Экономика: Учебное пособие. Субъекты и институты рынка

Понятие феномена «институт» и функции институтов

Феномен «института» как определенной категории возник в рамках социологической теории. Среди авторов, которые разрабатывали теорию «институтов», следует отметить таких ученых, как Джон Ролз, Торстейн Веблен, Дуглас Норт.

В социологической теории, институты представляют собой определенные правила, определенные механизмы, обеспечивающие их выполнение, и определенные нормы поведения, в которых структурируются регулярные формы взаимодействия между людьми.

Замечание 1

Применительно к экономике, основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных экономических рынках свобода рыночных сил, как правило, ограничена различными «институтами», многочисленными ограничениями, как формального плана (законодательные акты государства в области регулирования экономики) и неформального плана (различного рода договора (контракты), нормы экономического поведения предпринимателей, их этическое поведение).

Таким образом, можно сказать, что «институт» – это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.

Институциональную систему можно рассматривать:

  • как совокупность правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними, существует в любых коллективах.
  • в ней определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления.
  • через систему институтов задается структура мотивов, которые определяет необходимость человеческого взаимодействия, как в сфере политики, социальной жизни общества национальной экономики. Такие мотивы получили название побудительных.
  • в системе институтов находит свое отражение то обстоятельство (конкретный исторический факт), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени. То есть, изучая развитие и историю различных институтов, мы можем спрогнозировать развитие различных институтов в конкретной стране, возможность использования опыта других стран.

Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:

  • координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
  • предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
  • осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных, путем ограничения каких-либо действия, либо осуществить их координацию.

Особенности рынка как экономического института

В теории ИЭ используется такое определение: «институт – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты».

Рассмотрим, каким образом, концепцию «института» возможно применить к концепции «рынок».

В экономической жизни общества существует определенный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов с определенной целью этого взаимодействия. Данный институт носит название «рынка» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.

На рынке представлены две основные группы участников или субъектов: продавцы на одном полюсе и покупатели – на другом. Между ними осуществляется определенное взаимодействие, определяемое как обмен, которое может носить характер как коммерческого (предпринимательского) взаимодействия или деятельности, основной целью которой является получение выгоды всеми участниками процесса – прибыль для продавцов (производителей) и решение проблем различного рода для покупателей (потребителей), так и некоммерческого, то есть без получения прибыли. Основой этого взаимодействия является наличие на рынке как минимум двух субъектов, каждый из которых имеет что-либо, что представляет ценность для другой стороны. Кроме того, субъекты обмена свободны в выборе решения о вступлении во взаимодействие.

Деятельность на рынке осуществляется в условиях конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями.

В рамках данной концепции делаются различия между производителями и продавцами, покупателями и потребителями как между общим и единичным.

Замечание 2

Субъекты производители и продавцы могут совпадать, если производитель сам вступает в обмен с покупателем, но продавец может и не быть производителем. Покупатель и потребитель тоже могут совпадать, если покупатель сам потребляет предмет обмена (товар, услуги), а могут быть и различными.

Субъекты – продавцы (производители) представляют на рынке «предложение», то есть все, что находится на рынке, продается на нем или может быть на него доставлено для обмена. Предложение – это ценность, которой обладает продавец (производитель).

Субъекты – покупатели (потребители) представляют на рынке «платежеспособный спрос», то есть осознанную нужду в чем-либо, обеспеченную платежными (денежными) средствами. Спрос – это ценность, которой обладает покупатель (потребитель).

Итак, экономический институт «рынок» представляет собой:

  • определенную совокупность экономических правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними на рынке (свобода выбора партнера, наличие конкуренции);
  • в рынке определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессы производства создают необходимый продукт («предложение»), который должен соответствовать определенным ожиданиями потребителей, подкрепленных денежными средствами («спрос»), который должен быть доставлен на рынок через каналы распределения и обменен в системе сферы обращения (обмен) и далее весь цикл повторяется;
  • система мотивов на рынке, определяется необходимостью эффективного человеческого взаимодействия в сфере национальной экономики (получение выгоды всеми сторонами – участниками института);
  • в системе современных экономических институтов нашло свое отражение то обстоятельство, что конкретный исторический факт – необходимость рынка, рыночной экономики, было признано одним из наиболее эффективных способом организации экономической жизни современного общества.

Почему именно этот ВУЗ?

Среди абитуриентов достаточно распространена ситуация, когда они не знают, какое высшее учебное заведение им лучше всего выбрать и, более того, по каким критериям нужно выбирать данное заведение, в котором ему дадут профессию на всю жизнь.

Институт Рыночной Экономики, Социальной Политики и Права – один из наилучших ВУЗов города Москвы по заочному и дистанционному обучению среди более востребованных специальностей. ВУЗ был основан в 1995 году, и с тех пор имеет индивидуальный подход ко всем студентам и продолжает следовать традициям высочайшего качества образования. Высокие стандарты образования постоянно подтверждаются аккредитацией и государственными лицензиями. Выпускники получают дипломы государственного образца о высшем образовании.

Институт рыночной экономики, социальной политики и права выпускает специалистов в области менеджмента, следуя программам магистратуры и бакалавриата. Приём документов данное образовательное учреждение производит круглогодично. Стоимость учебы составляет от 12 000 рублей в семестр, что является достаточно доступным для многих студентов.

Институт рыночной экономики, социальной политики и права

Получение высшего профессионального образования – основная цель выпускников школ, техникумов и колледжей. Однако, к глубокому унынию, далеко не каждый может позволить себе 5-летнюю программу учебы на очном отделении. Совмещать работу с посещением ВУЗа просто невозможно. Для совмещения обучения и построения карьеры существует заочное отделение. Такую возможность даёт Институт рыночной экономики, социальной политики и права. Студент может пройти полный курс обучения, не отклоняясь от государственных стандартов, и при всём при этом, не отвлекаясь от основной работы. Заочная форма, которая существует в нашем образовательном учреждении, помогает получить востребованную и достойную профессию, и необходимый диплом о высшем образовании не только москвичам, но и студентам, находящимся и работающим в других городах.

Набираются абитуриенты круглогодично, как по экономическому направлению, так и по направлению менеджмента. Данная заочная форма является достаточно востребованной среди наших студентов, которые проживают в других городах, но имеют желание получить хорошее качественное образование и диплом престижного ВУЗа города Москвы.

Факультеты Института рыночной экономики

Экономика – выпускает специалистов широкого профиля, как в экономической области, так и в области коммерции.

При сочетании профессиональной и фундаментальной подготовок выпускники этого факультета становятся достаточно востребованными специалистами на трудовом рынке.

По окончанию обучения в дипломе указывается степень «Бакалавр».

Менеджмент – выпускает специалистов среды управления организациями. Основной упор делается на качественную подготовку практики и современной теории менеджмента.

Востребованность специалистов данной сферы очень высока: она обусловлена нуждами всех производственных сфер.

По окончанию обучения в дипломе указывается степень «Бакалавр менеджмента».

Магистратура – Институт рыночной экономики, социальной политики и права сотрудничает в плане образования и науки с большим количеством ВУЗов, на основании чего идёт подготовка магистров по «экономической» специальности. Обучение сроком в 2 года на заочной форме.

Институт рыночной экономики: новые возможности для преодоления расстояний.

Рынок - это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:

Частная собственность;

Добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

Конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему или институциональную среду. «Рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики:

Свободы хозяйственной деятельности;

Всеобщности рыночных отношений;

Плюрализма и равноправия форм собственности;

Саморегулирования хозяйственной деятельности;

Свободного ценообразования;

Самофинансирования и экономической ответственности;

Гармоничного сочетания государства и рынка.

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех иных секторах общего социального пространства.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность). Их рассматривают также какфакторы предложения . Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.

Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

Финансовые рынки охватывают рынок денежных средств, валютный рынок, рынок золота, рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов.

К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи.

Вопросы функционирования рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами . Впереходных экономиках, в том числе и в Беларуси, ключевые рыночные институтыразвиты еще недостаточно . В экономике сохранились монополии, многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики и освоения государством методов антимонопольной политики постепеннозарождается конкурентная среда ; созданы почти всебазовые элементы рыночной системы,негосударственные финансовые учреждения , в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и др.; действуютрыночные финансовые механизмы и рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).

Но для полноценного функционирования экономики необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала исовершенствование созданных институтов (например налоговой системы), а такжеформирование новых структур (рынков капитала, земли, труда), которые пока находятся на начальной стадии своего развития. Все это требует комплексных и последовательных мер поукреплению института частной собственности , проведению эффективнойприватизации , совершенствованиюмеханизмов банкротства несостоятельных предприятий и выведению их из экономического оборота без нанесения существенного ущерба коллективам работников.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является созданиеэффективно действующих рынков труда . Как фактор производства труд - самый значимый из всей их совокупности. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.

Рынок труда - этомногоуровневая система рыночных институтов , организаций и учреждений государственного сектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблемвоспроизводства рабочей силы и использования труда.

Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы , где его труд наиболее производителен.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура , предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

Государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период направлена на удержании безработицы на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы ссохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

Капитал как фактор производства - это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позицийрынок капитала представляет собой рынок финансового капитала (прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.

Потоки капитала, в том числе международные, классифицируются по формам. По функциональному назначению различают движенияссудного капитала (в виде кредита) ипредпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяютчастный и государственный капитал, по целевому назначению -частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции ; по срокам движения -кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок , - это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска. Основнымиценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Как показывает развитие мировой экономики, доминирующее место в системе финансовых рынков занимаютрынки капитала . Собственно рынок капитала функционально подразделяется на рынокценных бумаг и рынокссудного капитала .

Рынок ссудного капитала - это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на ссуды, необходимые для финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала. Онохватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг - часть рынка капитала, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.Ценные бумаги - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выполняет две функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения . Вторая предполагаетмобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.

Рынок ценных бумаг в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.

Таким образом, рынок капитала - это долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

Состояние и тенденции развития рынка капитала в Беларуси. Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. - Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Это сдерживает создание в Беларуси эффективной инвестиционно-инновационной модели развития.

Валютный рынок - это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

Институциональными участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации (субъекты - и экспортеры, и импортеры).

Республика приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Главным валютным рынком является Межбанковская валютная биржа (с 1999 г. - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Членами МВБ являются банки или другие финансовые учреждения, имеющие лицензию на ведение валютных операций. Непосредственное проведение торгов и определение текущего курса поручено специальному сотруднику биржи - курсовому маклеру.

В условиях ограниченных иностранных инвестиций ситуация на валютном рынке страны в основном зависит от тенденций во внешней торговле и механизмов финансирования экспортно-импортных потоков.

Фондовый рынок является частью рынка капитала, где осуществляютсяэмиссия и купля-продажа ценных бумаг .Основное его назначение состоит в обеспеченииаккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представленаинвесторами (стратегическими и институциональными),эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства),инфраструктурой - связующим звеном между инвесторами, эмитентами иорганами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники : операторы (брокеры, дилеры);организаторы работы бирж (торговых площадок);клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

В современной рыночной экономике эффективный фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства;

передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Прозрачность и контролируемость фондового рынка со стороны государства обеспечивает Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь

В настоящее время роль фондового рынка в развитии экономики страны недостаточна. Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иностранных инвестиций в его инструменты. Другая - в невысоком уровне капитализации национального фондового рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг , отвечающие требованиям международных стандартов, а с другой -размеры иностранных портфельных инвестиций икапитализация национального фондового рынка не соответствуют уровню и динамике макроэкономических показателей экономики Беларуси и отстают от других стран с переходной экономикой.

Формирование и становление институтов рынка в переходной экономике Беларуси происходит неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) ирынок услуг в переходный периоднезначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и другим параметрам.

Уровень развития рынков труда, капитала, земли и других значительно ниже из-за слабости их институционально-организационной основы, в том числе биржевого механизма. Пока остаетсяневысокой мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятии и трудностей, связанных с переездом на новое место жительства при смене работы.Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсовиграет и продажа корпоративных ценных бумаг .

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

Институты и рынок теснейшим образом взаимосвязаны. Институты обеспечивают правовые, психологические и морально-этические предпосылки рыночного хозяйства, стимулируют развитие рыночных структур (или, наоборот, тормозят из развитие), осуществляют надзор и регулирование в сфере рынка, в том числе через саморегулирующие негосударственные организации.

Рынки требуют наличия норм и правил, которые гарантируют осуществление контрактов и исполнение имущественных прав, судебную защиту по этим вопросам, четкое определение прав собственности, трансакционных издержек, рыночное решение проблемы внешних эффектов, проведение процедур банкротства, конкуренцию.

Эффективность рынков зависит от силы поддерживающих институтов, помогающих определить ожидания рыночных агентов в отношении регулирующих их операции процедур. Институты влияют на методы участия и переговоры между участниками рынка, через систему стимулов формируют характер реакции и действий агентов.

В институциональном анализе рынка выделяют «конституцию рынка – совокупность норм поведения экономических агентов, делающих возможным совершение сделок на рынке и достижения равновесия на нем». Нормы такой конституции включают:

а) сложный утилитаризм – максимизацию индивидом своей полезности (благосостояния) на основе продуктивной деятельности во взаимодействии с другими индивидами;

б) целерациональное действие , которое конкретизирует поведение индивида так, чтобы используя окружающих, максимизировать свою полезность. Это предполагает также возможность нанесения ущерба другим в результате оппортунизма, т.е. преследование личного интереса с использованием коварства, обмана, служебных преступлений. Однако устранение неполноты информации, использование специальных процедур при заключении контрактов, в том числе при найме на работу, направлены против превращения целерациональго действия в оппортунизм;

в) доверие , т.е. ожидание от других участников сделки выполнения своих обязательств, платежей, своевременных поставок, погашение долгов и т.д.;

г) эмпатия , т.е. принятие решений индивидом путем постановки себя на место контрагента, что позволяет лучше учесть возможные последствия не только с позиций эффективности, но и справедливости, морально-этического аспекта;

д) свобода – и как независимая от других деятельность, и как самостоятельность в этой деятельности (бизнес, созданный своими руками и с нуля);

е) законопослушность , уважение к законам и нормам-институтам. Кстати еще И. Кант говорил, что человек является тогда свободным, когда он подчиняется, но не другим людям, а только законам.

4. Рыночное решение проблемы внешних эффектов: теорема Коуза

Потенциал рыночного механизма очень велик, и он может быть эффективно применен в тех случаях, где традиционно используются нерыночные методы. Это, прежде всего, касается проблем внешних эффектов (экстерналий), которые существуют, если фирмы или люди за пределами рынка, заключенной сделки, навязывают другим, не участвующим в сделке, издержки или выгоды, не включаемые в цены. Рыночные отношения – добровольны , а внешние эффекты (отрицательные) – загрязнения окружающей среды, шумы аэропортов – навязываются, например, населению, без его согласия, без всяких компенсаций. Традиционное решение этой проблемы связано с государственным воздействием (контроль, запреты, штрафы), которое не является эффективным. Рыночное же решение оказывается более действенным. Например, введение налога на загрязнения (налоги А. Пигу). Они гораздо эффективнее, чем запреты сверх какого-то предела. Они стимулируют сокращение загрязнений фирмами.

Правда, недостаток в том, что этот налог может быть включен в цену продукции. Рыночное решение – на основе права собственности на ресурсы, денежной оценки ресурсов и внешних эффектов для третьих лиц, количественной определенности трансакционных издержек (затраты на осуществление сделки – юридическое оформление, страховка, переговоры) еще более эффективно. Известна теорема Р. Коуза о равенстве частных и социальных издержек (частные издержки плюс внешние эффекты) при четких правах собственности и не слишком больших трансакционных издержках и размерах сделки. В результате переговоров внешние эффекты могут быть устранены (компенсированы, куплены).

Формулировка теоремы Р. Коуза (1960 г.), в интерпретации Д. Стиглера: если права собственности всех сторон (участников сделки и третьих лиц) четко определены, трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат и структура производства не зависят от изменений в распределении прав собственности. Рассмотрим три примера: 1) фермер, пастух и стадо; 2) озеро, лем, курорт; 3) супермакет «Вестер» и жильцы.

1. Прогоняя стадо на пастбище, пастух вынужден вести его около фермерского поля. Если стадо увеличится на одну корову, это приведет к убыткам фермера из-за дополнительной потравы посевов на 1 ц зерна или 80 долл (20 долл прямые затраты + 60 долл недополученной прибыли). Если издержки увеличения стада на 1 корову равны для пастуха 50 долл, то социальные издержки составят (частные+ внешний отрицательный эффект) 130 долл (80+50), а социальная выгода 100 долл (цена продажи коровы). Существует «обоюдный интерес» пастуха и фермера сохранить этот статус-кво, причем избегание ущерба для фермера перекладывает ущерб на пастуха.

В нашем случае увеличение поголовья стада – отрицательный внешний эффект, т.к. социальные издержки превышают социальную выгоду: 100-130=-30 долл.

Есть два варианта распределения права на запрещение вредного использования: а) оно принадлежит фермеру; б) оно принадлежит пастуху. По варианту «а» фермер запретит пастуху проход стада, увеличенного на одну корову. Пастух готов предложить за разрешение 50 долл (цена коровы за вычетом издержек на ее выращивание), тогда как фермер потребует минимум 60 долл (недополученная прибыль из-за потравы или из-за отказа выращивания зерна около дороги). В этом случае, согласие на увеличение стада не будет получено и структура производства останется прежней в соответствии с теоремой Коуза.

По варианту «б» право прохода принадлежит пастуху и он согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую его прибыль от выращивания, т.е. 50 долл (100-50). Фермер же готов заплатить сумму до 60 долл (прибыль от продажи 1 ц зерна, находящегося под угрозой потравы скотом). Торг между ними определит сумму сделки между 50 и 60 долл, в результате которой фермер сохранит свое производство, а пастух не увеличит стадо.

Но в этом случае будет перераспределение дохода в пользу пастуха. В этом заключается эффект дохода в теореме Коуза: первоначальное распределение прав собственности влияет не на структуру производства, а на относительное благосостояние сторон.

2. Некто «А» является собственником большого участка спелого леса и заключает сделку на его вырубку с лесопромышленником «В». Но эта сделка выступает как отрицательная экстерналия для хозяина небольшого местного курорта «С», расположенного на берегу озера, окруженного лесным участком, принадлежащим «А». В этой ситуации налицо обоюдный интерес: «С» готов выкупить часть леса вокруг озера, чтобы сохранить свой курорт, а «А» может продать эту часть своего участка «С». В этом случае структура производства не изменится, а доход перераспределится в пользу «А». Негативный внешний эффект превратится во внутренние издержки, будет устранен.

3. На первом этаже жилого дома по центральной улице размещен круглосуточно работающий супермаркет «Вестер», который выкупил у города в собственность это помещение. Система вентиляции, парковка, круглосуточная работа магазина, разгрузка машин с продуктами оказывают негативные внешние эффекты жильцам. Для устранения этих экстерналий, согласно теореме Коуза, неэффективнм окажется обращение к властям или в суд для устранения шума, запаха и т.п. Гораздо перспективнее образовать кондоминимум на базе ТСЖ, зафиксировать его права на придомовую территорию, общие коммуникации и начать переговоры с «Вестером» о компенсации ущерба жильцам, которые бы устранили (в экономическом отношении) внешний эффект. Теорема Коуза «работает» в условиях небольшого числа субъектов прав собственности. Поэтому бессмысленно пытаться договориться с «Вестером» отдельным жильцам – собственникам приватизированных квартир. Необходим «консолидированный жилец» с четко обозначенной правовой базой коллективного собственника. Необходимо учитывать обоюдную заинтересованность «Вестера» в работе именно в этом месте города и в жильцах этого дома, которые по известному закону Парето входят в число 20% постоянных покупателей, обеспечивающих ему 80% доходов. А жильцов – в «Вестере», удобно расположенным, с расширенным ассортиментом и приемлемыми ценами. В качестве компенсации могут быть предложены льготные карты покупателя, периодический ремонт подъездов, крыши, оборудование придомовой парковки и т.д.

Рыночное решение проблемы отрицательных экстерналий связано также с созданием государством рынка прав или разрешений на них (например, на загрязнение). Тогда фирма-загрязнитель может покупать больше таких разрешений или начнет устанавливать очистные сооружения. Рынок прав на загрязнение устанавливает цену загрязнения и тем самым стимулирует фирмы к их уменьшению или ликвидации.

Интересно, что в механизме Киотского протокола по сокращению выбросов углекислого газа странами, предусматривалась возможность продажи части национальной квоты на загрязнение другим странам. Это было актуально для России, т.к. квоты были установлены по показателям 1990 г., когда полностью была загружена наша промышленность, а в 2000-е годы значительная часть квот была не использована из-за существенного падения производства и сокращения мощностей. Правда, не удалось продать нашу невостребованную квоту (стоимость в десятки миллиардов долларов) США, которые отказались подписывать Киотский протокол.

5. Трансакционные издержки: сущность, виды, значение

В институциональной теории и экономике важное место занимают трансакционные издержки , под которыми понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики, экономических агентов (фирм, домохозяйтсв, государственных организаций и т.д.), издержки, связанные с обменом, поиском информации, заключением сделок (трансакция – от латинского «transactio» - совершение, договор, сделка), защитой правомочий. Этот вид экономических затрат ресурсов отличен от производственных (трансформационных) издержек, связанных с изготовлением товаров и применением соответствующей техники и технологии. Трансакционные издержки непосредственно не связаны с производством, но исключительно важны для обеспечения производства, нормального его функционирования.

В теоретическом анализе трансакционные издержки сравниваются с затратами энергии на преодоление трения в механических системах, а их происхождение связывают, во-первых, с затратами на получение, поиск, обновление и отбор информации о ценах, товарах и услугах, потребительском спросе, поведении конкурентов и т.д. во-вторых, трансакционные издержки объясняются эгоизмом и оппортунистическим поведением экономических агентов, которые обладают специфическими активами (особые умения, эксклюзивная информация, ноу-хау) и используют их в корыстных целях путем мошенничества, неисполнения распоряжений, искажения отчетности, передачи инсайдерской (внутрифирменной) информации конкурентам. В-третьих, люди и фирмы ограниченно рациональны в своей деятельности и принятии решений, т.к. в реальных условиях быстрых изменений рыночных характеристики, неполной информации, неопределенности и риска приходится выбирать только кажущееся лучшее решение, а оно объективно может быть вовсе не оптимальным и не обойдется без издержек.

Очень важно, что в достаточно простой доиндустриальной и индустриальной экономике трансакционные издержки были невелики, а классическая и неоклассическая теория их игнорировала. Преобладали производственные издержки. А в современной экономике с глубокой специализацией и разделением труда, многозвенной цепочкой посредников-агентов, обеспечивающих движение товара и услуг от их создания до конечного потребителя в другом конце Земного шара, трансакционные издержки «имеют значение», их измеряют, ими управляют, их пытаются минимизировать. Так, Д.Уоллис и Д. Норт (1986 г.) проследили динамику трансакционных издержек за период 1870-1970 гг. по доле трансакционного сектора (торговля, финансы, затраты на аппарата управления в сфере экономики, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность). В 1870 г. эти затраты в США составляли 26% ВВП, а через 100 лет уже 55% (в том числе треть их приходилась на государственный трансакционный сектор). Сейчас доля трансакционных затрат оценивается в развитых странах примерно в 60% ВВП. Считается, что и российский показатель близок к этой цифре. Хотя в России доля государственных затрат на судебную и правоохранительную деятельность составляет около 3% ВВП, против 13% в США, но зато у нас заметно бόльшая доля издержек коррупционного и оппортунистического поведения, велики издержки оформления бизнеса и защиты его от рейдерства, недобросовестных конкурентов, административных органов, требующих обязательных обременений, спонсорства, финансирования местных футболистов и хоккеистов и т.д.

Следуя О. Уильямсону в классификации трансакционных издержек, выделим издержки, возникающие до сделки (ex ante) и после заключения сделки (ex post):

Хотя понятие «трансакционные издержки» широко используется в современной экономической теории и ее «мэйнстриме» начала ХХI века – неонституционализме, но в бизнес-практике, в микроэкономике фирме, в ее бухгалтерском и управленческом учете оно не используется. Наиболее близки к трансакционным издержкам на уровне предприятия накладные расходы – дополнительные к основным расходы фирмы для обеспечения процессов производства и обращения: управление и обслуживание, аренда помещений, затраты на исследования и разработки (R&D). Причем, если 20-30 лет назад соотношение прямых производственных затрат и трансакционных издержек фирмы были 1:1 или 1:2, то сейчас это соотношение может достигать 1:100 и более в пользу трансакционных затрат, обеспечивающих производство. Поэтому так важна для фирм, ее менеджмента оптимизация и минимизация последних. Мероприятия по экономии на трансакционных издержках связаны с оптимизацией: логистики – перемещение материалов и комплектующих, заказы; снабжения – обеспечение для бесперебойной работы сырьем, материалами, оборудование, рабочей силой, оптимальными запасами на складах; контроля качества ; уменьшения числа трансакций – например, поставки материалов по японской технологии с нулевыми запасами точно в срок – «just in time»; стабильной работы предприятия – избежание авралов, наличие резервов, внутрифирменное планирование и бюджетирование.

Вопросы для контроля и задания

1. Верны ли следующие утверждения («Да» или «Нет»):

А) Трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества.

Б) Чем сильнее в стране взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса.

В) Можно ли истолковать протестанскую Реформацию XVI-XVII вв. в Западной Европе как минимизацию трансакционных издержек верующих в их взаимоотношениях с Богом?

2. Положительные экстерналии равны разнице между социальными и частными выгодами?

3. Почему компании-конкуренты в области IT-технологий или киноиндустрии стараются разместить свои предприятия в ограниченной зоне: Сколково и Зеленоград в Москве; Силиконовая долина, Дорога-128 в США (Бостон) и «Кембриджское болото» в Великобритании; Голливуд и Болливуд – в США и Индии (Бомбей).

4. Кто обладает бόльшим специфическим активом: выпускник экономического университета, только что получивший диплом с отличием по специальности (направлению) «менеджмент» или филолог по образованию, но уже три года работающий менеджером по продажам? Если бы Вы были руководителем, то с кем из них Вы заключили бы контракт?

5. Известны на всю страну конфликтные ситуации по строительству олимпийских объектов на месте проживания собственников сотен домов в Имеретинской долине в Сочи и по прокладке скоростной железнодорожной линии Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. Используя положения институциональной экономики о внешних эффектах предложите свое решение этих проблем и сопоставьте их с реальным решением 2010 года.

6. Объясните с позиции теории трансакционных издержек, почему в Париже, Нью-Йорке или в Бордо очень многие жители обедают и завтракают в кафе и ресторанчиках, а жители Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда предпочитают питать дома или брать бутерброды с сбой и «перекусывать» на работе?

Финансовый рынок. Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам

Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам. Это организованная система торговли финансовыми инструментами. Элементы структуры финансового рынка:

Рынок ссудных капиталов;

Рынок ценных бумаг;

Страховой рынок;

Валютный рынок.

Основным звеном является рынок ссудных капиталов. Ссудный капитал – это денежные средства, отданные в ссуду под определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит. Основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе воспроизводства.

К ним относятся:

Амортизационный фонд предприятий;

Часть оборотного капитала;

Прибыль;

Денежные доходы и сбережения населения;

Денежные накопления государства.

Функции рынка определяются его сущностью и ролью, а также задачами по воспроизводству рыночных отношений. Выделяют пять основных функций:

Обслуживание товарного обращения через кредит;

Аккумуляция или собирание денежных сбережений предприятий, населения, государства и иностранных капиталов;

Трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений;

Обслуживание государства и населения как источник капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

Ускорения концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие общественного воспроизводства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические отношения. Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться в 1992 г. Большое влияние на развитие этого рынка оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной структуры и формированию у людей рыночного менталитета. В 1992 г. состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами, банковский сектор развит был слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.