Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример. Что такое либерализация экономики

Во времена Советского Союза экономика была плановой. Все сферы народного хозяйства подчинялись единому направлению развития, а стоимость товаров регулировалась вручную, независимо от спроса и предложения.

С развалом страны и переходом на рыночные отношения в России была предпринята система мер по освобождению ограничений на хозяйственную деятельность, что позволило создать благоприятные условиях для и вольного оборота продукции и услуг. Иными словами, в государстве была проведена либерализация. Что это за понятие? Что оно означает и каким образом осуществляется?

Что означает слово «либерализация»?

Корни понятия «либерализация» уходят в латинский язык. Слово liberalis означает «свободный» и в экономическом контексте подразумевает расширение свободы хозяйствующих субъектов. Если углубиться в историю, можно заметить, что к либерализации в мире прибегали задолго до распада СССР.

Так, в 1820-х годах в Великобритании была провозглашена «Декларация принципов», призванная защитить свободную торговлю и интересы британских промышленников, а в конце XIX столетия в США объявили политику так называемых «открытых дверей», благодаря которой стране удалось добиться значительных успехов в развитии производства и сельского хозяйства.

Что такое либерализация?

Под либерализацией понимают процесс, при котором экономика освобождается от чрезмерного влияния государственных органов. Во время ее проведения полностью меняется политика ценообразования, создается свободный рынок и экономической самостоятельностью предпринимателей.


Либерализация предполагает ограничение или полное уничтожение монополии государства в рыночной сфере и отмену распределения ресурсов центральными органами власти.

Нужно отметить, что либерализация – это не самостоятельный процесс. Наряду с ее проведением, в экономике страны происходят глобальные изменения, сопровождающиеся устранением запретов, снятием барьеров и формированием новых рыночных субъектов, способных организовать здоровую конкурентную среду. Все меры по снятию ограничений с рынка предпринимаются поэтапно и обычно предполагают регулирование экономики вручную.

Для чего нужна либерализация?

Либерализация может проводиться с разными целями, но основной ее задачей выступает переход от планового экономического развития к рыночному. Посредством этого процесса стране удается перейти от государственного ценообразования к свободным рыночным ценам, поддержать разные виды бизнеса и запустить механизм спроса и предложения.


Если рассматривать каждое отдельное государство, то, к примеру, в Польше главной целью либерализации считалась интеграция собственной экономики в международную, а в России – устранение разницы между остатками продукции и денежной массой.

Как проводится либерализация экономики?

Либерализация – это длительный процесс, требующий принятия множества решений. Важнейшим этапом перехода на рыночную экономику является освобождение формирования цен от влияния государственной власти.

По сути, рынок отпускается в свободное плавание, во время которого происходит резкий скачок стоимости товаров, влекущий за собой снижение доходов и общего уровня жизни населения. Наиболее сложным этапом либерализации можно назвать подчинение всех субъектов экономики требованиям рынка и переход к свободной торговле с одновременной передачей собственности государства в частные руки.

Каковы последствия либерализации?

Как считают сторонники либерализации, процесс расширения свобод позволяет в обозримом будущем существенно оздоровить экономику и добиться эффективного ведения хозяйства. Однако на деле предпринимаемые меры могут иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Из положительных моментов можно выделить устранение ограничений по импорту, лучшую ликвидность и конвертируемость национальной валюты, поступление в страну иностранных инвестиций.


Среди негативных последствий – снижение уровня жизни населения, что особенно сильно сказывается на незащищенных слоях (пенсионерах, инвалидах, многодетных матерях).

Обнищание людей приводит к тому, что им становятся недоступны некоторые товары и услуги, а это влечет за собой снижение продолжительности жизни и рост криминализации общества.

Какой-либо страны - в первую очередь в политической , экономической , культурной и других сферах общественной жизни .

Имеется в виду как соблюдение гражданских прав и свобод в рамках существующего законодательства , так и сокращение сферы действия или отмена запретительных, карательных и репрессивных законов и ограничений, то есть сокращение сферы государственного контроля отдельной личности, групп общества.

В политической сфере

Права меньшинств

В государствах с жёсткой централизованной структурой власти речь в первую очередь идёт о человеческих и гражданских правах этнических , культурных и сексуальных меньшинств .

В экономическо-хозяйственной сфере

Либерализация в экономико-хозяйственной сфере означает расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Либерализация цен - это переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночного ценообразования).

На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70 % промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счёт продажи пакетов акций. Однако приватизация не привела к образованию в стране эффективных собственников.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 году средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60 %, то к началу 2000-х годов он снизился до 9,6 %. В 1997 году в России он составлял 13,4 %. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5 %), США (4,2 %), Японии (2,7 %).

С 1986 по 1995 годы 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, то есть отношение объёма импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объёмов и роли прямых иностранных инвестиций, то есть инвестиций в реальный сектор экономики.

Перед государством стоит важная цель, состоящая, в частности, в том, чтобы организовать экономическую жизнь государства. Одним из важнейших моментов экономической системы - способы, с помощью которых формируются цены.

С одной стороны, обычно, любой бизнес – предприятие формирует их, исходя из своих затрат, маркетинговых целей, желания получить определённый уровень прибыли и каких-то других причин. Если говорить о рынке, который вообще нигде и никем не регулируется, то такая мотивация выглядит вполне естественной.

Но это только на первый взгляд. На самом деле жизнь общества далеко не сводится к стремлению получить наибольшую прибыль.

В любом государстве производительным трудом занимается не всё общество, а только его часть. В частности, пенсионеры, дети и домохозяйки не принимают полноценного и непосредственного участия в процессе создания рыночных продуктов. Однако, этим людям нужны хлеб, лекарства и другие товары.

Если цены на них никак не регулировать, то они могут возрасти настолько, что станут недоступными для многих людей. Чтобы этого не произошло, государство контролирует их в соответствии с экономической ситуацией в стране и не даёт им меняться произвольным образом.

На начальном этапе, экономика России была построена в значительной степени на основе экономики СССР. Рыночные цены в ней не применялись вообще. После распада СССР уже не действовали механизмы регулировки прежней, плановой экономики. Ситуация решительным образом изменилась. В связи с данным обстоятельством, цены на многие товары перестали ограничиваться со стороны государства.

Либерализация происходит в том случае, если определённый вид цен ранее государством регулировался, а затем было принято решение сделать эти их свободными. Этот процесс можно отнести к проведению либерализации.

Понятие либерализации цен

Само понятие либерализации заключает в себе расширение всевозможных прав и свобод граждан. Если же говорить именно о либерализации конкретно цен, то речь идёт об отмене контроля со стороны государства за всеми или отдельными группами цен на рыночные товары.

Важно отметить, что этот процесс не происходит изолированно от других экономических процессов. Он представляет собой только часть общей картины.

Виды

Процесс на самом деле касался различных аспектов экономики:

  1. Первым видом является либерализация цен на важнейшие товары первой необходимости , которые можно отнести к сфере потребления граждан. При отпускании цен в этой сфере должен быть обеспечен баланс между возможностями покупки их гражданами и теми, которые устроят производителей.
  2. К основным видам также относится и либерализация экономики , к ней в обязательном порядке примыкает либерализация цен и внешней торговли.
  3. Либерализация цен на внешнеэкономическом рынке. У государства с плановой экономикой обычно возникает резкий дисбаланс их с теми, которые существуют на международном рынке. После отпускания может оказаться, что они слишком дорогие или слишком дешёвые по сравнению с теми, которые внутри страны. И это способно создать в экономике страны резкий дисбаланс.

Необходимость

Для успешного существования рыночной экономики, необходимо, чтобы предприятия, продавали свои товары по той цене, которая обеспечивает им достаточную прибыль, чтобы вести свою деятельность. С другой стороны, эти товары должны быть доступны для покупателей, у которых должно быть достаточно денег для их покупки.

Если не выполняется последнее правило, то рынок будет завален огромным количеством баснословно дорогих товаров, их никто не будет покупать. Фирмы не получат денег и, чтобы выжить, ещё больше повысят цены и будут платить ещё меньшие зарплаты. Как мы видим, ситуация в итоге усугубится и это сможет привести к краху.

Что будет, если нарушить первое правило? Прибыль от продаж не позволит предприятию получить необходимый для продолжения деятельности доход, и оно будет производить всё меньше товара, который всё труднее будет достать покупателям. Эта ситуация как раз и характерна для планового хозяйства.

Либерализация как раз и проводится, чтобы избежать подобных ситуаций. Если она пройдёт успешно, то цены будут регулироваться рыночным образом. Однако, те продавцы и покупатели, которые будут в ней участвовать на начальном этапе, сначала попадут в достаточно жёсткие условия, но без принятия таких мер, экономика вообще выжить не сможет.

Цели и задачи

Главной целью проведения либерализации является стремление обеспечить переход от плановой экономики к рыночной. Без её проведения обойтись невозможно.

Однако, это представляет собой сложный комплексный процесс, без него либерализация эффективна не будет:

  1. Либерализация бизнеса. Регулирование бизнес-деятельности должно быть сделано таким образом, чтобы бизнес в своей деятельности имел минимальные ограничения.
  2. Либерализация цен. Ликвидация во всех сферах экономики фиксированных цен под контролем государства. Тем самым нужно исключить источник создания дефицита в торговле.
  3. Нужно отменить так называемые мягкие бюджетные ограничения. Тут речь идёт о следующем явлении. В некоторых случаях бизнес – фирма ведёт свои деятельность таким образом, что идёт на разного рода дополнительные риски в своей деятельности. Мотивацией такого рыночного поведения выступает высокая вероятность при получении убытков получить дополнительную помощь нерыночного характера из внешних источников. Если сказать об этом более простыми словами, то речь, главным образом, идёт о получении разного рода государственных дотаций. С одной стороны, такая ситуация создаёт возможность нерыночного решения бизнес вопросов. С другой – есть сферы, где это является вполне оправданным.
  4. Не секрет, что сама либерализация, проведённая без укрепления и развития рыночных механизмов, малоэффективна. Одним из важных моментов в этой сфере является борьба с монополизмом и обеспечение справедливой рыночной конкуренции.
  5. Без структурной перестройки всей экономики страны невозможно создать эффективную рыночную экономику. Во времена плановой экономики эти пропорции были нарушены, что могло привести в дальнейшем к нарушению баланса спроса и предложения.
  6. Ещё один участок борьбы за построение рыночной экономики - это создание и укрепление новой мотивации труда. При плановой экономике получение зарплаты не было увязанным с экономической эффективностью труда. Оно, в основном основывалось на выполнении плановых показателей. При рыночной экономике мотивация труда не может полностью основываться на выполнении плановых показателей

Выше были перечислены основные цели и задачи по развитию экономики страны. Одной из составных частей этого процесса является либерализация цен.

Как происходит?

Этот процесс является достаточно сложным. Его проведение определяется всем комплексом задач, которые стоят перед конкретным государством на данном этапе. При этом можно сравнить то, как проходил этот процесс, скажем, в Китае, России и в Польше.

В первом случае речь шла, скорее всего, о ручной регулировке экономики. Делались последовательные шаги и затем, на самом высоком уровне принимались решения с учётом имеющегося опыта о том, как действовать дальше.

В России и Польше был выбран другой путь. Там сделали одномоментную либерализацию, которую впоследствии прозвали «шоковой терапией». Без сомнения, это был трудный этап в экономическом развитии Польши. Однако, в дальнейшем, таким образом, был создан фундамент для развития рыночной экономики.

Этапы либерализации

Если говорить о том, как проходила либерализация в России, то здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Первый этап проходил в первой половине 1992 года. В это время были отпущены почти все цены и на продовольственные и на промышленные товары, на нефть были повышены в 5 раз, на электричество - в 4,7 раза – и зафиксированы. Они выросли в 3,5 раза, а зарплата - не более, чем на 60%. Это повышение фактически создало баланс между существующей денежной массой и всем объёмом имеющихся товаров. Фиксированные цены на энергоресурсы и свободные цены рынка создали дисбаланс, который не давал возможность предприятиям ТЭК продолжать свою деятельность.
  2. Второй этап проходил, начиная с мая 2016 и до сентября либерализации. Начался он с повышения цен на энергоносители, которые ранее были фиксированы. Также были для рынка установлены границы их изменения и установлен прогрессивный налог.
  3. С октября по декабрь 2016 года был установлен для предприятий предельный уровень рентабельности. Это было сделано для того, чтобы сдержать дальнейшее подорожание. На этом этапе нормативы по рентабельности составляли 8% для розничных предприятий и 3% для оптовых.

Пример

Ельцин подписал указ о свободе торговли. Этим документом он узаконил занятие бизнесом для граждан России. В СССР такая деятельность не была разрешена. Документ вышел в начале 1992 года, одновременно с началом либерализации цен в России.

С самого начала года произошло наполнение рынка потребительскими товарами. Это было в то время значительным достижением.

Последствия

На начальном этапе происходит скачкообразное повышение цен. Иногда оно исчисляется сотнями процентов. В некоторых случаях может углубляться макроэкономическая диспропорция.

Но после окончания процесса либерализации, выстраивается такой рынок, который соответствует реалиям и может служить основой для дальнейшего экономического развития.

Либерализация экономики (economic liberalization, deregulation) – процесс освобождения экономики от чрезмерного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы , — воздействия, сковывающего внутренние силы рынка , как самоорганизующейся , саморазвивающейся и самонастраивающейся системы . Его основные направления: дерегулирование хозяйственных отношений между экономическими агентами (субъектами рынка), а также между ними и государством, либерализация цен , либерализация внешней торговли, приватизация государственного сектора экономики, расширение самостоятельности каждого человека в принятии им экономических решений , и др. Теоретическую основу этого процесса дает концепция экономического либерализма (См.). Последний крупный исторический пример либерализации экономики дал состоявшийся на рубеже 21-го века переход почти трех десятков стран Европы и Азии от централизованного планирования и управления экономикой (социализма) к рыночной экономике (капитализму). Его изучение составило предмет новой науки транзитологии . Он происходил по-разному в разных странах, по-разному определялись приоритеты среди перечисленных направлений, но в целом общие закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку проявились как тенденция общемирового значения.

Например, в силу сложившихся обстоятельств, в России первым актом либерализации экономики было освобождение большей части оптовых и розничных цен 2 января 1992 года, одним из следующих актов – либерализация внешней торговли, а затем, с 1 июля 1992 года – введение внутренней конвертируемости рубля . Массовая приватизация , начавшаяся с небольших предприятий торговли, развернулась в 1993-4 годах. В других странах последовательность событий могла быть, разумеется, иной, но общие принципы – те же.

В 1992 году противники реформ выдвиули против правительства Е.Гайдара обвинение, будто бы оно руководствуется дилеммой: «либо рыночная экономика, либо государственное регулирование», то есть стремится к полному устранению государства из экономики. Это показывает глубокое непонимание того, что такое либерализация экономики. На самом деле тогда дилемма была в другом: либо централизованная система планирования и управления экономикой, либо рыночная экономика. И сегодня можно утверждать: она решена. Россия стала признанной во всем мире страной рыночной экономики. Что же касается регулирования, то никто и никогда его необходимости для рыночного хозяйства не отрицал – вопрос в мере и эффективности использования. Строго говоря, вопреки широко распространенному мнению, цель либерализации экономики — не «устранение государства», а наоборот, совершенствование инструментов государственного регулирования в рыночной экономике и улучшение их практического использования в целях преодоления «провалов рынка» (см.), а также общего повышения эффективности экономической системы.

В «Программе углубления реформ» подготовленной Правительством в 1992 году, говорилось: «Либерализация экономики означает ограничение возможностей вмешательства государства в процессы ее функционирования. Ставка делается на саморегулирование и самоорганизацию. Правительство имеющимися в его распоряжении средствами может лишь направлять естественно протекающие процессы, удерживая в определенных рамках их негативные последствия и ускоряя появление позитивных результатов».

Не устранение государства из экономики, а ограничение возможностей вмешательства. Не «планирование и управление» по постановлениям ЦК КПСС и по «мудрым указаниям» очередного вождя, как было некогда, а способность «направлять естественно протекающие процессы». Это и есть сущность длительного процесса либерализации экономики, который в России еще далеко не завершен. К тому же, нельзя считать, что он необратим. Об этом говорит опыт. После т.н. программы Грефа (2000 г.), предусматривавшей важные шаги по дальнейшей либерализации экономики, примерно в 2005 году был осуществлен поворот экономической политики – началось обратное расширение государственного сектора экономики . Пока неясно, надолго ли это, но процесс либериализации российской экономики требует продолжения.

Государственное регулирование экономики на протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Понятие либерализации экономической деятельности

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Особенности внутриэкономяческой либерализации в различных группах стран мира

Внутриэкономическая либерализация бурно идет в 80-90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить по доле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60-80-е гг. еще росла.

В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран - членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост.

Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах - членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г. - 9, 1920 г. - 15, 1937 г. - 21, 1960 г. - 18, 1980 г. - 44 и в 1990 г. - 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.). Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.

Относительно развитых стран можно сделать вывод, что в тех сферах, где роль государства была чрезмерной, она уменьшается, а там, где оказалась недостаточной, - возрастает. В результате, во-первых, государственные расходы все больше переключаются на социально-культурные отрасли и науку, т.е. главные отрасли постиндустриальной экономики; во-вторых, государство все меньше использует в экономике прямые рычаги регулирования, к тому же требующие больших расходов (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии), и все больше прибегает к косвенным рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной и налоговой политики).

В целом по мере упрочения рыночной экономики и превращения ее в постиндустриальную государственное регулирование внутрихозяйственной жизни во всех трех группах стран становится более либеральным. Так, начавшаяся в 80-е гг. в развитых странах волна приватизации, т.е. продажи или передачи на различных условиях государственной собственности частным хозяйствующим субъектам, в настоящее время охватила большинство развивающихся и постсоциалистических стран. В мире приватизируются прежде всего такие отрасли производственной инфраструктуры, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, финансовая сфера.