Что такое генеральный план территории. Генеральный план земельного участка

Собственный дом - мечта каждого человека, особенно мужчины, который уже родил сына и посадил дерево. И если покупка готовой конструкции упрощает задачу, то вот со строительством будет сложнее. И речь не только в возведении конструкции своими руками, затраты на земельные работы и остальные строительные процессы. Большую роль играют соответствующие документы и генеральный план земельного участка.

Все это прописано законами Российской Федерации, где указано, что начинать капитальное строительство, прокладку коммунальных систем и остальные работы можно при наличии соответствующих документов. Перечень их большой, однако, основным принято считать генплан территории. Для составления нужно учесть все особенности рельефа, выделить места для строительства в согласии с нормами пожарной безопасности. Что такое генплан? Какую он играет роль? Как его оформлять, чтобы построить дом? Давайте узнаем.

Понятие генерального плана здания

Согласно одному справочнику, генеральный план участка - это проектный документ, указывающий на планировку, застройку, реконструкцию и другие виды работа на земельном участке. Это своего рода план, в котором прописывается все до мелочей. В основе генплана - чертеж в выбранном масштабе, где на план выбранной территории (топографический, фотографический или на инженерно-топографический) наложен план будущего объекта. Объект проектирования не только представляет собой отдельную постройку. Это может быть целый город или муниципальный район.

Чтобы наглядно понять, что такое генеральный план земельного участка, посмотрите на его образец.

На нем обязательно указывается выбранный масштаб, особенности территории, а также комплекс будущей постройки. Но возникает вопрос, для чего он нужен? Зачем тратить столько времени на его создание? Есть два веских довода, указывающих на необходимость плана:

  1. Это законное требование государства. Получается, что без сформованного документа, который был согласован с соответствующими органами, начать строительство нельзя. Только тогда владелец может рассчитывать на возведение на территории постройки и подвести к ней инженерные коммуникации. Бытует мнение, что если я собственник территории, то могу делать не ней что хочу. Такое мнение ошибочное. Не зря в государстве сформированы органы самоуправления и архитектурный надзор, которые контролируют правильность подводки инженерных коммуникаций и составление генерального плана. Почему? Чтобы конструкция и коммуникационные системы не были опасными для жильцов рядом. Возьмем всего лишь один пример. Важно, чтобы генеральный план отвечал инструкциям противопожарной безопасности. Согласно нормам, дорога на территории должна находиться на расстоянии от стен будущего дома, которое составляет минимум 5 м. При этом ширина дороги - минимум 3,5 м. Чтобы спецтехника могла свободно передвигаться по проезжей части на участке, все данные требования следует учитывать.
  2. Наличие на руках генерального плана застройки участка позволит упростить сам процесс строения. Этот сформированный проект служит ориентиром. С его помощью можно правильно определить на участке строения и другие элементы. Это жилой дом, хозяйственные постройки, игровая площадка, огород, цветочная клумба, бассейн, зона для отдыха и т. д. И даже если землевладелец хочет заказать типовый проект, нельзя упускать особенности территории.

Получается, что без разработки генерального плана на участке никто не разрешит вам выполнять строительство. И неважно, что вы законный владелец территории. Закон касается всех. Поэтому прежде чем начать строительство собственного жилища, нужно позаботиться о наличии генплана. Его можно сделать самому, однако, лучше доверить работу специалистам, которые быстро, качественно и правильно сделают ее. В любом случае нужно знать, каким образом оформить генеральный план территории.

Принцип оформления генерального плана участка

Генплан - это перечень документов, основным из которых является сам чертеж или план. Как и к другим документам, к нему предоставляются некоторые требования, он имеет особенности и нюансы при разработке и оформлении. Их нужно учитывать, чтобы соответствующие органы одобрили план.

Перечень документов для подготовки

Для начала процесса по подготовке проекта генплана, нужно иметь перечень документов. Какие они? Ниже предоставлен список:

  • кадастровый план. Благодаря ему можно иметь полную картину земельного участка, который проектируется. Кадастровый план имеет размеры и границы участка;
  • схема, отражающая подсоединение постройки к общей коммунальной системе (водоснабжение, газоснабжение, электроэнергия, система канализации);
  • подробная схема, на которой изображено размещение соседних построек, проезжей части и других комплексов, присутствующих на смежной территории;
  • детальное описание построек, которые будут возводиться на выбранной территории (дом, сельхозпостройки и т. д.).

Дополнительные моменты при разработке генплана

Основная задача - сделать генплан идеальным, чтобы к нему не придрались и не задавали лишних вопросов. Чтобы все действительно было так, нужно при составлении учитывать некоторые зоны контроля. В частности, речь идет о системе инженерных коммуникаций. Не нужно быть экспертом, дабы понять, что в том месте, где проходят коммуникации, заниматься строительством жилой постройки, а также других небольших строений, таких, как гараж, сарай и туалет, нельзя. Даже заниматься высадкой высоких растений не разрешается.

Обратите внимание! Мы привыкли размещать постройки на территории так, как захочется нам.

Но, закон подразумевает соблюдение расстояния в генеральном плане участка между конструкциями, которое соответствует всем нормам пожарной безопасности. К тому же, если территория затапливается сезонными дождями, то план должен содержать дренажную систему. Благодаря ей участок и все его постройки не будут затоплены, вода по системе уйдет в центральную канализацию или выбранное вами место.

Еще один нюанс, связанный с особенности территории. При составлении генерального плана, важно учитывать расположение зданий с учетом геоданных. Например, выбранный участок земли не ровный, а имеет большие перепады. В таком случае жилой дом нужно строить именно на возвышенности. Почему? В таком случае вероятность затопления сводится к нулю. Все осадки будут стекать в яму, не влияя на конструкцию. Некоторые все же останавливаются на постройке в низине. Тогда потребуется выполнить все меры, дабы постройка не подтапливалась.

Специалисты рекомендуют располагать дом на небольшом уклоне, при этом параллельно горизонтальной поверхности. Если здание возводится на склоне с крутизной равной 1:2 и более, то земляное полотно нужно укрепить, сделать устойчивым. Для этого используются подпорные стенки и другие похожие конструктивные элементы.

Как говорилось выше, существуют нормативы расположение постройки в зависимости от проезжей части. Ее можно располагать на расстоянии 5 м от границы участка земли, проходящей по улице. А если рядом находится соседний участок, то расстояние составляет 3 м и больше. Учитывая все эти правила, нюансы и советы, можно составить грамотный генеральный план застройки земельного участка.

Структура генерального плана участка и образец

На фото ниже вы можете увидеть пример генерального плана участка. Он разрабатывается для застройки участка. Это своего рода чертеж, который выполнен в масштабе 1:500. План содержит расположение строительных конструкций, особенности ландшафта, растительность на территории, пешеходные дорожки, подъезды к территории и массу других деталей. Чем детальней прописан план, тем лучше.

К тому же к чертежам прикрепляется много других документов, вот их перечень:


Разработка генерального плана земельного участка - дело ответственное. Вряд ли кто-то без должного образования сможет заняться этой работой. Поэтому лучше найти опытного архитектора или целую организацию, которые сделают все чертежи и документы правильно. Понятно, что заплатить придется немало, однако, вы будете иметь разрешение на официальное строительство от властей.

К кому обращаться и какова примерная стоимость разработки генерального плана

Сейчас есть масса организаций, которые с радостью предоставят вам свои услуги по созданию генерального плана. Можно поспрашивать у знакомых, может они знают хорошую компанию, качественно выполняющую свою работу. Когда такая фирма найдена, остается подать заявку. С мастером можно обговорить все детали и пожелания.

Определенной фиксированной цены на создание нет. Она зависит от площади участка. Стоимость рассчитывается за 1 м 2 . В среднем цена за разработку 1 м 2 составляет 1500 рублей. Но, цена может колеблется. Вот пример цен на составления генплана у некой фирмы:

  1. От 500 м 2 - цена 1500 руб./м 2 .
  2. От 1500 м 2 - цена 1000 руб./м 2 .
  3. От 3000 м 2 - цена 700 руб./м 2 .
  4. От 5000 м 2 - цена 400 руб./м 2 .
  5. От 10000 м 2 - цена 300 руб./м 2 .
  6. Более 20000 м 2 - цена 150 руб./м 2 .

Прослеживается закономерность: чем больше участок, тем дешевле стоимость за квадратный метр. Получается, если вам нужно разработать генеральный план участка, площадь которого 11 соток (1100 м 2), то за всю работу придется заплатить 1,65 млн рублей. Много? Да, но такие уж расценки. В определенный срок фирма обязуется выполнить задание.

Когда план готов, с ним нужно обратиться в соответствующую структуру и дождаться одобрения на строительство.

Подведем итоги

Хотя за составление генерального плана участка придется заплатить немало, это обязательная процедура, обусловленная законодательством. Если проигнорировать обращение в отдел градостроения, то сама стройка и готовая конструкция будет незаконной. Поэтому если вы хотите заняться строительством, без него не обойтись.

Наша группа Вконтакте: https://vk.com/genplans . Присоединяйтесь!

Генплан: стадия "Концепция"

Эскизное предложение (схема генплана, или предпроектные проработки)

выполняется в 2 этапа:

  • Создание трех разных вариантов концепций планировки (генплан) поселка. Утверждение заказчиком одного из этих вариантов.
  • Детальная проработка утвержденного варианта проекта застройки: генплан с разбивкой на участки, земли общего пользования, включающие в себя дороги, межучасточные проезды, КПП, технические зоны – ВЗУ, очистные сооружения, ТП, ГРП и др.
  • Дополнительные листы: баланс территорий, схема озеленения и благоустройства, транспортная схема, зонирование, ситуационный и опорный планы, технико-экономические показатели, пояснительная записка.

Стоимость разработки эскизов:

"Экспресс-концепция" - экономичный вариант = от 45 000 руб. для объектов до 20 га, (без учета НДС). С 1 вариантом эскизных набросков, утилитарный, практичный вариант, без креатива. Посмотреть примеры экспресс-концепций вы можете

Вариант "Стандарт" = от 55 000 до 100 000 руб. (в зависимости от площади участка и требований ТЗ)

Вариант "Эксклюзив" = от 75 000 до 250 000 руб . (в зависимости от площади участка и требований ТЗ), рекомендуется для поселков классов "премиум" и "де люкс", для территорий со сложным рельефом, для объектов с "мелкой нарезкой" и таунхаузами. Работы выполняются архитектором высшей категиории, с детальным анализом рельефа и учетом мельчайших нюансов.

Итоговая стоимость зависит от площади участка и технического задания.

Стоимость сводного плана инженерных сетей - от 15 000 руб.

На дальнейших стадиях разрабатываются:

Сроки выполнения проекта – от 10 до 20 раб. дней .

Для разработки эскизов заказчику необходимо предоставить следующие исходные данные и материалы:

· Задание на проектирование с указанием предполагаемых технических условий.

· Топографическая съемка

Для подробного проектирования коттеджного поселка заказчику необходимо также иметь следующие документы: геоподоснова участка, технические условия для подсоединения инженерных коммуникаций (электричество, газ, канализация), перечень ограничений, накладываемых на данный участок.

Коттеджный поселок "Истрагард", Истринский район МО, 70 га

Проект планировки территории (согласно 87 ПП)

Состав проекта планировки территории (ППТ)

Том 1 «Утверждаемая часть»

· Транспортная инфраструктура

· Инженерное оборудование. Сети и системы

· Охрана окружающей среды

Графические материалы

· Чертеж планировки территории

Том 2 «Обосновывающие материалы»

Общая часть (Пояснительная записка)

· Климатические и инженерно-геологические условия

· Характеристика участка строительства

· Перечень объектов, предлагаемых к строительству

· Сведения об очередности строительства

· Архитектурно-планировочные решения

· Санитарно-защитные и охранные зоны

· Функционально-планировочный баланс территории

· Транспортная инфраструктура

· Инженерная подготовка территории и вертикальная планировка

· Инженерное оборудование. Сети и системы.

· Противопожарные и противовзрывные мероприятия

· Мероприятия по жизнеобеспечению маломобильных групп населения

· Охрана окружающей среды

Графические материалы

· Схема размещения элемента планировочной структуры в системе расселения

· Схема использования территории в период подготовки проекта планировки с границами зон с особыми условиями использования территории

· Схема архитектурно-планировочной организации территории (эскиз застройки)

· Схема организации улично-дорожной сети и движения транспорта

· Схема вертикальной планировки и инженерной подготовки

· Сводный план инженерных сетей

· Схема благоустройства и озеленения проектируемой территории

Коттеджный поселок "Снегиревские дворики", 15 га, Московская область, Красногорский район

Том 3 «ГОиЧС»

Общая часть (Пояснительная записка)

· Мероприятия по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности

· Результаты анализа возможных последствий воздействия современных средств поражения на функционирование территории

· Результаты анализа возможных последствий воздействия чс природного и техногенного характера на функционирование территории

· Обоснование предложений по повышению устойчивости функционирования планируемой территории, защите персонала в особый период и ЧС природного и техногенного характера

Квартал малоэтажной застройки в г. Казани

Графические материалы

· Размещение проектируемой территории относительно зон возможных опасностей

· Зоны заражения АОХВ с поражающими токсодозами при авариях на автотранспорте (и/или ж/д транспорте)

· Зона поражения пожаром при авариях на автотранспорте

Стоимость разработки проекта планировки территории (ППТ) зависит от площади и рельефа участка и в среднем составляет от 250 000 до 500 000 руб . Данная стоимость указана при наличии у заказчика всех исходных документов в т.ч. схемы генплана объекта в *dwg и расчета проектных нагрузок на инженерные сети. Срок изготовления проектной документации – 1-1,5 мес.

Исходные данные для проектирования:

1. Задание на проектирование и согласованная схема генплана;

2. ГПЗУ (если есть);

3. Геоподоснова (топосъемка) в электронном виде;

4. Технические условия на инженерные сети;

5. Расчет нагрузок по инженерным сетям (если есть)

5. Кадастровый план;

6. Инженерно-геологические изыскания (если есть);

7. Порубочная ведомость и перечетная ведомость, дендроплан (если необходимо);

Коттеджный поселок "Красная Пахра", МО

Состав проекта организации и застройки территории (ПОЗТ) - для ДНТ, ДНП, СНТ

Пояснительная записка

· Введение

· Анализ существующей ситуации

· Определение параметров планируемого строительства

· Зоны с особыми условиями использования территории

· Мероприятия по охране окружающей среды

· Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

· Мероприятия по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне

Квартал малоэтажной застройки в г. Иваново

Графические материалы

· Ситуационный план

· Топографическая съемка территории

· Генеральный план застройки территории (чертеж планировки и застройки) с основными технико-экономическими показателями проекта

· Схема инженерных сетей

· Чертеж перенесения объекта на местность

· Профили дорог

Стоимость разработки проекта организации и застройки территории (ПОЗТ) зависит от площади участка и в среднем составляет от 75 000 до 150 000 руб. Данная стоимость указана при наличии у заказчика всех исходных документов в т.ч. схемы генплана объекта в *dwg и расчета проектных нагрузок на инженерные сети. Срок изготовления проектной документации – 2-4 нед.

Коттеджный поселок "Волнушка", Тверская область

Расчет проектных нагрузок на инженерные сети для ПЗ (если необходимо)

  • Водопровод, канализация, ливневая канализация = 20 000 руб.
  • Электроснабжение = 20 000 руб.
  • Газоснабжение = 20 000 руб.

Коттеджный поселок "Былово", МО

Расстановка грузоподъёмных и монтажных механизмов, а также многих других хозяйственных объектов, - это строительный генеральный план. На нём отображены склады строительных конструкций и материалов, растворные и бетонные узлы, временные помещения культурно-бытового, санитарно-гигиенического и административного назначения, сети связи, энергоснабжения, водоснабжения и тому подобное.

Типы

Охватываемая площадь и степень детализации влияют на тип, к которому принадлежит строительный генеральный план. Он может быть объектным или общеплощадочным. Для самых крупных строек, в том числе и водохозяйственных, строительный генеральный план этими типами не ограничивается, обязательно составляется план ситуационный, в котором характеризуются условия района относительно строительного хозяйства.

Ситуационный план указывает не только место расположения строительства, но и существующие на объекте предприятия стройиндустрии:

  • карьеры, где добываются песок и гравий;
  • заводы, откуда поступают железобетонные конструкции, кирпич и металлоконструкции;
  • все пути сообщения: водные, железнодорожные, автомобильные, линии электропередач и многое другое.

Строительный генеральный план осушительных и оросительных систем дополнительно имеет обозначения границ и площади осушаемых и орошаемых территорий. Также на плане должны быть указаны очередность ввода каждого узла и границы эксплуатационных и строительных участков, границы отвода воды и затопления территорий, все мосты и

Составление плана

Разработка строительного генерального плана начинается с перечня объектов хозяйственной деятельности, которые предстоит максимально использовать в строительстве. Это предприятия энергоснабжения, стройиндустрии, разнообразные здания для нужд стройки и так далее. Если такие объекты отсутствуют или мощность их недостаточна, тогда проектируются временные аналогичного назначения сооружения. Разработка строительного генерального плана общеплощадочного типа охватывает всю территорию строительной площадки и включает в себя абсолютно все её объекты.

План состоит из графики и пояснительной записки с обоснованием каждого решения графической части, которая включает в себя подробный план стройплощадки, эксплуатацию постоянных и временных объектов, условные обозначения, а также фрагменты плана с технологическими схемами. Кроме того, в графической части проектирование строительного генерального плана предполагает наличие технико-экономических показателей и примечаний. Масштаб общеплощадочного строительного плана может быть 1:5000, 1:2000 или 1:1000.

Последовательность

Генеральный план строительной площадки обычно начинают составлять с размещения дорог для внутреннего строительного транспорта, одновременно с этим планируется местоположение механизированных установок и общеплощадочных складов. Только после этого можно размещать все основные строительно-хозяйственные объекты. После завершения этой работы в генеральный план строительного объекта вносятся проектируемые временные сети электроснабжения, водопровода, теплоснабжения.

При выполнении всей этой проектной работы нужно руководствоваться результатами расчёта потребностей в данных объектах, а также специальными правилами размещения их. Например, расчет строительного генерального плана должен учитывать, что расстояние от пунктов питания до бытовых помещений не должно превышать шестисот метров (здесь нужно ориентироваться на правила), до бытовых и санитарных помещений не должно быть более двухсот метров, а до производственных работ никак не менее пятидесяти метров. Также по существующим правилам планируются противопожарные разрывы между помещениями и между складами.

Стадии проектирования

В состав строительных генеральных планов обязательно включаются расчёты потребностей в тех или иных ресурсах, а также в строительно-хозяйственных объектах. Всё это приводится в пояснительной записке. В общеплощадочном строительном генеральном плане эти сведения обычно дают приблизительно, основываясь на нормах.

При строительстве водохозяйственных и гидротехнических объектов нужно обязательно показать все устройства и сооружения, обеспечивающие строительные расходы воды в период стройки, а также разбивку очередности всех работ по возведению комплекса или узла гидротехнических сооружений.

Бывает одностадийное проектирование, которое обычно связано с некрупными стройками, тогда не составляется общеплощадочный строительный генеральный план. Виды стройгенпланов в основном перечислены, осталось конкретно рассказать о втором из основных.

Объектный строительный генеральный план

Его разрабатывают, как уже было сказано, особо на каждый объект из тех, что показаны в общеплощадочном плане. Также объектный стройгенплан может быть составлен и на каждый из этапов работ: подготовительный период, нулевой цикл, возведение надземной части. В графической его части содержатся те же самые элементы, что и в общеплощадочном, только каждый вопрос прорабатывается гораздо более детально.

Масштабирование чаще всего такое же. Строительные и хозяйственные объекты размещаются таким же образом, как и при проектировании общеплощадочного плана, обязательно согласуясь с установившимися правилами и принятыми расчётами. Разница только в том, что приблизительных расчётов уже быть не может, поскольку присутствует основание натуральных объёмов работ, норм расходов ресурсов и так далее.

Порядок составления

Начинается проектирование объектного генплана чаще всего с выбора монтажных и машин и их конкретного и рационального размещения. Тогда будет понятно, как установить места для складирования стройматериалов, сборных конструкций, где разместить внутриобъектные дороги. После окончания этих проектных работ размещаются и остальные элементы строительства согласно перечню (СНиП 3.01.01.85).

Когда возводятся разнообразные здания или сооружения, на строительных площадках должны находиться не только данные строящиеся объекты, но и многочисленные временные вспомогательные здания, которые необходимы для нужд стройки, так называемое строительное хозяйство. Для построечного транспорта обустроены пути и дороги, удобно расположенные административные и производственные здания, разные механизированные установки, склады, сети трубопроводов технологических, водоснабжения, сети энергоснабжения.

Предназначение

Строительный генеральный план существует для того, чтобы как можно лучше обеспечить строительную площадку всеми необходимыми условиями - бытовыми и производственными, чтобы вовремя происходили приёмка, хранение, доставка на каждое рабочее место нужных строительных материалов, полуфабрикатов и изделий.

Необходимо, чтобы нормально работали все строительные механизмы и машины, чтобы бесперебойно стройка снабжалась теплом, водой и электроэнергией. Строительный генеральный план отражает все решения вопросов безопасности строительства, охраны труда, противопожарных мероприятий, а также освещения всей строительной площадки в тёмное время суток.

Временные постройки

На стройплощадке среди строящихся постоянных объектов особое место занимают здания, использующиеся только в период строительства. Их возведение проектируется в первую очередь, а после окончания строительства они будут разобраны или снесены. Также временными сооружениями считаются железные и автомобильные дороги, находящиеся на стройплощадке.

Например, рельсы для башенных кранов обязательно будут убраны, когда в них отпадёт надобность. Все склады для материалов и изделий, а также наружное освещение, пожарные гидранты, ограждения строительной площадки - всё это будет после окончания строительства убрано.

Различия в генпланах

Судя по составу, строительные генеральные планы отличаются друг от друга на каждой стадии работ, что характеризуется полнотой номенклатуры, степенью детализации и точным расположением всех временных и постоянных сооружений.

При разработке особенное внимание уделяется рациональному использованию территории строительства, минимизации затрат на временные сооружения и здания, рациональному размещению на стройплощадке всего необходимого для работы хозяйства. Очень большое значение имеют и вопросы экологии.

Исходные данные

Для проектирования строительных генеральных планов наиболее важным является следующее: габариты, расположение и характер объекта стройки, размеры и рельеф территории, характеристики материалов, конструкций и деталей, применяемых при строительстве, типы средств механизации, которые будут использоваться, и методы монтажа конструкций. Обязательны календарный план строительства данного объекта или сетевой график.

От рельефа стройплощадки зависит очень многое: размещение временных и постоянных объектов, оптимальные направления железных и автомобильных дорог, отвод сточных и ливневых вод с территории строительства. Климатологические исходные данные должны соответствовать выбору типа помещений для складов (они могут быть закрытыми или открытыми), а также и мест, где они должны располагаться. Например, открытые склады с пылящимися материалами или огнеопасными обустраивают с подветренной стороны.

Этапы

Проектирование строительного генерального плана обычно содержит три этапа. Сначала определяют состав всех временных сооружений, потом намечают места расположения всех элементов строительства, а напоследок выполняют точные расчёты.

Когда проектируется строительный генеральный план, его обязательно соотносят с генпланом, где обозначены которые уже существуют, потому что нельзя располагать временные сооружения на месте проложенных коммуникаций. Также именно это даёт возможность использования постоянных сетей для нужд строительства.

Дороги, складские помещения

Дороги внутри строительной площадки размещаются так, чтобы был удобен проезд и выезд транспорта, а также погрузка и разгрузка. Дорожная сеть обязательно предусматривает кольцевой проезд. Ширина дорожного полотна временных дорог определяется с учётом того транспорта, который будет задействован. Чаще всего временные дороги строят из железобетонных инвентарных плит, уложенных в два ряда.

Складское хозяйство организуется согласно проекту стройгенплана. Склады могут быть:

  • отапливаемыми и нет;
  • закрытыми помещениями;
  • в виде открытых или под навесами площадок.

Вместимость проектируется в зависимости от количества материалов и условий их хранения. Склады на строительной площадке подразделяются на приобъектные и общеплощадочные. Последние - закрытого типа, предназначены для дорогостоящих и портящихся материалов (стекла, краски, арматуры и тому подобного).

Строительный генеральный план (стройгенплан) – технический документ, который является составной частью проекта организации строительства и проектов производства работ.

Стройгенплан представляет собой генеральный план площадки строящегося предприятия, на котором наряду со строящимися постоянными зданиями и сооружениями наносятся временные здания: механизированные установки, склады, инженерные коммуникации и другие устройства по состоянию на определенный период строительства.

В общем виде генеральный план – проект комплекса увязанных между собой всех технологических, хозяйственных и бытовых зданий и сооружений на поверхности, включая все транспортные устройства и различные коммуникации.

Для необходимой полноты освещения методов организации строительного производства общеплощадочный стройгенплан дополняют строительными планами основных объектов строящегося предприятия, в которых детально решены вопросы, связанные со строительством каждого объекта.

Размещение на стройгенплане постоянных зданий, сооружений, путей, проездов и коммуникаций создает основу для принятия наиболее целесообразных решений в части размещения временных объектов, принятых в проекте организации строительства.

Временные здания и сооружения должны быть размещены так, чтобы они по возможности не мешали строительству постоянных объектов, проезду транспорта, доставке конструкций, работе строительных машин. Взаимное расположение временных зданий и транспортные связи между ними должны обеспечивать возможность полной механизации процессов транспортирования по вертикали и горизонтали при наименьшем расстоянии перемещения строительных конструкций и материалов к месту укрупнительной сборки, монтажа и укладки.

Склады строительных конструкций, материалов и деталей должны размещаться на стройгенплане вдоль подъездных путей и иметь удобную автотранспортную связь со строительными объектами. На приобъектных складах и площадках должны предусматриваться необходимые приспособления для складирования и укрупнительной сборки конструкции (стеллажи, боксы и др.). Дороги должны обеспечивать возможность проезда автомашин и строительного оборудования в любое время года. Наиболее рациональным для временных дорог является применение покрытий из инвентарных сборных железобетонных плит.

Стройгенплан в составе ПОС называется общеплощадочным, а в составе ППР – объектным (их различие в степени детализации).

Общеплощадочный строительный генеральный план в составе ПОС представляет собой план строительной площадки с прилегающей к ней территорией, используемой для строительства всего комплекса объектов и размещения временных зданий, сооружений, установок, коммуникаций, предназначенных для обслуживания всей строительной площадки.

Объектный строительный генеральный план в составе ППР охватывает территорию строительной площадки одного объекта. На нем уточняют и детализируют решения общеплощадочного стройгенплана.

Исходные данные для разработки общеплощадочного СГП: генплан площадки строительства; материалы геологических, гидрогеологических и инженерно-экономических изысканий; смета; сводный календарный план с пояснительной запиской о методах производства работ; расчеты потребности во временных зданиях и сооружениях, складских площадях и т.д.

Исходные данные для разработки объектного стройгенплана: общеплощадочный стройгенплан; календарные планы и технологические карты из ППР данного объекта; уточненные расчеты потребности в ресурсах; рабочие чертежи здания или сооружения.

Стройгенплан разрабатывают для различных стадий строительства объекта (комплекса) и различного комплекса выполненных работ (нулевой цикл, возведение надземной части здания, отделочные работы).

Любой СГП состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.

Графическая часть общеплощадочного СГП включает: генплан площадки с нанесенными на нем объектами строительного хозяйства (рис. 3.1), экспликацию временных зданий и сооружений, условные обозначения.

Графическая часть объектного СГП включает те же элементы, что и общеплощадочный СГП, с детализацией принятых в нем решений.

В процессе размещения (привязки) механизированных установок и монтажных кранов на стройгенплане решаются следующие основные задачи:

– обеспечение бесперебойной поставки на строительную площадку материалов и полуфабрикатов с этих установок;

– обеспечение четкой ритмичной работы размещаемых монтажных кранов и связанных с ними других строительных машин;

– обеспечение безопасных условий труда;

– снижение себестоимости и трудоемкости работ;

– сокращение времени на монтаж кранов и устройство путей к ним.

При проектировании размещения на СГП монтажных кранов и подъемников предусматривают: выбор типов кранов; горизонтальную и вертикальную привязку; расчет зон действия кранов с учетом ограничений.

Горизонтальная привязка рельсового стрелового крана показана на рис. 3.2. При размещении кранов вблизи котлованов и траншеи расположение оси подкрановых путей определяют в зависимости от глубины котлована или траншеи и характеристики грунта (рис. 3.3).

Минимальная длина подкрановых путей составляет два звена (25 м).

В процессе привязки необходимо определить зоны действия грузоподъемных машин с учетом возможных ограничений (рис. 3.4).

При этом различают следующие зоны: обслуживания, монтажную, перемещения груза; опасные зоны работы, монтажа конструкций, дорог.

Монтажной зоной называют пространство, в пределах которого возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Размеры зоны в плане определяют параметром здания, увеличенным на 7 м при высоте здания до 20 м и на 10 м – при высоте более 20 м.

Складирование материалов в пределах монтажной зоны запрещено.

Зоной обслуживания краном или рабочей зоной крана называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана.

Границы зоны определяют радиусом, соответствующим максимальному вылету стрелы.

Зоной перемещения груза называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана.

Границы зоны определяют расстоянием по горизонтали от рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения.

Опасной зоной работы крана называют пространство, в котором возможно падение груза при его перемещении с учетом рассеивания.

Опасные зоны дорог – это участки подъездов и проходов в пределах опасных зон, где могут находиться люди, непосредственно не участвующие в работе крана либо осуществляется работа других машин и механизмов.

Опасные зоны монтажа отдельных частей здания показывают на стройгенплане при вертикальной привязке крана.

Условные ограничения, имеющие визуальный характер (флажки, сигнальные лампы и т. д.), наносят на СГП (рис. 3.5).

В зависимости от характера, объемов и длительности строительства при разработке ППР определяют номенклатуру, число и размеры временных зданий и сооружений .

По назначению временные здания делятся на:

– производственные (мастерские, объекты энергетического назначения, автохозяйства и т. п.);

– административно-хозяйственные (конторы прорабов, проходные, диспетчерские и т. п.);

– санитарно-бытовые (гардеробные, душевые, столовые и т. п.);

– жилые и общественные (общежития, магазины, красные уголки и т. п.).

В зависимости от конструктивных решений различают временные здания неинвентарные (рассчитаны на однократное использование) и инвентарные. Последние, в свою очередь, могут быть сборно-разборные, контейнерные и передвижные.

В зависимости от порядка финансирования различают временные здания и сооружения титульные и нетитульные. К титульным относятся здания и сооружения, затраты на которые производятся за счет средств, предусмотренных в главе «Временные здания и сооружения» сводной сметы на строительство.

Рис. 3.1. Пример стройгенплан объекта:

1 – строящееся здание; 2 – трансформатор; 3 – пункт подключения электросиловой линии; 4 – проходная; 5 – контора прораба; 6 – гардероб; 7 – дорога; 8 – помещение для приема пищи; 9 – кладовая; 10 – склад сборных конструкций; 11 – башенный кран; 12 – душевая; 13 – санузел; I – постоянные сети водоснабжения; II - временные сети водоснабжения; III – городская канализационная линия; IV – временное ограждение; V – городская сеть; VI – временная электросеть

Рис. 3.2. Схема горизонтальной привязки рельсового монтажного крана: 1 – площадка для стоянки автомобилей под разгрузкой; 2 – площадка для приема раствора; 3 – шкаф электропитания крана; 4 – площадка для складирования деталей и материалов; 5 – место хранения грузозахватных приспособлений и тары; 6 – место нахождения контрольного груза; 7 – стенды со схемами строповки

Рис. 3.3. Схема размещения подкрановых путей вблизи котлованов и траншей

Рис. 3.4. Схема обозначения зон действия грузоподъемных машин:

1 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения установки и закрепления элементов и конструкций; 2 – граница места возможного падения груза; 3 – граница зоны обслуживания краном; 4 – граница зоны, опасной для нахождения людей во время строительства; 5 – площадка для складирования; 6 – площадка для приема раствора

Рис. 3.5. Схема зоны обслуживания стрелового крана с ограничителями:

I, II – крайние стоянки кранов; α и α 1 – углы зоны обслуживании и ограничения, град.; А и Г – размеры не менее тормозного пути стрелы с учетом габарита груза; Б – размер, равный тормозному пути плюс 0,5 наибольшего по габариту монтажного элемента, плюс 1 м; В – размер от крайнего монтируемого элемента до перпендикуляра к продольной оси крана; Д – максимальный вылет крюка крана, необходимый для данного объекта

Больше 250 лет назад императрица всероссийская Екатерина II подписала указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Так началась веха генпланов в России. Strelka Magazine проследил историю самого главного градостроительного документа и рассказал, как генеральный план Москвы менялся в зависимости от увлечений глав государства, политической обстановки в стране и чаяний её жителей.

«План Москвы, прожектированный по городу и предместьям»

Цели: Один из первых в истории страны генплан был призван восстановить порядок в Москве, которая, как говорилось в одном из документов тех лет, «по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла». К появлению генплана была и ещё одна значительная предпосылка: в городе случился сильнейший пожар, в котором погорели практически все дома от Охотного ряда до Земляного вала и многие — за Яузой. Императрица Екатерина настаивала, что город должен быть современным и соответствовать последней моде, а потому — развиваться согласно принципам классицизма.

Вид на улицу Камер-Коллежский вал

Что получилось: Отныне на территории Кремля, Китай-города и Белого города разрешено строить только каменные дома, а для украшения города и «к знанию границ» предписано высаживать деревья. Москва и правда приобрела чётко выраженную границу, которая пролегла по Земляному валу. С одной стороны был непосредственно город, а с другой до Камер-Коллежского вала — предместья. В пределах Москвы запретили хоронить людей, а восемь новых кладбищ вынесли за городскую черту.

Что не получилось: На месте Кремля по плану 1775 года предписывалось построить дворец, спроектировать который должен был архитектор Василий Баженов. Кроме того, не удалось достроить все запланированные площади вокруг Китай-города и Кремля и бульварное кольцо на месте разобранной стены Белого города. Генплан XVIII века подразумевал крайне амбициозный проект, а именно — ещё один водный канал. Вырыть его хотели параллельно течению Москвы-реки, но осуществить задуманное удалось лишь частично: канал прорыли по старице — участку прежнего русла Москвы-реки — от Берсеневки до Балчуга. Так появилась часть Водоотводного канала.

«Прожектированный план Столичного города Москвы»

Цели: Самый знаменитый в истории Москвы пожар — 1812 года — заставил московских архитекторов вновь задуматься о том, как перестроить и восстановить практически полностью уничтоженный город.

Что получилось: Впервые в истории города были распланированы выгонные земли — участки, не застроенные домами, — их поделили на кварталы. Благодаря генплану в Москве появилось Садовое кольцо, а Земляной вал и стены Белого города окончательно сровняли с землёй. Документ предписывал, что вместо снесённых стен можно строить только дороги, которые «должны служить единственно удобностью для сообщения проезжих и для прогулки пешеходов», здания же здесь возводить запрещалось. Та часть улиц, что не была использована для дорог, стала частью владений, чтобы их владельцы могли разбить сады.

Садовое кольцо XIX век

Не зря говорят, что история повторяется: новый документ предписал снести все торговые лавки вдоль стен Кремля, потому что они портили вид города, а те же торговые ряды, что сохранились, перестроили и привели в порядок. Тогда же с глаз москвичей пропали зловонные пруды Неглинки, что располагались на месте нынешнего Александровского сада. Пруды опустошили, а речка до сих пор бежит по подземным трубам столицы. В целом благодаря документу в Москве сформировалась геометрически правильная уличная сеть.

«Новая Москва»

Цели: Перед новоиспечённой советской властью стояла новая задача — преобразовать Москву из провинциального города в столицу первого социалистического государства.

Что получилось: Согласно новой концепции, Москва приобретала чётко выраженную радиально-кольцевую структуру, и это неслучайно. Такая планировка напоминала утопический Город Солнца итальянского философа Томмазо Кампанеллы, чьими трудами в те годы особенно увлекался Ленин. Генплан 1923 года, во-первых, представлял Москву полицентричной, а во-вторых, вводил идею города-сада. Новые функциональные центры, расположенные в разных частях города, должны были распределить нагрузку и развести всё растущие транспортные потоки. Как и сегодня, перед архитекторами стояла задача разгрузить центр.

«Лужники» начала XX века, фото: oldmos.ru

Москва стала контролируемо разрастаться за пределы Камер-Коллежского вала вплоть до Окружной железной дороги, и в новое кольцо вошли Сокольники, Лужники и Ходынское поле. Благодаря тому, что план разрешал строительство на новых территориях, в центре удалось сохранить памятники архитектуры, многие из которых, правда, потом погибли во время реализации генплана 1935 года, а позже — от рук бизнесменов современной России. На новой территории появилось около двадцати посёлков-садов, из которых до нас дошёл только Сокол — памятник культурного наследия. Благодаря Щусеву в Москве от центра к периферии появились так называемые зелёные клинья, которые и сейчас считаются экологическим каркасом столицы.

Что не получилось: Новый, так называемый Правительственный центр должен был разместиться на Петербургском шоссе напротив Петровского путевого дворца, но его так и не построили. Вообще нельзя сказать, что в городе действительно появились функциональные центры. Единственный из них — спортивный — расположился в Лужниках, был построен существенно позже и действует до сих пор.

«Большая Москва»

Цели: Из вступления к плану: «Задача современного городского строительства — создание здоровых и культурных условий жизни. Такая задача и стоит сейчас перед Москвой. Москва вновь стала государственным центром и едва ли с этого положения сойдёт. За это говорит и её географическое расположение, и историческое прошлое, и, наконец, та политическая роль, которую она заняла теперь. При таком условии есть полное основание полагать, что Москва в недалёком будущем превратится в один из величайших городов мира. С таким положением Москвы надо считаться и к нему подготовиться».

Новый план должен был учитывать стремительно растущий рост населения, так что перед советскими градостроителями стояла задача вновь расширить городские границы. 200 тысяч гектаров — именно такой должна была стать общая площадь Большой Москвы по расчётам инженера Шестакова.

Подольск, 1920-е годы, фото: vk.com/istorya_podolska

Что получилось: Как и другие эксперты тех лет, Шестаков возлагал большие надежды на развитие скоростного транспорта. Так что железные дороги и вокзалы в Москве стали точками особенно пристального внимания. Окружная железная дорога была отдана исключительно под пассажирские перевозки, а новая железная дорога предназначалась для транзитного движения грузов. К московским вокзалам протянулись широкие улицы и дублёры. Благодаря концепции 1925 года равномерно стали развиваться такие подмосковные города, как Дмитров, Сергиев Посад, Богородск, Подольск, Бронницы, Звенигород и Воскресенск. Кроме того, с заделом на будущее и опасаясь слишком быстрого роста населения, Шестаков настаивал на формировании , в которую вошли не только подмосковные города, но и посёлки Владимирской и Калужской губерний.

Что не получилось: В 1929 году генплан был отвергнут, а сам Шестаков репрессирован и погиб в заключении.

Генеральный план реконструкции Москвы

Цели: Большая реконструкция Москвы — вот что подразумевал новый план. Документ расписывал стратегию развития города на десять лет вперёд. Причём охватывал он самые разные городские вопросы: расселение и застройка, планировка улиц и набережных, архитектурное оформление зданий, производство расчётов строительства, транспорт, водопровод и канализация, санитария города и многое-многое другое.

Что получилось: Именно благодаря плану 1935 года мы знаем гранитные набережные Москвы-реки. Реки рассматривались как ещё один путь сообщения, и потому они должны были обрести такой же парадный облик, как и широкие автомагистрали. Новые районы в отличие от исторического центра стали застраивать по строгой прямоугольной сетке. С этого периода Подмосковье рассматривается как придаток столицы. Там располагаются важнейшие стратегические военные базы, склады, сортировочные, сооружения коммунального обслуживания, которые до сих пор работают на Москву. Генеральный план предписывал построить там дома отдыха, пионерлагеря и дачи. По нему был построен и МКАД, который должен был снизить транзитный поток транспорта через город. Тогда же распланировали линии метро, которые должны были обслуживать разрастающийся город, и выделили территории для строительства высоток. Наконец, в Москве определили промышленные территории, где в скором времени выросли заводы и фабрики.

Что не получилось: Грандиозная 400-метровая башня Дворца Советов так и не возвысилась над Москвой, хотя проект её обсуждался и утверждался довольно долго. Разместиться она должна была на месте храма Христа Спасителя и стать кульминацией советского высотного строительства.

«Технический» генплан

Цели: Последняя версия сталинского генплана была утверждена в 1951 году и рассчитана также на десять лет. Но в Москве стали появляться панельные дома, индустриальное домостроение стало массовым, и генплан оказался неактуальным в новых условиях. В 1957 году Институт Генплана подготовил временный, так называемый «технический» генеральный план, который призван был адаптировать город под новые технологические реалии. Кроме того, «технический» план подготавливал почву для следующего, более масштабного и всеобъемлющего документа.

Стадион «Лужники» / фото: Rob / Flickr.com

Что получилось: Согласно плану, в городе стали осваивать «резервные» территории. Их распределили под жилую застройку, где, как грибы, стали расти новые микрорайоны. По «техническому» плану архитекторы определили места для общественных центров за пределами Садового кольца и далеко от центра города. Именно в этот период был закончен спорткомплекс «Лужники», который, как и задумано, стал новым спортивным центром столицы.

Технико-экономические основы генерального плана развития Москвы

Цели: Население Москвы после войны всё росло и к 1960-м годам достигло 6,13 миллиона человек. Перед новым генпланом стояла задача предотвратить дальнейшее увеличение количества жителей, а для этого решено было развивать города области.

Что получилось: Как и по плану Шестакова, разные функции брали на себя разные города Подмосковья. Так, Дмитров, Волоколамск, Талдом стали новыми промышленными центрами, в Крюкове и Зарайске появились новые и инновационные по тем временам производства. Пущино, Михайловское и Черноголовка аккумулировали образовательные функции, а Звенигород, Можайск и Таруса превратились в курортные зоны. Частично такое функциональное распределение сохранилось за этими городами и по сей день.

В генеральном плане прописали устройство микрорайонов, которое сохранялось на протяжении многих лет. Так, в каждом районе обязательно был общественный центр и все необходимые элементы социальной инфраструктуры вроде детских садов, школ, яслей, поликлиник. За время действия документа в Москве было построено более 15 тысяч жилых домов.

Генеральный план развития Москвы

Цели: Москва — концентрический город, удобный для жителей, — таким представлял город новый документ. Под руководством Михаила Посохина архитекторы ГлавАПУ разработали новую логическую систему, которая должна была разделить Москву на несколько зон. Кроме того, по-прежнему градостроители стремились остановить рост населения в городе, чтобы в перспективе у каждой семьи была отдельная квартира, а у каждого взрослого члена семьи — своя комната в ней.

Что получилось: Территорию Москвы разделили на восемь зон, в каждой из которых был свой культурный центр, производственная база, социальные предприятия, парки и другие важнейшие элементы. Такая городская структура подразумевала, что жителю не нужно выбираться за пределы района, чтобы попасть на работу или в поликлинику. Именно в период действия генплана 1971 года появляются «панельки» и спальные районы, которые так ненавистны москвичам и так любимы ими сегодня. К 1970-м годам заселились и процветали Тушино, Свиблово, Медведково, Перово-Новогиреево, Кузьминки, Люблино, Выхино, Беляево, Давыдково и Кунцево, а Чертаново, Коньково, Печатники, Тропарёво, Матвеевское и Тёплый Стан только-только осваивались.

Особую роль отвели магистралям, которые на периферии Москвы стали районными центрами. Генеральный план впервые как бы намекал, что, если уж москвич решил съездить из одного конца города в другой, одним трамваем не обойтись. Так что активно достраивали метро и скоростные трассы, по которым, по задумке, можно было ездить со скоростью до 120 километров в час. Конечно же, параллельно с этим развивался автопром, и машина превратилась в более массовое приобретение. План 1971 года особое внимание уделял историческому наследию города, и благодаря ему удалось сохранить целые кварталы старой Москвы. Введённое понятие «заповедная зона» остановило снос зданий в историческом центре. Тогда же активно развивалось Подмосковье, которое оставалось в роли придатка столицы. Туда переместилось вредное производство, там же появились новые рекреационные и туристические зоны, некоторые из которых продолжают работать до сих пор.

Что не получилось: Не удалось достроить несколько магистралей-хорд, которые должны были облегчить перемещение по городу. К ним, кстати, вернулись уже в наше время: например, если посмотреть на карту генплана внимательно, можно увидеть скоростную трассу Москва — Ленинград, которая проходит через Химкинский лес.

Проект генерального плана развития Москвы до 2000 года

Цели: К 1985 году стало понятно, что в Москве есть множество проблем, которые до этого момента замалчивались или вообще считались несущественными. Оказалось, что увеличивающееся количество машин и фабрики в черте города существенно портили экологию. Впервые заговорили о колоссальном уроне, который советская власть нанесла архитектурному наследию Москвы. Подмосковье по-прежнему рассматривалось исключительно как дополнение к Москве, что тоже неблагоприятно сказывалось на инфраструктуре. Наконец стало понятно, что темпы строительства жилых домов катастрофически отстают от всё растущего спроса. Новый генплан должен был представить поэтапное решение сложившихся проблем.

Третье транспортное кольцо, фото: A. Savin / ru.wikipedia.org

Что получилось: Москва и Подмосковье стали единым регионом — агломерацией. Так что дороги и общественный транспорт стали развиваться равномернее и с ориентиром на область. Особое внимание градостроители обратили на метрополитен, который продолжил расширяться в сторону растущих спальных районов. В Подмосковье были обозначены новые точки роста — Дмитров, Ногинск и Наро-Фоминск, — которые соединились с Москвой железной дорогой.

Последний генплан советской Москвы отказывался от концепции дорог-хорд и предлагал новое решение — северное и южное полукольца, которые спустя десяток лет превратились в Третье транспортное кольцо. Впервые речь зашла об архитектуре «первого этапа индустриального домостроения», а короче говоря — о пятиэтажках. Именно тогда архитекторы выдвинули предложение постепенно сносить невместительное и неэстетичное жильё в черте города, а вместо него сосредоточиться на массовом панельном жилье. Этот же генплан предписывал снизить количество заводов и фабрик в городской черте.

Что не получилось: На самом деле генплан 1989 года так и не был принят. Из-за непростой политической ситуации в стране документ отклонили как нереалистичный. Но взамен него предложить ничего не смогли и не успели, так что уже в 1990-е годы развитие Москвы проходило с ориентиром именно на этот отвергнутый документ.

Последний генеральный план, с которым мы живём и сегодня, был принят в 1999 году. Это огромный текстовый документ, который не включает в себя карты и в котором стратегия развития столицы продумана до 2020 года. Подводить его итоги пока рано, но есть на что обратить внимание. Например, согласно плану число жителей к 2020 году должно было достигнуть 10-12 миллионов человек. Стоит ли говорить, что Москва давно преодолела эту отметку. В отличие от предыдущих документов, генплан 1990-х намного гуманнее: в нём речь идёт и о комфортной городской среде, и о визуальной составляющей города, и об экологии. В новинку стало и то, что в плане прописаны запрещённые виды деятельности на отдельных городских участках. С одной стороны, это стимулирует участников городской застройки, с другой же — на деле оказывается, что разрешено всё, что не запрещено, и решения принимаются, исходя исключительно из финансовой выгоды без оглядки на дальнейшую судьбу Москвы и её жителей. С 2005 года московское правительство начало работу над новым Генеральным планом.

У города должен быть свой инструмент управления будущим. Как его создать? Каким образом применять? И нужен ли он Москве? Читайте в исследовании, подготовленном КБ «Стрелка» для IV Московского урбанистического форума. Приобрести его можно в книжном магазине на «Стрелке», Берсеневская набережная, 14, 5а

Материал подготовлен на основе статьи Анны Броновицкой «Планирование Москвы от Ленина до Лужкова», «Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим», Москва, 2014

Фотография обложки: M oscowchronology.ru