачей которого является оценка влияния ТТП на национальную и региональную конкурентоспособность, процессы экономической интеграции, создание глобальных цепочек добавленной стоимости, вовлечение малых и средних предприятий. Фактически комитет наделен аналитическими функциями и призван оценивать эффективность выполнения остальных глав соглашения.

Задачи развития в ТТП решаются через взаимодействие в трех сферах:

(1) экономический рост , включающий в себя устойчивое развитие, сокращение уровня бедности, развитие малого бизнеса;
(2) повышение роли женщин в экономике – помощь женщинам получить специализированное образование, увеличить доступ на рынок, а также повысить доступность для них технологий и финансирования, учреждение женских профессиональных сообществ и
(3) развитие сотрудничества в области образования, науки, технологий и инноваций . Практическая реализация указанных мер осуществляется через комитет по развитию.
Стороны договорились оказывать информационную поддержку малым и средним предприятиям (специализированные веб-сайты), сформировать комитет по делам малого и среднего бизнеса, который будет предоставлять информацию о лучших практиках, устраивать семинары и обсуждения о пользе ТТП и сотрудничать с другими комитетами в рамках ТТП, международными организациями.

Стороны будут обеспечивать сближение регулирования по определенному набору мер, разработают процедуру или создадут орган, который будет обеспечивать координацию процесса принятия и пересмотра мер регулирования. Участникам соглашения рекомендовано использовать ряд т.н. лучших практик регулирования, в том числе создание комитета, в который необходимо сообщать о предпринятых и планируемых мерах.
Соглашение о ТТП воспроизводит отдельные внутренние нормы по прозрачности и борьбе с коррупцией в США и предусматривает реализацию мер по внедрению качественного управления (good governance) и снижению коррупции, включая определение прав заинтересованных компаний по защите от коррупции и ее последствий, ужесточение наказания за коррупционную деятельность, особенно ту, которая оказывает влияние на международную торговлю и инвестиции.

Страны ТТП также достигли договоренностей по «сторонней сделке», касающейся регулирования валютных курсов , устранения валютных манипуляций и координации общей макроэкономической политики. США изначально были намерены включить данные обязательства в текст соглашения, однако такое предложение не получило общей поддержки членов.

Администрирование и институционализация. Основным институтом ТТП является комиссия, которая собирается на уровне министров и старших должностных лиц по согласованию со сторонами соглашения (переходящее председательство). В функции комиссии входит рассмотрение вопросов, относящихся к применению соглашения, составление экономических обзоров, рассмотрение предложений по изменению положений соглашения, осуществление надзора за работой всех комитетов и рабочих групп в рамках ТТП, рассмотрение возможных путей развития партнерства. Решения принимаются на основе консенсуса. Для упрощения рабочего взаимодействия ТТП предусматривает создание контактных групп.

Соглашение предусматривает формирование набора комитетов, позволяющих обеспечивать развитие положений соглашения и влиять на формирование национальных экономических правил в странах-участниках ТТП. Структура комитетов начинается с общей «зонтичной» Комиссии Транстихоокеанского партнерства и заканчивается отраслевыми комитетами - комитет по развитию и укреплению потенциала, комитет по сближению регулирования, комитет по малым и средним предприятиям, комитет по конкурентоспособности и упрощению ведения бизнеса.
Соглашение о ТТП закрепляет особый порядок урегулирования споров между странами-участницами. В частности, установлено, что если спор затрагивает положения права ВТО, то панель при рассмотрении спора должна учитывать толкования и решения апелляционного органа ОРС ВТО.

ТТП предусматривает, аналогично с положениями ВТО, возможность введения любых защитных мер в случае наличия угрозы здоровью и безопасности людей, животных и растений.

Последствия для бизнеса

Для бизнеса подобные соглашения – сигнал о формировании больших привлекательных рынков с низкими барьерами для движения товаров, услуг и инвестиций. ТТП содержит достаточное количество положений, которые системно улучшают режим торговли товарами и услугами, даже несмотря на то, что торговый и инвестиционный режим будет изменяться достаточно медленно.

При принятии инвестиционных решений бизнесу (особенно крупному) удобнее работать там, где есть преференции в торговле между странами, действуют механизмы консультаций по мерам регулирования торговли и осуществляется их сближение, работают механизмы разрешения споров между инвестором и государством. По этой причине все больше компаний, особенно из стран ТТП, начнут переориентировать инвестиции и торговлю на другие страны ТТП. Российские компании, осуществляющие поставки на рынки этих стран, столкнутся с ужесточением конкуренции. По многим позициям ТТП фактически закрепляет преимущество поставщиков из США на соответствующих рынках.

Соглашение усложняет формирование цепочек добавленной стоимости с участием стран, не вошедших в ТТП. Преференции создают дополнительные стимулы к формированию цепочек внутри ТТП, это стимулируется закреплением в ТТП правил происхождения товаров, условий формирования таких цепочек (запреты на локализацию производств, хранения данных и ограничений на информационные потоки и т.п.). Отдельные риски состоят в продвижении производства и торговли товаров, в отношении которых в России пока не сформированы позиция и бизнес-интересы (ГМО, восстановленные товары).

Положительные эффекты для России от формирования ТТП связаны с улучшением инвестиционного климата и условий работы на рынках развивающихся стран (Малайзия, Чили, Перу), которые будут вынуждены провести внутренние реформы в соответствии с обязательствами в ТТП.
Ряд потенциальных возможностей открывается для российских предприятий при использовании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, являющимся членом ТТП. Развитие промышленной кооперации (например, в автомобильной промышленности) при определенном уровне локализации, отвечающем правилам происхождения в ТТП может стимулировать встраивание российской продукции в цепочки добавленной стоимости.

Глобальные риски

Основной результат создания ТТП состоит в запуске процесса формирования новых правил международной торговли после торможения этого процесса в рамках ВТО. В ТТП США закрепили сформированные в других соглашениях правила работы компаний в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти правила были выработаны без участия ЕС и стран БРИКС. Теперь, по мере расширения ТТП, они могут служить инструментом вытеснения неучаствующих стран или быть навязаны этим странам.

ТТП соответствует правилам ВТО, но по многим вопросам уходит намного глубже уровня регулирования ВТО. ВТО будет продолжать играть важную роль в мировой торговле, однако ТТП демонстрирует, что основные усилия ключевых игроков направлены не на развитие универсальной повестки дня ВТО, а на формирование специфических правил региональной торговли с группой стран, что в долгосрочной перспективе может уменьшить значимость ВТО как основной площадки для достижения договоренностей по вопросам торговой политики.
Если в общих вопросах регулирования торговли соглашение носит прорывной характер, то вклад ТТП непосредственно в либерализацию торговли относительно невелик. До ТТП между странами-участницами переговоров уже был достигнут достаточно высокий уровень либерализации. Так, между членами ТТП уже действует 42 соглашения о зоне свободной торговли: у Чили со всеми членами ТТП, у Сингапура – со всеми, кроме Канады и Мексики. Наименьшее число соглашений – у Канады (4 из возможных 11). Это означает, что отвлечение текущей торговли внутрь ТТП из-за снятия внутренних барьеров будет небольшим – соглашение рассчитано на перспективные потоки и устранение нетарифных барьеров.

Доля стран ТТП в товарообороте России не превышает 10% (основная часть оборота приходится на Японию и США). Расчеты (см. Приложение) показывают, что потери российской экономики от формирования ТТП оцениваются величиной около 100 млн. долл. США и сконцентрированы в возможном снижении (и так небольшом) поставок сельскохозяйственной продукции на рынки этих стран. Таким образом, на сегодняшнюю структуру российского экспорта – с доминированием энергоносителей и сырьевых товаров – ТТП не оказывает серьезного влияния. Вместе с тем, ТТП представляет потенциальную угрозу для задач диверсификации российской экономики и экспорта. В случае разрастания ТТП и заключения США зоны свободной торговли с ЕС, российским экспортерам готовой продукции придется подстраивать свой бизнес под правила ТТП. В данном случае можно провести параллели с формированием ВТО, созданного ограниченным кругом стран, и дальнейшим привлечением других игроков при соблюдении требования принятия ими уже закрепленных стандартов регулирования.

Возможные эффекты для России и ЕАЭС от ТТП

1. Изменения ВВП для РФ и ряда государств ЕАЭС как результат заключения ЗСТ ТТП


2. Изменения импорта и экспорта для РФ и стран ТТП как результат заключения ЗСТ ТТП, %


3. Изменения по отраслям экономики для РФ в результате заключения ЗСТ ТТП, %