Кто такие налоговые агенты их права. Правовой статус налоговых агентов

Уплата налогов производится налогоплательщиками самостоятельно, но в ряде случаев их перечисление происходит не напрямую, а через налоговых агентов. Налоговый агент - это лицо, которое рассчитывает налоги, удерживает их у налогоплательщика, а затем уплачивает удержанные налоги в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В этом материале мы рассмотрим, кто такие - налоговые агенты, их права и обязанности.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами могут быть как организации, так и ИП. Самый распространенный для налоговых агентов пример – это работодатели, для своих работников являющиеся агентами по НДФЛ. Стать налоговым агентом, согласно НК РФ, можно по трем налогам:

  • По НДФЛ налоговыми агентами признаются все работодатели. Выплачивая доход своим работникам и прочим физлицам, они должны удерживать из него подоходный налог, затем перечисляя его в бюджет. Агенты обязательно сдают в ИФНС отчетность по НДФЛ: ежегодные справки 2-НДФЛ и ежеквартальную форму 6-НДФЛ .
  • По НДС налоговыми агентами признаются лица , которые сами к плательщикам данного налога могут и не относиться. Так, организация может стать агентом по НДС, арендуя госимущества у органов власти, или покупая реализуемые в России товары (услуги, работы) у иностранных лиц, либо при реализации товаров иностранных продавцов в качестве посредника при участии в расчетах и т.д. (ст.ст. 146, 161 НК РФ). Если агентом выступает плательщик НДС, он может принять налог, уплаченный в этом качестве, к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ). Подавая декларацию по НДС , агент обязательно заполняет в ней раздел 2 о налоге, подлежащем уплате по данным налогового агента.
  • Понятие «налоговый агент» по налогу на прибыль относится к организациям, выплачивающим: дивиденды юрлицам (российским и иностранным), проценты по ценным государственным или муниципальным бумагам (ст. 310.1 НК РФ), доходы иностранным фирмам без постоянных представительств в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Правовой статус налоговых агентов обязывает их, как и плательщиков налога на прибыль, подавать декларацию , а если налог удерживался за иностранных юрлиц - налоговый расчет.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (п. ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов - разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам) ,
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок ,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки , получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ - правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать - сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Налоговые агенты

Права и обязанность налоговых агентов

Ответственность налоговых агентов

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эффективности государственной власти и управления является одной из самых острых и злободневных проблем современного этапа развития российского общества и государства. Налоги являются основным финансовым ресурсом государства, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления в целом. От их обоснованности и размера во многом зависит мотивационный механизм налоговых агентов.

В современных условиях актуализируется проблема создания в стране такой налоговой среды, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на деловую активность предпринимательских структур, поскольку только их совокупный потенциал может мобилизовать инвестиционные ресурсы для обеспечения устойчивого экономического роста страны. В таких условиях повышаться роль налоговых агентов.

Налоговый агент в соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, налоги и перечислять их в бюджеты (внебюджетные фонды).

Налоговый агент имеет почти такой же набор прав и обязанностей и несет такую же ответственность, как и налогоплательщик.

Налоговый агент удерживает и перечисляет в бюджет налоги безотносительно согласия налогоплательщика. Положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие такие право и обязанность налоговых агентов (ст.ст. 8 и 24 Налогового Кодекса РФ), при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав налогоплательщика, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

Деятельность налоговых агентов регулируется различными отраслями права и реализуется через нормы конституционного права, административно-правовые и налоговые нормы, нормы гражданского права.

Деятельность налоговых органов, осуществляющих властные полномочия, постоянно пересекается с деятельностью физических и юридических лиц - налоговых агентов, которая осуществляется в рамках диспозитивности гражданского права и является, в большинстве своем, экономическим основанием возникновения налоговых правоотношений. Актуальность темы курсовой работы очевидна.

Цель исследования изучение и анализ правового статуса и деятельности налоговых агентов. Достижение указанной цели автором видится путем решения следующих задач:

1. изучение понятия налоговый агент в рамках правового статуса;

2. анализ специфики правосубъектности налоговых агентов;

3. исследование обязанностей налоговых агентов;

Объектом исследования в курсовой работе являются отношения, возникающие в рамках осуществления деятельности налоговыми агентами.

Предметом исследования выступает совокупность прав и обязанностей налоговых агентов.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания, а также частно-научные методы познания.

Структура и содержание курсовой работы определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Налоговый агент налогоплательщиком не является (ст.24). Вначале надо развести понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, принудительно вовлеченное государством в процесс уплаты налогов, то есть НК на это лицо возложены дополнительные обязанности, и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются.

Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физ. лица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.

Права налоговых агентов и налогоплательщиков совпадают практически полностью. Разница есть в налоговых обязанностях. Но для того, чтобы понять разницу, надо сначала обрисовать те ситуации, когда возникает налоговый агент.

Первая наиболее распространенная ситуация налогового агента - это уплата подоходного налога юридическим или физическим лицом за своих работников. В этой ситуации государство, чтобы не взваливать на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическим лицом, эту свою обязанность по сбору налога возлагает на налоговых агентов, и налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, а по поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Понятно, что это удобнее. Иначе, какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и технологически это очень дорого.

Уплата через налоговых агентов бесплатная и позволяет контролировать налоговых агентов, так как контроль самих физических лиц будет в этой ситуации затруднен. То есть здесь важно, что налоговый агент уплачивает не свой налог, а налог физического лица за счет его средств и от его имени. Кроме того, он должен вести учет всех уплаченных от его имени налогов да еще справочку ему дать о том, какие налоги у него удерживаются.

Вторая ситуация, когда возникает налоговый агент, это выплата дивидендов или процентов обществами или товариществами в пользу юридических или физических лиц, выплата дивидендов или процентов, причитающихся владельцам долей или акций в уставных складочных капиталах. При такой выплате процентов с капитала происходит налогообложение, и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. Здесь та же самая ситуация, когда налог уплачивается за счет средств получателей дивидендов или процентов, но в данном случае он уплачивается от имени самого налогового агента.

Хотя сейчас в ч.2 НК ситуация тоже немножко меняется. Здесь типичная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке имеет вклад, который облагается налогом. Уплачивая проценты по этому вкладу, банк должен удержать этот налог на доходы физического или юридического лица за счет этих средств. Но в чем меняется ситуация? Если до ч. 2 НК не требовалось ведение учета от банков каждому физическому лицу, то теперь в ч.2 НК это требование совершенно очевидно прописано.

Если гражданин участвует в игре на бирже, то есть покупает и продает ценные бумаги тех же самых банков или других эмитентов, то здесь возникает ситуация, когда выплата дохода в пользу физического или юридического лица налоговым агентом сразу осуществляется за вычетом налога. Разница между первым и вторым случаем в происхождении дохода. Если в первом случае это трудовой доход, то во втором случае это предпринимательский доход, возникающий либо от участия в складочном капитале, либо от участия в рынке ценных бумаг.

Третий случай, когда возникает налоговый агент, это уплата НДС за иностранную организацию, которая не стоит на налоговом учете. Если иностранная организация стоит на налоговом учете, она сама уплачивает НДС в бюджет. Если она не стоит, то это означает, что ее не найти и налог не изъять. Поэтому законодатель не нашел ничего лучшего, как возложить эту обязанность на российского контрагента этой иностранной организации. При этом напрочь отвергается косвенный характер НДС, то есть НДС уплачивает тот, кто получает деньги.

А в ситуации, когда получателем денег является иностранная организация, не стоящая на учете, то обязанность по уплате НДС возлагается на российское предприятие, которое оплачивает сделанную, например, работу по договору за минусом НДС, и тем самым косвенный налог превращается в прямой налог. Так написано в законе.

С этим можно спорить, но налоговый агент при этом возникает и это специальный случай: налоговый агент - российское лицо по уплате НДС за иностранную организацию, которая находится на территории Российской Федерации, но не стоит на налоговом учете. То есть опять же обязанность государства по тому, чтобы заставить их встать на учет, государство перекладывает на российские организации, не заботясь о том, что их (иностранные организации) надо изловить, поставить на учет и т.д.

Итак, вот три случая, когда возникает налоговый агент. К обязанностям таких налоговых агентов относятся:

1. Правильно и своевременно исчислять налог, удерживать его из средств самого налогоплательщика и перечислять в бюджет. За нарушение этой обязанности предусмотрен специальный состав налогового правонарушения (ст.123 НК). Но ответственность по этой статье предусмотрена только за неправомерное или неправильное перечисление. То есть, если обязанность заключается в том, чтобы исчислить, удержать и перечислить в бюджет, то ответственность возникает только за перечисление. Это для ответственности имеет существенное значение.

2. В течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога у налогоплательщика и о сумме задолженности. В этой ситуации налоговый агент обязан не требовать от налогоплательщика внесения ему в кассу денег, а обязан сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога и о сумме этой задолженности.

3. Обязанность вести учет по всем налогоплательщикам выплаченных доходов, удержанных и перечисленных налогов и предоставлять в налоговые органы информацию, необходимую для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Вы имеете право(статья 21, статья 24 Налогового Кодекса РФ):

1). Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Срок ответа 30 календарных дней с даты поступления запроса. Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

2). Получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов и муниципальных образований Свердловской области - по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Срок ответа 2 месяца с даты поступления запроса (ст. 34. 2 НК РФ).

3). Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (ст. 56 НК РФ);

4). Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ (ст. 64, ст. 65 НК РФ).

5). На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных платежей (налогов, пени, штрафов) (ст. 78, ст. 79 НК РФ);

6). Представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя (ст. 27, ст. 29 НК РФ).

7). Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).

8). Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ).

9). Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (ст. 58, ст. 69, ст. 100 НК РФ).

10). Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщика; (ст. 33 НК РФ).

11). Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

12). Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) должностных лиц (ст. 137 -139 НК РФ).

13). На соблюдение и сохранение налоговой тайны (ст. 102 НК РФ);

14). На возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.

15). На участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщики и налоговые агенты имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

правовой налоговый агент правосубъектность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Налоговые агенты входят в круг лиц, в отношении которых могут проводиться налоговые проверки. Если налог в установленный срок не перечислен, на денежные средства налогового агента на счетах в банках обращается взыскание (статья 46 НК РФ). В последующем налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогового агента (организации) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, а также с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Кроме того, в качестве способов обеспечения взыскания налога могут быть применены такие меры, как приостановление операций по счетам налогового агента или арест его имущества. Это значит, что организация, допустившая, например, неправильное исчисление НДФЛ, на основании требования, полученного от налогового органа, должна уплатить сумму недоплаты в той части, в которой у организации имеется возможность удержать с физического лица выявленные суммы. Наконец, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки налоговый агент должен уплатить пени (статья 75 НК РФ). Еще раз обратим внимание, что в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность по уплате налога считается неисполненной налогоплательщиком, то есть именно он является должником перед бюджетом. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Иными словами, нормы НК РФ, регулирующие порядок взыскания налогов, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных ими с налогоплательщиков сумм налогов. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить удержанные суммы налога (ст. 108 НК РФ). Помимо уплаты недоимки и пени с налогового агента, в соответствии со статьей 123 НК РФ взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога. Размер штрафа -- 20% от суммы, подлежащей перечислению. Штраф взыскивается независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана у налогоплательщика. Но правонарушение имеет место только в том случае, когда налоговый агент мог удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых ему денежных средств. Ответственность к налоговому агенту может применяться и на основании некоторых других статей НК РФ, в которых этот участник налоговых отношений прямо предусмотрен. В частности, ответственность за непредставление налоговым агентом сведений в налоговые органы установлена статьей 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе2. Взыскание же налоговых санкций производится в судебном порядке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева С.А. Административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц // Эпиграф. - 2003. - Февр. (N7). - С.5.

2. Балабин В.И. Статус налоговых агентов. - М.: Книжн. мир, 2004. - 143с.

3. Балабин В. Обязанности налогового агента и последствия их невыполнения // Налоги. - 2004. - N 1. - С.71-75.

4. Воробьева В.Н. Порядок рассмотрения споров налогоплательщиков с налоговыми органами // Налог. вестн. - 2001. - N 5. - С.145-147.

5. Гиззатуллина Г.Н. Межотраслевые связи гражданского и налогового права в регулировании деятельности налоговых агентов / Г.Н. Гиззатуллина // Черные дыры в российском законодательстве. - 2006. - 3. - С. 341-343.

6. Гиззатуллина Г.Н. Проблемы соотношения гражданского и налогового права (на примере Налогового кодекса Российской Федерации / Г.Н. Гиззатуллина // Институциональные преобразования в обществе и повышение эффективности рыночной экономики: Сборник материалов итоговой научно-практической конференции научно педагогических работников /Отв. ред. И.И. Бикеев. Казань: Издательство Таглимат Института экономики, управления и права, 2004. С. 224 - 227.

7. Гиззатуллина Г.Н. Гражданско-правовые вопросы при осуществлении публично-правовой деятельности налоговых агентовв / Г.Н. Гиззатуллина // Сборник материалов Республиканского конкурса научных работ студентов на соискание премии им. Н.И. Лобачевского. В 2 т. Т.1. / Составитель Никитин А.Г. Казань: Издательство Таглимат Института экономики, управления и права, 2006. С. 311 313.

8. Иванеев А.И. Налоговые органы и изменения, внесенные в Налоговый кодекс // Рос. налоговый курьер. - 2004. - N 9. - С.48-53.

9. Коровкин В.В. Налоговый агент и налоговые органы. - М.: Приор, 2004. - 219с.

10. Костина Г. Налоговый агент: права, обязанности, ответственность // Бух. учет. - 2003. - N 10. - С.37-46.

11. Морозов А.С. Правовой статус налогового агента // Законодательство. - 2004. - N 7. - С.44-48.

12. Налоговые агенты // Экономико-правовой бюллетень. - 2004. - N 9. - 175с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее понятие участников налоговых отношений согласно Налоговому кодексу Российской Федерации. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговые агенты, их основные характеристики. Налоговые органы в России: права и обязанности.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Характеристика налоговых агентов как участников налоговых правоотношений. Обязанность фискальных агентов по исчислению налогов с сумм, выплачиваемых налогоплательщику. Понятие и виды специальных налоговых режимов, налогоплательщики, налоговая ставка.

    контрольная работа , добавлен 30.07.2016

    Понятие налогового администрирования. Сущность налогового контроля. Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах. Анализ деятельности районных налоговых инспекций. Анализ результативности камеральных и выездных налоговых проверок.

    реферат , добавлен 25.05.2008

    Понятие и виды налогоплательщиков, их юридическое положение. Характеристика физических и юридических лиц как субъектов налогового права. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2014

    Налогово-правовая основа деятельности индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация, ответственность за налоговые правонарушения. Расчет налоговых обязательств предприятия и налоговых санкций в случае нарушения налогового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2009

    Налоги и их роль в экономике страны. Обязанности налогового агента. Обеспечение и реализация прав налогоплательщиков. Определение сумм авансовых платежей по страховым взносам. Расчет амортизации, средней стоимости имущества и авансового платежа.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Характеристика и состав налоговых органов, их полномочия. Проблемы правового статуса государства как самостоятельного субъекта налогового права. Налог на прибыль организаций, классификация расходов и перечень доходов. Понятие налоговой безопасности.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010

    Общие положения налогового администрирования, его функции, виды деятельности, этапы и методы. Налоговые проверки и их виды. Проблемы налогового администрирования и налоговых проверок. Сущность реформирования налогового законодательства в 2017 г.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2017

    Определение понятия "финансы". Общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования финансового права, гражданского права, налогового права, административного права. Полномочия Счетной палаты, формы проведения контрольной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Налоговые отношения как предмет налогового права. Место налогового права в правовой системе России. Публичные цели налогово-правового регулирования. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоговый кодекс в системе источников налогового права.

Налогоплате́льщик - физ.лицо или организация , на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги .

Налогопл-ки имеют права:

Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письм.форме) о действующих налогах и сборах ,

Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законод-вом о налогах и сборах;

Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит ;

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего -представителя;

Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

Присутствовать при проведении выездной налог.проверки;

уведомления и требования об уплате налогов;

Требовать от должн.лиц налоговых органов соблюдения законод-ва о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов,

Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должн.лиц;

Требовать соблюдения налог.тайны;

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

Уплачивать законно установленные налоги ;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов ) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законод-вом о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федер.законами.

Налоговый агент - в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налог.законод-вом .

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогопл-ками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

Правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соотв-щие налоги;

Письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

Вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

Представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

В течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законод-вом РФ.

Налоговые органы: понятие, права, обязанности.

Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах РФ».

Ст.1. Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдениемзаконод-ва о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюдж.систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законод-вом РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюдж.систему РФ других обязательных платежей, установленных законод-вом РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы РФ – Мин.РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. Налоговые органы образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законод-вом, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогопл-ка или налог.агента документы по формам, установленным государственными органами и органами м.с.у., служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, устан.НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налог.проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусм.НК;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налог.проверке утверждается Минфинансов РФ;

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законод-во о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законод-ва о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физ.лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налог.отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК;

6) соблюдать налоговую тайну.

Обяз-сти должн.лиц налоговых органов

Должн.лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федер.законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство

Налоговый контроль: понятие, формы проведения и их характеристика. Налоговый учет как форма налогового контроля.

В широком смысле налоговый контроль - это контроль гос-ва за соблюдением налог.законод-ва всеми участниками налог.правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налог.обязанности.

В узком смысле налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогопл-ками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законод-ва о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ

П. 1 ст. 82 НК РФ установлен перечень форм налогового контроля(проводится должн.лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством):

1. налоговые проверки;

2. получение объяснений налогопл-ков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3. проверки данных учета и отчетности;

4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5. иные формы, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверокналогопл-ков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налог.проверки;

2) выездные налог.проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогопл-ком, плательщиком сборов или налоговым агентом законод-ва о налогах и сборах.

Учет налогоплательщиков является важнейшим условием проведения налог.контроля. Учет налогопл-ков - регистрация налогопл-ков в налог.органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налог.контроля. Все налогопл-ки подлежат включению в Единый гос.реестр налогопл-ков (ЕГРН).

постановке на учет подлежат:

1) организации, имеющие статус юр.лица, и индивид.предпр-ли - в связи с их гос.регистрацией;

2) организации, имеющие обособленные подразделения;

3) физ.лица, не являющиеся индивид.предпр-лями, - при наличии обстоят-в, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

4) налогопл-ки, имеющие в собств-сти (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) трансп.средства.

Налоговые агенты - одна из наиболее многочисленных групп субъектов налогового права. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности, по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за небольшими исключениями.
Налоговые агенты обязаны:
1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
2. В течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3. Вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с правовыми нормами глав 15 - 17 НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.
В зависимости от характера и содержания обязанностей, налоговых агентов можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии с законодательством.
Вторую группу налоговых агентов составляют организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в виде дивидендов, процентов от реализации акций, недвижимости, полученные от использования имущества, интеллектуальной собственности, международных перевозок и т.д. иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в РФ не через постоянное представительство.
Третья группа включают в себя организации и индивидуальных предпринимателей, оплачивающие товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, которые обязаны исчислять, удерживать и перечислять в соответствующие бюджеты НДС.
В четвертую группу налоговых агентов входят организации, выплачивающие доходы по своим акциям, облигациям, иным ценным бумагам, а также доходы от долевого участия в них, которые обязаны удерживать налоги с сумм выплачиваемых доходов (ст.226 НК РФ).

Взаимозависимые лица.

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Налоговые агенты - это также участники налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами. Положения о правовом статусе, правах и обязанностях налогового агента можно найти как в общей части НК РФ (общие нормы), так и в особенной (2) части НК РФ.

Налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему России;

Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ;

Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

Иные обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Исполнение обязанностей налогового агента подкреплено существованием отдельной налоговой ответственности для налоговых агентов (ст. 123 НК РФ).

Мы рассмотрели общие моменты, теперь посмотрим на то, когда хозяйствующие субъекты выступают в роли налоговых агентов.

Часть 2 НК РФ

НДС. 1) Налоговыми агентами являются организации и ИП (состоящие на учете в налоговых органах на территории России), которые приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах на территории России. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

2) Если органы государственной власти и управления РФ, органы местного самоуправления сдают в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они должны исполнить те же самые обязанности. При этом налоговая база по НДС в этом случае рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Такие же обязанности возникают у покупателей казенного (государственного) имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Правда, следует оговориться, что не являются налоговыми агентами физические лица, не являющиеся ИП.

3) Если организации или ИП покупают у иностранных лиц (не состоящих на учете в налоговых органах на территории России) товары (работы, услуги) на основании посреднических отношений, такие организации или ИП также являются налоговыми агентами (п. 5 ст. 161 НК РФ);

4) Другие случаи, например, реализация конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, кладов и т.п. Налоговыми агентами выступают организации, ИП и органы, уполномоченные реализовывать такое имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Российские организации, ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в случае выплат дохода физическим лицам (п. 1 ст. 226 НК РФ). По каким доходам должны отчитываться сами налогоплательщики (перечень налогоплательщиков), а не налоговые агенты, сказано в п. 2 ст. 226 НК РФ. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если речь идет о доходе в натуральном виде (не денежном), то налог удерживается за счет любых денежных доходов, выплачиваемых в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если удержать налог не получается, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ). Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

У налоговых агентов есть обязанность отчитываться перед налоговыми органами по суммам доходов, исчисленным, уплаченным налогам. Речь идет об обязанности представлять справки 2-НДФЛ, расчеты по исчисленным (уплаченным) налогам по форме 6-НДФЛ. См. Приказ ФНС России от 30.10.2015 г. № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» (2-НДФЛ) и Приказ ФНС России от 14.10.2015 г. № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления».

Налог на прибыль организаций

1. В случае выплаты российской организацией дивидендов она признается налоговым агентом (ст. 275 НК РФ). Налоговый агент определяет налоговую базу при каждой выплате дохода по каждому налогоплательщику (п. 4 ст. 275 НК РФ). Смотрите более подробно обязанности налоговых агентов при выплате дивидендов в ст. 275 НК РФ.

2. В случае выплаты дохода российской организацией (подразделением иностранной организации) иностранной организации, не имеющего отношение к деятельности постоянного представительства такой иностранной организации на территории России, российская организация (подразделение ИО) признается налоговым агентом (п. 4 ст. 275 НК РФ).

3. В случае выплаты российской организацией дивидендов, дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам (если организация - источник дохода) она также является налоговым агентом (п. 5 ст. 275 НК РФ). Обратите внимание на оговорки, которые есть в норме.

4. Дополнительно о том, когда организация является налоговым агентом при выплате дохода не имеющей на территории РФ постоянного представительства иностранной организации, см. ст. 309-310 НК РФ.

Мы видим, что налоговый агент - это отдельный субъект налоговых правоотношений, который частично исполняет налоговые обязанности за налогоплательщика, что обусловлено сложностями исчисления и уплаты налога в отдельных ситуациях.