Система формирования тарифов на отопление. Активисты на низком старте

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие типы тарифов существуют.
  • Какие группы потребителей можно выделить.
  • Какова цель государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
  • Какие методы государственного регулирования существуют.
  • Что такое долгосрочное регулирование тарифов на тепловую энергию.
  • Какие нововведения приняты в регулировании тарифов.
  • Чем хорош тариф «альтернативной котельной».

Деятельность теплоэнергетиков, по их собственному признанию, является убыточной и связанной с высокими рисками по деловой и технологической части. Тарифы, которые сформированы по затратному принципу, не могут мотивировать к улучшению эффективности деятельности и уменьшению издержек. Такое положение вещей приводит к тому, что все участники этой деятельности недовольны. Потребители не удовлетворены качеством услуг, их ценой и количеством аварий, а теплоэнергетики – отсутствием мотивации и большим количеством регуляторов их деятельности. Государству приходится как-то реагировать на жалобы и требования всех сторон и проводить правильную политику. Таким образом, действующее регулирование тарифов на тепловую энергию нуждается в пересмотре.

Основные виды тарифов на тепловую и электрическую энергию

Экономическая сторона отношений между поставщиками тепловой энергии (и электрической) и ее потребителями определяется существующими тарифами, которые:

  • должны основываться на затратах, ушедших на распределение, передачу и производство тепловой энергии, а также на существующих отчислениях и накоплениях;
  • должны учитывать качество поставляемой тепловой энергии;
  • должны обеспечить (по возможности) простой способ вычисления затраченной энергии и расчет с потребителем;
  • должны быть направленными на уменьшение народохозяйственных затрат на производство и использование тепловой энергии.

Для обеспечения стимулирования и выполнения регулирующей функции тарифы на тепловую энергию разделяются в зависимости:

  • от региона осуществления поставки тепловой энергии – в каждом регионе свои цены на топливо, свое тепловое оборудование и, как следствие, свой удельный расход топлива на производство единиц тепла;
  • от групп потребителей тепловой энергии;
  • типа теплоносителя (вода или пар);
  • характеристик теплоносителя в зависимости от его энергетической ценности;
  • от времени года;
  • от вовлечения потребителя в регулирование потребления тепловой энергии (непредвиденные снижения температуры, аварии, прохождения максимума нагрузки).

Потребителей тепловой энергии можно разделить на бюджетных и всех остальных либо провести более подробную дифференциацию. В последнем случае выделяют такие категории, как:

  • бюджетные организации;
  • коммерческие, в том числе и промышленные организации;
  • потребители тепловой энергии в сельском хозяйстве;
  • теплично-парниковое хозяйство;
  • население (кооперативные и муниципальные жилищные компании).

Энергокомиссии региона регулируют тарифы на тепловую энергию, которая поставляется АО-энерго и ведомственными котельными. Тариф на тепловую энергию, поставляемую муниципальными тепловыми компаниями, регулируется главой администрации города или района, согласно представленным энергокомиссией инструкциям.

Принцип, по которому регулируется тариф на тепловую энергию для конечного пользователя, называется «франко-потребитель» – то есть в такой тариф включены все затраты на производство, доставку и распределение тепловой энергии.

Вообще, тарифы должны позволять производителям тепловой энергии отбивать затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования (согласно принятым нормативам), а также получать прибыль, которой хватит на своевременное переоборудование технической части и расширение теплоснабжающих систем.

По максимальным тарифам на тепловую энергию платят промышленные предприятия, тогда как обычные потребители оплачивают тепло по минимальной ставке. Регулирование тарифов на тепловую энергию для различных категорий потребителей осуществляется соответствующими органами с применением перекрестного субсидирования. При таком положении вещей на плечи бюджетных, коммерческих и промышленных организаций ложится компенсация льготных тарифов, по которым платят кооперативы, сельское хозяйство и население.

Тарифы на тепловую энергию делятся на три основных вида:

  1. многоставочный, при котором плата производится не только за потребленную тепловую энергию, но и за подключение, обслуживание и установленную мощность;
  2. одноставочный, при котором оплачивается только потребленное количество тепла;
  3. абонентский, где плата взимается за определенную степень комфорта.

На данный момент ЖЭО и промышленные потребители тепловой энергии платят по одноставочному тарифу. Население, в свою очередь, платит ЖЭО по абонентским тарифам за тепловую энергию и ГВС. При этом для теплоэнергии расчет идет по площади отапливаемого помещения, исходя из установленных норм потребления тепла.

В странах, которые отапливают дома преимущественно при помощи централизованных систем (например, скандинавские страны), при росте цен на топливо населению заменяют абонентские и одноставочные тарифы многоставочными. Многоставочные (комбинированные) тарифы помогают лучше согласовать интересы поставщиков тепловой энергии и ее потребителей в условиях централизованного теплоснабжения. Так, потребители тепла могут снизить расход теплоносителя, а поставщики тепла – не «просесть» по финансам.

Однако российский рынок сбыта тепловой энергии отличается крайне низкой оснащенностью теплосчетчиками потребителей. Таким образом, если у потребителя не установлен прибор учета тепловой энергии, его потребление этой энергии рассчитывается по таким параметрам, как:

  • объем тепловой энергии, который был потреблен аналогичными пользователями, у которых установлен теплосчетчик;
  • количество отпущенной тепловой энергии, определенное на основании прибора учета теплоисточника;
  • расчетные тепловые нагрузки теплопотребления, которые указаны в договоре на оказание услуг поставки тепла. Величина таких нагрузок должна соответствовать нормам в проектной документации, которая прошла согласование с поставщиком тепла.

Если у потребителя не установлен счетчик тепловой энергии, то тариф по ее оплате включает в себя также плату за потери тепла как у поставщика, так и у потребителя, в том числе потери теплоносителя при аварии.

Таким образом, данная система регулирования тарифов на тепловую энергию не подразумевает разделение полезного использования тепловой энергии и непроизводительных ее потерь. Все это приводит к тому, что ни у потребителей тепловой энергии, ни у ее производителей не появляется стремления к энергосбережению.

К сведению

  • На ТЭЦ в РФ износ котельного и турбинного оборудования достигает 60 %.
  • Энергетическое оборудование большинства котельных изношено на 68 %.
  • Система снабжения тепловой энергией в стране состоит из 50 000 локальных теплоснабжающих систем, которые обслуживают 17 000 предприятий.
  • Тепловую энергию поставляют 72 000 котельных и 526 ТЭЦ промышленных предприятий и общего пользования.
  • Примерно половина затрат на эксплуатацию теплоснабжающих систем уходит на обслуживание теплосетей.
  • 26 % тепловых сетей (примерно 45 000 км) нуждаются в ремонте или реконструкции. Еще 19 % (32 000 км) изношены на 100 %.
  • Потери тепловой энергии при ее передаче за рубежом составляют 6–8 %, тогда как в РФ этот показатель находится на уровне 25–35 %.

Какие цели преследует государственное регулирование тарифов на тепловую энергию

Так как в РФ наблюдается определенная монополия в сфере электросетевого хозяйства и весьма ограниченная конкуренция на рынке сбыта тепловой энергии, то регулирование тарифов на тепловую энергию в рамках «спрос – предложение» не всегда обеспечивает соблюдение интересов производителей и потребителей энергии.

Экономический смысл процесса регулирования тарифов заключается в установлении границ, которые ограничат прибыль компаний-монополистов до достаточного для их функционирования уровня (то есть будут покрыты затраты на производство тепловой энергии, ее доставку, а также получена прибыль, которая позволит компании развиваться и функционировать) в противовес монопольной прибыли.

Субъекты розничного и оптового рынка тепловой энергии являются субъектами регулирования и осуществляют регулирующую деятельность.

Регулируемая деятельность – это такой тип деятельности, при котором оплата тепловой энергии производится согласно тарифам, регулирование которых осуществляет государство.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию происходит согласно ФЗ №35 от 26 марта 2003 года и Постановления Правительства РФ №1075 от 22 окт. 2012 года. Работа государства по регулированию тарифов на тепловую энергию заключается в утверждении экономически обоснованных цен на энергию и услуги, связанные с тепловой энергией, а также в осуществлении госконтроля за формированием и применением тарифов. Регулирующие функции на оптовом рынке тепловой энергии осуществляет ФСТ (Федеральная служба по тарифам), а на розничном рынке – органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов.

Регулирование тарифов на тепловую энергию государством проводится:

  • для обеспечения защиты потребителей тепловой энергии от образования монополии и повышения тарифов;
  • с целью соблюдения интересов как поставщиков тепловой энергии, так и ее потребителей;
  • для развития конкурентного рынка и ограничения монопольной деятельности;
  • защиты от дискриминационного доступа к ресурсам естественных монополистов;
  • для привлечения инвестиций в сферу тепловой энергетики, с целью развития данной отрасли;
  • для выработки экономических стимулов к энергосбережению в производстве тепловой энергии.

Фундаментальные принципы госрегулирования тарифов на тепловую энергию:

  • учет затрат и доходов производится раздельно в обязательном порядке для каждого вида деятельности;
  • запрет на повторный учет одних расходов по разным видам деятельности;
  • при помощи тарифов обеспечить компенсацию производителям тепловой энергии обоснованных расходов на производство, доставку и сбыт данной энергии, а также получение прибыли для развития и эффективного функционирования;
  • соответствие тарифов затратам, которые несут производители тепловой энергии для обеспечения каждой группы потребителей тепловой энергией;
  • все группы потребителей тепловой энергии равноприбыльны;
  • государственное регулирование осуществляется в таких сферах, где конкуренция отсутствует или ограниченна.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию: основные методы

Постановление Правительства РФ №1075 выводит четыре метода регулирования тарифов на тепловую энергию. Какой из этих тарифов выбрать – решает РЭК, учитывая предложения тепловых предприятий. Данные предложения должны быть указаны в заявлении.

Метод экономически обоснованных затрат применяется, если организация впервые осуществляет регулирующую деятельность в области тепловой энергии. Тарифы, принятые по этому методу, действуют только один финансовый период. При выборе данного метода тарифы будут рассчитываться с учетом всех расходов на использование, получение и доставку тепловой энергии. Таким образом, вся финансовая, хозяйственная и производственная деятельность имеет в основе нормативные расчеты.

Согласно этой методике определение тарифов на тепловую энергию будет осуществляться на основе необходимой валовой выручки компании (НВВ) от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема продукции (услуг) за расчетный период регулирования тарифов на тепловую энергию. Расчетный годовой объем производства продукции (услуг) определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок тепловой энергии, составляемого в рамках России по субъектам Российской Федерации с поквартальной и помесячной разбивкой, производимой по принципу минимума суммарной стоимости электроэнергии, поставляемой потребителям.

Необходимая валовая выручка учитывает два типа затрат:

При осуществлении регулируемых видов деятельности затраты, ушедшие на производство и сбыт, аналогичны по составу таким же затратам на сбыт и производство, рассчитываемым в смете затрат.

На регулируемый период рассчитывается величина этих затрат на основе планового расхода ресурсов, нормативов на затраты, прогноза на стоимость услуг и ресурсов, на ценах, которые были установлены после торгов, аукционов и т. п., а также на основе цен и тарифов, которые регулируются государством. Если некоторые статьи не имеют нормативов, возможно использовать оценки экспертов, скорректированные с прогнозными индексами цены, если эти оценки основываются на отчетной документации организации.

В НВВ включается уплата налогов и вносимые на прибыль расходы, среди которых:

  • инвестиционные расходы, которые учтены в инвестиционной программе организации;
  • расходы по выплате дивидендов;
  • расходы на вклад в ценные бумаги и направленные на уплату взносов в складочные капиталы.

Итак, с учетом всего вышесказанного, формула НВВ выглядит так:

где n – регулируемые виды деятельности компании;

И произв. – затраты на производство и сбыт;

И внереал. – внереализационные расходы;

Н – налоги и сборы, не учитываемые в составе затрат, уменьшающих налоговую базу;

К капитальные инвестиции, направленные на развитие организации;

З див. – расходы на дивиденды;

З у.к. – расходы на взносы в уставные капиталы;

З ц.б. – расходы на инвестиции в ценные бумаги.

Таким образом, регулируемая деятельность приводит к образованию тарифов по формуле:

Если организация не является муниципальной или государственной, а зона теплоснабжения описана в схеме теплоснабжения города-полумиллионника, то может использоваться метод обеспечения доходности инвестированного капитала. Но для этого организация должна соответствовать одному из четырех критериев:

При использовании данного метода тарифы на тепловую энергию действуют не более пяти расчетных периодов. Особенность этого метода – включение дохода от инвестированного капитала в валовую выручку и возврат данного капитала.

Если компания имеет утвержденный тариф на тепловую энергию, она может регулировать его (после получения одобрения) методом индексации установленного тарифа. Его суть в том, что к валовой выручке применяется обоснованный повышающий коэффициент. При этом данный коэффициент не должен быть больше нормы доходности. В этом случае тарифы действуют пять расчетных периодов.

Также метод индексации может применятся, если уровень инфляции, согласно прогнозу Минсоцразвития РФ, не более 12 %. Тогда утвержденные минимальный и максимальный уровни тарифов на тепловую энергию индексируются согласно прогнозу на инфляцию.

Для того чтобы применить метод сравнения аналогов, нужно, чтобы поставщик тепла имел мощность более 10 Гкал/ч и протяженность теплосети более 50 км. Этот метод подходит для небольших компаний. Данная методика заключается в сравнении характеристик таких же компаний по утвержденной методике. Сравниваются затраты, мощность и расчеты НВВ.

Долгосрочное регулирование тарифов на тепловую энергию

В 2014 году при расчете тарифов на тепловую энергию, согласно ПП РФ №1075, прошло утверждение долгосрочного регулирования тарифов.

Каждая из регулируемых компаний должна была выбрать наиболее подходящий для себя способ расчета тарифов на тепловую энергию. Всего было представлено три метода долгосрочного регулирования:

  • RAB-метод;
  • индексация;
  • метод сравнения аналогов.

При долгосрочном методе регулирования тарифы устанавливаются на пять лет. Если метод применяется первый раз, тогда длительность тарифов – три года.

Методы долгосрочного регулирования

Преимущества

Недостатки

Появляется возможность модернизировать энергосистему и выйти на новый уровень. Это возможно благодаря привлечению инвестиций и направлению их на реконструкцию и модернизацию оборудования

Так как растут инвестиции, то может расти и тариф на тепловую энергию

Метод индексации

Так как экономятся издержки (по сравнению с базовым уровнем), сэкономленные средства могут оставаться у организации

Предприятие может в любое время при желании вернуться к более затратному методу, таким образом, вся полученная экономия будет изъята

Метод аналогов

Этот метод помогает более точно провести оценку компании, сравнивая ее с аналогичными

Имеет смысл только для малых предприятий

Как видно из таблицы, универсального метода в данном Постановлении выработано не было. Проблемы теплоэнергетики приходится решать тем, что есть.

Регулирование тарифов на тепловую энергию в 2017 году: последние нововведения

Недавно президент РФ подписал ФЗ №279 от 29 июля 2017 года. Согласно этому ФЗ, сильно поменялись роли, ответственность и схема взаимоотношений между участниками рынка тепловой энергии в стране.

Изменения, которые внес данный федеральный закон, призваны увеличить эффективность систем теплоснабжения и стимулировать организации к их развитию. Главное значение в этом будет иметь новая система ценообразования в области тепловой энергии и изменение роли единого поставщика тепла в некоторых ценовых диапазонах.

Данную систему планируют внедрять постепенно, по согласованию с высшими исполнительными органами субъектов страны. Также в работе будут задействованы исполнительно-распорядительные органы муниципалитетов. Внедрение новой модели будет учитывать и другие критерии, которые установлены в поселениях, городских округах, отнесенных к разным ценовым зонам теплового снабжения, за исключением городов в статусе федерального значения.

В этих зонах государственное регулирование тарифов на тепловую энергию будет заменено лишь установлением максимально допустимой цены на тепло для конечного потребителя. Предельная цена зависит от стоимости поставки тепловой энергии от ее альтернативного источника, который заменит центральное теплоснабжение. Перечень ценовых диапазонов устанавливает Правительство РФ после предложения от Минэнерго.

Помимо прочего, в данных ценовых зонах будет изменена роль теплоснабжающей организации, которая теперь несет ответственность перед каждым потребителем тепловой энергии. Для этого поставщик тепла может оптимизировать и развивать теплоснабжающую систему.

Все эти действия приведут к тому, что между поставщиками тепла, теплосетевыми фирмами и ЕТО (единой теплоснабжающей организацией) будут установлены свободные договорные отношения, которые будут строиться на установленных требованиях и стандартах. Также данный ФЗ не обходит вниманием и антимонопольную деятельность – вводятся контролирующие действия в области теплоснабжения.

Минэнерго на своем сайте сделало сообщение, в котором комментируется данный закон. Согласно этому комментарию, данный ФЗ меняет прошлое регулирование тарифов, которое осуществлялось государством, на более современное, под названием «альтернативная котельная». Суть этого регулирования в установлении предельного порога цены, который будет рассчитываться исходя из стоимости тепловой энергии при строительстве потребителем собственной котельной.

Теплоснабжающие организации могут сделать скидку потребителям на тепловую энергию, но только до конца текущего года. С 01.01.18 регулирование тарифов на тепловую энергию будет отменено полностью. Единственное исключение – потребители, приобретающие тепло от источников, мощность которых меньше 10 Гкал/ч, а также потребители, чей годовой расход тепловой энергии не превышает 50 000 Гкал. Помимо этого, ответственность ресурсоснабжающих компаний теперь простирается на полный цикл поставки тепла – от выработки до доставки.

Свердловская область будет тем регионом, который до конца 2017 года должен перейти на единую модель подключения к тепловому и водоснабжению. По словам замминистра энергетики данной области, подготовка идет по установленному графику.

На данный момент каждый муниципалитет, в котором организована централизованная система теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, определился с ЕТО и гарантирующей организацией. Также прошли утверждение схемы инженерных сетей. Вместе с этим в регионе ведутся работы по запуску ПО, которое будет рассчитывать цену подключения к тепловым сетям с учетом потребляемой абонентом энергии. Эксперты полагают, что переход к такой модели не вызовет каких-либо серьезных проблем на рынке.

Вполне очевидно, что интересы монопольных организаций не могут быть не затронуты при переходе на такую модель. Однако никакой «охоты» за этими компаниями не будет, так как они являются давними участниками этого рынка и много лет обеспечивали работу тепловой системы области, формировали значительное количество рабочих мест и исправно платили налоги. Однако это вовсе не означает, что данные компании не должны измениться с учетом нововведений. Никаких саботирующих работу тепловых и прочих систем действий не ожидается, ведь за это может наступить уголовная ответственность.

Внесенные изменения в законодательство должны ускорить реформу в области теплоэнергетики. Помимо прочего, нововведения призваны улучшить инвестиционный климат в данной сфере, что поможет обновить и модернизировать оборудование. По данным экспертов, инвесторы заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в такую сферу, где тарифная система не подвержена значительным изменениям и есть возможность для долгосрочного планирования.

Интересно

Минэнерго заявляет, что теплоснабжение требует 250 млрд рублей ежегодных инвестиций, тогда как реальное наполнение деньгами покрывает чуть больше трети от этой суммы. При этом повышение эффективности теплоснабжения может принести еще 37 % от общей потребности. Оборот теплоснабжения в стране примерно равен 2,5 % от ВВП, также его оплата составляет половину и более от ежемесячного платежа граждан за коммунальные услуги.

Все это приведет к тому, что инвесторы будут более заинтересованы во вкладах в модернизацию оборудования. Ожидается, что первыми новую систему регулирования тарифов на тепловую энергию опробуют те регионы, в которых нынешние тарифы выше (порой на порядок), чем тарифы «альтернативной котельной». Очевидно, что при таком переходе стоимость оплаты тепловой энергии в данных регионах снизится, но там, где нынешние тарифы меньше, чем тариф «альтернативной котельной» (например, в Астраханской области), – оплата возрастет.

Регулирование тарифов на тепловую энергию по принципу «альтернативной котельной»

Что представляет собой тариф «альтернативной котельной»? Это тариф, при котором стоимость тепловой энергии у конечного пользователя такова, что позволяет окупить постройку автономной котельной, которая не будет зависеть от централизованного теплоснабжения.

Суть «альтернативной котельной» как раз в отказе от централизованных поставок тепла. Например, можно построить модульную котельную, которая обеспечит теплом один МКД, несколько таких домов или каких-либо предприятий.

Также стоит сказать, что переход к такой котельной не обязательно означает ограничение ее мощности под собственное потребление. Владелец котельной может реализовывать излишек тепловой энергии, таким образом превращая свою котельную в централизованную теплоснабжающую систему. При этом цены на тепло будут ограничиваться ценой «альтернативной котельной».

В энергетическом сообществе под «альтернативной котельной» понимают объекты, чья мощность не превышает 50 Гкал/ч. Также такая котельная должна работать на современном и экономичном оборудовании, а ее мощность должна быть эффективной, чтобы исключить возможность переплаты за избыточную мощность.

Тарифы на тепловую энергию для «альтернативных котельных» устанавливаются следующим образом. За основу берут ряд технологических и экономических параметров, а также определяют срок окупаемости и норму доходности, которые будут привлекательными для инвесторов. На основании этого рассчитывается максимальный показатель тарифа.

Для ТЭЦ предельным тарифом будет тариф котельной, но без стоимости доставки тепла по магистральным трубам. Таким образом, потребитель будет оплачивать стоимость тарифа котельной и стоимость доставки тепловой энергии.

«Альтернативная котельная» призвана улучшить эффективность теплового производства, увеличить конкуренцию и стимулировать собственников котельных к постоянной модернизации оборудования.

Таким образом, у неэффективных котельных остается три пути:

  • закрыться;
  • работать в убыток;
  • пройти модернизацию и положить в основу своей работы эффективные технологии выработки тепловой энергии, отбив вложенные инвестиции в разумные сроки, сохраняя необходимый уровень доходности.

Основные параметры, по которым будет регулироваться тариф на тепловую энергию:

  • цена топлива для работы оборудования;
  • операционные затраты;
  • климатический и сейсмический поправочные коэффициенты;
  • типовые операционные и капитальные затраты в расчете на 1Гкал/ч;
  • типовые параметры окупаемости.

Так как входные параметры могут быть использованы достаточно гибко, то расчет тарифов будет максимально отвечать особенностям каждого региона, тарифы будут прозрачными и актуальными.

Согласно расчетам, в большинстве регионов предельные тарифы отсекут самые неэффективные источники теплоэнергии.

Помимо прочего, переход на «альтернативную котельную» позволит решить проблемы, возникающие при перекрестном субсидировании:

  • проблема выработки теплоэнергии при помощи электроэнергии;
  • проблема, при которой потребители тепловой энергии из сети получали ее за счет потребителей теплоэнергии из коллекторов;
  • проблема, при которой потребители теплоэнергии из горячей воды получают ее за счет потребителя тепловой энергии от пара;
  • проблемы между системами центрального теплового снабжения.

Региональные программы по улучшению энергетической эффективности будут содержать в себе мероприятия, направленные на модернизацию источников теплоснабжения с плохой эффективностью и экономичностью.

Мнение эксперта

Установление цены «альтернативной котельной» повлияет на устойчивость системы теплоснабжения

Моглячев А. В. ,

канд. экон. наук, эксперт

Стоимость «альтернативной котельной», особенно с учетом возврата инвестиционных средств, существенно выше цены теплоэнергии в горячей воде, которая производится при комбинированной выработке – до 1000 рублей на Гкал, без НДС. Но при установлении предельного тарифа в 2382 рубля на Гкал работа теплоснабжающих систем в малых и средних городах будет обеспечена. Операторы теплосистем заключают договоры по нерегулируемой цене, работая в границе предельного тарифа.

Риск уровнять стоимость тепла от котельной и ТЭЦ растет вместе с падением установленной предельной цены на «альтернативную котельную». Такое положение вещей подталкивает к тому, что регулирование тарифов на тепловую энергию должно происходить не по принципу «альтернативная котельная», а по принципу «альтернативная ТЭЦ» либо по предложению ряда экспертов – «альтернативная КЭС». При этом такие подходы не должны затрагивать ценообразование на котельные.

Естественно, что проект будет зависеть от доли собственных средств по отношению к заемным. Но предложенные действия помогут понять примерную стоимость отказа от центрального теплоснабжения и, как следствие, предельную стоимость тепловой энергии на рынке.

Если занижать цену «альтернативной котельной», то можно столкнуться с рядом проблем:

  • нарастание проблем из-за износа основных средств, что будет весьма актуальным в сельских населенных пунктах, где расходы (удельные) на передачу и производство тепла выше, чем в городе;
  • ограничение на вывод из использования теплоснабжающих систем или их частей при убыточном или некачественном снабжении теплом потребителей.

Однако при завышенной предельной цене:

  • будут наблюдаться повышенные траты потребителей тепла на снабжение своих помещений;
  • крупные потребители тепла уйдут из централизованной системы теплового снабжения, если они будут иметь финансовую и организационную возможность сделать это.

Внедряя новые подходы к ценообразованию, следует учитывать и их влияние на индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемый для субъектов РФ на федеральном уровне.

Справедливый интерес граждан к образованию тарифов на отопление вызван суммой к оплате, превышающей все остальные вместе взятые статьи расходов на жильё. При детальном рассмотрении квитанции важно не путать стоимость отопления 1 квадратного метра площади в руб. за Гкал, указанного в квитанции, и величину самого тарифа.

Составляющие тарифа

Основной нормативный документ, регулирующий жилищные вопросы, Жилищный кодекс , установил основным звеном в управлении коммунальным хозяйством собственника жилья. Формально именно так и происходит, но только по жилищным услугам. Регулирование же коммунальных услуг постановлением Правительства России № 307 от 23 мая 2006 года поручено государственным региональным органам управления. Они уполномочены определёнными методами рассчитать объёмы потребления, которые повлияют на определение тарифа. Потребление теплоснабжения рассчитывают по нормативам, утверждённым Правительством, или по счётчикам, установленным не только непосредственно в теплоузлах, но и домовых, а в последнее время и квартирных.

Тариф на тепловую энергию – это стоимость единицы тепла, измеряемой в Гкал. А общая оплата за отопление жилого фонда состоит из услуги, измеряемой в квадратных метрах, умноженной на установленный тариф. Определяющим фактором количества гигакалорий, потреблённых всем многоквартирным домом, является температура воздуха на улице. Поэтому тарифы на отопление и регулируются региональными властями с учётом особенностей погодных условий.

Но и состояние коммуникаций играет огромную роль в потреблении тепловой энергии. Нормативы потребления тепла могут различаться в пределах одной улицы, когда участками трубопроводной системы владеют разные компании. Львиная доля в ценах приходится на большой уровень теплопотерь из-за неудовлетворительного состояния коммуникаций. Таким образом, тарифы на тепло обеспечивают ремонтные, профилактические работы по состоянию всей системы отопления. Это влечёт за собой затраты на оборудование, заработную плату.

Тарифы по типам

Виды тарифов на теплоснабжение отражены в статье 8 Закона «О теплоснабжении» :

  • минимум и максимум уровня цены в руб. за Гкал;
  • минимум и максимум мощности поставляемого тепла;
  • на выработку комбинированной энергии;
  • для поставки конечным потребителям;
  • для посредников теплоснабжающих компаний;
  • на оказанные услуги по доставке тепла;
  • услуги по сохранению незадействованной тепловой мощности;
  • подсоединение к системе снабжения тепловой энергией.

Все остальные услуги в данной сфере регулируются лишь соглашениями сторон. Срок действия уже установленных цен не может быть менее 1 финансового года.

Важным документом в области прозрачности информации по формированию цен стало Постановление Правительства №1140 от 30.12.09 , где описаны стандарты раскрытия информации и недопущение никаких коммерческих тайн в области предоставления услуг по подаче тепловой энергии. Постановление требует полного раскрытия информации, ставшей основой установления тарифа. Другими словами, любой жилец, получивший теплоэнергии, вправе задать интересующий вопрос и получить письменный ответ.

Новый закон «О теплоснабжении»

В июле 2017 года Федеральный Закон «О теплоснабжении» претерпел значительные изменения. Теперь муниципалитетам даётся право реформирования локальных рынков тепла, где главенствует какая-нибудь одна крупная компания. В этом случае можно использовать принцип альтернативной котельной. Т.е. если постройка отдельной котельной выходит дешевле, чем использование централизованной системы, значит цена за 1 Гкал тепла в данной явно завышена теплоснабжающими компаниями.

При реформе возможно установление потолка тарифа на основании цены, полученной в альтернативной котельной. Здесь у муниципальных властей появляется право снизить пределы цены. Но, принимая во внимание, что в ответе за поставку тепла будут единые теплоснабжающие организации (ЕТО), то работы прибавится антимонопольным службам. ЕТО должны обеспечить модернизацию, улучшить качество услуг, нести ответственность за перебои в подаче.

Особенно актуален переход на новое ценообразование муниципалитетам, где инфраструктура изношена больше. При привлечении дополнительных денежных вливаний, дополнится и прибыль ЕТО за счёт увеличения эффективности.

По большому счёту, для большей прозрачности и объективности в стоимости отопления было бы установление единой цены на теплоснабжение для жителей одного региона. Уже во многих домах установлены счётчики тепла. Посчитать стоимость в руб. за Гкал и разделить между собственниками можно и без привлечённых организаций. А если при определении цены на теплоэнергию учесть и экономическое положение региона и покупать энергию у государственных поставщиков, то логично, что стоимость 1 Гкал неизменно покатится вниз. Но для этого нужен новый прогрессивный и справедливый закон.


По прогнозам Минэнерго России, к 2020 году потребление энергоресурсов в тепловой энергетике страны снизится на 36% по сравнению с 2012 годом — до 16 млн тонн условного топлива. Однако при ныне действующей модели тарифообразования инвестиции в теплоснабжение не окупаются. Инвестиции в теплоснабжение могут вырасти, если уже в этом году регуляторы утвердят методику расчета экономически обоснованных тарифов.

Активисты на низком старте

Инвесторы на российском рынке теплоснабжения не проявляют большой активности из-за того, что региональные власти зачастую устанавливают для новых энергоисточников тарифы, не позволяющие окупить вложения. "Над действующей методикой установления тарифов на тепловую энергию методом экономического обоснования довлеет социальная политика государства, которая проявляется в сдерживании роста тарифов путем установления индекса роста для субъекта РФ,— говорит гендиректор МКП "Воронежтеплосеть" Алексей Рытиков.— Последние два года результатом такого регулирования стало сдерживание инвестиционной активности немногочисленных участников рынка, которые рассчитывали окупать мероприятия по модернизации и новому строительству источников тепла и сетевой инфраструктуры за счет включения в состав тарифа затрат на привлечение заемных средств".

Среди регионов наиболее активно реализуют инвестпроекты в области теплоснабжения Архангельская, Белгородская, Московская, Калужская и Свердловская области. Как отмечают эксперты, больше всего шансов на успешную реализацию проектов имеют регионы, которые постарались создать благоприятную для инвесторов среду, а также приблизили свои тарифы на тепло к величине, близкой к экономически обоснованной.

Значительную инвестиционную активность в сфере теплоснабжения проявляет руководство Архангельской области, содействуя привлечению инвестиций как в проекты областной теплогенерирующей компании "Архоблэнерго", так и в локальные муниципальные проекты. В Архангельской области инвесторам предоставляют гарантии сохранения инвестиционной составляющей в тарифе в течение срока окупаемости проекта (до пяти-семи лет). Большинство проектов в регионе связано с переводом котельных на использование в качестве топлива возобновляемых древесных ресурсов. В сфере теплоснабжения "Архоблэнерго" выступает в регионе в качестве компании-интегратора, получающего от муниципалов в аренду неэффективные котельные для модернизации. Сейчас "Архоблэнерго" продолжает реализацию крупных инвестпроектов и ищет инвесторов для их софинансирования, говорит гендиректор компании Андрей Щелоков. Инвестор в части прокладки теплосетей у компании уже есть — это производитель полимерных труб для теплоснабжения группа "Полимертепло".

Первый заместитель гендиректора ООО "Группа "Полимертепло"" Яков Рапопорт рассказывает, что компания с 2010 года использует модель оплаты поставок с рассрочкой в течение двух лет с момента сдачи сетей в эксплуатацию. Перекладка сетей — самое слабое место инвестпроектов в области теплоснабжения. Если в случае с котельными для банков залогом может стать сама блочно-модульная котельная, то оборудование теплотрасс банки в качестве залога даже не рассматривают. Проект кредитования теплоснабжающей организации за счет собственных средств компания недавно реализовала совместно с приморской теплоснабжающей компанией "Примтеплоэнерго". "В Приморье мы получили первый опыт, и нельзя сказать, что он был идеальным. Но мы убедились в том, что идея работает, возвратность средств есть,— отмечает господин Рапопорт.

Из наиболее крупных проектов повышения энергоэффективности в области теплоснабжения можно назвать контракты дочерней компании Газпромбанка "ГПБ — Энергоэффект": на строительство 16 котельных общей установленной мощностью более 200 Гкал/ч в Нижнем Новгороде, строительство двух котельных установленной мощностью 105 Гкал/ч в городском округе Домодедово. Общая стоимость двух контрактов превышает 3 млрд руб. Вольфганг Скрибот, начальник управления электроэнергетики и инфраструктуры департамента прямых инвестиций Газпромбанка, отмечает, что в рамках энергосервисного контракта возврат инвестиций происходит через получаемую при реализации проекта экономию. При этом помимо прямой экономии энергоресурсов стоит учитывать такие эффекты, как экономия фонда оплаты труда, ремонтного фонда и прочих операционных расходов.

Высокорисковые инвестиции

С точки зрения особенности потребителей рынок теплоснабжения делится на корпоративный сегмент и муниципальный/бюджетный. Корпоративный сегмент, где тарифы являются договорными, достаточно привлекателен для инвестиций в операционные компании, которые в течение срока контракта могут не только построить котельную "под ключ", но и взять на себя эксплуатацию объекта. Например, по такой модели действует компания ЭСКО "Технопромэнерго", которая эксплуатирует все объекты тепловой генерации ОАО "Российская электроника", объектов Минобороны, а также группы промышленных и муниципальных котельных в нескольких регионах РФ.

В муниципальном сегменте ситуация существенно сложнее, так как тарифы регулируются "вручную". Инвестиции в муниципальное теплоснабжение считаются рискованным бизнесом, под который инвесторы закладывают IRR (внутреннюю норму рентабельности) 20-30%. Слишком высокие риски связаны с особенностью ценообразования в тепле по принципу "затраты плюс вложения". Инвестиционные затраты проекта могут быть не учтены регулятором, что отодвинет срок окупаемости проекта на неопределенное время.

Во многих субъектах РФ тарифы на тепло и горячее водоснабжение установлены региональными регуляторами ниже себестоимости выработки гигакалории тепла. Генеральный директор Российской ассоциации энергосервисных компаний Ремир Мукумов отмечает, что теплоснабжающие организации стремятся выдавать существенно больше гигакалорий, чем необходимо пользователям. Лишние гиги идут на перетоп и улетают в воздух. Доказать факт перетопа не всегда возможно, поэтому пользователи покорно оплачивают выставленные счета. Кроме того, у поставщика тепла формируются затраты, которые в очередной раз будут представлены регулирующему органу при формировании тарифов на очередной период.

Закон городских джунглей

Почти в каждом регионе инвестиционная программа предусматривает десятки проектов строительства или модернизации объектов теплоснабжения. Однако до открытия финансирования и реализации проектов дело доходит крайне редко. А если доходит, то через какое-то время у частного инвестора начинают расти долговые обязательства перед поставщиками ресурсов, нередко все заканчивается переделом собственности. При этом совершенно необязательно, что должник является недобросовестным предпринимателем.

Один из участников рынка, построивший и эксплуатирующий несколько крупных котельных в УрФО, говорит, что в условиях сложившейся системы тарифообразования бизнесу в муниципальном теплоснабжении не прожить больше трех лет, далее на теплоснабжающее предприятие "накидываются кредиторы и хоронят бизнес". Добросовестному инвестору чаще всего приходится брать контроль над всем комплексом ЖКХ в части теплоснабжения, а именно над сетями, на срок не менее срока окупаемости строительства объекта генерации, получать статус единой теплоснабжающей компании и доступ к конечному потребителю. Для сбора платежей необходимо либо создать собственную управляющую компанию, либо получить решения жителей многоквартирных домов о переходе на прямые расчеты с генератором тепла. Если инвестор, построивший источники теплоснабжения, полагает, что сможет поставлять теплоснабжающей организации тепло оптом, а потом отсудить у нее долги через исполнительные листы, то он ошибается, говорит собеседник "Ъ". Может выясниться, что теплоснабжающая организация распределяла потребителям меньше тепла, чем поставлено генерацией (к примеру, из-за отсутствия счетчиков у потребителей, заниженных нормативов потребления, потерь в сетях). В этом случае продавец тепла не должен платить поставщику.

Меньше всего рисков у инвестора в муниципальное теплоснабжение, если он берет контроль над коммунальным участком в пределах района с замкнутыми сетями или самостоятельно замыкает теплоснабжение. Также немаловажно наличие среди потребителей крупных бюджетных организаций, так как они расплачиваются за потребленное тепло и горячее водоснабжение стабильно.

Альтернативная котельная оживит рынок

"Внедрение формирования цены по принципу альтернативной котельной создаст условия для привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения,— отмечают в Минэнерго России.— Это позволит увеличить количество проектов, в том числе реализуемых в рамках государственно-частного партнерства". Пока Минэнерго бросило все силы на альткотельную, к развитию ГЧП регионы также стимулирует Минстрой предложивший муниципалитетам составить график реализации концессионных проектов в теплоснабжении.

"Реализация проектов ГЧП в теплоэнергетике является непростым вопросом. Объем инвестиций значительно меньше, чем, например, в области дорожного строительства. При этом издержки в ГЧП-проектах очень велики как для государственного, так и для частного партнера. Для увеличения масштаба проекта предлагается включать в периметр ГЧП-сделки как собственно объекты теплогенерации, так теплосети и сбыт. В результате модернизации может произойти рост тарифа за 1 Гкал, который компенсируется сокращением энергопотребления в результате роста энергоэффективности. Как следствие, рост платежа для одного домохозяйства не произойдет",— говорит Вольфганг Скрибот.

Методика расчета тарифа по альтернативной котельной предполагает, что тариф в регионе должен быть меньше или равен экономически обоснованному тарифу для новой локальной котельной, таким образом, обозначается предельный уровень тарифа. В расчете учитываются капитальные и операционные затраты, показатели топливной эффективности, поправочные коэффициенты (продолжительность осенне-зимнего отопительного периода, средняя температура ОЗП, стоимость топлива, платы за передачу тепловой энергии по квартальным сетям и т. д.), учет возврата инвестированного капитала в строительство котельной. Согласно методике расчета, предложенной компанией McKinsey, альткотельная мощностью 3 Гкал/ч (работающая на газе, место локации — ЦФО) должна работать с тарифом 1569 руб./Гкал при доходности инвестированного капитала 14% годовых и сроке возврата десять лет. Средний рост тарифа по стране в случае утверждения методики составил бы 26%. В связи с большим количеством споров вокруг величины тарифа Минэнерго повторно поручило разработать методику его расчета компании "Ламайер Интернациональ Рус", результаты ожидаются в конце апреля. Расчеты выполняются для альткотельной мощностью 10 Гкал/ч и на разные виды топлива, определяются коэффициенты, которые должны учитывать региональные особенности: климат, сейсмичность, транспортную доступность.

Президент компании "Импульс — Промышленные котельные" Артем Бельянский демонстрирует свои подсчеты, согласно которым себестоимость выработки 1 Гкал на современной, полностью автоматизированной котельной в регионах ЦФО составляет 1050 руб., объем выработки такой котельной — около 20 тыс. Гкал в год, затраты на строительство котельной (без сетей) составляют около 35 млн руб. "Механизм расчета тарифов по методике альткотельной, позволяющий привлекать инвестиции из внебюджетных источников в условиях, когда износ генерирующей и в еще большей степени сетевой инфраструктуры малой теплоэнергетики РФ превысил более 60%, востребован сейчас как никогда ранее",— отмечает Алексей Рытиков.

"В случае перехода на новую модель рынка компания получит возможность направить свои средства на целый ряд проектов по повышению эффективности теплоснабжения",— говорят в пресс-службе "КЭС Холдинга". Сейчас компания реализует пилотный проект по модернизации тепловой инфраструктуры Перми: устанавливает в домах индивидуальные тепловые пункты, позволяющие повысить эффективность теплоснабжения. Если начнет действовать новая модель рынка, подобные проекты могут быть осуществлены во всех 16 регионах присутствия "КЭС Холдинга".

"Продолжительность периода перехода к механизму альткотельной будет зависеть от региональных особенностей, в этот период тариф для конечного потребителя будет постепенно доводиться до уровня тарифа альтернативной котельной",— говорят в Минэнерго. Если до 2020 года модель рынка не претерпит резких изменений, к этому времени рынок тепла будет либерализован и насыщен инвестициями.

В 2018 году будет проведена реформа теплопотребления. Министерство энергетики Российской Федерации готовится к запуску активной фазы реформы рынка тепла: регулирование тарифов субъектами РФ, будет установлены максимальные цены для потребителей. Входе обсуждения было выявлено, что данное решение поможет установить тарифы, максимально приравненные к экономической ситуации в Российской Федерации. При этом, ожидается и рост инвестиций в отрасль, а также решить главную проблему лета - отключение горячей воды. Ожидается, что период сократят до 2-3 дней, вместо 2 недель.


Ожидается, что реформа затронет тарифы на теплоснабжение. Работать данный закон начнет с 2018 года. Отметим, что пилотные проекты по внедрению на 1-ом этапе еще не определены. Их определение планируется на начало 2018 года. Документ прошел одобрение Государственной Думой в первом чтении.

Планируется уйти от регулирования государством тарифов на тепловую энергию. Вместо этот, для потребителей будет установлен лишь предельный уровень цен. Предельная цена будет рассчитываться, исходя из стоимости “альтернативной котельной” (альтернативного источника, который заменит централизованное теплоснабжение). Данный тезис был озвучен в сообщении правительства Российской Федерации.

По предварительному расчету, 20% потребителей рост цен не коснется, для 40% рост будет от 4 до 5%, 56% потребителей увеличат свои траты на тепловую энергию на 7-8%. Больше всего данная реформа затронет 4% населения РФ, рост цен для них будет на уровне 10%, однако, как отметили в Министерстве Электроэнергетики, цена в таких регионах самая низкая в РФ.

Отметим, что не все регионы согласились на введение реформы. В процессе обсуждения своё мнение выразили только 58% субъектов Российской Федерации, из которых 82% поддерживают данный законопроект. Новая модель тарифов понравилась им полностью, но ими были внесены замечания. При этом, некоторые субъекты неоднократно заявляли о своей заинтересованности в этом вопросе.