Какой налог на фронтальный погрузчик. На балансе автопогрузчик: надо ли уплачивать транспортный налог

Наша организация приобрела погрузчики для использования на территории складских помещений. Максимальная мощность электродвигателя - 9кВт. Погрузчики в Гостехнадзоре не зарегистрированы. Являются ли погрузчики объектом налогообложения транспортным налогом? Можно ли начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете по незарегистрированным в Гостехнадзоре погрузчикам?

По мнению специалистов Минфина, необходимость уплаты транспортного налога зависит от факта регистрации транспортного средства. Однако, в данном случае следует учитывать, что в силу требований закона, регистрации подлежат все транспортные средства с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. Следовательно, в случае неуплаты транспортного налога, налоговая инспекция может доначислить соответствующую сумму. Факт отсутствия регистрации транспортного средства не влияет на возможность его амортизации ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация : Нужно ли платить транспортный налог по транспортному средству, не поставленному на учет в ГИБДД или органах Гостехнадзора

Нет, не нужно. Однако налоговая инспекция, обнаружив в организации

незарегистрированные транспортные средства, может квалифицировать их наличие как неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога.*

По общему правилу транспортным налогом облагаются все транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Из прямого толкования данной нормы следует, что обязанность платить транспортный налог возникает только после регистрации транспортного средства в ГИБДД или органах Гостехнадзора. При этом факт и характер эксплуатации транспортного средства значения не имеют. Контролирующие ведомства подтверждают правомерность такого подхода. В письмах Минфина России от 14 июня 2012 г. № 03-05-05-04/09 , от 1 августа 2011 г. № 03-05-05-04/18 , ФНС России от 6 июля 2012 г. № БС-3-11/2359 сказано, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость только от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования.* Из этих разъяснений можно сделать вывод, что транспортное средство, которое эксплуатируется, но не поставлено на учет, объектом обложения транспортным налогом не является.

Вместе с тем нужно учитывать, что регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора) подлежат все автомототранспортные средства, тракторы и самоходные дорожно-строительные машины с объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.*

Транспортное средство должно быть зарегистрировано:

  • либо в течение 10 суток после приобретения;
  • либо в течение срока действия временного знака «Транзит».

Причем требование о регистрации тоже не зависит от характера использования транспортных средств и распространяется, в том числе, на транспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.* Исключение сделано лишь для торговых организаций: они не должны регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи. Такой порядок предусмотрен пунктами , и постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.

Однако некоторые суды исходят из того, что регистрация транспортных средств зависит от волеизъявления их собственников. Поэтому отсутствие регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога. Следовательно, даже если у организации есть транспортные средства, не зарегистрированные в ГИБДД (органах Гостехнадзора), в отношении этих объектов она признается плательщиком транспортного налога. Такая позиция отражена в постановлениях ФАС Московского округа от 7 мая 2008 г. № КА-А40/3514-08 , от 31 мая 2006 г. № КА-А41/4543-06 , Западно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. № Ф04-5734/2007(37452-А03-15)).

Аналогичный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 14341/11 . С выходом этого постановления следует ожидать, что арбитражная практика по данной проблеме станет единообразной, а у организации будет меньше возможностей оспорить доначисление налога по незарегистрированным транспортным средствам.

Сергей Разгулин,

2.Ситуация: Можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).*

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

3.Статья: Компания приобрела автотехнику

Принимаем на баланс

Итак, получив автомобиль, предприятие, как правило, сразу же может приступить к его эксплуатации. При условии, что данное транспортное средство не нуждается в доведении его до рабочего состояния (доработка, доукомплектация и т. п.). Поэтому в бухгалтерском учете уже на дату получения транспортного средства выполняются условия, определенные пунктом 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». То есть в день оприходования транспортного средства оно должно быть включено в состав основных средств.*

В налоговом учете одним из условий включения объекта в состав основных средств (амортизируемого имущества) является его фактическое использование (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Поэтому если транспортное средство вообще не используется предприятием, то включать его в состав основных средств и начислять амортизацию в налоговом учете организация не вправе.

В то же время постановка транспортного средства на учет никак не влияет на право компании учитывать его в составе амортизируемого имущества.

На это указал Минфин России в письмах от 13 июня 2012 г. № 03-03-06/1/303 , от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816 .* Более того, отсутствие регистрации не свидетельствует о невозможности его эксплуатации.

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 3

Использование электрических, бензиновых, дизельных погрузчиков в предпринимательской деятельности торговой организации - дело привычное. А надо ли уплачивать транспортный налог в отношении названных транспортных средств?

Изучать этот вопрос начнем с норм Налогового кодекса: согласно ст. 357 плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Исключение - организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

В п. 1 ст. 358 НК РФ перечислены транспортные средства - объекты налогообложения. К ним относятся:

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты, вертолеты;
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера;
  • снегоходы, мотосани;
  • моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Ниже (в п. 2) приведены ТС, которые объектом обложения транспортным налогом не являются, это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений и др.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как видим, среди исключений авто- и электропогрузчики не поименованы. Следовательно, нам необходимо выяснить:

  • должны ли указанные транспортные средства быть зарегистрированы их собственником в законодательно установленном порядке;
  • что собственно это за порядок;
  • какие органы отвечают за проведение регистрации ТС.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938). В соответствии с п. 2 названного Постановления регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования ;
  • военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

В п. 1 Постановления N 938 поясняется, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

Итак, мы выяснили, что, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный минимум (имеет объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальную мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано в органах Гостехнадзора. Причем сделать это нужно в течение 5 суток после приобретения такого ТС (таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных) (п. 3 Постановления N 938). Правила государственной регистрации интересующих нас ТС утверждены Минсельхозпродом 16.01.1995.

К сведению. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи (п. 3 Постановления N 938).

Из сказанного выше делаем вывод, что владельцы автопогрузчиков регистрируют их в органах Гостехнадзора, причем регистрация является обязанностью, а не правом организации. Соответственно, зарегистрированные в установленном порядке погрузчики, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-04/09, от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 N 23-10/3/37665.

Кстати, ст. 19.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (в случае, если такая регистрация обязательна), в частности для должностных лиц размер штрафа составляет от 100 до 300 руб., для юридических лиц - от 1000 до 3000 руб.

Но, как показывает практика, владельцы погрузчиков не всегда добросовестно выполняют обязанность по регистрации названных ТС и, соответственно, уклоняются от уплаты транспортного налога, аргументируя это тем, что погрузчики не эксплуатируются за пределами предприятия.

Рассмотрим судебные решения по данному вопросу.

Например , Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/2929-09. В ходе проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией было установлено, что в период с января 2002 по июнь 2006 г. организацией были приобретены погрузчики, однако до октября 2006 г. они не были зарегистрированы в установленном порядке и транспортный налог по ним не уплачивался. Суд пришел к следующим выводам:

  • обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения;
  • ст. 358 НК РФ не предусматривает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога.

Вердикт: в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации общество необоснованно получило налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

К аналогичному выводу пришел Арбитражный суд г. Москвы (Решение от 21.08.2009 N А40-12160/08-114-50): поскольку транспортные средства подлежали регистрации в Гостехнадзоре, они признаются объектом налогообложения транспортным налогом.

Справедливости ради отметим, что есть примеры и противоположных судебных решений (см., например, Постановление ФАС ВВО от 15.01.2007 N А39-5076/2005-380/11). Общество не включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу 57 единиц транспортных средств (автогрейдер, грейдер, скрепер, трактор, асфальтоукладчик, каток, мотокаток, виброкаток, каток дорожный, бульдозер, погрузчик, экскаватор). Основанием для доначисления налога послужили сведения (справка), представленные Гостехнадзором. Однако, исследовав названную справку, суд установил, что в представленном перечне ТС, зарегистрированных за налогоплательщиком, не были указаны государственные регистрационные знаки ТС, в связи с чем идентифицировать их не представлялось возможным. По мнению судей, документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства органами Гостехнадзора, является свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак. При таких обстоятельствах суд посчитал, что общество включило в налогооблагаемую базу по транспортному налогу все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. По сути, позиция суда: нет регистрации - нет налога.

* * *

Независимо от того, эксплуатируется погрузчик на открытых площадках либо только внутри здания (склада, магазина), он все равно является транспортным средством и, следовательно, должен быть зарегистрирован в установленном порядке в органах Гостехнадзора. Соответственно, в силу норм налогового законодательства транспортное средство, зарегистрированное в законодательно установленном порядке, является объектом обложения транспортным налогом (напомним, что не подлежат обязательной госрегистрации ТС с объемом двигателя до 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт включительно). В ситуации, когда транспортные средства подлежат регистрации, но не были зарегистрированы их собственниками, арбитражная практика неоднозначна. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что в таком случае споров с налоговиками не избежать.

С.В.Манохова

Редактор журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Неоднозначность формулировки - частая проблема нашего законодательства. И все бы ничего, если бы речь не шла о таком ответственном деле, как уплата налогов. Стоит не правильно прочитать одну статью НК РФ и не успеешь глазом моргнуть, как тебе уже пишут уклонение от уплаты налогов. Или вот к примеру транспортный налог.

Если у тебя на балансе автомобиль, автобус или грузовик - и думать нечего, подаешь декларацию и все. А вот если что поинтереснее, например, экскаватор, транспортный налог уже не понятно как начислять. Куда его отнести к грузовикам или другим самоходным ТС?

Законодательство мы, кончено, изменить не в силах. Но пролить свет на "загадку" экскаватора - вполне. Слушайте и запоминайте...

Что такое экскаватор и кому он "нужен"

Чтобы понять как начислить транспортный налог на экскаватор, нужно очень четко понимать что это такое и к какому типу транспортных средств его можно отнести.

Экскаватор - это землеройная машина, оборудованная ковшом и используемая в строительных и сельскохозяйственных целях. Согласно Общероссийкому классификатору основных фондов экскаваторы относятся к разделу №14 2924020 "Самоходные машины и оборудование прочие".

Экскаваторы, в том числе колесные, не предназначены для использования на дорогах общего назначения и подлежат обязательной регистрации в органах госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ или, проще говоря, в Ростехнадзоре (на базе постановления Правительства РФ №938 от 12.08.94г.). Обратите внимание: органы ГИБДД при этом не имеют к регистрации экскаваторов никакого отношения.

Для чего нам нужна информация о том, где регистрируются экскаваторы? Дело в том, что именно орган, поставивший самоходную машину на учет, в дальнейшем будет отвечать за подачу сведений в ФНС для контроля за уплатой налогов.

Ну, а что делать, если вы еще не регистрировали на себя или на свою фирму экскаватор? Существуют ли законные способы не ставить ТС на учет и вовсе не платить транспортный налог?

Даже если вы не планируете использовать экскаватор-погрузчик и ездить он у вас по дорогам не будет, вы все равно обязаны поставить его на учет. В противном случае ваши действия могут быть классифицированы, как уклонение от уплаты налогов.

Согласно Приказа Минсельхозпрода РФ №785 от 27.01.96 г. самоходные машины должны быть зарегистрированы в течение действия транзитных номерных знаков или в течение 5 дней с момента прохождения таможни, снятия с учета или другого события, в результате которого собственник самоходной машины меняется.

Судебная практика в отношении незарегистрированных ТС сурова. Так согласно Постановлению ФАС Московского округа №КА-А40/5199-08-2 от 20.08.08 г. "отсутствие регистрации ТС не освобождает заявителя от уплаты транспортного налога". Единственное исключение может быть сделано для предприятий изготовителей экскаваторов и организация, продающих данные ТС по лицензии.

Экскаватор как объект налогообложения

Мы выяснили, что за регистрацию экскаваторов отвечает Ростехнадзор. Но что это значит для исчисления и уплаты транспортного налога? К какой группе нужно относить экскаваторы: к грузовым автомобилям или к другим самоходным ТС?

В разрешении данного вопроса вам поможет Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ №03-06-04-04/21 от 31.05.06 г. В соответствии с ним, ТС, на которые получены ПСМ в Ростехнадзоре, применяются налоговые ставки, определенные для категории "другие самоходные ТС". Следовательно, и экскаваторы, зарегистрированные в Ростехнадзоре, как объект транспортного налога будут облагаться сбором по ставке, определенной для "других самоходных ТС".

Транспортный налог в регионах

Согласно ст. 361 НК РФ базовая ставка для данной категории устанавливается в размере 2,5 руб. с одной л.с. Однако Налоговым кодексом закреплено право регионов увеличивать базовую ставку в пределах 10 раз.

Как своим правом распорядились субъекты сейчас расскажем.

  • В Москве за каждую лошадиную силу экскаватора придется заплатить 25 руб. (закон МСК №33 от 09.07.08 г.). При этом организации обязаны заплатить налог в бюджет в полной сумме (с 2015 года отменены авансовые платежи) до 5 февраля года, следующего за отчетным.
  • Такая же ставка (25 руб./л.с.) установлена в Санкт-Петербурге (закон № 487-53 от 04.11.02 г.), Московской (закон №129/2002-ОЗ от 16.11.02г.), Ленинградской (закон №51-ОЗ от 22.11.02г.) и Нижегородской областях (закон области №71-З от 28.11.02 г.).
  • В Красноярском крае - за каждую л.с. мощности экскаватора начислят 11,5 руб. налога. В Саратове - лошадиная сила стоит 21 руб. В Свердловске - 16 руб., в Омске - 12 руб., в Башкортостане - 20 руб.
  • Самая же низкий тариф по налогу на транспортные средства - в третьем по счету городе федерального значения - Севастополе. Напомним, в текущем 2015 году налогоплательщики-крымчане впервые будут платить транспортный налог. Ставка для экскаваторов здесь - 5руб./л.с. (закон города №75-ЗС от 14.11.14 г.). Кстати, эта рекордно низкая ставка едина и для всей республики Крым (закон №8-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.).

Обратите внимание: в некоторых регионах организации обладают льготами по уплате транспортного налога. Например, в Санкт-Петербурге от уплаты налога на экскаваторы и другие транспортные средства на 5 лет освобождаются организации, зарегистрированные специальной экономической зоне.

Если предприятие-налогоплательщик обладает правом льготной уплаты налога, ему необходимо подать документы, подтверждающие это право, в установленный законом срок (как правило, это необходимо сделать до конца налогового периода). Не успевшие подать документы не смогут воспользоваться льготой до следующего налогового периода.

Льгота предоставляется на срок не превышающий срока действия правоустанавливающих документов, в том числе бессрочно.

Наша компания занимается оптовой торговлей и имеет большой склад для хранения товаров. Для работы нам необходимы автопогрузчики. Нужно ли их ставить на учет в ГИБДД? Уплачивается ли с них транспортный налог? Если не ставить автопогрузчик на учет, можно ли будет учесть расходы на ремонт и ГСМ в целях налогообложения прибыли?

Сразу скажем, что без регистрации автопогрузчика вам не обойтись.

ГИБДД здесь ни при чем

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прочую технику, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее — органы гостехнадзора). Об этом говорится в абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 . Автопогрузчик по дорогам общего пользования не передвигается, так что и регистрировать его нужно в органах гостехнадзора, а не в ГИБДД МВД России.

Нет регистрации — нет и налога?

По общему правилу обязанность уплатить транспортный налог напрямую связана с моментом регистрации автотранспортного средства. Ведь плательщиками налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Тем не менее нужно учитывать, что общие нормы закона ориентированы на идеальную ситуацию, а не на то, чтобы предоставить компаниям возможность получать выгоду, не регистрируя автотранспорт и избавляясь таким способом от необходимости уплачивать налог. В отношении погрузчиков это особенно актуально. Ведь не регистрировать, например, эксплуатируемый легковой автомобиль в органах ГИБДД в течение длительного периода не получится по понятным причинам. А погрузчик может работать на территории предприятия без госрегистрации вплоть до плановой проверки органом гостехнадзора, которая и выявит нарушение п. 1.10 Правил . Кстати, за нарушение правил обязательной государственной регистрации транспортных средств всех видов ст. 19.22 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа: на должностных лиц — от 100 до 300 руб., на юридических — от 1000 до 3000 руб.

Налоговики в ходе проверки будут отталкиваться от того, что регистрация погрузчика является обязанностью, а не правом компании, и включат погрузчик в налоговую базу начиная с периода, в котором зарегистрировать технику компания должна была по закону. По нашему мнению, вполне обоснованно.

Суд в такой ситуации может принять сторону инспекторов. Например, в деле, рассмотренном ФАС Московского округа, предприятие не регистрировало погрузчики и не уплачивало транспортный налог. Данное обстоятельство и привело к судебному разбирательству. Причем арбитры первых двух инстанций при­шли к выводу, что транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования. Поскольку автопогрузчики, не зарегистрированные в органах гостехнадзора, использовались только в производственной деятельности предприятия (на его территории), экономических оснований для обложения их транспортным налогом нет.

Кассационная инстанция с этим не согласилась, указав, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица провести регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения. Поскольку автопогрузчики считаются транспортными средствами, предприятие обязано было обеспечить их государственную регистрацию. Кроме того, ст. 358 НК РФ не устанавливает зависимости между фактами использования автотехники и исчислением транспортного налога. Из этого был сделан вывод, что в результате использования транспортных средств без надлежащей регистрации предприятие получило необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога и его доначисление правомерно (постановление от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09). К аналогичным выводам арбитры ФАС Московского округа приходили неоднократно (постановления от 19.09.2008 № КА-А40/8418-08, от 23.10.2006 № КА-А40/8474-06 и от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Если погрузчик не зарегистрирован

Что касается налога на прибыль, для начисления амортизации не важен факт регистрации транспорта ни в органах ГИБДД, ни в органах гостехнадзора. С этим согласен и Минфин России (письмо от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816). Амортизация по транспортному средству начинает начисляться в общем порядке — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Такого мнения придерживается и большинство судов. Арбитры указывают, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства. Специальная регистрация транспортных средств осуществляется исключительно с целью их учета, носит информационный характер и не связана с возникновением имущественных прав на движимое имущество (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 № А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 № А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 № А56-18079/2007).

В то же время в письме УФНС России по г. Москве от 25.11.2004 № 26-12/76625 разъяснялось, что автомобиль не может эксплуатироваться ранее его госрегистрации в органах ГИБДД, а потому и амортизация по нему должна начисляться только после соответствующей регистрации. К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.06.2010 № А27-19317/2009, указав, что собственник вправе использовать транспортное средство (фронтальный погрузчик) в производстве только при наличии допуска к эксплуатации. Тот факт, что погрузчик не прошел обязательную процедуру регистрации в органах гостехнадзора, может рассматриваться как отсутствие допуска транспортного средства к эксплуатации. Значит, начислять в налоговом учете амортизацию по такому объекту нельзя.

На наш взгляд, регистрация погрузчика в органах гостехнадзора носит учетный характер и не может влиять на порядок налогообложения прибыли, в частности начисления амортизации. Поэтому полагаем, что факт государственной регистрации в органах гостехнадзора не влияет и на порядок списания затрат на ГСМ и ремонт погрузчика в налоговом учете. Расходы на ремонт основных средств учитываются как прочие (ст. 260 НК РФ), а стоимость ГСМ для погрузчика — как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) при условии, что такие затраты экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). С тем, что расходы на приобретение ГСМ могут учитываться в соответствии с указанной нормой, согласны и чиновники (письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 и ФНС России от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848).

С учетом изложенного выше при возникновении споров с налоговиками по поводу начисления амортизации и списания текущих расходов по погрузчикам, не прошедшим обязательную регистрацию, у компании будет немало шансов на успешную защиту своей позиции в суде. И все же лучше зарегистрировать погрузчик в органах гостехнадзора в сроки, установленные законодательством. Это позволит избежать и штрафов, и возможных разногласий с налоговиками.