Что такое налоговый сбор. Понятие налога и сбора

Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, (

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.
На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Рис. 2

Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований(МО).

Сбор(С) - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия

1. Налог индивид. безвозмездны; С уплач. в связи с оказанием их плательщику гос-ом нек публично-правовых услуг, в кот. плательщик индивидуально заинтересован.2. При уплате С большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с гос-ом.

3. Н уплачивается для фин обеспечения деят-ти гос-ва и МО. Целевое назначение С – компенсировать доп издержки гос-ва на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового хар-ра. 4. Н счит устан тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении С их плательщики и элементы обложения опред применительно к конкретным сборам.

5. Уплата Н предполагает опред регулярность, систематичность, периодичность. С носят разовый характер, уплачиваются в строго опред ситуациях.

6. Если объект Н как юр факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обяз-ти, то объект С как право на юрид значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты С.

7. Размер Н зависит от платежеспособности налогоплательщика. Размер С одинаков для всех плательщиков.



8. Неуплата Н влечет за собой принудит изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных S к налоговой ответ-ти. При неуплате С гос-во отказывает плательщику в совершении юрид значимых действий без применения санкций.

Классификация налогов (сборов). Принципы налогообложения.

Подоходно-имущественные (прямые)- взим в процессе приобретения и накопления матер благ.

Личные(уплач с действительно полученного дохода-Н на прибыль предприятий)

Реальные(облагается предполагаемые средний доход-Н на игорный бизнес)

Раскладочные (взим при возн-и потребн-ти совершить конкр расход-благоустр тер-

Количественные (исходят от возможности налогопл-ка, его сост-я)

Закрепленные (на долгий срок закр за конкр источником)

Регулирующие(распред-е сумм бюджета исходит на год)

Регулярные (периодичность)

Разовые (нет системы)

Гос/местные (орган в завис-ти от уровня)

Налоги с реализации(косвенные)- в процессе расходования(НДС оплач потребителем, когда стоимость налога включена)

Принципы, обеспеч защиту конст прав:

П публичной цели взимания Н и С (Н устан с целью обесп-я платежесп-ти публичной власти)

П приоритета фин цели взимания Н и С (Н устан с целью получ-я дохода, а не принуждения)

П усатн/изм/отмены Н и С законами (платим законно устан Н и С)

Принципы, обесп реализ-ю П и С налогопл-ка

П равенства плательщиков Н и С

П всеобщности налогообложения (индивид наравне с др)

Запрет произвольности налого-я (Н и С д иметь эконом обосн-е)

Принципы, обеспеч реализ-ю и собл-е начал рос федерализма:

Единство налоговой политики(единство экон пространства)

Единство системы налогов

Разграничение полномочие между РФ И S

Принципы по НК РФ (стабильность, гибкость, равновесие, подвижность, удобство, стимулирование, экономичность)

Налоговое право. Понятие и виды источников налогового права (Конституция РФ, законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, международные договоры (соглашения)).

Налоговое право -подотрасль фин. права, предст собой сов-ть прав норм, регулир общ отн-я, возник в процессе устан-я, введения в действие и взимание налог платежей, налог контроля и привлечения к отв-ти за совершение налог правонарушения.

Источники - формы выражения норм действующего права. Система источников в структурном отношении делится: нац и медж.

Определяющая роль - внутригос Ист. (З, подзаконные правовые акты, суд практика (решения органов конституционной юстиции и акты иных судебных органов), правовой обычай). Осн Ист. НП явл законы, доминирующая - Конституция.

Подзак акты издаются на основе и во исполнение З, имеют «подчин» хар-р.

Судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай в налоговом праве применяется редко, в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате Н.

Основ развития иных источников НП-научн доктрины.

Международно-правовые источники налогового права представлены двух- и многосторонними договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения. Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов.

Налоговое правоотношение. Субъекты налогового права. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Сроки в налоговом праве (понятие, порядок исчисления и виды сроков)

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами НП общ отношения, возник по поводу установления и взимания налогов с организаций и ФЛ. Содержанием налогового правоотношения явл обяз-ть налогоплательщика внести опред денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с устан ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компет органов обеспечить уплату налога.

S НП - внешне обособленное, способное самостоят вырабатывать, выражать и осущ единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Согласно НК «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и ФЛ, на кот в соотв с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Указанные плательщики именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и ФЛ плательщиками Н явл и ИП - ФЛ, зарег в устан порядке и осуществляющие предпринимат деят-ть без образования ЮЛ, а также ФЛ, самостоят осуществляющие на свой страх и риск деят0ть, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве. Субъектами НП РФ явл гос органы и ОМС

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога

ФЛ м.б. привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста

Обязанность по уплате налогов и сборов ФЛ, признанного судом недееспособным, исполняется опекуном за счет ден средств этого недеесп лица

Сроки, определяемые календарной датой, обычно устанавливаются для предоставления отчетности. В этом случае в акте законодательства четко указан день для совершения какого-либо действия.

Наиболее часто встречается порядок определения срока истечением периода времени (недели, месяца, квартала, полугодия, года и т.д.).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС (акцизов и НДС), применяются положения, установленные ТЗ ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

В практике бухгалтерского и налогового учета такие понятия как налог и сбор являются тождественными, и никто особо не задумывается над тем, есть ли между ними существенные отличия или нет. Для многих это слова синонимы или даже равные понятия, хотя, если копнуть глубже, то есть некая разница между налогом и сбором. В том числе и на уровне законодательной базы, где сущность таких слов раскрыта. Рассмотрим, в чем же все-таки отличие налога от сбора?

В соответствие с Налоговым Кодексом, налог – это общеобязательный платеж, который уплачивается юридическими и физическими лицами.

Особенности налогов:

Кроме того, что налоги имеют свои особенности уплаты, они еще выполняют и ряд специфических функций, среди которых выделяют следующие:

  1. Регулирующая. Заключается в том, что при помощи таких взысканий происходит регулирование экономического развития страны;
  2. Распределительная. Благодаря налогам происходит распределение и перераспределение денежных потоков между разными субъектами хозяйствования и социальными институтами, более богатыми и менее защищенными;
  3. Контрольная. Благодаря налогам происходит контроль за платежной дисциплиной физических и юридических лиц.

Определение сущности термина «сбор»

Итак, что такое сбор? Это определенный платеж, который взимается по действующему законодательству с физических и юридических лиц. Так прописано в Налоговом Кодексе. Тогда в чем же разница? В том, что такое удержание осуществляется не со всех субъектов и на не безвозмездной основе, а на абсолютно других условиях.

Принципы взыскания:

  • Сбор удерживается исключительно на добровольных основах, то есть от его уплаты при определенных условиях каждый имеет право отказаться. Взамен он не получит конечно необходимое благо, но право выбора есть всегда;
  • Сумма устанавливается в большинстве случаев в твердой форме, то есть в валюте или натуральном эквиваленте, но не устанавливается в процентном соотношении от какой-либо иной величины;
  • Уплата такого платежа является одним из условий осуществления хозяйственной деятельности в отдельном регионе или на всей территории России для отдельных, а не для всех видов деятельности;
  • Оплата необходимо для того, чтобы органы местной власти смогли предоставить отдельным категориям субъектам исключительного права на ведение бизнеса, например, получение лицензии.

В результате, есть двойственность: с одной стороны есть право выбора плательщика – не хочешь платить, меняй сферу деятельности. А с другой стороны сбор также необходимо платить в обязательном порядке.

Налог и сбор: сходства и различия

Чем отличается налог от сбора? Многие практики считает, что ничем. Кто-то даже отождествляет эти два понятия, кто-то считает, что налог – это разновидность сбора. Но если анализировать более подробно, то отличие налога от сбора очевидно, и особенно это касается особенностей уплаты таких взносов.

Налоги и сборы общие и отличительные черты:

  • По закону, чтобы установить налог необходимо в самом НК определить базу налогообложения, плательщика, сроки уплаты, размер, ставки, порядок расчета, особенности налогообложения и т.д. Чтобы установить сбор – достаточно самого налогоплательщика и величины сбора;
  • Налог всегда оплачивается в денежном эквиваленте, то есть является платежом, то устанавливается в проценте от некой величины. Сбор, как правило, устанавливается в фиксированном виде;
  • В отличие от сбора налог – это безвозмездная плата со стороны плательщика, при оплате сбора тот, кто платит, взамен получает некую услугу;
  • Соотношение налога и сбора различно и в разрезе обязательности уплаты. Налоги должны платить все, сбор – по желанию.

Это главные принципиальные отличия этих двух видов платежей. Конечно, налог, сбор, пошлина имеют сходства и различия, поскольку они имеют одинаковую экономическую природу, но для обычного гражданина они явно схожи и не имеют никаких кардинальных отличий.