Мис ван дер роэ - пророк технической эры. Людвиг Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ был одним из ярчайших представителей архитектуры модерна. Спроектированный им типовой образ высотного здания не утратил актуальности даже сегодня.

Его желание создать «новую грамматику архитектуры» повлияло не только на фасады зданий, но и на внимание к ландшафту застройки.

Мис родился 27 марта 1886 года в немецком городе Ахене. Большое влияние на него оказала профессия отца, который был каменщиком. Именно в его мастерской у будущего архитектора зародился интерес к простым материалам и строгим формам.

Самым известным проектом ван дер Роэ называют павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года. Действительно, именно в нем архитектор впервые смог выразить свою концепцию «бога в деталях». Божественное Мис видел в природе, а пространство павильона позволяет любому посетителю прикоснуться к его идее: природа не только является «обрамлением» постройки, она неотъемлемая ее часть. Рамки между природой и человеком стерты, взаимопроникновение достигает своего максимума.

Кстати, именно в павильоне впервые находит отражение другой популярный сегодня принцип ван дер Роэ – отсутствие зонирования пространства, свободная планировка.

Несмотря на ранний успех, на родине его попытки самореализации были обречены – становление пришлось на 30е годы и правление нацистов, которые запретили современное искусство и назвали его сооружения «не немецкими» и откровенно левыми. Деполитизировать архитектуру было невозможно, и в 1937 году ван дер Роэ переезжает в США. Его первым крупным заказом становится здание Чикагского технологического института (сейчас Иллинойский технологический институт). Позже он возглавит там архитектурную школу.

В этот период Мис все больше стремится к универсальности и сокращает количество материалов. Если для павильона в Барселоне использовались и дерево, и декоративный камень, то в Чикагском проекте правит бал только стекло и сталь, а также уже знакомые модульные планировки.

50-е годы сам Мис ван дер Роэ называл апогеем своей карьеры. Именно в этот период развитие технологий позволило ему осуществить свою главную мечту – построить небоскреб с панорамным остеклением. «Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет», - писал он.

Проектирование становится «универсальным». Появляются знаковые высотки - Лейк-Шор-Драйв (1951 год), Коммонуэлс променад (1957) и офисное здание Сигрэм-билдинг (1958). Они практически ничем не отличаются друг от друга, архитектор экспериментирует только с цветом стекла.

Универсальность, свет, пространство, природа как главное украшение – вот ключевые понятия в архитектуре ван дер Роэ. Его влияние на последователей трудно не оценить – помимо того, что столпы его концепции в ходу и сегодня, его именем названа престижная европейская премия в области современной архитектуры.

Текст: Вероника Мейт

Непрофессиональное большинство знает Людвига Миса ван дер Роэ как автора немецкого павильона в Барселоне. В крайнем случае — афоризма «Бог в деталях». Между тем, до павильона в 1929 году, к которому мы еще вернемся, было, к примеру, здание совсем другого «павильона» — посольства Германии в Санкт-Петербурге.

Неоклассический «дворец» на Исакиевской площади, символом гипертрофированной весомости которого стали конные статуи на фронтоне, Людвиг строил вместе со своим наставником Петером Беренсом (1911-1912). Кони, впрочем, со временем были утрачены, но еще раньше пропала вера ван дер Роэ в неоклассицизм. Изучив его в теории и на практике, но так и не найдя ответа на главный волновавший Миса вопрос, — в чем же задача архитектуры — сразу после начала Первой мировой ван дер Роэ открывает свое бюро и начинает собственные изыскания.

Стеклянный небоскреб, кирпичный дом, бетонный дом, 1921-1924

Сразу оговоримся, что несколько проектов, разработанных Мисом в этот период, реализованы так и не были. Однако в них оказались сформулированы — а в дальнейшем неизбежно применены — основные принципы архитектурного метода и подхода ван дер Роэ.

Яркий представитель модернизма, которым постепенно становился Мис, мечтал найти средства универсального высказывания в архитектуре — такие, чтобы не зависели ни от функции здания, ни от его географического положения.

«Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, определяемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить», — писал Мис. И универсальное архитектурное решение для конструктива здания придумал как раз в проекте «стеклянного небоскреба».

Итак, у здания есть «кости» (каркас) и «кожа» — например, стекло. Если кости, как им и положено, будут находиться под кожей, то нет нужды использовать отдельные оконные конструкции.

И, придя к такому выводу, Мис легким движением руки нарисовал башню со сплошным остеклением, хотя технологии того времени могли предложить лишь ленточное остекление в чередовании со сплошными поверхностями.

В двух других проектах — жилых домов из бетона и из кирпича соответственно — ван дер Роэ руководствовался как раз реалиями: на сохранившихся эскизах стеклянные участки фасада обеих построек соседствуют с полностью глухими.

Но новизна их как минимум в том, что мы видим опять-таки «кости и кожу». Стены «выгнали на улицу» и они перестали быть конструктивными элементами. Ну, а внутри — продолжение эксперимента с разработкой универсальной формы проектирования.

Что же такое универсальная, то есть многофункциональная планировка? Оказывается, гибкая и мобильная, что на практике означает фактическое отсутствие перегородок и зонирования.

Тем не менее, именно в концепциях кирпичного и бетонного дома — в тот период, когда никакой особой доктрины проектирования частных домов не существовало, — Мис ван дер Роэ сформулировал принцип деления внутреннего пространства на приватную и общественную части.

Для Миса это деление было скорее вынужденной мерой: он понимал, что ряд помещений — вроде санузлов и спален — возле стеклянных стен размещать нельзя, а нужно концентрировать ближе к композиционной середине дома. Однако принцип впоследствии так всем полюбился, что его до сих пор охотно берут на вооружение. Просто не знают, что его придумали почти 100 лет назад.

Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, 1929

Разумеется, мы не можем не упомянуть самую знаковую постройку ван дер Роэ, ставшую реальным воплощением его многолетних идей и замыслов. Под плоской крышей установлены тонкие, но прочные стальные опоры — и вот уже отпадает необходимость устанавливать массивные стены. Стекло, плиты декоративного камня (оникса и полированного травертина) — Мис получил возможность играть с фактурами и теми самыми «деталями», в которых он видел бога.

Кстати, самое божественное, что, с точки зрения ван дер Роэ, доступно человеку, — это природа. Потому стеклянные стены, стирающие границы между человеком и природой, человеком и космосом, — краеугольный камень «мисовской» философии.

Будучи последователем Фомы Аквинского, Людвиг верил в гармоничный союз разумного и божественного, человеческого и природного, причем не банальное их мирное сосуществование, а глубокое и плодотворное взаимопроникновение.

Находящийся в павильоне не просто наблюдает за природой из окна — она сама приходит к нему в дом, пространства перетекают одно в другое: нет ни дверей, ни замкнутых помещений. Только несколько предметов мебели — ван дер Роэ разработал их специально для проекта павильона, и коллекция Barcelona по его чертежам выпускается по сей день, хотя придумана была в 1929 году.

Кресла, шезлонги и банкетки и X-образных опорах, действительно, шедевральны — в том смысле, что очень ясно выражают философию своего автора, который убежден, что «ценность вещи — в ее использовании». Позже он скажет, что проектировать мебель, пожалуй, сложнее, чем небоскреб, и теперь понятно, почему Чиппендейл так знаменит.

«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Постепенно развивая идеи, заложенные в Барселонском павильоне, архитектор пришел к очень чистому решению — простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе.

Опоры и плиты перекрытий выкрашены в белый цвет, стены полностью стеклянные, почти без членения, так что и внешние, и внутренние перегородки едва угадываются — за исключением тех, что ограничивают санузел.

При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных. она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Мис уже приехал из фашистской Германии в США и готовится к триумфальному шествию своих небоскребов и их прямых «потомков» по всем крупным американским городам.

Иллинойский технологический институт, 1946-1952

Впрочем, первый американский заказ ван дер Роэ — институт в Чикаго, в котором, кстати, архитектор впоследствии преподавал.

Объемно-планировочное решение полностью определяется функцией: единую форму с возможными перегородками заменяет сеть сообщающихся и перетекающих друг в друга модулей-параллелепипедов.

Уже знакомая тема открытого павильона, опробованная в Барселоне, воплощена в здании архитектурной школы Краун-Холл (Crown Hall): на заглубленном в землю и замаскированном первом этаже покоится полностью остекленный второй — с мощным каркасом, вынесенным вовне.

Сталь и стекло — палитра художника становится все лаконичнее. Однако «универсальность» именно это и подразумевает — никаких излишеств и украшательств. «Чем меньше, тем больше» — это еще одна знаменитая формула от ван дер Роэ. Только «железная логика» (стальной каркас) и божественная матушка-природа — лучшее, кстати, украшение для любой архитектуры.

Чикагские и нью-йоркские небоскребы, 1950-е

«Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия», — писал в эти годы Мис ван дер Роэ. Идею стеклянных небоскребов, которую он вынашивал с 1920-х годов, наконец-то удается осуществить.

Первой ласточкой становятся жилые высотки на Лейк-Шор-Драйв (Lake Shore Drive, 1951) — хотя, по большому счету, от последовавших вскоре «Коммонуэлс променад» (Commonwells Promenade, 1957) и офисного здания Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (Seagram Building, 1958) они отличаются не слишком сильно. Несмотря на то, что для последнего использовалось особое стекло — сиреневое, с добавлением сплава золота, в то время как перемычки каркаса изготовлены из меди.

«Моя концепция и подход к работе над Сигрэм-билдинг не отличались от работы над другими зданиями, которые я построил. Моя идея, или, лучше, „направление“, которым я иду к ясной структуре и конструкции, приложимы не только к какой-либо одной проблеме, но ко всем архитектурным проблемам, которыми я занимаюсь», — пояснял Мис свои идеи универсализма. И пусть спустя годы его обвинят чуть ли не в «типовом проектировании», изначальная идеология мастера была от этого бесконечно далека.

Уже упоминавшийся Фома Аквинский и развившееся из его трудов философское направление неотомизма говорили о «высшей гармонии» и «абсолютной идее» — их и пытался воплотить ван дер Роэ, аккуратно сведя абсолют к универсуму, невыразимого бога — к осязаемым и формирующим наше окружение деталям.

Другие ключевые понятия томизма и неотомизма — лучезарность и светлость. «Определение истины по Фоме Аквинскому — „Истина есть сущность факта“. Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет», — делился архитектор своими мыслями в дневниках. И, чтобы наполнить свои постройки этим светом и символической истиной — делал стеклянные стены.

Юлия Шишалова

Мис ван дер Роэ Людвиг (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя нем. Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен — 17 августа 1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель “интернационального стиля”, для которого характерно использование строгих геометрических форм, один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

Биография и творчество

Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.

С 1912 по 1930 г. Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.

В 1911—1912 г. руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Питера Беренса.

В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).

В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавляет строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представляющего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов.


Людвиг Мис, Павильон Германии в Барселоне, фото

Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.


В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат (англ.) в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».


Людвиг Мис, кресло барселона, фото

С 1930 по 1933 г. Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса становится директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.


Людвиг Мис, The Lake Shore Drive Apartments, фото

Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.

Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.


Людвиг Мис, Maquette Glazen Wolkenkrabber , фото

В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

В 1946—1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — архитектора и художественного критика Филипа Джонсона, дом которого построен по принципу “слияния с природой”: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.


Людвиг Мис, Фарнсворт хаус (стеклянный дом), фото

При строительстве многоэтажных жилых домов в Чикаго Мис ван дер Роэ возвращается к выдвинутой им еще в 1919 и 1921 годах идее высотного дома из стекла. То, что тогда представлялось мечтой, стало теперь реальностью. Стекло и сталь - единственные средства, примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая архитектурная идея «чем меньше, тем лучше» получила четкое выражение. Та же простота видна и в решении планировки дома. Вокруг центрального ядра, в котором находятся помещения инженерного оборудования, расположены спальни и жилые комнаты отдельных квартир.


Людвиг Мис, архитектура, фото

Выбранные им промышленные материалы - сталь и стекло - требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья. При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. По высказыванию Мис ван дер Роэ, здесь важен «органический принцип» соответствия каждого элемента своему месту в сооружении. Поэтому мастерские Мис ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе до 11, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление.

Здание фирмы «Бакарди» по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении из творений Мис ван дер Роэ 1953 и 1964 годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера.


Людмиг Мис, дизайн стула, фото

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.


Людвиг Мис, Seagram building, фото

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году.


Людвиг Мис, Новая национальная галерея, фото

Небоскрёбы Миса ван дер Роэ и его архитектурной школы определяют облик современных Чикаго и Нью-Йорка. А концепция «стекла и стали» сделалась своего рода архитектурным стандартом для многих западноевропейских и американских зодчих.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.

Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe, Ludwig) (1886–1969), американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное решение как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 в Ахене (Германия). От отца, каменщика по профессии, Мис ван дер Роэ унаследовал доскональное знание возможностей каменных конструкций. Приехав в 1905 в Берлин, он поступил учеником к известному немецкому мебельному мастеру Б.Паулю. С 1908 работал в мастерской у П.Беренса, где в то время обучались многие знаменитые мастера современной архитектуры, в том числе В.Гропиус и Ле Корбюзье. В 1912 Мис ван дер Роэ переехал в Гаагу; там он познакомился с работами Х.Берлаге, оказавшими большое влияние на формирование его стиля.

Архитектор стремился к предельной простоте своих сооружений. «Они должны быть простыми, и они просты, но они не должны быть примитивно простыми, а благородными, даже монументальными». Простота для Миса ван дер Роэ - не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой.

Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем. С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года - в мастерской Петера Беренса.

Позднее Мис ван дер Роэ писал:
«В 1900 году в Европе была группа очень талантливых людей, которая основала движение «Ар нуво». Они стремились создавать все по-новому: новые дома, новые костюмы, новые ложки, новую жизнь - все новое. Они думали, однако, что это - вопрос формы. В целом движение осталось типичной модой и никогда не выходило за ее пределы. Они были наиболее талантливые люди - таких больше не было в мире - и все-таки они не смогли сделать это.

Мне стало ясно, что вводить новые формы - не задача архитектуры. Я пытался понять - что же является ее задачей? Я спрашивал Петера Беренса, но он не смог мне ответить. Может быть, он просто не понимал вопроса. Мы пытались отыскать ответ сами. Мы исследовали залежи древней и средневековой философии. С того времени, как мы поняли, что это - вопрос истины, мы пытались найти, чем же действительно является истина. Мы были очень обрадованы, найдя определение истины у Фомы Аквинского, как выражают это современные философы на сегодняшнем языке: «Истина есть сущность факта». Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет. Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет - полстолетия».

Беренс, в то время крупнейший архитектор Германии, стремился дать новую жизнь классицизму, связав его с новыми конструкциями и решением новых функциональных задач. Среди поручений, которые пришлось выполнить Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Х.П. Берлаге. В 1913 году он открыл в Берлине свое проектное бюро.

Когда в 1930 году Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, он направил его деятельность на изучение в первую очередь чисто формальных проблем. Несмотря на это, нацисты сделали невозможной работу школы в Дессау. Мис ван дер Роэ вынужден был перевести ее в Берлин, а затем, в 1933 году, распустить. В 1937 году он эмигрировал в США, где годом позже был приглашен возглавить архитектурную школу ИТИ - Иллинойсского технологического института в Чикаго.

Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода - нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом. Планировку комплекса ИТИ он организует по принципу, который в свое время положил в основу барселонского павильона, - прямоугольные блоки зданий лишь направляют развитие непрерывной системы пространств. Вся планировка подчинена единой модульной сетке.

Одновременно с первыми зданиями ИТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фокс-Ривер (Иллинойс, 1946–1950). Три гладкие железобетонные плиты - терраса, пол и покрытие - как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада.


Начинавший как последователь Райта, Мис ван дер Роэ становится его антиподом. Рождается непримиримый антагонизм между романтикой «органичной архитектуры» и оголенным классицизмом универсальных структур Миса. В начале 1960-х годов, когда направление Миса ван дер Роэ исчерпало себя, он оставляет преподавательскую работу в ИТИ. Крупнейшая его постройка этих лет - Музей современного искусства в Западном Берлине (1968) - еще один вариант воплощения идеалов неоклассицизма в утонченно разработанной металлической конструкции.

МИС ВАН ДЕР РОЭ ЛЮДВИГ (настоящая фамилия Мис, Mies) - немецкий ар-хи-тек-тор, ди-зай-нер и пе-да-гог.

Один из ли-де-ров сов-ре-мен-но-го дви-же-ния и ин-тер-на-цио-наль-но-го сти-ля , при-над-ле-жит к чис-лу ос-но-во-по-лож-ни-ков ар-хитектурного мо-дер-низ-ма. В Ахе-не учил-ся в ре-мес-лен-ной шко-ле (1899-1901 годы) и под ру-ко-во-дством от-ца - мас-те-ра-ка-мен-щи-ка (вы-пол-нял чер-те-жи и ри-сун-ки для ма-ну-фак-ту-ры леп-но-го гип-со-во-го де-ко-ра). С 1905 года в Бер-ли-не, где был уче-ни-ком в мас-тер-ской ди-зай-не-ра ин-терь-е-ров и архитектора Б. Пау-ля (1906-1908 годы), по-стро-ил в «тра-ди-ци-он-ных» фор-мах дом фи-ло-со-фа А. Ри-ля в Ной-ба-бельс-бер-ге, близ Бер-ли-на (1907 год; го-но-рар по-зво-лил ему по-се-тить в 1908 году Ита-лию). В 1908-1912 годах ра-бо-тал у П. Бе-рен-са, в т. ч. осу-ще-ст-в-лял над-зор за строи-тель-ст-вом по-соль-ст-ва Гер-ма-нии в Санкт-Пе-тер-бур-ге по про-ек-ту по-след-не-го; ус-во-ил при этом сти-ли-сти-ку не-оклас-си-циз-ма (в уп-ро-щён-ном, мо-ну-мен-таль-ном ва-ри-ан-те, вос-хо-дя-щем к К.Ф. Шин-ке-лю) и пе-ре-нял ин-те-рес Бе-рен-са к тех-ническим нов-ше-ст-вам, ра-цио-на-лиз-му в промышленной ар-хи-тек-ту-ре и ди-зай-не. Зна-чительное влия-ние на Миса ван дер Роэ ока-за-ло твор-че-ст-во Ф.Л. Рай-та. В 1912 году от-крыл в Бер-ли-не собственную ар-хитектурную мас-тер-скую, ра-бо-тал в «тра-диционных» фор-мах и не-оклас-сическом сти-ле; раз-ра-ба-ты-вая про-ект до-ма с ху-дожественной га-ле-ре-ей близ Гаа-ги для Х. Крёл-лер-Мюл-лер (1912 год, не реа-ли-зо-ван), в Ни-дер-лан-дах по-зна-ко-мил-ся с твор-че-ст-вом Х. Бер-ла-ге, ис-поль-зо-вав-ше-го но-вые кон-ст-рук-ции (в т. ч. из стек-ла и ста-ли) и вы-сту-пав-ше-го за «че-ст-ность» в ис-поль-зо-ва-нии ма-те-риа-ла. В 1915-1918 годах слу-жил в инженерных вой-сках .

В пер-вые по-сле-во-ен-ные го-ды, ко-гда стро-ительная ак-тив-ность в Гер-ма-нии бы-ла низ-кой, вклю-чил-ся в дея-тель-ность ху-дожественного и ар-хитектурного аван-гар-дизма: воз-гла-вил ар-хитектурную сек-цию Но-ябрь-ской груп-пы (1921-1925 годы), стал уч-ре-ди-те-лем журнала «G: Materialien zur Ele-mentaren» (1923 год, совместно с Х. Рих-те-ром) и ар-хитектурного объ-е-ди-не-ния «Der Ring» (1923-1924 годы, совместно с Х. Хе-рин-гом). Опи-ра-ясь на идею «стек-лян-ной ар-хи-тек-ту-ры» экс-прес-сио-низ-ма и эс-те-ти-ку эле-мен-тар-ных гео-мет-рических форм «Де Стейл» (а от-час-ти и на про-стран-ст-вен-ные ком-по-зи-ции К.С. Ма-ле-ви-ча и Л.М. Ли-сиц-ко-го), раз-ра-бо-тал но-ва-тор-ские кон-цеп-ции вы-сот-но-го зда-ния со стек-лян-ным не-не-су-щим фа-са-дом и ме-тал-лическим кар-ка-сом (кон-курс-ный про-ект не-бо-скрё-ба на Фрид-рих-штрас-се в Бер-ли-не, 1921 год, и др.) и 7-этаж-но-го административного зда-ния из же-ле-зо-бе-то-на с лен-точ-ным за-стек-ле-ни-ем (1922 год), во-шед-шие в ши-ро-кую ар-хитектурную прак-ти-ку с середины XX века; соз-дал про-ек-ты за-го-род-ных до-мов ла-конич-ных гео-мет-рических форм из кир-пи-ча и бе-то-на со сво-бод-ной пла-ни-ров-кой в ду-хе Ф.Л. Рай-та (1923-1924 годы; все не реа-ли-зо-ва-ны). Свои идеи во-пло-тил в жи-лых по-строй-ках (дом Э. Воль-фа в Гу-бе-не, 1925-1927 годы, не сохранился; жи-лой ком-плекс на Аф-ри-ка-ни-ше-штрас-се в Бер-ли-не, 1926-1927 годы) и па-мят-ни-ке К. Либк-нех-ту и Р. Люк-сем-бург в Бер-ли-не (1925-1926 годы, не сохранился). Став 1-м ви-це-пре-зи-ден-том «Не-мец-ко-го Вер-кбун-да» (1926-1932 годы), ру-ко-во-дил строи-тель-ст-вом об-раз-цо-во-го поселения «Вай-сен-хоф» для вы-став-ки Вер-кбун-да в Штут-гар-те (1927 год), от-ра-зив-ше-го основные прин-ци-пы современного дви-же-ния; воз-вёл там 4-этаж-ное мно-го-квар-тир-ное зда-ние на сталь-ном кар-ка-се, во-круг ко-то-ро-го бы-ли по-строе-ны 20 до-мов по про-ек-там Ле Кор-бю-зье, В. Гро-пиу-са, П. Бе-рен-са и других ве-ду-щих ар-хи-тек-то-ров.

Раз-ви-вая свою идею но-во-го жи-ло-го до-ма, соз-дал про-ект па-виль-о-на Гер-ма-нии для Все-мир-ной вы-став-ки 1929 года в Бар-се-ло-не (вос-соз-дан в 1986 году), где со-еди-нил про-сто-ту форм и сво-бод-ную пла-ни-ров-ку с ис-поль-зо-ва-ни-ем раз-но-об-раз-ных ма-те-риа-лов (сталь, тра-вер-тин, мра-мор, оникс, ма-то-вое стек-ло) и про-из-ве-де-ний искусства (скульп-ту-ра Г. Коль-бе). Эта ком-по-зиционная схе-ма бы-ла раз-ра-бо-та-на под-роб-нее в вил-ле Ту-генд-хат в Брно (1929-1930 годы) и до-ме К. Лем-ке в Бер-ли-не (1932-1933 годы). С ди-зай-не-ром Л. Райх про-ек-ти-ро-вал ме-бель для ин-терь-е-ров сво-их зда-ний (крес-ло «Бар-се-ло-на», 1929 год; крес-ло «Брно» 1929-1930 годы, и др.).

В 1930 году по ре-ко-мен-да-ции В. Гро-пиу-са Мис ван дер Роэ воз-гла-вил Бау-ха-уз в Дес-сау, где основное вни-ма-ние уде-лил ар-хитектурному об-ра-зо-ва-нию, сде-лав его бо-лее ра-цио-наль-ным и праг-ма-тич-ным. Под дав-ле-ни-ем на-цис-тов в 1932 году был вы-ну-ж-ден пе-ре-вес-ти шко-лу в Бер-лин, а в 1933 году - за-крыть её. Про-дол-жал уча-ст-во-вать в кон-кур-сах (на про-ект зда-ния Рейхс-бан-ка в Бер-ли-не, 1933-1934 годы, и др.), ра-бо-тал для ча-ст-ных за-каз-чи-ков (про-ект до-ма М. Хуб-бе в Ма-где-бур-ге, 1935 год), но реа-ли-зо-вать свои ра-бо-ты не смог.

В 1938 году воз-гла-вил ар-хитектурный факультет Тех-но-логического института Ар-мо-ра (в 1940 году объ-е-ди-нён с Институтом Льюи-са в Ил-ли-ной-ский тех-но-ло-гический институт) в Чи-ка-го (до 1958 года), где со-з-дал но-вую об-ра-зо-вательную про-грам-му, ос-но-ван-ную на ос-вое-нии прак-тических, при-клад-ных зна-ний и ос-нов про-фес-сии. Для это-го института раз-ра-бо-тал про-ект но-во-го кам-пу-са (ген-план 1940-1941 годы; зда-ния - 1942-1957 годы), в т. ч. учеб-ный кор-пус Кра-ун-холл (1950-1956 годы), где во-пло-ти-лась об-щая для всех его про-ек-тов американского пе-рио-да идея еди-но-го внутреннего про-стран-ст-ва со сво-бод-ным пла-ном, под-хо-дя-ще-го для ме-няю-щих-ся нужд вла-дель-цев по-строй-ки. Как и зда-ние Но-вой национальной га-ле-реи в Бер-ли-не (1962-1968 годы), Кра-ун-холл от-но-сит-ся к ти-пу од-но-этаж-но-го од-но-про-лёт-но-го зда-ния, ко-то-рый Мис ван дер Роэ раз-ра-ба-ты-вал в те го-ды. За-го-род-ный дом Э. Фарн-су-эрт в Плей-но (1945-1950 годы) той же ти-по-ло-гии про-дол-жа-ет его экс-пе-ри-мен-ты в сфе-ре «стек-лян-ной ар-хи-тек-ту-ры»: пол-но-стью про-зрач-ные сте-ны раз-мы-ва-ют гра-ни-цы ме-ж-ду по-строй-кой и её при-род-ным ок-ру-же-ни-ем, но вы-кра-шен-ный в яр-ко-бе-лый цвет ме-тал-лический кар-кас не да-ёт со-ору-же-нию слить-ся со сре-дой. Так-же реа-ли-зо-вал в США свою кон-цеп-цию приз-ма-тического не-бо-скрё-ба с про-зрач-ным фа-са-дом - стек-лян-ной на-вес-ной сте-ной, рас-чер-чен-ной ме-тал-лическими про-фи-ля-ми на пря-мо-уголь-ные сек-ции (жи-лые баш-ни на Лейк-Шор-Драйв в Чи-ка-го, 1948-1951 годы; зда-ние «Сиг-рем бил-динг» в Нью-Йор-ке, про-ект, 1954 , 1956-1958 годы, совместно с Ф. Джон-со-ном; зда-ние IBM в Чи-ка-го, 1960-1969 годы, и многие другие), где круп-ный раз-мер зда-ния со-че-та-ет-ся с тон-ко-стью де-та-лей и бо-гат-ст-вом от-де-лоч-ных ма-те-риа-лов (брон-за, цвет-ное стек-ло, мра-мор и др.). Треть-им ти-пом по-сле-во-ен-но-го твор-че-ст-ва Миса ван дер Роэ ста-ло ма-ло-этаж-ное зда-ние на ме-тал-лическом кар-ка-се (зда-ние ком-па-нии «Bacardi» в Ме-хи-ко, 1957-1961 годы). Со-че-та-ние ма-ло-этаж-ной и вы-сот-ной за-строй-ки ха-рак-те-ри-зу-ет жи-лой мас-сив «Ла-фай-етт парк» в Дет-рой-те (ген-план 1955-1956 годов; зда-ния - начало 1960-х годов).

Своё по-ни-ма-ние ар-хи-тек-ту-ры Мис ван дер Роэ свя-зы-вал с фи-ло-со-фи-ей то-миз-ма; ви-дел цель твор-че-ст-ва в соз-да-нии уни-вер-саль-ной (аб-ст-ракт-но-гео-мет-рической) ар-хитектурной фор-мы, ко-то-рая из-бав-ле-на от все-го лиш-не-го и ос-но-ва-на на чёт-ко про-ду-ман-ной и яс-но чи-таю-щей-ся кон-ст-рук-ции. Он трак-то-вал искусство ар-хи-тек-ту-ры как вы-ра-же-ние ду-ха эпо-хи, от-ра-же-ние её по-треб-но-стей и ре-сур-сов. Эти идеи, на-ря-ду с раз-ра-бо-тан-ны-ми Мисом ван дер Роэ прак-тическими ар-хитектурными ре-ше-ния-ми, ока-за-ли зна-чительное влия-ние на ар-хи-тек-ту-ру 2-й половины XX - начало XXI веков; вме-сте с тем от-ра-жён-ные в его ра-бо-тах прин-ци-пы клас-сической ар-хи-тек-ту-ры (спо-кой-ный ритм вер-ти-ка-лей и го-ри-зон-та-лей, со-раз-мер-ность мас-шта-бов) и го-тического зод-че-ст-ва (вы-де-лен-ные внут-ри и сна-ру-жи зда-ния эле-мен-ты не-су-щей кон-ст-рук-ции) свя-зы-ва-ют его твор-че-ст-во с ис-то-рическим ар-хитектурным на-сле-ди-ем.

Сочинение:

[От-рыв-ки из вы-сту-п-ле-ний] // Мас-те-ра ар-хи-тек-ту-ры об ар-хи-тек-ту-ре. М., 1972. С. 365-383.

Дополнительная литература:

Johnson P.C. Mies van der Rohe. N. Y., 1947;

Hilberseimer L. Mies van der Rohe. Chi., 1956;

Blake P. Mies van der Rohe: architecture and structure. ;

Ма-чуль-ский Г.К. Мис ван дер Роэ. М., 1969;

Blaser W. Mies van der Rohe: furniture and interiors. Wood-bu-ry, 1982;

idem. Mies van der Rohe: less is more. Z.; N. Y., 1986;

idem. Mies van der Rohe: the art of structure. Basel; Boston, 1993;

Spaeth D. Mies van der Rohe. L., 1985;

Tegethoff W. Mies van der Rohe: the villas and country houses. N. Y., 1985;

Schulze F. Mies van der Rohe: a critical biography. L., 1986;

Mies reconsidered: his career, legacy and disciples. N. Y., 1986;

The Mies van der Rohe archive. N. Y., 1986-1992. Vol. 1-20;

Hochman E.S. Architects of fortune: Mies van der Rohe and the Third Reich. N. Y., 1989;

Mies van der Rohe: critical essays. N. Y., 1990;

Neumeyer F. The artless word: Mies van der Rohe on the building art. Camb. (Mass.), 1991;

The presence of Mies. N. Y., 1994;

Car-ter P. Mies van der Rohe at work. N. Y., 1999;

Mies in America. (Cat.). N. Y., 2001;

Mies in Berlin. (Cat.). N. Y.; L., 2003.