Социально-экономическое развитие рф. Экономические реформы

Андрей Илларионов: «Реформы 1991-1992 годов было бы неправильно называть либеральными»

Материал подготовлен Георгием Неяскиным

Сезон лекций в Политехническом музее открылся выступлением бывшего советника Путина Андрея Илларионова по поводу российских реформ 1991-1992 годов, когда в кресле министра финансов (до февраля 1992-го - «экономики и финансов») находился Егор Гайдар. Сам Илларионов в 90-е годы успел поработать замдиректора Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ и главой группы анализа и планирования председателя правительства. В своей лекции экономист скрестил копья со сторонниками Гайдара и попытался развенчать ряд мифов, связанных с этим именем и проводимыми им преобразованиями.

Slon внимательно слушал прошлые лекции в рамках цикла «Реформы 90-х»: Петр Авен , Сергей Васильев , Альфред Кох , Андрей Нечаев , Евгений Ясин .

Реформы = кризис

  • «[Реформы 1991-1992 годов] - это серия крупных событий, существенно повлиявших на развитие страны и влияющих на нас сегодня. Период 1990-х годов - это один из крупнейших кризисов - экономических, политических, социальных, демографических, сопоставимый по масштабам с крупнейшими катастрофами в нашей истории последнего столетия».
  • «То, что произошло у нас в 90-е годы - с конца 80-х годов,по масштабам сокращения экономического потенциала, в том числе измеренного на душу населения, находится на втором месте в историческом рейтинге последнего столетия, а по длительности - на первом месте. Сокращение [ВВП на душу населения] составило 43%, длительность кризиса - 9 лет. Этот кризис длился дольше, чем длился экономический, политический, военный катаклизм, вызванный Первой мировой войной и Гражданской войной».

Гайдаровские реформы: мифы о катастрофе и о «спасителях»

  • «Есть то, что с моей точки зрения, может называться «мифом конца 20-го столетия». В нем есть несколько составляющих. Это миф о катастрофе, миф о спасении страны от катастрофы и миф о спасителе или спасителях. Миф о катастрофе включает несколько составных элементов, я назову некоторые из них»
  • «Страну спасли от голода, страну спасли от гражданской войны, страну спасли от распада. Соответственно, указывается, кто спас и кого за это можно поблагодарить. Из виду упускается, в частности, то, какая именно технология была принята для спасения. Что именно было сделано, чтобы вывести страну из якобы такого состояния - кризисного, катастрофического, чтобы спасти страну от голода, гражданской войны и распада. В качестве почти единственного решения обычно приводится либерализация цен»

Миф о голоде: хлебом кормили скот

  • «В общественных науках под голодом (английский эквивалент starvation или famine) понимается систематическое недоедание, неполучение энергии, которое приводит к смерти человеческого организма».
  • «В 1990-1992 годах в России этого, к счастью, не было. Не было случаев голодной смерти в массовом порядке. Бывали отдельные случаи, но они бывают в любой самой богатой стране. Но массового голода не было»
  • «[По показателю числа килокалорий] Россия в 1990-92 годы находилась между Литвой и Уругваем. Дефицит продовольствия составлял 150 ккал на человека в сутки. Этот показатель, конечно, радикально отличается от стран, находящихся в левой части этого графика - Гаити, Мозамбика, других африканских стран».
  • «Есть другой способ оценки состояния голода. ФАО и ООН считают удельный вес населения, страдающего от недостатка питания, по 5%-ным группам: до 5%, от 5% до 10%, от 10% до 15%, от 15% до 20% и так далее. Страны, попадающие в категорию угрозы голода - это страны, в которых не хватает продовольствия для более чем 50% населения». В 1990-1992 годах показатель России был менее 5%. Это тот же уровень, что был и у США, Японии, Дании.
  • В последние 150 лет голод происходил либо в странах, где ВВП на душу населения был менее $1500 по паритету покупательной способности, либо там, где политический режим был тоталитарным, оккупационным или колониальным. В 1990-1992 годах тоталитарного режима в России не было. ВВП на душу населения в 1991 г. был равен $7374.
  • Использование зерна в России на все цели в 1991-92 гг. примерно вдвое превышало современный уровень, «когда никому даже в голову не придет говорить об угрозе голода». Что касается зерна, использованного на чисто продовольственные цели, то фактическое использование на душу населения составляло более 200 кг в 1991 году, 184 кг в 1992 году и чуть больше 100 кг в последние полтора десятилетия. «Мы не испытываем ничего похожего на угрозу голода». По производству хлеба и хлебобулочных изделий показатели 1991-1992 годов - одни из самых высоких в истории. В последние годы этот показатель упал до примерно 60 кг на душу населения. И никто не говорит о голоде.
  • 19 декабря 1991 года Чешинский сказал, что средняя норма потребления хлеба среди населения составляла 122 килограмма, при этом в городе - 97 кг, в селе - 200 кг, в отдельных областях доходило до 500 кг. «Ясно, что хлебом кормят скот» . Это очень разные вещи: угроза голода для скота и угроза голода для людей.

Экономист Константин Сонин подверг сомнению аргументы лектора в своем блоге : «Когда Илларионов рассказывает про то, как велико было потребление хлебобулочных изделий в 1990-м году (несколько нечестно приравнивая производство и потребление - как раз в том году, когда в преддверии либерализации зерно не привозили в города), сомнения возникают, кажется, ровно у всех, кто помнит 1990-й год и эти «хлебобулочные изделия». Он бы ещё, честное слово, засчитал бы ливерную колбасу за «колбасные изделия» - как засчитывала их официальная советская статистика».

Мифы о либерализации цен

  • 3 декабря 1991 года был издан указ президента РФ. В списке товаров, на которые применялось регулирование цен, оказался хлеб. А 27 декабря 1991 года вышло распоряжение правительства о фактической национализации производства железнодорожных шпал.
  • «Когда у нас идет дискуссия о том, что было реально сделано, и какими либеральными были реформы, необходимо иногда смотреть на те фактические решения, какие тогда принимались». За 45 дней (15 ноября 1991 года - 31 декабря 1991 года) Гайдаром приняты 53 решения, которые «национализировали производства, вводили продразверстку мяса, предоставляли исключительные права и полномочия о неуплате налогов и рентных платежей различным компаниям, организациям, фирмам, находившимся в разных регионах страны. Общая сумма расходов и субсидий только в валюте за последние 45 дней 1991 года составила около $5 млрд. Еще раз скажу, весь доходы федерального бюджета 1992 года составили чуть больше $10 млрд».
  • В 1992 году цены так и не были полностью либерализованы, регулирование некоторых из них было передано с федерального на региональный уровень.
  • Министр финансов РФ (1993-1994) Борис Федоров освободил цены на зерно и хлеб только в 1993 году (цены на хлеб в октябре, цены на зерно в декабре).

«Зерновая и хлебная афера» 1992 года

  • Зерно, которое импортировал Советский Союз, шло в основном на корм скоту, продовольственные нужды удовлетворялись за счет внутреннего производства. «Пик чистого импорта зерна пришелся на 1992-й год. Возникает вопрос: до какой степени эта, говоря современным языком, бизнес-модель была разумной? Известно, что можно закупать на мировом рынке зерно, скармливать собственному скоту, получать мясо, и пользоваться этим произведенным мясом. А можно сразу купить мясо».
  • «[В результате расчетов] получается, что приобретение мяса на мировом рынке гораздо выгоднее, чем закупка зерна и скармливание этого зерна отечественным коровам».
  • Сколько теряла Россия из-за отказа от импортного мяса? С 1980 по 1991 год излишние затраты на закупки зерна составляли от $1 млрд до $3 млрд. «Иными словами, это означает, что российские власти в 1992 году сознательно приняли решения о закупке зерна, которое в основном шло на корм скоту, что было гораздо менее эффективно с чисто экономической точки зрения, чем покупка простого мяса. Происходило это в том числе потому, что цены на зерно внутри страны были регулируемыми государством и потому что существовали колоссальные импортные субсидии для закупки зерна за рубежом. Оценка финансовых потерь - $3,5 млрд для 1992 года, что составляет примерно треть от доходов федерального бюджета в 1992 году, составлявших чуть больше $10 млрд».
  • Борис Федоров добился либерализации цен на хлеб и зерно, в результате чего размеры этой субсидии резко сократились в 1993 году, а начиная с 1994 года страна стала получать от замены бизнес-модели чистый выигрыш. «Независимые участники внешнеэкономической деятельности вместо вынужденного, навязываемого государством, импорта зерна стали заниматься импортом мяса». К 2007 году выигрыш от смены бизнес-модели составил $4 млрд.
  • «Если посмотреть по каждому элементу - регулирование цен, поддержание высоких закупочных цен, обеспечение субсидий внутренним производителям, предоставление импортных субсидий тем, кто закупал зерно за рубежом и так далее - то это составляет дополнительные расходы страны в миллиарды долларов и является, возможно, крупнейшей, не побоюсь этого слова, экономической аферой 1992 года… Это не продвижение в сторону рационализации, это ухудшение даже по сравнению с советскими временами».
  • «В результате того, что произошло, и того, что я называю «аферой», колоссальные ресурсы были переданы ряду выгодополучателей. Кто это такие? Это получатели государственных субсидий на производство и закупку зерна, торговлю зерном, а также рядом других товаров… Это аграрное лобби, которое получило эти миллиарды долларов. Которые в условиях свободного рынка они никогда бы не получили».
  • «Как человек, работавший в 1993 году достаточно близко с Борисом Федоровым, хорошо помню, чем эти решения угрожали ему, когда он занимался ликвидацией субсидий на зерно, хлеб, на сахар. 19 лет я об этом не говорил, сейчас, думаю, могу сказать. Однажды он поделился со мной, сказав, что его жизни физически угрожают, если он будет продолжать заниматься этим делом - ликвидацией субсидий. Тем не менее Федоров продолжал это делать, и он это сделал».

Миф о долговом кризисе

  • «Чего не было сделано до нашего времени - это сведения в одном графике или в одной таблице двух-трех простых показателей: экспорта в свободно конвертируемой валюте, графика платежей по внешнему долгу (который был установлен нам в результате наших заимствований) и фактических платежей… Хотя ситуация, начиная с 1985 года, была непростой, и платежи росли, тем не менее средств, которые страна получала от экспорта (причем даже не во все страны, не во всех валютах), было достаточно для того, чтобы расплачиваться и с процентами по внешему долгу, и выплачивать основной долг. Иными словами, оснований для долгового кризиса не было».

Неэффективное правительство: примеры

  • Январь 1992 года: с помощью поставок нефти, дизтоплива и мазута на Кубу был сделан «подарок Фиделю Кастро и произведена оплата разведывательного центра в Лурдесе в размере порядка $200 млн». В тот месяц все расходы федерального бюджета равнялись $148 млн.
  • «Первый кредит Международного валютного фонда - в размере $1 млрд, который страна получила осенью 1992 года, был передан на спасение «Евробанка». «Евробанк» (его полное название «Коммерческий банк для Северной Европы»), находившийся в городе Париже и относившийся к когорте совзагранбанков, выполнял в том числе особые операции Народного комиссариата внутренних дел начиная с 1926 года. В результате либерализации внешнеэкономической деятельности банк оказался перед угрозой банкротства. Его отрицательный баланс составил около $1 млрд, французские власти потребовали либо начинать процедуру банкротства, либо оказать финансовую поддержку. Банк был спасен российским правительством за счет первого кредита МВФ».

Стабилизация бюджета по-гайдаровски

  • Россия проигрывает в сравнении с шести странами, проводившими макроэкономическую стабилизацию в начале 1990-х (Польша начала в 1990 году, Чехия в 1991 году, Эстония, Латвия и Литва - в 1992 году, Казахстан - в 1995 году, Россия - в 1992 году).
  • «В первый год реформ во всех этих странах государственные доходы либо не изменились, либо уменьшились, в России они выросли на 5,5 п.п. ВВП. Во всех странах (кроме России)были сокращены госрасходы (в Латвии - на 31 п.п. ВВП), в РФ они увеличились. В результате во всех странах бюджетный дефицит был сокращен, в некоторых странах бюджетный дефицит был ликвидирован полностью, в Чехии был достигнут бюджетный профицит. В России бюджетный дефицит, составлявший 15% ВВП в 1991 году, был увеличен в 1992 г. до 23% ВВП. Такой бюджетный дефицит не мог быть профинансирован никаким иным способом, кроме как кредитной эмиссией, что и было сделано. В результате эта кредитная эмиссия породила ту самую инфляцию, или гиперинфляцию, 1992 года, приведшую к социальному и экономическому катаклизму 1992 года, растянутого потом фактически на все 90-е годы».

Экономические реформы ударили по их сторонникам

  • «Одним из важных социальных факторов успеха страны - стабильности, повышения уровня благосостояния - часто называется средний класс. Определение среднего класса требует серьезной дискуссии, но так или иначе в начале 90-х годов интеллигенция, в том числе интеллигенция, занятая в образовании, здравоохранении, науке, составляла важную социальную группу, поддерживавшую политические и экономические реформы»
  • «Если в 91-м году относительное экономическое положение людей, занятых в образовании, было не блестящим, то в 92-м году оно оказалось провальным даже по сравнению с 91-м годом. И, как это ни покажется странным, даже под руководством Черномырдина в 93-м это относительное положение было немного восстановлено... В здравоохранении произошло то же самое»
  • «Наиболее сильный экономический удар был нанесен по тем социальным группам, которые поддерживали политические и экономические реформы в стране»

Триумфальный поход силовиков во власть

  • «Я ожидал, что максимальный рост удельного веса когорты силовиков в элите придется на 2000-е годы. К моему удивлению, самый быстрый рост пришелся на период между 1988 годом и 1993-м, когда удельный вес силовиков - представителей спецслужб, армии, прокуратуры - в высших органах власти вырос за неполные пять лет с 4,8% до 33,3% [на основе данных социолога Ольги Крыштановской]».

«Либеральные» реформы Гайдара: в обход парламента, с ностальгией по советской империи

  • «Реформы, прошедшие в 91-м - 92-м годах, было бы неправильно называть либеральными реформами, демократическими реформами. Что их отличает? Популизм, интервенционизм, довольно высокая роль в решениях бюрократической части элиты. Многие решения на миллиарды долларов принимались без какого-либо участия, согласования, например, с парламентом, каким бы он ни был. Эти решения принимались у них за спиной».
  • «Многие кадровые решения конца 91-го, 92-го годов были продиктованы тем, кто по какую сторону политических баррикад находился в предшествующие годы во время так называемой войны союзных и российских властей. Дело в том, что, скажем, для Гайдара, участвовавшего в этой войне в предшествующие годы на стороне союзных властей, люди, участвовавшие в той политической борьбе на стороне России, были политическими и личными противниками… Например, относительно [Георгия] Матюхина Гайдар писал, что Матюхин не удовлетворял его по политическим причинам, и его желание назначить на пост руководителя Центрального банка Виктора Геращенко, своего политического союзника, было продиктовано именно этим»
  • «Самое главное, что не было сделано тогда - не была сформулирована цель создания свободного общества, свободной политической системы, свободной экономики. Ставилась другая цель - перевод страны на рыночные рельсы, как тогда часто говорилось. На самом деле это был перевод империи на рыночные рельсы, перевод имперской экономики в состояние рынка. Многие решения, принимавшиеся тогда - от Лурдеса до «Евробанка», были связаны именно с неотъемлемой имперскостью представлений их авторов об окружающем мире, о своей собственной стране»
  • «Если у нашего общества в будущем появится возможность заняться новыми реформами, в том числе исправить ошибки прошлого, то это, видимо, возможно будет только в том случае, если целевой функцией новых реформаторов будут выбраны: свободная страна, свободная Россия, свободная политическая система, свободная экономика, отказ от имперскости, которая у нас, увы, не изжита, опора на право»

Советский Союз рухнул вместе с ценами на нефть? Вряд ли

  • «Вся концепция экономического кризиса в Советском Союзе, экономического кризиса в России, распада Советского Союза, «гибели империи», строящаяся в большой степени на… падении цен на нефть, оказывается лишенной какого-либо основания»
  • «Россия - не единственная страна в мире, добывающая и экспортирующая нефть и газ. Таких стран в современном мире почти пять десятков. Все они присутствовали в мире на рубеже 80-х - 90-х годов»
  • «Тогда возникает вопрос: в каких еще странах падение цен на нефть привело к их распаду? К их гибели? Назовите еще одну, хотя бы одну, нефтедобывающую, нефтеэкспортирующую страну, в которой падение мировых цен на нефть привело бы к ее крушению. Мы тщательно оглядываемся, и не находим ни одной такой страны».
  • «Каким нефтяным экспортером была Югославия? Каким нефтяным экспортером была Чехословакия? Они не только не были нефтеэкспортерами, они были нефтеимпортерами. По этой логике, если цены на нефть упали, то значит, что импортер получает ту же самую нефть по более низким ценам, то есть получает чистый экономический выигрыш от падения цен на нефть. При этом предположении в результате падения цен на нефть Югославия, Чехословакия, ГДР получали дополнительную «субсидию». Тем не менее они исчезли».
  • «Посмотрите на то, что произошло в Северной Африке в 2011 году. Например, в такой нефтеэкспортирующей стране, как Ливия, в такой нефтеэкспортирующей стране, как Египет. "Арабская политическая весна" произошла тогда, когда цены на нефть находились на уровне, близком к историческим пикам. Что также полностью опровергает теорию об обратной зависимости уровня политического развития от цен на нефть».
  • «Во многих странах Персидского залива, являющихся крупными экспортерами нефти, в последние 12 лет, в те самые 12 лет, когда у нас в России происходила деградация политических институтов и свободы слова, индикаторы, показывающие качество институтов, заметно повысились: в Кувейте, Катаре, Бахрейне. Мы видим две группы нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих стран. В одной группе есть монархии Персидского залива, в которых качество институтов неустойчиво, но постепенно растет. И другая группа, в которой есть такие страны. как Россия, Казахстан, Азербайджан, Венесуэла, в которых качество институтов снижается. Как такие разнонаправленные тенденции можно объяснить единой (общей) динамикой мировых цен на нефть? Ответ: никак. Направления политических изменений и их причины определяются не ценами на нефть».

Экономические реформы в России 1992-97 годов

Предпосылки реформ

В 1960-е - 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно. Полученная в результате экспорта валютная выручка тратилась преимущественно не на модернизацию экономики (приобретение высоких технологий или переоснащение оборудования), а на импорт продовольствия и товаров народного потребления. Так, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (до 90 %) валютной выручки.

В середине 1980-х годов на фоне падения цен на нефть (с $30,35 за баррель в октябре 1985 г. до $10,43 в марте 1986 г..) и сокращения доходов от экспорта на 30 % началось нарастание дефицита бюджета. Так, дефицит бюджета, который в 1985 г. составил 17-18 млрд рублей, в 1986 г. увеличился почти втрое. Так как бюджетный дефицит финансировался за счёт денежной эмиссии, его рост - при фиксированных ценах - приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. Была очевидна необходимость повышения цен на потребительские товары, их либерализации, однако власти не могли решиться на такую непопулярную меру.

На фоне распада СССР и продолжающегося экономического кризиса президент России Борис Николаевич Ельцин объявил о начале радикальных экономических реформ и возглавил Правительство.

Хронология

декабрь 1991 - указ о свободе торговли

январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации

июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

Российские деньги 1992 г. Гиперинфляция: сравнение номиналов советских денег 1961 г. и российских денег 1992 г.

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20% , уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15-20% населения к 1997-1998 гг.

Приватизация

Приватизация в России - приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов (после распада СССР). Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть гос. имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация - захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность - их директоров.

Нормативная база приватизации

Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». [Экономические обзоры Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Российская Федерация». М. 1995. С. 54.] Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и «О собственности в РСФСР» от 24/12/1990. Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчетен Правительству РФ, а РФФИ - Верховному Совету РФ.

В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации. При этом за пределами юрисдикции этих законов оставалась приватизация земли и жилищного фонда, социально-культурных учреждений и объектов культурного и природного наследия. Кроме указанных законов отдельные аспекты приватизации попадали под действие и других законов, например, «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25/12/1990.

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Программа приватизации устанавливала ограничения на приватизацию, обязательные для всех органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, при этом запрещая введение дополнительных ограничений этими органами и расширенного толкования ограничений. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников.

В случае принятия решения о приватизации способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом. Предприятия со стоимостью активов на 1/1/1992 не более 1 млн руб. попадали под так называемую «малую» приватизацию через аукцион или конкурс. Объекты нежилого фонда, сданного ранее в аренду, объекты незавершенного строительства, имущество ликвидируемых или действующих предприятий также приватизировалось через аукцион. Предприятия-должники оставлялись до специальных указов президента РФ.

Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ). Для них предусматривались следующие формы приватизации:

закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности; льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды; продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе; продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному. Можно лишь пожалеть, что конкурсы неаукционного характера до 1995 г. практически не сыграли никакой роли. В российских условиях жестко применялась аукционная форма приватизации при том, что эксперты предупреждали, что «заранее принимать на себя обязательство реализовывать приватизируемые предприятия в основном через аукцион - значит отказываться от получения оптимальных для страны результатов по многим сделкам… Жесткое применение аукционного метода приватизации существенно связывает российской стороне руки на… переговорах с зарубежными инвесторами». [А.З Астапович, Л. М. Григорьев. Иностранные инвестиции в России… с. 28.]

Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны [из акционированных к 1995 г. 1110 предприятий ВПК 20 % были объявлены неплатежеспособными; см.: Счетная палата… с. 11], взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, вообще отсутствовали нормы и критерии, ограничивающие объемы преобразований одной формы собственности в другую. Понятия национализации и секвестра отсутствовали в нормативной базе вообще.

Метод «шоковой терапии»

С 1992 г. в России началась резкая экономическая модернизация, получившая название «шоковой терапии». Главным постулатом экономистов-радикалов, вошедших в российское правительство в октябре - ноябре 1991 г. и составивших план реформ (Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс и т.д.), была идея об абсолютном преимуществе неподконтрольной государству рыночной системы. Приоритетной задачей, по их мнению, была либерализация (освобождение) экономики, которая в быстрые сроки (в течение года) выведет хозяйство страны из кризиса. Монетаристская экономическая теория, которой придерживались Е.Т. Гайдар и его единомышленники, настаивает на необходимости активного осуществления процесса дерегулирования и свертывания государственного присутствия в экономике. То есть важнейшим процессом на 1992 - 1993 гг. должна стать приватизация как можно большей части государственного имущества. Нужно заметить, что вся эта программа была выстроена по классическому монетаристскому канону и совершенно не учитывала реальных экономических, социально-политических и культурных традиций и обстоятельств, сложившихся в России.

В октябре 1991 г. на Съезде народных депутатов России президент Б.Н. Ельцин выступил с изложением плана экономических реформ на 1992 г. Основными мерами должны были стать:

1) разовое введение свободных цен с января 1992 г., что определит реальную рыночную стоимость товара, ликвидирует товарный дефицит и заставит работать механизм конкуренции;

2) либерализация торговли, что ускорит товарооборот и создаст инфраструктуру по сбыту крупных объемов продукции;

3) широкая приватизация жилья и государственных предприятий, что превратит крупные массы населения в собственников. За 1992 г. должно быть приватизировано более 50% предприятий легкой и пищевой промышленности, строительства, торговли, предприятий бытового обслуживания и общественного питания и т.д.

Характеризуя данную программу реформ, Б.Н. Ельцин сказал: «Хуже будет всем примерно полгода <…>, к осени стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Очень скоро выяснилось, что президент ошибался.



Уже первая мера (отпуск цен) привела к крайне тяжелым результатам. Цены сразу же возросли в 10 - 15 раз. Поскольку программа Е.Т. Гайдара планировала увеличение цен примерно в 2,5 раза, то заложенное в плане поднятие зарплат и пенсий в среднем на 70% оказалось не просто недостаточным, а практически незаметным и привело к тому, что большинство населения страны в одночасье оказалось за чертой бедности. При этом правительство проводило резкое сокращение финансирования большинства социальных программ, что было необходимо для создания бездефицитного бюджета. Бездефицитный бюджет, в свою очередь, являлся условием предоставления иностранными кредиторами России финансовой помощи, без которой страна уже не могла обходиться.

К лету 1992 г. острейшей проблемой стала убыточность всех предприятий. Либерализация цен и отсутствие государственных дотаций привело к тому, что предприятия взвинчивали цены на свою продукцию, а это, в свою очередь, - к росту цен на транспорт, энергоносители и т.д. Образовался замкнутый круг. Не имея средств, предприятия не выплачивали работникам зарплату, закрывались, отправляя их в бессрочные отпуска. Росла безработица. Так как Центробанк вел свою политику, не принимая курс реформ Е.Т. Гайдара, и значительно увеличил денежную эмиссию, началась гиперинфляция.

С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. Каждый гражданин России получил ваучер на 10 тыс. рублей, символизировавший его долю в общественном состоянии. Когда реформа рассчитывалась, эта сумма равнялась стоимости двух автомобилей, когда же приватизационные чеки были розданы, 10 тыс. рублей уже стоили 2 кг колбасы. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий. Большинство людей продали свои ваучеры за небольшую сумму (иногда - за несколько бутылок водки) или вложили их в инвестиционные фонды, вскоре исчезнувшие. В основном эти инвестиционные фонды были связаны с криминальными структурами, которые за бесценок скупили акции предприятий. Таким образом, от приватизации выиграло очень небольшое количество людей. Подавляющее большинство граждан осталось без ваучеров, без доходов, без зарплат и без работы. К 1993 г. спад промышленного производства составил 35%, произошло резкое снижение уровня жизни народа. Цены выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10-15 раз.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра. Во главе правительства встал глава концерна «Газпром» В.С. Черномырдин, который объявил курс на корректировку реформ.

Корректировка реформ в 1992 – 1998 гг.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран глава концерна «Газпром» В.С. Черномырдин (министр нефт. и газ. промышленности СССР в правительстве Н.И. Рыжкова). При сохранении общего направления движения в сторону рынка ставка снова была сделана на поддержку гос-х (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание уделялось топл.-энергетич. и оборон. комплексам, вновь получившим от правительства кредиты.

Главным же направлением реформы оставалась массовая приватизация государственных предприятий во всех отраслях. Координировал этот процесс один из вице-премьеров - А.Б. Чубайс. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. В то же время в условиях коррупции и сверхмонополизации приватизация имела негативные последствия. В ходе приватизации произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20-30 раз и соответственно стоимости приватизационных чеков. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином остался директор, распоряжающийся доходами.

Спад производства в промышленности продолжился и составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по сравнению с 1992 г. В условиях отсутствия необходимой технико-экономической базы и помощи государства прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.

Правительство В. С. Черномырдина пыталось стабилизировать уровень жизни населения, оказывая целевую поддержку части наименее защищенных слоев. Поощрялась предпринимательская деятельность граждан, активизировалась деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Размер необходимых иностранных капиталовложений в экономику России подсчитывался к 1996 г. как 900 млрд. долларов, составляли же они 9 млрд. долларов. Приоритетной задачей на новом этапе вновь была провозглашена жесткая финансовая политика. Для решения задач в этой области и пополнения бюджета была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике. Однако, несмотря на это, Правительству не удалось сдержать спад производства и падение эффективности экономики. Если в 1990 г. производительность труда составляла 19,4%, то в 1995 г. - 13,5%. Значительно сократились ассигнования на науку и образование (с 2% до 0,32%).

В связи с сокращением доли расходов на нужды АПК (с 15% в 1991 г. до 3,2% в 1996 г.) и падением общероссийского валового сбора урожая возникла проблема продовольственной безопасности России. На фоне общего спада промышленного производства произошло усиление сырьевой ориентации отечественной промышленности. Доля этих секторов за 1991 - 1996 гг. возросла более чем в 2 раза. В то же время доля машиностроения сократилась более чем на 20%, доля легкой промышленности - на 62%. Размер внешнего долга составил 55% ВВП.

Огромные экономические потери были связаны с Чеченской войной (1994 - 1996 гг.). Она не только потребовала огромных финансовых ресурсов, но и стоила России потери престижа на международной арене, а главное - унесла жизни 80 тыс. человек. Важно и то, что подписание в августе 1996 г. Хасавюртовских мирных соглашений не привело на деле к ликвидации военного противостояния.

В 1997 г. экономическая ситуация была настолько тяжелой, что Федеральное Собрание вынуждено было принять закон о секвестировании бюджета. Запланированные бюджетные расходы снижались: на 30% - на ВПК и на 50% - все остальные, в том числе и социальные расходы. В конце 1997 - начале 1998 г. по России прошли массовые акции протеста. В этих условиях Б.Н. Ельцин был вынужден отправить В.С. Черномырдина в отставку. Новым премьером стал С.В. Кириенко.

Новое правительство продолжало опираться в своей экономической политике на экспорт сырья. Но в 1998 г. мировые цены на нефть - основную статью российского экспорта, упали в 2 раза. Условием предоставления России кредитов Международного Валютного фонда было дробление естественных монополий, на что правительство С.В. Кириенко решиться не могло. 17 августа 1998 г. премьер-министр РФ С.В. Кириенко заявил о прекращении Россией выплат по государственным ценным бумагам, то есть объявил дефолт. Наступил крах банковской системы и рынка ценных бумаг. Резкое сокращение импорта породило значительное уменьшение поступления в казну таможенных пошлин. Инфляция составила 65%. Уровень жизни населения снова резко упал, разорилась та тонкая прослойка граждан среднего достатка, которая вопреки всему начала складываться в обществе.

С сентября 1998 г. по май 1999 г. премьер-министром России был Е.М. Примаков. Его программа выхода из кризиса включала возвращение к частичному государственному регулированию рынка (введена государственная монополия на алкогольную продукцию и т.д.), отказ от сокращения социальных расходов, чего добивались от России зарубежные кредиторы, и борьбу с криминализацией экономики. В мае 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отравлено в отставку.

С мая по август 1999 г. премьер-министром являлся С.В. Степашин, который не имел четкой антикризисной программы. 16 августа президент Б.Н. Ельцин назначил главой правительства В.В. Путина. С введением новых налоговых сборов и активизацией внешней торговли Россия встала на путь выхода из кризиса.

В 1992 году в России начались либерально-буржуазные экономические реформы, прозванные «шоковой терапией». Главная роль в их проектировании и проведении принадлежала первому главе ельцинского правительства Е. Гайдару и А. Чубайсу.
Основными этапами реформ стали:
январь 1992 г. - освобождение (либерализация) цен;
октябрь 1992 г. - начало приватизации государственной собственности с помощью ваучеров (приватизационных чеков), выданных бесплатно каждому взрослому гражданину России с правом приобретения на них акций частных компаний или предприятий.
Главными особенностями реформ были:
1. Поспешные ускоренные темпы, с целью не допустить реставрации социализма. Уже к 1995 г. было приватизировано 60 % государственных предприятий.
2. Некритическое использование рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ), игнорирование реальной социально-экономической ситуации и национального менталитета страны.
3. Отставание разработки соответствующего законодательства, что создавало почву для масштабных злоупотреблений и коррупции при проведении приватизации.
4. Отсутствие механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, на которые обрушился мощный удар кризиса в процессе рыночной перестройки.
Эти особенности определили крайне противоречивые результаты реформ:
А. В экономике:
1. Неизбежное в процессе столь радикальных реформ и разрушения сложившихся хозяйственных связей двойное падение промышленного производства.
2. Следствием этого стала гиперинфляция, ознаменовавшая провал теории «монетаризма», ибо неудержимый рост цен без хотя бы частичной периодической индексации зарплаты неизбежно привел бы к социальному взрыву. За 4 года деньги обесценились в 10 000 раз.
Б. В социальной сфере:
1. Резкое обнищание основной массы населения, особенно работников бюджетных учреждений и пенсионеров; обнуление многолетних вкладов граждан в государственном Сбербанке без соответствующей индексации, по существу - ограбление государством вкладчиков.
2. Сосредоточение собственности в руках крупного капитала нерыночным путем. Отчасти это происходило через теневые махинации и коррупцию при проведении аукционов по приватизации госпредприятий, продававшихся по цене в десятки раз ниже себестоимости; отчасти - путем т. н. «директорской приватизации» с использованием служебного положения отраслевой хозяйственной номенклатуры, по существу присвоившей себе госсобственность (именно так были созданы холдинги «Газпром» и «Лукойл»).
В итоге, в России в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в мире, были созданы миллиардные состояния. Так, если в США культовой фигурой бизнеса считался Дж. Рокфеллер-старший, сколотивший в XIX в. подобное состояние за 40 лет, то в постсоветской России уже через 5 лет после начала реформ насчитывалось 12 миллиардеров.
3. Результатом этого стало фактическое самоограбление государства, характерными чертами которого были: а) невиданный расцвет коррупции (одной из причин этого стало то, что в России, в отличие от бывших соцстран Европы, у руля государственного аппарата осталась значительная часть морально переродившейся старой партийной номенклатуры); б) крупномасштабные аферы т. н. «финансовых пирамид» типа компании МММ, заключавшиеся в скупке ваучеров у населения под дутые спекулятивные акции с последующим банкротством; в) утечка капиталов за границу (по некоторым данным, составившая 40 млрд долларов), поскольку сами «новые русские» не очень верили в прочность своего положения.
4. Разочарование широких масс народа в реформах, сопровождавшееся резкой социальной поляризацией (от «олигархов» до бомжей) при упадке инфраструктуры социальной защиты.
5. Следствием этого стала масштабная «утечка мозгов» за границу.
6. Ситуация усугублялась волной беженцев из бывших союзных республик, пораженных еще более острым социальным кризисом и межэтническими конфликтами.
7. Неизбежным следствием всего перечисленного стал рост преступности (особенно в условиях введенного с 1995 г. моратория на смертную казнь).
В. В духовной жизни общества: вакуум моральных и политических ценностей, как следствие разочарования в обманутых надеждах. Он усиливался тем, что, по существу, взамен старой, потерпевшей крах коммунистической идеологии пришедшие к власти либеральные реформаторы не дали народу новой. Ее подменили слепое поклонение Западу и культ наживы любой ценой.
Медленное преодоление социально-экономического кризиса началось в 1996 г., когда стремительное падение производства достигло низшей точки. Это позволило покончить с галопирующей инфляцией и провести в 1998 г. деноминацию денег в 1000 раз.
Реформы в условиях общей нестабильности, хаоса в управлении и коррупции сопровождались огромным ростом внешних долгов государства, достигших к 1998 г. 130 млрд долларов. В них вошли и признанные еще Горбачевым дореволюционные долги России, без учета которых Запад не предоставил бы новых кредитов, и все долги бывшего СССР, принятые на себя Россией в качестве его правопреемницы (Россия согласилась на это при условии демонтажа ядерного оружия на территориях других республик бывшего Союза). В условиях кризиса и коррупции, когда часть кредитов бесследно исчезала, на их погашение правительство В. Черномырдина, сменившего Гайдара в конце 1992 г., выпускало новые долговые обязательства - ГКО (государственные краткосрочные обязательства) под огромные проценты, а поскольку реально они ничем не обеспечивались, для их погашения выпускались новые ГКО, что превратилось в авантюру века - финансовую пирамиду, построенную самим государством по образцу компаний типа МММ. Финалом этой авантюры стал разразившийся в августе 1998 года дефолт - финансовый кризис с признанием неплатежеспособности государства по долгам. Дефолт сопровождался новым витком инфляции, крахом большинства крупнейших коммерческих банков России, скупавших ГКО у государства, и разорением их вкладчиков.
Это событие стало поворотным пунктом, после которого наступило отрезвление правящих кругов. В 1998-1999 гг. новое правительство Е.М. Примакова приняло экстренные меры по реструктуризации банковской системы России и сумело остановить кризис. Были усилены механизмы государственного регулирования экономики, начата разработка соответствующего законодательства (как только острота кризиса миновала, Примаков, подобно графу Витте при Николае II, был уволен Ельциным в отставку за излишнюю самостоятельность и прямолинейность). С этого момента начался реальный перелом ситуации в экономике.

Российская Федерация в 1991-2000 гг.

переход на главную

Последствия перестройки

1.1. Экономическими последствиями развала СССР и трудностей экономических преобразований стало сокращение экономического потенциала России на одну треть. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге.

Непосредственным результатом явилось и падение производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономической ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения.

Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса.

1.2. Политические изменения периода реформ Горбачева привели к ликвидации однопартийной коммунистической системы и ослаблению политической стабильности в обществе. В стране были закреплены политические свободы, политический плюрализм, сформировалась многопартийная система.

Начало российской модернизации

2.1. Экономическое развитие в 1991-1993 гг. После 1991 г. в России начался новый этап экономической модернизации.

2.1.1. Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н. Ельциным выдвинули программу экономических реформ на 1992-1993 гг., которая включала в себя:

Свободное ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит);

Либерализацию торговли и затем

  • массовую приватизацию жилья и госпредприятий.

Тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей либерально-приватизационного курса реформ. Структурная перестройка российской экономики предполагала преодоление сверхмилитаризации и чрезмерного производства средств производства (которое в 1992 г. составляло 82,6 %).

Социальное направление реформ заключалось в создании новых социальных групп, прежде всего относительно широкого слоя собственников.



Главным стратегом экономических реформ, сторонником метода шоковой терапии выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар .

2.1.2. Ход реформы. С 1 января 1992 г. были отпущены цены на большинство продуктов. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20 % госпредприятий в торговле и сфере услуг. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.

Одновременно в январе 1992 г. была упразднена централизованная система распределения ресурсов, предпринимались меры по ограничению государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. Проводилось сокращение доли общих военных расходов (в 1991 г. - на 67-71%).

2.1.3. Итоги первого этапа. Результаты реформ оказались глубоко противоречивы.

С одной стороны , в России был введен рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой.

С другой стороны , продолжился спад промышленного производства (на 35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа. Цены выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата увеличилась лишь в 10-15 раз.

В результате освобождения цен денежные средства населения были конфискованы, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию.

В ходе процесса приватизации (продажи акционированных предприятий) произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения страны.

Экономическое развитие в 1993-1994 гг.

2.2.1. Новый правительственный кабинет. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е.Т. Гайдара с поста и.о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В.С. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР).

2.2.2. Корректировка курса реформ . При сохранении общего направления движения в сторону рынка, ставка была сделана на поддержку государственных (в т.ч. убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, вновь получившим от правительства значительные кредиты. Протекционизм также являлся главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия с принципами проведения реформ назначенные в новый кабинет вице-премьером Е.Т. Гайдар и министром финансов Б.Г. Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

В декабре 1992 г. правительство приняло единую тарифную систему оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.

Главным же направлением реформы стала массовая приватизация государственных предприятий во всех отраслях. Координировал этот процесс один из вице-премьеров А.Б. Чубайс .

2.2.3. Итоги. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. В то же время в условиях коррупции и сверхмонополизации приватизация имела ряд негативных последствий при очевидных успехах в ряде отраслей. В ходе приватизации произошло занижение реальной стоимости основных фондов в 20-30 раз и соответственно стоимости приватизационных чеков. Кроме того, на предприятиях, приватизированных в собственность трудовых коллективов, реальным хозяином остался директор, распоряжающийся доходами.

За первые годы реформ выросло количество частных банков (до 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве доля предприятий с государственной формой собственности составляла не более 15% земельных угодий (24000 колхозов). Остальные превратились в ТОО и АО, но для большинства хозяйств это было единственным изменением.

Спад производства в промышленности продолжился и составил 16,2%, в сельском хозяйстве - 4% по сравнению с 1992 г. В условиях отсутствия необходимой технико-экономической базы и помощи государства прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.