Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. Финансовая система – это совокупность финансовых отношений

Глава 1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Понятие и состав финансовой системы

Природа и сущность экономических категорий, в том числе финансов, изучаются экономической наукой. В экономической литературе отмечалось, что «финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования ; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности»: .

Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения. С помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами , они находятся в различных плоскостях.

В литературе финансы рассматриваются в двух аспектах:

- как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения задач и функций;

- как совокупность фондов денежных средств, созданных государством и местным самоуправлением для обеспечения выполнения своих задач и функций.

При любом определении финансов необходимо иметь в виду, что финансы - экономическая категория, т. е. ее сущность определяется теми общественными отношениями, которые возникают в обществе в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, которые в свою очередь обусловлены процессом распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода страны. Финансы объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено общественными потребностями. Но они не проявляются стихийно, а находятся в зависимости от действий государства и местного самоуправления, которые, используя распределительную и контрольную функции финансов, создают необходимые условия для своего функционирования в обществе, основанном на товарном производстве, где действуют товарно-денежные отношения. Зависимость финансов от развития товарно-денежных отношений подтверждается всем ходом развития человеческого общества. Финансы, т. е. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода общества в связи с созданием и использованием фондов денежных средств, очень разнообразны. Но при всем своем разнообразии они взаимообусловлены и взаимозависимы. Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволили объединить их в понятие «финансовая система».



В литературе финансовым институтом называют совокупность денежных отношений однородных и взаимосвязанных между собой по формам и методам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов. Финансовым институтом являются, например, денежные отношения, возникающие в процессе создания и использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов или в процессе создания и распределения государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования) и т. д.

Финансовая система России в литературе рассматривается в двух смыслах:

- как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;

- как совокупность специальных органов исполнительной власти государства и местного самоуправления, основной целью создания и существования которых является управление финансами для создания необходимых условий функционирования государства и местного самоуправления, для решения различных вопросов развития общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.

В первом смысле финансовая система рассматривается как экономическая категория; во втором - как категория управленческая, раскрывающая отношения, возникающие между органами государства, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при совершении действий, направленных на создание, распределение и использование денежных фондов, необходимость существования которых обусловлена объективными потребностями развития общества, в основе которого лежат товарно-денежные отношения.

Рассмотрим финансовую систему в первом смысле, как экономическую категорию, представляющую собой совокупность финансовых институтов. В экономической и юридической литературе состав финансовой системы (ее структура) определяется авторами по-разному. При определении состава финансовой системы некоторые экономисты за основу принимают роль, участие субъекта денежных отношений, возникающих при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, в общественном производстве, поскольку общественное производство является первоосновой возникновения финансов. Исходя из указанной посылки данные авторы предлагают следующий состав финансовой системы:

Хозяйствующие субъекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, становятся участниками тех денежных отношений, которые в своей совокупности образуют финансовый институт «финансы предприятий, организаций»;

Хозяйствующие субъекты, непосредственно не участвующие в общественном воспроизводстве материальных благ, но осуществляющие деятельность по защите общественного производства, интересов отдельных членов общества от неблагоприятных последствий, которые могут наступить в результате воздействия различных чрезвычайных или случайных обстоятельств. Такие субъекты становятся участниками тех денежных отношений, которые в совокупности образуют финансовый институт «страхование»;

Государство в условиях рынка призвано, в основном, осуществлять регулирование общественным производством, поэтому оно становится участником тех денежных отношений, которые в совокупности образуют финансовый институт «государственные финансы».

Итак, финансовая система, по мнению некоторых экономистов, состоит из:

Финансов предприятий, организаций;

Страхования;

Государственных финансов.

В свою очередь, финансы предприятий, организаций, по их мнению, подразделяются на финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций и общественных объединений; страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков; государственные финансы включают в себя: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит 1 .

Е. Ю. Грачева в финансовую систему включает следующие финансовые структуры (группы экономических отношений):

Государственные финансы;

Финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

Кредитование;

Страхование.

При этом государственные финансы объединяют бюджет страны, внебюджетные фонды, государственный кредит, а институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд. Финансовую систему Е. Ю. Грачева определяет как совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства 2 .

Н. И. Химичева, отмечая изменения, произошедшие в финансовой системе в связи с новыми экономическими и политическими условиями общественного развития в стране, выделяет в ней следующие звенья (институты):

- бюджетную систему с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский) 3 .

О. Н. Горбунова характеризует финансовую систему как совокупность финансовых институтов, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку и включающую в себя следующие звенья:

Бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления (муниципалитетов);

Государственные внебюджетные фонды (глава 17 БК РФ);

Фонды, консолидированные в бюджете;

Внебюджетные децентрализованные фонды;

Фонды страхования;

Кредит (государственный и банковский);

Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей 1 .

Все ученые, изучающие финансовую систему, подчеркивают, что центральное место в финансовой системе России принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств государства и местного самоуправления. Все звенья финансовой системы так или иначе определяются или связаны с бюджетной системой.

Своеобразную точку зрения по этому вопросу высказала М. В. Карасева. Она считает, что в настоящее время финансовая система России состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев:

Бюджетных фондов;

Внебюджетных фондов;

Государственного и муниципального кредитов; -. страховых фондов;

Финансов предприятий и организаций.

М. В. Карасева не включает в финансовую систему фонд банковского кредитования, поскольку «Центральный банк РФ независим от органов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Более того, - пишет М. В. Карасева, - финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны». Из чего делается вывод, «что банковская система кредитования не входит в финансовую систему Российской Федерации» 2 .

Высказанная точка зрения не является бесспорной по следующим основаниям. Кредитная система, как и финансовая, может рассматриваться в двух аспектах: как совокупность общественных (денежных) отношений, возникающих при создании кредитными

См.: Финансовое право: учеб. / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2000. С. 20.

Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: учеб. М.: Юристъ, 1999. С. 36; см. также: Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. м - В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20.

организациями фондов денежных средств (ссудного капитала), и как совокупность кредитных организаций, осуществляющих кредитование. И если можно согласиться с мнением о наличии определенной автономии кредитной системы как совокупности кредитных организаций, то исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы как совокупности определенных денежных отношений, возникающих при создании, распределении (перераспределении) и использовании государством и местным самоуправлением фондов денежных средств, вряд ли возможно. Фонды кредитных организаций можно включить в категорию «финансы хозяйствующих субъектов», поскольку наблюдается процесс сращивания банковского капитала с производственным и нельзя недооценивать тот факт, что фонды кредитных организаций обеспечивают сбалансированность движения соответствующих денежных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и без привлечения ссудного капитала кредитных организаций немыслимо функционирование общественного производства.

1 Сущность финансовой системы

2 Внутренняя структура финансовой системы

3 Организационное строение финансовой системы

4 Управление финансовой системой

1Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответствующей к задействованной модели экономики и в значительной мере определяемая ею. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных хозяйствующих субъектов и населения для выполнения возложенных на нее функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутренней структуре и организационному строению.

По внутренней структуре, финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Внутренняя структура отражает совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран.

Финансовая система состоит из сфер и звеньев. Каждая сфера характеризует обобщённую по определённому признаку совокупность финансовых отношений, а звено – их обособленную часть.

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

    наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;

    функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных.);

    единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемое общностью источника первичных доходов (ВВП), и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.

По своему организационному строению финансовая система представляет собой совокупность финансовых органов и институтов, которые входят в систему управления финансами.

По организационному строению финансовые системы разных стран, как правило, отличаются друг от друга, но имеют ряд общих характеристик:

    каждое звено финансовой системы имеет присущие ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и свои направления и методы их использования;

    каждое звено финансовой системы является относительно самостоятельным, имеет специфическую сферу применения;

    между звеньями финансовой системы существует тесная взаимосвязь, каждое звено может успешно функционировать только при условии совершенства и эффективности системы в целом;

    финансовая система государства достигает наибольшей эффективности только тогда, когда отлажена и законодательно закреплена деятельность каждого из звеньев.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, наряду как с универсальными, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют права это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961г. к банковским операциям отнесены:

а) привлечение денежных средств сторонних лиц, как с вознаграждением, так и без него;

б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;

в) покупка векселей и чеков;

г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;

д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции);

е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их сроков;

ж) выдача гарантий и поручительств;

з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие.

В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже).

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образу. Это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации.

2Как было отмечено ранее, по внутреннему строению финансовая система – это совокупность взаимосвязанных финансовых отношений, которые обеспечивают формирование и использование соответствующих фондов, а также отражают формы и методы распределения и перераспределения ВВП. Схема внутреннего строения финансовой системы приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Внутреннее строение финансовой системы

Выделяют следующие составляющие финансовой системы:

1 Сфера финансов субъектов хозяйствования – отражает движение денежных потоков предприятий: негосударственных предприятий коммерческой и некоммерческой деятельности, общественных объединений и учреждений.

2 Сфера государственных финансов отражает централизацию доходов и предпринимательскую деятельность государства. Государственные финансы включают централизованные звенья – бюджет, внебюджетные фонды (фонды целевого назначения) и государственный кредит; а также децентрализованные – финансы субъектов хозяйствования в государственном секторе.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Кроме того, он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Верховной Радой Украины.

Внебюджетные фонды – это средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Их формирование осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах фонду оплаты труда. К их числу относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, инновационный фонд и т.д.

Государственный кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно-свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Средства привлекаются путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других государственных ценных бумаг. Госкредит используется для покрытия дефицита бюджета, в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Финансы госпредприятий включают те же финансовые отношения, что и финансы любого субъекта хозяйствования.

3 Сфера международных финансов отражает отношения, которые складываются на уровне мирового хозяйства и характеризуют деятельность на этом уровне как национальных субъектов хозяйствования и государства, так и международных организаций и финансовых институтов.

Валютный рынок – особенная сфера экономических отношений, которая связана с осуществлением операций (купля, продажа, обмен) с иностранной валютой и платежными документами в инвалюте, с формированием спроса и предложения на иностранную валюту.

Финансы международных организаций характеризуют формирование и использование доходов этих организаций. Субъекты и характер этих взаимоотношений определяются уставом организации. Например, все страны-члены ООН оплачивают членские взносы в бюджет этой политической организации. Средства из бюджета ООН используются на содержание ее органов, на финансирование международных программ и проведение различных мероприятий. Международные организации также могут предоставлять финансовую помощь отдельным странам. Таким образом, через сферу международных финансов осуществляется международное перераспределение доходов.

Международные финансовые институты представляют собой своего рода надстройку над совокупностью национальных финансовых систем. В их состав входят: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития.

4 Сфера финансового рынка – охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара и представляет собой механизм перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами предпринимательской деятельности, государством и населением, между участниками бюджетного процесса, некоторыми международными финансовыми институтами. По форме ресурсов финансовый рынок делится на:

- рынок денег – это рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных денежных средств (сроком до 1 года);

- рынок капиталов – это рынок ценных бумаг и средне- и долгосрочных кредитов и других кредитных инструментов.

Эти звенья могут быть объединены как в кредитный рынок, так и в рынок ценных бумаг.

Кредитный рынок (рынок кредитных ресурсов) – это процесс привлечения средств в денежной форме на условиях возвратности, платности и срочности.

Рынок ценных бумаг – это особая сфера рыночных отношений, где благодаря продаже ценных бумаг осуществляется мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения инвестиционных потребностей субъектов предпринимательской деятельности. Рынок ценных бумаг еще называют фондовым рынком . По экономической сущности рынок ценных бумаг – это форма распределения и перераспределения финансовых ресурсов в государстве с целью более полного обеспечения потребностей экономики в ресурсах и их эффективном использовании.

5 Страхование – это обособленная сфера финансовой системы, которая отражает экономические отношения, состоящие в создании за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использования его для возмещения потерь, возникших в результате стихийного бедствия и других неблагоприятных случаев, а также для предоставления помощи гражданам в случае разных кризисных ситуаций в их жизни (достижения определенного возраста, потеря трудоспособности и т.д.). До 1990г. страхование в Украине было построено на началах государственной монополии. В настоящее время страхование все больше становится сферой коммерческой деятельности. Один из крупнейших представителей на Украине – АО «АСКО», которая производит более 40 видов страхования.

6 Финансы населения – эта сфера финансов охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, финансовыми ресурсами которых являются оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, финансовыми ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

3 В организационный состав финансовой системы Украины входят:

- органы управления:

    Министерство финансов;

    Государственная налоговая администрация;

    Государственная контрольно-ревизионная служба;

    Государственное казначейство;

    Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже;

    Счетная палата;

    Аудиторская палата;

    Пенсионный фонд;

    Фонд социального страхования;

    Украинская государственная инновационная компания;

- финансовые институты :

    Национальный банк;

    коммерческие банки;

    страховые компании;

    небанковские кредитные учреждения;

    межбанковская валютная биржа;

    фондовые биржи;

    институциональные инвесторы.

Финансовые органы и институты Украины могут быть сгруппированы в четыре блока, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Финансовые органы и институты Украины

Блок 1 – органы, функционирующие в сфере бюджета государства: Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная контрольно-ревизионная служба, государственная налоговая администрация.

Блок 2 – контрольно-регулирующие органы – Счетная палата, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовой бирже, Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

Блок 3 – финансовые институты, работающие на финансовом рынке: НБУ, коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи, институциональные инвесторы, страховые компании.

Блок 4 – органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд, фонды общегосударственного обязательного социального страхования, Украинская государственная инновационная компания.

Особенности формирования финансовой системы Украины:

      каждое из звеньев финансовой системы сейчас находится на неодинаковом уровне развития, имеет неодинаковый уровень правового и организационного обеспечения;

      ведущее место в финансовой системе занимают государственные финансы, особенно государственный бюджет;

      рост роли бюджета в распределении ВВП;

      финансы субъектов хозяйствования и финансовые институты, которые обеспечивают функционирование системы страхования и финансового рынка, находятся в стадии трансформации;

      независимость финансовой системы от финансовой политики государства.

4Центральное место в управлении финансами в Украине занимаетМинистерство финансов . На него возложены задачи общего управления всей финансовой системой.

В его функции входит:

    Разработка основных направлений финансовой политики государства, а также основных мер по ее реализации.

    Организация бюджетного процесса, разработка проекта Госбюджета и его исполнения.

    Осуществление мер по мобилизации средств посредством системы госкредита и управления госдолгом.

    Организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования путем установления правил осуществления финансовых операций и т.д.

    Организация функционирования фондового рынка

    Обеспечение финансовых отношений государства с другими странами и финансовыми институтами.

    Организация и осуществление финансового контроля в стране.

Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. В ее функции входит:

    осуществление ревизий финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета;

    контроль за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований;

    ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений государственного сектора.

Казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного исполнения Госбюджета.

Государственная налоговая администрация сначала была создана как подразделение Минфина, а с конца 1997г. стала самостоятельным финансовым органом. Основная ее задача – реализация налоговой политики страны, контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля над разработкой и исполнением Госбюджета, контроля в сфере госкредита, кредитно-денежной политики и т.д. Выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, дает соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Кроме того, может проводить ревизии в разных подразделениях финансовой системы. Однако, в отличие от КРС, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиции макроэкономического финансового регулирования.

Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторского контроля и контролирует соблюдение требований законодательства Украины.

Комитет по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот. Контролирует деятельность субъектов рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством.

Пенсионный фонд выполняет функции начисления пенсий и осуществления их выплаты, имеет полномочия контролировать полноту и своевременность уплаты взносов предприятий в фонд.

Фонды социального страхования и Украинская государственная инновационная компания выполняют аналогичные функции относительно соответствующих целевых фондов.

Между органами управления финансовой системой существует достаточно сложная схема взаимосвязи (табл. 1).

Таблица 1 – Области и направления деятельности финансовых органов

Украины

Наименование финансового органа управления

Область (сфера) финансовой деятельности

Направления деятельности

1 Министерство финансов

Государственный бюджет

Составление и выполнение

Государственный кредит

Выпуск займов, использование полученных денег, погашение долгов

Взаимоотношения с правительствами других стран, международными организациями и финансовыми институтами

Финансы предприятий

Организационное регулирование финансовой деятельности

2 Государственное казначейство

Государственный бюджет

Выполнение Государственного бюджета (отслеживает поступления и предоставляет средства согласно утвержденным ассигнованиям)

3 Контрольно-ревизионная служба

Государственный бюджет

Ревизии составления и выполнения бюджетов, контроль за использованием бюджетных ассигнований

Финансы государственного сектора

Контроль за финансовой деятельностью

4 Государственная налоговая администрация

Государственный бюджет

Учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства

Общегосударственные целевые фонды

5 Счетная палата верховной Рады

Государственный бюджет

Контроль за составлением и выполнением госбюджета

Государственный кредит

Контроль за привлечением, использованием и погашением государственных займов

Финансовый рынок

Контроль в сфере денежно-кредитной политики

6 Комитет по надзору за страховой деятельностью

Страхование

Выдача лицензий на страховую деятельность, контроль за деятельностью страховых компаний

7 Страховые компании

Страхование

Совершение страховых сделок

8 Аудиторская палата

Финансы предприятий

Выдача лицензий аудиторам и аудиторским фирмам, контроль за аудиторской деятельностью

9 Аудиторские фирмы

Финансы предприятий

Проведение независимого финансового контроля

Продолжение табл.1

Кредитная система

Регистрация коммерческих банков, выдача лицензий, банковский надзор

Государственный кредит

Агентские услуги правительству по размещению государственных ценных бумаг

Государственный бюджет

Организация кассового выполнения

Международные финансовые отношения

Проведение международных расчетов государства

11 Коммерческие банки

Банковская система

Совершение банковских операций

12 Межбанковская валютная биржа

Валютный рынок

Купля-продажа валюты, определение валютных курсов

13 Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

Рынок ценных бумаг

Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме государственных); лицензирование деятельности финансовых посредников; регулирование операций с ценными бумагами; надзор за деятельностью субъектов рынка

14 Фондовая биржа

Рынок ценных бумаг

Обеспечение первичного и вторичного рынка ценных бумаг

15 Финансовые посредники

Рынок ценных бумаг

Выполнение поручений эмитентов по выпуску ценных бумаг и инвесторов по вопросам их приобретения

16 Пенсионный фонд

Фонд целевого назначения на пенсионное обеспечение

Аккумуляция денег фонда, начисление и выплата пенсий и помощи

Как видно из таблицы 1, основное внимание в системе управления финансами сосредоточено на государственном бюджете. Это естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

Отдельные сферы и области финансовых отношений не имеют соответствующих органов управления. Финансы субъектов хозяйствования управляются финансовыми службами, которые имеются в их структуре.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .

Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления .

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств. В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где харак­тер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта стра­хования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственно­сти, страхование предпринимательских рисков. В сфере государ­ственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Сферы финансовой системы: финансы экономических субъектов, страхование, государственные и муниципальные финансы. Уровни финансовой системы: финансовая система страны, финансовые системы отдельных территориальных образований. С точки зрения социально-экономических отношений, ФС складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. Централизованные финансы - это государст­венная бюджетная система, государственный кредит, специаль­ные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регули­рования национальной экономики в целом, решения целого ря­да важнейших экономических и социальных задач; Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприя­тий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государ­ством, юридическими и физическими лицами. В своей стимули­рующей функции они используются для регулирования эконо­мических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйст­венных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формиру­ется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния фи­нансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны. Каждый элемент финансовой системы особым образом влия­ет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями националь­ного хозяйства, экономическими регионами, отдельными груп­пами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизован­ных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на вы­плату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и лич­ного страхования предназначены для возмещения ущерба, нане­сенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также - для выплаты застрахованному лицу или его семье мате­риального обеспечения при наступлении страхового случая. Го­сударственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между госу­дарством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу­дарства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осущест­вляется четкое разграничение функций между различными уров­нями системы. В соответствии с данным принципом в унитар­ных государствах местные бюджеты не входят в государствен­ный бюджет, в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включа­ются в государственный федеральный бюджет. Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве и будет выступать в качестве первого объективного критерия классификация финансовых отношений.



Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку .

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) .

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

6) Фондовый рынок.

В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные. Основные звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке 1 .

Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы РФ

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы. Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Общегосударственные финансы органически связаны с другими звеньями финансовой системы .

С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального производства (далее через налогообложение формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.

Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.

Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.

- Федеральный, региональные и местные бюджетыявляются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Бюджет в условиях развития рыночной экономики играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды. Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую государственную задолженность. Различают государственный внутренний долг и внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ .

Государственный внешний долг – полученные из различных источников внешние заимствования.

Звеном финансовой системы являются фонды страхования, которые обеспечивают возмещение возможных убытков при наступлении страховых случаев.

Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой – взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:

Бюджетами всех уровней бюджетной системы;

Финансами предприятий;

Организациями кредитно-банковской системы.

Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через систему страховой защиты.

Денежным обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие организационные формы страхового фонда:

а) Централизованный страховой (резервный) фонд.

б) Фонд самострахования.

в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры).

1) Централизованный страховой фондобразуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда – возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются.

Источники формирования централизованного срахового фонда – пополнение государственных запасов и резервов.

2) Фонд самострахования (резервный фонд, или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размеры его не регламентированы законодательством.

Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения неблагоприятной ситуации.

Используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.

3) Страховой фонд страховщика создаётся большим кругом участников (предприятия, граждане). Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер.

Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств страхового фонда.

Отношения страхования возникают между двумя сторонами: страховщиком и страхователем.

До 1990г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Только государство совершало операции по страхованию и давало гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесённого организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. С развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций .

Финансы кредитно-банковской системыслужат основным источником удовлетворения ограмного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность. Финансы кредитно-банковской системы участвуют и в кредитовании государства через приобретение государственных акций, облигаций.

Финансы коммерческих предприятий как звено финансовой системы страны формирут преобладающую часть финансовых ресурсов и являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают воспроизводство и распределение ВВП.

От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.

Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, так как цель функционирования этих организаций не связана напрямую с получением прибыли. Функционирование некоммерческих организаций направлено на предоставление общественно значимых социальных услуг, потребление которых сопровождается высоким внешним эффектом для общества и каждого конкретного его члена. Например, образование является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие .

Из представленной структуры финансовой системы очевидно, что это понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее в экономической сфере и не только. В связи с тем, что понятие финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, это определяет наличие нескольких вариантов структуры финансовой системы в трудах разнвх экономистов, которые представлены в Приложениях А и Б.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений.

По природе своей финансовые отношения являются распределительными, при чем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства .

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов.

Специальные правительственные фонды важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, по стольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются. Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения . Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными. В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие :

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

35. Модель IS-LM

Модель Гикса (или модель "I-S, L-M").

Задача:

Отразить двойное равновесие на одной модели - между товарным рынком (где реализуются товары, составляющие валовой продукт страны) и денежным рынком (где продаются и покупаются деньги, капиталы). Эти 2 рынка определяют всё функционирование МКС.

Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M )) - макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистами Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.

Модель

Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка равновесия отличается более высоким национальным доходом и высокой процентной ставкой.

Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением ВВП (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:

· Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. (Издержки перевода. Имеется в виду, что при высокой ставке низкодоходный бизнес перестает функционировать - из него забирают инвестиции). Следовательно, падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход. (Однако, если это реакция на подорожавшие ресурсы, это адекватное ситуации снижение производственной деятельности. Нарастить производство в данной ситуации можно внедрением новых технологий.)

· Кейнсианский крест

В свою очередь, каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на наличные деньги → более высокая процентная ставка).

Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.

Интерпретация

Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.

Общий вывод:

Государство имеет в своих руках серьёзные рычаги воздействия на МКР (на каждый из рассмотренных элементов может воздействовать гос-во).

36. Типы циклов

В рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема сменяются периодами спада. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Экономический цикл включает в себя ряд последовательных, сменяющих друг друга фаз, выражающих неравномерность экономического развития. В конечном итоге цикл повторяется.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического роста:

· Длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие названия «циклов Кондратьева»;

· Нормальные (большие промышленные циклы) с периодом в 8-12 лет и

· Малые циклы, или «циклы Китчина» продолжительностью 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.

1. Малые (короткие) циклы - это регулярные колебания уровня деловой активности, которые происходят каждые 3-4 года. Они связаны с необходимостью восстановления равновесия на потребительском рынке. Дефицит товара или услуги на рынке вызывает перепрофилирование производства и появление новой структуры отрасли или народного хозяйства с внутренней перегруппировкой имеющихся производственных сил и мощностей.

2. Нормальные циклы или промышленные – кризисы, связанные в основном с изменением спроса на оборудование и сооружения.

3. Большие циклы называют также "длинными волнами" Кондратьева. Кондратьев открыл в 1922г. периодичность научно-технического и социального развития общества. Эти процессы находят свое отражение и в экономике: изменяются темпы роста общественного производства, занятость, структура хозяйства. Большой цикл продолжается 40-60 лет. Согласно этой теории цикл состоит из двух волн - повышательной и понижательной, каждая из которых продолжается около 30 лет. Повышательной волне предшествует всплеск технических изобретений, в процессе нарастания этой волны расширяются мировые экономические связи. Длинные волны вмещают в себя несколько деловых циклов и оказывают существенное влияние на характер протекания последних. Движущей силой больших циклов являются революционные научно-технические открытия, оказывающие существенное влияние на способ производства и полностью обновляющие производственную базу. Большой кризис сопровождается обновлением всей системы рыночных отношений, условий производства и обмена, преобразованием структуры экономики (возникновением новых отраслей) и ценовых пропорций. Часто кризис сопровождается изменениями в социально-политической и культурной сферах: прогрессивными реформами, войнами, изменениями границ и т.п.

Э.Хансен, основываясь на данных экономической истории США, излагает концепцию множественности циклов. По его мнению, данные по развитию народного хозяйства Соединенных Штатов позволяют выделить, по крайней мере, 3 модели циклических колебаний:

1) "малые циклы" - длятся от 2 до 9 лет и порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала (на базе колебаний капиталовложений в товароматериальные запасы);

2) "большие циклы" - продолжительностью 6-13 лет, причиной которых служит неравномерность вложений в основной капитал;

3) "строительные циклы" - продолжаются в среднем от 17 до 18 лет с амплитудой колебаний от 16 до 20 лет.