Конспект урока традиционная экономическая система. Методическая разработка урока «Типы экономических систем

§ 1 Что такое экономическая система?

Экономика решает очень важные вопросы в жизни общества. Что производить - какие потребности считать необходимыми и как распределить ограниченные ресурсы для их удовлетворения. Как производить - какой способ производства выбрать. И для кого производить - это проблема распределения и обмена произведенных товаров и услуг. Решение вопросов Что? Как? Для кого? зависит от типа экономической системы.

Прежде нужно выяснить, что такое экономическая система. Для нормальной работы экономики любой страны необходима организация и согласование хозяйственной деятельности людей.

Совокупность способов организации экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики называется экономической системой.

Способы организации и координации экономической жизни в обществе зависят от трех позиций:

Какие формы собственности преобладают в обществе;

Как принимаются экономические решения об организации производства и распределении благ;

Как привлекаются люди к хозяйственной деятельности, через принуждение, материальную заинтересованность или интерес.

§ 2 Типы экономических систем и их особенности

В истории человечества ученые выделяют несколько типов экономических систем. Это традиционная, рыночная, командно - административная и смешанная. В чистом виде они практически нигде не существуют, и деление достаточно условное. Рассмотрим преобладающие черты каждой из экономических систем.

Главная особенность традиционной экономической системы заключена в самом названии: основой ее являются обычаи и традиции, и именно с их помощью решаются основные экономические вопросы.

Перечислим основные черты этой системы:

Сельское хозяйство является основой экономики, земля и капитал находятся во владении общины;

Применяются примитивные ручные орудия труда; на протяжении столетий в сельском хозяйстве и производстве вырабатывается одна и та же продукция;

Существует замкнутое натуральное хозяйство и уравнительное распределение продукта, неразвитость обмена.

Распределение в таком обществе также происходит согласно традициям и обычаям. Элементы традиционной экономической системы можно встретить в основном в слаборазвитых и развивающихся странах.

Рыночная система основана на нескольких принципах:

Многообразие форм собственности, главной из которых является частная;

Свобода предпринимательства;

Конкуренция и свободное ценообразование.

В данной экономической системе вопросы что, как и для кого производить, решаются в процессе общения продавцов и покупателей на рынке. Здесь возможна путаница - иногда мы употребляем термин рынок в значении базар, место для торговли. В нашем случае, рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг. Рынок создает условия, благодаря которым продавцы и покупатели встречаются и совершают сделки. В условиях рыночной экономики большая часть ресурсов производства находятся в частной собственности. Каждый предприниматель сам принимает решение, что, как и для кого, он будет производить, и сам отвечает за последствия своего решения. Это может быть прибыль, или же в случае неудачи - разорение. Потребитель в условиях рынка самостоятельно принимает решение, покупать или нет данный товар или услугу, надеясь получить большую пользу. В условиях свободной рыночной экономики спрос рождает предложение. Производятся те товары, и по той технологии, в результате применения которых возможно получить максимальную прибыль. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. То есть, рыночная экономика, в отличие от традиционной, благоприятствует техническому прогрессу. Роль государства заключается в том, что оно создает законодательную базу и поддерживает конкуренцию среди производителей. Рыночная экономика приводит к значительному социальному расслоению: одни имеют большие возможности и материальные ресурсы, чтобы пользоваться товарами и услугами лучшего качества, чем другие, менее обеспеченные. В чистом виде рыночная экономика не существует.

Командная экономика, также ее называют административная, плановая, централизованная - это такая экономическая система, где основные решения принимаются государством. Основные черты такой экономической системы:

Государственная собственность на средства производства, на экономические и природные ресурсы;

Хозяйство ведется строго по плану;

Нет свободы экономической деятельности и нет конкуренции;

Цены устанавливает государство;

На большую часть товаров существует дефицит;

Технический прогресс ограничен;

Малая заинтересованность в результатах труда у работников, т.к. способ оплаты преимущественно уравнительный.

При этом типе экономики не существует безработицы, устанавливаются низкие цены на товары повседневного спроса, гарантирована заработная плата. В годы Великой отечественной войны именно то, что экономика нашей страны была командно-административной, позволило очень быстро перестроить ее на военный лад.

В большинстве стран мира экономическая модель сейчас смешанная. В ее основе лежит рыночная система, но государство при этом использует различные формы регулирования экономики, в основном правовые и через налоговое законодательство. Виды собственности частная и государственная взаимодействуют друг с другом. В разных странах соотношение отличается - где-то частный сектор имеет преимущество, где-то государственный.

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Итак, задачей экономической системы является эффективно использовать имеющиеся ограниченные экономические и природные ресурсы. Любая экономическая система решает доступными ей способами главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Список использованной литературы:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 кл. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.– М.: Просвещение.
  2. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.
  3. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.
  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию /автор – составитель А. М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс.
  5. С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию: к учебнику «Обществознание. 8 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой/ С.В.Краюшкина.-М.: Издательство «Экзамен».

Использованные изображения:

«Подготовка к ГИА по обществознанию» - Суждения о косвенных налогах. Практикум. Виды бюджета. Таможенная пошлина. Вклады в банк. Суждения о государственном долге. Налог. Налог на имущество. Финансирование государственных расходов. Подоходный налог. Местные налоги. Статьи дохода. Функции налогов. Признаки налогов. Сдельная форма заработной платы труда.

«Познавательная деятельность на обществознании» - Ряд шагов для создания кейса. Виды учебно-познавательной деятельности. Правда. Представление. Орган службы занятости. Парадокс познания. Кластер в начале урока. Современные технологии. Работа с кейсом. Функции денег. Ощущение. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. Урок «Политический статус личности».

«Вопросы по обществознанию» - Понятия. Прожиточный минимум. Дочь. Черты, присущие сословиям. Слова. Социальный статус. Приличествующий уровень жизни. Бедность. Неполные семьи. Практика. Черты сходства. Проверка домашнего задания. Богатые и бедные. Черты, присущие всем социальным группам. Стратификация. Общество. Престиж. Суждения о социальной группе.

«Олимпиада школьников по обществознанию» - Задания базового уровня. Активизация познавательных и творческих способностей. Количество участников. Назовите общее понятие. Социальные условия. Виды заданий. Продавец. Критерии оценивания эссе. Направления работы. Основные этапы подготовки к олимпиаде. Система подготовки учащихся к олимпиаде по обществознанию.

«Программа по обществознанию» - Примерная программа основного общего образования. Место учебного предмета «Обществознание». Характеристика содержания основного общего образования. Единый государственный экзамен – 2011. Разделы. Метапредметные результаты изучения обществознания. Преподавание предметной области «обществознание». Структура примерной программы по обществознанию.

««ГИА по обществознанию» 9 класс» - Задание А5. Экономические системы и собственность. Задание А1. Ограниченность ресурсов. Задание А3. Рыночное равновесие. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ. Предложение – это желание или намерение продавца. Разделение труда – разделение процесса производства. Система хозяйствования.

Всего в теме 21 презентация

Тема: Типы экономических систем

1.Типы экономических систем

1.Типы экономических систем

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами - это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Экономическая система – это установленная и действующая

совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

По форме собственности на средства производства;

По способу координации и управления хозяйственной деятельностью.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида.

1) Традиционная экономическая система – это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Она распространена в слаборазвитых странах с многоукладной экономикой и базируется на отсталой технологии, широком применении ручного труда, при этом производство ведется с применением малопроизводительных орудий труда.

2) Административно-командная система

Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

Во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3) Рыночная система

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".

4) Смешанная экономика. Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях.

Необходимо отметить, что в чистом виде рыночная система не существует. В каждой даже самой «разрыночной» экономике государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем.

2. Проблема выбора и экономические системы

Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) вызывает необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления их применения, поиска лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей, то есть порождает проблему выбора.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики:

Что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;

Как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги;

И поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос – для кого производить, кто будет потреблять произведенные товары?

Эти три вопроса обычно просто формулируются как: «что, как и для кого».

Ответы на эти вопросы зависят от существующей в обществе экономической системы. Экономическая система – это совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Характер экономической системы зависит от формы собственности на факторы производства и от механизма координации действий хозяйствующих субъектов.

Разные экономические системы по-разному отвечают на основные экономические вопросы.

Традиционная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности, в которой традиции, обычаи, опыт определяют, что производить, как использовать производственные ресурсы.

Командная (плановая) экономика – ответы на все основные вопросы экономики дает государство. Все ресурсы находятся в собственности государства, и именно оно распределяет ресурсы между отраслями и предприятиями, определяя, что и какими способами производить, как распределять произведенные товары. Все эти решения принимаются на основе заранее определенных, долговременных планов производства.

Рыночная экономика – экономическая система, базирующаяся на частной собственности на факторы производства и на решениях, принимаемых отдельными хозяйствующими субъектами – частными лицами и фирмами – самостоятельно, независимо друг от друга. Независимые решения отдельных экономических субъектов координируются рынком. Рынок же и дает ответы на основные экономические вопросы.

Смешанная экономика. Необходимо отметить, что в чистом виде рыночная система не существует. В каждой даже самой «разрыночной» экономике государство выполняет определенные регулирующие функции, принимая участие в решении основных экономических проблем.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

Конкурс планов конспектов «Мой лучший урок»

Номинация: экономика

Название работы:

«Типы экономических систем.
Их преимущества и недостатки» (проект урока экономики в 8 классе)

Долинина Наталья Леонидовна, учитель экономики первой квалификационной категории, филиала МКОУ Кудринской ООШ «Пелеговская ООШ», электронный адрес: ndlb 35@ yandex . ru

Пояснительная записка

Тема «Экономические системы. Их преимущества и недостатки»

    входит в стандарт среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень), обязательный минимум содержания основных образовательных программ,

    включена в требования к уровню подготовки выпускников как элемент содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по обществознанию и элемент содержания, проверяемый на едином государственном экзамене по обществознанию.

Данная тема является базовой для успешного освоения такой темы, как «Экономическая роль государства», понимания особенностей развития современной российской экономики.

    Цель данной методической разработки - раскрыть формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме учебной программы.

    Содержание методической разработки направлено на то, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов,формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Данная методическая разработка содержит конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (поурочные разработки, тесты, задания с кратким и развернутым ответом, структурно -логические схемы, выход на цифровые образовательные ресурсы)

    В рамках Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы) данная тема изучается на всех трех ступенях обучения: 6 класс (по примерному тематическому планированию отводится 2 часа); 8 класс (3 часа); 10 класс (2 часа). Программой предполагается на каждой ступени экономического образования школьников формирование основных знаний и умений.

Главные вопросы экономики.

Понятие экономической системы.

Традиционная экономика.

Рыночная экономика.

Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики.

Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем.

Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике.

Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Мною разработан проект урока экономики по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки» в 8 классе. В зависимости от подготовленности класса проект реализуется за 1-2 урока. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, формированию навыков работы с различными источниками информации, грамотному использованию информационных ресурсов, подготовке к ГИА.

С учетом возраста обучающихся, их исходного уровня развития работа на уроках должна быть направлена не только на изучение новых знаний, но и формирование навыков самостоятельного получения знаний обучающимися, умению сотрудничать и работать в группах. С этой целью был разработан проект урока на тему «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки.» А также в ходе урока были использованы различные виды работ.

На данный момент учащиеся знают:

Понятия экономика, микроэкономика, макроэкономика, отраслевая и региональная экономика,

Потребности, их безграничность, классификация потребностей,

Ресурсы и их ограниченность, блага, проблема и цена выбора,

Главные вопросы экономики и типы экономических систем (из курса экономики 6 класса).

Умеют:

Самостоятельно работать с учебником,

Работать в группах,

В предложенном тексте определять главную мысль.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Типы экономических систем. Их преимущества и недостатки»

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания учащихся об экономических системах, определить преимущества и недостатки каждой системы, выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем, научить аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Развивающие : развивать навыки учебной деятельности (заполнение таблиц и схем), работы с различными источниками информации; развивать умения размышлять, сравнивать, обобщать, формировать умение принятия нестандартных решений, формировать познавательный интерес.

Воспитывающие : прививать навыки грамотного использования информационных ресурсов, умения сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

Оборудование.

Компьютер;

Медиапроектор и мультимедийный экран для компьютерной
презентации;

Карточки – задания.

Карточки – схемы.

Учебник И.В. Липсица «Экономика»

Хронометраж урока

N

п / п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

4 мин.

Сообщение темы урока.

1 мин.

Формирование новых знаний.

5 мин.

Самостоятельная работа обучающихся по карточкам

а) работа обучающихся в группах

- (заполнение таблицы)

Проверка

в) самостоятельная работа обучающихся

Заполнение схем

Проверка

8мин. 6 мин.

4 мин.

3 мин.

Знакомство с новым понятием

6 мин.

Закрепление материала.

6 мин.

Подведение итогов.

1 мин.

Домашнее задание

1 мин.

45 мин.

План-конспект урока.

N

п / п

Содержание урока.

Теоретиче-ское обоснование

1

Организационный момент.

Формулировка темы урока. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок экономики.

У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вам нужно исправить ошибки. Для этого вы должны вспомнить понятия, которые изучали раньше в младших классах.

Текст: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Но не все продукты способствует снижению производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для собственного потребления . Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый современный вид торговли - бартер.

(слайд № 4)

Ошибки: При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами . Все продукты , производимые в натуральном хозяйстве, потребляются его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для продажи. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли - бартер.

(слайд № 5)

Натуральное или товарное хозяйство существует сейчас? (И то, и другое. Но натуральное хозяйство постепенно себя изживает, а товарное хозяйство все больше развивается.)

Почему главная роль в настоящее время принадлежит товарному хозяйству?

(Этому способствуют разделение труда, технический прогресс, потребность людей в боле разнообразных товарах, увеличение численности населения и т.д.)

Настрой учащихся на учебную деятельность.

Умение применять полученные знания, размышлять, систематизировать материал.

Подведение к теме урока.

Активизация внимания и нацеленность на работу во время урока.

Переход

от повторения к изучению нового материала.

2

Сообщение тему урока.

Остановимся подробнее на товарном хозяйстве. Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Наша с вами задача сегодня - познакомится с различными типами экономических систем, определить их достоинства и недостатки.

3

Формирование новых понятий.

Каждая экономическая система в первую очередь отвечает на три главных экономических вопроса:

Что следует производить (какие товары и услуги)?

Как их производить (каким способом)?

Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет
потреблять)?

(Слайд № 6)

Общество отвечает на эти вопросы разными способами. Способ ответа общества на эти вопросы и есть его экономическая система.

Экономическая система - это форма организации хозяйственной жизни общества, различающаяся по:

    Способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государства.

    Типу собственности на экономические ресурсы.

(Слайд № 7)

Существуют следующие типы экономических систем:

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии длительно существующими традициями.

Командная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются по указаниям центральных органов управления в соответствии с планами.

Рыночная система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

(Слайд № 8)

Давайте определим, как же данные экономические системы отвечают на главные вопросы экономики? Что производить? Как производить? Для кого производить?

Изучение новых знаний.

Знакомство учащихся с новыми понятиями.

4

Самостоятельная работа учащихся.

Каждый учащийся получает карточки с характеристиками экономических систем и таблицу, которую должен заполнить.

Карточки

1. Традиционная экономическая система.

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго - Восточной Азии, долины Амазонки. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов – трудовых – диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. .
То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад.
С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Распределение и обмен продуктов также решались согласно обычаям.

2. Командная экономическая система .

В этой экономической системе решения о том, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в СССР и других социалистических странах.В настоящее время такую экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.
В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству.
Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов (плановая экономика). Расчет плана в реальной жизни происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году. Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия.
Все работники подчинены государственному чиновнику, тот – более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии. Технология производства определяется государством, потому что ему принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и т.д. Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников.

3. Рыночная экономическая система.

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Факторы производства и его результат – продукт – принадлежит не общине и не государству, а частным лицам.

Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной единственной цели – личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен товарами. Эта система не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Только обменивая товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей.

Таблица для заполнения.

Экономическая система

Способ принятия решений

Что производить?

Как производить?

Для кого

производить?

Традиционная

Командная (плановая)

Рыночная

(слайд № 8)

Теперь проверим. У вас вот что должно было получиться.

(слайд № 10)

Каждая из данных экономических систем имеет свои плюсы и минусы. Класс делится ни 3 группы. Сейчас вы самостоятельно будете работать с учебником. А затем заполните следующие схемы.

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Для этого каждая из групп получает по одной схеме и карточке, в которых указаны вперемешку положительные и отрицательные черты экономических систем. Их задача: определить. К какой экономической системе нужно отнести данный пункт и в какой столбик – положительная или отрицательная это черта.

(слайд № 11)

Карточки. Для учителя.

Традиционная экономическая система.

Преимущества:

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.

Недостатки:

1.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

2.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

3.Ограниченность числа производимых благ.

Командная экономическая система.

Преимущества:

1.Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

Недостатки:

1.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2.Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

Рыночная экономическая система.

Преимущества: 1.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 2.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 3.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг. 4.Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 5.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 6.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 7.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

Недостатки: 1.Неравенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости. 2.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 3.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады. 4.Безработица. 5.Неустойчивость цен. 6.Неуверенность в завтрашнем дне. 7.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 8.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 9.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 10.Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство. 11.Рынок не обеспечивает оборону страны. 12.Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

Для обучающихся:

1. Ограниченность числа производимых благ.

2. Помощь малоимущим людям оказывает не рынок, а государство.

3.Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.

4.Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.

5. Стабильность общества.

6. Безработица.

7.Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

8. Не равенство. Значительная разница в доходах граждан. Неудовлетворительное решение проблемы социальной справедливости

9.Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

10.Большая свобода выбора для производителей и потребителей. 11.Для управления экономикой не нужен большой аппарат чиновников. 12.Снабжение потребителей необходимыми им товарами. Широкий выбор товаров и услуг.

13. Рынок не в состоянии возместить ущерб, нанесенный окружающей среде производством продукции.

14.Воздействие конкуренции между фирмами на эффективность их работы, на снижение цен и повышение качества товаров и услуг. 15.Отсутствие дефицита из-за быстрой реакции предпринимателей на запросы потребителей. 16.Высокая продуктивность фермерских хозяйств из-за частной собственности на землю.

17. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения..

18.Обогащение лишь тех, кто добивается успеха, и разорение неудачников. 19.Неустойчивость экономики: ей присущи подъемы и спады.

20. Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.

21.Неустойчивость цен. 22. Постоянная направленность на поиск современных методов производства новых товаров, на внедрение передовых технологий, которые обеспечивают высокое качество продукции и высокую прибыль фирм. 23.Платность большинства услуг. Зависимость медицинского обслуживания и образования от уровня доходов граждан. 24.Большое количество бездомных людей, беспризорных детей. 25.Более высокий уровень преступности на фоне социального неравенства. 26. Высокое качество производимых благ.

27.Рынок не обеспечивает оборону страны.

28. Неуверенность в завтрашнем дне.

Теперь давайте проверим, что у вас должно было получиться.

(слайд №12)

(слайд №13)

(слайд №14)

Но также остановиться еще на одном моменте. В настоящее время в чистом виде данных экономических систем почти не существует.

Практически все существующие в современном мире экономические системы следует отнести к смешанному типу.

Развитие мышления.

Развитие умения систематизи-ровать учебный материал.

Развитие навыков самостоятель-ной работы, умение работать с учебником.

Формирование умения работать

в группе.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Умения сотрудничать.

Развивитие чувства коллек-тивизма, трудолюбия.

Развитие умения сравнивать, обобщать. Систематизи-ровать, выделять главное. Умения применять полученные знания на практике.

Наглядность увеличивает продуктив-ность урока. Темп урока увеличивается.

5

Смешанная экономика - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в собственности государства, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и при значительном участии государства.

(слайд № 15)

Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Главные экономические вопросы в основном решаются рынком, но общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством. .
Основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах существует достаточно крупный государственный сектор. .
Часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. В реальной жизни любой страны не присутствует в чистом виде ни одна экономическая система. В Англии, например, около 30% рабочей силы заняты в государственном секторе, остальные 70% заняты в частном.

(слайд № 16)

Знакомство с новым понятием.

При работе с информацией на слайде, учитель акцентирует внимание учеников на примерах из жизни.

6

Закрепление материала.

Чтобы закрепить знания, полученные на уроке, сделаем следующее задание: в карточках -задания отметьте, какие утверждения, по вашему мнению, являются верными, а какие - нет.

1. Традиции и опыт как составные механизма принятия решения сегодня используют в большей степени, чем в предыдущие исторические периоды.

2. Политика, основанная на принципах свободной конкуренции, означает, что правительство мало вмешивается в экономику.

3. Проблемы «что, как, кто» в командной экономике решаются автоматически.

4. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это – редкость ресурсов.

5. Проблема «как производить» не существует, если количество производственных ресурсов строго фиксировано и «привязано» к конкретным товарам.

6. Проблема «что производить» может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом.

7. Экономика страны является рыночной, потому что ее правитель владеет и распоряжается всеми ресурсами данной страны.

8. Смешанная экономика основана на натуральном хозяйстве и главенствующей роли государства.

(слайд №17)

(ответы: 1- неверно, 2- верно, 3- неверно, верно, 5- неверно, 6- неверно, 7 – неверно, 8- неверно)

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте оценку.

Проверка степени усвоения материала.

Практическое использование полученных знаний.

Развитие логического мышления, сообразительности, умения выделять существенное.

7

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

(Главные вопросы экономики, какие существуют типы экономических систем, как решают главные вопросы экономики в традиционной, командной, экономической системах, преимущества и недостатки различных типов экономических систем.)

Что было особенно трудным на уроке? Что вам далось легко?

Что было интересным?

Вы много работали в группах и самостоятельно. Давайте дадим оценку каждого из вас сегодня на уроке.

(выставление оценок)

(слайд №18)

Развитие умения делать выводы, обобщать.

Рефлексия.

Развитие умения давать оценку своей работе на уроке и работе одноклассни-ков.

8

Домашнее задание.

Работа по учебнику: определить, к какой экономической системе относится современная Россия. Проанализировать особенности этой экономической системы в тетрадях .

(слайд №19)


Список используемой литературы и ресурсов интрнета:

    Азимов Л.Б. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия.- М.:Финансы и статистика,2008

    Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ: Пособие для 10-11 классов.-М.:Вита-Пресс, 2010

    Преподавание курса «Основы экономической теории». Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Под ред. С.И. Иванова – М.: Вита-Пресс, 2010