О текущих тенденциях развития банковской системы. Анализ состояния банковского сектора

Развитие банковского бизнеса ограничено дефицитом качественных заемщиков и уровнем капитала для покрытия растущих рисков. Данные факторы привели к избытку низкодоходных ликвидных активов, которые усиливают давление на прибыльность значительного числа банков. Так, доля убыточных кредитных организаций с неэффективной бизнес-моделью достигла 25%, что свидетельствует о незавершенности процесса оздоровления банковского сектора. Все чаще с кризисом бизнес-модели сталкиваются средние по размеру активов банки, что в дальнейшем приведет к сокращению их присутствия на рынке. По оценкам RAEX (Эксперт РА), в 2018 году лицензии могут потерять не менее 60 банков, при этом в числе топ-50 имеется не менее пяти банков, в отношении которых высока вероятность применения регулятивных действий.

Потенциал повышения прибыли банков от кредитования будет существенно ограничен слабым ростом экономики и недостатком капитала для покрытия растущих кредитных рисков. С 2014 года доля проблемных и безнадежных ссуд в совокупном кредитном портфеле продолжает устойчиво расти (с 6 до 10%, см. график 1). Кроме того, несмотря на двукратное превышение объема созданных в 2017 году резервов над уровнем 2016-го (см. график 2), сформированные резервы по-прежнему не покрывают даже обесцененных ссуд 4–5-й категорий качества (см. график 3). Причем без учета «Промсвязьбанка», «ФК Открытие» и «Бинбанка» объем резервирования по итогам 2017 года снизился на 23%. При этом, по нашим оценкам, доля потенциально проблемных ссуд с недостаточным уровнем резервирования 1 составляет не менее 7,5% от корпоративного кредитного портфеля. Помимо роста доли проблемных активов давление на запас капитала окажет повышение надбавок к нормативам достаточности капитала. Так, в 2018 году число банков в зоне риска по запасу капитала 2 вырастет почти в два раза на фоне повышения надбавок (см. график 4).

Избыточная ликвидность, образовавшаяся из-за нехватки качественных заемщиков, усиливает давление на рентабельность банковского бизнеса. В связи с ограниченностью базы качественных заемщиков все больше банков вынуждено размещать дорогие клиентские средства в высоконадежные, но низкодоходные активы. С начала 2016 года число банков, вынужденных в ущерб прибыльности размещать средства на межбанковском рынке и депозиты в Банке России, выросло почти в три раза, до 170 (см. график 5), что составляет около трети от их общего количества. Подобные банки демонстрируют доходность значительно ниже, чем в целом по сектору (3,7 против 8,3% по итогам 2017 года, см. график 6). В 2018 году мы ожидаем сжатия чистой процентной маржи на 0,2–0,3 п. п. (см. график 7) в результате демпинга процентными ставками, спровоцированного конкуренцией за качественных заемщиков, а также сужения спреда между ключевой ставкой и уровнем инфляции.

По оценкам RAEX (Эксперт РА), в 2018 году по причине неэффективной бизнес-модели рынок могут покинуть не менее 60 банков, в том числе пять крупных игроков из топ-50. Оздоровление банковского сектора считать завершенным еще преждевременно, поскольку с 2013 года доля убыточных банков с неэффективной бизнес-моделью выросла с 10 до 25% (см. график 8). В этой связи в 2018 году мы ожидаем ускорения темпа отзыва лицензий (см. график 9). Под риском окажутся банки, которые не смогли адаптироваться к новой парадигме риск-ориентированного надзора и перейти к менее рискованной кредитной политике и адекватному уровню резервирования. Наиболее неустойчивыми будут кэптивные банки со слабым корпоративным управлением, а также кредитные организации с повышенной зависимостью бизнеса от одного источника дохода, узкой группы клиентов либо экономической конъюнктуры отдельного региона или отрасли. В частности, по оценкам агентства, в результате планируемого введения ограничения на выдачу гарантий по госконтрактам по уровню кредитного рейтинга 3 порядка 30 банков в 2018 году будет отрезано от своего основного бизнеса. Усиливающийся кризис бизнес-модели может привести к сокращению группы средних по размеру банков и, как следствие, окончательному переделу рынка между крупными игроками. В этих условиях положение на рынке сохранят структуры с диверсифицированной моделью, консервативным риск-менеджментом и стабильными позициями в ключевых регионах присутствия.

Падение маржинальности кредитования банки будут пытаться компенсировать за счет наращивания непроцентных доходов. Сохранение низкого уровня инфляции и удешевление фондирования позволят банкам продолжить снижение ставок, что приведет к росту всех сегментов кредитования. Однако слабые темпы роста экономики, усиление конкуренции за качественных заемщиков, недостаток капитала для покрытия рисков и переток части вкладов ФЛ в более доходные источники инвестиций окажут давление на кредитную активность банков. В результате в 2018 году темп прироста кредитного портфеля ЮЛ 4 и ФЛ составит +6%, что незначительно превысит уровень 2017-го (+4%) (см. график 10). Чтобы компенсировать снижение маржинальности кредитования и его слабый рост, банки будут активно наращивать непроцентные доходы, что позволит увеличить рентабельность сектора до 10,5% (против 8,3% в 2017 году, см. график 11). Однако в среднесрочной перспективе восстановления рентабельности до докризисного уровня в 15–18% мы не ожидаем.

Драйвером рынка кредитования останутся розничные ссуды. Поддержку розничному кредитованию окажет восстановление позитивной динамики реальных располагаемых доходов населения (см. график 12). Мы ожидаем роста портфеля необеспеченных потребительских кредитов ФЛ на 10 против 6% в 2017 году (см. график 12) за счет более высокой маржинальности для банков (по итогам 2017 года NIM розничных банков на 4,4 п. п. выше, чем универсальных, см. график 7). Сдерживать рост розничного кредитования будет увеличение резервирования в рамках МСФО 9 и экстраполяции Банком России результатов выборки при оценке резервирования однородных ссуд ФЛ, 5 а также инициатива регулятора по ограничению долговой нагрузки населения. Наибольший прирост покажет ипотечный кредитный портфель (16 против 14% в 2017 году, см. график 13) за счет запуска ипотечной фабрики АИЖК и госпрограммы субсидирования ставки для многодетных семей, а также снижения коэффициентов давления секьюритизации на капитал.

Наиболее слабые темпы роста по-прежнему будет демонстрировать кредитование крупного бизнеса. В 2018 году ссуды крупному бизнесу прибавят около 3 против 1,4% в 2017-м (см. график 14). Без учета валютной переоценки по итогам 2017 года портфель кредитов крупному бизнесу показал рост почти на 6%, что во многом было обусловлено обновлением реестра МСБ, в связи с которым свыше 600 компаний было отнесено к крупному бизнесу вместо МСБ. 6 Более выгодные условия фондирования за счет выпуска облигаций (более низкие процентные ставки, меньше ковенантов, более длинные сроки) оказывают давление на темпы кредитования первоклассных заемщиков. В свою очередь, портфель кредитов МСБ прибавит порядка 13% благодаря программам господдержки против роста на 10% в 2017 году (не учитывая обновление реестра МСБ; с его учетом ссуды МСБ показали падение на 7%, см. график 15). Кредиты МСБ по-прежнему демонстрируют наиболее высокий уровень просроченной задолженности (см. график 16), несмотря на ее снижение в абсолютном выражении, что сдерживает активность банков в этом сегменте.

Графики и таблицы

Таблица 1. Ключевые предпосылки развития банковского сектора в 2018 году

Предпосылки Прогноз на конец 2018 года
Цена нефти марки Brent, долл. за баррель (среднегодовая) 60
Темп прироста реального ВВП, % 1,8
Курс рубль / доллар (среднегодовой) 60
Уровень инфляции по итогам года, % 3,5
Ключевая ставка Банка России (на конец года), % 6,5

Источник: RAEX (Эксперт РА

Таблица 2. Ключевые финансовые показатели банковского сектора

Показатель 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 (прогноз)
Активы, млрд руб. 80 063 85 192 90 000
темп прироста, % 6,4 5,6
Кредиты ЮЛ 7 и ФЛ, млрд руб., в т. ч. 40 939 42 366 45 000
темп прироста, % 3,5 6,2
Кредиты крупному бизнесу, млрд руб. 25 666 26 023 26 800
темп прироста, % 1,4 3,0
Кредиты МСБ, млрд руб. 4 469 4 170 4 700
темп прироста, % -6,7 12,7
Необеспеченные кредиты ФЛ, млрд руб. 5 670 6 021 6 600
темп прироста, % 6,2 9,6
Ипотечные кредиты (портфель), млрд руб. 4 538 5 187 6 000
темп прироста, % 14,3 15,7
Доля просроченной задолженности в кредитах ФЛ (без учета ипотеки), % 12,5 11,2 10,2
Доля просроченной задолженности в ипотечном портфеле ФЛ, % 1,7 1,3 1,1
Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле МСБ, % 14,2 14,9 13,0
Доля просроченной задолженности в портфеле кредитов крупному бизнесу, % 4,9 5,0 4,9
Доля ссуд IV и V категорий качества в совокупном кредитном портфеле, % 9,4 10,0 10,5
Прибыль, млрд руб. 930 785 1 100

ЦБ приводит результаты работы банковского сектора в прошедшем году. Можно сказать, что он был переломным для системы банков. И это задаёт основные тенденции на 2017 г.

Самое главное - преодолена наиболее опасная фаза кризиса, банки стали устойчивее. Ещё в первой половине 2015 г. наблюдалась убыточность в целом по сектору. И если за 2015 г. банки показали суммарную прибыль лишь 192 млрд руб., то в 2016 г. она стабильно росла из месяца в месяц и составила 930 млрд руб., то есть почти в пять раз больше. Если в целом банки работают не просто рентабельно, а с неуклонным ростом прибыли, это во многом говорит о возможности общего выполнения обязательств, обеспечения платежей в экономике на будущее.

Негативом осталось то, что активы за год снизились на 3,5%. Произошло это в основном за счёт уменьшения кредитования предприятий на 9,5%. А вот сумма кредитов, выданных физическим лицам, напротив, увеличилась на 1,1% . Причём доля просроченной задолженности в них снизилась с 8,1% до 7,9%. Такая динамика именно в секторе потребительского кредитования говорит о перспективах более высокого внутреннего спроса в экономике в целом в 2017 г.

Сумма привлеченных вкладов физических лиц повысилась на 4,2% в 2016 г. Это показывает повышение доверия людей к банковской системе - один из признаков стабилизации. А вот по привлечению средств юридических лиц наблюдается снижение на 10,1%. Таким образом, особенность года - позитивная динамика работы с физическими лицами по сравнению с юридическими.

На 2017 год есть основания предполагать улучшение показателей банковского сектора, поскольку основные негативные факторы преодолены. Сокращение активов прекратится, прибыль, очевидно, превысит 1 трлн руб. Приток вкладов граждан составит более 5%.

При этом волна банкротств и отзыва лицензий не будет полностью сведена на нет. Стабилизация банковской системы требует от ЦБ зачастую жёстких мер, локализации проблемных звеньев, чтобы не распространять сложности отдельных банков по системе в целом. В 2016 г. продолжалась "расчистка" банковского сектора от недобросовестных игроков. Число отозванных лицензий составило 93 - столько же, сколько и в 2015 г. Но основные трудности преодолены, и подобных случаев в 2017 году станет меньше. Но они по-прежнему вполне возможны. Об этом уже в феврале 2017 г. напомнила Э.Набиулина. Ведь количество убыточных банков более 200 учреждений. Это достаточно много, хотя и почти в два раза меньше, чем прибыльных.

Продолжится в 2017 г. уменьшение рублёвых ставок вместе с ослаблением инфляции. Это также развитие тенденции прошлого года. Средняя ставка по кредитам физлицам с января 2016 г. сократилась с 25,4% до 23,2% по займам до года и с 18,1% до 16,4% - свыше года. По вкладам до года средний процент в 2016 г. упал с 8,1% до 5,9%, свыше года - с 8,9 до 7,2.

Однако, очевидно, снижение ключевой ставки ЦБ в 2017 г. не станет значительным. Поскольку будут работать факторы, препятствующие сокращению инфляции к цели Центробанка - 4%. Это «предвыборные» выплаты, подготовка к ЧМ по футболу, индексации пенсий и пр. В борьбе с ростом цен ЦБ не станет форсировать уменьшение ключевой ставки. Она может сократиться не более чем на 1,5-2 пункта с нынешних 10% и останется принципиально выше инфляции. Соответственно, банковские ставки по кредитам и вкладам также будут снижаться медленно. Вероятно, на те же 1,5-2% в течение года. Поэтому для вкладчиков есть смысл делать депозиты сейчас, на срок более года, с фиксацией процентных ставок.

Марк Гойхман, Аналитик ТелеТрейд

Несмотря на положительную динамику ряда показателей развития банковской системы по итогам 2017 г., ее коренные проблемы на данный момент лишь усугубляются.

Банк России представил данные о развитии банковского сектора за 2017 г., озаглавив материал фразой «На траектории роста». И действительно, по многим показателям в 2017 г. наблюдался рост, особенно на фоне провального 2016 г. Так, активы банковской системы в 2017 г. выросли на 6,4%, до 85,2 трлн. руб., после спада в 2016 г. на 0,4%. Общий объем кредитов экономике также вырос – на 3,5% после падения на 3,1% в предыдущем году.

Однако внимательное изучение показателей развития банковской системы дает основания и для тревоги.

Растет уровень монополизации банковской системы

Разрыв между крупнейшими государственными банками, входящими в ТОП-5 по размеру активов, и прочими банками существенно увеличивается. В частности, это ярко проявляется в сравнении показателей этой группы банков с банками, находящимися на 21-50 местах по величине активов. Так, соотношение активов этих двух групп банков на начало 2009 г. составляло 3,5 раза (то есть активы первых 5 банков в сумме составляли 350% от суммарных активов банков с 21 по 50). По итогам 2013 г. это соотношение составляло уже 4,7, а по итогам 2017 г. достигло 5,2 раза (значение на 1 декабря 2017 г.).

Еще более драматическая ситуация складывается с прибылью банковской системы. По итогам 2017 г. совокупная прибыль банковской системы составила 790 млрд. руб. (на 15% меньше, чем в 2016 г.). Но можно уверенно предположить, что основная часть прибыли пришлась на госбанки из ТОП-5. Так, по итогам ноября 2017 г. общая прибыль первых 5 банков даже превышала совокупную прибыль по банковской системе (984,8 млрд. руб. против 870,3 млрд. руб.). При этом прибыль крупнейших 5 банков превышала прибыль банков, находящихся на 21-50 местах по размеру активов, почти в 5,8 раз. В таких условиях крупные банки становятся крупнее, а доля рынка средних банков (не говоря уже о мелких) сокращается, поскольку наращивать капитал в таких условиях крайне проблематично.

Повышается степень огосударствления банковской системы

Все 5 банков, входящих в ТОП-5 по размеру активов, так или иначе контролируются государством. После того, как под процедуру санации попали в 2017 г. еще три крупных банка, государство контролирует уже 8 банков из ТОП-10.

В результате, если в конце 2000-х гг. доля активов банков, контролируемых государством, составляла, по разным оценкам, около 40-50% активов банковской системы, то уже по итогам 2016 г. значение этого показателя выросло до 58,8%, а по итогам 2017 г. может достичь порядка 65%. Приватизация санируемых банков в будущем, конечно, возможна, но пока таких прецедентов не было

Снижается привлекательность банковского дела как вида бизнеса

Рост монополизации и государственного участия приводит к изменению условий конкуренции, в результате чего, как уже отмечалось, частным и особенно небольшим банкам крайне сложно получать прибыль. Рентабельность капитала в банковской системе довольно стабильна только у первых 5 банков. У остальных групп она отличается существенной волатильностью на фоне более низких значений. Например, банкам, занимающим места с 21 по 50 в 2017 г., судя по всему, удалось в целом выйти на положительную рентабельность капитала, однако три предыдущих года она неизменно была отрицательной.

Но дело не только в прибыли. Текущие события в банковской системе лишь повышают риски ведения бизнеса. По сути, регулятор в последние годы активно дает сразу два сигнала: о том, что регулятивные требования пока будут только ужесточаться, а также о том, что нарушение этих требований будет приводить к самым жестким мерам.

Вместе с тем, далеко не во всех случаях мошеннические операции, ставшие для банков основанием для лишения лицензии или для начала процедуры санации, были спровоцированы лишь жаждой наживы собственников. Не секрет, что во многом они стали также следствием попыток банков скрыть или снизить потери, связанные с коренным изменением условий ведения бизнеса после кризиса. Действительно, многие банки брали на себя слишком высокие риски. Но, поскольку регулятор не препятствовал принятию банками этих рисков, часть ответственности за сложившуюся ситуацию лежит и на нем.

В результате, в целом доверие бизнеса к государству в данном секторе снижается. Некоторым собственникам может стать проще и дешевле отказаться от лицензии, чем вкладывать дополнительные средства в спасение банковского бизнеса. Выходом в этой ситуации могла бы быть более активная санация банковской системы за счет помощи частным банкам-санаторам, а также докапитализация ряда частных банков без перехода контроля к государству (в том числе за счет совместных вложений в капитал со стороны собственников и регулятора). Особенно эта мера была бы необходима для средних и региональных банков. Однако на данный момент ситуация развивается в ином направлении.

На этом фоне банковская система все меньше участвует в развитии экономики

Хорошей иллюстрацией роли банковской системы в развитии экономики является соотношение между средствами, которые нефинансовые организации держат в банках на депозитах, и средствами, которые выдаются им в качестве кредитов. Если в конце 2000-х гг. и начале 2010-х гг. данное соотношение составляло 36‑44%, то с 2013 г. оно начало быстро расти, и во второй половине 2017 г. достигло 60% (по итогам сентября 2017 г. – 60,2%). К концу года оно составило 59,3%. Более того, если учесть дополнительно прочие средства нефинансо­вых организаций на счетах, то соотношение возрастает до 82,2%. Фактически, объем средств, полученных бизнесом от банков, лишь ненамного превышает объем средств, которые бизнес держит в банках.

Такая ситуация – результат действия сразу нескольких факторов. Это и следствие проводимой денежно-кредитной политики, приводящей к тому, что нефинансовым организациям становится более выгодно вкладывать средства в депозиты, чем инвестировать. Это и следствие политики по регулированию банковской системы, заставляющей банки крайне жестко относиться к заемщикам в условиях экономической стагнации. Безусловно, сказывается и низкий уровень конкуренции в банковской системе. В результате этого и стоимость кредитов, и срочность, и требования к обеспечению кредитов со стороны банков не отвечают потребностям экономики в инвестициях.

Исследование подготовлено Институтом комплексных стратегических исследований (ИКСИ).

Рис. 1. Сопоставление показателей банков, занимающих 1-5 и 21-50 места по размеру активов

Рис. 2. Отношение размера депозитов нефинансовых организаций к объему банковских кредитов, привлеченных нефинансовыми организациями, %

1

В данной статье рассматриваются тенденции развития банковской системы России в условиях сегодняшней экономико-политической ситуации. Особое внимание уделено нынешнему состоянию банковской системы и степени ее капитализации. Автором проведен анализ динамики действующих кредитных организаций в период с 2008 по 2015 годы в территориальном разрезе. Определены цели усиления контрольной функции со стороны Центрального банка. Выявлены причины сокращения количества кредитных организаций и итоги отзывов лицензий. Кроме того, рассмотрены некоторые изменения в законодательстве, которые могут свидетельствовать о ликвидации банков более быстрыми темпами и в новых масштабах в ближайшем будущем. Обозначены последствия данных мер. Также предложены методы поддержки банковского сектора и отражены первые результаты их внедрения.

отзыв лицензии

капитализация

кредитная организация

Российская банковская система

1. Агенство по страхованию вкладов: [Электронный ресурс]. М.,2014. – Режим доступа: URL: http://www.asv.org.ru/ (дата обращения: 12.07.2015).

2. Ассоциация российских Банков: [Электронный ресурс]. М.,2014. – Режим доступа: URL: http://arb.ru/ (дата обращения: 11.07.2015).

3. Афанасьева О.Н. Институциональные особенности современной банковской системы России// Банковское дело. – 2014. -№8. – С.22-28.

4. Портанский А.П. Антироссийские санкции – меры деструктивные и контрпродуктивные// Деньги и Кредит. – 2014. - №10. –С.8-10.

5. Тосунян Г.А. О перспективах банковской системы России: взгляд банковского сообщества// Деньги и Кредит. – 2014. - №5. –С.5-7.1.

6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 22.12.2014) «О банках и банковской деятельности» // Справочная правовая система «Консультант плюс».

7. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О кредитных историях"// Справочная правовая система «Консультант плюс».

8. Финансовый информационный портал: [Электронный ресурс]. М., 2004-2014. – Режим доступа: URL: http://www.banki.ru/ (дата обращения: 10.07.2015).

9. Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2000-2014. – Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 10.07.2015).

В современном мире каждое государство нацелено на экономический рост, следствием которого выступает высокий уровень благосостояния населения. Повышение темпов экономического роста во многом определяется эффективностью работы банковской системы. Один из наиболее важных показателей развития банковской системы - это степень ее капитализации. Собственный капитал кредитной организации играет важную роль в обеспечение устойчивости и бесперебойности ее функционирования. На сегодняшний день отличительной чертой современной банковской системы России является высокая концентрация капитала в Центральном федеральном округе и недостаток его в регионах .

На 1 января 2015 года в Российской Федерации функционировало 810 кредитных организаций, из которых 418 располагали уставным капиталом свыше 300 млн. руб. (около $5,5 млн.) . Практика показывает, что такого уровня капитализации недостаточно. Кредитные организации, имеющие небольшую долю собственных средств, не способны осуществлять банковские операции на рыночных принципах и зачастую специализируются на проведении незаконных операций.

В настоящее время контроль над функционированием банковской системы со стороны Центрального банка усилился. В 2013 году Банк России отозвал лицензии у 33 кредитных организаций. На протяжении 2014 года количество лицензированных коммерческих банков в России продолжило стремительно сокращаться. Своей политикой Центральный банк преследует следующе цели: оздоровление банковской системы, устранение проблемных банков, защиту интересов вкладчиков.

Таблица 1.

Динамика действующих КО по федеральным округам в 2008-2015 гг.

За рассматриваемый период число кредитных организаций в Российской Федерации сократилось на 326, что в относительном выражении составило 28,7% от общего их количества на 1 января 2008 года. Причем наибольшая доля ликвидаций пришлась именно на 2014 год. Чуть меньшая доля была отмечена в кризисный период 2009 года .

Довольно быстрыми темпами сокращается количество кредитных организаций по всем федеральным округам. Наиболее ощутимое воздействие отзыва лицензий было оказано на Северо - Кавказский федеральный округ, где в течение 2014 года и первой половины 2015 года было ликвидировано 39,5% кредитных организаций от общего их числа в данном регионе на начало 2014 года. В Уральском федеральном округе это значение достигло 21,4%, а в Сибирском федеральном округе 19,6%. Несмотря на то, что в Центральном федеральном округе абсолютное значение ликвидированных кредитных организаций наибольшее, их процентное соотношение составило 10,4 %.

В качестве основных причин отзыва лицензии называются такие, как невыполнение предписаний органов надзора, утрата собственных средств, проведение сомнительных операций, отсутствие необходимых резервов, фактическая остановка деятельности кредитной организации или выдача крупных сумм сомнительного характера .

Необходимо отметить, что закрытию подверглись преимущественно мелкие кредитные организации, которые до ликвидации занимали значимое место на региональном рынке финансовых услуг . После участившихся отзывов лицензий вкладчики стали забирать свои средства из мелких кредитных организаций и вкладывать их в более крупные. Так, основной приток вкладов пришелся на следующие банки: Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк, Альфа-Банк, Банк Москвы.

Увеличение с начала 2015 года требований к минимальному уставному капиталу банков, а также подготовка к внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», в частности, намерение введения норматива Н25 может свидетельствовать о ликвидации банков более быстрыми темпами и в новых масштабах в ближайшем будущем .

В 2014 году из фонда страховых выплат было выделено 159,3 млрд. руб. на выплаты вкладчикам. В результате его объем сократился до 79,9 млрд. руб. . И если Банк России продолжит отзывать лицензии у российских банков с той же или большей интенсивностью, то средств Агентства по страхованию вкладов хватит для выплаты компенсаций примерно до конца 2015 года.

В условиях сегодняшней геополитической ситуации, связанной с введением санкций в 2014 году против России, в среднесрочной перспективе необходимо снижать зависимость банковской системы от иностранного капитала . Так как Запад закрывает доступ к своим ресурсам, а условия кредитования на азиатских рынках существенно хуже. Например, Китай, как правило, предоставляет кредиты лишь под конкретные проекты. Значит, остается поиск необходимых средств внутри страны.

В связи с введением санкций Регулятору необходимо искать меры по поддержке банковского сектора. Во-первых, необходимо создание Российской национальной платежной системы. Во-вторых, не менее важно предоставить кредитным организациям возможность получать данные из ряда государственных органов, таких как ФНС, МВД, Пенсионный Фонд, Служба судебных приставов. Данная мера позволит им более корректно определять долговую нагрузку заемщика, тем самым снижая свои риски .

На сегодняшний день уже достигнуты некоторые результаты по вопросу повышению качества и скорости проверки заемщика на платежеспособность. Так, 1 марта 2015 года в Федеральный закон «О кредитных историях» вступила в силу поправка, в соответствии с которой теперь каждая кредитная организация должна в обязательном порядке представлять всю имеющуюся информацию, необходимую для формирования кредитных историй в отношении всех заемщиков, хотя бы в одно бюро кредитных историй . Это, в первую очередь, необходимо для создания единой базы кредитных историй, которая позволит повысить качество проверки заемщика на кредитоспособность.

В современных условиях существует неизбежность следования техническому прогрессу. Поскольку он не только облегчает работу, но и способствует увеличению уровня безопасности, без которого не возможно существование любой кредитной организации. Поэтому возникает необходимость внедрения новых технологий в банковскую систему, например, использования дополнительной системы биометрической безопасности: идентификации по отпечаткам пальцев, рисунку капилляров, голосу или лицу. Эти технологии являются наиболее эффективным способом обеспечения безопасного доступа клиентов к финансовым услугам. Например, при применении технологии распознавания лиц в банкоматах можно избежать мошенничества, связанного с кражей пин-кода, карт или их клонированием. На сегодняшний день они уже активно внедряются банками по всему миру, и России следует взять на вооружение опыт зарубежных стран.

Итак, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что реформирование банковской системы России назревало давно. Поэтому главной целью Банка России при осуществлении проверок является не само сокращение числа банков и небанковских кредитных организаций, а улучшение финансовой устойчивости банковской системы в целом и соблюдение ею законодательства. Но, в то же время, реформирование банковского сектора должно проходить с минимальными последствиями для частных клиентов и малых предприятий.

Библиографическая ссылка

Федина Д.П. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14223 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»