Индустриальные страны в мировой экономике. Промышленно развитые страны в мировой экономике

научно-техническая революция в индустриальных странах. страны европы и США в конце 40-90-х годов

К началу 50-х годов страны Западной Европы восстановили до­ военный уровень производства, а в 50-60-е годы развитие этих стран и США отличалось высокими темпами роста. В ведущих капиталистических странах уже с 50-х годов стали применяться в промышленности и других областях хозяйства новейшие тех­нологии, что позволило говорить о начале научно-технической революции (НТР) - коренном качественном преобразовании производства и производительных сил, основанном на значи­тельном ускорении темпов научно-технического прогресса.

К началу 70-х годов упали темпы экономического развития, и в 1974-1975 годах, а затем в 1980-1982 годы индустриаль­ ные страны охватил экономический кризис, совпавший с энер­ гетическим (1974-1975 годы). Качественные сдвиги в экономи­ ке в 80-90-х годах в странах Западной Европы и США были связаны с новым этапом НТР, который наступил с середины 70-х годов. Главной сферой применения научных открытий стала автоматизация, компьютеризация и информатика, преобразо­ вавшая не только промышленность, но и все сферы человече­ ского труда.

После второй мировой войны США стали самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталисти­ ческом мире. Вторая половина 40-50-х годах стала для запад­ но-европейских государств и США временем становления госу­ дарства «всеобщего благоденствия». В период президентства представителей демократической партии Г. Трумэна и респуб­ ликанской партии Д. Эйзенхауэра сформировался высокий уро­вень жизни населения. Развивается массовое производство и массовое потребление, формируются система государственной и общественной социальной помощи и система государственного регулирования трудовых отношений, необходимые для обеспе­ чения полной занятости населения. Осуществляется политика стимулирования экономического роста. В 50-е годы на полити­ческую жизнь США стала сильно влиять атмосфера «холодной войны». По инициативе сенатора Дж. Маккарти проводилась тотальная проверка граждан, заподозренных в «антиамерикан­ской деятельности».

В 60-х годах надежды американцев, рассчитывавших на даль­ нейший прогресс в социально-экономической сфере, были свя­ заны с президентом от демократов Дж. Кеннеди. Этот период был отмечен подъемом молодежного движения и упорной борь­ бой чернокожих американцев за расовое равноправие. В эти же годы произошла серия убийств, потрясших страну. В 1963 году был убит президент Кеннеди, в 1968 году - его брат Ф. Кенне­ ди и лидер движения против расовой дискриминации Мартин Лютер Кинг.

С середины 70-х годов экстенсивный путь развития (то есть путь привлечения все новых ресурсов) оказался исчерпанным, что вызвало кризис модели «всеобщего благоденствия». В осно­ву деятельности всех правительств развитых капиталистических государств, в том числе и США, были положены неоконсерва­ тивные идеи. Политика сторонника неоконсерватизма прези­ дента-републиканца Р. Рейгана (1981-1988 годы) получила названия «рейганомика». Для нее характерно: ограничение го­ сударственных расходов, сбалансированный бюджет, отказ от контроля за ценами, снятие ограничений на предприниматель­ скую деятельность, снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль.

Неоконсервативная ориентация в США продолжалась 12 лет. Последний президент XX века в США - представитель демо­ кратической партии Б. Клинтон - во внутренней политике стре-. милея к сочетанию рейганомики с проведением новых социаль­ных программ.

В Западной Европе наряду с теми процессами, о которых было сказано выше, шли специфические изменения. Большую роль в жизни западноевропейских стран сыграл «план Маршал­ла», который предусматривал оказание США помощи странам Запада в восстановлении экономики, при этом решалась задача создания для американской промышленности новых рынков сбыта. Политическое развитие стран Западной Европы в после­военный период характеризуется рядом общих черт: наличие демократических институтов, достаточно развита система со циального обеспечения, существование относительной стабиль­ ности. В 60-х годах эта стабильность была нарушена массовым движением молодежи, среди которой получили распростране­ ние идеи левого радикализма.

Во Франции после глубокого кризиса парламентской (так называемой IV ) республики в 1958 году установиласьУ респуб­лика, конституция которой представляла широкие полномочия президенту. С 1958 до 1969 год этот пост занимал генерал Шарль де Голль, сыгравший значительную роль в движении Сопротив­ления. Во время правления Ш. де Голля осуществлялась модер­низация экономики, был восстановлен международный престиж страны. Генерал встал на путь прекращения колониальных войн, которые Франция вела в период существования IV республики. Французским колониям в Африке была предоставлена незави­ симость. Однако в мае 1968 года стабильность режима Ш. де Голля была нарушена бурными студенческими волнениями и массовой забастовкой рабочих. В 1969 году Ш. де Голль после неудачной попытки проведения серии реформ подал в отстав­ ку. Последующие президенты (Жискар д"Эстен, Миттеран и др.) осуществляли различные социально-экономические программы. Однако в 90-х годах и правые партии, и социалисты высказа­ лись за проведение социально-ориентированного курса, соче­тавшегося с неолиберализмом.

Среди многочисленных проблем Италии следует выделить диспропорцию в развитии регионов Италии (Севера и Юга), а также широко распространившуюся коррупцию. В 1992 году в ходе судебного процесса была выявлена связь многих пред­ ставителей высшего эшелона власти с мафией. Парламентские выборы, состоявшиеся в 1994 году, выявили полный крах преж­ ней партийной системы. Христианско-демократическая пар­ тия, доминировавшая в политической жизни страны, распа­ лась на несколько организаций. Некоторые партии самораспу­ стились. Итальянская коммунистическая партия, еще раньше отказавшаяся от основных положений марксизма-ленинизма, преобразовалась в партию демократических сил и сохранила свои достаточно прочные позиции в стране. Возникли новые политические группировки различной ориентации. Для Ита­ лии характерна частая смена правительств, что свидетельст­ вует о нестабильности политической жизни страны.

Великобритания в послевоенный период с трудом приспо­сабливалась к процессу распада громадной колониальной им­ перии, который проходил с конца 40-х до начала 70-х годов XX века. Это сказывалось на экономическом развитии и на ее позициях на международной арене. В политической жизни стра­ ны ведущую роль играли консервативная и лейбористская пар­ тии. Лейбористы являлись сторонниками социальных реформ и национализации ряда отраслей промышленности, а консер ваторы были противниками усиления роли государства в эко­ номической жизни страны, В 50-х годах в Великобритании, как и в других странах Запада, начался экономический подъ­ем. Но темпы этого экономического роста были низкие. По уровню экономического развития Великобритания уступала не только США, но и ФРГ, Италии, Японии. Решительных сдви­ гов удалось добиться лишь после прихода к власти в 1979 году консервативной партии, возглавляемой М. Тэтчер. М. Тэтчер занимала пост премьер-министра десять лет. М. Тэтчер прово­ дила политику неоконсерватизма, которая включала резкое сокращение вмешательства государства в экономические процессы, приватизацию государственного сектора, снижение налогов и целый ряд других мер. В итоге Великобритания сде­ лала резкий скачок в своем развитии. Консерваторы находи­ лись у власти восемнадцать лет. Однако в 1997 году на парла­ментских выборах победу одержали лейбористы и правитель­ ство возглавил Э. Блэр.

Перед ФРГ, разделившейся после раскола Германии на два государства, встала сложная задача преодолеть нацистское про­ шлое. С конца 40-х до конца 50-х годов складывается новая партийная система, в которую вошли христианский демокра­тический союз, свободная демократическая партия, и социал- демократическая партия Германии. Первым канцлером ФРГ был Конрад Адэнауэр. Страна стала развиваться по демократиче­скому пути с ориентацией на рыночную экономику. ФРГ пре­вратилась в мощную промышленную державу. С 1982 г. канц­лером ФРГ стал лидер христианско-демократического союза Гельмут Коль. Правительству удалось ликвидировать кризис­ ные явления 70-х годов благодаря взятому им курсу на ограни­чение вмешательства государства в экономику, снижение нало­ гов и сокращение расходов на социальную сферу. Однако глав­ ным итогом деятельности Г. Коля стало объединение Германии в 1990 году. Перед страной возникли трудности, связанные с тем, что Восточная Германия оказалась слабо развитой. Эти трудности продолжает преодолевать новое правительство Гер­ мании во главе с Г. Шредером.

В 90-е годы в странах Западной Европы начался спад нео­консервативной волны в связи с решением задачи модерниза­ ции экономики и изменением ситуации на международной аре­ не после завершения «холодной войны».

Значительную роль в жизни западноевропейских государств и США играет интеграция - процесс взаимного приспособле­ния, расширения экономического и производственного сотруд­ ничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств, которое может привести к формированию единого хозяйственного комплекса. Один из важнейших этапов интег­ рации - это образование в 1957 году Францией, Италией, ФРГ,


Бельгией, Люксембургом и Голландией Европейского экономи­ ческого сообщества (ЕЭС - «Общего рынка»). Впоследствии к нему присоединились все страны Европы. Интеграция развива­ ется и в сфере политики. Это осуществляется, прежде всего, через Европейский парламент и Совет Европы.

В странах Восточной Европы после установления в 1948- 1949 годах однопартийных коммунистических режимов шло формирование тоталитарной модели социально-политического ус­тройства. Массовое недовольство тоталитарным социализмом в ряде стран привело к политическим кризисам: кризису 1953 года в ГДР, народному восстанию 1956 года в Венгрии, рабочим вол­ нениям в Польше, «Пражской весне» 1968 года в Чехословакии, выступлениям рабочих в 70-х и начале 80-х годов в Польше. Провал попыток реформировать социализм, новый курс СССР, а затем его распад предопределили судьбу коммунистических ре­жимов в Восточной Европе. В этих странах произошли демокра­ тические революции. В Румынии революция приобрела харак­ тер народного восстания. В ГДР и Чехословакии имела место бескровная смена коммунистического режима на либеральный, демократический. Затем последовал распад Чехословакии на два государства: Словакию и Чехию. В Польше и Венгрии в резуль­ тате демократизации политической жизни пришли к власти оп­ позиционные партии. В Югославии крах тоталитарного режима усугубил кризис межнациональных отношений, что привело к гражданской войне и распаду страны на суверенные государства. Важнейшим историческим событием 90-х годов стало объедине­ние в единое государство двух Германий. В странах Восточной Европы в 90-е годы началось осуществление демократических преобразований, активизировались процессы интеграции стран в общеевропейские организации. Возрождение сильной объеди­ненной Германии и распад в 1991 году СССР значительно изме­ нили геополитическую ситуацию в центре Европы.


В экономической литературе 50-е гг. обычно называют «серебряными», а 60-е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого «наверстывания».
«Наверстывание» – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии «навёрстывания».
1. Стимулирование спроса:
¦ увеличение уровня потребления населения;
¦ нехватка квалифицированной рабочей силы;
¦ принятие социальных программ.
2. Стимулирование предложения:
¦ резерв рабочей силы в традиционных отраслях;
¦ структурная перестройка;
¦ рост вложенных инвестиций;
¦ увеличение производительности труда.
Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции.
НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.
Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте «индустрии знаний».
Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.


Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой «одышки» или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.
Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.
В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953–1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.
Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились:
¦ быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;
¦ рост структурной безработицы;
¦ разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;
¦ снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.
Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе «новых рубежей», предложенной правительством Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т. д. Гибкая в целом политика «новых рубежей» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.
С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т. д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40 % федерального бюджета.
Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.


Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом 1973 г., вызвавшим мировой экономический кризис 1973–1975 гг. Как свидетельствуют цифры, в США этот кризис проявился острее, чем в другим странах, но по своим показателям он уступал «Великой депрессии».
Особенности мирового экономического кризиса 1973–1975 гг. В США:
¦ свёртывание производства на фоне роста цен и неконтролируемой инфляции;
¦ рост безработицы;
¦ переплетение циклического кризиса с сырьевым, структурным и финансовым.
Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию огромного дефицита торгового баланса, что в свою очередь способствовало дальнейшему ослаблению позиции доллара на мировых рынках. В довершение к экономическим проблемам в стране возник политический кризис, связанный с Уотергейтским скандалом. Пришедшая к власти администрация Дж. Картера считала своей главной задачей достижение сбалансированности федерального бюджета к 1981 г. Для этого были предложены антиинфляционная и энергетическая программы. Однако решить поставленные проблемы не удалось.
Реализация «плана Маршалла» позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.
Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях:
¦ основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая);
¦ уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);
¦ широкое использование программирования экономики.
Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления де Голля.
Основные черты «дирижизма»:
¦ прямые административные методы вмешательства в экономику;
¦ активная предпринимательская деятельность государства;
¦ сильный государственный сектор;
¦ прямое финансирование капиталовложений;
¦ индикативное планирование.
Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого плана страны (1947–1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954–1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен третьим планом (1958–1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971–1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976–1980 гг.) провозглашалась политика «промышленной переориентации», предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.
В результате наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 г. она снизилась до 15 %. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.
Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1 % – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:
¦ усилением инфляции;
¦ увеличением утечки капиталов за границу;
¦ дефицитом внешнеторгового баланса страны.
Это привело к тому, что Франция за 1973–1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.
Особое значение в развитии французской экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).
50-е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран:
¦ влияние НТР;
¦ гонка вооружений в условиях «холодной войны»;
¦ изменение мирохозяйственных связей.
В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в «Общий рынок», но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.
В 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.
Трудности в стимулировании экономического роста в 60-70-е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. И хотя после прихода к власти в 1974 г. лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер, ухудшение экономического положения под влиянием мирового энергетического кризиса привело к сворачиванию этого курса.
В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась со второго места на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал одного процента. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговли. После того как ЕАСТ оказалась бессильной в конкуренции с ЕЭС, правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в «Общий рынок», но согласие «шестерки» было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки:
¦ переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;
¦ существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20 % на каждом;
¦ признание более высоких цен на сельхозпродукцию;
¦ отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;
¦ постепенное увеличение взносов в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.
В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с «экономическим чудом», когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 19).
Таблица 19


Изменение условий экономического развития ФРГ, особенно внешних, обусловленное резким изменением соотношения курса марки к валютам других развитых стран в конце 70-х гг., обнажило различные структурные перекосы в западногерманской экономике, накопленные за прошедший период. Экономическая структура, характеризовавшаяся чрезмерно высокой долей промышленности и низкой долей сферы услуг, относительно слабым развитием инфраструктуры, пришла в несоответствие с новыми внутренними и внешними условиями экономического развития. В стране назрели условия для структурного скачка. Его важнейшим элементом становится перенос за рубеж части промышленного производства. За границу начинают перемещаться в основном нерентабельные, а также экологически вредные предприятия. В стране остаются отрасли с технологически сложным производством, на продукцию которых имеется высокий спрос.
Важное значение для укрепления роли и места ФРГ в Западной Европе имело завершение создания свободной торговли промышленными товарами и образование в 1979 г. Европейской валютной системы.
Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс «внешнеэкономической ориентации». В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США. Для более эффективного использования американской помощи был организован «Специальный счет для промышленных инвестиций». В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.
С середины 50-х гг. Япония вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время «экономического чуда» (табл. 20).
Таблица 20

Показатели экономического развития развитых стран
в 1951–1970 гг. (в%)


Причины японского «экономического чуда»:
¦ расширение внутреннего рынка;
¦ высококачественная рабочая сила;
¦ особая система наёмного труда;
¦ высокоэффективное использование иностранной экономической помощи;
¦ массовое обновление основного капитала;
¦ беспрецедентная закупка ноу-хау, патентов и лицензий.
В последнее время в экономической литературе принято выделять группу факторов, сыгравших особую роль в экономическом развитии Японии. Среди них:
1) гомогенность японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;
2) отсутствие сырьевых ресурсов, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало– и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;
3) действие антивоенной Конституции Японии, ограничившей средства на оборону в 1 % от ВНП;
4) выгодное географическое положение.
Для стадии индустриализации начала 60-сер. 70-х гг. было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств. Промышленные гиганты концентрировались в городах-портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили:
1) распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами;
2) ограничение притока иностранных капиталовложений;
3) поощрение импорта технологий.
Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его «либерализация» длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.
Значительные изменения происходят в эти годы и в других сферах. В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, главной целью которого стал перевод сельского хозяйства на рельсы крупного товарного производства. С 1965 г. начала осуществляться стратегия преодоления бедности, в результате которой доходы нивелировались, социальный разрыв сглаживался и становился минимальным даже для развитых стран.
Между тем «нефтяной шок» первой половины 70-х гг. показал слабые места национальной экономики и предопределил кризис 1974–1975 гг., который проявился в спаде производства, гиперинфляции и затоваривании. Это заставило Японию начать коренную перестройку всей экономики.


В условиях кризиса и структурной перестройки на передний план начала выдвигаться неоконсервативная модель развития экономики. Концепция «гражданского благополучия» трансформировалась в «японскую модель общества благополучия». Отличительная черта этой модели – минимальные общественные ассигнования, связанные с решением социальных проблем. Основной акцент делался на «свободу индивидов» и гарантию социального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Принцип «справедливого распределения» уступил место принципу «равных возможностей».
Особенности экономического развития западных стран позволяют выделить три основные модели смешанной экономики.
Национальные модели смешанной экономики:
1) неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония;
2) неолиберальная модель: США, ФРГ;
3) модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.
Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.

На рубеже XIX и XX вв. в промышленности мира наступила эра новых индустриальных производств. Изменения затронули практически все старые производства и вызвали к жизни новые, которых ранее совсем не было. Именно тогда сформировалась т. н. авангардная тройка, определяющая научно-технический прогресс, - электроэнергетика, машиностроение и химия.

Глубочайшие изменения произошли в энергетике и были связаны в первую очередь с началом широкого использования . Еще в 1870 г. в мире практически не было промышленного производства электроэнергии. К началу XX в. мощности электростанций в мире составили уже 3 млн. кВт! Это составляет лишь около половины мощности одной современной Саяно-Шушенской ГЭС. В конце XIX в. были построены первые ГЭС в Германии (на реке Неккар) и в Северной Америке (на Ниагаре). В это же время были введены в практику многочисленные изобретения, связанные с электроэнергией, - динамо-машина, генератор, электромотор, трансформатор, лампа накаливания. С тех пор в передовых странах мира получило развитие одно из важнейших направлений в машиностроении - электротехника.

Настоящий переворот в технике, а позднее и в производстве, вызвало изобретение внутреннего сгорания и дизельного двигателя. За этим последовало изобретение усовершенствованного мотора и автомобиля. Тем самым был резко увеличен спрос на новое, жидкое, топливо, что в свою очередь стимулировало добычу . Добыча нефти в мире составляла в 1870 году – 0,8 млн. тонн, в 1900 году – 20 и в 1913 году – 54 млн. тонн. Эта ветвь дала толчок к формированию автомобильной и авиационной промышленности, нефтяного комплекса и пр.

Неравномерность экономического развития стран в начале 20 веке

Из истории автомобилизма

В 1886 году немецкий инженер Карл Бенц (вспомните название фирмы «Мерседес Бенц») получил патент на изобретенный им автомобиль и в том же году продемонстрировал публике в городе Мангейме свою «моторизированную карету». Новое транспортное средство пробивалось с большим трудом. Только спустя два года изобретатель получил «временное разрешение» на езду в автомобиле. Это были первые в истории водительские права. На заре автомобильной эры машины направлялись горючим в аптеках, где разлитый в бутылки бензин продавался как чистящее средство. Позже в американском городе Сиэтле открылась первая «бензоколонка» - бак со шлангом. Настоящая заправочная станция с насосом впервые заработала в Берлине в 1922 г.

Развитие различных областей промышленности

Бурно развивалось и химическое производство. До середины XIX века химия была, по существу, подсобным производством, а на рубеже двух веков стала крупной и важной ветвью промышленности. Особенно быстро росло производство минеральных удобрений (для быстро растущего аграрного сектора в развитых странах) и синтетических красителей для сохранявшей свою роль текстильной промышленности. Производство красителей получило наибольшее развитие в Германии, которая в отличие от других крупных стран Европы не имела собственного натурального сырья (колоний у Германии было мало). Также все большее значение приобретало фармацевтическое производство.

К химическим производствам можно условно отнести и выпуск целлюлозы для быстро развивающейся бумажной промышленности, которая пыталась утолить растущий «бумажный голод». Развитие издательского дела, особенно газетный бизнес, требовало все больше бумаги. Развитие потребительского сектора в развитых странах стимулировало расширение производства различного рода практичной и удобной упаковки, для чего нужен был картон и различная упаковочная бумага.

Развитие промышленности было бы невозможно без создания мощностей по выпуску средств производства, т. е. металлообрабатывающих станков. Станкостроение становится одним из важнейших секторов в машиностроении (да и вообще в промышленности). Оно могло получить развитие лишь в самых передовых странах Европы и в США.

Подлинная революция произошла в сфере транспорта и связи. Рубеж двух веков отмечен бумом железнодорожного строительства. В 1869 г. была построена трансамериканская железная дорога от Нью-Йорка до Сан-Франциско, а в 1903 г. Великая Сибирская магистраль до Владивостока. Долгое время главным видом локомотива оставался паровоз, но все большее применение находили электровозы и тепловозы.

Решающее значение приобрел морской транспорт, подвергшийся глубокой модернизации. В 1870 г. 80% тоннажа мирового морского торгового флота приходилось на парусные суда. К 1913 г. их доля уменьшилась в 10 раз. Изменилась и география морских перевозок вследствие сооружения Суэцкого (1869) и Панамского (1914) каналов.

Сооружение Панамского канала привело даже к изменению на политической карте Америки. Построенный в основном при участии США, он уже был почти готов, когда правительство Колумбии, проявив несговорчивость стало выторговывать для себя более выгодные условия.

Американцам это не понравилось, и они, не мудрствуя лукаво, организовали в колумбийской провинции Панама переворот. Мятежные власти тотчас же были признаны американской стороной. В политический лексикон вошел термин «панама», означавший аферу, какое-либо авантюристическое дело.

Совершенно другими стали средства связи. Изобретение и практическое применение телефона, телеграфа и буквально сблизили самые удаленные уголки земного шара.

Развитие военной промышленности

Развитие научно-технического прогресса в начале XX в. протекало в значительной степени под флагом милитаризации. Подготовка к войне и военные действия ускоряли развитие двух групп промышленных производств, нацеленных на военную сферу. Машиностроение стало производить в массовых количествах технику, которой ранее вообще не было. На суше появились «бронированные чудовища» - танки, впервые примененные англичанами в 1916 г. В все больше становилось военных самолетов. В начале первой мировой войны их было всего лишь около двух тысяч, а в конце - более 60 тыс. Так возникла авиационная промышленность. На море параллельно с усовершенствованием надводных кораблей шли работы по созданию подводных лодок, лидерами в производстве которых были Германия и Россия.

На военные нужды работала и химия, поставлявшая в огромных количествах взрывчатые и отравляющие вещества.

В период между двумя мировыми войнами шло наращивание промышленного производства, расширялась номенклатура выпускаемой продукции, изменялась структура производства.

Быстро менялась и география горнодобывающей промышленности мира. По сравнению с началом века резко уменьшилась роль Европы. Усилилось значение других регионов мира, особенно по некоторым видам минерального сырья. Так, например, Южная Америка стала крупным производителем меди, бокситов и нефти, а Африка - марганца и меди.

С учетом Советского Союза роль Европы существенно возрастает. Так, СССР обеспечивал в 1937 г. около 1/10 мировой добычи и нефти, которая была в основном сосредоточена в его европейской части.

К середине XX в. сформировалась практически современная макроструктура промышленности, в которой на 9/10 преобладали обрабатывающие производства, а машиностроение стало ведущей отраслью. Так же как и в начале века, подавляющий часть индустрии была сосредоточена в Европе и Северной Америке (США и Канада), с той лишь разницей, что Европа утеряла свои лидирующие позиции.

Межвоенный период характеризовался неравномерностью индустриального (и вообще экономического) развития отдельных стран мира. В результате первой мировой войны произошло дальнейшее усиление позиций США и значительное уменьшение (к 1920 г.) промышленного потенциала Германии и Советской России (отрицательную роль сыграла гражданская война и интервенция). Таблица показывает изменения в соотношении индустриальных сил крупнейших государств.

Итак, период развития т. н. старых промышленных производств закончился. Для него было характерно в основном экстенсивное развитие индустрии, сопровождающееся в первую очередь ее количественным ростом, что получило в дальнейшем наименование «примитивного индустриализма». Резко увеличилась занятость населения (см. статью « «) в промышленности. Все больше и больше потреблялось различного сырья и материалов, что вызвало обострение экологической ситуации во многих индустриальных районах мира. Промышленность стала постепенно проникать на мировую периферию, за пределы Европы и Северной Америки.

А вот как выглядит список стран — лидеров индустриального развития 20 века:


- 140.50 Кб

Введение……………………………………………… ……………………………………..3

  1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
  2. Основные направления экономической политики…………………………………..10
  3. Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12

    Заключение…………………………………………………… …………………………….26

    Схема………………………………………………………………… ……………………..27

    Список литературы………………………………… ………………………………………28

Введение:

Тесная взаимосвязь экономического развития и социального прогресса вызывает необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений развития стран мировой периферии, изменения их положения в глобальной экономической системе. Несмотря на своеобразие путей развития, отмечаются общие направления социально-экономических преобразований развивающихся стран.

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития. Исходя из направленности основных долговременных целей в экономической стратегии развивающихся стран можно выделить два периода - период укрепления экономического суверенитета и ярко выраженных усилий по индустриализации хозяйств в 60 – 70-е годы и период открытой экономики, приспособления к потребностям ведущих западных стран в последующие два десятилетия.

1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы.

Укрепление хозяйственной независимости. После достижения независимости экономическая стратегия большинства бывших колоний была направлена на укрепление их самостоятельного положения в мире.

Развивающиеся страны стремились утвердить свой национальный суверенитет и внести существенные коррективы в развитие производительных сил, чтобы изменить свое зависимое положение в мировом хозяйстве. С этой целью проводились глубокие социально-экономические реформы, направленные на устранение препятствий в развитии производительных сил, экономическое пространство освобождалось от феодальных пережитков, усиливалось использование природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала и подчиняющее его интересам национального развития. Принимались меры по аннулированию неравноправных договоров, ограничивавших национальный суверенитет.

В социальной области многие освободившиеся страны ставили цели более равномерного и справедливого распределения доходов, что предполагало на практике отказ от западных моделей «общества потребления», способность предотвратить концентрацию экономической власти в руках узкого слоя богатых.

Индустриализация - императив развития. Стратегическим средством ликвидации экономической отсталости стран мировой периферии выступает индустриализация. В узком смысле слова она является особой стадией формирования промышленной системы производительных сил. Ее содержание составляет перевод всего хозяйства на машинную технику, развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего отраслей, производящих средства производства, которые обеспечивают материально-технические условия расширенного воспроизводства на национальной основе.

Индустриализация способствует углублению общественного разделения труда, создавая материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства. Тем самым она обеспечивает постепенное складывание общего цикла воспроизводства и формирование единого внутреннего рынка. Конкурентный механизм выравнивает индивидуальные стоимости товаров с рыночными. Экономическим ориентиром для производителей постепенно становятся общественные народнохозяйственные стоимости, а не индивидуальные и локальные.

Индустриализация в развивающихся странах ведет к быстрому повышению уровня экономического развития. Машинное производство отличается наиболее высокой производительностью труда. При низкой стоимости рабочей силы повышение производительности труда воплощается в большей норме и массе прибыли. В свою очередь это вызывает быстрое увеличение национального дохода. Даже при неизменных пропорциях его распределения на фонды потребления и накопления индустриализация позволяет поднять уровень и потребления и накопления. В конечном итоге оба эти фактора усиливают весь процесс общественного развития и создают потенциальную возможность для трансформации традиционной структуры экономики.

Докапиталистические производственные отношения ограничивают рост платежеспособного спроса населения, консервируют материально-вещественную структуру спроса. Развитие промышленности способствует расширению производственного и потребительского спроса.

Индустриализация, развитие обрабатывающей промышленности явились императивом для развивающихся стран. С начала 50-х годов на мировых рынках началось постепенное изменение паритета цен в пользу готовых изделий. Данное обстоятельство привело к тому, что с каждым годом для закупки тех же изделий требовался экспорт все большего количества сырьевых товаров. Повышение цен на готовые изделия на внутренних рынках способствовало постепенному перераспределению капиталовложений в пользу промышленности. Сокращение и стагнация экспортной выручки уменьшали возможности импорта и вели к возникновению хронического дефицита на внутреннем рынке. В таких условиях строительство предприятий по выпуску дефицитных изделий представлялось наиболее доступным выходом из создавшегося положения.

Индустриализация на начальном этапе своего развития не вызывает резких социальных сдвигов. Развитие обрабатывающей промышленности непосредственно не затрагивало интересы землевладельцев, давая им возможность приспособиться к меняющейся обстановке. Она способствовала их переходу к рыночным методам деятельности в самом сельском хозяйстве. Кроме того, индустриализация предоставляла большие возможности прибыльного использования своих доходов в других отраслях экономики.

Необходимыми условиями индустриализации являются макроэкономические стимулы для перелива капитала в промышленность, средства для финансирования развития промышленности, продовольствие для обеспечения дополнительной рабочей силы, наличие рынков сбыта промышленной продукции.

Осуществление индустриализации требовало развертывание массовой системы образования и здравоохранения, развитие транспорта и связи. Эти цели также были выдвинуты в качестве приоритетных направлений развития.

Индустриализация во второй половине XX в. имела свои особенности. В развивающихся странах она происходила и происходит в условиях развития в мировом хозяйстве НТР. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложнило положение развивающихся стран. Вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, требуя огромных усилий от стран мировой периферии. Возможности несбалансированного роста в развивающихся странах значительно ниже, чем в западных на этапе промышленной революции. Они не имеют таких источников накопления, как западные страны во время колониальных захватов.

В ходе осуществления индустриализации в начале 60-х годов получили распространение концепции эндогенного развития, «нового внутреннего порядка». Их характерная черта - сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов применительно к специфическим условиям отдельных стран.

Идеи максимального использования имевшихся возможностей развития с начала 70-х годов оформились в виде концепции «опоры на собственные силы». Концепция предусматривала проведение твердой политики в организации собственного социально-экономического развития. Это требовало изменения хозяйственных приоритетов - вместо обслуживания интересов бывших метрополий или мирового рынка преимущественное удовлетворение основных нужд местного населения. В связи с огромными масштабами нищеты и голода, доставшимися в наследство от колониального прошлого, были выдвинуты положения об удовлетворении основных нужд.

Целью индустриализации, проводимой в соответствии со стратегией «опоры на собственные силы», становилось создание отраслей, способных обеспечить основные внутренние потребности. Ряд сторонников данной концепции предлагали решать проблемы внутреннего рынка, повышения производительности на путях разрыва с «богатым Севером», хозяйственного обособления развивающихся стран, но в целом считали необходимым развивать внешнеэкономические связи в соответствии с потребностями национальных экономик.

Замещение импорта - форма индустриализации. Среди разнообразия моделей можно выделить два типа развития, реализованные в развивающихся странах. Одна из этих моделей ориентировалась на потребности внутренних рынков с целью создания самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное ограничение или даже вытеснение иностранного капитала.

Слабость национальной буржуазии, необходимость коренных преобразований социально-экономической структуры, форсированная индустриализация требовали ограничения стихии рыночного механизма, значительного расширения государственного регулирования и развития государственного предпринимательства. Активизация деятельности государства вела, в частности, к торможению стихийно-рыночных тенденций, к развитию государственного капитала. Эти тенденции в ряде стран концептуально выразились в виде идей о некапиталистическом развитии.

На функционально-экономическом уровне стратегия самодостаточности выразилась в политике импортозамещения, когда национальная экономика является основой для регулирования и принятия решений. Исходили из того, что внешняя торговля играет небольшую и, возможно, подчиненную роль в экономическом развитии. Темпы роста внешней торговли длительное время понижались - с 3,5% в год за 1850- 1913 гг. до 0,5% за 1913-1948 гг. Наряду со снижением международных цен на сырьевые товары это давало основание не относиться к внешней торговле как к источнику экономического роста. Кроме того, создание обрабатывающей промышленности в отсталых хозяйствах требовало импорта машин и оборудования. Для недопущения резких дисбалансов нужно было ограничить и заместить импорт товаров потребительского назначения, которые преобладали на рынках большинства стран ко времени достижения независимости. Замещение импорта в свое время в той или иной форме, за исключением Британии, переживали ныне индустриально развитые страны Запада.

Импортозамещение было почти повсеместно принято в качестве основного направления индустриального развития с начала 50-х годов. В тот период становление обрабатывающей промышленности могло происходить на основе переработки сырья. Но тенденция к понижению цен на сырье делала подобное развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высокой технологии было не по силам большинству стран. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождался защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка. Импортозамещение представляло собой начальный этап индустриализации. В первое время, когда обычно замещался импорт потребительских товаров, оно способствовало значительной диверсификации хозяйственной структуры развивающихся стран, самообеспеченности по многим видам товаров, формированию местных рабочих и технических кадров. Для ряда стран Азии этот этап закончился к концу 60-х годов, Африки - к середине 70-х. В ряде стран замещение импорта сопровождалось соответствующими аграрными преобразованиями, которые устраняли препятствия на пути перехода сельского хозяйства к современным формам социально-экономической организации, обеспечили приток в промышленность дешевой рабочей силы.

Ориентация на экспорт и изменение предпринимательской роли государства. Замена импорта потребительских товаров их внутренним производством, создание отраслей тяжелой промышленности в определенных пределах содействовали строительству независимой самостоятельной экономики.

Вместе с тем процесс импортозамещения имеет свои пределы. Опыт ряда стран показал, что замещение импорта на этапе создания собственного производства машин и оборудования, когда требовались крупные капиталовложения, создавало проблемы для экономики. Обеспечивая экономию иностранной валюты, увеличивая возможности накопления, оно в то же время ориентировано в основном на внутренний рынок, объем которого часто ограничен весьма узкими рамками платежеспособного спроса. Низкая покупательная способность населения ограничивает возможности современного производства и тормозит дальнейший прогресс производительных сил. Импортозамещение порождает дополнительный спрос на продукцию производственного назначения, полуфабрикаты, вспомогательные материалы. При ограниченности капиталов это ведет к увеличению импорта.

Часть обрабатывающей промышленности могла функционировать лишь благодаря ограничениям конкурирующего импорта, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям. Хозяйственная отдача обрабатывающих предприятий нередко оказывалась низкой, производимая продукция уступала по качеству аналогичным импортным изделиям.

Описание

Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития.

Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
Основные направления экономической политики…………………………………..10
Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………………….26

Схема………………………………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………………………28

Содержание
Введение……………………………………………… ……………………………………..3

    Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы…….4
    Основные направления экономической политики…………………………………..10
    Подробный анализ стран в 50-70 годы……………………………………………….12
    Заключение…………………………………………………… …………………………….26
    Схема………………………………………………………………… ……………………..27
    Список литературы………………………………… ………………………………………28
Введение:
Тесная взаимосвязь экономического развития и социального прогресса вызывает необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений развития стран мировой периферии, изменения их положения в глобальной экономической системе. Несмотря на своеобразие путей развития, отмечаются общие направления социально-экономических преобразований развивающихся стран.
Разным этапам развития подсистемы в целом и ее составным частям соответствовали свои долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития. Исходя из направленности основных долговременных целей в экономической стратегии развивающихся стран можно выделить два периода - период укрепления экономического суверенитета и ярко выраженных усилий по индустриализации хозяйств в 60 – 70-е годы и период открытой экономики, приспособления к потребностям ведущих западных стран в последующие два десятилетия.

1. Экономическая стратегия и политика развивающихся стран в 50 – 70-е годы.
Укрепление хозяйственной независимости. После достижения независимости экономическая стратегия большинства бывших колоний была направлена на укрепление их самостоятельного положения в мире.
Развивающиеся страны стремились утвердить свой национальный суверенитет и внести существенные коррективы в развитие производительных сил, чтобы изменить свое зависимое положение в мировом хозяйстве. С этой целью проводились глубокие социально-экономические реформы, направленные на устранение препятствий в развитии производительных сил, экономическое пространство освобождалось от феодальных пережитков, усиливалось использование природных ресурсов в интересах национального развития, вырабатывалось законодательство, регламентирующее деятельность иностранного капитала и подчиняющее его интересам национального развития. Принимались меры по аннулированию неравноправных договоров, ограничивавших национальный суверенитет.
В социальной области многие освободившиеся страны ставили цели более равномерного и справедливого распределения доходов, что предполагало на практике отказ от западных моделей «общества потребления», способность предотвратить концентрацию экономической власти в руках узкого слоя богатых.
Индустриализация - императив развития. Стратегическим средством ликвидации экономической отсталости стран мировой периферии выступает индустриализация. В узком смысле слова она является особой стадией формирования промышленной системы производительных сил. Ее содержание составляет перевод всего хозяйства на машинную технику, развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего отраслей, производящих средства производства, которые обеспечивают материально-технические условия расширенного воспроизводства на национальной основе.
Индустриализация способствует углублению общественного разделения труда, создавая материальные предпосылки для специализации и кооперирования различных видов производства. Тем самым она обеспечивает постепенное складывание общего цикла воспроизводства и формирование единого внутреннего рынка. Конкурентный механизм выравнивает индивидуальные стоимости товаров с рыночными. Экономическим ориентиром для производителей постепенно становятся общественные народнохозяйственные стоимости, а не индивидуальные и локальные.
Индустриализация в развивающихся странах ведет к быстрому повышению уровня экономического развития. Машинное производство отличается наиболее высокой производительностью труда. При низкой стоимости рабочей силы повышение производительности труда воплощается в большей норме и массе прибыли. В свою очередь это вызывает быстрое увеличение национального дохода. Даже при неизменных пропорциях его распределения на фонды потребления и накопления индустриализация позволяет поднять уровень и потребления и накопления. В конечном итоге оба эти фактора усиливают весь процесс общественного развития и создают потенциальную возможность для трансформации традиционной структуры экономики.
Докапиталистические производственные отношения ограничивают рост платежеспособного спроса населения, консервируют материально-вещественную структуру спроса. Развитие промышленности способствует расширению производственного и потребительского спроса.
Индустриализация, развитие обрабатывающей промышленности явились императивом для развивающихся стран. С начала 50-х годов на мировых рынках началось постепенное изменение паритета цен в пользу готовых изделий. Данное обстоятельство привело к тому, что с каждым годом для закупки тех же изделий требовался экспорт все большего количества сырьевых товаров. Повышение цен на готовые изделия на внутренних рынках способствовало постепенному перераспределению капиталовложений в пользу промышленности. Сокращение и стагнация экспортной выручки уменьшали возможности импорта и вели к возникновению хронического дефицита на внутреннем рынке. В таких условиях строительство предприятий по выпуску дефицитных изделий представлялось наиболее доступным выходом из создавшегося положения.
Индустриализация на начальном этапе своего развития не вызывает резких социальных сдвигов. Развитие обрабатывающей промышленности непосредственно не затрагивало интересы землевладельцев, давая им возможность приспособиться к меняющейся обстановке. Она способствовала их переходу к рыночным методам деятельности в самом сельском хозяйстве. Кроме того, индустриализация предоставляла большие возможности прибыльного использования своих доходов в других отраслях экономики.
Необходимыми условиями индустриализации являются макроэкономические стимулы для перелива капитала в промышленность, средства для финансирования развития промышленности, продовольствие для обеспечения дополнительной рабочей силы, наличие рынков сбыта промышленной продукции.
Осуществление индустриализации требовало развертывание массовой системы образования и здравоохранения, развитие транспорта и связи. Эти цели также были выдвинуты в качестве приоритетных направлений развития.
Индустриализация во второй половине XX в. имела свои особенности. В развивающихся странах она происходила и происходит в условиях развития в мировом хозяйстве НТР. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложнило положение развивающихся стран. Вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, требуя огромных усилий от стран мировой периферии. Возможности несбалансированного роста в развивающихся странах значительно ниже, чем в западных на этапе промышленной революции. Они не имеют таких источников накопления, как западные страны во время колониальных захватов.
В ходе осуществления индустриализации в начале 60-х годов получили распространение концепции эндогенного развития, «нового внутреннего порядка». Их характерная черта - сосредоточение внимания на максимальном использовании внутренних ресурсов применительно к специфическим условиям отдельных стран.
Идеи максимального использования имевшихся возможностей развития с начала 70-х годов оформились в виде концепции «опоры на собственные силы». Концепция предусматривала проведение твердой политики в организации собственного социально-экономического развития. Это требовало изменения хозяйственных приоритетов - вместо обслуживания интересов бывших метрополий или мирового рынка преимущественное удовлетворение основных нужд местного населения. В связи с огромными масштабами нищеты и голода, доставшимися в наследство от колониального прошлого, были выдвинуты положения об удовлетворении основных нужд.
Целью индустриализации, проводимой в соответствии со стратегией «опоры на собственные силы», становилось создание отраслей, способных обеспечить основные внутренние потребности. Ряд сторонников данной концепции предлагали решать проблемы внутреннего рынка, повышения производительности на путях разрыва с «богатым Севером», хозяйственного обособления развивающихся стран, но в целом считали необходимым развивать внешнеэкономические связи в соответствии с потребностями национальных экономик.
Замещение импорта - форма индустриализации. Среди разнообразия моделей можно выделить два типа развития, реализованные в развивающихся странах. Одна из этих моделей ориентировалась на потребности внутренних рынков с целью создания самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности, что предполагало существенное ограничение или даже вытеснение иностранного капитала.
Слабость национальной буржуазии, необходимость коренных преобразований социально-экономической структуры, форсированная индустриализация требовали ограничения стихии рыночного механизма, значительного расширения государственного регулирования и развития государственного предпринимательства. Активизация деятельности государства вела, в частности, к торможению стихийно-рыночных тенденций, к развитию государственного капитала. Эти тенденции в ряде стран концептуально выразились в виде идей о некапиталистическом развитии.
На функционально-экономическом уровне стратегия самодостаточности выразилась в политике импортозамещения, когда национальная экономика является основой для регулирования и принятия решений. Исходили из того, что внешняя торговля играет небольшую и, возможно, подчиненную роль в экономическом развитии. Темпы роста внешней торговли длительное время понижались - с 3,5% в год за 1850- 1913 гг. до 0,5% за 1913-1948 гг. Наряду со снижением международных цен на сырьевые товары это давало основание не относиться к внешней торговле как к источнику экономического роста. Кроме того, создание обрабатывающей промышленности в отсталых хозяйствах требовало импорта машин и оборудования. Для недопущения резких дисбалансов нужно было ограничить и заместить импорт товаров потребительского назначения, которые преобладали на рынках большинства стран ко времени достижения независимости. Замещение импорта в свое время в той или иной форме, за исключением Британии, переживали ныне индустриально развитые страны Запада.
Импортозамещение было почти повсеместно принято в качестве основного направления индустриального развития с начала 50-х годов. В тот период становление обрабатывающей промышленности могло происходить на основе переработки сырья. Но тенденция к понижению цен на сырье делала подобное развитие малоперспективным, а создание экспортных отраслей высокой технологии было не по силам большинству стран. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождался защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка. Импортозамещение представляло собой начальный этап индустриализации. В первое время, когда обычно замещался импорт потребительских товаров, оно способствовало значительной диверсификации хозяйственной структуры развивающихся стран, самообеспеченности по многим видам товаров, формированию местных рабочих и технических кадров. Для ряда стран Азии этот этап закончился к концу 60-х годов, Африки - к середине 70-х. В ряде стран замещение импорта сопровождалось соответствующими аграрными преобразованиями, которые устраняли препятствия на пути перехода сельского хозяйства к современным формам социально-экономической организации, обеспечили приток в промышленность дешевой рабочей силы.
Ориентация на экспорт и изменение предпринимательской роли государства. Замена импорта потребительских товаров их внутренним производством, создание отраслей тяжелой промышленности в определенных пределах содействовали строительству независимой самостоятельной экономики.
Вместе с тем процесс импортозамещения имеет свои пределы. Опыт ряда стран показал, что замещение импорта на этапе создания собственного производства машин и оборудования, когда требовались крупные капиталовложения, создавало проблемы для экономики. Обеспечивая экономию иностранной валюты, увеличивая возможности накопления, оно в то же время ориентировано в основном на внутренний рынок, объем которого часто ограничен весьма узкими рамками платежеспособного спроса. Низкая покупательная способность населения ограничивает возможности современного производства и тормозит дальнейший прогресс производительных сил. Импортозамещение порождает дополнительный спрос на продукцию производственного назначения, полуфабрикаты, вспомогательные материалы. При ограниченности капиталов это ведет к увеличению импорта.
Часть обрабатывающей промышленности могла функционировать лишь благодаря ограничениям конкурирующего импорта, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям. Хозяйственная отдача обрабатывающих предприятий нередко оказывалась низкой, производимая продукция уступала по качеству аналогичным импортным изделиям.
Энергосырьевые проблемы в мировом хозяйстве в 70-е годы способствовали развитию в развивающихся странах материало- и энергоемких отраслей (химии, металлургии). Это потребовало резкого расширения ввоза машин и оборудования, так как предприятия этих отраслей отличаются крупными размерами, нуждаются в значительной производственной инфраструктуре. В свою очередь поддержание и развитие материальной базы этих отраслей потребовало существенного увеличения экспорта их продукции. В малых и средних странах низкая емкость внутренних рынков препятствовала диверсификации производства. В них импульсы замещения импорта быстро затухали, поскольку наступали исчерпание платежеспособного спроса и насыщение внутренних рынков. Именно малые страны первыми стали переходить к наращиванию экспортного производства в конце 60-х годов.
Стратегия возрастающего участия в международном разделении труда, в частности в странах Восточной Азии, получила обоснование в теории «летящей стаи гусей» или «догоняющего жизненного цикла продукта». Последовательность и взаимосвязь роста импорта, производства и экспорта были отмечены японским экономистом К. Акамацу в 1943 г. в статистическом исследовании данных о торговле и производстве в отраслях японской промышленности. В 1973 г. К. Кодзима развил концепцию К. Акамацу, назвав ее «догоняющий жизненный цикл продукта».
Переход к политике экспортной ориентации позволяет осуществлять производство определенных видов промышленной продукции в расчете на внешние рынки и увеличить объем внешних поступлений. Это вторая модель развития, которая базируется на активном взаимодействии с иностранным капиталом и формирует экономику открытого типа. Она требует создания необходимых отраслей инфраструктуры, привлечения иностранной технологии. В социально-политическом плане в переходе к экспортной ориентации от замещения импорта воплотился компромисс трех сил - национальной буржуазии, государства и иностранного капитала. Ни одна из них не могла самостоятельно осуществить перестройку хозяйства и соответственно ответить на широкий социальный вызов развития.
Изменения в экономической стратегии связаны не только с усилившейся интернационализацией, воздействием долгового кризиса и международным давлением. Корни изменений лежат также в сдвигах в социальной структуре развивающихся стран в последние десятилетия.
Попытки изменить положение экспортеров в национальной экономике, повысить конкурентоспособность обрабатывающей промышленности дали в большинстве стран ограниченный эффект. Экспортные операции нередко менее прибыльны, чем поставки на внутренний рынок. Поставщики вынуждены были все чаще обращаться к внешним источникам финансирования. Поэтому в промышленной политике различных групп стран были существенные различия как по содержанию этапов, так и по срокам их осуществления.
В крупных развивающихся странах экспорт готовых изделий имеет пределы как стимулятор экономического роста. Так, увеличение вывоза готовых изделий на 1% обеспечивает прирост ВВП на Тайване на 0,15%, тогда как в Индии - на 0,08, в Бразилии - на 0,01%. Поэтому увеличение экспорта в крупных странах служит не столько источником экономического роста, сколько инструментом устранения диспропорций и улучшения технологической структуры. Страны, которые опирались на экспорт ископаемого и сельскохозяйственного сырья, также дольше следовали стратегии замещения импорта. Другие страны, не располагая крупными запасами сырья и находившиеся в сфере интересов Запада, с помощью иностранного капитала смогли вписаться в международное разделение труда, что способствовало формированию современного хозяйственного механизма и более полному использованию их экономических ресурсов. Отчетливо это проявилось в небольшой группе стран.
2. Основные направления экономической политики
После завоевания политической независимости в экономической политике развивающихся стран доминировали усилия на ускорение экономического роста и обеспечение необходимых для этого внутренних и внешних условий.
Ускорение экономического роста. Древнейшие страны и народы, в жизни которых до этого столетия ничего не менялось, следовали лозунгу «Нам следует бежать, пока остальной мир может идти шагом». Концепция догоняющего развития предусматривает формирование экономического роста путем увеличения национального дохода и повышения нормы и массы накопления, замещения импорта и обеспечения притока иностранного капитала.
Отличительной чертой концепции догоняющего развития была недооценка социальных проблем, сопутствующих экономическому росту. Предполагалось, что темпы развития экономики неизбежно приведут к расширению занятости, повышению уровня жизни всех, в том числе беднейших слоев населения.
Теоретическим обоснованием модели ускоренного экономического развития послужила неокейнсианская школа. Большой вклад в разработку концепций догоняющего развития внесли работы У. Ростоу, П. Розенштейн-Родана, Р. Нурксе и др.
На потребности быстрого промышленного развития был ориентирован хозяйственный механизм. Государство воздействовало на промышленное развитие путем ограничительных и поощрительных мер, причем поощрительные меры преобладали над ограничительными. Они включали расширение поставок средств производства, технического опыта, производственного и снабженческо-сбытового кредита, развитие системы государственных закупок, регулирование налогообложения.
Укрепление национального предпринимательства. Одним из направлений экономической политики освободившихся стран являлась национализация иностранной собственности. Только с 1960 по 1974 гг. в 62 развивающихся странах произошло 875 случаев национализации иностранных предприятий, главным образом горнодобывающих и плантационных. Основная волна национализации пришлась на 70-е годы. Национализация, ликвидация концессионной формы предпринимательства и экстерриториальности иностранных компаний, ограничение непосредственной эксплуатации природных и людских ресурсов означали крушение внеэкономических методов эксплуатации, относительный переход к экономической эксплуатации этой подсистемы. Следует при этом отметить, что огосударствление предприятий часто не означало полного разрыва с компаниями западных стран.
Внешнеэкономическая политика подавляющего большинства государств была направлена на стимулирование национального производства и ограждение внутренних рынков от конкуренции. Огромный разрыв в уровнях экономического развития с промышленно развитыми странами вызвал необходимость проведения гибкой протекционистской политики для ускорения модернизации отсталых хозяйственных структур. В частности, валютный курс нередко поддерживался на завышенном уровне, что позволяло национальным предприятиям приобретать необходимое оборудование за рубежом по заниженным ценам. Но подобная практика одновременно сдерживала развитие экспорта.
Новый международный экономический порядок. Одной из особенностей развития политического процесса было преобладание различных форм коллективных действий при выработке экономической политики с целью определения совместной линии по укреплению развивающихся стран в мировой экономической системе - идея коллективной опоры на собственные силы. Продолжением этой тенденции было выдвижение в начале 70-х годов комплексных программ изменения характера мирохозяйственных связей и создания новой структуры международных экономических отношений. Новый международный экономический порядок должен был устранить экономическое неравенство, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Отдельные элементы этой концепции содержались в работах известных западных экономистов Г. Мюрдаля, Г. Зингера, С. Делла. В частности, Г. Мюрдаль поддерживал протекционистские меры развивающихся стран, полагая, что без такой защиты они не смогут эффективно развивать производительные силы. «Экономическое развитие, предоставленное самому себе, является процессом циклической и кумулятивной обусловленности, имеющим тенденцию благоприятствовать тем, кто уже обеспечен, и даже препятствовать усилиям тех, кто живет в менее развитых районах», - отмечал он.
В качестве одного из ключевых вопросов программы переустройства системы мирохозяйственных связей были выдвинуты положения о восстановлении равновесия цен на сырьевые и промышленные товары с целью стабилизации доходов от экспорта освободившихся стран, а также улучшение условий доступа развивающихся стран к передовой технике и технологии, перераспределения национальных доходов между двумя подсистемами мирового хозяйства. Усилия развивающихся стран поддерживались социалистическими государствами.
Тенденция к региональной интеграции. Особое значение придавалось хозяйственным аспектам сотрудничества между самими развивающимися странами. Оно выражалось в тенденции к интеграции их национальных хозяйств на региональном уровне. В отличие от интеграции развитых капиталистических стран тесное экономическое сотрудничество развивающихся государств не подготовлено в достаточной степени предшествующим развитием производительных сил, а вызывалось потребностями ликвидации технико-экономической отсталости, возможностью использовать экономию на масштабах производства.
Данная концепция дополнялась предложениями о создании за счет государственных средств крупных совместных предприятий развивающихся стран, которые могли бы конкурировать на внешних рынках. Однако подобные планы слабо претворялись в жизнь и не оказали значительного влияния на расширение торговли и ускорение экономического роста. Слабость молодой промышленности не способствовала достижению первоначальных целей. Причины относительно слабой интеграции развивающихся стран связаны также с присутствием иностранного капитала во многих отраслях их хозяйств. Направление внешнеэкономических связей испытывает мощное воздействие интересов западных стран.
3. Подробный анализ стран в 50-70 годы
В экономической литературе 50-е гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания".
"Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии “навёрстывания”.
1. Стимулирование спроса:
· увеличение уровня потребления населения;
· нехватка квалифицированной рабочей силы;
· принятие социальных программ.
2. Стимулирование предложения:
· резерв рабочей силы в традиционных отраслях;
· структурная перестройка;
· рост вложенных инвестиций;
· увеличение производительности труда.
Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно- технической революции.
НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.
Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте "индустрии знаний".
Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.
Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.
Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.
В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.
и т.д.................