Основные социально-экономические показатели развития регионов россии. Доклад "основные показатели социально-экономического развития россии"

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.

Анализ социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе анализа показателей определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Тенденции и темпы социально-экономического развития, как РФ, так и ее субъектов зависят от большого количества факторов (показателей). Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)"», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ.

Принципы: комплексность оценки; системность оценки; достоверность исходных данных; соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов; максимальная информативность результатов оценки уровня; сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов.

Источники информации: годовая статистическая отчетность Гос. комитета по статистике; материалы, полученные от субъектов в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности.

2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования к численности населения, деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат.

3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта к численности населения.

4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.

5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, по данным Федеральной службы государственной статистики;

6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;

7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);

8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики;

9) выпуск специалистов высшими и гос. средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);

10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);

11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.

а основании этих показателей рассчитывается интегральный показатель уровня социально-экономического развития субъекта и эффективности деятельности власти.

Прирост производства ВРП области по итогам 2012 года оценивается в 10,5% к предыдущему году, что выше аналогичного показателя в среднем по Северо-Западному федеральному округу (3,8%). Объем ВРП на душу населения в Архангельской области с 2010 по 2012 год увеличился с 176,9 до 248,5 тысячи рублей. При этом величина среднедушевого ВРП региона оставалась ниже аналогичного показателя по округу - восьмое место среди регионов СЗФО и 36-е – по России.

По итогам 2012 года по индексу промышленного производства Архангельская область вышла на первое место среди субъектов СЗФО, при этом рост к уровню докризисного 2008 года составил 109,6%.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в регионе увеличился с 57,1 млрд. рублей в 2010 году до 112,1 млрд рублей в 2012 году. В течение 2010-2012 годов на территории Архангельской области был реализован 61 инвестиционный проект на общую сумму 15,1 млрд рублей, что позволило создать 890 новых рабочих мест. К 2012 году размер среднедушевых инвестиций в области превысил данный показатель по Российской Федерации и практически достиг среднего уровня по Северо-Западному федеральному округу.

В январе - декабре 2012 года наблюдался рост реальных денежных доходов населения на 2,9% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года (по России - на 4,8%, по СЗФО - на 3,1%). Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила 14,1%.

Состояние экономики Архангельской области в 2012 году характеризуется следующими основными показателями: Индекс промышленного производства 2012г. к 2011 (в %)-95,8 %, Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади-298,5. Продукция сельского хозяйства, млн. руб-11867,3. Оборот розничной торговли, млн. руб.-162353,2. Объем платных услуг населению, млн. руб.-54687,2. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. - 27953,0. Индекс потребительских цен (декабрь 2012 года в % к декабрю 2011 года) - 105,9. Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. - 23185,0. Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек11,0.

Денежные доходы По предварительным данным, в 2012 году денежные доходы на человека в месяц составили 23185,0 рубля, что на 8,1% больше, чем в 2011 году, денежные расходы, соответственно, – 21589,8 рубля и на 9,4%. Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились за этот период на 2,8%.

Оплата труда. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, за январь-ноябрь 2012 года составила 27953,0 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 14,6%. При этом в реальном исчислении (с учетом индекса потребительских цен) она увеличилась на 9,7%.

Занятость населения. По состоянию на 1 января 2013 года официально зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных 11,0 тыс. человек, или 1,6% экономически активного населения. По сравнению с 1 января 2012 года численность безработных граждан уменьшилась на 1,2 тыс.человек или на 9,9%.

Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составила к концу декабря 2012 года 1,4 человека.

По предварительной оценке численность населения Архангельской области к началу 2013 года не превысит 1202,5 тыс. человек, что на 11 тыс. человек (0,9%) меньше, чем на 1 января 2012 года. На сокращение численности в наибольшей степени повлиял продолжающийся миграционный отток северян, доля которого в общей убыли составляет 92,9% (10,2 тыс. человек).

Число зарегистрированных браков и разводов в прошедшем году в области, по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 17,8% и 6,4% соответственно. В расчете на каждую тысячу вновь созданных супружеских пар в области пришлось 603 распавшихся (за 2011 год – 529).

28.Государственная региональная политика: цели, объекты, методы и направления.

Региональная политика - составная часть гос регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Региональная политика - законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов гос. власти, их территориальных органов, органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства. Базовая цель - обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан РФ независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей. ЗАДАЧИ: рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов; переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики; внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ по развитию территорий.

Элементы: 1) Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности. 2) Бюджетная - механизм формирования и использования гос. финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3) Ценовая - гос. регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования. 4) Инвестиционная - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений. 5) Структурная - система мер по поддержке и реструктуризации отраслей экономики. 6) Социальная политика.

Основные направления: - координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном; - определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона; - подъем экономики депрессивных районов; - освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала; - проведение единой социальной политики и др. В настоящее время роль региональной политики в РФ постоянно возрастает. Каждый субъект федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направление региональной политики не может быть стандартным для всех регионов, ее необходимо координировать, опираясь на конкретные данные.

Методы проведения региональной политики- прямой и косвенный.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). При косвенных государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия тесно связаны с административными - это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования: создание специальных фондов регионального развития, которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр»; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов (2005-2020). ПРИОРИТЕТЫ: Формирование из регионов - «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны, Формирование региональных модулей Национальной инновационной системы, Создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров, Создание системы управления человеческими ресурсами. Повышение мобильности населения, обеспечение эффективного миграционного баланса в стране. Развитие региональной занятости населения, Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах, в первую очередь повышение эффективности использования общественных финансов.

В апреле 2014г. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N307 "была утверждена новая редакция государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения». Подпрограммы Программы, федеральные целевые программы-подпрограмма 1 "Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием";подпрограмма 2 "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России";подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"; Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развития инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы".

Цель Программы-обеспечение сбалансированного развития субъектов РФ.

Сроки реализации Программы - 2013 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы - общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 149161604 тыс. рублей

29. Производственная и социальная инфраструктуры региона.

Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.Инфраструктура – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей. Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру.

Производственная инфрастуктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и обслуживающих собственно производство. Производственная инфрастуктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.

Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы. Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и развития личности, является базой обеспечения качества жизни населения в регионах.

Экономике региона, независимо от его типа, присуща внутренняя хозяйственная целостность.

Хозяйство региона имеет сложную отраслевую и территориальную структуру. Отраслевая структура - совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого хозяйственного комплекса представлена такими двумя сферами, как материальное производство (производственная сфера) и нематериальное производство (непроизводственная сфера). Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства. Производственная сфера включает: отрасли, создающие материальные блага потребителю -промышленность, сельское хозяйство, строительство; отрасли, доставляющие материальные блага потребителю - транспорт, связь; отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки. Непроизводственная сфера - наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; здравоохранение, физическую культуру; просвещение; культуру; науку и научное обслуживание и т.д.

Региональное хозяйство обладает специфическими особенностями:

1. Это, прежде всего, его некоторая усеченность, недостаточная комплексность хозяйства, более рельефно выраженная монокультурность. Особенно эта черта проявляется для регионов небольших масштабов, приравненных к субъектам Федерации (области и т.п.). Так, для Архангельской области характерно отсутствие развития ряда отраслей хозяйства (легкая, пищевая).

2. Промежуточное положении регионального хозяйства между федеральным и местным уровнем управления (так называемый мезоуровень). Это накладывает весьма специфические требования к организационно-экономическому механизму управления: необходимость вписаться в общероссийскую стратегию реформирования и одновременно учесть региональные особенности, разграничить полномочия не только с центром, но и с местными органами власти, включая и раздел собственности, источников доходов бюджетов разного уровня и т. п.

3. Тесная связь с природно-географическим фактором. Действительно, наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасположение все это играет ключевую роль в экономике регионов. Сюда же следует отнести и степень развитости производственного потенциала, уровень экономического развития данной территории в целом. Известно, что одни регионы высокоразвиты, другие, наоборот, имеют низкий уровень развития. Следовательно, и региональная политика не может не учитывать реального положения дел.

4. Связь региональной экономики непосредственно с населением. Органы власти и управления регионом несут значительную ответственность за жизнеобеспечение населения. Они подвергаются давлению снизу, если случаются перебои в жизнеобеспечении. Поэтому социальный фактор играет первостепенную роль при выборе экономической стратегии развития, в управлении региональным хозяйством.

5. Принципиальным свойством регионального хозяйства является, то, что регион не может быть обречен на ликвидацию («банкротство»), на механическое прекращение своих функций по жизнеобеспечению населения. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств, является нарушение процесса воспроизводства, экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Соответственно, экономическая политика в регионах должна предусматривать в качестве стратегического курса разработку антидепрессивных мер на всех уровнях управления.

Структура экономики Архангельской области и социальная диверсификация населения региона за последние годы претерпели существенные изменения. Увеличение доли сырьевых и энергетических отраслей в структуре экономики региона повышают сырьевую зависимость Архангельской области от внешнеэкономической конъюнктуры рынков (леса, нефти, газа и т.д.). Структура экономики, доставшаяся от административно-комадной системы, в сравнении с большинством регионов была наименее чувствительной к рыночным преобразованиям, имела сырьевую и военную промышленность. Центр рассматривал область как сырьевую базу народнохозяйственного комплекса страны, не размещая здесь обрабатывающих мощностей по глубокой переработке сырья. Территориально промышленное производство сосредоточено в основном в трех центрах: Архангельский (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск), Котласский (Котлас, Коряжма), Онежский (Онега с Онежским районом). При этом в Архангельском промышленном узле сосредоточено более половины областного промышленного производства и столько же промышленного персонала. Такая территориальная концентрация промышленности сдерживает социально-экономическое развитие других районов, оказывает сильное антропогенное давление на окружающую среду, вызывая ее интенсивное загрязнение. Огромные пространства области с разноуровневым состоянием экономики и природно-климатических условий при низкой плотности населения и слаборазвитой транспортной инфраструктуры создают дополнительные трудности в развитии как минирегионов (районов), так и макрорегиона в целом – Архангельской области. Неразвитость социальной инфраструктуры. Набор жизненных благ, направленных на облегчение адаптации и проживания людей на Севере, за немногим исключением уступает среднероссийским критериям и зачастую не соответствует минимальному уровню социальных стандартов. Это касается прежде всего дорог с твердым покрытием, недостатком жилья и особенно благоустроенного. Архангельская область, располагая мощным ресурсным потенциалом, не занимает подобающего ей положения ни по экономическому развитию, ни по жизненному уровню населения.

30. Социально-экономические проблемы стратегического развития региона.

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. Процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны.

Экономические структурные проблемы

1. Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). 2. Унаследованная от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.

3. Складывающаяся новая иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий.

4. Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации.

Социальные (демографические, квалификационные и этнокультурные) проблемы

Сложившаяся региональная организация Российской Федерации пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива страны - человеческих ресурсов. В силу этого региональное развитие сталкивается с целым комплексом социальных (демографических, квалификационных, этнокультурных) проблем.

1. Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения России не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов.

2. Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,8% и увеличению доли населения пенсионного возраста. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации. Уменьшение численности населения рабочих возрастов создает угрозу сокращения экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение экономически активного населения вызовет дефицит рабочей силы.

3. В стране чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов.

4. Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов.

5. Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения.

6. Сложившаяся региональная организация страны пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива - человеческих ресурсов. Это выражается в дестабилизации качества жизни населения части российских регионов, их сильной стратификации по данному показателю, как между субъектами Российской Федерации, так и внутри них. Такая социальная стратификация российского общества не позволяет, во-первых, включить население в софинансирование социальных реформ в области здравоохранения, образования и ЖКХ, без чего будущее реформ остается весьма проблематичным. Во-вторых, рассчитывать на определенный рост рынка потребления, при нынешних объемах которого невозможен быстрый рост экономики, соответственно, и проблематична задача удвоения ВВП в заданные сроки. В-третьих, социальная стратификация не позволяет рассчитывать на изменение структуры формирования доходной части бюджетов различного уровня (в смысле увеличения доли участия населения). В-четвертых, блокирует появление в ближайшем будущем устойчивых институтов гражданского общества на территориях.

7. В России сложилась недостаточная продуктивность межэтнических и межконфессиональных, кросскультурных взаимодействий, которые обеспечивали необходимое для развития культурное разнообразие.

Практически все негативные тенденции развития, характерные для России, оказывают влияние и на развитие Архангельской области. На ситуацию в регионе влияют также региональная специфика и неблагоприятные природно-климатические условия. Основные проблемы социально-экономического развития-области: существующий уровень транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно использовать все виды транспорта; рост издержек производства предприятий реального сектора экономики и ухудшение их финансового состояния, вызванные опережающим ростом цен и тарифов на энергоносители, продукцию и услуги естественных монополий и добывающих отраслей; невысокие темпы модернизации к обновлениям производства; не получило должного развития жилищное строительство (в жилом фонде области значительный рост, доли ветхого и аварийного жилья); демографические проблемы - естественная и миграционная убыль, высокая смертность в трудоспособном возрасте ведут к увеличению демографической нагрузки; невысокий уровень жизни населения при значительной социальной и экономической дифференциации (в Архангельской области ниже черты бедности проживает пятая часть населения); проблема занятости и квалифицированных кадров (имеет место несоответствие между потребностями в кадрах реального сектора экономики и предложениями на рынке труда); проблемы состояния окружающей среды.

Арктика - это многомерноефизико-географическое, водно-территориальное, социально-экономическое,этническое, культурное, геополитическое пространство, примыкающее к

Северному полюсу и включающее окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, пять приарктических государств.В Арктической зоне производится продукция, обеспечивающаяполучение более десяти процентов национального дохода России (при доленаселения, равной одному проценту) и составляющая более двадцати процентаобъема общероссийского экспорта. Здесь сконцентрирована добычаприродного газа, апатитового концентрата, многих стратегически важныхцветных и драгоценных металлов (никель, медь, кобальт и другие). Арктический макрорегион России объединяет районы Арктики иКрайнего Севера России, основными зонами специализации которого станетдобыча сырья (в том числе в полярных широтах и на шельфе арктическихморей), интенсификация развития лесопромышленного комплекса ивыполнение функций глобальной транспортно-транзитной зоны. Арктическиймакрорегион должен является одним из опорных регионов международного сотрудничества России через проекты совершенствования схемы управленияединой транспортной системой Севера России, включая Северный морскойпуть, связь с БАМ, речные артерии Сибири и воздушный транспорт,формирования опорной сети автомобильных дорог, а также создания новых иразвитие существующих магистральных трубопроводов, специализированныхморских терминалов для обеспечения транспортировки сырья в районыпереработки и сбыта. При этом важнейшую роль будут играть проектыразвития транспортно-логистической инфраструктуры.

Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социально-экономической статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система должна иметь обобщающий показатель, обеспечивающий методологическое единство всех ее частных показателей и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

Следует отметить, что ни одна из существующих методик не может быть признана универсальной (по крайней мере, пока не примет силу закона), так как индикаторы в итоге должны отражать цели экономического и социального развития и прежде всего цели региональной стабилизационной политики.

Регион (подобно любой другой социально-экономической системе) находится в постоянном развитии. В связи с этим возникает необходимость в постоянном пересмотре критериев для получения объективных результатов диагностики.

Несмотря на некоторые различия в иерархии ценностей и целях развития, международные организации оценивают уровень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких является Human Development Index (НDI) – индекс человеческого развития (ИЧР) в странах и регионах мира. Ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Используется в изданиях специальной серии докладов ПРООН о развитии человека.

Индекс человеческого развития – это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как "качество жизни" или "уровень жизни". ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы.

  • 1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  • 2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  • 3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВИД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

В 2010 г. семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), индекс гендерного неравенства (ИГН) и индекс многомерной бедности (ИМБ).

  • 1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.
  • 2. Страны с высоким уровнем ИЧР.
  • 3. Страны со средним уровнем ИЧР.
  • 4. Страны с низким уровнем ИЧР.

В 2011 г. Россия входила в группу стран с высоким уровнем ИЧР и занимала 66 место.

В рамках ЮНЕСКО и ВОЗ периодически проводятся исследования динамики уровня жизни населения и "жизнеспособности народов" в зависимости от социально-экономической политики правительства и экологической ситуации в той или иной стране.

Коэффициент жизнеспособности нации измеряется по пятибалльной шкале. Он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны.

Поскольку частных показателей экономического и социального развития много и они имеют разную размерность, построение интегральных показателей предполагает переход к неким единообразным характеристикам. В качестве таковых могут быть использованы ранги (места) районов по каждому показателю. В этом случае районы упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до п (п – число районов). Для показателей-стимулянт (к таковым, например, относятся объем промышленной продукции, обеспеченность населения жильем и др.) ранг 1 присваивается району с наивысшим значением показателя; для показателей-дестимулянт порядок упорядочивания обратный, т.е. ранг 1 будет у того района, для которого показатель имеет наименьшее значение (примерами дестимулянт являются величина суммарной задолженности предприятий по обязательствам и число зарегистрированных преступлений). Присвоив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг региона по всем показателям

где – ранг i -го региона по j -му показателю; т – число показателей.

Чем меньше значение , тем более развит регион с точки зрения совокупности рассматриваемых характеристик.

К недостаткам данного метода относятся: во-первых, механическое соединение исходных показателей; во-вторых, то, что полученные средние ранги не отражают фактического расстояния между объектами исследования. В этом смысле упорядочивание регионов по значениям главных компонент или главных факторов предпочтительнее.

В. Г. Алиевым для ранжирования районов по уровню их социально-экономического развития предлагается специальная методика. Для составления рейтинга использован гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели многомерного сравнительного анализа (в данном случае – сопоставление результатов деятельности муниципальных образований по широкому спектру показателей). Метод основан на установлении эвклидовых расстояний, что позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого муниципального образования, но и степень их близости (отдаленности) до показателей района, являющегося эталоном в данной совокупности.

Данная методика осуществляется в три этапа. На первом этапе обосновывается система показателей, по которым оценивается социально-экономическое состояние районов. Критерии отбора следующие: во-первых, показатели должны позволять получать объективные результаты сравнения, во-вторых, предусматривать возможность их использования как самостоятельных показателей при проведении диагностики. Сравнительная рейтинговая оценка учитывает реальные возможности всех муниципальных образований области. Система показателей характеризует состояние и развитие промышленного сектора экономики, эффективность сельскохозяйственного производства, уровень инвестиционной активности, финансовую устойчивость экономики, социальную направленность развития муниципального образования, а также динамичность развития экономики в целом. Выделенные группы показателей позволяют в силу их многоплановости и многообразия сопоставлять различные районы по степени их влияния на общеэкономическое состояние региона. Показатели сводятся в общую таблицу исходных данных.

Исходные данные могут быть представлены как в виде моментных показателей, отражающих состояние отрасли на определенную дату, так и показателей, характеризующих динамику деятельности и представленных в виде коэффициента роста (снижения). При проведении комплексной рейтинговой оценки возможно одновременное их применение.

На втором этапе создается матрица стандартизированных коэффициентов. Определяются максимальные значения показателей по всей совокупности районов, приравниваются к единице и заносятся в матрицу стандартизированных коэффициентов. Все элементы графы делятся на максимальные значения:

где – стандартизированный i- й коэффициент j- й группы; i- й показатель j- й группы.

Если с экономической точки зрения лучшим является минимальное значение показателя (например, данные по кредиторской и дебеторской задолженности, убыточным предприятиям, преступности), то шкала расчета изменяется так, чтобы эталоном являлся показатель с наименьшим результатом.

Если задача решается с учетом разного веса показателей, то полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов (К ), рассчитанных через коэффициенты детерминации, после чего результаты складываются по строкам (для каждой анализируемой территории) и из полученной суммы извлекается квадратный корень:

Полученные значения итоговых баллов (Qi) либо рейтинговые оценки (Ri) размещаются по ранжиру и определяется место каждого района. В первую группу включаются районы, получившие максимальные значения итогового балла, соответственно, с более низкими показателями балльной оценки – в последующие. Подобный методический подход при наличии достаточной информационной базы позволяет провести вполне объективный сравнительный анализ социально-экономического состояния районов, а также выполнить их типологию в соответствии с полученными результатами балльной оценки.

Основным достоинством методики многомерного сравнительного анализа является возможность комплексной оценки системы разнородных факторов, на базе которой осуществляется сравнение анализируемых объектов.

В качестве обобщающего показателя уровня жизни может также использоваться синтетический индекс, построенный на основе стандартизованных значений исходных показателей:

где – синтетический индекс для i -го региона;– стандартизованное значение j -го показателя для i -го региона:

Здесь – значение j- го показателя для /-го региона; – среднее значение j -го показателя;– стандартное отклонение значения j -го показателя.

При таком подходе возникают проблемы, поскольку значения могут быть как положительными, так и отрицательными. Интересный вариант преобразования исходных переменных в безразмерные величины предложен польскими исследователями М. Чесляк и Е. Октабской. По их алгоритму рассчитываются отклонения:

для стимулянт

для дестимулянт

где – значение j -го показателя для объекта k, принятого за образец ().

Затем для каждого i -го региона по каждому j -му показателю рассчитывается стандартизованное значение

Таким образом, стандартизация отклонений показателя того или иного региона от минимального производится путем деления на размах вариации значений (а не на стандартное отклонение S , как это делается обычно). На основе стандартизованных показателейдля каждого i -го региона вычисляется синтетический индекс .

Этот метод также имеет недостатки: во-первых, предполагается, что сравнение объектов по всем показателям происходит по отношению к некоторому образцу; во-вторых, принимается, что все показатели выступают как равнозначные.

Сходная технология расчета интегрального показателя предложена Н. Э. Кульбакой. По этой методике для каждой из шести выделяемых им составляющих социальной сферы вычисляются коэффициенты (индексы), основанные на сравнении достигнутого в регионе уровня с максимальными и минимальными в мировой практике показателями. Для свертки отдельных показателей в каждом из направлений используется формула

где – индекс состояния в i- й группе; – число показателей в i- й группе; – величина j -го показателя в i- й группе.

Окончательный сводный индекс социального развития будет определяться по формуле

где N – число групп показателей.

В статистике качества и уровня жизни могут быть использованы экспертные оценки. Например, американская некоммерческая организация "Комитет по демографическому кризису" на базе официальных статистических данных, результатов анкетных опросов и экспертных оценок за 1989 г. провела исследование качества жизни в 100 крупнейших городах мира. Качество жизни оценивалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями: стоимость питания (доля семейных расходов на питание), жилищные условия (число жителей на одну комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и электричеством), связь (число телефонов на 100 жителей), образование (доля детей, обучающихся в школе), здравоохранение (детская смертность на 1000 живорожденных), общественная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. жителей), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в час пик), чистота воздуха.

Высказываются предложения о расчете обобщающего показателя в виде средней взвешенной величины частных показателей уровня жизни (групп показателей). Весами служат экспертные оценки их долевой значимости (весомости). При этом важно предварительно привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), тогда задача решается с использованием относительных величин их динамики. Примером такого показателя может служить индикатор напряженности, составляющими которого являются степень обеспеченности потребительскими товарами, уровень преступности, степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем.

Существуют мнения, что обобщающий показатель уровня жизни населения можно построить, используя метод главных компонент или факторный анализ. В соответствии с этим методом обобщающий показатель представляет собой линейную комбинацию приведенных к сопоставимому виду исходных показателей:

где – исходный показатель; – нагрузка i -го фактора на j -й показатель; – случайная компонента.

Обычно за обобщающий показатель уровня жизни принимают первый фактор или два фактора, дающие наибольший вклад в суммарную дисперсию. Содержательная интерпретация выделенных факторов определяется значениями факторных нагрузок , измеряющих корреляцию выделенного фактора с исходными показателями .

Все большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, т.е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах. При таком подходе к общей оценке уровня жизни устраняются многие трудности и недостатки, присущие другим методам.

Совокупность нормативов в наборе показателей уровня жизни образует вектор целей , а совокупность фактических показателей – вектор достигнутых результатов . Тогда величина угла между ними будет мерой пропорциональности развития, а произведение отношения длин векторов на cos φ (угла между векторами) – мерой степени приближения к целевому (нормативному) состоянию:

Где – длина вектора результатов; – длина вектора целей; – компоненты векторов.

Отношением скалярного произведения векторов к произведению их длин определяется

где

Закончить приведенный анализ целесообразно построением графика, на оси абсцисс которого откладывается время, а на оси ординат – величины σφ, фиксирующие степень приближения фактических показателей к нормативным, и выровненные значения этих приближений.

При таком подходе к оценке уровня жизни в задачу исследования не входит обсуждение самих норм, их считают рациональными, хотя они будут постоянно пересматриваться и совершенствоваться. Нормы воспринимаются не только как цель, но и как условия для всестороннего развития личности.

Проблема измерения и сопоставления уровней социального развития, в свою очередь, является частью более масштабной проблемы – возможности прогнозировать изменения уровня жизни, учитывая специфические особенности и разновидность каждого региона, планировать и программировать мероприятия, необходимые для его прогрессивного изменения. Успешность планирования во многом зависит от обоснованности государственных планов, но не полностью. Объектами планирования в основном пока являются показатели уровня жизни (рост реальных доходов трудящихся, доля государственной, колхозно-кооперативной и личной собственности в удовлетворении личных потребностей, занятость населения, распределение общественных фондов потребления по социальным группам, между городским и сельским населением и т.д.). Перспективно применять единый, синтетический показатель. Искомый показатель должен удовлетворять следующим требованиям: отражать конечные результаты социального развития; характеризовать обе его стороны – изменение и процесса, и результата; количественно измерять развитие, происходящее за счет внедрения социальных достижений. Таким показателем является уровень социально- экономического развития (УСЭР).

При построении УСЭР необходимо учитывать два основных момента. Первый – теоретического характера – заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй – методического плана – в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.

В качестве обобщающих показателей, посредством которых можно оценить уровни развития регионов в целом, экономистами предлагаются следующие: национальный доход или совокупный общественный продукт на душу населения; национальный доход в расчете на одного работающего; сводный районный индекс производительности труда; степень занятости населения и обеспеченность трудовыми ресурсами для создания эффективного хозяйственного комплекса; уровень производства материальных благ (оценивается показателем валового общественного продукта в расчете на душу населения), жизненный уровень трудящихся (уровень реальных доходов, обеспеченность населения продуктами питания и предметами широкого потребления, жильем и бытовым обслуживанием, торговой сетью) и др.

Специальную методику агрегирования признаков одним из первых стал использовать З. Хельвиг. Им был предложен так называемый таксономический показатель, который представляет собой синтетическую величину, образованную из всех признаков, характеризующих изучаемое экономическое явление. Опираясь на идеи З. Хельвига, экономисты разных стран успешно применяют в исследовательской работе методику измерения уровня развития экономических районов с помощью таксонометрических групп показателей. Уровень развития определяется близостью реального таксона к условному с максимальными значениями показателей развития региона, стимулирующих развитие (минимальными значениями показателей, сдерживающих развитие).

Управление формированием образа жизни населения в необходимом для общества направлении будем считать эффективным, если от одного периода социального планирования к другому уровень его развития возрастет, приближаясь к объективно-необходимой величине – целевому показателю. Если в качестве последнего принять уровень социального развития "идеальной" (или эталонной) группы и считать его пределом, то можно ожидать, что реальный уровень развития населения любого региона будет ниже.

Недостатка, связанного с использованием пороговых констант, лишен таксономический показатель, рассчитываемый по методу В. Плюты. В нем применяется матрица данных, составленная из стандартизованных значений признаков. Стандартизация позволяет избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Все признаки исходной совокупности преобразовываются в стимуляторы. В. Плюта предложил рассчитывать таксономический показатель но следующей формуле:

где

И – реализация j -го свойства соответственно на i-м и эталонном объектах.

Итак, метод расчета выбран. Обоснуем систему показателей, приемлемую для анализа и прогнозирования развития регионов, а также для сравнительного межрегионального анализа. Примем во внимание, что факторы общественного развития могут играть как стимулирующую (стимулянты), так и дестимулирующую (дестимулянты) роль.

Наиболее дешевым и доступным источником надежных данных для межрегиональных анализов в новых условиях являются государственные статистические сборники-ежегодники. Но даже в этих документах состав показателей во времени меняется: перестают включаться одни, появляются другие. Из-за нестабильности структуры статистических сборников расчет интегрального показателя, возможно, придется вести по двум совокупностям первичных показателей: сокращенному их числу, в том числе и за те периоды, когда они еще включались в сборники; новому набору показателей, в котором взамен одних появлялись другие.

По мере удлинения анализируемого динамического ряда верхний полюс показателей эталона будет отодвигаться, так как уровень благосостояния даже в условиях экстенсивного развития все же возрастает. В связи с этим при проведении последующих расчетов значения интегральных индексов должны вычисляться не только на текущий момент, но и за предыдущие периоды.

Для характеристики состояния и тенденции развития экономики развития в РФ используется комплекс показателей, определяемых по субъектам РФ и федеральным округам. Основная часть данных представляется РОССТАТом и его территориальными подразделениями, при этом используется информация получаемая от хозяйствующих субъектов, ряда других гос.органов (ФНС, таможенная служба, УФМС, ЗАГС).

Уровень развития регионов оценивается по многим видам показателей, которые можно разделить на 3 группы :

1. Экономические

2. Социальные

3. Политические

Экономические показатели:

    ВВП (отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства.)

    ВНП (отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.)

    ВДС (валовая добавленная стоимость); (разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.)

Обобщающим показателям масштабов экономической деятельности в регионе является ВРП (валовый региональный продукт). По регионам ВРП определяется только на стадии производства и учитывает доходы, получаемые всеми участниками экономической деятельности (предприниматели, юр. лица, наемные работники и государство.)

20. Экономические показатели социально-экономического развития региона

21.Социальные и политические показатели развития региона

Уровень развития социальной сферы региона характеризуется системой показателей, важнейшими из которых являются такие, как:

Средняя продолжительность жизни;

Рождаемость;

Смертность;

Среднедушевые доходы населения;

Величина прожиточного минимума;

Доля населения, находящегося за чертой бедности.;

Величина поляризации доходов;

Объем медицинских услуг, доступных всему населению.

Для региональных и муниципальных органов власти эти показатели выступают как социальные нормативы на определенный период развития.

Политические показатели

Такими показателями являются наличие политических и религиозных свобод в обществе, многообразие политических партий и общественных организаций, уровень коррумпированности власти и т.п.

22. Закономерности размещения производительных сил

Понятия производительных сил

производительными силами считается совокупность сил общества, способных создавать различного рода материальные и нематериальные ценности.

Источник производительных сил общества – народное хозяйство, наиболее значимым элементом которого является промышленный комплекс.

Закономерности размещения производительных сил

Под закономерностью понимается частное проявление общественных законов в определенных специфических условиях, которое выражается через устойчиво повторяющиеся взаимосвязи социально-экономических процессов и явлений.

Важнейшей закономерностью является рациональное, наиболее эффективное размещение производства. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта.

23. Принципы размещения производительных сил

Принципы размещения производительных сил - это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят :

принцип размещения производства с учетом близости источников сырья , энергии и потребителей конечной продукции;

принцип комплексности , в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

рациональная пространственная концентрация (агломерация ) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

кооперирование производства между различными предприятиями , сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики . При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический - предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют:специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах)соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.

Показатели уровня социально-экономического развития стран.

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Сингапур, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, Казахстан и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.).

Типы стран мира.

В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Рис. 40. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада . На долю этих стран приходится 2 / 3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия , Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия , Беларусь , Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай , Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия , Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2 / 3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1 / 2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.

Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014