Надо ли платить транспортный налог на погрузчик. Транспортный налог

Наша компания занимается оптовой торговлей и имеет большой склад для хранения товаров. Для работы нам необходимы автопогрузчики. Нужно ли их ставить на учет в ГИБДД? Уплачивается ли с них транспортный налог? Если не ставить автопогрузчик на учет, можно ли будет учесть расходы на ремонт и ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Сразу скажем, что без регистрации автопогрузчика вам не обойтись.

ГИБДД здесь ни при чем

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прочую технику, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее — органы гостехнадзора). Об этом говорится в абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 . Автопогрузчик по дорогам общего пользования не передвигается, так что и регистрировать его нужно в органах гостехнадзора, а не в ГИБДД МВД России.

Нет регистрации — нет и налога?

По общему правилу обязанность уплатить транспортный налог напрямую связана с моментом регистрации автотранспортного средства. Ведь плательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Тем не менее нужно учитывать, что общие нормы закона ориентированы на идеальную ситуацию, а не на то, чтобы предоставить компаниям возможность получать выгоду, не регистрируя автотранспорт и избавляясь таким способом от необходимости уплачивать налог. В отношении погрузчиков это особенно актуально. Ведь не регистрировать, например, эксплуатируемый легковой автомобиль в органах ГИБДД в течение длительного периода не получится по понятным причинам. А погрузчик может работать на территории предприятия без госрегистрации вплоть до плановой проверки органом гостехнадзора, которая и выявит нарушение п. 1.10 Правил . Кстати, за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов ст. 19.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа: на должностных лиц — от 100 до 300 руб., на юридических — от 1000 до 3000 руб.

Налоговики в ходе проверки будут отталкиваться от того, что регистрация погрузчика является обязанностью, а не правом компании, и включат погрузчик в налоговую базу начиная с периода, в котором зарегистрировать технику компания должна была по закону. По нашему мнению, вполне обоснованно.

Суд в такой ситуации может принять сторону инспекторов. Например, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа, предприятие не регистрировало погрузчики и не уплачивало транспортный налог. Данное обстоятельство и привело к судебному разбирательству. Причем арбитры первых двух инстанций при­шли к выводу, что транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования. Поскольку автопогрузчики, не зарегистрированные в органах гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности предприятия (на его территории), экономических оснований для обложения их транспортным налогом нет.

Кассационная инстанция с этим не согласилась, указав, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица провести регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики считаются транспортными средствами, предприятие обязано было обеспечить их государственную регистрацию. Кроме того, ст. 358 НК РФ не устанавливает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога. Из этого был сделан вывод, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации предприятие получило необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога и его доначисление правомерно (постановление от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09). К аналогичным выводам арбитры ФАС Московского округа приходили неоднократно (постановления от 19.09.2008 № КА-А40/8418-08, от 23.10.2006 № КА-А40/8474-06 и от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Если погрузчик не зарегистрирован

Что касается налога на прибыль, для начисления амортизации не важен факт регистрации транспорта ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора. С этим согласен и Минфин России (письмо от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816). Амортизация по транспортному средству начинает начисляться в общем порядке — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Такого мнения придерживается и большинство судов. Арбитры указывают, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства. Специальная регистрация транспортных средств осуществляется исключительно с целью их учета, носит информационный характер и не связана с возникновением имущественных прав на движимое имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 № А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 № А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 № А56-18079/2007).

В то же время в письме УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625 разъяснялось, что автомобиль не может эксплуатироваться ранее его госрегистрации в органах ГИБДД, а потому и амортизация по нему должна начисляться только после соответствующей регистрации. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.06.2010 № А27-19317/2009, указав, что собственник вправе использовать транспортное средство (фронтальный погрузчик) в производстве только при наличии допуска к эксплуатации. Тот факт, что погрузчик не прошел обязательную процедуру регистрации в органах гостехнадзора, может рассматриваться как отсутствие допуска транспортного средства к эксплуатации. Значит, начислять в налоговом учете амортизацию по такому объекту нельзя.

На наш взгляд, регистрация погрузчика в органах гостехнадзора носит учетный характер и не может влиять на порядок налогообложения прибыли, в частности начисления амортизации. Поэтому полагаем, что факт государственной регистрации в органах гостехнадзора не влияет и на порядок списания затрат на ГСМ и ремонт погрузчика в налоговом учете. Расходы на ремонт основных средств учитываются как прочие (ст. 260 НК РФ), а стоимость ГСМ для погрузчика — как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии, что такие затраты экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С тем, что расходы на приобретение ГСМ могут учитываться в соответствии с указанной нормой, согласны и чиновники (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 и ФНС России от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848).

С учетом изложенного выше при возникновении споров с налоговиками по поводу начисления амортизации и списания текущих расходов по погрузчикам, не прошедшим обязательную регистрацию, у компании будет немало шансов на успешную защиту своей позиции в суде. И все же лучше зарегистрировать погрузчик в органах гостехнадзора в сроки, установленные законодательством. Это позволит избежать и штрафов, и возможных разногласий с налоговиками.

Электропогрузчики и штабелеры - «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.

Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?

В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.

1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров

При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее - ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее - СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.

На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:

  • для штабелеров - код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
  • для электропогрузчиков - код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).
Обратите внимание: порядок определения СПИ должен быть закреплен в учетной политике организации. Это обязательный ее элемент.

2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах

Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.

Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее - Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт , принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).

Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.

К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.

Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.

Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?

В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее - органы гостехнадзора).

На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.

Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.

Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).

Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи .

Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).

Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)

Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)

3. Транспортный налог

Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09

«…следует учитывать, что понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом ».

Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.

В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт) .

Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.

4. Налоговые и административные последствия

Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.

В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.

Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски . Их мы рассмотрим подробно.

Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.

Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод - да, такие основания есть.

Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика .

Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?

Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.

Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается .

Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин , введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.

На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации .

Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.

Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.

Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.

Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.

Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).

При этом, проверяющие руководствовались следующим:

«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации , и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.

…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд...

Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.

… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимым условием для эксплуатации обществом транспортного средства».

Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.

Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:

  • взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
  • налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
Изучив материалы дела, суды приняли сторону налогоплательщика, указав следующее:

«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.

Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку - 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».

Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.

Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.

Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ ».

Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.

Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.

Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.

При подготовке транспортной декларации у бухгалтеров возникают сложности с тем, как определить код вида транспортного средства в 2016 году. Как не допустить ошибку, определяя код, чем необходимо руководствоваться при его определении и что вам в этом поможет помимо инструкции, разобрано этой статье.

Как определять код вида транспортного средства

Для того, чтобы определить код вида транспортного средства, вам понадобится ПТС и приложение 5 к Порядку , утвержденному приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99. Именно из него следует выбрать соответствующий вашему транспортному средству код. Если из паспорта вам не ясны полные характеристики транспортного средства, понадобится помощь техников или механиков организации, чтобы они проконсультировали вас по неясным моментам, связанным с особенностями транспортного средства. Разобравшись с характеристиками транспортного средства, выяснив его конструктивные особенности, подберите в Приложении № 5 соответствующий ему код вида транспортного средства.

На что влияет код вида транспортного средства?

Выбор кода вида транспортного средства напрямую влияет на сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет. Законом субъекта РФ ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от кода транспортного средства. При неправильном определении кода и приеме в расчет неверной ставки налога рассчитанный налог может быть завышен или, наоборот, занижен. Поэтому к подбору кода вида транспортного средства следует подходить ответственно.

Где ставится в декларации код вида транспортного средства в 2016 году?

В соответствии с пунктом 5.3 Инструкции по заполнению декларации по транспортному налогу, утвержденной приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99, код вида транспортного средства в 2016 году проставляется в строке 030 Раздела 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации по транспортному налогу.

Например, приведен код вида транспортного средства 52001, присваиваемый грузовым автомобилям.

Код вида транспортного средства 51004

Легковым автомобилям (за исключением автомобилей медпомощи, мотосаней и снегоходов) соответствует код 51004, легковым автомобилям медицинской службы — код 51003.

Код вида транспортного средства для автопогрузчика, который долгое время считался спорным

Дискуссии о том, какой код следует присвоить автопогрузчику, продолжались на протяжении нескольких лет. Согласно последнему мнению, которое принимают в расчет при заполнении декларации, автопогрузчик можно отнести к иным автотранспортным средствам с кодом 590 00. Обосновано это тем, что автопогрузчики не являются транспортными средствами, которые группируются в отдельный подраздел "Средства транспортные" (код 15 0000000) в кодах ОКОФ. В справочнике ОК 013-94В они включены в подраздел "Машины и оборудование" (код 14 0000000) ОКОФ под кодом 14 2915540. Поэтому в качестве кода вида транспортного средства для целей налогообложения для автопогрузчика можно выбрать код 590 00 «Иные автотранспортные средства». Официальная позиция чиновников по данному вопросу по-прежнему отсутствует.

Код вида транспортного средства 57001

Погрузчик (не авто-) относится к коду 57001 «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

К этому коду относятся:

  • оборудование подъемно-транспортное подвижное (в частности краны общего назначения на пневмоколесном, автомобильном и гусеничном ходу);
  • самоходные машины и оборудование прочие (в частности экскаваторы, бульдозеры, самоходные скреперы и грейдеры, каналокопатели и каналоочистители, машины мелиоративные, машины для строительства дорог, снегоочистители, катки дорожные);
  • машины для транспортировки бурового оборудования (оборудование для перевозки бурильных труб, комплексы для транспортировки бурового оборудования);
  • другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, включенные в другие группировки.

Строительная фирма приобрела автопогрузчик, который эксплуатируется только на территории стройплощадки. Мощность его двигателя - 60 л. с., максимальная скорость - 19 км/ч. Нужно ли его регистрировать? И что грозит фирме, если она введет автопогрузчик в эксплуатацию без всякой регистрации? Необходимо ли платить транспортный налог?

Ответ

Фирме нужно и регистрировать автопогрузчик, и платить с него транспортный налог.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.
Автопогрузчики тоже подлежат регистрации (но только не в ГИБДД, а в органах гостехнадзора, так как они обычно не ездят по дорогам общего пользования) в том случае, если они имеют рабочий объем двигателя более 50 куб. см (п. 2 постановления Правительства РФ № 938). Таким образом, с зарегистрированных автопогрузчиков надо платить транспортный налог.
Поскольку автопогрузчик эксплуатируется только на территории стройплощадки и не ездит по дорогам общего пользования, то, чтобы сэкономить на транспортном налоге, организация может решить и не регистрировать его в органах гостехнадзора. При этом нужно иметь в виду, что если инспектор гостехнадзора не придет с проверкой в организацию, то ей удастся избежать уплаты транспортного налога. А если проверка все-таки нагрянет, то организацию обяжут зарегистрировать автопогрузчик в органе гостехнадзора. При этом за отсутствие регистрации автопогрузчиков на организацию может быть наложен штраф в размере от 1000 до 3000 руб., а на должностных лиц -
в размере от 100 до 300 руб. (ст. 19.22 КоАП РФ). Но обязанность платить транспортный налог у организации в этом случае все равно возникнет только после регистрации автопогрузчика в органе гостехнадзора.
Налог за автопогрузчик уплачивается с каждой лошадиной силы по ставке, установленной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».