Необходимость финансов. Необходимость и сущность финансов

Финансы - экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Финансы в общественном воспроизводстве

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития . Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. В процессе развития научно-технического прогресса деньги становятся важным мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

  • хозяйствующие субъекты (корпорации);
  • государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Доходами домашних хозяйств являются оплата труда в форме заработной платы и ряд других (процентный доход, доход от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и частично на лечение. Хозяйствующие субъекты (предприятия, корпорации) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим предприятиям. Одновременно они несут определенные расходы. Разница между всеми доходами и расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд: содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.

Процесс распределения сопровождается процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подходного и социального налогов. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает доход в форме прибыли. Определенная ее часть в форме налоговых платежей поступает в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (отчетного года), представляющая собой сумму нетто-прибыли (чистой прибыли). В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей, а также для материального поощрения (оба фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов.

2. Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяются выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Перераспределение финансовых ресурсов способствуют изменению структуры и динамики производства, перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказывать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых предприятий, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций, и завершается распределение финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, развитие непроизводственной сферы, реализацию социальных гарантий, решение социальных задач.

Финансы, оказывая регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, способствуют:

  • созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
  • обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;
  • созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Финансы произошло от латинского и французского слова financia(лат), finance(фр.) означает доход, платеж.

Сущность финансов определяется экономическим строем общества. Финансы категория историческая и экономическая, т.к. финансы появились и развивались с появлением и развитием государства, финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию денежных фондов в обществе.

Финансы – это совокупность общественно-экономических отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные и децентрализованные денежные фонды на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

Валовой внутренний продукт – это стоимость всех товаров и услуг, произведенных за определенный период или это сумма материальных благ, произведенных обществом за определенный период.

Национальное богатство – это совокупность созданных материальных благ, накопленных обществом за весь период предшествующего развития, а также совокупность природных ресурсов.

Национальный доход – это вся вновь созданная стоимость в стране за год, часть валового внутреннего продукта за вычетом фонда возмещения средств производства.

Финансы – это общественные отношения, т.к. в основе финансовых операций лежат отношения между различными участниками производственных отношений, а такие отношения всегда являются общественными.

Финансы – категория экономическая и историческая, т.к. финансы возникли в процессе экономической деятельности людей, также это категория историческая – финансы развивались с развитием государства, каждое государство имеет свой тип финансовых отношений, свое финансовое законодательство.



Таким образом финансовая наука изучает закономерности развития финансовых отношений.

Социально- экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования.

Факторы, определяющие необходимость финансов:

1) наличие товарного производства обуславливает необходимость формирования финансовых ресурсов субъектам хозяйствования для осуществления расширенного воспроизводства, для решения социальных вопросов;

2) действие объективных экономических законов в обществе, которые требуют проведения различных финансовых мероприятий, установление соответствующих пропорций в народном хозяйстве, при распределении общественного продукта между сферами экономики, отраслями производства, а это достигается через финансовые отношения;

3) финансы необходимы для выполнения государством своих функций, для этого требуются огромные денежные средства, формирование и использование которых происходит в процессе финансовых отношений.

Основные признаки финансов.

1) Финансы всегда выражаются в денежной форме. Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Например: начисление заработной платы - это денежные отношения; а распределение прибыли предприятия на фонд накопления, фонд потребления - это уже финансовые отношения.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации услуг, между предприятиями и вышестоящими организациями в процессе создания централизованных и децентрализованных денежных фондов, государством и предприятиями при уплате налогов и финансировании расходов, государством и гражданами при уплате налогов, между звеньями бюджетной системы и т.д.

2) Результатом финансовых отношений является создание реальных денежных фондов, которые принимают форму финансовых ресурсов (распределение прибыли предприятия на фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, распределение средств бюджета и т.д.).

3) Распределительный характер финансовых отношений (в понятие финансов входят такие денежные операции, с помощью которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый их которых должен получить свою долю в произведенном продукте).

Налоги государству

Выручка зарплата рабочим

Расчеты с поставщиками

Функции финансов

Сущность финансов , как экономической категории, наиболее полно отражается в их базовых функциях, реализуемых на любом из указанных выше уровней:

· Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений, эта функция в частности, проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда за счет взносов стран-участниц, а также результатов его собственной деятельности. На уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета, на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

· Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств, для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. На уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется, в свою очередь, при осуществлении финансовых программ межнациональных финансовых институтов, на уровне государственных финансов – при исполнении расходной части бюджета, на уровне субъекта хозяйствования – при распределении полученной прибыли.

· Контрольная функция финансов выражается через целевой финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации, так и использования финансовых ресурсов. Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности объекта управления, например – на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности, используемых технологий и т.п., а на уровне государства – результативность социальной политики, экологических программ и т.п.

3. Взаимосвязь финансов и других экономических категорий

В экономике могут использоваться:

кредитный метод мобилизации денежных средств, основанный на использовании временно свободных денежных средств с обязательным возвратом их владельцу;

финансовый метод мобилизации денежных средств основан на безвозвратном изъятии денежных средств и их последующем распределении.

Общие черты:

1. Движение денег и денежные отношения

2. Используются в интересах общества

Различия:

1. Кредит возвратен 1. Финансы безвозвратны

2. Предоставляется на определенный 2. Предоставляются бессрочно

срок 3. Удовлетворяют постоянные

3. Удовлетворяет временную потребности общества

потребность в денежных средствах 4. Могут быть только в денеж-

4. Может быть в денежной и товарной ной форме

формах 5. Основаны на перераспреде-

5. Основан на обороте денежных лении ВНП и НД

средств предприятий

Экономическая категория «финансы» взаимосвязана с такими категориями как цена, налоги, кредит, зарплата. В условиях рыночной экономики категория финансы трансформируются в категорию цена, которая является важнейшим инструментом формирования доходов государства и является определяющим показателем при расчете пенсий, пособий, размера минимальной оплаты труда.

Если государство не регулирует цены, то оно вынуждено корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В основном государство регулирует цены на предметы первой необходимости и стратегически важную продукцию.

В экономических отношениях между государством и юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда финансовые отношения трансформируются в бюджетные отношения и реализуются с помощью экономической категории и важнейшего инструмента - налоги.

На уровне предприятий финансовые отношения реализуются через категорию заработная плата, денежных выплат за труд.

Таким образом экономическая категория финансы в процессе перераспределения финансовых ресурсов приобретает признаки других экономических категорий – налогов, зарплаты, кредита, цены и других, причем каждая новая категория имеет свое назначение и функцию.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства и отдельных субъектов хозяйствования.

Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Однако финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления.

Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником. Рассматриваемый процесс можно дифференцировать на три последовательных этапа формирования и распределения финансовых ресурсов:

I-ый этап: непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Источниками этих ресурсов выступают:

Выручка от реализации продукции и услуг, а также внереализационные поступления юридических лиц;

Основная и дополнительная заработная плата, а также иные доходы физических лиц.

Характерной особенностью данного этапа в условиях рыночной экономики является пассивная роль государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов (за исключением незначительного числа функционирующих в режиме самофинансирования «унитарных» предприятий, как правило, малорентабельных или планово-убыточных, т.е. требующих постоянной финансовой поддержки со стороны соответствующих государственных органов). Таким образом, именно юридические и физические лица создают основную часть финансовых ресурсов общества, что и определяет их место в его финансовой системе.

II-ой этап: первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные результаты деятельности юридических лиц и доходы физических лиц. Инструментом распределения служит налоговая система, полностью организуемая и эксплуатируемая специальными финансовыми органами государства в лице налоговых служб. В процессе распределения финансовых ресурсов общества государство решает две параллельные задачи.

· фискальную , связанную с принудительной мобилизацией части созданного национального дохода, для удовлетворения собственных потребностей государства в финансовых ресурсах, для реализации установленных ему функций;

· регулирующую , обеспечивающую возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества.

Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов, распределяется ими самостоятельно в децентрализованном порядке и направляется для удостоверения собственных нужд производственного и непроизводственного характера.

Часть этих ресурсов также может быть передана государству на добровольных началах, при размещении государственных займов, как второго источника формирования доходной части бюджетов всех уровней.

III-ий этап: перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных (уровень субъектов Федерации) и местных финансов. На этом этапе мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы, централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Характерно, что лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления. Основная же часть возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц, в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы (наука, культура, вооруженные силы и т.п.), пенсии, иные выплаты социального характера.

От эффективности централизованного распределения национального дохода, во многом зависят макроэкономические результаты развития экономики страны в целом, что и определяет место финансового направления в деятельности государственных органов управления. Непосредственная же схема организации процессов создания и распределения финансовых ресурсов зависит от принципиального устройства финансовой системы конкретного государства.

5. Финансовые ресурсы организаций (предприятия)

Все финансовые ресурсы организаций (предприятий) можно классифицировать на три группы:

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств;

2. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке;

3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств:

Доходы: Поступления:

1)Прибыль от основной 1) Амортизационные отчисления;

деятельности; 2)Выручка от реализации

2)Прибыль от НИР и выбывшего имущества;

целевые доходы; 3) Устойчивые пассивы;

3)Прибыль от финансовых 4) Целевые поступления;

операций; 5) Мобилизация внутренних

4)Прибыль от СМР; ресурсов;

5)Другие виды доходов 6) Другие поступления.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы - это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - дохода потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Необходимость, сущность и функции финансов

Финансы - одна из важнейших экон-их категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования ден-ых средств.

Необходимость финансов обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может существовать ни одно гос-во, т к они позволяют концентрировать в руках гос-ва денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; - Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов .

Сущность финансов проявляется в их функциях:

Распределительная: связана с распределением ВВП и нац. дохода. Фин отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны, обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием непроизводственной сферы. Объект распределительной функции – ст-сть ВВП и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Контрольная: источником ее реализации является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат. отч-ти) Главная задача - наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов ден. средств для повышения эффективности общественного производства.

Контроль рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота.

Финансы имеют свои специфические признаки , которые позволяют отделять их от других экономических отношений.

1-ый обязательный признак финансов состоит в том, что финансы ограниченно связаны с функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.

2-ым специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т. е. связь со стоимостным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта.

3-ий признак . В отличие от других стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием и использованием конечных результатов, т. е. доходов и накоплений, и созданием на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.

2. Финансовая система РФ, её состав и характеристика основных показателей

Фин. система РФ – совокупность фин. инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и использования фондов ден. средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Состав финансовой системы:

Финансы организаций

1.1 Финансы организаций материального производства

В финансовой системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном производстве создаются ресурсов, необходимые для формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и надежность всей финансовой системы в целом.

1.2. Финансы непроизводственной сферы

Финансы предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они связаны:

    ("1") с перераспределением и использованием ВОП;
    с формированием и использованием в преобладающей мере фондов потребления;
    во многих отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных фондов являются бюджетные ассигнования .
Общегосударственные финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды)

Общегосударственные финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и взносов , у третьих и то и то.

Специфика общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто распределительным механизмом. С их помощью осуществляется связь между финансами производственной и непроизводственной сфер. Через общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.

3.Финансы населения (финансы домашних хозяйств)

Источниками формирования денежных фондов населения являются:

    доходы от предпринимательской деятельности , в том числе от продажи имущества; заработная плата наемных работников; социальные выплат ы (пособия, пенсии и т. д.); средства мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и т. д.).
Управление финансами, его задачи, элементы. Финансовый аппарат: структура и функции

Эффективное управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации фин. рес-ов гос-ом и муниципалитетом.

Цель управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового состояния народного хозяйства и его подразделений.

Элементы управления:

1) фин. планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых процессов в соответствии с программой соц-экон. развития на планир-ый период;

2)фин. прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин. рес-ов для определения предпочтительных вар-ов фин. обеспечения деят-ти субъектов хоз-ния, органов гос. власти;

4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, по итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ принимается решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, можно видеть, что понятие бюджетный процесс отличается длительным периодом (почти 3 года), в отличие от бюджета, который действует в течение финансового года.

Участники бюджетного процесса?

В Бюджетном Кодексе выделены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в ГосДуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете; ("5") Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т. п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета; Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.; Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России): полномочия - совместная с Правительством разработка и представление на рассмотрение в Государственную Думу основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов , осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ; Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти). Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ) Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Главные распорядители – это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации . Главные распорядители бюджетных средств определяются ведомственной классификацией расходов. Они выполняют следующие функции: определяют задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений ; составляют бюджетную роспись ; распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняют соответствующую часть бюджета и др.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.

    бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы учреждения.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Понятие, сущность, цель и значение налогового администрирования

Налоговое администрирование – в широком смысле, это деятельность гос. органов власти, имеющая определяющее воздействие на процессы управления в области налогов, в узком смысле , повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающих своевременную и полную уплату н/п - ми в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Основной целью налогового администрирования является обеспечение оптимального уровня собираемости налогов и сборов в бюджетную систему страны.

Общий предмет налогового администрирования – отношения по взиманию налогов и сборов.

("6") правомочия органов власти разных уровней в регулировании налоговых отношений;

определение основных понятий, используемых в законодательстве о налогах и сборах;

права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов;

процедуры налогового контроля;

процедуры обжалования решений и действий налоговых органов и др.

Субъектами налогового администрирования выступают специфические участники – н/п - ки и налоговые агенты; объекты налогового администрирования – налоговые органы.

По своему объему и содержанию налоговое администрирование представляет собой систему:

учета налоговых субъектов и объектов (ст. ст.83-86 НК РФ);

процедур по исчислению и уплате налога (гл. гл.7-12 НК РФ);

контрольных процедур (гл. гл.13,14,19,20 НК РФ);

мер ответственности за совершенное налоговое правонарушение (гл. гл.15-18 НК РФ).

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Принципы, методы и функции налогового администрирования

Принципы налогового администрирования базируются на основных организационных положениях деятельности налоговой системы:

принцип законности. Он связан с необходимостью строгого соблюдения нормативных правовых актов при совершении всех мероприятий налогового органа

принцип осуществления налогового администрирования специально уполномоченными на то субъектами - должностными лицами налоговых органов;

принцип проведения контроля при налоговом администрировании в указанных в НК формах;

принцип непрерывности налогового администрирования;

("7") принцип соблюдения налоговой тайны;

принцип осуществления налогового администрирования под общественным и государственным контролем . Общественный контроль выражается в деятельности специальных общественных правозащитных организаций, государственный – в контроле Федеральной налоговой службой РФ за деятельностью нижестоящих подразделений;

принцип ответственности за совершение правонарушения;

принцип приоритета предупреждения правонарушения над применением карательных санкций.

В качестве методов налогового администрирования выступают:

Налоговое планирование,

Налоговое регулирование и

Налоговый контроль.

Функции нал. администрирования :

Планирование в нал. администрировании находит свое выражение не в определении будущего состояния нал. системы и расчетах нал. поступлений, а в составлении планов проведения всех форм нал. контроля, особенно последующего (метод нал. проверок) в целенаправленной работе по выбору НП-ка для выездных нал. проверок, приоритетных к т. зр. большей вероятности обнаружения серьезных нарушений нал. законодательства.

Организация – обеспечивает эффективность контроля за уплатой Н, повышения уровня их собираемости, предупреждение неплатежей и пресечение ухода от налогов, общее улучшение работы НО. Эта функция находит свое проявление в построении организационной структуры НО, в создании механизма координации работы всех звеньев ФНС России и содействия с правоохранительными и др. контролирующими органами

Контроль - характеризуется уровнем мобилизации в бюджетной системе налогов и др. обязательных платежей, полнотой учета НП-ов и объектов налогообложения , снижением числа суд. разбирательств и жалоб НП на действия субъектов нал. контроля.

8. Теоретические основы обеспечения сбалансированности бюджета .

В зависимости от особенностей экономического развития государства можно выделить три состояния бюджета: дефицит – превышение расходной части бюджета над доходной; баланс – равенство доходной и расходной частей и профицит – доходы бюджета превышают его расходы.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

Низкая эффективность общественного производства. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний) Нерациональная структура бюджетных расходов, т. е. положение, при котором страна живёт не по средствам. ("8") Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов . Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешнего долга . Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту , это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

Государственная регистрация и учет налогоплательщиков и налоговых агентов в налоговых органах

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Постановка на учет организации по ее месту нахождения осуществляется на основании сведений внесенных в единый государств. реестр. юр. лиц. (ЕГРЮЛ).

Датой постановки на учет юр. лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государств. регистрации при создании юр. лица или о гос. регистрации при создании юр. лица путем реорганизации.

("10") Постановка на учет физ. лиц, которые не относятся к ИП осуществляется по месту их жительства.

Постановка на учет организаций осуществляется на основе заявления по месту нахождения организации.

НО, осуществляющий постановку на учет обязан выдать свидетельство о постановке на учет вновь созданных организаций или ИП-елей.

Если НП-ик изменил место нахождения или место жительства, то снятие с учета так же осуществляется НО.

Постановка на учет по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основе полученных документов от НО по прежнему месту жительства (нахождения)

Каждому НП-ку присваивается индентичный номер НП-ка, а при регистрации присваивается ОГРН-основной государственный регистрац. номер.

Структура ИНН:

Для организаций (это 10-тизначный цифров. код, обозначен NNNNXXXXXC) Для физ. лиц (12-тизначный цифр. код NNNNXXXXXXCC)

ИНН формируется как цифр. код состоящий из последовательности цифр, обозначающих слева направо след.:

Код НО, который присвоил ИНН (NNNN) Порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого гос. реестра НП-ков налогового органа, осуществившего постановку на учет (для организаций 5 Х-ов, для ФЛ 6 Х-ов) Контрольное число рассчитанное по спец. алгоритму, установленному ФНС (С и СС)

Дополнением к ИНН в связи с постановкой на учет в разных НО, по основаниям предусмотренным НК, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП)

КПП представляет собой последовательность цифр NNNNPPxxx, которые слева направо означают:

NNNN - это код НО, который осуществил постановку на учет организации по ее месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и трансп. средств. PP - причина постановки на учет ХХХ - порядковый номер постановки на учет в территориальном НО по соответствующим причинам

НО осуществивший постановку на учет организации выдает ей или направляет по почте свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановки на учет.

Вместе с тем организациям предписано вставать на налоговый учет и по месту своего нахождения, и по месту нахождения филиалов. Кроме того, налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течения одного месяца со дня их создания.

НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Без них невозможное функционирование государства и деятельность юридических и физических лиц, поскольку именно они обеспечивают стоимостное движение созданного в обществе валового внутреннего продукта (ВВП), отображая достаточно сложные отношения, которые возникают при этом. Главным их назначением является обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта предпринимательства, каждой государственной структуры, а следовательно, и общества в целом, достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами.

Финансы имеют как видимую, внешнюю, форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые двигаются между субъектами финансовых отношений. Эти потоки - их характер и формы, направленность и объемы - является предметом практической финансовой деятельности. Скрытая, смысловая, сторона финансов связана с тем, что отображают те или другие денежные потоки, а именно - движение стоимости созданного в обществе валового внутреннего продукта, то есть обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом финансовой науки.

Финансы - совокупность денежных отношений, связанных с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов и с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе их использования валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национальном богатстве.

Определяя основы финансовой теории, во-первых, необходимо определить основополагающие элементы, которые характеризуют сущность такого специфического и важного явления, как финансы, и, во-вторых, осуществить их соответствующую структуризацию. То есть, определяя финансы, как и какое-нибудь другое явление, необходимо дать ответ на простой и в то же время чрезвычайно сложный вопрос - что это такое и что оно у себя включает? Невзирая, на казалось бы очевидность трактовки, современная финансовая наука однозначного ответа на эти вопросы не дает. Можно привести множество определений финансов, которые отличаются не отдельными специфическими признаками и деталями, а самой сущностью понятия. Обратимся, например, к книгам зарубежных авторов, изданных в Украине. В книге «Финансы» Е. Никбахт и А. Гроппелли, рассматривая, в сущности, финансы предприятий, то есть микроуровень экономической системы, определяют их как «применение разнообразных экономических приемов для достижения максимального достатка фирмы или общей стоимости капитала, вложенного в дело».

Ш. Бланкарт в учебнике «Государственные финансы в условиях демократии», исследуя макроэкономический уровень, дает определение не финансов, а финансовой науки, характеризуя ее как «экономический анализ государственной деятельности». Но анализ - это процесс, тогда как любая наука представляет собой систему знаний об определенном предмете.

Детальное исследование проблемы определения государственных финансов проведено В. Л. Андрущенко в монографии «Финансовое мнение Запада в XX веке (Теоретическая концептуализация и научная проблематика государственных финансов)». Лейтмотивом подавляющего большинства определений является характеристика государственных финансов как доходов и расходов государства, как общественного богатства в форме денег и кредита, что находится в распоряжении государственных органов. При этом финансы тесно связываются с деньгами.

Отечественная финансовая наука исходит с того, что финансы - это не просто деньги, доходы или расходы, общественное или персонифицированное богатство, а совокупность отношений, в первую очередь распределительного характера, которые опосредствуются через доходы и расходы предпринимательских структур, государства, финансовых институций и международных организаций. В связи с этим возникает вопрос, или указанные отличия в определении финансов является действительно абсолютно разным их толкованием, или это просто разные подходы к одному и тому же явлению? Ведь, характеризуя содержание и конкретные проявления финансов, в конечном итоге все ученые-финансисты рассматривают, как доходы и расходы предпринимательских структур и государства, сбережения и инвестиции, финансовые ресурсы и финансовые результаты.

Отличия в определении финансов отечественной и западной финансовой наукой заключаются в выборе той или другой стороны разнообразных проявлений финансов как отправной точки для их идентификации и характеристики. Ключевыми элементами определения сущности финансов и основ их функционирования, которое заключается в постоянном движении и круговороте средств, есть характеристика финансовых отношений и финансовой деятельности. Финансовые отношения, отображая движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Финансовая деятельность какого-либо субъекта проявляется в формировании доходов и осуществлении расходов. Это одновременно и разные, и тесно взаимоувязанные стороны проявления функционирования финансов: ведь, с одной стороны, финансовые отношения завершаются формированием доходов одного субъекта при осуществлении расходов другим, а финансовая деятельность, с другой стороны, не может осуществляться каждым субъектом обособленно –доходы поступают от кого-то, а расходы идут кому-то.

Западная финансовая наука в определении финансов больше исходит из прагматического аспекта их функционирования, то есть с точки зрения финансовой деятельности. Однако определение ею финансов как доходов и расходов фактически означает признания и финансовых отношений в обществе, ведь, еще раз подчеркнем, деньги ниоткуда не берутся и никуда бесследно не исчезают, а доходы одного субъекта всегда являются расходами другого. Отечественная же финансовая наука больше внимания уделяла и до сих пор уделяет финансовым отношениям, рассматривая доходы и расходы как их результат. Следовательно, можно сделать вывод, что ни явного противоречия, ни принципиальных отличий в подходах к пониманию сущности финансов в мировой финансовой науке не существует.

Финансы, как и какое-нибудь другое явление, имеют определенные признаки, по которым их идентифицируют. Большинство отечественных ученых считают, что существенным признаком финансов является их распределительный и перераспределительный характер, а отношения обмена к ним не принадлежат. Однако формирование доходов и осуществление расходов преимущественно на основе распределения и перераспределения стоимости созданного продукта касается лишь государственных финансов. На уровне же финансов предприятий этот процесс в большей степени связан именно с обменными отношениями. В то же время и обменные, и распределительные, и перераспределительные отношения охватывают более широкий круг отношений, чем финансы, и потому не могут быть их ключевым признаком.

Отдельные финансисты считают, что характерной чертой финансов являются не просто распределительные или обменные отношения, а процесс формирования и использования фондов финансовых ресурсов или денежных средств. В значительной мере это правильно, но кое-что ограничивает понимание финансов. На макроуровне, в сфере государственных финансов, фондовый характер финансовых отношений ярко выражен. Однако на микроуровне, в сфере финансов предприятий, эти отношения сегодня, как правило, не связаны с формированием и использованием фондов. Поскольку финансовые отношения могут иметь и фондовый, и канальный характер движения средств, наличие фондов денежных средств не является ключевым признаком финансов.

Главным признаком, который определяет сущность и форму функционирования финансов, есть движение денежных потоков, в котором отображаются и финансовые отношения, и финансовая деятельность. Именно они являются тем универсальным свойством, которое объединяет все аспекты функционирования финансов. В них всегда четко отражаются отношения двух субъектов с ярко выраженным их характером: обмен – оплата счетов за товары и услуги; распределение и перераспределение - уплата налогов, выплата дивидендов, получение субсидий и др. Входные потоки связаны или с формированием финансовых ресурсов - поступление от размещения акций, получение кредита, бюджетные ассигнования и тому подобное, или с получением доходов - поступление оплаты за товары, работы, услуги. Исходные потоки отражают либо расходы, либо процесс возвращения финансовых ресурсов, которые использовались на возвратной основе, или размещения временно свободных ресурсов на финансовом рынке.

Поскольку инструментом финансовых отношений являются деньги, необходимо определить соотношение между категориями «финансы» и «деньги». Общеизвестным и признанным всеми являются утверждения, что финансы - это не деньги. Сферы функционирования денег и финансов, будучи достаточно широкими и разветвленными, пересекаются в определенном сегменте. Это пересечение настолько важное, что определяет характер действия и денег, и финансов. С одной стороны, финансы невозможны без денег, ведь инструментом финансовых отношений являются именно деньги, а внешним, видимым проявлением этих отношений являются денежные потоки. С другой стороны, функционирование денег без финансов во многом теряет смысл и сводится к сугубо техническим вопросом обмена. Исходя из этого, в конце концов понятным становится бытовое отождествление финансов и денег.

Функционирование финансов, которое связано с такими понятиями, как финансовые отношения, финансовая деятельность, деньги и денежные средства, финансовые ресурсы, доходы и расходы, отображено на схеме 1.

Исходными финансовыми категориями являются доходы и расходы и финансовые ресурсы. Доходы одного из субъектов всегда являются расходами другого. Под доходами понимают полученное в результате определенной деятельности поступление денежных средств. Доходы рассматриваются в широком и узком понимании. В широком понимании – это все поступления, которые обеспечивают финансирование расходов. В узком понимании, это те поступления, которые отражают прирост стоимости. Источником этих доходов являются основные составляющие добавленной стоимости – заработная плата, прибыль, заимообразный процент, рента, непрямые налоги.

Доходы рассматриваются по стадиям и методам их формирования. По стадиям различают первичные доходы, которые получены в процессе первичного распределения добавленной стоимости, и вторичные, которые формируются в результате перераспределения первичных доходов. По методам формирования выделяют производительные доходы - от определенной производительной деятельности, и доходы от продажи и использования имущества, ресурсов, в том числе финансовых, или определенных прав. Кроме того, доходы могут разделяться на законные – полученные в соответствии с действующим законодательством, и незаконные – полученные с нарушением законодательства.

Под расходами понимают использование денежных средств, которые есть в распоряжении того или другого субъекта на данный момент, с целью обеспечения определенных потребностей. Расходы могут осуществляться за счет полученных доходов или имеющихся финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это сумма средств, направленных в основные и оборотные средства предприятий, на основе которых формируются производительные доходы. Основу финансовых ресурсов составляет капитал. Однако, с одной стороны, не весь капитал имеет форму финансовых ресурсов (например, резервный и нетрудящийся капитал), а с другой - финансовые ресурсы могут формироваться и путем привлечения и заимствования средств.

Характеристика финансовых отношений связана с выделением их объектов и субъектов. Объектами данных отношений является национальное богатство и произведенный ВВП (схема 2).

Распределение ВВП является необходимой предпосылкой обеспечения непрерывности производства. Финансы исполняют роль связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизводство - ни простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение ВВП является закономерной необходимостью. С другой стороны, именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом финансовых отношений является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой. Закономерным такое явление можно назвать только в том случае, когда существуют лишние основные средства или материальные ресурсы, которые не используются, а также когда есть значительные запасы природных ресурсов, которые превышают потребности данной страны. В других случаях распродажа национального богатства будет означать обычное «проедание» ресурсов. В свою очередь, это может быть вызвано экономическим или финансовым кризисом, когда другого выхода практически не существует, или безответственной финансовой политикой.

Финансовые противоречия. Поскольку объект финансовых отношений один, а субъектов трое, то эти отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только за счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда всплывает необходимость сбалансирования интересов всех субъектов.

Способы сбалансирования финансовых противоречий:

1. Установление оптимальных пропорций распределения ВВП.

2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов.

Сбалансирование интересов субъектов финансовых отношений достигается в первую очередь путем установления оптимальных пропорций распределения ВВП, то есть таких, которые отвечают вкладу каждого, в частности и государства, в его производство.

Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценивание проводится опосредовано, по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Если экономика функционирует стабильно и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальное напряжение в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциями распределения ВВП. Отмеченные критерии оценки отображаются в достаточно точных экономических показателях - уровнях ВВП (ВНП) на душу населения и темпах роста ВВП.

Объем валового национального продукта на душу населения характеризует степень развития страны. Это один из основных критериев жизненного уровня населения отдельных стран. Как относительный показатель он характеризует, что подлежит распределению в расчете на одного гражданина. Объем ВНП на душу населения за год в разных странах имеет очень значительные колебания. В развитых странах он составляет 25-40 тыс. дол. США, а в некоторых, например, в Швейцарии, превышает 40 тыс. дол. В менее развитых странах этот

показатель составляет 80-100 дол. В Украине в последние годы уровень ВНП на душу населения находился на уровне 700 дол. С 2001 г. наша страна входит в группу самых бедных стран мира.

Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого субъекта достигается на основе непрерывного роста ВВП. Темпы роста ВВП характеризуют динамику финансовых отношений: чем они более высокие – тем более удовлетворяются потребности в доходах. Психологически, прежде всего, воспринимается не столько уровень ВНП на душу населения и масса доходов каждого субъекта, сколько их динамика. Постоянный рост доходов создает благоприятный климат в обществе. Как известно, какое-нибудь уменьшение доходов и снижение жизненного уровня воспринимается негативно, независимо от того, какой абсолютный размер доходов. Даже в самых богатых странах негативно воспринимается лишь замедление темпов роста доходов, не говоря уже об их падении. И наоборот, в бедных странах благоприятной есть ситуация роста хоть и незначительных доходов. В конце концов, именно постоянный рост доходов ведет к их высокому уровню в расчете на душу населения.

Обеспечение роста ВВП является основной формой разрешения финансовых противоречий в обществе. Падение ВВП ведет к финансовому кризису, который нельзя преодолеть, не остановив это падение.

Характерные признаки финансов:

Обменно-распределительный характер;

Движение стоимости от одного субъекта к другому;

Денежная форма отношений;

Формирование доходов и осуществление расходов;

Эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный перераспределению.

Основными в финансах являются отношения распределения и перераспределения. Отношения обмена в прямой форме складываются между юридическими и физическими лицами по поводу купли-продажи товаров и услуг. Вместе с тем в отношениях распределения можно заметить элементы обмена, а в отношениях обмена – признаки распределения. Например, налоги можно рассматривать и как метод перераспределения доходов юридических и физических лиц, и как плату общества государству за выполнение установленных функций и предоставления соответствующих услуг: сколько заплатили, столько и получили. В некоторых отношениях обмена возможны элементы перераспределения доходов, поскольку цены, как правило, отклоняются от реальной стоимости товаров и услуг. Следует помнить, что в чистом виде обмен, распределение и перераспределение - это только научные абстракции. В реальной жизни все намного более сложно и провести четкое разграничение отношений достаточно тяжело и вряд ли целесообразно.

ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

Сущность каждой экономической категории детально раскрывается в ее функциях, которые характеризуют общественное назначение данной категории. Назначением финансов, как уже отмечалось, есть обеспечение деятельности и функционирования юридических и физических лиц и государства. Это обеспечение осуществляется через процессы формирования доходов отдельных субъектов, которые, в свою очередь, являются результатом распределения и перераспределения созданного в обществе ВВП или накопленного национального богатства. Причем, поскольку эти процессы опосредствуют движением денежных потоков и отображают противоречивые отношения, они и требуют, и создают надлежащие предпосылки для контроля за деятельностью всех субъектов финансовых отношений. Отсюда вытекает, что финансы выполняют две функции:

Распределительную;

Контрольную.

Сущность распределительной функции заключается в том, что финансы являются целевым инструментом распределения и перераспределения ВВП. Причем они являются основным распределительным инструментом. Кроме них, хоть и в значительно ограниченных рамках, в первую очередь в сфере перераспределения, эту функцию могут выполнять цены. Причем перераспределение происходит в результате так называемого перекоса цен, когда на товары и услуги одних отраслей они более высокие от стоимости, а на другие товары и услуги - более низкие. То есть перераспределение с помощью цен происходит не потому, что ценам свойственна такая функция, а наоборот, потому, что в определенных случаях они неточно и неполно выполняют функцию измерения стоимости. В отличие от цен финансы в первую очередь предназначены для осуществления распределения стоимости ВВП.

Кроме того, распределение и перераспределение стоимости ВВП может происходить в результате криминальных нарушений - краж, злоупотреблений служебным положением, хищения имущества предприятий, укрытие от уплаты налогов и др. Однако это не экономические методы, и они являются предметом другой науки - правоведения.

Механизм действия распределительной функции финансов связан со схемой распределения ВВП. Он включает у себя несколько стадий:

1) первичное распределение;

2) перераспределение;

3) вторичное распределение.

Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов, занятых в создании ВНП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц - заработная плата, у юридических лиц - прибыль, в государства - прибыль государственного сектора, что централизуется в бюджете и поступление от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также непрямые налоги.

Перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. За уровнем централизации они разделяются на общегосударственные, ведомственные и корпоративные. Общегосударственные включают бюджет и фонды целевого назначения. Ведомственные - это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в корпоративных объединениях.

Перераспределение включает два этапа:

Изъятие части доходов у одних субъектов и формирования централизованных фондов. На данном этапе формируются вторичные доходы субъектов, которые создают эти фонды;

Использование централизованных фондов и формирование доходов отдельных субъектов. На этом этапе могут формироваться как первичные доходы – заработная плата физических лиц, занятых в бюджетной сфере, которые опять же подлежат перераспределению, так и вторичные доходы в виде разных выплат и предоставления бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований и выделения средств юридическим лицам.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

По внутренней структуре

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему влияния на разные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которое производит и реализует финансовую политику, с субъектами ведения хозяйства, которые обеспечивают производство ВВП.

Финансы как распределительная категория тесно взаимосвязаны с экономикой, с одной стороны, с помощью финансов распределяется созданный в обществе ВВП, причем распределить можно лишь столько, сколько создано. С другой стороны, как уже отмечалось, обменно-распределительные отношения формируют определенную систему экономических интересов, которые влияют на производство, стимулируя или, напротив, сдерживая рост ВВП. При этом финансовое влияние на социально-экономическое развитие, которое лежит в основе формирования и реализации финансовой политики, осуществляется не автоматически само по себе, а через финансовый механизм, который отражает направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе.

Финансовый механизм - совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.

Рыночная экономика основывается на сочетании как собственного саморегулирующего действия, которое составляет ее основу, так и системы государственной регуляции рыночных отношений. Рынок на основе баланса спроса и предложения через механизм свободного ценообразования в целом самостоятельно регулирует развитие отдельных отраслей, регионов и предприятий, производство определенных товаров и сферу услуг. Вместе с тем необходима и система государственной регуляции, однако не полной регуляции, а подрегуляция, коррекция, направление рыночных механизмов на достижение определенных целей и реализацию определенных заданий. Государственная регуляция не заменяет рыночного саморегулирования, а лишь дополняет его.

Государственная регуляция экономики может осуществляться двумя способами.

Первый - создание системы планового руководства, в основе которой лежат административно-командные методы. Задача сбалансирования экономического и социального развития решаются на основе единого директивного централизованного планирования. Правда, полного сбалансирования экономики так никогда и не достигалось. Кроме того, то сбалансирование развития экономики, которое обеспечивалось плановыми методами, достигалось на очень низком, по сравнению с развитыми странами, уровне обеспечения экономических и социальных потребностей. То есть плановая экономика способна в известной мере обеспечить управляемость и сбалансированность развития, однако на низком жизненном уровне.

Второй способ государственной регуляции экономики заключается в применении экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам. Действие финансового механизма на разные стороны социально-экономического развития имеет количественную и качественную определенность. Количественная определенность оказывается в сумме средств, которые выделяются для достижения тех или других целей. Это первичная основа функционирования этого механизма. Без соответствующих ассигнований и кредитов невозможное решение ни одной задачи общественного развития. Но само по себе выделение средств еще не гарантирует решения той или другой конкретной задачи. Чрезвычайно важно, каким образом осуществляется формирование ресурсов, какими каналами и в каких формах они двигаются, на каких условиях выделяются и используются. Все это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Отмеченным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств отвечают два метода финансового влияния на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовая регуляция. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают у себя отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, что характеризуют содержание влияния финансов на разные стороны развития общества. Установка приоритетности того или другого метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем высший уровень развития общества и экономики, тем больше является роль финансовой регуляции.

Финансовое обеспечение преобладает в условиях административно-командной системы управления. Ресурсы, которые выделяются на основе решений соответствующих административных органов, являются их материальным обеспечением. Финансовая регуляция в этих условиях подчинена заданием создания соответствующих денежных фондов, в первую очередь централизованного фонда – бюджета государства. Напротив, в условиях рыночных отношений на первый план выступает подсистема финансовой регуляции, потому что именно она делает рынок регулируемым, а не стихийным.

Подсистемы финансового обеспечения и финансовой регуляции тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или другой период система финансового обеспечения нуждается в соответствующей финансовой регуляции.

Структурное построение финансового механизма подано на схеме 12.

Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно через установку оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воссоздания производства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Это исходящая форма финансового обеспечения. Без наличия определенных собственных средств начать какую-нибудь деятельность невозможно. Но самофинансирование совсем не означает создания финансовой автаркии, потому что очень тесно связанное с использованием кредитов. Ведь эти заимствованные средства нужно повернуть за счет собственных доходов. В связи с этим нужно четко различать самофинансирование как принцип организации и как форму финансового обеспечения.

Финансовое право

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют финансовые отношения и финансовую деятельность в обществе. Как отмечалось, финансы – это организованная в соответствующем порядке совокупность обменно-распределительных и перераспределительных отношений. Основной формой их организации является именно финансовое право. Кроме того, организация финансовых отношений может осуществляться на основе разнообразных инструкций и положений, однако они имеют, как правило, ведомственный характер.

Финансовое законодательство охватывает все сферы и звенья финансовой системы и все формы и методы финансовой деятельности, которые подлежат правовой регламентации. В целом его можно разделить на две части: законодательные акты, которые непосредственно регулируют финансовые отношения, и законы из других сфер деятельности, в которых выделяются финансовые основы их функционирования.

К первой части принадлежат законодательные акты, которые регламентируют финансовые отношения на макроуровне и взаимосвязи финансов субъектов предпринимательской деятельности с государственными финансами и институциями финансового рынка. Это законы о бюджетной и налоговой системах, государственном долге, центральном банке, банке и банковской деятельности, страховании, ценных бумагах и фондовой бирже, инвестиционной деятельности. Сюда также принадлежат законы, которые регламентируют отдельные виды финансовых операций - о закладной, лизинге и др., и законы о отдельных видах налогов и платежей в бюджет и целевые фонды. Ко второй группе относят законы, которые регламентируют деятельность, в том числе и финансовую, субъектов ведения хозяйства – о предприятиях и предпринимательской деятельности, о хозяйственных обществах, о банкротстве и тому подобное.

Финансовые законы могут иметь характер прямого действия или дополняться инструкциями. В первом случае их положения являются непосредственной основой для осуществления финансовых операций. Подобный подход требует достаточно глубокой детализации законов с учетом всех особенностей финансовой деятельности разных субъектов. Во втором случае закон определяет только общий порядок финансовых отношений, а его детализация осуществляется в соответствующих инструкциях. Они должны быть лишь дополнением к закону и не противоречить ему. При этом в любом случае основой является закон.

В Украине прямое действие имеет подавляющее большинство финансовых законов, в частности в сфере налогообложения. В то же время абсолютно все детали финансовой деятельности предусмотреть, во-первых, невозможно, а, во-вторых, не всегда уместно. Поэтому законы достаточно часто дополняются разного рода инструкциями и положениями. Например, закон о банках и банковской деятельности отражает только общие основы функционирования коммерческих банков. Конкретные виды банковских операций могут регламентироваться соответствующими инструкциями из кредитования, безналичных расчетов, кассовых операций и тому подобное.

Соотношение между законами прямого и непрямого действия определяет распределение полномочий и прав между государственными органами законодательной и исполнительной власти, а следовательно, и их возможности и полномочия в выработке и реализации финансовой политики. Законы прямого действия четко отражают преимущество законодательной власти. К функциям исполнительной власти относится обеспечение выполнения принятых законов. Кроме того, органы исполнительной власти могут иметь право законодательной инициативы, то есть разработка финансовых законопроектов и представления их на рассмотрение и утверждение в органы законодательной власти. В то же время такие законопроекты могут разрабатывать и органы и структуры законодательной власти.

Действие финансового законодательства, его соответствие конкретным условиям и заданиям, а следовательно, и эффективность финансовой политики в значительной мере зависят от согласованности действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Именно на основе детального согласования ими законопроектов возможное формирование дееспособной системы финансового права. При использовании законов непрямого действия важно, чтобы инструкции не только не противоречили законам, но и не корректировали их действие, потому что это может привести к искривлению финансовой политики.

3.3.2. Финансовое планирование

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов как средств сбалансирования финансовых потребностей и возможностей. Финансовый план того или другого субъекта отражает его финансовую деятельность, то есть процесс формирования доходов и осуществления расходов. Их состав и структура, а также сбалансированность определяются задачами, направлениями и методами реализации финансовой политики. Финансовые планы являются как отражением определенной политики, так и ее основой. Любая политика без основы в финансовых планах не может быть успешно реализована. В то же время ни один вариант финансового плана не может рассматриваться как оптимальный, если он не обеспечивает реализацию соответствующих целей и задач финансовой политики.

Финансовое планирование осуществляется на двух уровнях. На микроуровне - это индивидуальные планы отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Эти планы отражают финансовую стратегию и тактику предприятий. Их главные задачи - определение источников и объемов формирования доходов, оптимизация расходов и достижение финансовой сбалансированности. На макроуровне - это основной финансовый план, который характеризует деятельность государства – бюджет, а также сведенный финансовый план, в котором отражаются доходы и расходы всех субъектов финансовых отношений. Именно эти планы являются отражением финансовой политики государства. В то же время они имеют разную значимость. Бюджет, это реальный директивный документ, который утверждается в виде закона, и является основным средством реализации финансовой политики. Сведенный финансовый план является, в сущности, справочным документом, назначением которого является определение общей массы доходов и расходов и согласования процессов их распределения и перераспределения между отдельными сферами и звеньями финансовой системы. Он является основным средством основания и сбалансирования финансовой политики.

Задания финансового планирования определяются структурой финансового плана и задачами финансовой политики. Они заключаются в определении реальных источников и объемов доходов, оптимизации структуры расходов на основе критерия решения заданий финансовой политики и сбалансирования доходов и расходов.

Первым по последовательности и значимости является определение реальных объемов доходов. Какие-нибудь просчеты, как в сторону их завышения, так и занижения влияют на реальность финансового плана, а, следовательно, и финансовой политики, осложняя ее реализацию. Финансовая политика государства, стратегия и тактика предприятий должны основываться на реальных возможностях. В то же время в процессе планирования необходимо отыскивать резервы роста доходов, если существующие их объемы недостаточны для решения поставленных задач.