Особенности социально-экономического развития России вXVIIв. Всемирная история

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.). Типы стран мира. В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и . На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Основными показателями социально-экономического развития стран являются ВВП и ИРЧП. Уровень развития мирового хозяйства определяют экономически развитые страны. В мировой экономике возрастает роль Китая и новых индустриальных стран.

Особенности аграрного развития России

В сельском хозяйстве не просто сохранялись пережитки крепостничества, но они тесно, структурно переплетались с новыми явлениями . Аграрное развитие являлось результатом этой смешанной системы хозяйствования, где имелись предпосылки для различных путей развития капитализма, но ни один из них не утвердился.

Аграрный сектор существенно отставал от промышленности по уровню развития и связи с рынком. В то же время страна, ее экономика, население оставались прежде всего аграрными.

Сельское хозяйство страны было очень разноликим . В различных регионах господствовали разные методы и формы хозяйствования - от феодально-байского в Средней Азии до преобладания наемного труда и хуторского хозяйства в некоторых Западных губерниях. Историческое ядро территории России - центральные великорусские районы - при этом значительно отставало от Запада, Юга и Юго-запада империи и несло наибольшую печать средневекового хозяйствования.

Особенности промышленного развития России.

Индустриализация в России характеризовалась очень высокими темпами развития, превышавшими показатели передовых стран Европы той эпохи и приближавшимися по цифрам к США. Эти темпы стали возможны в результате государственного участия, использования финансовых, технических, организационных ресурсов Запада. Важно, что эти возможности реализовались благодаря огромным усилиям и жертвам всего народа страны.

Государство во всех передовых странах способствовало промышленному развитию. Но именно в России активное вмешательство государства в экономическую жизнь , его огромная роль в создании современной тяжелой промышленности обеспечили высочайшие темпы индустриализации, начавшейся с железнодорожного строительства.

Недостаток капиталов при широком спектре источников накопления обусловил возрастание роли иностранных инвестиций. Но иностранный капитал находился под контролем государства, так как большая его часть (почти 9/10) в этот период привлекалась через государственные займы. Велика была роль иностранного капитала и в российских банках.

Форсированное развитие тяжелой промышленности не смогло ликвидировать диспропорцию в развитии различных отраслей промышленности (отставание машиностроения и успехи хлопчатобумажной отрасли).

Огромные масштабы страны, недостаток капиталов обеспечивали неравномерность развития регионов , распыленность средств.

Низкая производительность труда, нехватка квалифицированных рабочих, отсутствие системы профессионального образования и, в то же время, высокие темпы возникновения современной промышленности сразу в крупных формах привели к относительно высокой концентрации производства, капитала и рабочей силы , особенно в текстильной промышленности. Но это не всегда свидетельствовало о высоком уровне производства.

Правовые и социокультурные предпосылки индустриализации оказались недостаточно зрелыми . Сословный строй, отсутствие гражданских прав большинства населения, низкая производственная культура и т.д. сдерживали промышленное развитие, рост производительности и квалификации рабочих, определяли недостаток квалифицированной рабочей силы и переизбыток неквалифицированных рабочих рук.

2. Особенности социально-экономического развития страны в 1930-е гг.

В конце 20-х гг. руководство страны выдвинуло лозунг – в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Советское руководство в своих расчетах опирались на теории Е.А. Преображенского о «пер­воначальном социалистическом накоплении» за счет крестьянства и идеи Л.Д. Троцкого о «сверхиндуст­риализации».

Сталин считал, что надо вынудить крестьян пла­тить нечто вроде «дани», своего рода сверхналог, даю­щий средства для индустриализации. При этом подчер­кивалось, что «дань» эта не будет добровольной. Реп­рессии в области социалистического строительства , СССР на пути форсированного строительства социализма , утверждал Сталин, являются необходимым элементом на­ступления.

С приходом Сталина к единоличному руководству страной перемены в политике не заставили себя ждать. Осенью 1929 г. по инициативе И.В. Сталина, поддержанного членами Политбюро, был взят курс на «великий перелом » – резкое повышение показателей пятилетнего плана в области индустриа­лизации страны и коллективизации сельского хозяй­ства. Его показатели были увеличены в не­сколько раз.

Была изменена система управления промышлен­ностью:

– введено жесткое централизованное плановое регулирование на основе натуральных, а не денежных показателей;

– свернуты товарно-денежные отношения, вместо коммерческого кредита введено прямое банков­ское финансирование (деньги давались под план, а не под продукцию).

В промышленность влива­лось огромное количество безналичных денег, не обес­печенные товарами деньги выплачивались рабочим. Это нарушало всю систему и без того напряженных межотраслевых балансов. Для хозрасчета места почти не осталось.

Субъективистское вмешательство в экономику привело к срыву ряда важнейших экономических по­казателей первого пятилетнего плана. Так, планиро­валось довести выплавку чугуна в 1933 г. до 10 млн. т., Сталин потребовал дать 17 млн. т. (выплавлено только 7,1 млн. т.), в ыпустить 170 тыс. тракторов вместо 55 тыс., произвести 200 тыс.(50.8 тыс.), автомобилей вместо 100 тыс.(23,9 тыс.) и т.д.

Из всех отраслей непомерными налогами и пря­мыми запретами вытеснялся частник. В промышлен­ности доля частного сектора с 18% в 1928 г. сократи­лась до 0,5% в 1933 г., в розничной торговле – с 24% до нуля, к 1933 г. были свернуты все иностранные кон­цессии. Вместо оптовой торговли было введено распре­деление по фондам и нарядам.

Еще более тяжелые результаты администрирова­ния и забегания вперед, названного, кстати, «револю­цией сверху» самим Сталиным, характерны для сель­ского хозяйства. Деревня к концу 1920-х гг. осередня­чилась. Кулаки составляли 2,5 – 3,6% населения, уменьшился и процент бедняков, которые составляли 34%. Более 60% жителей деревни составляли середня­ки, они и являлись основными держателями хлеба. Это признавал сам Сталин, когда говорил, что большая часть хлеба не у кулака, а у середняка. Против серед­няков и были направлены чрезвычайные меры.

В ноябре 1929 г. был взят курс на резкое форсирование коллективизации . Идея кооперирования, как одно из магистральных направлений преобразования нашего общества, была извращена Сталиным, принесена в жертву прагмати­ческим соображениям. По замыслу советского руководства крестьяне должны были превратиться в сельскохозяйственных рабочих коммун и колхозов, которым не будут присущи чувства собственника, и которыми будет легко управлять специально подобранными чиновниками. Колхозы были превращены в контрагентов по внерыночному изъятию хлеба по твердым ценам. Речь шла не о хозяйственно самосто­ятельных коллективах, а о таких производственных организациях, которым сверху планируют основные производственные и заготовительные задания, а так­же твердые цены, нередко ниже себестоимости. При этом вводился такой порядок, когда государственные органы могли давать повторные планы заготовок, изымать даже семенное зерно.

«Большой скачок», «ве­ликий перелом» больно ударил по зажиточному мужи­ку – середняку. Были объявлены врагами народа и раску­лачено до 15% крестьянских хозяйств, хотя удельный вес кулацких хозяйств не превышал 2,5-3%. Восторже­ствовавшая продразверстка лишала крестьян малей­шей заинтересованности в труде. Уже в 1931 г. в ряде регионов ощущался голод. Спасаясь от нужды, сельс­кое население уходило в города и на стройки.

Все хуже становилось положение промышленных центров. На почве крайнего падения уровня жизни обостри­лась социальная напряженность. Открытые волнения, молчаливый саботаж, бегство из колхозов, ставшие привычными картинами деревенской действительнос­ти, дополнялись выступлениями против властей город­ского населения. Целая волна восстаний прокатилась по городам весной 1932 г. в связи со снижением норм карточного снабжения хлебом. 7-9 апреля, например, большие группы жителей белорусского города Бори­сова разгромили хлебные склады, организовали демон­страцию и шествие женщин и детей к красноармейс­ким казармам. На этой же почве более серьезные со­бытия произошли через несколько дней в текстильных районах Ивановской области.

Эти волнения были серь­езно восприняты в Москве. Сбивая социальное напряжение, Совнарком СССР оперативно принял реше­ние о направлении в отдельные районы страны дополнительных продоволь­ственных фондов. Был принят ряд постановлений СНК, ЦИК СССР и ЦК ВКП (б), направленных на преодоление продовольственного кризиса:

– значительно сокращал­ся государственный план хлебо- и скотозаготовок;

– разрешена свободная торговля хлебом и мясом (после выполнения госпоставок);

– отменена ликвидация личных подсобных хозяйств колхозников;

– возвраще­н ранее реквизированный для общественных ферм скота;

– обращалось внимание на соблюдении законности и прекращении произвола государственных чиновников в деревне, сокращалось их число;

– артелям кустарей и ремес­ленников, некооперированным кустарям были разре­шены свободные заготовки сырья и продажа своих изделий по вольным ценам.

Но, как показали дальнейшие события, спаситель­ный круг фактически был брошен утопленнику. Задавленные многолетним произволом и мало доверявшие властям, крестьяне меньше всего думали о судьбе уро­жая на колхозных полях и пытались спастись в оди­ночку, сделать хоть какие-то личные запасы. 7 августа 1932 г. был принят Закон об охране социалистической собственности, написанный лично Сталиным. «Закон о пяти колосках» – так называли его в деревне. Он предусматривал за хищения социалистической соб­ственности высшую меру – расстрел. К началу 1933 г., за неполные 5 месяцев, по этому закону было осужде­но 54645 человек, из них 2110 приговорены к высшей мере наказания. Приговоры приведены в исполнение примерно в 1000 случаев. Многие крестьяне уходили из деревень. Поскольку новый урожай не принес об­легчения, продовольственные проблемы еще более обо­стрились. В города устремились массы голодающих, появились сообщения о распространении людоедства, страну охватила эпидемия тифа. Зимой 1932-1933 гг. умерло – по разным данным – от 3 до 5 млн. человек (точная цифра неизвестна, информация о голоде тщательно скрывалась).

Глубокий кризис охватил и индустриальные отрас­ли. Голодные рабочие просто не могли нормально тру­диться, производительность труда не росла, себестои­мость промышленной продукции катастрофически возрастала, была дезорганизована работа железных дорог, ощущались серьезные топливные трудности. Страна оказалась в положении, напоминавшем воен­ную разруху. Как пример, можно привести ситуацию, сложившуюся на первом из индустриальных гигантов пятилетки – Сталинградском тракторном заводе. Пу­щенный в июне 1930 г., завод более, чем полтора года, не мог выйти на проектную мощность.

В этих условиях, отбросив в сторону попытки ли­беральных реформ, Сталин и его окружение энергич­но взялись за усмирение общества силой. Основными методами хлебозаготовок стали повальные обыски, массовые аресты, расстрелы, а иногда и выселение целых деревень. Несмотря на голод, хлеб из основных зерновых районов вывозился полностью, включая се­менные фонды. С начала 1933 г. власть в деревне фак­тически перешла к чрезвычайным органам – политот­делам МТС.

«Закручивание гаек» коснулось и рабочих. В но­ябре 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, согласно которому за один прогул без уважи­тельной причины рабочего немедленно увольняли с предприятия, лишали карточек и выселяли из завод­ской квартиры. ОГПУ продолжало повсеместно «очищать» про­изводство от «дезорганизаторов», «кулаков», «вреди­телей».

Как обычно в критических ситуациях, Сталин вы­двинул на первый план теорию обострения классовой борьбы. На январском (1933 г.) Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) он объявил, что возникшие трудности – резуль­тат сопротивления врагов. Непрекращающиеся массо­вые аресты, расстрелы, высылки приобрели новый размах. В 1933 г. была введена паспортная система, увеличивались налоги, цены на изделия легкой промышленности и продукты (на са­харный песок, например, в 3 раза в деревне и более чем в 2 раза в городах), активно распространялись мас­совые займы, расширялась коммерческая торговля, в том числе и хлебом (1 кг хлеба по обычной цене стоил около 12 копеек, коммерческая цена 1 кг ржаного хле­ба – 2,5 рубля, пшеничного – 4 рубля, средний месяч­ный заработок составлял 125 рублей). В результате в 1933 г., как и предусматривалось, находившаяся в обо­роте денежная масса была сокращена с 8,4 до 6,9 млрд. рублей.

Проводившаяся, невзирая на жертвы, политика усмирения стабилизировала ситуацию в стране. И ког­да осенью 1933 г. был собран сравнительно неплохой урожай, сторонники Сталина вздохнули с облегчени­ем: победа! Наверное, и поэтому XVII съезд партии в начале 1934 г. поспешили назвать «съездом победителей». В определенной мере относительная стабилиза­ция 1933 г. определялась сравнительно умеренной политикой правительства. Во втором пятилетнем плане была окончательно закреплена срав­нительно сбалансированная экономическая политика. Повсеместно в народном хозяйстве несколько активи­зировались экономические методы управления. В но­ябре 1934 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о лик­видации карточной системы.

Слегка умиротворенное общество удивительно быстро залечивало раны, нанесенные предыдущими «скачками» и «классовыми битвами». 1934-1936 гг. из всего десятилетия оказались самыми благополучными в экономическом отношении. В индустриальных отрас­лях высокие темпы производства сопровождались уве­личением производительности труда. К лучшему, при­чем лишь за счет незначительного раскрепощения кол­хозов и крестьян, изменилась ситуация в сельском хозяйстве, а соответственно и продовольственное по­ложение в стране. В 1935-1936 гг. были отменены кар­точки.

Важным социальным завоеванием стало приня­тие Конституции 1936 г.:

отменила ограничения политических и государственных прав по классовому принципу;

установила новую избирательную сис­тему: выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании;

существенно расширялся перечень прав и свобод граждан (отменялись ограничения избирательного права для сельского населения; гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости; провозглашалась свобода отправления религиозных культов). Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: "Кто не работает, тот не ест".

За 1929-1937 гг. страна совершила беспрецедентный скачок в росте промышленной продукции (см. табл. 1). За это время в строй вступило около 6 тыс. крупных предприятий, то есть 600-700 ежегодно. Темпы роста тяжелой промышленности были в два-три раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой мировой войной.

В результате страна обрела потенциал, который по отрасле­вой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических государств (см. табл. 2) По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США (в 1913 г. – пятое место). Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции, в том числе цветных металлов, блюмингов, рельсопрокатных станов, экскаваторов, турбин, паровозов, тракторов, сельхозмашин, автомобилей, самолетов. В целом к 1937 г. удельный вес импорта в потреблении страны снизился до 1%.

Таблица 1.Соотношение производства в СССР крупнейших капиталистических странах

1928 г .

Конец 30-х гг.

Страны

Эл/энергия,

млрд. квт ч

Сталь, млн. т

Чугун,

млн. т

Эл/энергия,

млрд. квт ч

Сталь, млн. т

Чугун,

млн. т

СССР

Германия

Англия

Франция

США

Однако нужно видеть и цену достигнутых экономи­ческих результатов. Высокие темпы индустриального раз­вития поддерживались за счет снижения жизненного уровня населения страны. Только к началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное производство на уровень 1928 г., при этом продукция животноводства вышла на этот уровень лишь в начале 50-х гг.

Главные усилия в третьей пятилетке (1938-1942 гг.) были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений. В годы третьей пятилетки были осуществлены специальные военно-экономические мероприятия. На Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание «второго Баку» - нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом. Обращалось особое внимание на металлургическую промышленность - основу военного производства. Был расширен и модернизирован Магнитогорский металлургический комбинат, завершено строительство Нижнетагильского. Были созданы так называемые «заводы-дублеры» (филиалы заводов Европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии - в районах вне пределов досягаемости авиации вероятного противника.

Особое внимание уделялось строительству авиационных, танковых и других оборонных заводов, переводу многих предприятий тяжелой и легкой промышленности на производство военной продукции. В результате произ­водственные мощности советской танковой и авиационной промыш­ленности к лету 1941 года почти в 1,5 раза превышали производ­ст­венные мощности Германии по этим видам боевой техники.

Сопоставление среднегодового объема производства основ­ных видов вооружений в СССР и Германии (а также ряда других государств) показы­вает, что в на­шей стране при меньших произ­водственных возможностях к на­чалу войны производилось воо­ружения значительно больше. Так, на 1 млн. т выплавленной стали в СССР производилось са­молетов в 1,5 раза больше, чем в Англии, в 2,6 раза больше, чем в Германии и в 3,2 раза больше, чем в США; бронетанковой тех­ники – в 3 раза больше, чем в Германии, в 3,8 раза больше, чем в Англии и в 6,3 раза больше, чем в США; артиллерийских орудий – в 5,4 раза больше, чем в Англии, в 7,7 раза больше, чем в США, и в 4 с лишним раза больше, чем в Германии.

По состоянию на 22 июня 1941 года Советский Союз обладал колоссальным количеством современных вооружений и боевой техники: 25 784 танков, 24 488 самолетов, 117 581 орудий и минометов, 7,74 млн. винтовок и карабинов. Ни одно государство не могло похвастаться таким военным потенциалом. Для сравнения перед нападением на Советский Союз Герма­ния и ее союзники имели 6694 танков и штурмовых орудий, 7816 самоле­тов, 94 924 орудий и минометов.

Рассматривая сегодня деформации в строительстве социализма в нашей стране и осуждая их, важно подчеркнуть: в чертах нового, социалистического строя массы видели реальные завоевания Октября. Напри­мер, ликвидация безработицы, подъем образовательно­го уровня населения, бесплатное здравоохранение, прогрессивная система социального обеспечения и т.д. укрепляли веру людей в то, что они создали новое об­щество. Это усиливало их активность, порождало на­дежды на лучшее будущее, гордость за достижения в социалистическом строительстве. Несмотря на все сложности и тормозящие факторы, миллионы людей самоотверженно трудились, сохраняя преданность Ок­тябрю, веру в социализм, веру в свой выбор. Такова историческая реальность.

Важной характеристикой общности освободившихся государств является нарастающая дифференциация составляющих ее стран. Неравномерность развития на “периферии” мирового капиталистического хозяйства в 60 - 80 гг. была значительно интенсивнее, чем в его “центрах”. Особенно этот процесс усилился, начиная с 70-х годов. Три группы факторов определяют позиции развивающихся стран по отношению друг к другу. К внутренним факторам дифференциации относятся природно-климатические, географические, демографические, экономические и социальные условия той или иной страны. Внешние причины расчленения группы развивающихся стран составляют структурные и циклические кризисы капитализма, а также изменения в движении капитала из империалистических стран в развивающиеся. Все наиболее важным становится фактор глобального масштаба - НТР. По степени использования ее достижений, развивающиеся страны все более отличаются друг от друга.

Дифференциация развивающихся стран происходит по нескольким направлениям. С точки зрения типа социально - экономического развития выделяются две группы государств - социалистической и капиталистической ориентации. К первым относятся Алжир, Ангола, Бенин, Гвинея - Бисау, Конго, Мадагаскар, Мозамбик, НДРЙ, Никарагуа, Сан - Томе и Принсипи, Сирия, Танзания, Эфиопия и др.

Усиливается экономическая дифференциация развивающихся стран по уровням экономического развития и народнохозяйственным структурам, по степени обеспеченности ресурсами и размерами хозяйственного потенциала, по положению в мировом капиталистическом хозяйстве.

Пути социально - экономического развития освободившихся стран различны. Наиболее последовательно ведут борьбу с империализмом освободившиеся страны социалистической ориентации. В таких странах, как Ангола, Афганистан, Конго, Мозамбик, Эфиопия и др., ликвидированы или существенного ограничены позиции иностранного капитала, проводятся мероприятия по устранению господства племенной знати, феодалов и реакционной буржуазии, укреплению государственного сектора, поощрению кооперативного движения в деревне, повышению роли трудящихся в экономической и политической жизни. Эти государства последовательно проводят антиимпериалистическую внешнюю политику, активно расширяют связи со странами социалистического содружества.

Большая часть развивающихся стран идет по капиталистическому пути. В некоторых из них у власти оказалась национальная буржуазия, заинтересованная в подъеме национальной экономики и ослаблении позиций иностранного капитала. Эти государства на мировой арене, как правило, проводят независимый внешнеполитический курс, выступают за достижение экономической независимости от империализма и делают определенные шаги в этом направлении. В другой группе развивающихся стран империалистам удалось поставить у власти проимпериалистическую буржуазию, а в наиболее отсталых из них - даже феодальные и полуфеодальные круги. Но и здесь идет процесс развития капиталистических отношений. Сама жизнь заставляет правящие круги этих стран, проводящих в целом проимпериалистическую линию, осуществлять меры по развитию национальной экономики, иногда и по ограничению власти иностранного капитала. В ряде случаев на международной арене эти страны участвуют в акциях антиимпериалистического характера.

В 70 - 80 годы среди развивающихся стран, идущих по капиталистическому пути, усилилась экономическая дифференциация. Среди них выделилась группа стран, наиболее развитых в экономическом отношении. Это прежде всего ряд стран Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, Мексика, приблизившиеся по многим показателям к странам среднего уровня развития капитализма. В этих странах возрос уровень объем промышленного производства и его доля в национальном доходе, укрепились позиции национальной буржуазии. В некоторых появились национальные монополистические группы.

Возрос уровень экономического развития ряда стран и территорий Юго-Восточной Азии. Вместе с наиболее развитыми странами Латинской Америки их сегодня именуют новыми индустриальными странами. К ним относятся Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея. При участии иностранного капитала, занимающего здесь прочные позиции, интенсивно развивается обрабатывающая промышленность. И в настоящее время по экспорту ее продукции “четверка” занимает ведущие позиции среди развивающихся стран.

Экономических успехов добились и другие страны Юго-Восточной Азии - Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Хотя большая часть населения этих стран занята еще в сельском хозяйстве, здесь растет объем промышленного производства и экспорт промышленной продукции, укрепляются позиции национальной буржуазии, а кое - где также выделяется монополистическая прослойка. На Западе эту группу стран Юго-Восточной Азии вместе с менее развитыми странами латинской Америки (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили) часто называют странами второго яруса (в отличие от новых индустриальных стран).

Особое положение в развивающемся мире заняли нефтедобывающие страны - экспортеры нефти. В эту группу входят страны с разным исходным уровнем развития, разными социально - экономическими и политическими режимами. В таких странах, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар лишь относительно небольшая денег, полученных от экспорта нефти, идет на нужды национального развития. Большая же часть вывозится за границу, преимущественно в развитые капиталистические страны. Страны - экспортеры нефти - играют важную роль на международном рынке ссудных капиталов.

Наряду со странами, где хотя и в противоречивых формах, но наблюдается известный экономический прогресс, довольно большую группу (более 40) составляют наименее развитые страны (страны Тропической Африки, островные государства в Тихом океане, некоторые страны Карибского бассейна). Эта группа стран не обладает запасами полезных ископаемых, в них нет не только обрабатывающей, но и добывающей промышленности. Сельское хозяйство отсталое и малопродуктивное. Сохраняется сильное неравенство в распределении доходов, бедность и нужда огромного большинства населения. Преобладают докапиталистические производственные отношения, хотя и в большинстве этих стран идет постепенное развитие капитализма.

Одной из отличительных черт современного социального - экономического развития стран “третьего мира” является ярко выраженная тенденция к усилению экономической роли государства. Это связано, с одной стороны, с современной общемировой практикой разработки правящими силами и фиксирования в их программах национальных стратегий и долгосрочных целей развития. С другой стороны, у развивающихся стран есть для этого целый ряд присущих только им причин, связанных с необходимостью преодолеть глубокую экономическую отсталость, архаичные социальные структуры, с зависимостью и уязвимостью положения развивающихся стран в системе мирового капиталистического хозяйства. Низкий уровень развития капитализма (во многих странах он соответствует стадии первоначального накопления капитала), к тому же деформируемого влиянием центров мирового капиталистического хозяйства, ставит слишком узкие рамки общественному развитию этих стран. Поэтому государство выступает главной мобилизующей силой целенаправленного развития их экономики. В зависимости от социального - политического выбора оно либо подчиняет эту роль интересам растущего класса национальной буржуазии, либо развивает ее в национальных интересах с прицелом на развитие социальной организации более высокого порядка.

Осуществление программных стратегий развития, разрабатываемых национальными правительствами, предлагает вмешательство государства в экономические и социальные процессы. Это вмешательство происходит в двух формах: в форме прямого участия в общественном воспроизводстве и в форме косвенного регулирования его различных сторон.

Прямое участие государства в воспроизводстве общественного продукта связано с переходом в его собственность части этого продукта и накопленного общественного богатства, в том числе части средств производства. Часть экономики, функционирующая на основе государственной собственности, образует государственный сектор. Косвенное регулирование затрагивает все уклады и секторы экономики, вытекая из основных стратегических установок экономической и социальной политики правящих сил.

Государственное регулирование экономических и социальных процессов в развивающихся странах осуществляется в основном с помощью тех же инструментов и рычагов, что и в развитых странах, - планирования, финансовой, кредитной, налоговой и валютной политики, контроля над ценами, инвестиционного законодательства и других мер административного воздействия.

Среди многообразных средств регулирования центральное место занимает планирование, под которым в широком смысле понимается целенаправленная деятельность государства по регулированию процесса общественного воспроизводства и социальных условий. Планирование включает в себя разработку общей концепции и целей стратегии развития на планируемый период, разработку плана и конкретизирующих его программ, разработку мер по их осуществлению и оценку выполнения.

Широкое распространение планирования в развивающихся странах вызвано тем, что все они сталкиваются в своем развитии с трудностями и проблемами, преодоление которых через механизм стихийного регулирования экономических процессов оказывается невозможным.

Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.

Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур. При этом росла не только внутренняя, но и внешняя торговля. Образование всероссийского национального рынка было качественно новым явлением, которое подготовило условия для возникновения капиталистического производства и в свою очередь испытало на себе его обратное могущественное влияние.

Во второй половине XVII векаведущей отраслью экономики России оставалось зерновое хозяйство. Прогрессвэтой сфере материального производствавто время был связан с широким распространением трехполья и применением естественных удобрений. Хлеб постепенно стал основным товарным продуктом сельского хозяйства.

В отличие от сельского хозяйства, промышленное производство продвинулось вперед боле заметно. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность; по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду и посуду и многое другое. Через скупщиков эти изделия попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки, превращается в мелкое товарное производство.

Центры металлургии сложились в уездах к югу от Москвы: Серпуховском, Каширском, Тульском, Дедиловском, Алексинском. Крупным центром металлообработки выступала Москва.

При всем своем развитии ремесленное производство не могло уже удовлетворить спрос на промышленную продукцию. Это приводит к возникновению вXVIIвекемануфактур – предприятий, основанных на разделении труда между работниками.

Основным торговым центром по всей России по-прежнему являлась Москва, вкоторой сходились торговые пути со всех концов страны и из-за границы. С середины XVI до середины XVIIв. Размеры налогов увеличились вдвое. Важнейшей расходной статьей бюджета (свыше 60%) были военные расходы.

В XVII веке система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов – таможенных и кабацких.

Положение крестьян и холопов в XVII веке существенно ухудшилось. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «изделья» – от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, количества у них земли. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.п. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны.

Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников вобщем количестве жителей России, они играли весьма существенную рольвее хозяйственной жизни. Значительная часть ремесленников работала нагосударство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и жившихвМоскве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входиливпосадские общины городов, несли различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом.