Что относится к экономическим институтам. А

Непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система - это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института : экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.

Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты». Институт (от лат. institutum - установление, учреждение) понимается как корпорация, профсоюзы, государство, а также как психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

Экономические институты - «правила игры» в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

По мнению Дж. Найта, институты - это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества. Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.

Это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.


Неформальные (общественные) институты - это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.

Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты - это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации - это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.

Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.

Важнейшим институтом в экономической системе является собственность.

Понятие «институт» употребляется в настоящее время как минимум в двух значениях:
. как название образовательных и научных учреждений (их структурных подразделений);
* для обозначения совокупности норм права, других правил и стандартизированных моделей поведения по какому-либо определенному социально значимому кругу общественных отношений.
Второй аспект и будет предметом дальнейшего рассмотрения применительно к сфере экономики.

Понятие экономического института

Экономический институт представляет собой относительно обособленную, устойчивую, экономически значимую, специфическую по содержанию подсистему (область, круг) экономических отношений, осуществляемых в рамках установленных правил и стандартизированных моделей поведения их субъектов (экономических агентов).
Экономические институты могут быть классифицированы по различным признакам на различных уровнях. В экономической науке появляется много специальных исследований, посвященных данному вопросу. Поэтому далее пойдет речь о некоторых экономических институтах, являющихся ключевыми в экономической системе.
Рынок . В рыночной экономике наиболее емким и широким по содержанию экономическим институтом является рынок, давший название указанной системе хозяйства. В самом общем виде — это исторически обусловленная развитием экономических сил общества форма взаимосвязи производителей и потребителей благ, пришедшая на смену традиционной экономике — натуральному хозяйству, где продукты производились преимущественно для своего собственного потребления, а обмен носил случайный характер и не опосредовался деньгами (продуктообмен, бартер).
В отличие от натурального, рыночное хозяйство предполагает производство продукта (блага, услуги) специально для продажи, т.е. для обмена с помощью денег, в качестве которых выступает один из товаров, выполняя роль всеобщего эквивалента. В силу своих специфических свойств таким товаром стало золото. В настоящее время эту роль исполняют бумажные (электронные) деньги и другие ценные бумаги.
Рынок определяют еще и как совокупность товарно-денежных отношений и институтов, обеспечивающих их функционирование.
К числу экономических институтов первого порядка в рыночной экономике относятся: товар, деньги, собственность, экономические агенты.
Товар . Продукт человеческого труда (благо, услуга), предназначенный для обмена путем купли-продажи на рынке, является товаром. Иначе говоря, товар — это только те блага и услуги, которые произведены не для своего собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других экономических субъектов (как физических, так и юридических лиц). Это предназначение придает продукту труда новые качества, не свойственные ему в условиях натурального хозяйства, когда он потреблялся самим производителем и не требовал обмена. Такими качествами (свойствами) товара являются:
. общественная потребительная стоимость, т.е. его полезность не для себя, а для других, способность блага или услуги удовлетворять потребности физических и юридических лиц, не являющихся их производителями;
. меновая стоимость (ценность), т.е. его способность обмениваться на другие товары в определенной пропорции. В основе пропорции всегда лежат затраты труда (стоимость товара), измеряемые величиной издержек производства и обмена, а их реальное значение определяется предельной полезностью (ценностью) блага или услуги для покупателя.
Деньги . Деньги — это один из товаров, выступающий в роли всеобщего эквивалента и выполняющий в процессе обмена следующие функции:
. мера стоимости — измерителя ценности (стоимости) всех других товаров;
. средство обращения — посредника при обмене товаров в форме купли-продажи;
. средство платежа (когда оплата блага или услуги осуществляется не в момент их получения, а позднее, например: коммунальные услуги, потребительский кредит и др.);
. средство накопления (при капитализации прибыли и формировании фондов развития производства в денежной форме);
. средство сбережения и образования сокровищ (когда накопление денег не преследует цели вложения их в предпринимательскую деятельность).
В разное время у разных народов роль денег выполняли различные товары. В развитой рыночной экономике она закрепилась за золотом. Этому способствовали такие его качества, как неподверженность естественной порче, легкая делимость, большая стоимость в малых объемах и некоторые другие.
Для удешевления обслуживания и упрощения денежного обращения в оборот вводились постепенно бумажные деньги. Они обеспечивались золотом, обменивались на него в случае необходимости и в качестве его представителя выполняли указанные выше функции. Не обладая сколько-нибудь существенной собственной стоимостью, бумажные (электронные) деньги не могут быть мерой стоимости и сокровищем. Поэтому сейчас, когда произошла демонетизация бумажных денег (прекращение их обмена на золото по требованию владельца) и они утратили всякую связь с действительными деньгами (золотом), формируется новый механизм измерения стоимости и определения меновой ценности товаров, который экономической теории еще предстоит изучить.
Собственность. Как экономический институт собственность имеет свое экономическое содержание, не сводимое к праву собственности, и представляет собой совокупность отношений присвоения факторов и результатов производства экономическими агентами.
Присвоение подразделяется на внеэкономическое и экономическое.
Внеэкономическое присвоение как законное (дарение, наследование и т.д.), так и незаконное (кража, грабеж, разбой) не образует экономического содержания собственности. В качестве такового выступает экономическое присвоение.
Первичной, определяющей, а до появления рынка и единственной формой экономического присвоения является производство. По сути, это две стороны одной «медали» — процесса «обмена веществ» между обществом и природой. Общество с помощью экономических сил воздействует на природу (производство) и отторгает ее часть в преобразованном для потребления виде (присвоение). Основанием присвоения, т.е. принадлежности произведенного продукта тому или иному конкретному лицу, является труд, вклад в создание этого продукта.
В условиях рыночного хозяйства появляется еще две экономические формы присвоения: распределение и обмен. В качестве таковых они выступают постольку, поскольку являются фазами процесса общественного воспроизводства, а их субъекты — собственниками факторов производства.
Как общественное экономическое отношение собственность имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят четыре элемента: субъекты, объекты, субъективная и объективная стороны отношения.
Субъекты собственности — это всегда люди, стоящие на разных полюсах отношения (присвоение — отчуждение) и образующие две его стороны. Ими могут быть как отдельные индивиды, так и их общности, как физические, так и юридические лица (граждане, домохозяйства, фирмы, государство и т.д.).
Объекты собственности — это исключительно продукты труда, результаты производства. Естественные факторы, не преобразованные трудом, следовательно, таковыми не являются. Поэтому, например, понятие «собственность на землю» является иррациональным выражением, не имеющим своего собственного экономического содержания.
Речь в данном случае идет о юридическом титуле земли, о правилах ее экономического оборота, установленных государством, т.е. о праве собственности. Причем последнее во многом ограничено государством и по сути своей правом собственности, трактуемом еще в Римском праве как возможность определять судьбу вещи, не является, а представляет собой лишь некоторое его подобие.
Субъективная сторона отношений собственности (присвоения) — это определяемые экономическими интересами субъекта цель и мотивы его поведения. Под интересами понимаются осознанные потребности. Субъект как бы адаптирует последние к своим возможностям, обусловленным его социально-экономическим положением, и уже исходя из этого ставит перед собой конкретные цели и задачи.
Экономический интерес — объективная категория, во-первых, в силу объективности его природы, каковой является потребность, во-вторых, в силу объективности социально-экономического положения субъекта в обществе.
Объективная сторона отношений собственности (присвоения) — это само присвоение, т.е. осуществляемое в определенной общественной форме производство в единстве двух его сторон: организационно-экономической и социально-экономической.
С организационно-экономической стороны производство характеризует способ присвоения и соединения личного и вещественного факторов. В условиях рынка это частное присвоение последних и их соединение с рабочей силой посредством купли собственником средств производства у наемного работника — собственника своей рабочей силы.
С социально-экономической стороны производство характеризует способ присвоения и распределения результатов труда, полученных в этом процессе. В условиях рынка созданный продукт является собственностью владельца вещественных факторов, а наемный работник получает в форме заработной платы только долю, равную стоимости его рабочей силы.
Ранее речь шла о собственности как экономической категории, рассматривалось ее экономическое содержание. Но она выступает еще и как юридическая категория, обладающая соответствующим юридическим содержанием. Его составляет право собственности.
Право собственности представляет собой совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он может отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В современной экономической теории выделяется более десятка правомочий, образующих так называемый «пучок прав». В его рамках различают права хозяйствования, связанные с использованием полезных свойств вещи, и права собственности в узком смысле слова (распоряжение), связанные с возможностью передачи прав хозяйствования другим субъектам.
Углубление спецификации полномочий собственности обусловлено необходимостью адекватного получаемой выгоде распределения бремени трансакционных издержек между экономическими агентами и их оптимизации.
Трансакционные (операционные) издержки — это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Данная категория была введена в экономическую теорию в 30-е гг. XX в. Р. Коузом, впоследствии ставшим лауреатом Нобелевской премии. Обычно выделяют следующие виды трансакционных издержек:
. поиск информации;
. ведение переговоров и заключение контрактов;
. спецификация и защита прав собственности;
. оппортунистическое поведение;
. издержки измерения.
Следует заметить, что при необходимости группировка транс-акционных издержек может быть проведена по иным основаниям, а их перечень продолжен.
Рассматривая собственность как юридическую категорию, нельзя не сказать о формах, являющихся ее важной характеристикой. К числу основных (системообразующих) форм собственности российским законодательством отнесены:
. частная собственность — имущество физических и юридических лиц;
. государственная собственность — имущество, принадлежащее Российской Федерации в целом (федеральная собственность) и ее субъектам (собственность субъектов Российской Федерации);
. муниципальная собственность — имущество, принадлежащее муниципальным образованиям (городам, сельским поселениям и др.).
Производными от права собственности и ограниченными по объему в разной мере являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
На праве хозяйственного ведения, имеющего относительно широкие полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом, создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия.
На праве оперативного управления, существенно ограничивающего полномочия владения, пользования и особенно распоряжения имуществом, действуют казенные предприятия, а также учреждения. Отношения собственности образуют ядро любой экономической системы и определяют ее социально-экономическую сущность.
Экономические агенты . Субъекты экономических отношений, представленные как физическими, так и юридическими лицами, преследующими свой экономический интерес и принимающими соответствующие решения — это экономические агенты. Основными из них являются: домашние хозяйства, фирмы (предприятия), государство (правительство).
Домашнее хозяйство (домохозяйство) — семья как экономический субъект, самостоятельно принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования и источниках дохода на их приобретение. Эти блага полностью или частично могут производиться непосредственно в домохозяйстве, либо покупаться на рынке. В последнем случае, преобладающем в современных условиях, основным семейным источником средств на приобретение благ (услуг) служит продажа членами семьи своей рабочей силы (способности к труду) собственникам вещественных факторов производства.
Фирма (предприятие) — экономический агент, самостоятельно принимающий решения о производстве благ (услуг) на продажу с использованием собственных и приобретаемых на рынке ресурсов. Потребителями их товаров выступают домохозяйства, государства и другие фирмы. Источником функционирования является выручка. В нормальных условиях она должна покрывать все расходы фирмы (издержки) и обеспечивать получение средней прибыли. В противном случае наступает банкротство. В России основная часть фирм (организаций) представлена хозяйственными товариществами и обществами. Они имеют различные организационно-правовые формы:
. полное товарищество — объединение индивидуальных или (и) коллективных предпринимателей, участники которого (полные товарищи) несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом;
. товарищество на вере (коммандитное товарищество) — объединение двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей — вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия;
. общество с ограниченной ответственностью (ООО) — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров;
. общество с дополнительной ответственностью — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал, заранее разделенный на доли;
. акционерное общество — коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами (акциями).
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Законом предусмотрено два типа акционерных обществ (ГК РФ, ст. 66.3):
а) публичным акционерным обществом является акционерное общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. В фирменном наименовании публичного акционерного общества обязательно должно быть указано, что такое общество является публичным;
б) непубличным акционерным обществом признается акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги публично не размещаются (путем открытой подписки) и не обращаются.
. дочернее хозяйственное общество признается таковым, если другая (основная) коммерческая организация в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность определять принимаемые им решения;
. зависимое хозяйственное общество является таковым, если другая (преобладающая, участвующая) коммерческая организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или уставного капитала общества с ООО.
Наряду с хозяйственными товариществами и обществами к числу основных экономических агентов относятся также производственные кооперативы и унитарные предприятия.
Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Унитарное предприятие — это создаваемая исключительно государством или органами местного самоуправления коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, а владеющая им на праве хозяйственного ведения или, если это казенное предприятие, создаваемое только по решению Правительства России на базе федеральной собственности, на праве оперативного управления.
Наряду с коммерческими в качестве экономических агентов выступают также некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Не имея коммерческой направленности, они тем не менее являются участниками экономического оборота, без чего невозможно осуществление их уставной деятельности.
Государство (правительство) как экономический агент — субъект экономических отношений, принимающий решения и осуществляющий производство некоторых видов социально значимых, но зачастую экономически невыгодных благ и услуг, а также перераспределение частных доходов в целях регулирования экономики и обеспечения общественных интересов.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой доля государственных расходов в валовом национальном продукте имеет тенденцию к росту.
Государство производит не только собственно общественные блага, к числу которых относится, например, национальная безопасность, но и многие социально значимые блага, потребляемые индивидуально, такие как образование, общественный транспорт и др. Обусловлено это не только ролью государства, но и так называемыми внешними эффектами. Внешние эффекты (экстерналии) — издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах и возникающие в результате производства и потребления благ. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.
Отрицательный внешний эффект возникает, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других (загрязнение окружающей среды).
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим (развитие образования).
Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то общественные блага рыночная система не будет производить, поскольку не может дать им денежной оценки. К числу общественных благ относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных и т.д.
Если оплата общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название «проблемы безбилетника», «зайца».
В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного — у частного бизнеса нет стимулов создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.
«Провалы» (фиаско) рынка — это проявления неэффективности рыночного механизма, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
Важным направлением деятельности государства в качестве экономического агента является также перераспределение доходов. Оно осуществляется преимущественно с помощью налогов и трансфертов.
Налоги — это определенная доля доходов других экономических агентов, принудительно и безвозмездно изымаемая у них государством для выполнения им своих функций. Часть налогов государство расходует на содержание государственных органов и организаций, производящих общественные блага. В этой части налоги представляют собой некий аналог «факторного дохода», т.е. не перераспределительного, а первичного.
Другая часть собранных налогов (трансферты) безвозмездно передается для использования частным лицам. Их основное назначение — инвестиции в здравоохранение и образование подрастающего поколения и содержание нетрудоспособных членов общества. В ряде случаев трансферты служат компенсацией за ненадлежащее выполнение государством своих функций. К ним относятся, например, пособия беженцам, вынужденным переселенцам, пособия по безработице.
Инструментами перераспределения являются также субвенции — денежные средства, направляемые из центра в регионы, и субсидии — финансовые ресурсы, безвозмездно передаваемые государством агентам-производителям.
Следует отметить, что при всех положительных моментах усиление роли государства как экономического агента в условиях рынка не может быть беспредельным, и совсем недопустимо прямое администрирование.

Институтами называют устойчивые формы (в том числе нормы и правила) взаимодействия людей.

К основным экономическим инсти­тутам относят экономических агентов, собственность, рынок. Каждый из этих институтов представля­ет собой сложное образование, имеющее долгую историю становле­ния и развития.

Причем все экономические институты в жизни вза­имосвязаны, отчасти дополняют друг друга, отчасти заменяют.

Права собственности в современной экономической теории - это совокупность (пучок) прав, то есть санкционированных обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческих норм, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Субъект (S) собственности (собственник) - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект (О) собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде веществ природы, энергии, информации, имущества, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Существующий ныне набор прав формировался исторически в течение длительного времени. В римском праве ведущую роль игра­ли права владения, пользования, распоряжения.

Владение - начальная, первичная форма собственности, отражающая момент фиксации (закрепления) субъекта за объектом собственности, это статичная характеристика отношений собственности, номинальное право, а не сущностная их реализация.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением, использование его полезных качеств.

Распоряжение дает субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Особое значение имеет совокупность прав, именуемая частной собственностью. Возможны две односторонние трактовки собственности, ориентированные либо на объекты права, либо на субъекты: функцио­нальное - что можно делать с объектом любому, кто имеет на это пра­во, и субъектное - кто может делать что-либо с объектом.

Согласно функциональному пониманию частная собственность - это право отчуждения своих прав на объект, т.е. право продать их другому лицу, неважно, физическому или юридическому.

Согласно субъектному пониманию частная собственность - это собственность, субъект которой персонифицирован как физическое лицо (или семья) - «частник».

На бытовом уровне у нас в стране преобладает субъектное понимание частной собственности, хотя сути дела больше соответствует функцио­нальное понимание.

При функциональном, содержательном понимании нет смысла го­ворить о рынке отдельно от частной собственности. Рынок без частной собственности просто не существует, хотя частная собственность существовала и без рынка, до его появления.

От права частной собственности следует отличать исключитель­ные права, имеющие большое значение для рационального ведения дел, эффективного управления хозяйством.

Смысл исключитель­ных прав состоит в том, что наличие определенного права на объект у одного субъекта исключает возможность существования такого же права на этот объект у другого субъекта.

Обычно в рамках пучка прав собственности выделяются два вида экономических прав:

Во-первых, права, связанные с использовани­ем полезных свойств объекта (его потребительной ценности) для оп­ределенных целей, - права хозяйствования (в простейшем случае - право пользования);

Во-вторых, права, связанные с возможностью передачи прав хозяйствования другим агентам, - права собственно­сти в узком смысле (в простейшем случае - право распоряжения).

Эти права могут двигаться от агента к агенту относительно неза­висимо друг от друга. Например, собственником легковой автома­шины может быть один человек, а пользоваться ею по довереннос­ти - другой. При этом первый может передать свои права собствен­ника третьему человеку, не интересуясь мнением второго - непо­средственного пользователя.

Главный интерес пользователя объектом в отно­шениях с собственником состоит в следующем. Заплатив за право пользования, он получает право при­своения результатов такого пользования, часто именуемых остаточ­ным доходом.

На практике это часто выглядит так. Хозяйствующий агент полу­чает на время права пользования объектом. По окончании этого времени он расплачивается из полученных результатов с собствен­ником в заранее установленном размере, а остальное присваивает. Иначе говоря, получает в собственность остаточный доход. Дальше он может делать с этим доходом все исключительно по своему усмотрению, как и полагается собственнику. При этом собственник использован­ного объекта никаких прав на остаточный доход не имеет - все, что полагается ему, он уже получил.

Рынок - это форма общения равноправных лиц, физических и юри­дических, - производителей (собственников) и потребителей (пользо­вателей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также по­средников между ними. Результатом такого общения являются дого­воры (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, каче­ству, количеству и другим параметрам.

При этом происходят добровольное отчуждение - полное или частичное - своей собственности и присвоение чужой. Следова­тельно, рынок означает добровольную взаимную передачу прав собст­венности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке и ее условия.

В ходе заключения сделок происходят своеобразный учет и обще­ственная оценка благ, поступающих в оборот. Общественные по­требности выявляются с помощью системы цен. Цены благ, точнее, их соотношения по разным благам, передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов про­изводства, эффективному использованию ограниченных ресурсов, их наилучшему размещению среди пользователей.

Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйству­ющих субъектов, использующих передовую технологию. С точки зрения теории прав собственности рынок специфицирует права, т.е. создает условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. А задача спецификации заключается в изменении поведения хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы они принимали наиболее эффективные решения.

Среди двусторонних рыночных сделок наиболее массовыми яв­ляются купля-продажа и аренда.

Купля-продажа - это одновремен­ная взаимная передача агентами полных прав собственности на обме­ниваемые блага.

Большинство потребительских благ (товаров и услуг) вовлекаются в хозяйственный оборот с помощью купли-продажи. Схематически этот акт можно изобразить так:

Аренда - это (временная) передача хозяйственных прав на одно благо в обмен на ренту (рентный платеж).

С помощью аренды в хозяйственный оборот вовлекаются многие ресурсы (факторы производства). Схематически аренду можно изобразить так:

Домашнее хозяйство - собственник фактора производства (труда, земли, капитала) лишь на время передает покупателю (фирме) права хозяйствования фактором за определенную плату.

Еще по теме 2.3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ:

  1. 2.4 Основные экономические проблемы. Экономические системы общества
  2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
  3. 1. Возникновение и развитие экономической теории. Характеристика основных течений экономической мысли
  4. Тема №2: «Основные этапы и направления развития экономической мысли. Важнейшие экономические учения (школы)»
  5. 32. Экономическое развитие. Основные показатели развития. Факторы и типы экономического развития. Экономический рост.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Кратко о сущности экономической системы и ее структуре

Развитие экономической науки привело исследователей к пониманию экономики, как своеобразной системы. Она имеет свою структуру и закономерности развития, механизмы регулирования и управления. Исследователи дают несколько вариантов определения категории «экономическая система».

Определение 1

Экономическая система представляет собой совокупность отношений между субъектами хозяйствования по поводу использования в процессе производства экономических благ различных ресурсов на основе отношений собственности и правовых норм, включая отношения управления и распределения.

Любая экономическая система состоит из следующих компонентов:

  • субъектов хозяйствования;
  • объектов экономики;
  • базовых экономических отношений.

В категорию субъектов входят домохозяйства, предприятия и государства. Под объектами подразумеваются экономические ресурсы, материальные блага и потребности. Базовыми отношениями являются отношения собственности, управления и распределения. Исходя из этого, определение экономической системы можно перефразировать так:

Определение 2

«Экономической системой называется совокупность отношений между домохозяйствами, предприятиями и государством в процессе использования экономических ресурсов, для производства материальных благ с целью удовлетворения потребностей, которые строятся на основе отношений собственности, управления и распределения».

Понятие «экономический институт»

Термин «институт» латинского происхождения. Он имеет несколько значений. Как правило, он обозначает какое-либо специализированное учебноезаведение. Но иногда его используют для обозначения группы норм определенной отрасли права, регулирующей определенную группу общественных отношений или совокупности органов государственной власти (парламент, правительство - «институт власти»).

Определение 3

В широком смысле институт – это совокупность учреждений, норм, набор моральных ценностей и культурных образов, устоявшихся норм поведения, экономической и политической жизни.

Они предполагают существование как формальных (оформленных законодательно), так и неформальных (традиции, обычаи) правил поведения. История их формирования связана с необходимостью упорядочения и регулирования отношений между людьми и организациями (экономическими и политическими образованиями).

Институтами называют набор правил, придающих обществу определенную структуру, и знание которых обязательно для всех членов данного общества.

Определение 4

Экономическими институтами называются все институты, организации. законы и правила, убеждения и принципы, традиции и обычаи, которые прямо или косвенно влияют на экономические процессы. поведение участников экономической деятельности и ее результаты.

Разновидности экономических институтов

Специалисты выделяют формальные и неформальные институты.

К категории формальных институтов относят совокупность нормативов и правил, а также органов и организаций, созданных властью. Целью их создания является защита интересов тех людей или слоев общества, которые контролируют производство и распределение благ в данной экономической системе.

Неформальные институты возникают стихийно. Они являются отражением духовных потребностей и традиций общества и национального менталитета. В отличии от формальных институтов они менее мобильны, более консервативны.

Формы собственности и их значение

Важнейшим институтом в любой экономической системе является институт собственности. Формы собственности на средства производства определяют характер отношений в производстве продукции. ее распределении, реализации и распределении прибыли.

На протяжении истории развития человеческого общества возникло несколько форм собственности:

  • общественная (общинная);
  • частная;
  • государственная.

Общественная форма собственности характерна для традиционной экономической системы. Она проявлялась на ранних этапах развития общественного строя (общее владение племенем или общиной земель, охотничьих и рыбных угодий, пастбищ) и сохранилась до наших дней.

Частная собственность на средства производства появилась с возникновением классового общества. Наибольшее развитие она получила в эпоху капитализма. Частная собственность обусловила сосредоточение экономических ресурсов (богатств) и распределение благ в руках небольшого количества членов общества.

Государственная форма собственности предполагает участие государства в вопросах регулирования экономики и распределения благ. В условиях тоталитарных режимов происходит монополизация собственности в руках государства. Но в условиях смешанной экономической системы управление и распределение регулируется как государством, так и экономическими законами рынка.

to institute (англ) — устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

Определения институтов можно также найти в работах по политической и социальной . Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.

В впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

  • привычные способы реагирования на стимулы;
  • структура производственного или экономического механизма;
  • принятая в настоящее время система общественной жизни.

Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:

Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма — Уэсли Митчелла можно найти следующее определение:

Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

«Институты — основа экономического поведения»

Основоположником институционального направления считается Торстейн Веблен (1857-1929), автор «Теории праздного класса» (1899).

Главный тезис работы Веблена: «Институты — основа экономического поведения». Веблен выступил против односторонней трактовки мотивов поведения «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита).

Веблен считает неправильным, что в экономической науке не рассматривается человеческое поведение, его закономерности, а основное внимание уделяется инструментам рыночного механизма, денежной системе.

У Веблена — две основные идеи. Экономика постоянно развивается, эволюционирует. Экономические изменения происходят под влиянием институтов, которые также постоянно меняются. Но нередко институциональные изменения отстают, и институты тормозят развитие. Чтобы отладить институты, странам Запада потребовалось 400-300 лег. Это очень сложный, противоречивый процесс. Отсюда вывод: изменяется не сам рыночный механизм, а институты, институциональная среда, обычаи, законы; у каждой страны свои специфичные институты; экономисты должны изучать не идеальные схемы, а реальные нормы, традиции, структуры.

Критикуя классиков, Веблен заявлял: человек не должен трактоваться как подобие механического шарика или счетной машины, своего рода «калькулятор удовольствий и тягот». Он руководствуется не только мотивом прибыли и не строго арифметическим расчетом, соизмеряя величину издержек с размерами выгоды.

Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Его экономические интересы представляют сложную и противоречивую систему, поэтому следует полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.

Институты — привычные способы осуществления процесса общественной жизни. В основе принятого образа жизни лежит система взглядов, которых придерживаются социальные группы. Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны постоянно изменяться.