Экономика Германии. Особенности экономической системы Германии

Немецкая экономика - пятая крупнейшая экономика в мире (в расчете по паритету покупательной способности) и самая большая в Европе - является крупнейшим экспортером машины, транспортных средств, химикатов, и бытового оборудования. Как ее западноевропейские соседи, Германия сталкивается с существенными демографическими трудностями в долгосрочном периоде. Низкие коэффициенты рождаемости и снижение чистой иммиграции увеличивают давление на систему социального обеспечения и требуют структурных реформ. Модернизация и интеграция восточной немецкой экономики - где безработица превышает 20% в некоторых муниципалитетах - очень негативно сказывается на экономике страны, и требует ежегодного субсидирования восточных земель в размере около $12 миллиардов (на 2008 год).

Реформы начатые правительством канцлера Герхарда Шредера (1998-2005) стали залогом устойчивого экономического роста в 2006 и 2007 годах и снижения безработицы. Эти реформы позволили практически сохранить уровень занятости во время спада 2008-09 годов - самого глубокого, начиная со времен Второй мировой войны. ВВП Германии сократился на 4,7% в 2009 году, но вырос на 3,6% в 2010 году. По оценкам Федерального правительства, в 2011 году экономический подъем в стране продолжился, а ВВП вырос на 2,3%.

Восстановление было обеспечено прежде всего за счет роста производственных заказов и экспорта в страны, не входящие в Еврозону. Внутренний спрос также стал существенным фактором, обеспечившим подъем экономики Германии. Стимулы и меры по стабилизации экономики, начатые в 2008 и 2009 годах и снижение налогов, реализованные во время второго срока канцлера Ангелы Меркель увеличили бюджетный дефицит Германии до 3,3% в 2010 году. Бундесбанк оценивает, что дефицит упал приблизительно до 2,5% в 2011 году ниже 3%-ого предела, установленного для стран ЕС.

На сегодня с размером ВВП, превышающим 2,7 триллиона евро, Германия находится на третьем месте в мире по общему объёму производства и промышленному производству. Кроме того, ФРГ стоит на первом месте в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany.

Особенности экономической системы Германии

Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.

Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.

Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.

В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии этот показатель достигал 65%. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50%.

Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а также стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7,8-8,5%). Во время экономического роста в 2010 и 2011 годах процент безработицы упал до 6,9%.

Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7%. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Индия, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29 % (в 2003 г.), а в совокупном экспорте - 87 % (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развито сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии Германии

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • автомобилестроение;
  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • чёрная металлургия;
  • авиационно-космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники;
  • судостроение.

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и - по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, - имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них - общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений её доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

Машиностроение. Одной из опор германской экономики является чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре. Производство легковых и грузовых автомобилей находится в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После КНР, США и Японии, ФРГ - четвёртый по величине производитель автомобилей в мире. Например в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 году, свыше 70% пошли на экспорт.

Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых - мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

Химическая промышленность. Ещё в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн-Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

Легкая промышленность. Несмотря на достаточно развитую лёгкую промышленность, Германия является нетто-импортером продукции легпрома. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде, Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны - Аугсбург и северо-восток Баварии, а также Берлин.

Пищевая промышленность. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б?ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10% от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35%.

В 2005 году посадки винограда сорта Рислинг, являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20% из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте - рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Электротехническая промышленность. Германия ещё с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д. Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как производством дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).

Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса. Наиболее крупная ТНК в отрасли - «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры - Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической промышленности выделилась электронная индустрия - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Основное влияние на размещение производства оказывает наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации и близость научных центров.

Металлургия. Чёрная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, её конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации чёрной металлургии - запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн тонн чугуна, 40,8 млн тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной - в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность. Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др.

После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного - 23,1%, космической промышленности - 8,6%. Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Судостроение. Германия является одной из ведущих европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для судостроения здесь занимаются более 1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350-400 предприятий страны, при этом одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2009 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009. В первом квартале этого года заказчики отказались от 19 заказов на сумму 940 миллионов евро.

Военное кораблестроение достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку заказы собственных германских ВМС не в состоянии полностью загрузить имеющиеся мощности, кораблестроение страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие результаты показали в прошлом 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро. Строительство судов для ВВП достигло хороших результатов. Итоги года в целом оказались лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион евро. Самые большие и мощные верфи страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lurssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

Энергетика Германии

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5 % своих потребностей в источниках энергии. Ещё в 1997 году 52% объёма собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% - ядерной энергией, 4% - гидроэнергией, 9% - природным газом и 1% - нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2%. Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73%, к 2001 г. она снизилась до 13%.

Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд кубометров. Доля потребления газа в том же году - 21,5%, причем эта цифра постоянно возрастает.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%. Самые мощные энергетические концерны: E.ON, RWE, EnBW и Wintershall.

Сельское хозяйство Германии

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3% от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счёт механизации, применения современных агропромышленных технологий.

Около 70% товарной продукции сельского хозяйства даёт животноводство. Скотоводство даёт более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объёмы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения - около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые.

Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Германия является одним из ведущих государств европейского союза. Её площадь составляет 357 тыс. кв. км, а численность населения - около 83 млн человек. Промышленность Германии считается одной из самых мощных не только в регионе, но и в мире. Её развитие можно условно разделить на два очень важных периода: довоенный и послевоенный (Вторая мировая война).

По данным на 2012 год, среди производственных отраслей государства безусловным лидером является машиностроение. Ведущие позиции занимает автомобилестроительная промышленность Германии. Именно эта отрасль является одним из предметов национальной гордости немцев. В этой стране находятся крупнейшие автомобилестроительные концерны: «Опель», «Мерседес-Бенз», «Ауди», «БМВ», «Фольксваген». Они предлагают потребителю машины, востребованные в любых уголках мира. Если человек покупает автомобиль, собранный на у него априори не возникает сомнений в его качестве. Такие авто точны и надежны. Промышленность Германии поддерживает качество своих брендов на высочайшем уровне.

Кроме автомобилестроения очень высокие показатели имеют другие сегменты отрасли: водный, железнодорожный транспорт. Большое внимание уделяется развитию сети автомагистралей и автострад. хоть и косвенно, но тоже относится к транспортной отрасли.

В данной отрасли наиболее развитыми сегментами являются виноделие и пивоварение. Особого внимания заслуживает последний. Германия издревле славится своим пивом. На территории этого государства изготавливается около четырех тысяч сортов данного напитка. Самое интересное, что небольшие частные пивоварни имеются даже в маленьких городках, а иногда и в крупных поселках. Около трети произведенного пива отправляется на экспорт.

Однако с 2000-х годов традиционные вкусы немцев начали меняться. Местные жители вместо классического пива все больше начали предпочитать вино. Это обусловило развитие винодельческой отрасли. Мозельские и рейнские вина, которые производит промышленность Германии, известны далеко за пределами страны.

Другие отрасли

Кроме вышеназванных отраслей, особого внимания заслуживает оборудования, электроники, вычислительной техники и станкостроение.

Издавна славится своей продукцией легкая промышленность Германии. Хотя сейчас её объем на рынке и сократился (мировая тенденция), однако немецкая производственная технология считается одной из самых лучших. В Германии также развита химическая промышленность. Особое место в этой отрасли занимает производство пластмасс и лакокрасочной продукции.

В стране также развита металлургия, которая в основном использует для работы привозное сырье. Из своих материалов в ход идет лишь металлолом для переплавки. Постепенно Германия в данной отрасли превратилась в импортера, хотя раньше поставляла прокат на Во время прошлого глобального кризиса государство сохранило свои экономико-производственные позиции, а также репутацию хорошего и очень надежного партнера.

Территория Германии

Страна в центре Европы обшей площадью 357 тыс. кв. км. На севере омывается Балтийским и Северным морями.

Население Германии

82,6 млн человек (2007 г.). Естественный прирост 0,053% (2008 г.). Городское население — 74%. Более 90% населения — немцы, значительную долю составляют лужицкие сербы (национальное меньшинство — около 100 тыс. человек). Остальные — турки, греки, сербы. Значительная частьтурков обосновалась в Германии еще в 1960-е годы, в период так называемого немецкого экономического чуда. Большая турецкая диаспора живет в Берлине, в районе Кройцберг. Ожидаемая продолжительность жизни весьма высока — 79,26 года (мужчины — 76,26 года, женщины — 84,42 года) (на 2009 г.).

Государственное устройство Германии

Федеративная республика. Главой является федеральный президент, исполняющий в основном представительские функции и избираемый федеральным собранием сроком на пять лет. Исполнительная власть принадлежит федеральному канцлеру. В состав федерального правительства входят федеральные министры, выдвигаемые на должность канцлером и утверждаемые президентом.

Административно-территориальное деление Германии

Германия состоит из 16 федеральных земель: 5 новых и 11 старых. Каждая федеральная земля имеет свое законодательство. Столица — Берлин, другие крупные города — Гамбург, Мюнхен, Кельн.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП. млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), % ВВП

* Подсчеты Economist Intelligence Unit. **Фактическое.

Экономика Германии является крупнейшей в Евросоюзе и одной из наиболее масштабных в мире. Германия — одна из стран — основателей Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957 г.). С 1999 г. вступила в зону евро.

Налогово-бюджетная сфера Германии

В стране существует трехуровневая бюджетная система. В компетенции федерации находятся оборона, внешнеэкономические связи, содержание вузов и проч. В сферу ответственности федеральных земель входит содержание органов внутренних дел, здравоохранение, образование, региональные программы. Местные бюджеты хронически дефицитны и зависят от земельных бюджетов. Налогообложение также базируется на трехуровневой системе федерации. Подоходный налог прогрессивный (от 19 до 45%). НДС 1 января 2007 г. был повышен с 16 до 19%.

Доходы бюджета в 2008 г. составили 1,614 трлн долл., расходы — 1,579 трлн долл.

Государственный долг в 2008 г. — 62,6% ВВП.

Отраслевая структура экономики Германии

Структура ВВП в 2008 г.:

  • сельское хозяйство — 0,9%;
  • промышленность — 30,1 %;
  • услуги — 69%.

Для экономики Германии характерна гораздо большая доля промышленности в ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. И это не случайно. Специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в этой сфере создано и меньшее количество рабочих мест. В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличной сетью автомобильных и железных дорог, одними из крупнейших в Европе и мире воздушными гаванями (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морскими портами (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства (Inter City Express).

В развитии сельского хозяйства Германии в период после Второй мировой войны был осуществлен переход к индустриальным методам производства, вследствие чего произошло повышение интенсивности и концентрации производства и капитала, формирование агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством. С начала 1980-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает переход экономики на ресурсосберегающие рельсы технического прогресса. В последние десятилетия в развитии сельского хозяйства Германии отмечается ускоренное вытеснение мелкого производителя.

Добывающая промышленность. В стране отсутствуют значительные минеральные ресурсы, кроме угля и калийных солей. Добыча угля ведется в каменноугольном Рурском и Саарском бассейне (42 млн г в год) и буроугольных Кельнском и Силезском бассейнах (165 млн т в год). Однако она нерентабельная, поддерживается за счет государственного бюджета. Добыча нефти ничтожна, газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем на 30%. Добыча калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.

На сегодняшний день именно обрабатывающая промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:

  • автомобилестроение;
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • электротехническая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • черная металлургия.

Все более заметное влияние на развитие промышленности оказывают новые отрасли. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на Россию и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

Основой экономики Германии является машиностроение. Оно довольно разнообразно. В последние годы на долю Германии на мировом рынке приходилось около 40% полиграфического оборудования, 33% двигателей различного назначения, 31% оборудования для переработки пластмасс, 30% станков, 28% металлургического оборудования, 28% машин для текстильной промышленности, 22% турбин. Больше всего (почти 1 млн человек) занято в традиционно «самой немецкой» индустрии — электротехнической. По уровню электротехники, по ее разнообразию и качеству Германия занимает ведущее положение в мире: на мировом рынке у страны примерно такая же доля, как у США — 20-25%". Германия вот уже несколько веков остается первым в мире производителем и экспортером печатных машин. По объему книгопечатания (как и по торговле книгами) Германия уступает только США. Немцы сохранили авторитет еще в одной традиционной отрасли — оптико-механической. Она возникла в маленьком городке Йена, где в 1846 г. Карлом Цейсом была основана небольшая мастерская по изготовлению оптических приборов. Благодаря сотрудничеству с местным университетом мастерская выросла и стала известнейшим в мире оптико-механическим предприятием.

Немецкая автомобильная промышленность — еще одна гордость немцев. Германия уже многие годы уверенно входит в тройку ведущих автомобильных держав планеты, уступая по объемам производства только США и Японии. И даже, несмотря на то, что в последнее время к ней вплотную приблизился Китай, роль ее в мировом автомобилестроении остается весьма значительной. Лидерами немецкого автомобилестроения являются Volkswagen, Daimler- Chrysler и BMW.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Германии

ТНК Германии занимают достойное место в списке Fortune Global 500. К тому же в этом списке их 37, что меньше, чем французских (38), но больше, чем компаний Великобритании — 33, Италии — 10, Нидерландов — 14. Более подробную картину даст таблица, представленная ниже.

Хотя малые и средние предприятия играют заметную роль в европейской экономике, в Германии они несколько менее развиты. Их число в расчете на 1 тыс. человек населения составляет 37, в то время как в среднем по ЕС — 45. Доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет около 50% (в среднем по ЕС — 63-67%).

Для Германии особенно важны крупные предприятия. Они сосредоточены в автомобилестроении, страховом бизнесе, розничной торговле, телекоммуникациях.

Крупнейшие компании Германии, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы Германии

Германская модель у большинства специалистов ассоциируется с «социальным рыночным хозяйством» — системой, возникшей после проведения ряда реформ под руководством Л. Эрхарда. Суть этого хозяйственного порядка определялась ее создателями как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью.

Германская модель уже пережила несколько серьезных модификаций. Первая относилась к концу 60-х — началу 70-х годов XX в., вторая совпала с началом неолиберального реформирования в Европе в 80-е годы. Сейчас мы также являемся свидетелями новой волны реформирования, которая может стать более масштабной и радикальной, чем две предыдущие.

Будучи в свое время «локомотивом Европы», немецкая экономика сейчас уступает многим странам не только по темпам роста, но и по уровню развития. В последние несколько лет по производству ВВП надушу населения ее обогнали Великобритания, Франция, Австрия. Вмсстс с тем в 1970 г. австрийский уровень достигал лишь 59% от западногерманского. Обогнали Германию также и Нидерланды, и Ирландия (в последнем случае разрыв в 70-80-х годах был еще больше, в пользу ФРГ).

В настоящее время для Германии характерны:

  • медленный экономический рост;
  • высокая безработица, выше, чем в среднем по еврозоне. Она носит не конъюнктурный, а в основном структурный характер. Такая безработица даже в условиях подъема снижается несущественно. В общем составе безработных в Германии очень высока доля длительно безработных (свыше года). Подоле таких безработных в общем их количестве Германия вместе с Италией, Грецией, Бельгией занимает самые неблагоприятные позиции в Европе. Феномен длительной безработицы особенно опасен, гак как обычно за это время теряются даже те немногие профессиональные навыки, которыми люди обладали ранее;
  • высокие издержки на труд, высокая стоимость рабочего места. Поэтому крупные компании Германии (а в последнее время также и средние) постоянно выводят рабочие места за границу. «Сименс» за несколько последних лет сократил 20 тыс. рабочих мест, перенося их в Китай и Корею. Крупнейший в Германии производитель очков фирма «Родсншток» сократила 500 мест в г. Реген, где рабочее место стоит 40 тыс. евро в год, и перенесла их в Чехию, где оно стоит 9 тыс. евро. Чистый отток капитала стал хроническим, а инвестиционная активность в стране низкая;
  • недостаточно гибкий рынок труда. Гак, при увольнении работника в Германии, по подсчетам Всемирного банка и МФК, в 2006 г. ему нужно было оплатить 66,7 недель рабочего времени. Во Франции соответствующий показатель лишь 31,9 недель, в Швеции — 24 недели, в Финляндии — также 24 недели, в Ирландии — 52,1 недели. Немцы работают гораздо меньше, чем в других европейских странах. Поданным ОЭСР, немец в год работает лишь 1446 часов, что гораздо ниже, чем в среднем и по ОЭСР, и по зоне евро.

Профсоюзы Германии весьма хорошо развиты. Но это не всегда оказывает благоприятное влияние на экономику. Чем сильнее эти союзы интересов (т. е. профсоюзы и союзы работодателей), тем менее они заинтересованы в реформах, справедливо опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается такой порядок, который в определенной степени отвечает интересам членов союзов, в очень большой степени — интересам их функционеров, но не содействует эффективной занятости.

Бюрократия и в целом неэффективная работа государственного аппарата также не способствуют экономическому развитию Германии. По различным оценкам, из-за избыточного бюрократического давления (только на федеральном уровне экономическую жизнь страны регулируют 2100 законов и около 100 тыс. подзаконных актов) ежегодно экономика страны теряет от 46 до 80 млрд евро 2 .

По условиям для предпринимательства Германии, по мнению Всемирного банка и МФК, находится на среднем уровне ЕС и занимает 19-е место в мире. Это, безусловно, лучше, чем положение Франции и тем более Италии, однако гораздо хуже, чем положение в этом рейтинге таких стран, как Финляндия, Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания.

Вместе с тем в Германии можно отметить и ряд позитивных факторов, способствующих развитию предпринимательства: государственные программы содействия, возможности финансирования с помощью заемного капитала, развитую систему венчурных компаний, наличие хорошей инфраструктуры.

Одной из серьезнейших проблем экономики Германии является проблема восточных земель (территории бывшей ГДР). Несмотря на то что за последние 15 лет в развитие экономики Восточной Германии были вложены колоссальные суммы, они остаются депрессивными и абсолютно непривлекательными регионами страны. Уровень безработицы там в два раза выше, чем средние показатели по стране. Поэтому население Восточной Германии уменьшается весьма высокими темпами. За 15 лет оно сократилось на 11%, или 1,7 млн человек.

Еще одна важная социально-экономическая проблема Германии — старение населения. Так, если доля лиц 65 лет и старше в обшей численности населения Германии в 1995 г. составляла 15%, к 2004 г. она достигла 18%. Это связано с низкой рождаемостью и увеличением продолжительности жизни в Германии. В дальнейшем доля лиц пожилого возраста будет продолжать повышаться.

Наконец, в Германии в последние годы настолько медленно росла производительность труда, что ее уровень на фоне среднего уровня Евросоюза несколько снизился.

Так, если в 1995 г. почасовую выработку в Евросоюзе взять за 100%, то в Германии производительность труда составила 104%. В 2005 г. она снизилась до 103,1%.

Внешнеэкономические связи Германии

Объем экспорта в 2007 г. составил 1,53 трлн долл., объем импорта — 1,20 трлн долл.

Основные экспортные статьи: готовые изделия — 86%, продовольствие — 5%, полуфабрикаты — 4%, сырье — 0,7%.

Основные импортные статьи: готовые изделия — 71%, продовольствие — 9%, полуфабрикаты — 9%, сырье — 4%.

Страны — импортеры продукции из Германии: Франция — 9,7%, США — 7,5%, Великобритания — 7,3%, Италия — 6,7% (2007 г.).

Страны — экспортеры продукции в Германию: Нидерланды — 12%, Франция — 8,6%, Бельгия — 7,8%, Китай — 6,2% (2007 г.).

На рубеже XIX и XX веков, британским правительством было принято решение о необходимости маркировки собственных товаров, а также товаров, произведенных за рубежом, в частности в недружественной Германии. Данный шаг был предпринят для того, чтобы бойкотировать товары соперника. Таким образом, в 1887 году был издан соответствующий закон об обязательной маркировке германских товаров «Производство Германии». Спустя 10 лет комиссия Бундестага сообщила, что немецкие производители не имеют ничего против знака, и более того, получили некие выгоды от его наличия, дистанцируясь от британских производителей.

В 1973 году знак был «поделен» между Западной и Восточной Германиями: на товарах появилась маркировка Made in West Germany and Made in GDR.

На сегодняшний день «hergesstelt in Deutschland» — надпись, обозначающая высокое качество, выступающая противовесом азиатским поделкам. Именно ярлык «Производство Германии» позволяет товару быть дороже и востребованнее аналогов. Для самих немцев этот знак — не только возможность поддержки отечественного производителя, но и обязательство соблюдения традиций в процессе производства тех или иных товаров. Продукты для международного рынка под данным знаком не всегда являются произведенными на территории Германии, но в любом случае должны иметь общее с ним происхождение.

«Производство Германии» — это своего рода лэйбл, которым удостоен целый модельный ряд оружия (баллистическая и крылатая ракеты Фау-1 и Фау-2, танки Леопард, Маус, Тигр и Пантера, линейные корабли Бисмарк и Тарпиц, подводные лодки, штурмовая винтовка Stg-44, пистолет Mauser C96). Не обошла стороной данная маркировка и немецкий автопром. На территории Германии ведется выпуск сразу нескольких именитых линеек, в частности BMW, Porsche, Maybach, Audi, Opel, Mercedes. Технические приспособления компании Liebherr, Bosch и Siemens сегодня также изготавливаются в соответствии с высокими требованиями к качеству. Следует отметить в данном ракурсе и достижения в области химических разработок и научных работ по физике, непосредственными создателями которых также были немцы.
Немецким жителям не свойственно хвастовство, но даже в сфере общественного питания и обслуживания все процессы проходят на высшем уровне. Строгий расчет, педантичность, предприимчивость и принципиальность — вот качества, которыми обладает каждый истинный ариец. Жители Германии переносят традиционные черты характера переносят на профессиональную ниву и воспитание поколений. Хотя сами немцы и отмечают, что наличие знака «Производство Германии» уже не является гарантией непревзойденной надежности, все же для многих — это лэйбл обладателей высшей планки качества.

Ниже мы приводим перечень немецких бендов, помимо вышеперечисленных, которые стали известны всему миру:

  • Adidas
  • Allianz
  • Bayer
  • Bayern Munchen
  • Beck’s
  • Bertelsmann
  • Blaupunkt
  • Blend-A-Med
  • BMG Music
  • Bosch
  • Braun
  • Commerzbank
  • Continental Tire
  • Deutsche Bahn
  • Deutsche Bank
  • Deutsche Telekom
  • Florena
  • Granini
  • Haribo
  • Henkel
  • Holsten
  • Hugo Boss
  • Jägermeister
  • Jacobs
  • Kärcher
  • Kaisers
  • Liebherr
  • Liqui Moly
  • Lufthansa
  • Metro Cash & Carry
  • Miele
  • Neoplan
  • Nivea
  • Osram
  • Persil
  • Quelle
  • Recaro
  • Reebok
  • Ritter Sport
  • Robert Bosch
  • Schwarzkopf
  • Tchibo
  • Tetra Pak
  • ThyssenKrupp
  • Tom Tailor
  • TUI Group
  • Varta
  • Wella

Основной опорой немецкой экономики остается из года в год промышленность. По сравнению с другими странами ее доля в ВВП значительно высока. Треть продукции, произведенной в Германии идет на экспорт.

На протяжении всего времени формирования немецкой промышленности, происходили структурные изменения. Некоторые виды промышленности утратили свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность. Это произошло из-за смещения рынка сбыта и конкуренции странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с фармацевтической промышленностью, которая перешла в собственность иностранной компании.

Другие же разновидности промышленности, наоборот вырвались в лидеры, например: машиностроение, химическая, электротехническая промышленность.

Замечание 1

К крупнейшим лидирующим на мировом рынке немецким концернам относят: Volkswagen, BMW, Daimler, химические - Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch). Они имеют свои филиалы во многих странах мира и зарекомендовали себя среди потребителей.

Основные виды промышленности в Германии

Костяк ромышленности Германии включает:

  1. легкую промышленность,
  2. пищевую промышленность,
  3. металлургию-черная и цветная металлургия,
  4. химическая промышленность,
  5. машиностроение
  6. аэрокосмическая промышленность,
  7. электротехническая промышленность,
  8. электронная индустрия.

Легкая промышленность. В Германии данная промышленность достаточно развита. Основными текстильными районами считаются Рурский промышленный район в Крефельде, поимо этого задействована юго-восточная часть страны и северо-восток-Аугусбург и Берлин.

Пищевая промышленность. К основным отраслям пищевой промышленности относят продукты виноделия и пивоварения. Германия славится около 4000 сортами пива, треть которого поставляется на экспорт. Несмотря на то, что Германия известна своим пивоварением, местные жители по данным статистики предпочитают вино больше, чем пиво. Основное виноделие представлено в долине Рейна. Государство Германии активно инвестирует в средства в винодельческую отрасль. Расширяются плантации под производство красного вина. Основным сортом вина, который активно экспортирует Германия в другие страны является рислинг. Основные страны куда экспортируется вино являются Британия и США.

Металлургия. Черная металлургия уже не является ведущей отраслью Германии, так как она потеряла свою конкурентоспособность на мировом рынке и не выдерживает мировых стандартов. Основным центром черной металлургии является запад страны(Рурский каменноугольный бассейн), окрестности Саарбрюкена, Франкфурт на –Майне, Оснабрюк. Большая часть промышленности идет на внутренний рынок. Цветная металлургия, как и черная металлургия в основном снабжает внутренний рынок. Основными центрами расположения является побережье-Гамбург, Галле.

Химическая промышленность Германии является мировым лидером. Основные предприятия расположены в долинах Рейна. Одним из самых известных концернов является BASF.

Машиностроение. На мировом рынке машиностроение является основным лидером. Опора германской экономики в лице машиностроения диверсифицировано.

Машиностроение является многоотраслевой промышленностью. К машиностроению относят:

  • автомобилестроение,
  • производство станков,
  • производство вычислительной техники,
  • станкостроение,
  • оборудование для предприятий,
  • производство электротехники

Замечание 2

Автомобилестроение Германии занимает четвертую строчку в мировом рейтинге производителей после Китая, США и Японии.

Судостроение-еще одна из ведущих отраслей Германии. Более 1млн. рабочих занято на производстве. Стабильность наблюдается и в военном кораблестроении, но так как заказа немецкого ВМС не загружают заказами данную промышленность, в основном упор направлен на экспорт. От него соответственно зависит мощность завода. Основные верфи находятся в Бремене и Папенбурге.

Аэрокосмическая промышленность. Данная промышленность не считается ведущей в экономики Германии, а играет только роль некого мотора для страны. Инновации в данной области поспособствовали началу производства компьютеров. Известными немецкими авиастроителями являются EADS, Eurocopter.

Электротехническая промышленность. Германия зарекомендовала себя основным и одним из крупнейших производителей электронного оборудования. Мировые бренды такие как: Siemens AG, Hager, Robert Bosch

Электронная индустрия выделилась в отдельную отрасль. Данное производство является наукоемкой отраслью машиностроения.

Помимо этого в Германии присутствуют следующие производства:

  • точная механика;
  • фармацефтика;
  • производство телекоммуникационной техники
  • парфюмерно-косметическая промышленность

Германия также занимается производством детских игрушек, товаров для моделирования и др.

Современное состояние немецой промышленности

За последние шесть месяцев Германия увеличила темпы роста на 2,6%. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков. Промышленные предприятия наращивают объемы. На сегодняшний день, они выросли на 3,2%.. Особенно отличилась автомобильная промышленность, объем производства которой увеличился на 10,8%. А вот объемы строительного бизнеса, наоборот снизилась на 1,2%.

Промышленность для Германии остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии данного государства. По сравнению с другими странами доля ВВП Германии остается достаточно высоким. Промышленность Германии отличается тем, что постоянно реструктуризируется, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики. Но с каждым годом ряд отраслей теряет свою актуальность. Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.