Людвиг мис ван дер роэ краткая биография. Основоположник функционализма людвиг мис ван дер роэ

Дата смерти Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки

Биография

Ранние годы

Работа в Германии

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в , где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне , представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента , в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов - полированного травертина , оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.

Работа в США

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго .

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине , построенная в году. Архитектор умер 17 августа г. в Чикаго.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией , а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм .

Факты

Ссылки

  • Официальный сайт дома-музея Фарнсуорт (англ.)
  • Официальный сайт виллы Тугендхата (англ.) , (чешск.)

Литература

  • Могульский Г. К. Мис ван дер Роэ. Москва, 1969
  • Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
  • А. В. Иконников. «Архитектура XX века. Утопии и реальность». Т1, Т2 М.: Прогресс-традиция, 2002.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Людвиг Мис ван дер Роэ" в других словарях:

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ … Википедия

    Мис ван дер Роэ, Людвиг Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Граждан … Википедия

    Людвиг Мис ван дер Роэ Немецкая почтовая марка с портретом Мис ван дер Роэ Годы жизни Гражданство Германская империя … Википедия

    - (Mice van der Rohe) Людвиг (1886 1969) Немецкий архитектор, ведущий представитель «интернационального стиля», сложившегося в результате формообразовательных экспериментов авангарда 1920 х годов. Основным его вкладом в архитектурную поэтику явился … Энциклопедия культурологии

    - (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886 1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников интернационального стиля, для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние… … Энциклопедия Кольера

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий и американский архитектор. В 20 х гг. один из лидеров функционализма, в 1930 33 директор «Баухауза». С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания параллелепипеда со … Энциклопедический словарь

    - (Mies van der Rohe) (1886 1969), немецкий архитектор. Профессионального образования не получил. С 1905 работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у П. Беренса (1908 12). В 1910 х гг. строил в духе неоклассицизма;… … Художественная энциклопедия

Мис ван дер Роэ Людвиг (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя нем. Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен — 17 августа 1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель “интернационального стиля”, для которого характерно использование строгих геометрических форм, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

Биография и творчество

Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.

С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.

В 1911—1912 г. руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Питера Беренса.

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов.


Людвиг Мис, Павильон Германии в Барселоне, фото

Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.


В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат (англ.) в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».


Людвиг Мис, кресло барселона, фото

С 1930 по 1933 г. Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.


Людвиг Мис, The Lake Shore Drive Apartments, фото

Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.


Людвиг Мис, Maquette Glazen Wolkenkrabber , фото

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

В 1946—1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — архитектора и художественного критика Филипа Джонсона, дом которого построен по принципу “слияния с природой”: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.


Людвиг Мис, Фарнсворт хаус (стеклянный дом), фото

При строительстве многоэтажных жилых домов в Чикаго Мис ван дер Роэ возвращается к выдвинутой им еще в 1919 и 1921 годах идее высотного дома из стекла. То, что тогда представлялось мечтой, стало теперь реальностью. Стекло и сталь - единственные средства, примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая архитектурная идея «чем меньше, тем лучше» получила четкое выражение. Та же простота видна и в решении планировки дома. Вокруг центрального ядра, в котором находятся помещения инженерного оборудования, расположены спальни и жилые комнаты отдельных квартир.


Людвиг Мис, архитектура, фото

Выбранные им промышленные материалы - сталь и стекло - требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья. При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. По высказыванию Мис ван дер Роэ, здесь важен «органический принцип» соответствия каждого элемента своему месту в сооружении. Поэтому мастерские Мис ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе до 11, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление.

Здание фирмы «Бакарди» по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении из творений Мис ван дер Роэ 1953 и 1964 годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера.


Людмиг Мис, дизайн стула, фото

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.


Людвиг Мис, Seagram building, фото

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году.


Людвиг Мис, Новая национальная галерея, фото

Небоскрёбы Миса ван дер Роэ и его архитектурной школы определяют облик современных Чикаго и Нью-Йорка. А концепция «стекла и стали» сделалась своего рода архитектурным стандартом для многих западноевропейских и американских зодчих.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг...

Стеклянная любовь архитектора Миса.

Стеклянный дом на Лисьей реке близ Чикаго был построен в 1951 году для известного врача-нефролога, переводчицы итальянской поэзии, скрипачки и коллекционера Эдит Фарнсворт. Доктор Фарнсворт приобрела девять акров земли старого хутора на берегу реки рядом с городком Плано, штат Иллинойс, в шестидесяти милях к юго-западу от Чикаго у полковника Роберта Маккормика, издателя Chicago Tribune. Цена покупки земельного участка составила $ 500 за акр. На хуторе был дом и хозяйственные постройки, но доктор Фарнсворт захотела построить что-то новое. Она обратилась к известному архитектору Людвигу Мису фон дер Рое, чья карьера находилась в то время на пике. В выборе архитектора сыграли роль общие знакомые и чувства, чуть большие, чем просто восхищение перед творчеством архитектора. Дом был спроектирован в 1946 году, но построен только к 1951 году, поскольку Эдит Фарнсворт ожидала получения наследства от тети, на которое она собиралась строить дом. А счет за дом вышел совсем не малый - $73,000.00, что эквивалентно по покупательной способности полумиллиону долларов в настоящее время. Что же, заказчица хотела получить дом для отдыха на выходных, причем дом необычный, не такой как у всех... И за это пришлось заплатить... Причем, не только деньгами, но и разрывом отношений с архитектором, судом, скандальной известностью и 21-м годом борьбы с просчетами в конструкции Стеклянного дома.

Работа над проектом началась в 1946 году и Людвиг с Эдит стали проводить много времени вместе, обсуждая будущий необычный дом, в кортом Мис ван дер Роэ желал воплотить основы новой архитектурной эстетики минимализма, свое рода протестантизма в мире христианства архитектуры. В этом доме должны были воплотиться идеи, которые архитектор вынашивал три десятилетия. В основу был положен уже разработанный проект, от коророго отказались предыдущие заказчики. Это должен быть дом, где ни одна лишня деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план, перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон Стеклянного дома. Эдит, которой тогда было 42 года, увлеклась образами, нарисованными 59-летним привлекательным архитектором. В 1947 году проект дома был представлен на выставке в музее современного искусства.

Строительные работы начались в сентябре 1949 года и в 1951 году подошли к концу, но не были завершены в части внутренней отделки и меблировки. По слухам отношения между заказчиком и архитектором начали портиться, когда доктор Фарнсворт попросила установить в доме отдельный гардероб, который не был предусмотрен проектом. Мис ван дер Роэ же в ответ сказал, что приезжая на выходные, можно обойтись крючками для одежды на двери ванной комнаты. Доктора Фарнсворт, которая, как говорят, мечтала о том, что Стеклянным домом на выходные она сможет пользоваться не в полном одиночестве, данный ответ лишил всякой надежды на счастливые перспективы ее сложного многоходового домоустроительного проекта. Возможно, что сыграло свою роль и превышение сметы архитектором на $16,000.00. Так или иначе, заказчица отказалась оплачивать счета и бывшие друзья и несостоявшиеся партнеры встретились в суде, где на глазах у всей Америки отстаивали свой взгляд на уникальный стеклянный дом и его стоимость. Что же... "Любовь уходит, когда приходят деньги", - так говорил комик и философ Граучо Маркс. Суд встал на сторону архитектора, сумевшего доказать, что превышение сметы было вызвано инфляцией из-за войны в Корее и роста цен на дефицитную в то время сталь. В суде всплыли и многочисленные конструктивные просчеты архитектора, которые существенно осложняли жизнь заказчицы в доме. Отношения заказчика и архитектора стали так широко известны, что послужили основой для двух пьес "Стеклянный дом" Джун Финфер и "Джесси и Толстяк" Алана Фитча.

Прежде чем мы рассмотрим Стеклянный дом доктора Фаренсворт в деталях, упомянем, что это архитектурное произведение искусства в настоящее время является важнейшей частью американской архитектурной иконографии, прекрасным примером современного и интернационального стиля архитектуры. Стеклянный дом послужил идейной основой, визуально-тектоническим воплощением царствующего ныне минимализма и функционализма. Дом Фарнсворт есть кристаллизация новейшей эстетической архитектурной идеи, где "меньшее означает большее", где внешний облик здания следует за функциональностью, где постройка сливается с окружающим ландшафтом и природой.

Несмотря на все претензии к дому, Эдит Фаренсворт продала его только в 1968 году британскому девелоперу и коллекционеру лорду Питеру Палумбо, после того как вышла на пенсию в 1967 году и переехала жить под Флоренцию в Италию. Скончалась Эдит в 1978 году в возрасте 74 лет.
Сэр Палумбо высоко ценил свое приобретение и считал Стеклянный дом "современным аналогом классическому греческому храму, который вот так просто расположен на лужайке на берегу реки". Именно Палумбо вернул дому оригинальный вид (было демонтировано тонированное остекление навеса, установленное Эдит) и наполнил его мебелью дизайна Миса ван дер Роэ.
В 2003 году Стеклянный дом был выкуплен у владельца Национальным фондом охраны памятников истории на аукционе Сотбиз за $7,5 миллиона. Меценаты собрали эту сумму для города, когда стало ясно, что дом, возможно, будет приобретен каким-либо коллекционером "на вывоз" для установки у себя в усадьбе.
Сейчас памятник архитектуры находится в управлении фонда, открыт для посещений как музей ($20-$25 за входной билет) и сдается в аренду для свадебных торжеств, приемов, фото и киносъемок. Стеклянный дом открыт для посещений с апреля по ноябрь и в год его посещают всего 8000 человек.

(Фотографии: Для иллюстраций ниже использованы общедоступные фотографии Carol M. Highsmith (если не обозначено иное) из коллекции Библиотеки Конгресса США в обработке автора статьи. Все фотографии кликабельны.)

Людвиг Мис ван дер Роэ (настоящее имя - Мария Людвиг Михаэль Мис) - в 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор Баухауза. С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958 ).

Формирование мастера

С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11 , работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса, занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье.

Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912 ). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге, призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» и русского конструктивизма.

Творчество 1920 -х годов

По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920 -х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.

Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922 ) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта, находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.

Лишь во второй половине 1920 -х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926 , уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926 ), дом Германа Ланге в Крефельде (1928 ), дом Тугендхата в Брно (1930 ) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.

Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927 ) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.

В Америке

Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58 ) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана: стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.

Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56 ) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50 ) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.

Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957 ) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958 ) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».

Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60 -х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Малоэтажные дома

В 1946 -1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение.

Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - архитектора и художественного критика Филипа Джонсона - дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.

Чикагские небоскребы

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

«Архитектура – воля эпохи, сообщаемая космосу»

Мис Ван дер Роэ родился в Аахене в семье ремесленника. Профессионального образования не получил. С 1905 года работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у Б. Пауля (до 1907) и у Питера Беренса (1908-12), после чего имел уже достаточно связей в кругу средней буржуазии, чтобы открыть свою мастерскую. Этому способствовала и удачная женитьба. В начале века строил в духе неоклассицизма (дом Перльса в Берлине ).

Для последующего творчества зодчего огромное значение имела выставка работ Фрэнка Ллойда Райта в Берлине (1910). В этот период Мис ванн дер Роэ вошел в космополитический кружок молодежи, который сыграл важную роль в творческом развитии зодчего. После знакомства с идеями Райта и Берлаге обратился к разработке идей функционализма.

Первая мировая война на время прервала его деятельность. В эти годы он работал на строительстве горной железной дороги на Балканском фронте. Когда он вернулся домой, ситуация в строительном мире сильно изменилась, что отрицательно сказалось на его работе. Однако постепенно, по мере демократизации архитектурной деятельности в Европе, начинают развиваться новые тенденции.
В 1919-24 годах архитектор выступил с серией экспериментальных проектов, первым из которых был Фридрихштрассе офис билдинг (1921) . В них обыгрывался мотив стеклянных небоскребов, в которых подчеркнутая четкость навесной конструкции сочетается с экспрессивной формой объемов.
В 1922 году создает вместе с архитектором Бруно Таутом, возглавлявшим департамент зданий, и Херингом «Новеомбургрупп», объединяющую наиболее известных берлинских архитекторов и художников самых различных направлений, и становится ее президентом.

Другой группой, в которую в 1924 году вошел зодчий, стала группа под названием «Десятое кольцо». Первым предприятием группы стало проектирование жилых районов в Берлине, вторым – Веркбунд – творческое объединение, ставшее своей целью поиск новых путей в искусстве и повлиявшее на развитие мировой архитектуры последующих десятилетий. Являясь вице-президентом группы, выполнял обязанности директора Международной выставки жилища в Штутгарте. Для этой выставки разработал генеральный план поселка Вайсенхоф . Для участия в застройке этого поселка были приглашены все крупные зодчие авангарда – Корбузье , Ауд, Штамм . Для этого поселка Мисом был разработан образец многоквартирного жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой. Каркас дал возможность исключить все несущие и наружные стены. Это здание стало прототипом зданий, распространившихся в 30-е годы.

В дальнейшем интересы Миса ванн дер Роэ под влиянием группы «Стиль» сосредоточились на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем. К работам этого периода относится павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929).
В 1930-33 годы архитектор возглавляет «Баухауз» (Дессау) . С приходом к власти нацистов его проекты не имели шансов быть реализованными. Баухауз был закрыт. Архитектор продолжал заниматься со студентами частным образом.

В конце 30-х годов Мисс был вынужден уехать в США, где с 1938 года возглавил архитектурный факультет Иллинойского технологического института в Чикаго. С 1939 года работал над проектом комплекса Иллинойского технологического института , создав грандиозный комплекс, включающий 24 здания.

Тщательно развиваемая зодчим система пропорций позволила добиться такого эффекта, при котором, несмотря на простейшие геометрические формы его зданий, они не выглядят аскетично. Навесные стеклянные стены его построек, расчлененные однородной прямоугольной решеткой металлического каркаса, создают одинаковый облик, независимо от назначения зданий. К ним относятся высотные дома по берегу озера Мичиган, в том числе «Промотори билдинг» (1949). Эти постройки возродили традицию Чикагской школы.

В 40-50-х годах выдвинул идею «универсальной архитектурной формы» (то есть единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера), впервые воплощенную в доме Франсуорт в Плейно (1950-51) и комплексе домов в Лейк Шор-драйв (1951). Применение стекла здесь достигло своего предела. Здание оказало непосредственное влияние на американских современных архитекторов. Вместе с тем простота форм сооружений Миса ванн дер Роэ достигается за счет использования сложных технических средств и подчас противоречит функциональной целесообразности.

Среди построек 1953-64 годов здание фирмы по изготовлению рома «Бакарди» в Мехико , пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении. Здесь метод зодчего продолжен: подчеркивание колонн, стеклянные поверхности фасада, стеклянные поверхности первого этажа, смещенного вглубь. Интерьер представляет собой единое помещение с перетекающим пространством.
Последней постройкой архитектора стала Новая национальная художественная галерея в Западном Берлине (1968), представляющая собой призматический стеклянный объем на мощном цоколе, перекрытый ребристой стальной плитой.

В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, архитектор отошел от своих взглядов 20-х годов. В абстрактности простейших геометрических форм, обнаженности конструкции, экономии выразительных средств видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей.