Скандинавская модель экономической системы. Модели смешанной экономики

Учим уроки реформ вместе с Японией и Скандинавскими странами

Семён Зосимов

В я описал послевоенные реформы Европы на примере Западной Германии и Франции. Там они, напомню, заключались в либерализации экономики, но в сочетании со значительной социальной составляющей. В этой же статье мы попытаемся разобрать скандинавский и японский опыт как примеры реформ со значительной ролью государственного регулирования.

Скандинавская модель

Словосочетание «скандинавский социализм» стало нарицательным. Чаще всего оно упоминается в противовес советскому социализму, как пример «как на самом деле было надо». Эдакий социализм с человеческим лицом. Однако если сам социализм заключается в общественной собственности на средства производства и плановой экономике, то скандинавская модель скорее представляет собой нечто среднее между социализмом и капитализмом, сочетание рыночной экономики со значительной долей государства и регулированием. То есть социал-демократию. Скандинавская модель построена на основе концепции государства всеобщего благосостояния, которая включает в себя существенные государственные гарантии за счет «справедливого» перераспределения благ — в основном посредством прогрессивного налогообложения. Чтобы подробнее оценить опыт скандинавских реформ, обратимся к истории Швеции.

Шведский успех

Как и большинство стран Европы, в ХІХ век Швеция вошла аграрной страной с феодальной структурой экономики. Однако в середине этого же столетия за счёт либерализации экономической жизни в ней началось активное построение капиталистического уклада, индустриализация и быстрый рост экономики. ХХ век ознаменовался ростом профсоюзного и забастовочного движений и, как следствие, привёл к власти социал-демократов, которые правили страной большую часть века (за исключением нескольких правоцентристских правительств). В Швеции росло производство, в течение столетия в ней появилось значительное количество крупных компаний, которые стали известными мировыми брендами. Вы их знаете — это Volvo, Scania, IKEA, H&M.

Поскольку Швеция не участвовала во Второй мировой войне, её экономика сильно не пострадала. Регулирование государства на тот момент было довольно слабым, а ставки налогов — низкими. Также Швеция стала участником плана Маршалла. Все эти факторы привели к экономическому чуду (которое длилось до 70-х годов ХХ века), названому «Рекордные годы». Примечательно, что годы наибольшего экономического роста пришлись на правление социал-демократов (в отличии многих европейских стран, где экономический рост достигался в правление либеральных и консервативных правительств).

В результате социал-демократические правительства стремились усилить роль государства в экономике и увеличить социальные гарантии. Основными мерами были повышение налогов и социальная защита. Социал-демократы ввели прогрессивную шкалу налогообложения, тем самым значительно увеличив поступления в государственный бюджет. Эти средства расходовались, прежде всего, на социальную сферу. Был сокращён рабочий день, увеличены льготы, пособия по безработице, введена солидарная пенсионная система. В ходе социальных реформ в Швеции была построена эффективная система образования и здравоохранения, значительно выросли социальные стандарты и уровень жизни.

На пенсию в Швеции выходят в 65 лет, но можно работать и по достижению этого возраста. В 1994 году правительство ввело новую пенсионную систему.

Как видим, экономический рост происходил не из-за либерализации экономики и уменьшения государственного влияния. Главным фактором была благоприятная ситуация на экспортных рынках и рост производительности труда, достигавшийся за счёт государственной политики в сфере труда и занятости. К 70-м годам ХХ века Швеция занимала 5-е место в мире по уровню ВВП на душу населения. Страна продолжала идти по пути социал-демократии, увеличивая государственные расходы и проводя социальные реформы. За счёт этого в стране был достигнут высокий уровень жизни и сложилась развитая инфраструктура.

Провалы шведского социализма

Несмотря на успехи Швеции в 50-60-е годы, модель скандинавского социализма оказалась не готова к нефтяному кризису 1973 года. Он ослабил позиции Швеции на экспортных рынках. Однако экономика страны постепенно приспособилась к кризисным явлениям и показывала небольшие темпы роста. В этот же период, впервые за долгие годы, социал-демократы потеряли большинство, и к власти пришли центристские и правоцентристские правительства. Однако к началу 80-х социал-демократы снова вернулись во власть. 80-е годы стали кризисными для шведской экономики, 1981, 1982 и 1983-й характеризуются падением ВВП, ростом безработицы. Правительство идёт на девальвацию шведской кроны, что приводит к увеличению экспорта и временной стабилизации экономики.


За полстолетия ВВП Швеции существенно вырос

Однако модель социального государства и постоянного повышения налогового бремени приводит к уменьшению деловой активности и росту безработицы. В результате в начале 90-х годов происходит очередной обвал экономики. К началу 90-х Швеция представляет собой страну с чересчур высокими ставками налогов (максимальная ставка достигала 72%), уровнем государственных расходов более 50% ВВП и долей государственного сектора в экономике более 20%. Все эти проблемы снова приводят к власти правоцентристов, которые снижают налоги и проводят приватизацию. Уровень безработицы среди молодежи побуждает правительство повышать пенсионный возраст. В 2000-е экономика Швеции растет средними темпами (за исключением кризисных годов), в 2015 же году рост составил 2,8%, что значительно выше многих стран Европейского Союза. Однако перед государством стоят серьёзные проблемы в виде высокого уровня безработицы и государственного долга.

Норвегия и другие страны

Опыт ещё одной скандинавской страны — Норвегии, несколько отличается от шведского. Действительно, во второй половине ХХ века там проводились аналогичные реформы и построение социального государства. Но не стоит забывать, что Норвегия — крупнейший экспортер нефти и газа в Европе. При этом собственные нужды энергетики практически полностью обеспечивает за счёт альтернативных источников, что позволяет экспортировать большинство добытых углеводородов. Интересно, что часть денег, вырученных от продажи нефти, идёт в специальный Нефтяной фонд, который призван обеспечить будущее государства и его граждан, когда залежи истощатся. Экономику Норвегии не сильно затронули кризисы 80-х и 90-х, а безработица здесь значительно ниже, чем в остальных странах региона. В 90-х, после незначительного падения ВВП, Норвегия начала проводить приватизацию — была значительно снижена доля государства в крупных компаниях. Страна стала участником Европейской ассоциации свободной торговли и Шенгенского соглашения, однако государство дважды проваливало референдум о вступлении в ЕС. Отдельного упоминания стоит построение эффективной правоохранительной и судебной системы, что повлияло на становление Норвегии как одной из самых безопасных стран мира с чрезвычайно низким уровнем преступности. Таким образом, мы видим, что Норвегия выделяется среди остальных стран скандинавского социализма и может обеспечить себе более устойчивую модель государства всеобщего благосостояния.

Норвегия — один из лидеров по добыче углеводородов

Финляндия и Дания по своей сути более походят на Швецию. Они пострадали из-за кризиса 90-х: темпы роста существенно замедлились, безработица выросла. Вызывает смешанные ощущения недавнее введение в Финляндии безусловного базового дохода в 560 евро. Некоторые видят в этом прогресс на пути к всеобщей справедливости и благосостоянию, другие же считают, что такой шаг повлечёт ещё большую безработицу и уменьшит мотивацию граждан. Серьёзным достижением этой страны является реформа системы образования. На сегодня она является самой эффективной и прогрессивной в мире — чего только стоит недавнее решение властей об отмене школьных предметов и введение принципиально новой в мире методики преподавания.

ВВП Норвегии длительное время показывает стабильный рост

Скандинавский опыт всё же не стал экономическим и социальным раем. Но стоит отметить, что данная модель действительно позволила обеспечить высокий уровень жизни, справедливое трудовое законодательство, качественное здравоохранение и образование, сделать граждан социально защищёнными. При этом она оказалась неустойчивой к кризисным явлениям, вызывала значительную нагрузку на средний и крупный бизнес и как следствие — замедление, а то и падение экономического роста. Стоит помнить, что сам экономический рост был вызван скорее не государственной социал-демократической политикой, а свободным рынком на старте и благоприятными внешними условиями.

Реформы оккупационной администрации в Японии

История реформ в Японии значительно отличается от скандинавского опыта. После завершения войны Япония была оккупирована США. Американцы не стали разрушать существующую систему, но с помощью советников полностью взяли под контроль государственное управление. Под давлением США была принята конституция 1947 года, закрепившая конституционную монархию, либерализацию политической жизни (были разрешены запрещённые ранее политические силы) и демилитаризацию (японские вооруженные силы до сих пор официально считаются силами самообороны). Американцы постепенно совершенствовали государственный аппарат, приблизив его к либеральной демократии и западным моделям управления.

Японцам удалось сломать существовавший стереотип, убедив мир, что японское — значит качественное

Экономическая политика американской администрации заключалась в борьбе с монополиями, представлявшими крупные конгломераты, контролировавшие все сферы японской экономики. Был проведён ряд аграрных реформ, ликвидировавших существовавший в сельском хозяйстве полуфеодальный строй. Также была проведена налоговая реформа — введена прогрессивная шкала налогообложения и увеличены ставки. Всё это дало возможность стабилизировать и восстановить разрушенную войной экономику.

Японское чудо

Успехи американской администрации, обеспечившие построение демократического государства и стабилизировавшие экономику, дали старт японскому экономическому чуду. С уходом американцев японское правительство сохранило значительное государственное регулирование. Особенно ярко оно проявлялось в финансовой и торговой сферах. Был введён контроль над вводом и выводом капитала, фиксировался курс йены по отношению к доллару. Также власти существенно ограничили импорт, введя протекционистские меры для отечественных производителей. Были разработаны программы государственной поддержки бизнеса. При этом Япония активно интегрировала в производство новейшие технологии, что в конечном итоге привело к технологической революции. Это стало возможным во многом благодаря крупным концернам, которые, хоть частично и утратили монополию при американской администрации, всё же сохранили своё активное участие в экономике. Государство продолжало стимулировать экспорт и поддерживать протекционистские меры.

Можно упомянуть и уникальную систему трудовой занятости, при которой определённым категориям сотрудников гарантируется пожизненный найм в крупных компаниях.

Современнная Япония - технологический лидер мира

Однако послевоенные успехи Японии, сделавшие её второй экономикой мира, омрачил финансовый пузырь в начале 90-х годов. Это, вкупе с демографическими проблемами (сейчас в Японии рекордные в мире показатели старения населения), вылилось в существенные экономические проблемы, приведшие к длительной стагнации японской экономики.

В завершение можно сказать, что реформы в настолько разных и далеких странах объединяют как успехи, так и провалы. И в Скандинавии, и в Японии были построены развитые государства со значительной долей регулирования, однако всё это не уберегло страны от экономических провалов. Надо понимать, что любая современная страна, сколь бы высок ни был её уровень жизни, всё же должна непрерывно развиваться. Это та дорожка, на которой нужно очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте.

Каждая страна выстраивает собственную систему национального хозяйства. Власти стараются делать экономику конкурентоспособной, выполнять социальные обязательства перед гражданами. Есть модели рыночной, смешанной экономики, есть и чисто командно-административные форматы вмешательства государства в хозяйственные процессы. Каковы особенности каждой из них? Насколько сильно различаются принципы экономического строительства в западных странах?

Какие есть модели экономики

Экономики стран мира работают в рамках различных моделей. Критериев, определяющих свойства каждой из них, достаточно много. В современной научной среде популярны два - преимущественная форма собственности на ресурсы, лежащие в основе экономического развития, и механизмы координации субъектов хозяйственной деятельности. Исходя из этих двух критериев, выделяют несколько групп моделей экономики. Перечислим их.

1. Модели командной экономики

Характеризуются преобладанием государственных на хозяйственные ресурсы. Деятельность основана на административно-командных директивах, издаваемых органами власти. Ключевые механизмы, определяющие то, что производить, как распределять и посредством каких каналов вести обмен, формирует государство. Командной считалась экономика СССР. Из числа существующих стран такой моделью обладает, по оценке ряда экспертов, Северная Корея.

2. Модели рыночной экономики

Характеризуются тем, что ресурсы в большей части представлены частной собственностью, есть свобода формирования цен. Государство не влияет на ключевые экономические процессы и не участвует активно в распределении каких-либо ресурсов.

Исследователи отмечают, что рыночная или командная модели в чистом виде сегодня встречаются достаточно редко. Так или иначе, государство вмешивается в дела бизнеса практически в любой стране, которая активно пропагандирует ценности свободного рынка. В свою очередь, даже в Северной Корее находится место хоть и нелегальному, но все же имеющему признаки частного бизнесу.

Модели смешанной экономики сегодня, как считают эксперты - самые распространенная в мире. Вопрос лишь в том, насколько велика и чем характеризуется роль государства в хозяйственной системе отдельно взятой страны. Кроме того, в ряде случаев большое значение имеет не столько степень вмешательства властей в дела бизнеса, сколько политический режим.

Что такое смешанная экономика

Прежде чем изучать модели в разных странах, изучим общие характеристики подобного рода хозяйственных систем. Основной критерий здесь - то, что роли государства и частного сектора в одинаковой степени важны. Кроме того, присутствуют в сопоставимой пропорции обе формы собственности. Однако основные хозяйственные механизмы все же определяются рынком. Государство же дополняет их посредством внесения изменений в регулирующее законодательство.

Какова целесообразность вмешательства государства в дела рынка? Почему бы не отпустить бизнес в свободное плавание? Некоторые экономисты объясняют это тем, что при чистом рынке есть риск того, что значительная часть граждан останется социально незащищенной, они не смогут найти работу. Причем это не на пользу частным бизнесам, многим из которых нужны платежеспособные клиенты. Лучше будет, если кто-то обеспечивает им доход (пусть это будут госпредприятия), да и рынок сбыта при этом расширяется. Есть версия, что подобным образом работает российская модель смешанной экономики. В ней государство, обеспечивая работу миллионам граждан в бюджетной сфере, которая имеет мало общего с предпринимательством и свободным рынком, стимулирует их покупательную способность, за счет чего функционируют, в свою очередь, "чистые" бизнесы, такие как, например, розничная торговля, фастфуд, автомобильный ритейл.

Другая точка зрения относительно роли государства в смешанной экономике базируется на проблематике свободного ценообразования. Дело в том, что рынок в чистом виде очень спекулятивен. Многие его игроки не способны договариваться об умеренной политике в аспекте увеличения отпускных цен, а если и проявляют подобные инициативы, то, как правило, с целью сговора против конкурентов, в результате чего разгоняется инфляция (как это было, например, в России в начале 90-х, да и во многих других странах бывшего социалистического блока). Вследствие этого экономика погружается в кризис. Государство же посредством разумного вмешательства в дела рынка может регулировать ход ценообразования, что может способствовать замедлению инфляции.

Основные концепции смешанной экономики

Рассмотрим, какие есть основные модели смешанной экономики, исходя из их фундаментальной природы. Эксперты выделяют следующие.

1. Неоэтатистская модель

Основной ее признак - национализация ключевых отраслей, а также влияние на рынок с тем, чтобы возможности отдельных игроков были примерно одинаковыми. В ряде случаев в экономическую политику включаются антимонопольные механизмы.

2. Неолиберальная модель

Характеризуется меньшим вмешательством государства в дела рынка, чем при неоэтатистском сценарии. Власти стараются влиять на качество функционирования хозяйственных институтов, но не на сам конкурентный процесс. Вместе с тем антимонопольный компонент также может быть задействован - с целью защиты свободной конкуренции.

3. Модель согласованного действия

В ее основе - принцип нахождения компромисса между различными субъектами хозяйственного процесса - бизнесами, правительством, обществом (часто в лице профсоюзов). Характеризуется достаточно высокими налогами (обычно выше, чем в тех странах, где практикуется неолиберальная модель), часто исчисляемыми по прогрессивной шкале. Конечная цель властей - обретение ресурсов для поддержания равенства социального положения граждан.

Таковы самые распространенные модели смешанной экономики. Безусловно, по мере естественного хода хозяйственных процессов приоритеты в тех или иных государствах могут меняться. Национальные модели смешанной экономики, как считают эксперты, склонны эволюционировать, адаптируясь к социально-политической действительности, внешней конъюнктуре, развитию технологий, появлению новых рынков.

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие.

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой - нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет - если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же "платит" за это посредством налогов и найма граждан.

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Как появилась смешанная экономика?

Интересен тот факт, что "прогрессивная", по мнению многих экспертов, рыночная модель появилась раньше, чем смешанная. Так получилось, что к началу ХХ века "чистый рынок" в виде капитализма без значимого государственного вмешательства оказался не таким эффективным, как того ожидали субъекты хозяйственных отношений. Рынок стал регулироваться властями. При этом попытки отклониться от этой модели и вернуться к "чистому рынку" стали, как считают многие эксперты, причиной кризиса в США в начале 30-х. Экономисты осознали, что оптимальное функционирование экономики все-таки должно подразумевать значимую роль государства. Таким образом, смешанная модель национального хозяйственного строительства появилась в 30-40-е годы. В годы войны приоритеты государств были несколько иными в силу необходимости оказания ресурсной поддержки армиям, однако по окончании Второй мировой страны Запада стали внедрять принципы смешанной экономики особенно активно. Сегодняшние хозяйственные модели в этих государствах - результат поступательного внедрения принципов, обеспечивающих компромисс между частным и государственным капиталом.

Смешанная экономика в США

Как функционируют в разных странах модели смешанной экономики? Кратко рассмотрим соответствующие особенности на примере наиболее мощных экономических держав. Начнем с модель смешанной экономики, как считают многие эксперты, характеризуется минимальным вмешательством государства в хозяйственные процессы. Соответствующего вида собственность занимает сравнительно небольшую ролью в сравнении с частной. Ведущую роль в экономике США играет негосударственный капитал, однако его направленность регулируется властными структурами - посредством издания законов, связанных с отчетностью, социальными обязательствами, уплатой налогов и иных сборов. Роль властей в экономике США может быть заметной в сегменте государственных заказов, в основном оборонного и научного характера. Как известно, военный бюджет США - это более 500 млрд долларов.

Многие экономисты считают, что американская модель смешанной экономики направлена на стимулирование гражданской предпринимательской активности. На практике это может выражаться в минимальном количестве формальностей при открытии бизнеса. Также меры социальной поддержки малообеспеченных групп американцев не столь масштабны, как во многих других западных странах. Пособия по безработице и льготы способны обеспечить разве что минимальные потребности при тех ценах, что присутствуют в США. Поэтому граждане и стремятся найти работу или организовать собственный бизнес.

Модель смешанной экономики в ФРГ

Чем характеризуется германская модель смешанной экономики? Эксперты называют главной ее характеристикой как раз-таки выраженную социальную ориентированность. И это отличает немцев от американцев. Те же самые пособия в Германии обеспечивают нормальный уровень жизни. Власти ФРГ стараются выстраивать регулирование экономики так, чтобы был компромисс между приоритетами бизнеса и общества. С одной стороны, предприятия должны быть эффективными, способствовать росту ВВП и развитости экономики в целом. С другой - социальная справедливость должна быть обеспечена.

Германская модель смешанной экономики обладает следующими характерными особенностями.

Во-первых, это справедливая конкурентная среда. Каждый субъект хозяйственного процесса, исходя из политики властей ФРГ, должен иметь равные возможности для реализации своего предпринимательского потенциала.

Во-вторых, немецкая модель смешанной экономики подразумевает справедливое Это может выражаться как в стимулировании бизнесов к выстраиванию сбалансированных тарифных сеток в аспекте начисления зарплаты по должностям, так и, например, в прямом участии государства в выравнивании социального положения граждан, труд которых оплачивается неодинаково. В частности, посредством предоставления жилищных льгот, поддержки в страховании, образовании.

Японская модель

Японская модель смешанной экономики очень специфична. Прежде всего стоит отметить, что в ней сильны национальные традиции, влияние которых прослеживается на многих участках хозяйственного процесса. Это и специфика взаимоотношений руководства и подчиненного, это и сохраняющийся институт наследственности в аспекте профессии и выбора предприятия, на котором работать. Другая особенность, которой характеризуется японская модель смешанной экономики - значительно более выраженное, чем, скажем, в США, вмешательство государства в хозяйственные процессы. Наиболее сильно это выражается в определении ключевых векторов развития национальной экономики, принципов взаимодействия с зарубежными игроками. Немаловажную роль в японской экономике играет та же социальная справедливость.

Шведская концепция

Рассмотрим то, чем характеризуется шведская модель смешанной экономики. Как считают эксперты, в Швеции построено общество, близкое по характеристикам к типично социалистическим идеалам. Меры финансовой и материальной поддержки гарантированы практически всем категориям граждан, независимо от наличия или отсутствия работы, стажа, профессии. Есть даже термин "скандинавский социализм". Разумеется, в рамках функционирования такой модели экономики на бизнес возлагается большая налоговая нагрузка.

Взамен, вместе с тем, он получает клиентов с гарантированно высокой покупательной способностью, а также защищенность - в аспекте банковских платежей и справедливых судов, то, о чем мы говорили выше, перечисляя аспекты "социального партнерства" между государством и бизнесом. Вместе с тем в среде экономистов бытует мнение, что шведская модель смешанной экономики имеет слишком большой "социалистический" уклон. Многим предприятиям становится сложно вести дела при условии жесткого налогового бремени.

Китайская модель

Рассмотрим то, как функционирует рыночная хозяйственная система коммунистической страны. Как такое возможно при том, что в СССР все было под контролем государства? Как устроена китайская модель смешанной экономики?

Все дело в том, что, начиная с 70-х годов, Компартия КНР решила открыть для внешних инвесторов с тем, чтобы использовать огромный производственный потенциал страны. Были либерализированы законы, касающиеся открытия филиалов зарубежных корпораций. Но политическая система при этом осталась неизменной. Иностранцев завлекала дешевизна кадровых ресурсов в КНР, и они охотно инвестировали в экономику коммунистического государства, решившего открыть себя рынку. В результате этого сегодня Китай - одна из ведущих промышленных держав. При этом, в силу того, что политический режим не менялся, власти КНР имеют возможность командно-административными методами задействовать этот ресурс так, как считают нужным. Например, использовать его в целях повышения уровня жизни граждан, их социальной защищенности. Которая сейчас, как признают многие эксперты, не на очень высоком уровне.

Стоит также отметить, то в Китае хорошо развит институт мелкого предпринимательства. Многие китайцы открывают пусть и небольшие, но приносящие доход торговые точки, рестораны, транспортные компании. Получается, что при коммунизме в КНР присутствует весьма развитый капитализм.

Сравнение моделей

Попробуем "визуализировать" вышеописанные модели смешанной экономики. Таблица сравнения национальных концепций может выглядеть примерно так. Оценки, конечно, очень относительные, но общее представление об особенностях экономических систем по странам у нас будет.

Признак / Страна

Германия

Япония

Швеция

Китай

Социальная защищенность

Вмешательство государства

Умеренное

Налоги

Умеренные

Умеренные

Умеренные

Собственность предприятий

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Преиму-щественно частная

Значительная

государственной

Какие выводы можно сделать? Несмотря на то что во всех названных государствах - модели смешанной экономики, таблица показывает, что различия прослеживаются во множестве аспектов.

Скандинавская модель характеризуется высокой степе­нью универсальности и институционализации с упором на го­сударственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов сред­ствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные - добровольные или коммерческие - решения вместо решений, лежащих в сфе­ре государственного сектора. В либеральной модели, из ев­ропейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступаю­щие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциа­ции различных социальных служб и, например, в Нидерлан­дах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, ка­толическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества - церковь, семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социального обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как "welfare pluralism".

Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте "welfare pluralism", какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значитель­ная доля национальных ресурсов, что обусловливает его вы­сокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в ней сочетаются черты различных систем - как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает в себя страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (в случае болезни, родов, инвалидности, производственных травм, старости, безработицы), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Кроме того, целый ряд особых схем направлен на обеспечение минимального дохода для некоторых категорий лиц, не относясь при этом к тому или иному из перечисленных выше рисков. Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни.


В целом можно сказать, что система социальной защиты отныне имеет смешанный характер. Роль профессиональной солидарности велика: в частности, все еще сильна независимость финансирования социального страхования от государственного бюджета. Однако были внедрены существенные элементы национальной солидарности как за счет смягчения условий получения прав, так и за счет расширения финансовой базы общих ресурсов социальной защиты.

По мнению противников французской системы социальной защиты, необходимо внедрение частного негосударственного страхования. Это особенно верно в области пенсионного обеспечения. Внутренних сбережений недостаточно, по срав­нению с усилиями по инвестированию, которые страна должна осуществлять, с тем чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. Для этого регулярно предлагается развивать капитализированные пенсионные Фонды - индивидуальные или коллективные - в качестве дополнения и даже подмены нынешних распределительных и компенсационных режимов. Предлагается установить одинаковый фискальный режим для индивидуальных сбережений, образуемых в це­лях пенсионного обеспечения, и взносов в обязательную систему пенсионного страхования (распределительных и компенсационных пенсий), которые сейчас пользуются освобождением от подоходного налога.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Восемь основных стран Азии с 1960 г. входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде, двух странах этой группы, ниже и более сконцентрированы на образовании, в особенности на начальном, основном образовании, чем в промышленно более развитых странах. Единственной формой вмешательства государства является при­нятие определенного регулирования в этих областях.

Однако везде государство постоянно играет значительную роль в социальном секторе, хотя форма этого участия значительно трансформируется. Так, отдельные социальные программы существенно сокращаются, другие - требуют серьезного изменения структуры и в первую очередь изменения их направленности (адресности).

Социальное обеспечение в индустриальных странах отличается от социальной защиты в странах переходной экономики. В большинстве индустриальных стран работающее население вкладывает денежные средства в область соци­ального страхования, касающуюся выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Часто социальное страхование компенсирует значительную часть утраченного дохода, пособия связаны с предыдущими заработками.

Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Эти программы принимают форму пособий по малообеспеченности, дополняющих доход после проверки средств получателя, если его доход ниже гарантируемого минимальногодохода в стране. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки до­ходов малообеспеченных, поскольку дети являются наиболее уязвимой частью населения. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов. Такая система имеет свои недостатки, так как она не предоставляет никаких пособий семьям с безработным отцом и обеспечивает большими льготами состоятельные семьи, которые платят повышенные налоги. Законодательство по вопросам минимальной заработной платы также является частью системы социальной защиты. Системы социальной защиты в инду­стриальных странах должны быть адекватны возникающим потребностям и, следовательно, изменяются как по странам, так и в пределах одной страны во времени.

Скандинавская модель экономики является одним из вариантов социально-ры­ночного хозяйства, т. е. предполагает довольно значительную роль государства в экономике, особенно с точки зрения социальной защиты населения.

Во многом такая модель связана со скандинавской исключительностью: стра­ны Северной Европы стояли в стороне от многочисленных войн и революций, сотрясавших европейский континент. Здесь зародился капитализм принципиаль­но иного типа, чем в остальной Европе, поскольку экономическое развитие скан­динавских стран шло по пути консолидации общества, компромисса между коро­ной, дворянством, буржуазией и крестьянами. Социально-экономические сдвиги не сопровождались насилием, властям всегда удавалось поддерживать баланс в обществе. В Северной Европе были созданы и чрезвычайно выгодные условия для накопления капитала, поскольку с середины XIX в. скандинавские страны не участвовали в войнах, объявив себя нейтральными.

В 1930-е гг. к власти в странах Скандинавии приходят социал-демократы, ко­торые начинают проводить экономическую политику, сочетающую рыночную ориентацию национального хозяйства и высокую степень социальной защиты населения. Целью социал-демократов стало построение общества нового типа, достижение идеала, провозглашенного социалистами и российскими большеви­ками, но принципиально иным способом. Социально ориентированная экономи­ка, по замыслу скандинавских социал-демократов, строится не через насилие, ре­волюции и социальные катаклизмы, а мирным ненасильственным путем в процессе длительных, постепенных реформ на базе компромисса между различ­ными политическими силами и группами, а также их интересами.

Скандинавский социализм - это рыночная экономика смешанного типа с гос­подством частной собственности, парламентаризм в политике (плюрализм и де­мократия), зрелость социальной инфраструктуры. В сущности, данная модель экономики сочетает в себе лучшие черты капиталистического и социалистиче­ского путей развития. Основой скандинавской экономики остаются частная соб­ственность, индивидуальное предпринимательство. Доля частного сектора в эко­номике составляет около 85%, а на долю государства соответственно приходится менее 15%. Основной задачей государства в скандинавской модели экономики является отнюдь не национализация частного капитала, не прямое вмешательство в экономику, а перераспределение созданного сильным и эффективным ча­стным сектором совокупного общественного продукта.



Особое отношение социал-демократии к частной собственности можно понять из высказывания бывшего премьер-министра Швеции Улофа Пальме: «Зачем ре­зать курицу, несущую золотые яйца?», т. е. обобществлять эффективный конкурен­тоспособный частный сектор, если можно контролировать процесс перераспреде­ления доходов, создаваемых в частном секторе. Основной смысл скандинавской модели заключается в сохранении различных и равноправных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, кооперативной) с абсолютным преоб­ладанием частной собственности. Государство в такой системе не владеет, а распо­ряжается средствами производства, перераспределяя через налоговую систему до­ходы, полученные в частном секторе экономики. Государство также осуществляет весьма строгий законодательный контроль за деятельностью частного бизнеса, сле­дит за соблюдением законов, принятых с учетом интересов всех членов общества.

Финансовой основой скандинавской социал-демократии является государ­ственный бюджет, предполагающий достаточно высокий уровень государствен­ных расходов, для финансирования которых установлен довольно высокий уро­вень налогового бремени. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 52-63% ВВП, в Финляндии и Исландии - 33-36% ВВП. Еще совсем недавно максимальные налоговые ставки в Швеции составляли 90%, но и сейчас их уровень в 55% для индивидуального подоходного налога является одним из самых высоких в Западной Европе. Таким образом, государственный сектор скан­динавской экономики - это отнюдь не тотальное государственное регулирова­ние и контроль, полномасштабная государственная собственность, а перераспре­деление государством ВВП через налоговую систему для достижения принципа социальной справедливости. Доля государственного сектора в распределении ВВП в странах Северной Европы традиционно избыточна: например, в Швеции она составляет почти 70%.

Основными экономическими функциями государства в скандинавской эконо­мике являются разработка долговременной стратегии развития экономики (выра­ботка приоритетов развития национального хозяйства, инвестиционная политика, стимулирование НИОКР, внешнеэкономическая стратегия) и законодательное ре­гулирование предпринимательства.

Социальная направленность скандинавской модели заключается в:

Перераспределительной роли государства в экономике: воздействие на эконо­мику через механизм налогообложения, действие принципа «выравнивания доходов» путем передачи части доходов предпринимателей в пользу трудя­щихся, работающих по найму, социальная защита населения; 1

Активности общества в социально-экономических процессах, на практике во­площается принцип социального партнерства трудящихся, профсоюзов И пред­принимателей;

Экономической политике властей, нацеленной на первоочередное решение социальных проблем, в частности уменьшение количества безработных;

Высокой этике труда и предпринимательской культуре, высочайших мо­рально-этических нормах поведения жителей скандинавских стран. 2

Наибольших успехов на пути реализации скандинавского социализма в свое время достигла Швеция, поэтому даже появился своеобразный лозунг: «Равне­ние - на Швецию!».

Однако уже в 1980-е гг. скандинавская экономика начала испытывать те же сложности, что и схожая с ней по социальной направленности экономика Герма­нии или Франции. Высокий уровень налогов сдерживал развитие предпринима­тельства, а сильная социальная зашита населения подрывала стимулы к труду у наемных работников. Швеция, которая в 1970 г. по уровню экономического раз­вития находилась на четвертом месте в мире, к концу 1990-х гг. переместилась на шестнадцатую позицию, причем главной причиной снижения рейтинга страны среди развитых экономик стала модель развития Швеции. Наглядной иллюстра­цией может быть падение численности экономически активного населения Шве­ции. Если в 1990 г. в стране с населением в 8,5 млн. было 4,5 млн. работающих граждан, то в 1997 г. на 8,9 млн. населения приходилось уже только 3,9 млн. работа­ющих шведов. Впрочем, в начале XXI в. ситуация несколько улучшилась, и, по данным за 2004 г., уровень безработицы в Швеции довольно умеренный по срав­нению с Германией или Францией - только 5,6% экономически активного насе­ления не имеет постоянной работы.

Стимулы к трудовой активности начали пропадать не только у наемных работ­ников, но и у фермеров, которые получали огромные дотации от государства за невыращенный урожай, и у предпринимателей, которым приходилось выплачи­вать весьма значительные отчисления по социальному страхованию в пользу го­сударства, а также избыточные налоги. Высокие налоги на занятость, по сути дела, привели к тому, что шведы стали меньше работать за прежнюю высокую заработную плату. Знаменитый «шведский социализм» начал давать серьезный сбои, и появилась реальная угроза в потере конкурентоспособных позиций не­когда сильной экономики страны. Вступление Швеции в Европейский союз, а также общая волна неоконсерватизма, господствовавшая в мировой экономи­ческой идеологии в начале 1990-х гг., поставили перед страной задачу внести не­обходимые коррективы в прежнюю модель развития.

В экономической политике Швеции произошли изменения, которые касались отказа от чрезмерной роли государства в экономике. Позиции государственного сектора экономики были несколько видоизменены: снижены корпоративный и ин­дивидуальный подоходный налоги, по стране прокатилась волна приватизации, введен режим «жесткой экономии», предполагающий сокращение государствен­ных расходов. Вступление страны в Евросоюз также оказало позитивное влияние на активизацию рыночных механизмов: экономическая политика страны была при­ведена в соответствие с требованиями единой Европы, а по отношению к государ­ственным финансам начали применяться критерии валютной конвергенции.

Основными отличительными чертами экономики стран Северной Европы, включая Швецию, являются:

1) Высокая степень интеграции в систему мирохозяйственных связей. Стра­ны Северной Европы, пожалуй, в наибольшей степени интегрированы в ми­ровую экономику, они достаточно быстро адаптируются к изменениям во внешней среде международного бизнеса, обладают передовым производ­ством, высококвалифицированной рабочей силой. На первый план здесь выдвинулись отрасли высоких технологий, наукоемкое производство: элект­роника и средства телекоммуникаций (финский концерн Nokia и шведский Ericsson), производство медицинских приборов (компании Polar electronics и Gambro) и промышленных роботов (ABB), автомобилестроение и аэрокосми­ческая промышленность (компании SAAB, Volvo, Scania), высокотехнологич­ное судостроение, фармацевтика (компания Astra) и биотехнологии. Главной особенностью современной специализации стран Северной Евро­пы является соединение новейших технологий с традиционными, полномасш­табное внедрение высоких технологий в традиционном производстве. Харак­терным примером может послужить шведская компания SAAB, которая адаптирует технологии, используемые в аэрокосмическом комплексе фир­мы, к автомобилестроению. Высокий производственный потенциал Север­ной Европы подтверждают нижеследующие цифры: при наличии менее 1% населения развитых стран мира на данный регион приходится 3% ВВП и промышленного производства, а также 5% экспорта. Свыше половины ВВП стран Северной Европы поступает на экспорт. Подобная интеграция регио­на в систему мирохозяйственных связей вместе с тем усиливает и уязви­мость Северной Европы от негативного воздействия внешних факторов. В частности, абсолютно все страны региона в 1970-1980-е гг. пострадали от структурных кризисов в мировой экономике, испытали на себе циклический спад в мировом производстве и потреблении. Негативно отразились на Се­верной Европе и последствия недавнего валютно-финансового кризиса в мировой экономике. Тем не менее внешние факторы стимулируют госу­дарства Северной Европы к переходу на новейшие ресурсосберегающие тех­нологии, передовые управленческие технологии, определяют новые направ­ления специализации в глобальной экономической системе. 3

2) Высокая доля государственного участия в экономике через механизм пе­рераспределения ВВП. В среднем около 30% ВВП стран Северной Европы перераспределяется через налогообложение и взносы предпринимателей на социальное страхование в пользу трудящихся. Характерна также и высокая степень участия государства в общем перераспределении ВВП: в Швеции государственные расходы достигают почти 60% ВВП. Государство, кроме того, стимулирует научно-технический прогресс, почти на 80% финансируя сферу НИОКР.

3) Наличие мощных финансово-промышленных групп, а также развитое ко­оперативное движение. Крупные ТНК государств Северной Европы - это фирмы с общепризнанной в мире репутацией. Всемирно известны, в частно­сти, такие крупнейшие ТНК, как Ericsson, ABB, Volvo, Svenska Handelsbanken, Skandinaviska Enskildabanken, Nokia, Sonera, Statoil, Norsk Hydro и многие др. 4 Кооперативный сектор примечателен тем, что почти 90% всех сельскохозяй­ственных предприятий создано в форме кооперативов.

4) Высокая квалификация рабочей силы. Высокие образовательные стандар­ты средней и высшей школы, программы тренинга и переподготовки персо­нала обеспечивают соответствие уровня квалификации рабочей силы необ­ходимым требованиям, предъявляемым рынком.

5) Социальная направленность экономической политики правительства. Го­сударство в странах Северной Европы обеспечивает полную занятость насе­ления, постоянно заботится об улучшении условий труда, охране окружаю­щей среды, развитии системы социального благосостояния.

6) Активное приспособление экономических структур к меняющимся усло­виям мирохозяйственного развития. Примером может служить опыт Фин­ляндии, экономика которой вплоть до конца 1980-х гг. ориентировалась на СССР как на основной внешний рынок сбыта продукции средней степени наукоемкости традиционных отраслей промышленности. После распада СССР и начала развития системного кризиса в российской экономике Фин­ляндии пришлось в кратчайшие сроки переориентироваться на рынок стран ЕС, а также на Северную Америку, заняв на этих рынках достойное место в ряде ниш, представляющих высокотехнологичную продукцию передовых секторов экономики.

Высокое качество и наукоемкость промышленной продукции северных стран обеспечивают хороший сбыт товаров на внешних рынках. Большинство промыш­ленных предприятий региона являются узкоспециализированными, поставляю­щими на мировой рынок достаточно небольшую номенклатуру товаров. Страте­гия интернационализации, а также глобальная стратегия позволяют ведущим компаниям стран Северной Европы все активнее завоевывать мировой рынок.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.

Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.

Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.

Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:

система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;

обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;

главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.

Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.

Британская модель . Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:


в обеспечении частного сектора правительственными заказами;

в развитии ВПК;

в финансировании НИОКР;

в финансировании социальной сферы и т. д.

Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.

Французская модель . Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.

Итальянская модель . Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

обширным государственным сектором;

высокоразвитым крупным частным бизнесом;

укладами, оставшимися от раннего капитализма;

большим удельным весом малого бизнеса;

развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.

Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).

Японская модель . Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.

Германская модель . Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.

Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Китайская модель . Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.

С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.

К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.

В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.

Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.

Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.