Три определения понятий метод экономической теории. Тема: Предмет и метод экономической теории

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Экономическая теория представляет собой общественную науку, исследующую экономическую сторону общественной жизни.

Экономическая теория больше является эмпирической наукой, которая основана на фактах реальной жизни. Для неё характерны определенные методы исследования: общенаучные и общемировоззренческие.

В настоящие широко используются общенаучные методы, которые применяют и другие науки. Сюда можно отнести: метод научной абстракции, индукции и дедукции, системного анализа, анализа и синтеза. Экономическая теория нашла широкое применение в построении моделей экономических явлений и процессов. Формы описания моделей могут носить географический и математический характер.

В процессе развития экономической теории разные научные школы по-разному определяли предмет экономической теории. Так, меркантилизм считал предмет экономической науки деятельностью, связанной с внешней торговлей. Физиократы определяли предмет в качестве сельскохозяйственного производства. Марксизм утверждал, что предметом экономической теории являются экономические законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

С позиции маржинализма предметом являлось поведение отдельных субъектов, которые вовлечены в хозяйственные отношения. Если рассматривать такое направление как кейнсианство, то предметом с точки зрения Кейнса были формы и методы государственного регулирования экономики, которые создают основы макроэкономики и смешанной экономики.

Институционализм вводит в предмет экономической теории социально-психологические аспекты. В целом предметом экономической теории являются экономические общественные отношения по поводу использования ограниченных ресурсов для того, чтобы производить блага, которые удовлетворяют безграничные общественные потребности. Также многие специалисты утверждают, что экономическая теория представляет собой науку о рациональности выбора.

Методы экономической теории

Если предмет науки описывает то, что она изучает, то методы отражают то, как познается определенный предмет. Предмет всегда характеризуется определенными методами исследования, а метод формирует предмет исследования.

В экономической теории различают две группы методов: общие и локальные. Общие или общенаучные методы характеризуют общий уровень научных исследований и направлений экономической методологии. С помощью них предоставляются конкретные инструменты для изучения отдельных сторон системы экономики. Локальные методы способны выделить специфические методы, которые характерны для той или иной системы. Универсальные методы используются при реализации любой методологии.

Универсальные методы экономического анализа

Среди универсальных методов экономического анализа можно перечислить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение. Анализ представляет собой расчленение объекта исследования на несколько элементов. Синтез представляет собой объединение элементов в одно целое.

Индукция является выведением общего из частных факторов, а дедукция движение от общего к частному. Абстракция выделяет существенные свойства предмета, допущение может быть «при прочих условия», обобщение представляет собой усреднение.

Экономическая теория также использует методы наблюдения, моделирования, эксперимента, графических изображений (схемы, графики, таблицы, диаграммы). Метод модели представляет собой исследование социально-экономических явлений в качестве теоретического образца или модели. Модели могут различаться по уровню обобщения, характеру действия и охвату.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание В соответствии с маржинализмом предметом экономического анализа являлось:

1. социально-психологические предпосылки поведения индивидов,

  • 10. Сущность собственности и раскрытие ее содержания на основе ряда категорий-элементов.
  • 11. Типы и формы собственности по субъектам.
  • 12. Натуральное хозяйство и товарное производство, их основные черты.
  • 13. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.
  • 14. Возникновение и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.
  • 15. Понятие рынка, его функции, преимущества и недостатки.
  • 17. Структура и инфраструктура рынков. Классификация рынков.
  • 19. Круговорот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Методы регулирования рыночной экономики.
  • 20. Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса.
  • 22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Регулирование рыночного равновесия государством.
  • 24. Точечная и дуговая эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
  • 25. Эластичность предложения по цене, ее виды, показатели, факторы. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
  • 26. Эластичность проса по цене и общий доход товаропроизводителя.
  • 27. Влияние налогов на рыночное равновесие.
  • 28. Экономические субъекты рынка.
  • 29. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
  • 30. Правила потребительского поведения и максимизации полезности.
  • 31. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения.
  • 32. Экономическая сущность предпринимательской фирмы. Виды фирм.
  • 33. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства. Изокванта.
  • 34. Общий, средний и предельный продукты переменного фактора производства. Закон убывающего предельного продукта.
  • 35. Бюджетные ограничения фирмы. Изокоста. Условие минимизации затрат.
  • 36. Содержание издержек производства и их классификация. Экономический и бухгалтерский подходы к издержкам.
  • 37. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки. Графическая интерпретация издержек.
  • 38. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
  • 39. Понятие дохода фирмы. Общий, средний и предельный доходы.
  • 40. Сущность прибыли, ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
  • 41. Рентабельность и ее виды.
  • 42. Факторы повышения эффективности производства.
  • 43. Национальная экономика и ее характеристика.
  • 44. Валовой внутренний продукт и способы его расчета.
  • 45. Номинальный, реальный и потенциальный ввп. Чистый национальный продукт (чнп), национальный доход (нд), личный доход (лд).
  • 46. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.
  • 47. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 48. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика.
  • 49. Функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Правила совокупного потребления.
  • 50. Функция сбережений. Средняя предельная склонности к сбережению.
  • 51. Взаимосвязь потребления и сбережений. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережения.
  • 52. Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 53. Основные проявления макроэкономической нестабильности. Циклические и нециклические колебания.
  • 54. Промышленный цикл и его фазы. Экономический кризис перепроизводства.
  • 55. Содержание и виды современной безработицы.
  • 56. Сущность и показатели измерения инфляции.
  • 1 . Предмет, функции, структура экономической теории. Экономическая теория есть наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей, о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной трудовой жизни людей, связанной с добычей средств для существования, об общественном богатстве. Важный вклад в развитие экономической теории сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория , три предмета экономической теории:1) эффективное использование ресурсов для более полного удовлетворения потребностей, возрастания качества;2) взаимодействие производительных сил и производственных отношений;3) вся система общества, включающая производительные силы, производственные отношения и надстройку (политику). Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии во взаимодействии их с производственными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и в потреблении на различных уровнях и звеньях микро- и макроэкономики. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (праграматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом. Здесь имеется в виду разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства и т.д.Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.). Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства явлений, целесообразность их использования.

    Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития. Такую задачу с 50-60 гг. стали выполнять экономисты во многих странах.

    2. Методы экономической теории.

    Каждая наука пользуется определенными методами познания своего предмета. Под методом обычно понимается способ, подход к исследуемым явлениям внешней реальности, приемы их анализа и описания. Кратко рассмотрим наиболее существенные методы экономических исследований, которые достаточно широко используются и другими науками.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    В экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического в их единстве. Каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют собой логическую систему.

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    3. Школы экономической теории.

    Первой школой научной политэкономии был меркантилизм (от итальянского слова «меркантэ» -- торговец, купец). Эта школа исходила из того, что источником богатства общества является торговля. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. Затем возникает школа классической западной политэкономии. Ее представителями были физиократы во главе с Франсуа Кене. Они первые перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. В дальнейшем возникает школа классической буржуазной политэкономии, блестящими представителями которой были У. Петти, А.Смитт, Д. Рикардо и С. Сисмонди. В 19 столетии К. Маркс и Ф. Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщающее название – марксизм. В границах этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях. Во второй половине 19-20 столетия в западной политэкономии складывается несколько школ: 1.Австрийская школа, которая обосновала теорию предельной полезности благ. В соответствии с этой теорией полезность хозяйственных благ зависит от редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя единица запаса. 2. Кембриджская школа (Великобритания). Ее родоначальником был Альфред Маршалл, основной труд которого «Принципы политической экономии». 3.Американская школа. Возглавил ее Джон Бейц Кларк. Главное в концепции Кларка – теория предельной производительности факторов, что прежде всего имеет важное значение для микроэкономики. 4.Лазанская школа. Лидер этой школы Леон Вальрас. Это математическая школа, школа математического моделирования. Леон Вальрас ввел в экономическую науку понятие экономического равновесия и разработал макроэкономическую теорию общего экономического равновесия. Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику, как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Современные экономические школы

    Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

    Институционалисты. Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства.

    Василий Леонтьев - американский экономист, автор модели "Затраты и выпуск".

    Монетаристы. Представители: Фридмен. Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики.

    Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

    1. Материальные блага включают: a. естественные дары природы (земля, воздух, климат); b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности; c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.); d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). 2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

    Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д. Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

    Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ. Экономические блага делят на долговременные , предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные , исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

    Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно" , в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

    Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

    В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

    - Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) - деятельность, связанная с внешней торговлей;

    - Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) - сельскохозяйственное производство;

    Английская классическая политэкономия (У. Петти , А. Смит) - труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

    - Марксизм (К. Маркс) - экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

    - Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

    Неоклассическое направление (А. Маршалл). - Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” - аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

    - Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) - необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

    Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

    Предмет экономической теории - это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.

    Различают :

    Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.

    Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.

    Основные функции экономической теории:

    - познавательная - состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;

    - методологическая - проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;

    - образовательная - помогает овладевать экономическими знаниями и принимать на их основе рациональные экономические решения;

    - практическая (прикладная) - заключается в разработке конкретных принципов и способов оптимального хозяйствования, научном обосновании государственной экономической политики.

    Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.


    Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.

    Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

    Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).

    Методы экономической теории.

    Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

    К универсальным методам относятся:

    - анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

    - индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

    - абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

    В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

    Выводы

    1. Экономика (от греч. - эйкос - хозяйство, номос - закон) - наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.

    2. Предмет экономической теории - экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.

    3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.

    4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.

    5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.

    6. Исходные экономические понятия: ресурсы, потребности. Экономическая аксиома: “ресурсы ограничены - потребности бесконечны”. Основные экономические проблемы общества - “что, как и для кого производить”, - проблема выбора. Альтернативная стоимость - стоимость решения, от которого отказались. Простой моделью выбора является кривая производственных возможностей.

    7. Экономическая система - способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.

    Вопросы для повторения

    1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.

    2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?

    3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.

    4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?

    5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?

    6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?

    7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?

    8. Определите предмет экономической теории и ее функции.

    Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

    Таким образом предметом экономической теории является противоречие между и неограниченностью человеческих потребностей.

    Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики : это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

    В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

    • — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
    • — раздел экономической теории, который изучает функционирование в целом.

    В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

    В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.

    Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.

    Основные макроэкономические цели:
    • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
    • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
    • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
    • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

    Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

    Её основными видами являются:
    • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
    • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
    • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
    • Социальная политика
    • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

    Нормативный и позитивный подход в экономике

    На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

    И сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов.

    Позитивный подход анализирует:
    • к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;
    • при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
    • какова будет цена ее достижения
    Кроме того позитивный подход предполагает:
    • объяснение и прогнозирование экономических явлений;
    • изучение общеэкономических закономерностей;
    • выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями

    Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

    Экономические показатели: поток и запас

    Экономисты различают показатели, измеряемые за определенный период времени, то есть имеющие размерность потока , и показатели, измеряемые на момент времени, то есть имеющие размерность запаса .

    Фактор времени играет большую роль в экономике. Так ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования.

    Дисконтирование — это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.

    В экономической теории различают номинальные и реальные величины . Номинальные характеризуют стоимостные экономические показателив действующих, текущих ценах . Поскольку цены подвержены изменениям, то часто перед началом анализа у показателей устраняют влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен , называют реальными . Так в экономической теории различают реальную и номинальную заработную плату. Номинальная зарплата это зарплата в денежном выражении, а реальная — это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

    В экономической теории выделяют три периода времени:
    • Мгновенный — когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными
    • Краткосрочный — когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие — как переменные
    • Долгосрочный — когда все факторы рассматриваются как переменные

    Экономика — это общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества — поэтому тесто связана с другими общественными науками: социологией, юриспруденцией, психологией.

    Основные методы исследования экономической теории

    Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

    Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

    Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

    — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

    Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

    • Метод научной абстракции
      Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
    • Метод функционального анализа
      Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
    • Метод графических изображений
      Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
    • Метод сравнительного анализа
      Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
    • Метод Экономико-математического моделирования
      Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
    • Индуктивный и дедуктивный методы
      Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
    • Метод позитивного и нормативного анализа
      Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
    • Практические мероприятия
      Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

    Ошибки научного анализа

    При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

    К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
    • Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

    Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же в целом по стране приведет к росту цен, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

    • Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

    Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

    Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий , поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания и рост доходов населения.

    Функции экономики

    Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

    Согласно современному пониманию - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

    Как и всякая наука экономика выполняет прежде всего познавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть , формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

    Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

    Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию : на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

    См.Также

    На всех этапах развития общественного производства несоответствие между потребностями и благами для их удовлетворения предопределяет необходимость поиска экономической наукой ответов на следующие основные экономические вопросы (экономические проблемы) общества:

    1) что производить (какие блага и в каком количестве);

    2) как производить (какие выбрать ресурсы, какие использовать технологии);

    3) для кого производить (кому достанутся произведенные блага).

    Таким образом, экономическая теория – это наука выбора. Предмет экономической теории состоит в изучении рациональных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.

    Экономические процессы и явления могут рассматриваться как на уровне отдельных субъектов экономических отношений, так и на уровне национальной экономики в целом. Соответственно уровням анализа в экономической теории выделяются микро- и макроэкономика.

    Микроэкономика – это часть экономической теории, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, функционирование отдельных рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Микроэкономика объясняет, каким образом фирмы планируют объемы производства, как на решения потребителей влияют изменения цен товаров и их доходов, чем определяется взаимодействие предприятий различных отраслей и др.

    Макроэкономика - часть экономической теории, которая изучает функционирование экономики как целого с помощью совокупных величин. Макроэкономика направлена на объяснение установления общего равновесия, то есть достигаемого на всех рынках одновременно – товарном, ресурсном, денежном. Она исследует возможности влияния государства посредством определенных инструментов (денежно-кредитной политики, налоговой политики и пр.) на основные макроэкономические параметры - национальный объем производства, общий уровень цен, общий уровень занятости, процентную ставку.

    Предмет науки раскрывает то, что исследуется. Как исследуется проблема, показывает метод. Экономическая теория использует различные методы научного познания - научное абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство исторического и логического, системный подход, позитивный и нормативный методы, статистический метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и другие.

    Научное абстрагирование состоит в отвлечении в исследуемых процессах от единичного, случайного и выделении типичного, устойчивого. Чем точнее подобраны существенные элементы, тем в большей мере теоретический образ соответствует реальности. Обобщение устойчивых связей и зависимостей находит выражение в формулировании экономических категорий, законов и моделей.

    Экономическим законом называются наиболее существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы, как и законы природы, объективны, но в отличие от последних осуществляются не сами по себе, а через действия людей. Их познание позволяет управлять экономическими процессами. Многие экономисты считают, что экономические законы должны выражать высокую степень точности и всеобщность применения. Но поскольку реальная экономика слишком сложна, то более правомерным для ее описания является использование экономических моделей.

    Экономическая модель – это упрощенное описание некоторых сторон или свойств экономической действительности. Экономическая модель состоит из предпосылок, позволяющих установить взаимосвязи между экономическими переменными. Экономические модели могут быть словесными, графическими и символическими (математическими). Поскольку модель отражает экономическую действительность лишь в определенной степени, для правильности результатов важно, чтобы не анализируемые в данный момент характеристики экономической системы оставались неизменными. Данное условие выражается допущением «при прочих равных условиях ».

    Анализ состоит в расчленении исследуемого явления на составные элементы и исследовании каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое. Анализ начинает процесс раскрытия сущности, а синтез его завершает. Раскрытию сущности явлений служат также индукция и дедукция.

    Индукция означает движение мысли от частного к общему, логическое выделение на основе частностей общих положений. Дедукция означает движение мысли от общего к частному.

    Метод единства исторического и логического позволяет рассматривать экономические явления, с одной стороны, в том виде, в каком они существовали, то есть исторически; с другой стороны, в виде освобождения от случайностей процесса, то есть логически.

    Системный подход исходит из взаимосвязанности всех процессов в реальном мире круговой причинностью.

    Статистический метод состоит в сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные закономерности экономических явлений и процессов в связи с их качественным содержанием

    Познание экономических явлений может осуществляться на основе позитивного и нормативного подходов. Позитивный подход состоит в описании, анализе и систематизации экономических фактов такими, какими они выступают в реальной действительности, без их оценки. Позитивное утверждение может быть подтверждено (принцип верификации) или опровергнуто фактами (принцип фальсификации). Нормативный подход основан на оценочных суждениях, он имеет дело с тем, что должно быть. Нормативное утверждение зависит только от взгляда автора.

    Место и роль экономической теории как науки определяются теми функциями, которые она выполняет. Познавательная функция экономической теории состоит в изучении общественного производства, сущности экономических явлений и процессов.

    Теоретическая функция состоит в выявлении общих принципов и законов экономического поведения субъектов, раскрытии тенденций экономического прогресса.

    Выполняя методологическую функцию , экономическая теория выступает исходной фундаментальной базой для конкретных экономических дисциплин.

    Практическая функция экономической теории заключается в научном обосновании экономической политики, разработке принципов и методов рационального хозяйствования.

    Поскольку у различных людей как представителей определенных социальных групп имеется разное представление о сущности экономических процессов, то экономическая теория несет также ту или иную мировоззренческую функцию .

    Основные понятия

    Контрольные и дискуссионные вопросы

    1. Почему людям приходится осуществлять экономическую деятельность?

    2. Что является объектом познания в экономической теории?

    3. Каковы основные этапы развития экономической теории?

    4. Охарактеризуйте основные экономические вопросы, стоящие перед любым

    обществом.

    5. Что является предметом экономической теории?

    6. Какие источники экономической информации Вы знаете?

    7. Рассмотрите основные методы исследования, используемые при изучении экономических явлений и процессов.

    8. В чем различия между позитивной и нормативной экономикой?

    9. Как связаны между собой микро- и макроэкономика?

    10. В чем состоит социально-экономическое значение экономической теории?

    Контрольные задания

    1. Определите, верны или неверны следующие утверждения. Обоснуйте свою точку зрения:

    1.1. Экономия – это наука о национальном богатстве.

    1.2. Физиократы совершили маржиналистскую революцию.

    1.3. Макроэкономический метод предполагает использование совокупных величин.

    1.4. Анализ относится к формам умозаключения.

    1.5. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в бизнесе.

    2. Определите утверждения, относящиеся к микро- или макроэкономике:

    2.1. Поздние заморозки обусловили невысокий урожай черешни в южных районах России.

    2.2. Минимальный размер (базовая часть) пенсии по возрасту в 2005 году составил в нашей стране 900 рублей.

    3. Определите, какое утверждение является позитивным, а какое нормативным. Обоснуйте свою точку зрения.

    3.1. Поскольку людям не следует курить, необходимо увеличить налоги на табачные изделия.

    3.2. Если налоги на табачные изделия возрастут, то объем потребления табачных изделий снизится.

    4. Выберите правильный ответ.

    4.1. Что не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

    а) эффективное использование ресурсов;

    б) неограниченные производственные ресурсы;

    в) максимальное удовлетворение потребностей.

    4.2. Какой из примеров иллюстрирует экономическую модель:

    а) в 2007 году падения промышленного производства в России не будет;

    б) рост безработицы способствует замедлению инфляции;

    в) торговля на Лондонской фондовой бирже.

    4.3. Что нельзя отнести к общественным институтам:

    а) обычай обмена дарами;

    б) акционерные предприятия;

    в) Липецкий государственный технический университет.

    4.4. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

    а) производство в масштабах всей экономики;

    б) экономические явления в течение короткого периода времени;

    в) взаимодействие отдельных экономических субъектов.

    Решение контрольных заданий

    1.1. Неверно.

    Экономия – это прикладная наука о ведении хозяйства. Наука о национальном богатстве – это политическая экономия.

    1.2. Неверно.

    Маржиналистскую революцию совершили экономисты австрийской школы К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

    1.3. Верно.

    Макроэкономический уровень – это исследование таких совокупных величин как темп инфляции, уровень безработицы в стране, общий объем национального производства и другие.

    1.4. Верно.

    В процессе анализа исследуемое явление расчленяется на составные части. Такое расчленение происходит мысленно, в уме.

    1.5. Неверно.

    Цели изучения экономической теории определяются ее предметом и функциями. Хотя, бесспорно, что человек с образованием имеет больше шансов сделать успешную карьеру, чем не имеющий специальных профессиональных знаний.

    2.1. Микроэкономика.

    Невысокий урожай повлияет на предложение и рыночную цену конкретного продукта (черешни). Функционирование отдельных рынков является предметом исследования в микроэкономике.

    2.2. Макроэкономика.

    Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые государством своим гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности и прочего; одна из форм социальной защиты граждан, осуществляемой в масштабах всей страны.

    3.1. Нормативное утверждение.

    Нормативное утверждение содержит оценку – людям не следует курить – и исследует, как должно быть – необходимо увеличить налоги на табачные изделия. Нормативное утверждение, как правило, содержит рекомендации для осуществления каких-либо действий.

    3.2. Позитивное утверждение.

    Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений в форме констатации факта, который относится к прошлому, настоящему или будущему. Обратившись к статистическим данным, мы сможем подтвердить или опровергнуть факт снижения объема спроса на табачные изделия вследствие увеличения налогов на них.

    Позитивное утверждение может относиться к настоящему времени, прошлому и будущему.

    4.1. б) Неограниченные производственные ресурсы.

    Если бы ресурсы для удовлетворения потребностей людей были бы неограниченными, не было бы потребности в осуществлении экономической деятельности.

    4.2. б) Рост безработицы способствует замедлению инфляции.

    Экономическая модель должна описывать взаимосвязь (например – рост одного способствует замедлению другого) между определенными экономическими переменными (например - безработицей и инфляцией).

    В пункте а) имеет место сообщение факта.

    В пункте в) называется конкретная экономическая деятельность.

    4.3. в) Липецкий государственный технический университет.

    Термин «институт» охватывает большую совокупность явлений и процессов экономического и внеэкономического порядка в широком смысле, например: государство, корпорации, общественные организации, обычаи и привычки людей и т.д.

    Общественные институты – это конкретные структуры, а также нормы поведения, совокупность культурных образцов и т.п. явлений, с помощью которых упорядочиваются отношения между людьми. ЛГТУ – это отдельный элемент, частная форма такого общественного института как государственная система высшего образования.

    4.4. в) Взаимодействие отдельных экономических субъектов. Микроэкономика охватывает индивидуальное принятие решений.

    Пункт а) имеет отношение к макроэкономике.

    Пункт б) может иметь отношение и к микроэкономике и к макроэкономике.