Основные элементы налогообложения и их характеристика. Вопрос: Элементы налогообложения и их характеристика

Элементами налогообложения выступают: (ст. 17. НК РФ)

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговая ставка;

Налоговый период;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с НК РФ предусматриваются налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиком. Наряду с общим режимом налогообложения применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система, система налогообложения в свободных экономических зонах и т.д.)

Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения является любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющий имуществом, или иных обязательствах в следствии которого возникает соответствующее налоговое обязательство.

Объектом налогообложения могут считаться (ст. 38 НК РФ) операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых возникает обязанность по уплате налогов.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, налоговые ставки по федеральные, региональным и местным налогам установлены в соответствии с НК РФ. По региональным и местным налогам также действуют законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления.

По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные ставки.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которого уплачивается авансовый платеж.

Если организация была создана после начала отчетного периода, то началом ее финансового года будет считаться время с периода ее государственной регистрации до конца года. Если организация бала зарегистрирована в период с 01 октября по 31 декабря, то ее первым налоговым периодом станет момент ее государственной регистрации до конца календарного года следующего за годом ее создания.

Порядок исчисления налога состоит в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

О порядке и сроках уплаты налогов говорится в 57 и 58 ст. НК РФ. Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или исчислением периода времени, который может исчисляться годами, кварталами, месяцами, неделями и днями при этом указывается событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные элементы налогообложения.

2. Что является объектом налогообложения?

3. Налоговая база включает в себя....

4. Что такое налоговая ставка?

5. Что считается налоговым периодом?

6. В чем состоит порядок исчисления налогов?

7. Какими статьями регламентированы сроки и порядок уплаты налогов?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Возможно разделение элементов налогового обязательства на три группы: основные (обязательные) элементы налога; факультативные элементы; дополнительные элементы.

Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.

Налог считается установленным в случае, когда определены следующие обязательные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты.

Факультативные элементы налога не являются обязательными, но могут быть определены законодательным актом.

Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения (ст. 12 Кодекса), а именно: налоговые льготы, налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по этим налогам.

Дополнительные элементы не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе относятся: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад, получатель налога.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физ. лиц, облагаемых налогами.

Объект налога (объект обложения) – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деят-ти, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта (подоходный налог и др.).

Налоговая база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Субъект налога (плательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком.

Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. Налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календ. год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физ. лиц и налога на добавленную стоимость – месяц.

Порядок исчисления налога – это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок уплаты налога предполагает решение следующих вопросов: направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд), средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте), механизм платежа (в безналичном или наличном порядке), особенности контроля за уплатой налога.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (ст. 57 Кодекса).

Носитель налога – фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома, а уплачивают этот налог арендаторы.

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Единица обложения – единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она уст-ся либо в процентах, либо в твердых суммах. В теории и практике налогов важное значение имеют методы построения налоговых ставок. Различают четыре метода: твердые, или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах.

Налоговая квота – налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика.

Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Определение и экономическая сущность налогов. Специфические признаки налога, их характеристика.

Налог – обязательный, срочный, безвозвратный, безэквивалентный платеж в бюджет от физ. и юр. лиц в соотв. с действ. законодательством с целью финансирования деятельности гос-ва.

Экономическая сущность налога закл. в изъятии гос-вом в пользу общества определенной части совокупного произведенного продукта.

Специфические признаки налога:

Денежная форма платежа;

Обязательный, принудительный;

Одностороннее движение денежных средств;

Смена формы собственности;

Определенность по объему и сроку платежа.

Функции налогов, из взаимосвязь

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, спо­собом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Функции налогов:

1) Регулирующая – маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем:

Стимулирующая – направлена на поощрение приоритетных отраслей экономики, отдельных видов деятельности (подразумевает систему льгот и освобождения);

Дестимулирующая – путем повышенного налога оказать сдерживающее воздействие или затормозить процесс.

2) Распределительная. Эта функция выражает сущ­ность налогов как особого централизованного инструмента распределитель­ных отношений. Распределительная функция иначе называется со­циальной, поскольку состоит в перераспределении общественных до­ходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает гарантию социальной стабильности общества.

3) Фискальная – изъятие части дохода пред-й и граждан для формирования доходов бюджетных и внебюджетных фондов для реализации гос программ.

4) Контрольная – оценка соблюдения и эффективности налогообложения, оценка необходимости внесения изменений в бюджетную систему.

Элементы налога, их определение и характеристика

1) Субъект налога (налогоплательщик) – элемент устанавливает, кто должен уплачивать налог.

а) Физ. лица (резиденты, нерезиденты). Признак резидентства для физ. лиц – кол-во дней нахождения на территории России. Если >183 дней в году – резидент,< - нерезидент.

б) Юр. лица (резиденты, нерезиденты). Признак резидентства для юр. лиц – место регистрации и основания организации.

У резидента полная налоговая обязанность с доходов, полученных в России и за рубежом. У нерезидента – с той части доходов полученных в стране, где он нерезидент.

2) Объект налога – за что платить. Это предмет, действие, событие, состояние субъекта налога, с наличием которого возникает обязанность по уплате налога.

3) Налоговая база – стоимостная, физическая или иная хар-ка объекта, на что начисляется налог.

4) Налоговая ставка – размер налоговых начислений на ед. измерения налоговой базы. (твердые – налог на игорный бизнес, транспортный налог; долевые – НДФЛ, НДС, налог на прибыль; кратные – налог на собак 1/2 МРОТ, сейчас не действует, только для примера; комбинированные – сборы у нотариуса.)

5) Налоговый период – период времени по окончании которого определяется налоговая база и начисляется сумма налога.

6) Отчетный период – срок составления отчетности и предоставление её в налоговый орган.

7) Срок уплаты – календарная даты или определенный период времени в течении которого субъект должен уплатить налог.

8) Порядок исчисления налога – действия н/плат. или налогового органа, налогового агента по определению и удержанию факт. суммы налога с н/плат. на основе налоговой ставки и базы.

9) Распределение суммы налога – установление счета соотв. бюджета или внебюджетного фонда для перечисления налога.

10) Налоговая льгота – преимущество, предусмотренное законодательством по предоставлению отдельным категориям н/пл. не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере:

а) налоговые изъятия – выведение из-под н/обложения объекта налога или субъекта;

б) налоговые скидки – сокращение налоговой базы;

в) налоговые освобождения – уменьшение налоговой ставки или перенос срока уплаты. Перенос срока уплаты: - отсрочка (не более года), рассрочка (в течение года), инвест.налоговый кредит (от 1г до 5 лет).

С развитием цивилизации, становлением финансовой сис­темы, совершенствовалось и налогообложение. Постепенно налоги превратились в постоянный источник обеспечения го­сударства средствами для выполнения возложенных на него общественных обязанностей. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов форми­руется до 80-90% всех доходов государства.

В соответствии Налоговым кодексом РФ:

    налог - это обязательный индивидуально безвозмезд­ный платеж. Взимается он с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, прина­длежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;

    сбор - это обязательный взнос, взимаемый с органи­заций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий, в том числе предоставление определенных

прав или выдачу разрешений (лицензий) государс­твенными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должност­ными лицами. Роль налогов многообразна, проявляется она через их фун­кции. К ним относятся фискальная, распределительная, регу­лирующая, стимулирующая и контрольная функции налогов.

Посредством фискальной функции налогов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджет­ной системе и внебюджетных фондах с целью удовлетворения общественных потребностей. С этой функцией тесно связана распределительная функция налогов, так как налоги, являясь финансовой категорией, дают возможность создать единый финансовый фонд для его дальнейшего распределения в безэк­вивалентном порядке.

Регулирующая роль проявляется в воздействии налогов на поведение хозяйствующих субъектов на рынке и на социально-экономические процессы в обществе с этой функцией налогов переплетается стимулирующая функция, которая реализует­ся через систему различных льгот преференций в целях созда­ния благоприятных условий для развития отдельных отраслей и экономики страны в целом.

Благодаря контрольной функции налогов оценивается эф­фективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходи­мость внесения изменения не только в налоговую систему, но и бюджетную политику. Осуществление этой функции налогов во многом зависит от налоговой дисциплины.

2 Принципы налогообложения

Впер­вые они были сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776).). В ней он выделил четыре основных принципа налогообложения (принцип справедливос­ти, определенности, удобства и экономии), которые и послужи­ли основой создания современных принципов, заложенных в налоговых системах стран мира.

В основе российской налоговой системы лежат следующие принципы налогообложения:

    справедливость, всеобщность и равенство в отно­шении участников налоговых обязательств. При этом учитывается фактическая платежеспособность нало­гоплательщика;

    недопустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от таких признаков, как расо­вые, социальные, национальные, религиозные и т. п. Налоговые ставки не могут различаться также в за­висимости от форм собственности, гражданства физи­ческих лиц или места происхождения капитала;

    недопустимость установления налогов и сборов,на­рушающих единое экономическое пространство в пределах страны, прямо или косвенно ограничиваю­щих свободное перемещение по российской террито­рии товаров (работ, услуг) или финансовых средств, препятствующих законной деятельности налогопла­тельщиков;

    обеспеченность прав налогоплательщиков, их за­конных интересов. Никто не обязан уплачивать на­логи и сборы, не установленные Налоговым кодек­сом РФ;

    определенность и понятность законодательных ак­тов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения. Все неустранимые сомнения, проти­воречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика;

    применение в области налогообложения правил и норм международных договоров РФ, если они не соот­ветствуют предусмотренным Налоговым кодексом РФ и принятым в соответствии с ним нормативными пра­вовыми актами о налогах и сборах.

Взимание налогов и сборов на территории Российской Федерации осуществляется на основе налогового законода­тельства

3 Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации.

Система российского налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержа­щих налоговые нормы.

Федеративное устройство государства повлияло на орга­низацию бюджетно-налоговых отношений в Российской Фе­дерации. К правовому обеспечению в сфере налогообложения следует отнести:

    законодательство РФ - Налоговый кодекс РФ и при­нятые в соответствии с ним федеральные законы о на­логах и сборах;

    законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов о налогах и сборах субъек­тов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодек­сом РФ;

    нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образо­ваний в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Нормативные правовые акты по вопросам налогообложе­ния издают в пределах своей компетенции:

    Министерство финансов РФ;

    органы исполнительной власти субъектов РФ;

Исполнительные органы муниципальных образований.

Однако эти акты не могут изменять или дополнять законо­дательство о налогах и сборах. Признание нормативного пра­вового акта не соответствующим Налоговому кодексу РФ осу­ществляется в судебном порядке.

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) и Феде­ральная таможенная служба РФ (ФТС России) не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Особого внимания заслуживает действие актов законода­тельства о налогах и сборах во времени.

Акты законодательства вступают в силу:

По налогам не ранее чем по истечении месяца после их официального опубликования и не ранее 1-го числа

очередного налогового периода по соответствующему налогу;

По сборам не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Однако имеются исключения из этих правил. Так, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ра­нее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, если:

    федеральными законами вносятся изменения в Нало­говый кодекс РФ в части установления новых налогов и сборов;

    актами законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и актами представительных органов местного са­моуправления вводятся налоги и сборы.

Акты законодательства о налогах и сборах:

    не имеют обратной силы, если ухудшают положение плательщиков налогов и сборов (введение новых на­логов и сборов, повышение размера их ставок, уста­новление или отягчение ответственности за наруше­ние налогового законодательства, установление новых обязанностей);

    имеют обратную силу, если улучшают положение пла­тельщиков налогов и сборов (установление или смяг­чение ответственности за нарушение налогового зако­нодательства, дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков);

    могут иметь обратную силу, если прямо предусматри­вают это (отменяются налоги и сборы, снижаются раз­меры ставок, устраняется обязанность по уплате нало­га и сбора и т. д.).

Налоговым законодательством определены субъекты на­логовых отношений. К ним относятся:

Организации и физические лица, признаваемые в со­ ответствии с Налоговым кодексом РФ, налогоплатель­ щиками или плательщиками сборов;

    организации и физические лица, признаваемые в соответс­твии с Налоговым кодексом РФ, налоговыми агентами;

    налоговые органы;

    таможенные органы;

    сборщики налогов (государственные органы испол­нительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, другие должностные лица организации, осуществля­ющие прием денежных средств в счет уплаты налога, сбора и их перечисление в бюджет);

Органы государственных внебюджетных фондов. Торговые организации относятся к числу налогоплатель­ щиков.

4. C убъекты налоговых отношений

Налоговые отношения возникают и проявляются в том случае, когда определены субъекты и объекты отношений, и установлено содержание правоотношений между субъектами по поводу объектов. Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. С одной стороны, это государство в лице уполномоченных налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны – это налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и иные обязанные лица.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

5. Права и обязанности налогоплательщиков.

Права налогоплательщиков

    Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, порядок исчисления и уп­латы налогов и сборов.

    Получать письменные разъяснения:

    от Министерства финансов РФ - по вопросам приме­нения законодательства РФ о налогах и сборах

    от финансовых органов в субъектах РФ и органов мес­тного самоуправления - по вопросам принятого ими соответствующего законодательства

    Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

    Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в соответствии с НК РФ

    Представлять свои интересы в налоговых правоотно­шениях лично либо через своего представителя.

    Предоставлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок

    Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

    Обжаловать акты налоговых органов, иных уполномо­ченных органов, действия и бездействия их должностных лиц

    Требовать соблюдения налоговой тайны

    Требовать возмещения в полном объеме убытков, при­чиненных незаконными решениями налоговых органов или не­законными действиями (бездействиями) их должностных лиц

    Право на своевременный зачет или возврат сумм из­лишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пенни, штрафов

Обязонности налогоплательщиков

    Уплачивать законно установленные налоги

    Вставать на учет в налоговых органах, если такая обя­занность предусмотрена НК РФ

    Вести учет своих доходов (расходов) и объектов налого­обложения, если такая обязанность предусмотрена законода­тельством о налогах и сборах

    Предоставлять в налоговый орган по месту учета нало­говые декларации, бухгалтерскую отчетность

    Предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, необходимые до­кументы для исчисления и уплаты налогов

    Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательством о на­логах и сборах

    Предоставлять налоговому органу необходимую инфор­мацию и документы в соответствии с НК РФ

    В течение 4-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов

    Иные обязанности, предусмотренные законодательс­твом о налогах и сборах

Торговые организации помимо перечисленных в таблице обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

    об открытии или закрытии счета - в десятидневный срок;

    обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях- в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

    обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

    о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

6Права и обязанности налоговых органов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о нало­гах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов (иных платежей в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ).

Налоговые органы наделены определенными правами и

обязанностями. Так, налоговые органы вправе требовать от на­логоплательщиков и налоговых агентов документы по исчисле­нию и уплате налогов, удержанию и их перечислению; прово­дить налоговые проверки и при определенных обстоятельствах производить выемку документов; приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков; взыскивать недоимки по нало­гам и сборам, а также предъявлять в суды иски о взыскании налоговых санкций и т. д.

В обязанности налоговых органов входят:

    соблюдение законодательства о налогах и сборах; ве­дение учета налогоплательщиков;

    бесплатная информация о законодательстве и дейс­твующих налогах и сборах, порядке исчисления и уп­латы налогов и сборов;

    предоставление форм налоговой отчетности, осущест­вления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов и т. п.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязан­ности налоговых органов по взиманию налогов в связи с пере­мещением товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами о налогах и т. д.

    Налоговые обязательства и способы их обеспечения.

Основным условием, порождающим для конкретного лица возникновение налогового обязательства, является наличие объекта налогообложения.

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок если иное не предусмотрено законом. Эта обязанность может быть исполнена досрочно. Обязанность по уплате налогоплательщиком считается исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления в банк порученияна перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексомрешения о зачетесумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральнымзакономоб упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Обязанность по уплате налога исполняется только в валюте РФ. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения принудительных мер по уплате налога.Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:залогимущества,поручительство,пеня

приостановление операций по счетам в банке,наложение ареста на имущество налогоплательщикаПеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты налогов и сборов в установленный срок. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налогов и сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога ил сбора,начиная со след дня установленного для уплаты налогов и сборов.Процентная ставка пени = 1/300 ставки рефенансирования ЦБ РФ.Если ставка рефенансирвоания меняется, то новая берется со след дня. Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога или исполнит ненадлежащим образом, то налоговый орган направляет требование об уплате налога. Если налогоплательщик не исполнит требование добровольно, то налоговый орган вправе в течении 2 месяцев после истечения срока исполнения требования принять решение о взискание налога за счет денежных средств на счетах в банке. Если этот срок будет пропущен налоговым органом, то списание средств производится в судебном порядке.Взискание денежных средств производится с рублевых расчетных счетов,если на них недостаточно средств то с валютных, рассчитанных по курсу ЦБ РФ. Не производится взыскание с депозитных счетов, если не истек срок депозитного договора. Если не хватает средств на счетах налогоплательщика либо они совсем отсутствуют, то списание средств производится за счет иного имущества налогоплательщика. Взискание налога за счет имущества организации, индивид предприним, налог агента производится последовательно с тем, чтобы не нарушить производственный процесс. Первоначально – имущество, не участвующее в процессе производства (ценные бумаги, легковой транспорт, непроизводственные помещения), затем – готовая продукция,сырьеитд.Решение о взискание налога принимается в течении 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Взискание с физич лиц производится в судебном порядке.

8Налоговая декларация и порядок ее предоставления

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации ипорядокее заполнения утверждаются Минфин РФ, представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Налогоплательщики, среднесписочная численностьработников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана.

Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе либо передать налогоплательщику.

Налоговая декларация представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

Налогоплательщик подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.

При обнаружении ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

9Налоговые проверки, их виды и порядок проведения.

Налоговые проверки – основная форма налогового контроля. Цель проверок: контроль за соблюдением налогового законодательства. Проверки бывают:камеральные,выездные

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, имеющихся у налогового органа, уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Эта проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и предложить: либо внести исправления, либо представить в течении 5 дней необходимые пояснения.

Акт проверки составляется если все же найдены правонарушения просле предоставления пояснений, он составляется в течении 10 дней после окончания камеральной проверки. Акт вручается в течении 5 дней со дня составления акта.Если налогоплательщик предоставляет уточненную декларацию, то по старой камеральная проверка заканчивается и рассматривается только новая.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Данной проверкой могут быть охвачены не более 3 календарных лет предшествующих году проверки. Проверка может быть по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить более 2 выездных проверок в течении календарного года.

Продолжительность проверки:

Основаня – не более 2 месяцев

Продленная – до 4 месяцев

Исключительная – до 6 месяцев (решение принимает ФНС РФ) Приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев, но может быть увеличен на три месяца.Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить акт нал проверки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику.

10Зачет и возврат излишне уплаченных, взысканных сумм налога, сбора, пеней, штрафа.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

11. Элементы налогообложения, их краткая характеристика

Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения:

1.Объект налогообложения – это может быть доход, прибыль, имущество.2.Налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения. По ряду налогов при расчете налоговой базы учитываются «принципы определения цены товаров,работ,услуг для целей налогообложения». 3Налоговый период – календарный год или иной период времени, применительный к отдельным налогам (месяц,квартал) по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Для равномерности поступления налогов налоговый период может состоять из одного илинескольких отчетных периодов.4Ставка налога и размеры сборов – величина налоговых отчисленийна единицу измерения налоговой базы. Виды ставок:- твердые в абсолютной сумме- адвалорные (в %)-комбинированные. Шкала ставок:- пропорциональная(единая), независимо от величины налоговой базы (налог на прибыль)- прогрессивная шкала – ставка увеличивается по установленной шкале по мере увеличения налоговой базы (налог на имущество физ лиц)- регрессивная шкала – с увеличением налоговой базы ставка уменьшается1. Льготы. Виды налоговых льгот:- необлагаемый миним налогообложения- изъятие из налогообложения определенных составляющих налоговой баыз- освобождение от уплаты налогов отдельной категории налогоплательщиков- целевые налоговые льготы- снижение налоговых ставок2.Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и с учетом льгот. В отдельных случаях исчисляет налоговый агент или орган.3.Сроки уплаты налогов и сборов утснавливаются применительно каждому налогу и сбору, если сроки нарушаются то применяется пеня. Срок уплаты налога определяется календарной датой или иным периодом времени. 1.Порядок уплаты налогов и сборов:- разовая всей суммы налога- в установленный срок- в наличной и безналичной формеВ течении налогового периода могут предусматриваться авансовые платежи. Несвоевременно уплаченные авансовые платежи начисляется пеня.

12. Формы изменения срока уплаты налога и сбора. Порядок и условия их представления

Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться. Это отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка и рассрочка Отсрочка – это перенос срока уплаты налога на срок не превышающий 1 год. И отсрочка, и рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены как по одному, так сразу и по нескольким налогам. Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из ниже указанных обстоятельств. - причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия и др.чрезвыч ситуаций - задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; - угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога; - имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; - производство и реализация товаров, работ, или услуг носит сезонный характер.

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются: - возбужденное уголовное дело связанного с нарушением закона о налогах и сборах - наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется этим изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества.

На сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки. Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство.Уполномоченный орган в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица о предоставлении отсрочки обязан принять мотивированное решение либо о предоставлении отсрочки либо об отказе в ее предоставлении. В том случае если уполномоченный орган выносит положительное решение, то оно оформляется соответствующим актом этого органа. Копия решения о предоставлении отсрочки направляется налогоплательщику в трехдневный срок со принятия такого решения уполномоченным органом. Кроме этого копия решения направляется еще и в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.Прекращение действия отсрочки возможно и до истечения срока ее действия. Действие отсрочки прекращается досрочно в двух случаях: в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока и в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки. Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований: - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному – налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит составляет от 1 года до 5 лет Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита – это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ. Как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу на основании его заявления и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

14Виды налоговых режимов. Классификация налогов.

Официального определения налоговой системы нет. Чаще всего под налоговой системой понимают совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания, обмена на территории России, определение прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений и.т.д.

В России действуют следующие режимы налогообложения:

1.Общий режим2.Специальный налоговый режимОбщий режим налогообложения представляет трехуровневую систему налогообложения, которая состоит из:1). Федеральные налоги и сборы2). Региональные налоги3). Местные налоги Федеральные налоги и сборы –налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8 (отменили Единый Социальный Налог):-Налог на добавленную стоимость-Акцизы-Налог на доходы физических лиц-Налог на прибыль организаций-Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами-Водный налог-Государственная пошлина-Налог на добычу полезных ископаемых Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов федерации.При установлении региональных налогов законодательные, представительные органы государственной власти субъектов федерации определяют следующие элементы налогообложения:1.Налоговые ставки2.Порядок и сроки уплаты 3.нал льготы.Существует на данный момент 3 региональных налога:1). Транспортный налог2). Налог на игорный бизнес3). Налог на имущество организаций Местные налоги установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в Санкт-Петербурге и Москвеустанавливаются НК РФ и законами этих субъектов федерации.Акты о местных налогах и сборах устанавливают следующие элементы налогообложения:1.Налоговые ставки2.Порядок и сроки уплаты налогов3.Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в пределах предусмотренных НК РФСуществует 2 местных налога:1). Земельный налог2). Налог на имущество физических лиц. Классификация налогов общего режима налогообложения:1По сферам налогового законадательства: Федеральные,Региональные,Местные2По методу установления, способу изъятия:Косвенные (НДС, акцизы),Прямые (остальные 11 налогов)3.В зависимости от порядка использования,назначения:Целевые (специальные) налоги, Общие (обезличенные) 4.В зависимости от групп налогоплательщиков:-Налоги, уплачиваемые только организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций)-Налоги, уплачиваемые только физическими лицами-Налоги, уплачиваемые и организациями, и физическими лицами (Земел,транспор налог, гос-ая пошлина и др)-Налоги, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями (НДС, акцизы и другие)5.пообъектам:Надоходы,Прибыль,ТоварыСпециальные налоговые режимы принимаются в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.Специальныенаоговые режимы могут предусматривать:-Особый порядок определения элементов налогообложения-Освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.В НК РФ посвещена целая глава специальынм налоговым режимам, которые состоят из:1). Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый Сельскохозяйственный Налог)2). Упрощенная система налогообложения3). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности4). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

15Налоговая система РФ и основные направления налоговой политики.

Развитие экономики страны зависит от налоговой политики,возможность обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Налоговая политика – это система целенаправленных мероприятий государства в области налогов и налогообложения: экономических, правовых, организационных, контрольных. Налоговая политика в России в последние годы была направлена на реформирование (совершенствование) налоговой системы:Введение 2 частей Налогового кодекса Российской Федерации. Первая часть НК РФ ввелась в 1999 году, вторая часть вводилась постепенно с 2001 года.Сокращение количества налогов. В 2000 году было: федеральных – 20, региональных -5, а местных – 23. С 1 января 2010 года федеральных налогов стало 8, региональных – 3, а местных – 2. С 1 января 2010 года был отменен Единый социальный налог, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, Фонд Социального Страхования РФ, федеральный и территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009.Введение специальных налоговых режимов , которые включают:1Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый Сельскохозяйственный налог)2Упрощенная система налогообложения3Система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности4Система налогообложения при выполнении соглашений в разделе продукции.Снижение налоговых ставок , таких как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др. Например: налоговая ставка по НДС снизилась с 28% до 20%, а теперь составляет 18%..Совершенствование налогового администрирования , под которым чаще всего понимают систему управления государством налоговыми отношениями.Дальнейшее совершенствование налоговой системы определенно в основных направлениях налоговой политики.

17Акцизы: состав подакцизных товаров и налогоплательщики.

акцизы – это косвенные налоги , включаемые в цену товаров и оплачиваемые покупателем (потребителем). К подакцизным товарам относятся товары, монопольно производимые государством, товары, пользующиеся наиболее спросом; дефицитные товары. Правовое регулирование акцизов осуществляется на основании гл.22 НК.

Налогоплательщиками акциза признаются: 1) организации;2) индивидуальные предприниматели;3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.Подакцизными товарами признаются:1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка)4) пиво;5) табачная продукция;6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с7) автомобильный бензин;8) дизельное топливо;9) моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;10) прямогонный бензин.

18Акцизы: объект налогообложения, налоговая база и виды ставок.

Налоговый период – календарный месяц. Объектом налогообложения признаются следующие операции:1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в т.ч.реализацияпредметов залога и передачаподакцизныхтоваров по соглашению о предоставленииотступногоилиновации.2) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья3) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;4) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов5) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;6) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ7) переработка на террРфподакц товаров произведенных из добавочного сырья8) передача на терр РФ организацией производ или подакц товар своему участнику,правоприемнику, наследнику при их выбытие из организаций9) получение денатурировоного этил спирта организацией имеющсвид-во на произ-во неспиртосод продукции10) получение прямогонного бензина организацией имеющсвид-во на переработку прямогонного бензина Налоговая база определяется отдельно по каждому видуподакцизноготовара в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:1) как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, на которые установлены твердые налоговые ставки2) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущемналоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки. 3) При комбинированной ставке, состоящей из специфической и адвалорной, налоговая база состоит из 2 частей:- объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении- расчетная стоимость реализованных переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из максимально розничных цен.4)ст-тьраелизподактов исчисляется исходя из цен,определяемые без учета акциза индс по товарам в отношении кот установладволорные ставки5) нал база при продаже конфискованных и бесхозтов от кот проиошел отказ в пользу гос-ва и кот подлежат обложению акцизом6) при получении денаткр этил спирта организацией имеющсвид-во на право неспиртосодерпрод-ции.нал база это объем полученного денатур спирта в натур выражении7) при получении прямогонного бензина органи-цией имеющее свид-во на переработку прямогонного бензина. Нал база это объем получен прямогон бензина в натур выраженииНалоговая база зависит от вида акцизных ставок. Налоговые ставки:- твердые (специфические) в рублях за ед.изм.- адвалорные (процентные)- комбинированные(при расчете суммы акциза на сигареты и папиросы)Ставки акцизов предусмотрены в НК РФ на отдельные виды товаров. Они дифференцированы в зависимости от качественных параметров товара. Ставки налога на легковые автомобили дифферненцированы в зависимости от мощности двигателя, ставки на автобензин дифференцированы в зависимости от класса бензина.ставка на 4,5 класс на 3 выше. На алко продукцию ставки от объема доли этил спирта.

19Акцизы: порядок определения налога, налоговые вычеты, порядок и сроки уплаты.

Сумма акциза исчисляется за налоговый период (месяц) исходя из налоговой базы и ставки налога. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизному товару на налоговые вычеты:

суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. 2.При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные импри ввозе этого сырья на таможенную территорию РФ.3.суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.4.суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них.5.сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и некоторые др вычеты см. в НК РФ.6.Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции7.Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции8.Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина9.Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при совершении с прямогонным бензином операций, указанных в подпунктах 7 и 12 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса (при представлении документов, подтверждающих направление прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии лицам, имеющим свидетельство на переработку10.Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе (на основе договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина) при представлении документов в соответствии с пунктом 15 статьи 201 настоящего Кодекса.Если сумма налоговых вычетов в каком либо налоговом периоде превышает сумму акциза исчисленную по реализованным подакцизным товарам, то в этом налоговом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и предстоящих платежей по акцизу в след налог периоде.Уплата акциза при реализации налогоплательщиком произведенных или подакцизных товаров производится 1 раз исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее 25 числа месяца следующего за прошедшим налоговым периодом (при прямогонном бензине – не позднее 25 числа 3-его месяца следующего за прошедшим налоговым периодом).Акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров (при прямогонном бензине – уплата происходит по месту нахождения налогоплательщика).

20Особенности определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

    по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки- как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, как сумма: таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.3) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки – как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров.Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

21Налог на добавленную стоимость: плательщики и порядок освобождения от уплаты налога.

Налог федеральный, косвенный общий. Налоговый период – квартал. Налогоплательщиками налога на добавленную признаются:- организации;- индивидуальные предприниматели;- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Налогоплательщик вправе освободиться от уплаты налога если выручка от реализации ТРУ за 3 предшесвующих календарных месяца не привысила в совокупности 2 млн. руб. без НДС.Освобождение от уплаты налога осуществляется на основании письменного уведомления и документов, представленных в налоговый орган, которые представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение от уплаты налогов.Срок освобождения от уплаты налога – 12 последовательных календарных месяца (в течении этого срока налогоплательщик не вправе отказаться от освобождения, если только не утратил право).

По истечении 12 календарных месяцев и не позднее 20 числа последующего месяца налогоплательщик обязан представить в налоговый орган:- документы, подтверждающие что каждые 3 последовательных календарных месяца не превысили 2 млн.руб. без НДС- уведомление о продлении использования права на освобождение в течении последующих 12 календарных месяцев или об отказе от этого права.

Если налогоплательщик не соблюдал условия по освобождению от уплаты налога, то начиная с 1ого числа месяца, в котором условия были нарушены налогоплательщик теряет соответствующее право.

1. Характеристика элементов налогообложения.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом, законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

Элементы налогообложения - отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. В практике налогообложения распространены и общепризнанны в большинстве стран мира следующие элементы налогов и налоговая терминология.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.
Субъект налога (налогоплательщик) - это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.
Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Классический пример переложения налога - косвенный налог.
Тогда субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога - потребитель товара.

Объект налога (объект обложения) - имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество - земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество - ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления - чай, сахар, соль и т. д.; доходы - заработная плата, прибыль, рента и др.

Источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль, подоходного налога - заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога - заработная плата (она же источник налога).
Единица (масштаб) налога - единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по поземельному налогу - единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности, в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъект, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежедекадно, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).
Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота - снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

Налоговая политика - комплекс мероприятий в области налогов, направленный на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы служат проявлением налоговой политики.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат определению средней потенциальной доходности объекта налогов - земли, строений и т. д.

Система налогов - совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.
Переложение налогов - полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Проблема переложения - одна из самых сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. В частности, различают переложение налогов прямое и обратное. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя в повышенной цене. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога. Проблемами переложения налогов занимались такие видные российские ученые, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Тривус и др.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

Налоговая декларация - официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Обычно заполняется по определенной, регламентированной форме непосредственно декларантом.

Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, указывающая надолго изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.
Налоговое обязательство - экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая квота - налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика.

Налоговая оговорка - условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы - установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Инвестиционный налоговый кредит - скидка с налога на прибыль корпорации, предоставляемая при приобретении новых средств производства.
Налогообложение двойное - неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов Оно может иметь место также при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях
Налогоплательщики - юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Юридическое лицо - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая следующие признаки:

Независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц;
- наличие имущества, обособленного от имущества участников;
право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
- право осуществлять от своего имени экономические операции;
- право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;
самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.
Физическое лицо - гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия (что необходимо юридическим лицам).

Налоговый агент - лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет (бюджетный фонд) налога или сбора.

Таможенная пошлина - вид налога, взимаемого государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.
Таможенные льготы - преимущество в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемое отдельным юридическим и физическим лицам.

Резидент - юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.

Нерезидент: 1) юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; 2) физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.

2. Решение задач

Рассчитайте средние и предельные налоговые ставки для таблицы 1.1 и укажите, является налог прогрессивным, регрессивным или пропорциональным.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Предельная налоговая ставка – прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост доходов.

В соответствии с произведенными расчетами можно сделать вывод, что налог до достижения дохода 150560 рублей был прогрессивным, т.к. средняя ставка повышалась по мере возрастания дохода. По достижению дохода 150560 рублей налог изменился на регрессивный (средняя ставка налога понизилась).

В течение налогового периода АО «ЛМН» имело следующие доходы и поступления:

Выручка от реализации продукции составила 950560 руб.;

Доходы от реализации имущества (выбывшее оборудование) составили 75560 рублей;

Доходы от реализации ценных бумаг (с учетом требований к цене сделки) составили 260560 руб.;

Получено дивидендов на сумму 74560 руб.;

Получено процентов по облигациям коммерческого банка в сумме 120560 руб.

Доходы от участия в простом товариществе, причитающиеся АО «ЛМН» в соответствии с договором, составили 95560 руб.;

Получено штрафов за нарушение условий договора поставки в сумме 45560 рублей;

Стоимость безвозмездно полученного от сторонней организации имущества составила 27560 рублей;

Поступили средства на капитальные вложения от головного предприятия (в его собственности находится 51% акций АО «ЛМН») в сумме 250560 руб.

В течение данного налогового периода были осуществлены следующие расходы:

Материальные затраты составили 570560 руб.;

Расходы на оплату труда составили 150560 руб.;

Амортизационные отчисления начислены в сумме 278560 руб.;

Капитальные вложения были профинансированы в сумме 380560 руб.

Представительские расходы составили 45560 руб.;

Прочие расходы составили 120560 руб.

Выплачены дивиденды 150560 руб. (дивиденды выплачивались налоговым резидентам Российской Федерации).

Необходимо определить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджетную систему России. Налоговая ставка, установленная субъектом федерации для данной категории налогоплательщиков, составляет 15%.

1. Определяем сумму облагаемых доходов.

950560+75560+260560+74560+120560+95560+45560+27560=1650480 руб.

Средства на капитальные вложения не входят в сумму облагаемых доходов в соответствии со ст. 251 НК РФ.

2. Определяем сумму расходов.

Представительские расходы составили 45560 руб., но к учету принимаются в размере 4% от фонда оплаты труда.

Расходы на оплату труда составили 150560 рублей, поэтому к учету принимается 150560 · 0,04 = 6022 руб.

Финансирование капитальных вложений (380560 руб.) не входит в сумму расходов при определении налоговой базы в соответствии со ст. 270 НК РФ.

Выплата дивидендов (150560 руб.) также не входит в сумму расходов, т.к. производится с чистой прибыли.

Сумма расходов составит:

570560+150560+278560+9560+6022+120560=1135822 руб.

3. Определяем налоговую базу.

1650480 – 1135822 = 514568 руб.

4. Определяем сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Федеральный бюджет. Ставка налога – 2%.

514568 · 0,02 = 10293 руб.

5. Определяем сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет субъекта РФ. Ставка налога – 15%.

514568 · 0,15 = 77199 руб.

6. Определяем сумму налога у источника доходов. Ставка – 9%.

150560 – 74560 = 76000 руб.

76000 · 0,09 = 6840 руб.

Осуществите схему расчета НДС по двум связанным по технологический цепочке предприятиям-фабрикам.

Швейная фабрика в отчетном периоде не только закупала сырье, но и приобретала оборудование, которое было поставлено на баланс. Стоимость закупленного и введенного в действие оборудования составила 890000560 руб.

Каким образом осуществляется зачет НДС, и какая сумма НДС подлежит уплате в бюджет?

Основные вопросы, связанные с предъявлением НДС к возмещению из бюджета, урегулированы статьями 171 и 172 НК РФ, предусматривающими (с некоторыми ограничениями) возможность применения налогового вычета по НДС в связи с приобретением товаров (работ, услуг), а также основных средств и нематериальных активов.

Возмещение НДС при приобретении основных средств имеет ряд нюансов, соблюдение которых необходимо для принятия НДС к зачету. Для зачета НДС по основным средствам, капитальному строительству и оборудованию необходимо, чтобы объект:

  • поступил на предприятие;
  • был введен в эксплуатацию;
  • был оплачен поставщику.

В задаче приобретение оборудования соответствует указанным требованиям, поэтому НДС по приобретенному оборудованию принимается к зачету.

Согласно п.1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в установленном порядке исходя из налоговой базы.

Налог в бюджет = Налог (ст. 166 НК РФ) - Вычет (ст. 171 НК РФ).

Налог в бюджет - сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

Налог (ст. 166 НК РФ )- сумма налога, исчисленная с оборотов по реализации (налоговой базы) по правилам, установленным ст. 166.

Вычет (ст. 171 НК РФ) - сумма НДС, уплаченная поставщикам за приобретенные ТМЦ (работы, услуги) в соответствии со ст. 171 НК РФ.