Кто обязан предоставлять отчетность по мсфо. Стандарты мсфо

Осуществляемая реформа учета и отчетности в РФ показала, что Россия пошла не по пути тотального применения МСФО взамен национального регулирования учета, а по пути разумного, взвешенного их применения . Суть такого подхода заключается:

С одной стороны, в конвергенции МСФО в РСБУ: индивидуальная финансовая отчетность составляется по российским стандартам, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе МСФО;

С другой стороны, во введении обязательного требования составления консолидированной отчетности по МСФО, а также ее аудита и публикации: консолидированная финансовая отчетность публичных компаний составляется по МСФО (причем каждый документ МСФО вводится в правовое поле путем принятия решения правительством РФ, которому предшествует экспертиза его применимости на территории Российской Федерации, осуществленная негосударственным экспертным органом).

Такой подход позволяет: во-первых, на государственном уровне непосредственно регулировать бухгалтерский учет и отчетность в стране (индивидуальная отчетность формируется по российским стандартам); во-вторых, осуществлять стратегию повышения привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов за счет использования такой технической меры, как введение требования представления консолидированной отчетности по МСФО для публичных компаний.

Следует отметить, что де-факто сегодня большинство публичных российских компаний уже составляют отчетность по МСФО (см. таблицу). Их действия объясняются либо наличием иностранного инвестора, либо необходимостью привлечения внешнего финансирования с помощью первоначального выпуска акций (IPO, Initial Public Offering), облигаций, либо желанием получить инструмент консолидации финансовой отчетности холдинга, а также заинтересованностью в повышении положительного имиджа (PR). В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, в России неуклонно возрастало. Помимо МСФО, российские компании используют в качестве международно признанных стандартов американские стандарты GAAP US. Однако в последние несколько лет в связи с появлением возможности использования на биржах США финансовой отчетности по МСФО, а также с введением в ЕС требования о представлении консолидированной отчетности по МСФО российские компании стали переходить от GAAP US к МСФО.

Применение крупнейшими российскими компаниями МСФО

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 400 компаний

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 100 крупнейших компаний

Объем реализации продукции компаний, составляющих отчетность по МСФО, % от общего объема реализации 400 крупнейших компаний

Нет данных

Нет данных

* По данным на 1 сентября 2010 г. Расчеты произведены по данным рейтинга «Эксперт — 400. Крупнейшие» по объему реализации продукции, http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/.

Таким образом, международные стандарты оказывают существенное влияние на формирование учетной информации российских компаний посредством влияния на национальные учетные стандарты, а также за счет того, что весомая часть крупнейших российских компаний формирует отчетность непосредственно по МСФО, включая кредитные организации, для которых это предписано Банком России.

Принятие в 2010 г. Закона «О консолидированной отчетности» позволит придать отчетности по МСФО правовой статус, что, в свою очередь, по нашему мнению, должно сопровождаться повышением ее качества, в том числе за счет усиления ответственности в этой области.

Влияние применения МСФО на учет и отчетность в России

Учет в России за последние десятилетия претерпел значительные изменения, во многом связанные с переходом на международные учетные стандарты. Учитывая, что международные стандарты формировались под влиянием английской и американской школ учета, можно говорить и о влиянии на российский учет идей этих учетных школ.

Ниже мы представили обзор ключевых изменений, которые принесли МСФО и идеи англо-американской школы бухгалтерского учета в учет в России.

1. Смена приоритетного пользователя финансовой отчетности. На наш взгляд, основное отличие Международных стандартов финансовой отчетности от российской бухгалтерии обусловлено целевой направленностью отчетности. МСФО главным образом обслуживают потребности инвесторов, как реальных так и потенциальных, и как следствие, эти стандарты базируются на экономическом подходе к отражению фактов хозяйственной жизни. Российские же правила бухгалтерского учета по сей день на практике, скорее, направлены на удовлетворение интересов государства. Следует отметить, что ситуация в этом аспекте неуклонно меняется, и декларативные заявления о приоритете интересов инвесторов воплощаются в реальность крупными российскими компаниями. Таким образом, в России наблюдается смена приоритетного пользователя финансовой отчетности (от государства к инвестору), вызванная принятием идей международных стандартов. Это, в свою очередь, явилось результатом реформы учета, суть которой состоит в переходе от системы бухгалтерского учета, обслуживающей интересы плановой экономики, к системе учета и отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики. Переориентация на иного приоритетного пользователя повлекла за собой введение в российский учет метода начисления, учета временной стоимости денег, определение элементов финансовой отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов и расходов) через будущие экономические выгоды, требование приоритета содержания над формой и пр.

2. Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» (true and fair view ). Данная концепция является достижением британской школы бухгалтерского учета, которое впоследствии было взято на вооружение разработчиками международных стандартов, включено в директивы ЕС. Не осталась в стороне и Российская Федерация (закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 3 ст. 4). Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» заключается в том, что если нормативные документы не позволяют отразить суть происходящего, то бухгалтер должен отступить от них и, вынеся профессиональное суждение, отразить факты хозяйственной жизни так, как он считает нужным. Таким образом, и МСФО, а вслед за ними и РСБУ обязывают бухгалтера отступить от требований регулятивов, если последние не позволяют отразить реальное положение вещей. «Основным критическим моментом остается крайний субъективизм концепции. Она открывает дверь бесконтрольному расхищению имущества, поскольку не все понимают, что означает “профессиональное суждение”, “разумное мнение”, “достоверность”, “добросовестность”. Каждый понимает разумность по своему разумению» .

3. Приоритет содержания над формой. Данный принцип содержится в российских и международных регулятивах. Различие состоит в том, что в России он часто игнорируется не только бухгалтерами, но и в нормативных документах. Ярким примером последнего является учет финансовой аренды. В отличие от международных стандартов по РСБУ порядок бухгалтерского учета финансовой аренды определяется договором, т. е. юридической формой: закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и Приказ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» устанавливают, что объект аренды может учитываться на балансе либо арендатора, либо арендодателя, в зависимости от соглашения сторон. Ключевой проблемой реализации в России приоритета содержания над формой является невыполнение тех действий, выполнение которых предполагается: «Принцип приоритета содержания перед формой внес существенную сумятицу в бухгалтерские умы. Все признают его значение, но не все идут так далеко, как это следует из его логических построений» .

4. Профессиональное суждение. Профессиональное суждение заимствовано из англо-американской школы учета международными, а впоследствии и российскими стандартами. Критика этого нововведения в отечественный учет главным образом связана с тем, что профессиональное суждение субъективно по своей природе, а потому оно способно привести к еще большей несопоставимости отчетности, чем до введения МСФО. Вторым аспектом, за который критикуют профессиональное суждение, является то, что оно создает почву для манипулирования финансовой отчетностью в условиях недобросовестности бухгалтера.

5. Справедливая стоимость. Это один из самых критикуемых аспектов Международных стандартов финансовой отчетности. В МСФО требования об оценке по справедливой стоимости установлены для многих учетных объектов: инвестиционной недвижимости (IAS 40), биологических активов (IAS 41), финансовых инструментов (IAS 39), основных средств (IAS 16) и нематериальных активов (IAS 38) в случае применения модели учета по переоцененной стоимости и пр. Постепенно аналогичные требования вводятся и в российские нормативные акты. Несмотря на явные преимущества оценки по справедливой стоимости (главным из которых является актуализация финансовой информации), имеются и существенные недостатки ее использования, связанные с надежностью представляемой информации. Так, определение справедливой стоимости во многом базируется на субъективных суждениях составителя отчетности и оценщиков, а в отдельных случаях данные о ней просто отсутствуют. Так, по оценкам иностранных экспертов, на территории СНГ долгое время справедливой стоимости не существовало вовсе, потому что о наличии такой стоимости говорит действующий активный рынок, т. е. тот рынок, где постоянно совершаются сделки по купле-продаже тех или иных объектов. Учет по справедливой стоимости неизбежно приведет к привлечению независимых оценщиков, которые при определении справедливой стоимости для целей МСФО должны руководствоваться Международными стандартами оценки (IVS, International Valuation Standards), которые в настоящее время активно пересматриваются с тем, чтобы они «удовлетворяли нуждам МСФО».

6. Разделение налогового и бухгалтерского (финансового) учета. В теории учета выделяют две концепции сосуществования бухгалтерского и налогового учета: первая, возникшая в континентальной Европе «балансовая (бухгалтерская) концепция» гласит, что сумма балансовой (бухгалтерской) прибыли должна быть равна налогооблагаемой величине; вторая, возникшая в Великобритании «налоговая концепция» звучит так: сумма балансовой прибыли принципиально отлична от налогооблагаемой величины. В России долгое время превалировала первая концепция, различий между налоговой и бухгалтерской прибылью практически не существовало. Но с переходом к рыночным отношениям встал вопрос о том, как рассчитывать бухгалтерскую и налоговую прибыль.

В первые годы постсоветского периода налогооблагаемая прибыль определялась путем несложных корректировок бухгалтерской прибыли. Однако впоследствии налоговый учет выделился в самостоятельный вид учета. Одним из негативных последствий этого процесса, на наш взгляд, является «потеря» бухгалтерского финансового учета во многих средних и небольших компаниях. Такая ситуация вызвана тем, что бухгалтер, оценивая трудоемкость своей работы (как правило, он ведет и бухгалтерский и налоговый учет), делает выбор в пользу налогового учета, поскольку его неведение чревато соответствующими налоговыми последствиями. При этом бухгалтер сознательно отказывается от всех «свобод» финансового учета (установление сроков полезного использования основных средств, выбор метода амортизации и оценки основных средств и нематериальных активов, отражение обесценения запасов и дебиторской задолженности и пр.), максимально совмещая его с требованиями налогового законодательства, а порой и просто игнорируя положения отечественных бухгалтерских стандартов.

Как следствие, финансовый учет, ориентированный на информационные потребности широкого круга пользователей и призванный обеспечивать их достоверной информацией, де-факто прекращает свое существование, поскольку подменяется учетом налоговым. Такая картина во многом явилась следствием того, что идеи международных стандартов были привнесены в российский учет преждевременно, поскольку собственник, в интересах которого создавалась налоговая концепция (ее еще называют собственнической ), не осознал необходимость финансового учета, а потому готов в целях сокращения расходов на бухгалтерию отказаться от него.

7. Деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Идея такого разделения принадлежит американской школе учета. В МСФО она также нашла широкое отражение. Так, сегментная отчетность должна строиться на управленческой информации (IFRS 8), положения по учету затрат (IAS 2) и обесценению активов (IAS 36) также отсылают нас к управленческому учету.

В период становления рыночных отношений в нашей стране управленческий учет был широко поддержан российским бизнесом в искаженном виде. Дело в том, что многие собственники в условиях «подмены» финансового учета «налоговым» восприняли управленческий учет как возможность вести «учет для себя», отражая все операции, включая те, которые они «не проводили» в налоговом учете. Таким образом, одно из бесспорнейших достижений американской бухгалтерии - управленческий учет на российской почве дало совершенно неожиданные ростки, а именно «двойную» бухгалтерию: один учет - для налоговой инспекции (он же де-юре финансовый), второй учет - «управленческий», для себя. В последнее время, по нашим наблюдениям, наметилась тенденция, что управленческий учет в российских компаниях стал выполнять свойственные ему функции в классическом их понимании.

На наш взгляд, МСФО и идеи англо-американской школы оказали значительное влияние на развитие российского бухгалтерского учета в последние десятилетия, и последствия этого влияния еще предстоит оценить.

Перспективы МСФО в Российской Федерации

Завершить рассмотрение проблематики перехода России на МСФО мы хотели бы формулированием направлений, в которых, по нашему мнению, будет развиваться учет России в ближайшей перспективе в свете дальнейшего принятия международных стандартов:

1. Дальнейшая интеграция МСФО и идей англо-американской школы учета в регулирование и практику российского учета.

2. Распространение консолидированной финансовой отчетности.

3. Повышение престижа и изменение наполнения бухгалтерской профессии.

4. Развитие оценочной деятельности как необходимого инструмента учета по справедливой стоимости.

5. Изменение системы образования в области учета и аудита.

6. «Легализация» управленческого учета.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. Достоверность и добросовестность составления бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 1999. № 12.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. О приоритете содержания перед формой: проблемы учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 1.

В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. МСФО все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты.

Можно выделить три направления развития МСФО в России:

  • признание МСФО в России и разработка на их основе национальных стандартов учета;
  • обязательное применение МСФО;
  • добровольное применение МСФО.

Рассмотрим эти направления подробнее, а также поговорим о дальнейших перспективах обязательного применения МСФО в России.

Этапы признания МСФО в России

Понимание на государственном уровне необходимости реформирования системы национального бухгалтерского учета началось в 1992 году. Развитие рыночной экономики и открывшиеся возможности сотрудничества с иностранными партнерами потребовали от компаний составления отчетности, понятной для зарубежных партнеров.

Однако процесс реформирования национальной системы учета не поспевал за общим процессом экономических реформ в России:

  • лишь в 1998 году была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»);
  • лишь в 2003 году вышло указание ЦБ РФ, на основании которого с 1 января 2004 года банковская сфера переводилась на МСФО (указание ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями»);
  • в 2004 году одним из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня введено наличие у эмитента подтвержденной аудиторским заключением годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО и (или) US GAAP (приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04–1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»).

Концепция развития. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была принята в 2004 году (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Обратите внимание!

Концепция значительно изменила подход к реформированию национальной системы учета и отчетности, установив различные подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности.

На среднесрочную перспективу»).

Основным направлением сближения с МСФО для индивидуальной отчетности было определено составление отчетности по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Вместе с тем в Концепции упоминалась возможная перспектива оценки составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отношении консолидированной отчетности было решено установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Официальный статус МСФО. В июле 2010 года произошло знаковое событие для применения МСФО в России - был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому:

  • международные стандарты финансовой отчетности получили официальный статус на территории России (п. 3 ст. 3: «На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ»);
  • был определен круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.

Официальное признание МСФО. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 утверждено Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее - Положение о признании МСФО).

Таким образом, у компаний, попавших в сферу действия Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», возникла обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2012 год.

Перечень организаций, участвующих в процессе введения МСФО в России, доступен по ссылке в конце статьи.

Порядок признания документа МСФО. Положение о признании МСФО регламентирует порядок признания международных стандартов и разъяснений к ним на территории России и вводит экспертизу применимости каждого документа:

  • Минфин России получает от Фонда МСФО перевод на русский язык международных стандартов и разъяснений к ним по мере их утверждения Советом по МСФО;
  • Минфин России направляет перевод стандартов и разъяснений на экспертизу экспертному органу (Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО)), а также в ЦБ РФ;
  • после получения заключения от экспертного органа о применимости документа МСФО полностью или с изъятием отдельных его положений Минфин России по согласованию с ЦБ РФ готовит решение о введении документа МСФО либо возражение по представленному заключению (в этом случае документ отправляется на повторное экспертное рассмотрение);
  • одобренный стандарт или разъяснение публикуется в официальном печатном издании (журнал «Бухгалтерский учет») или размещается на сайте Минфина России и с этого момента считается признанным на территории РФ.

Дополнительные материалы на сайте

Перечень документов, регламентирующих применение МСФО в России, по состоянию на 1 ноября 2013 года доступен по ссылке в конце статьи.

В настоящее время изданы следующие приказы Минфина России о введении в действие и прекращении действия документов МСФО на территории РФ:

  • приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н;
  • приказ Минфина России от 18 июля 2012 г. № 106н ;
  • приказ Минфина России от 31 октября 2012 г. № 143н ;
  • приказ Минфина России от 2 апреля 2013 г. № 36н ;
  • приказ Минфина России от 7 мая 2013 г. № 50н .

В октябре 2012 года было подписано соглашение между Комитетом по МСФО (IASB) и Фондом НСФО,

Обратите внимание!

МСФО на русском языке можно найти на сайте Комитета по международным стандартам финансовой отчетности по адресу: www.ifrs.org . Документы МСФО, признанные в установленном порядке для применения на территории РФ, размещены на официальном сайте Минфина России в разделе МСФО по адресу: www1.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/docs/

Касающееся официального перевода МСФО на русский язык.

Вступление в силу документа МСФО. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом:

  • на I этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования;
  • на II этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе;
  • если в признанном документе не определен срок вступления в силу или он признан после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

Законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установлен перечень организаций, обязанных составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность - это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с отчетности за 2012 год. Согласно Закону № 208-ФЗ, составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2012 год должны (п. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ):

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, но которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (например, US GAAP);
  • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Нередко возникают сложности с пониманием, почему же индивидуальная отчетность страховых и кредитных организаций называется консолидированной.

Действительно, несмотря на свое название, Закон № 208-ФЗ требует составления консолидированной отчетности не только группами компаний, но и страховыми и кредитными организациями (даже если они не имеют дочерних и зависимых обществ). Для устранения этого несоответствия Минфин России планирует внести дополнение в пункт 2 статьи 1, согласно которому отчетность организации, не образующей группу организаций, определяемой в соответствии с МСФО, будет именоваться финансовой отчетностью лица, составившего его.

Еще один вопрос связан с тем, нужно ли организации составлять отчетность по российским стандартам, если она обязана составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Да, нужно. Все организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ), за исключением филиалов и представительств иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, если они ведут учет согласно действующему налоговому законодательству РФ (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности по российским стандартам и ведения бухгалтерского учета с применением МСФО у организации сохраняется.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

В действующем законодательстве нет прямого требования составлять отчетность по МСФО на уровне индивидуальной отчетности для всех юридических лиц. На уровне индивидуальной отчетности обязаны составлять отчетность по МСФО только те организации, которые указаны в Законе № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Разберемся, какие преимущества имеет отчетность по МСФО и почему некоторые организации составляют ее на добровольных началах?

Компании малого и среднего бизнеса часто нуждаются в привлечении заемных средств. В 2012 году Россия вступила в ВТО, что постепенно упрощает доступ российских компаний к иностранным кредитным ресурсам. Условия заемного финансирования в европейских банках часто выгоднее, чем в российских. Для того чтобы получить кредит на выгодных условиях, российским компаниям необходима отчетность по МСФО. Ведь отчетность, составленная по российским правилам бухгалтерского учета, будет непонятна иностранному инвестору. По тем же причинам отчетность по МСФО используется компаниями для привлечения иностранных инвестиций и при работе с иностранными поставщиками и покупателями.

Кроме того, отчетность по МСФО может быть использована в качестве базы для принятия управленческих решений, так как правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций.

Добровольное составление отчетности по МСФО давно привлекательно для крупных организаций. Многие компании еще до введения обязанности представления отчетности Законом № 208-ФЗ составляли ее добровольно. Леонид Шнейдман (директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России) на пресс-конференции «Принятие в России норм МСФО» еще в декабре 2011 года упомянул о том, что «впервые составлять отчетность по МСФО будет не столь значительное количество компаний, так как уже сейчас порядка 65 процентов крупнейших российских компаний имеют отчетность по МСФО».

Таким образом, решение о добровольном составлении отчетности по МСФО каждая компания в России принимает самостоятельно в зависимости от условий ведения деятельности и планов развития.

Сближение национальных и международных стандартов бухучета

За время реформирования национальные стандарты бухгалтерского учета в России претерпели значительные изменения за счет их сближения с МСФО:

  • изменились старые ПБУ и введены новые ПБУ, ориентированные на МСФО;
  • формы отчетности стали рекомендательными;
  • значительно увеличилось количество требуемых раскрытий к отчетности;
  • появились новые понятия, пришедшие из МСФО (например, условные факты хозяйственной деятельности, промежуточная отчетность, отложенные налоговые активы и обязательства).

Сейчас на сайте Минфина России размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Кроме того, скоро там должны появиться и другие проекты ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Министерство финансов планирует утвердить их в конце 2013 года, чтобы они начали действовать с 2014 года. Новые ПБУ во многом повторяют положения МСФО.

В новых ПБУ будет прямое требование дисконтировать кредиторскую и дебиторскую задолженность

Согласно Плану, в части обязательного применения МСФО предполагаются следующие шаги:

  • дальнейшее расширение сферы применения МСФО для составления консолидируемой отчетности;
  • установление обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2014 года;
  • введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности;
  • введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми унитарными предприятиями, в первую очередь инфраструктурными и системообразующими, с отчетности за 2015 год.

Уже сейчас направления развития, перечисленные в Плане развития, нашли свое частичное отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (далее - Законопроект), опубликованном на сайте Минфина России в марте 2013 года. Законопроект расширяет сферу применения МСФО и предлагает обязательное составление консолидированной отчетности по МСФО начиная с отчетности за 2013 год для:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговых организаций;
  • общественно значимых унитарных предприятий, государственных компаний и корпораций.

Кроме того, из круга организаций, для которых предусмотрено обязательное представление отчетности по МСФО за 2015 год, предлагается исключить организации, являющиеся эмитентами облигации. Такие организации будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014 год.

Согласно Законопроекту, требование представления консолидированной отчетности пользователям на русском языке дополнено требованием об отражении показателей такой отчетности в валюте

Обратите внимание!

Согласно Законпроекту, требование «публикации» консолидированной финансовой отчетности заменяется требованием «раскрытия» консолидированной финансовой отчетности. Такие изменения продиктованы современными условиями распространения информации и соответствующими требованиям других федеральных законов в части раскрытия информации (например, Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Консолидированная финансовая отчетность будет считаться раскрытой, если она размещена в Интернете и (или) опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц.

Российской Федерации.

Новый Законопроект уже одобрен Правительством РФ и в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой (соответствующая информация размещена на сайте правительства 23 сентября 2013 года). После рассмотрения Правительством РФ:

  • из сферы действия закона исключены государственные компании и госкорпорации;
  • введены дополнительные поправки: Законопроект одобрен с учетом переноса на 2015 год (то есть начиная с отчетности за 2014 год вместо отчетности за 2013 год) срока составления отчетности по МСФО для негосударственных пенсионных фондов.

Планируется не распространять действие Закона на страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы ознакомили с первыми шагами по введению МСФО в России и разобрались, для каких организаций МСФО обязательны уже сейчас, а для каких будут обязательны в ближайшем будущем:

  • организации, подпадающие под действие Закона № 208-ФЗ , обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • для индивидуальной отчетности юридических лиц, не подпадающих под действие данного Закона, используются федеральные стандарты, которые значительно приближены к международным.

Таким образом, существуют две системы ведения учета и составления отчетности - по РСБУ и МСФО. Они не заменяют друг друга, а существуют параллельно. По мере развития национальных стандартов и их приближения к МСФО расхождения между двумя системами будут сокращаться.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.

Вопрос: если у ООО-резидента учредители США, нужно ли в российской учетной политике прописывать,что применяется РСБУ и МСФО (или GAAP)?

Нет, такой обязанности у вас нет. Обязанность вести бухгалтерский учет с применением стандартов МСФО с 2015 года возложена на определенный перечень организаций. Наличие иностранного капитала, при этом, не является единственным основанием для вменения обязанности вести бухгалтерский учет по международным стандартам.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Статья: Кто обязан перейти на МСФО с 2015 года

Нормативные требования к отчетности по МСФО в России

Прежде всего следует детально разобраться, какие компании и согласно каким нормативно-правовым актам должны составлять отчетность по МСФО, когда и кому следует ее представлять.

Кто обязан применять МСФО с 2015 года. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2012 года отчетность в соответствии с МСФО представляют:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
  • организации (не перечисленные выше), если их учредительными документами предусмотрено представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности;
  • если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса).

С 2014 года к списку компаний присоединяются компании, выпустившие только облигации, допущенные к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

С 2015 года к организациям, представляющим отчетность по МСФО, присоединяются также компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (п. 2 ст. 8 Закона № 208-ФЗ). Такими стандартами являются только US GAAP (ГААП США).

Поправки к Закону № 208-ФЗ от 5 мая 2014 года расширили перечень лиц, обязанных с 2015 года представлять финансовую отчетность по международным стандартам. Теперь к ним относятся:

  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Обратите внимание!

Любопытен тот факт, что клиринговые организации или лица, осуществляющие функции центрального контрагента, должны были составлять отчетность по МСФО с 2012 года согласно пунктам 10–12 статьи 5 Закона от 7 февраля 2011 года № 7ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  • открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

А также из перечня страховых организаций исключены страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

Обратите внимание, что перечень ФГУП и ОАО, чьи акции находятся в федеральной собственности, обязанных представлять отчетность по МСФО, Правительство РФ до сих пор не утвердило. В отношении многих госкомпаний отчетность по МСФО составляется на основании индивидуального решения госкомимущества или контролирующей компании, а также по требованию государственных банков. Вероятнее всего перечень будет сформирован и опубликован в течение 2015 года и будет постепенно пополняться.

Включение в список негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний призвано увеличить контроль за их деятельностью и усилить защиту неквалифицированных инвесторов. *

Допуск ценных бумаг к организованным торгам и котировальные списки. Интересно отметить, что не все компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, обязаны представлять отчетность согласно Закону № 208-ФЗ. Дело в том, что допуск ценных бумаг к организованным торгам осуществляется путем включения в список ценных бумаг (листинг), который может осуществляться с включением и без включения в котировальные списки.

Обязательная публикация отчетности. Отчетность по МСФО должна быть опубликована. Под этим подразумевается, что она должна быть размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Публикация консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после дня представления такой отчетности пользователям (п. 3 ст. 7 Закона № 208-ФЗ).

Организация процесса подготовки отчетности

Сегодня, в декабре 2014 года, кажется, что времени на составление отчетности по МСФО еще очень много. Ведь первая отчетность компаний, обязанных перейти на МСФО с 2015 года, должна быть выпущена в соответствии с законом в апреле 2016 года (п. 7 ст. 4 Закона № 208-ФЗ). Однако на данный момент эти компании должны представлять, кто будет готовить данную отчетность, насколько профессионален будет исполнитель, достаточно ли имеющейся информации для подготовки отчетности и раскрытий.

Для многих компаний, обязанных с 2015 года представлять отчетность по МСФО, эти вопросы пока остаются открытыми. Более того, имеющейся компетенции в отношении МСФО у лиц, принимающих решения в этих компаниях, может оказаться недостаточно, чтобы с первого раза грамотно организовать процесс подготовки и аудита отчетности по МСФО.

Дальновидные менеджеры будут стремиться подойти к решению данных вопросов заблаговременно. При подготовке отчетности за 2015 год компании должны следовать МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», согласно которому первая международная отчетность должна включать: отчет о финансовом положении на три отчетных даты - 31.12.2013, 31.12.2014 и 31.12.2015, и отчеты о совокупном доходе, изменении капитала и движении денежных средств за два периода - 2015 и 2014 годы. Следовательно, подготовку отчетности можно начать уже в 2014 году с определения входящего баланса, не дожидаясь окончания 2015 года. В течение 2015 года

можно провести трансформацию отчетности за сравнительный период - 2014 год.

В любом случае при переходе на МСФО ответственным за подготовку отчетности лицам предстоит решить:

  • будет ли готовиться первая отчетность собственными силами или следует привлечь подрядчика;
  • нужно ли создавать подразделение для регулярной работы или следует обращаться к внешним исполнителям по мере необходимости? Либо добавить нагрузку имеющемуся бухгалтерскому персоналу;
  • на что повлияют показатели отчетности по МСФО? На какие ключевые показатели отчетности следует обратить особое внимание при подготовке отчетности;
  • какая информация подлежит раскрытию согласно МСФО;
  • кто будет проверять отчетность по МСФО;
  • сколько средств в бюджете следует выделить на выполнение обсуждаемой нормы.

Зачастую именно ответ на последний вопрос определяет ответы на остальные, однако чрезмерная экономия по данной статье может иметь негативные финансовые последствия для компании в будущем.

Трансформация отчетности: собственные силы против сторонних консультантов. Выбор ответственного за составление отчетности обусловлен компетенцией имеющегося персонала и его загрузкой. Если в штате есть профессионалы в области МСФО, например при наличии связанной компании, по которой уже не первый год готовится международная отчетность, целесообразно задействовать собственных специалистов. Ни для кого не секрет, что сотрудники компании лучше понимают специфику ее деятельности, суть договоров, имеют реально больший объем времени для профильной работы, посвящая весь фонд рабочего времени отчетности одной компании или группе. Сторонние консультанты (аудиторы), безусловно, имеют более обширный опыт, однако их вовлечение в деятельность компании будет поверхностным, а используемые методики - шаблонными.

Сложнее определиться в том случае, когда главный бухгалтер компании получил квалификацию ДипИФР, а вместе с ней и общие знания об отчетности по МСФО, но не имеет ни малейшего представления о технологии перекладки отчетности, о структуре и функционале трансформационных таблиц и даже о природе корректировок. В этой ситуации руководство компании часто полагает, что, единожды оплатив курсы для бухгалтера и предоставив отпуск для сдачи экзамена, вправе рассчитывать на возврат инвестиций. К сожалению, не все так просто. Отсутствие опыта и навыков невозможно заменить ничем. В таких ситуациях бухгалтер берет на себя ответственность, ищет в интернете методики, собирает у знакомых таблицы и самостоятельно что-то ваяет. Часто такая работа даже не имеет физического воплощения в виде отчетности, оставаясь на уровне сырых таблиц. В результате аудиторы такую работу не принимают, бухгалтер испытывает огромный стресс, руководство выражает недовольство, а компания может быть подвергнута санкциям со стороны регулятора. В такой ситуации целесообразно первую отчетность подготовить совместными силами с консультантами или аудиторами, а в дальнейшем полностью переложить ответственность за подготовку отчетности на бухгалтера.

Создание отдела: обучение имеющегося персонала против подбора готовых специалистов. Необходимость регулярно отчитываться по МСФО вынуждает руководство компании создавать специализированный департамент. Руководить таким подразделением, безусловно, должен профессионал, имеющий обширный опыт в области МСФО, в аналогичной отрасли или же полученный в рамках работы в аудиторской компании. А вот рядовых специалистов можно привлечь из других департаментов, бухгалтерии или финансового отдела. Обучение может быть проведено за счет компании с условием последующей работы в течение минимум одного года (или иного согласованного срока). При выборе курсов повышения квалификации следует отдавать предпочтение тем, которые ориентированы на обретение практических навыков, нежели теоретических основ. Определиться с уровнем квалификации, необходимой сотрудникам профильного подразделения, могут помочь аудиторы - специалисты в области МСФО.

Выбор аудитора и порядок взаимодействия с ним в течение всего периода с момента подготовки отчетности до ее публикации. Финальным аккордом в проекте по подготовке отчетности МСФО, прежде чем ее можно представлять и публиковать, однозначно является аудиторское заключение. Аудит предполагает проверку финансовой отчетности, ответственность за подготовку которой несет руководство компании.

На практике дело обстоит таким образом, что аудитор может существенно повлиять на подходы и оценки, используемые руководством. Порой аудиторы в полном объеме составляют аудируемую ими отчетность. Но и в случае, когда отчетность готовится иным лицом, аудитор выскажет свою точку зрения в письменной форме по итогам проверки. И если его замечания окажутся существенными, положительное заключение по отчетности получено не будет, а значит, не будут соблюдены установленные законом сроки выпуска такой финансовой отчетности.

Соответственно, целесообразно начать работу с аудитором заранее. Аудитора можно привлечь к участию в проекте уже на стадии выбора учетной политики и составления проформы отчетности. В этом случае риск расхождения мнения на этапе выдачи заключения существенно снижается. Более того, аудитору можно поручить проверку вступительного баланса и сравнительной информации по мере их готовности, не дожидаясь окончания года, по которому будет выдано заключение.

С аудитором имеет смысл также решить вопросы определения справедливой стоимости имущества на дату перехода на МСФО. Аудитор может предоставить свои методики трансформации и перекладки, таблицы и проформы, но это, скорее, жест доброй воли, поскольку делать этого аудитор совершенно не обязан.

Методика подготовки Первой отчетности по МСФО

Прежде чем начать собственно подготовку отчетности, необходимо разработать формы отчетности по МСФО, которые стандартами четко не прописаны, а также состав пояснений и раскрытий, трансформационные и консолидационные таблицы, собрать информацию для входящего баланса.

Разработка форм отчетности и определение состава пояснений и раскрытий. Как и любой проект, подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо разбить на несколько этапов. На наш профессиональный взгляд, точкой отсчета должна быть сама отчетность компании, то есть ее титульные формы и раскрытия, которые необходимо сделать.

Титульные формы, согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», включают в себя:

  • отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
  • отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;
  • отчет об изменениях в собственном капитале за период;
  • отчет о денежных потоках за период.

Точное наименование и содержание отчетов определяются на основании профессионального суждения ответственного с учетом вида деятельности и структуры активов и обязательств, а также состава доходов и расходов компании.

Следует обдуманно подойти к выбору метода составления отчета о движении денежных средств (cash-flaw) - прямым или косвенным методом. Отчет о движении денежных средств, составленный прямым методом, более информативен и потому более предпочтителен для пользователей отчетности. Однако считается, что составить отчет косвенным методом проще, поскольку для использования прямого метода может не хватать информации. Косвенный метод является альтернативным подходом, то есть применяется в случае, когда использование прямого метода невозможно.

Чтобы разобраться с перечнем раскрытий, можно воспользоваться методическими разработками, находящимися в открытом доступе. Например, компания EY выкладывает на своем сайте регулярно обновляемый checklist (список) раскрытий, из которых можно по определенным признакам выбрать те, которые должна готовить конкретная компания.

Следует остановиться на языке и валюте отчетности. В соответствии с Законом № 208-ФЗ консолидированная или индивидуальная отчетность по МСФО, составляемая согласно данному закону, должна представляться на русском языке и в рублях. Однако в дополнение к ней может быть представлена отчетность и в другой валюте и на другом языке, о чем следует сделать оговорку в каждой отчетности. Если отчетность будет дополнительно представляться в иной валюте, то все формы и некоторые раскрытия должны содержать строки трансляционных разниц.

Подготовка трансформационных и консолидационных таблиц. Трансформационная таблица представляет собой матрицу, в которой изначально расписываются по статьям все показатели оборотно-сальдовой ведомости, включая доходы и расходы, а также налог на прибыль по данным РСБУ. Далее по горизонтали по соответствующей строке производятся реклассификацирующие и корректирующие проводки. Трансформационная таблица заполняется по каждой компании Группы.

Консолидационная таблица по содержанию повторяет трансформационную, но предназначена для корректировок элиминации внутригрупповых оборотов и сальдо, для исключения капитала дочерних компаний и определения гудвила, а также ряда иных специфических корректировок. Разработку таблиц следует начать с консолидационной, чтобы учесть показатели и статьи всех компаний, входящих в Группу, чтобы включить в нее каждую статью, используемую хотя бы одной из дочерней или материнской компаний. Соответственно, статьи консолидационной таблицы должны распространяться на все трансформационные таблицы.

В том случае, если Группа достаточно сложная и объединяет разные виды деятельности, имеет смысл кодировать статьи или вводить план счетов, чтобы упростить подготовку индивидуальных трансформационных таблиц.

План счетов. Отдельно стоит отметить план счетов в целях МСФО. По сути, это те же показатели консолидационной и трансформационной таблиц, только с присвоением определенной кодировки. К кодировке нужно привыкнуть, она должна быть гармоничной и логичной. С введением плана счетов трансформационные таблицы для индивидуальной раскладки могут быть сокращенными и включать только статьи, специфичные для каждой компании. При консолидации данные из них будут подтягиваться за счет кодировки плана счетов и использования советующих формул MS Excel. Однако для небольшой компании или группы вводить план счетов нет необходимости. Кодировка - вещь сложная и обязывающая: во-первых, есть риск не учесть заранее в структуре потенциальных изменений, во-вторых, применять статьи по плану счетов сложнее, чем использовать наименование статьи в целом.

В этой статье мы не рассматриваем вопросы автоматизации подготовки отчетности по МСФО, так как убеждены, что автоматизация должна быть реализована спустя один-три отчетных периода после начала применения МСФО, поскольку бизнес-процессы, задействованные при подготовке отчетности, должны быть отлажены и протестированы, а аналитика - устоявшейся. MS Excel - более гибкий для настройки инструмент, нежели любая из программ. На начальном этапе изменений в модели вносится очень много.

Сбор информации, необходимой для подготовки отчетности по МСФО внутри компании или Группы. Основная информация, необходимая для трансформации, содержится в бухгалтерских регистрах, и получить ее можно путем выгрузки из бухгалтерских программ. Однако ее недостаточно для полноценных раскрытий. Потребуется дополнительная информация о связанных сторонах, событиях после отчетной даты или условных событиях. Помимо этого надо привести информацию о кредитах и займах и ставках по ним, о рейтингах банков, в которых у компании или Группы открыты счета, об обязательствах по операционной аренде, а также ряд других сведений. Эта информация не содержится в бухгалтерских регистрах, и порой для того, чтобы ее собрать и систематизировать, необходимо потратить достаточно много времени.

Нюансы первого применения МСФО. При первом применении МСФО следует использовать стандарты, вступившие в силу на отчетную дату, определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты, ретроспективно, а также исключения в отношении ретроспективного применения: обязательные и допустимые.

Существенная работа должна быть проведена в отношении начального отчета о финансовом положении, поскольку следует:

  • признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
  • списать и не признавать статьи в качестве активов или обязательств, если МСФО не разрешают такое признание;
  • реклассифицировать статьи согласно МСФО;
  • оценить признанные активы и обязательства в соответствии с МСФО.

Сверка показателей отчетности по РСБУ и МСФО. Компания, впервые применяющая МСФО, должна раскрыть влияние перехода на МСФО на ее финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств. Согласно МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», в составе раскрытий следует привести:

  • сверки капитала по РСБУ с капиталом по МСФО;
  • сверку совокупного дохода по РСБУ и МСФО;
  • сверки, связанные с убытками от обесценения;
  • сверки по движению денежных средств по РСБУ и МСФО.

Дополнительные раскрытия делаются в случае использования условной первоначальной стоимости активов и обязательств.

В заключение отметим, что обязанность отчитываться по МСФО заставляет компании менять подходы не только к учету, но и к бюджетированию и бизнес-планированию, увеличивать требования к квалификации сотрудников разных подразделений, а также вкладывать средства в информационные системы. Несмотря на имеющиеся противоречия в законодательстве, отсутствие в широком доступе методик и дефицит специалистов по МСФО, можно с уверенностью констатировать тот факт, что МСФО прочно вошли в финансовую жизнь российского бизнеса. *

Зачем нужны стандарты МСФО и кто их применяет, какие стандарты действуют в 2019 году и где взять их список – эти вопросы возникают у многих, кто только переходит на МСФО. Ответы ищите в статье.

Аббревиатура МСФО (IFRS, IAS) означает Международные стандарты финансовой отчетности. Это набор принципов и правил отражения различных хозяйственных операций в финансовой отчетности. МСФО выпускает некоммерческая международная организация – Фонд МСФО (включает Совет по МСФО и Комитет по Разъяснениям МСФО), которая базируется в Лондоне. Основная цель создания МСФО – предоставить основу для подготовки и раскрытия публичными компаниями финансовой отчетности. При этом МСФО содержит лишь общее руководство для подготовки финансовой отчетности, но не устанавливают конкретные правила ее подготовки. Именно это и обеспечивает возможность применения стандартов компаниями по всему миру.

Скачайте дополнительные материалы к статье :

По замыслу разработчиков, стандарты МСФО должны стать общими принципами подготовки финансовой отчетности для всего мира. Применение их глобальном масштабе позволит инвесторам и собственникам бизнеса сэкономить средства на сопоставление отчетностей компаний, подготовленных на основе различных учетных стандартов, а также позволит более свободно распространять информацию. Кроме того, благодаря внедрению МСФО компании смогут выйти на глобальные рынки капитала и снизить стоимость капитала. .

МСФО для начинающих

Мы собрали вместе все материалы, созданные специально для новичков, тех, кто только знакомится с международными стандартами. Это статьи об основных стандартах, подборка «МСФО в схемах», а также мини-кейсы, чтобы проверить полученные знания.

Из чего состоят стандарты МСФО 2019

Документы МСФО включают:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Их издает Совет по МСФО.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS). Их издавал Комитет по МСФО, предшественник Совета по МСФО.

Обратите внимание!

Названия первых стандартов начинались с «IAS», например IAS 1 «Представление финансовой отчетности». С 2001 года названия новых стандартов начинаются с «IFRS».

  1. Разъяснения к МСФО, подготовленные Комитетом по разъяснениям (КРМФО);
  2. Разъяснения к МСФО, выпущенные Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), предшественником КРМФО.

МСФО в привычном понимании предназначены для использования коммерческими предприятиями. Для предприятий госсектора Совет по международным стандартам бухгалтерского учета для государственного сектора разработал свои международные стандарты.

В 2009 году Совет по МСФО выпустил стандарт «МСФО для малых и средних предприятий», предназначенный для непубличных компаний. Это упрощенная версия МСФО, призванная облегчить процесс подготовки отчетности небольшим фирмам.

Есть еще один важный документ, который, тем не менее, не входит в состав документов МСФО. Это Концептуальные основы финансовой отчетности. В Концептуальных основах рассмотрены следующие вопросы:

  1. Цель подготовки финансовой отчетности.
  2. Качественные характеристики полезной финансовой информации.
  3. Определение элементов финансовой отчетности, принципы их признания и оценки.
  4. Концепция капитала и поддержания величины капитала.

Так как Концептуальные основы не являются документом в составе МСФО, его положения не имеют преимуществ перед конкретными МСФО. Даже если стандарт МСФО 16 противоречит Концептуальным основам.

Однако Совет по МСФО руководствуется Концептуальными основами при разработке новых стандартов и пересмотре действующих. Кроме того, компании могут использовать Концептуальные основы для определения методов учета, если ни один из действующих стандартов не содержит конкретных указаний.

В каких странах применяют стандарты МСФО в 2019 году

Сейчас с уверенностью можно сказать, что МСФО стали глобальным языком финансовой отчетности. Их широко используют как в развитых, так и в развивающихся странах.

По данным Фонда МСФО, 144 страны из 166, представленных в исследовании, в настоящее время требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства котируемых компаний (таблица 1). А еще 12 стран разрешают их использование.

Портал iasplus.com приводит следующую статистику в отношении использования МСФО (исследование охватывает 175 стран). Для котируемых компаний стандарты МСФО обязательны к применению в 98 странах, в 9 странах – требуются для некоторых компаний, в 25 странах – разрешены к применению, в 22 странах – не разрешены, в 21 стране отсутствуют фондовые биржи.

Таблица 1. Использование МСФО в мире

Регион

Количество стран в регионе

Страны, которые требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства публичных компаний

Страны, которые требуют применения МСФО, %

Страны, которые допускают или требуют применения стандартов МСФО для некоторых (но не для всех или большинства) публичных компаний

Страны, которые не требуют и не допускают применения стандартов МСФО для публичных компаний

Европа

Африка

Ближний Восток

Азия и Океания

Америка

Итого

В % от общего числа

Отметим, что МСФО так и не были приняты США, которые используют US GAAP. Несмотря на усилия, предпринимаемые с 2002 года Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США, полностью нивелировать различия между учетными системами так и не удалось. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

Однако удалось свести к минимуму различия в учете объединения бизнеса, консолидированной финансовой отчетности, оценке справедливой стоимости, выплат, основанных на акциях, сегментной отчетности.

МСФО в России

Для многих российских компаний МСФО являются обязательными. В России МСФО признали в 2012 году. Тогда тексты стандартов впервые официально опубликовали в журнале «Бухгалтерский учет» и разместили на официальном сайте Минфина РФ.

В настоящее время составлять отчетность по МСФО обязаны (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ);

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) прочие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Обратите внимание !

Начиная с отчетности за первое полугодие 2019 года, указанные компании обязаны также подготавливать промежуточную отчетность по МСФО. Срок ее подготовки - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Список действующих стандартов МСФО в 2019 году

С 1 января 2019 года компании должны применять новый МСФО 16 «Аренда», с 1 января 2021 года – МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Сейчас компании могут их применять добровольно. См. также

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности.
Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Основное понятие и отличительные признаки МСФО от российских ПБ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
На настоящий момент издан 41 международный стандарт финансовой отчетности. Эти стандарты связаны с темами, влияющими на финансовые отчеты коммерческих предприятий. Часть стандартов (восемь) признана утратившими силу из-за включения их правил в другие изданные стандарты. .
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) - принимаемые Минфином РФ документы, фиксирующие национальные стандарты в бухгалтерском учете. Приняты следующие основные ПБУ: "Учетная политика предприятия", "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте". "Бухгалтерская отчетность организации", "Учет основных средств", "Учет материально-производственных запасов".
Одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, но не всегда применяемым в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете форме.
Согласно российской системе учета операции учитываются строго в соответствии с их юридической формой. В МСФО же бухгалтерские проводки отражаются исходя из экономической сущности операции.
Примером, когда форма превалирует над содержанием в российском учете, является случай кражи автомобиля: компания по российским стандартам не имеет возможности списать автомобиль до тех пор, пока не поступят документы из милиции о краже и не пройдет срок исковой давности. По МСФО такой автомобиль согласно профессиональному мнению бухгалтера будет списан на убытки немедленно.
Другим важным принципом МСФО является отражение затрат, отличающееся от российского учета. МСФО предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российском учете затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия нужной документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенным периодам. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.
Следует также учесть, что некоторые понятия и термины, используемые в настоящее время в ПБУ, отличаются от толкований, встречаемых в МСФО. Кроме того, для оценок применяются разные стоимости. Так, например, основные средства могут отражаться по справедливой стоимости, т.е. оценивается то, сколько они стоят сейчас, за сколько могут быть куплены или обменены. Соответственно, и амортизация рассчитывается, исходя их планово-реальных сроков эксплуатации, а не из сроков, установленных в соответствии с постановлениями Правительства.
Но есть и более существенные отличия, связанные с разделением функций учета и контроля, необходимостью осуществления внутреннего контроля, иной системой управления.
Активом в соответствии со стандартами и международной практикой считается только то, что является источником будущих экономических выгод. При определении актива право собственности на него не является основным.
Таким образом, различия носят концептуальный, мировоззренческий характер. Стандарты требуют не знания проводок, а понимания и отражения сути происходящего.
Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей. Поэтому изменения в области бухгалтерского учета и отчетности, произошедшие в последние годы, направлены на создание организационных предпосылок формирования полезной информации на базе основного инструмента реформирования бухгалтерского учета - Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Применение принципов МСФО при составлении финансовой отчетности позволяет представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, на языке, понятном пользователям всего мира, а как следствие, наименее трудоемким путем завоевать доверие инвесторов, в том числе и зарубежных.
Однако, несмотря на определенный оптимизм во взглядах на преимущества использования МСФО в российской экономической практике по сравнению с национальными стандартами учета и отчетности, представляется, что подобная работа является сложной и трудоемкой. При создании инфраструктуры применения МСФО согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 г.) необходимо проделать значительную подготовительную работу:

  • законодательно признать МСФО в Российской Федерации;
  • создать механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО;
  • определить порядок официального перевода МСФО на русский язык;
  • организовать контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе с помощью аудита;
  • организовать процесс обучения МСФО.

Порядок регулирования практики учета МСФО в РФ

Порядок регулирования практики учета в России иМСФОнаходит отражение в подпункте "р" статьи 71 Конституции РФ "официальный статистический и бухгалтерский учет" находится в "ведении Российской Федерации". Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения бухгалтерского учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.
Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон). И, говоря о правовом значении МСФО для практики бухгалтерского учета в России, необходимо следовать нормам Закона, определяющим порядок регулирования бухгалтерского учета в России. Этим вопросам посвящены статьи 3, 4 и 5 Закона.
Любое положение МСФО может стать нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:
1) Заимствования отдельных положений МСФО при разработке и принятии новых (совершенствования действующих) нормативных актов бухгалтерского законодательства РФ. В этом случае отдельные положения МСФО, например, определение допущения непрерывности деятельности организации, переведенное на русский язык, фактически в новой редакции включается в текст российского нормативного акта, становясь таким образом его предписанием. В предписаниях отечественных нормативных документов отражаются методологические положения МСФО, но уже в адаптированной отечественной практикой интерпретации, изложенные на русском языке, становясь таким образом нормой отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
2) Текст российских нормативно-правовых актов может включать прямые отсылки к МСФО, делая таким образом их указания обязательными для применения соответствующей нормы отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
Так, например, российский нормативный акт может содержать предписание, согласно которому ведение бухгалтерского учета в определенной части, допустим, тестирование активов на обесценение, следует осуществлять согласно положениям МСФО. Соответствующих предписаний о таком тестировании отечественный нормативный акт в этом случае уже содержать не будет. И, следовательно, чтобы исполнить указания российского нормативного документа бухгалтеру потребуется обратиться к тексту МСФО.

Основные варианты внедрения МСФО в РФ

В Российской Федерации можно выделить основные варианты внедрения МСФО.
Один вариант - принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. Такой путь избрали многие англоязычные развивающиеся страны. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила использовать стандарты в такой форме иностранным компаниям, регистрирующим свои ценные бумаги в США, и рассматривает вопрос о предоставлении права национальным компаниям использовать МСФО вместо ОПБУ США при размещении ценных бумаг на внутреннем фондовом рынке. Понятно, что использование этого варианта в России проблематично, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский язык.
Второй вариант - принятие МСФО с возможностью их «ограниченной модификации». В этом случае стандарты вступают в силу для компаний той или иной страны (или их объединения) только после их «одобрения» соответствующим уполномоченным органом, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО. Такой вариант применяется, в частности, в ЕС.
Третий вариант - разработка национальных стандартов путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые изменения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. При этом, на наш взгляд, концепция внедрения МСФО, предложенная Министерством финансов РФ и нашедшая свое отражение в законопроектах «Об официальном бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности», выглядит достаточно последовательной.

Основные выгоды от использования МСФО в организации Российской Федерации

Существует несколько аспектов, почему организации может быть выгодно составлять отчетность по МСФО. В частности, информация, получаемая при составлении консолидированной отчетности по МСФО, может быть использована для бюджетирования, планирования изменений в составе группы, оценки стратегического развития бизнеса. При рассмотрении вариантов перехода российскими предприятиями на МСФО можно отметить, что обычно существует «толчок» к принятию решения в пользу МСФО. Таким толчком являются «обещания поучения финансирования».
Можно отметить объективное существование некой связки: «привлечение инвестиций - отчетность по МСФО».
Такая связка клиенту дает получение прозрачной достоверной отчетности. МСФО - это основа для управленческого учета и наиболее совершенная форма консолидации отчетности группы компаний. Самое главное, что отчетность по МСФО помогает получать более дешевые и долгосрочные кредиты, займы, инвестиции.

Заключение

Применение международных стандартов отчетности может предоставить предприятию не только мощные средства улучшения производства, но и значительные конкурентные преимущества, такие как: отражение результатов деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме; возможность сравнения финансового положения предприятия с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров; более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие решения при ценообразовании.
Так как развитие международных стандартов происходило в условиях рыночной экономики, то необходимо отметить большую полезность финансовой отчетности МСФО для пользователей, связанных с управлением и инвестициями.

    This article is so unique, that we couldn"t find any services related to it!