Экономика. Курс лекций

Раздел I. Введение в экономику
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
1.1. Что изучает экономическая теория? (Предмет экономики).
1.2. Важнейшие экономические понятия.
1.3. Проблема эффективности.
1.4. Метод экономической теории.
1.5. Из истории развития экономической теории.
Важнейшие термины и понятия .

Тема 2. Рыночная экономика
2.1. Различные экономические системы.
2.2. Общая характеристика рыночной экономики.
2.3. Предприятия в рыночной экономической системе.
2.4. Экономическая роль государства.
Важнейшие термины и понятия .

Раздел II. Микроэкономика
Тема 3. Спрос, предложение и цена
3.1. Спрос и его факторы.
3.2. Предложение и его факторы.
3.3. Цена и ценообразование.
3.4. Конкуренция и модели рынка.
3.5. Недостатки рынка и необходимость государственного регулирования.
.
Вопросы для повторения и задания .

Тема 4. Поведение потребителей, потребительский выбор
4.1. Простейшая модель поведения потребителей
4.2. Потребительский набор и бюджетное ограничение
4.3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности
Важнейшие термины и понятия
Вопросы для повторения и задания

Раздел III. Макроэкономика
Тема 7. Макроэкономические проблемы и показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение
7.1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи
7.2. Валовой внутренний продукт
7.3. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними
7.4. Уровень цен и его измерение
7.5. Совокупный спрос
7.6. Совокупное предложение
7.7. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
Важнейшие термины и понятия
Вопросы для повторения
Список рекомендуемой литературы .

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность в рыночной экономике
. 11.1. Безработица и политика занятости.
. 11.2. Инфляция и антиинфляционная политика.
. 11.3. Экономический цикл и политика стабилизации.
. 11.4. Экономический рост.
. Важнейшие термины и понятия.
. Вопросы для повторения и задания.
. Список рекомендуемой литературы .

Раздел IV. Международная экономика
Тема 12. Мировое хозяйство и международная торговля
. 12.1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения.
. 12.2. Теории международной торговли.
. 12.3. Международная торговля.
. 12.4. Международная торговля услугами.
. 12.5. Регулирование международной торговли.
. Важнейшие термины и понятия.
. Вопросы для повторения и задания.
. Список рекомендуемой литературы .

Тема 14. Международные финансы и экономическая интеграция
. 14.1. Валютный курс и валютный рынок
. 14.2. Платежный баланс
. 14.3. Международная валютная система
. 14.4. Экономическая интеграция
. Важнейшие термины и понятия
. Вопросы для повторения и задания
. Список рекомендуемой литературы

Раздел V. Переходная экономика
Тема 15. Особенности переходной экономики
. 15.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
. 15.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
. 15.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
. 15.4. Экономическая роль государства
. 15.5. О критериях завершения переходного периода
. Важнейшие термины и понятия
. Вопросы для повторения
. Список рекомендуемой литературы

Глоссарий экономических терминов и понятий

Бирюков Вячеслав Алексеевич кандидат экономических наук, доцент;

Зверев Анатолий Фёдорович кандидат экономических наук, доцент;

Игнацкая Марина Анатольевна кандидат экономических наук, доцент;

Исаев Валерий Анатольевич кандидат экономических наук, доцент;

Карпусь Николай Петрович кандидат экономических наук, доцент;

Кузьмин Дмитрий Валентинович старший преподаватель кафедры политической экономии;

Динкевич Анатолий Иосифович доктор экономических наук, профессор;

Федякина Лора Николаевна доктор экономических наук, профессор.

Программа курса
Программа предназначена для односеместрового курса экономики, изучаемого студентами гуманитарных (неэкономических) специальностей в системе дистанционного обучения.
Курс предполагает освоение основ экономической теории рыночного хозяйства и переходной экономики.

Аннотация
Настоящий односеместровый курс "Экономики" является частью общеобразовательной подготовки студентов гуманитарных специальностей на первых курсах обучения в системе дистанционного образования. Курс преследует несколько целей: во-первых, ознакомиться и освоить важнейшие понятия микроэкономической и макроэкономической теории, дать общее представление о механизме и принципах функционирования рыночной экономики и переходной экономики, во-вторых, сформировать понимание теоретических основ экономической политики правительства в странах с рыночной и переходной экономикой, основных направлений и инструментов этой политики, в-третьих, заложить основы экономического образа мышления, позволяющего адекватно оценивать идущую потоком общую экономическую информацию и использовать ее в своей практической деятельности.

В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Экономическая теория». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений, политологов, журналистов и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экономическая теория». Оно имеет следующую структуру: программа курса; тематика и требования к написанию контрольных работ; конспект лекций; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение – функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М. Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Тема 1. Введение в экономическую теорию
1.1. Эволюция экономической мысли
1.2. Предмет экономической теории и ее функции
1.3. Основные методы и принципы экономического анализа
Тренировочные задания к теме 1
Тема 2. Собственность и предпринимательство
2.1. Развитие научных представлений о собственности
2.2. Типы, формы и виды собственности
2. 3. Сущность и формы предпринимательства
Тренировочные задания к теме 2
Тема 3. Общие проблемы экономического развития
3.1. Объективные условия и противоречия экономического развития
3.2. Ключевые вопросы экономики
3.3. Экономические системы
Тренировочные задания к теме 3
Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства
4.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства
4.2. Причины возникновения и условия развития рынка
4.3. Структура и инфраструктура рынка
Тренировочные задания к теме 4
Тема 5. Механизм рыночной системы
5.1. Основы теории спроса и предложения
5.2. Понятие эластичности и ее виды
5.3. Место и роль конкуренции в рыночной системе
Тренировочные задания к теме 5
Тема 6. Частный сектор в экономике
6.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике
6.2. Поведение потребителя в рыночной экономике
6.3. Предприятие в рыночной экономике
Тренировочные задания к теме 6
Тема 7. Роль государства в современной экономике
7.1. Экономические функции государства
7.2. Сущность государственного регулирования экономики
7.3. Государство как хозяйствующий субъект
Тренировочные задания к теме 7
Тема 8. Национальная экономика: результаты и измерения
8.1. Мера экономического успеха в современных обществах
8.2. Система национальных счетов
8.3. Баланс народного хозяйства
Тренировочные задания к теме 8
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение
9.1. Проблемы частичного и общего равновесия
9.2. Модели макроэкономического развития
9.3. Совокупный спрос и совокупное предложение
Тренировочные задания к теме 9
Тема 10. Экономический рост и циклические колебания
10.1. Сущность и типы экономического роста
10.2. Модели экономического роста
10.3. Циклические колебания экономического роста
Тренировочные задания к теме 10
Тема 11. Особенности экономической политики государства
11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты
11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика
11.3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
11.4. Социальная политика
Тренировочные задания к теме 11
Тема 12. Теоретические основы региональной экономики
12.1. Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа
12.2. Проблемы классификации регионов
12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики
12. 4 Прогнозирование регионального развития
Тренировочные задания к теме 12
Тема 13.Мировая экономика и мировая торговля
13.1. Мировое хозяйство: его содержание и структура
13. 2. Внешнеэкономическая политика государства
13. 3. Международная валютная система и валютный курс
Тренировочные задания к теме 13
Дополнительная информация
Терминологический словарь
Рекомендуемая литература
Об авторе

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая теория, Конспект лекций, Шевчук Д.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.


Конспект лекций по дисциплине

экономическая теория

Нижний Новгород

Гарина Е.П. Экономическая теория: Конспект лекций по дисциплине – ВГИПУ, 2009

Конспект лекций по дисциплине «Экономическая теория» представляет краткое содержание основных разделов и тем курса в соответствии с рабочей программой дисциплины.

© Гарина Е.П.

Конспект лекций по дисциплине

«Экономическая теория»

Раздел 1. Общая экономическая теория

1.1. Предмет и методы экономической теории

1.2. Базовые экономические понятия

1.3. Собственность и хозяйствование

Раздел 2. Микроэкономика

2.1. Спрос и предложение

2.2. Рациональное поведение потребителя

2.3. Производство и производственные отношения

2.4. Предприятие как основной субъект экономических отношений

2.5. Рынок. Типы рыночных структур

2.6. Рынок труда. Распределение доходов

2.7. Рынки капитала и земли


Раздел 1. Общая экономическая теория

Тема 1.1. Предмет и методы экономической теории

Вопрос 1. Этапы развития экономической теории

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве (термин ввел Ксенофонт). Понятие «экономика» впервые вводит Аристотель – дословно «ойкономос» (ойкос- дом, номос – учение). Аристотель различает два вида деятельности в рамках экономики: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения.

При капитализме возникает самостоятельная наука – политическая экономия (термин ввели меркантилисты) – наука, изучающая сферу обращения . Ее первыми представителями были У. Петти и П. Буагильбер. Позднее физиократы (Ф.Кенэ) в качестве основного предмета исследования политической экономии выделяли уже сферу производства , а Рикардианская школа (Д. Рикардо) определила, что в центре внимания должна находиться сфера распределения . Завершает развитие политической экономии Сисмонди, который считает, что в центре изучения должна быть сфера потребления.

Во второй половине XIX века понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс» - экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе.

По сути, экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Таким образом, наука прошла три этапа в своем развитии. Этапы получили название: «экономия», «политическая экономия» и «экономикс».

Современное определение науки следующее: Экономика - это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра).

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., считавшие единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в с/х. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ.

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Основателем школы был Адам Смит. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Автором является Дж.М. Кейнс. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Марксизм – учение немецкого экономиста, философа, социолога К.Маркса. Его теория основана на положениях о классовой борьбе – доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Представителями этой школы являются К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер. Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Математическая школа – направление в теоретической экономике, использующее математические методы и модели для описания экономических процессов и расчета экономических показателей в ходе анализа, прогнозирования, планирования.

Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Неоклассицизм – современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А.Смита и Д. Риккардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категорию спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия.

Вопрос 2. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории в разных школах трактуется по разному. Например: В классической политической экономии приоритетной сферой исследования следует назвать сферу производства, марксизм исследует производственные отношения, носящие классовый характер, между людьми, а неоклассики анализируют рыночное хозяйство и др.

С начала 1930–х годов предмет экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика – (от греч. macros – большой и экономика) – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения макроэкономики являются свободные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Макроэкономика изучает средние по стране показатели, такие как средние доходы, средняя заработная плата, цены, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика – (от греч. micros – малый) – часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, потребителей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними, отдельных рынков. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления.

Объектом изучения микроэкономика так же служат отношения между производителями и государством на различных рынках.

Современная трактовка предмета – изучается поведение человека с позиции ограниченности ресурсов и их альтернативного использования.

Вопрос 3. Методы экономической теории

Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).

Первым методом, который использовала экономика, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Формальная логика использует понятие – фиксируется мысль о предмете; суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо; умозаключение – прием мышления, посредством которого получают итоговое знание.

В последствии из формальной логики выделились синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др.

Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.

Данное учебное пособие содержит курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». Лекции содержат все вопросы, раскрывающие сущность экономической теории, сконцентрировано внимание на основных понятиях и определениях. Структура издания позволяет студентам систематизировать и конкретизировать свои знания и использовать данное пособие при подготовке к экзаменам и зачетам по дисциплине «Экономическая теория». Пособие рекомендуется студентам высших учебных заведений обучающимся по специальностям: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика управления на предприятии», «Финансы и кредит».

Лекция № 1. Общие понятия экономической теории

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории

Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

1) сфера материального производства (какие-либо товары);

2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:

1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Существует несколько функций экономической теории:

1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;

2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;

3) методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;

4) практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;

5) критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;

6) прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:

1) наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

3) метод анализа и синтеза:

а) при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению;

б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;

4) метод индукции и дедукции:

а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;

б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;

5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

6) метод единства исторического и логического подхода – экономическая теория показывает явление в движении, т. е. в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;

7) экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

8) моделирование или построение экономической модели; экономическая модель – это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

10) расчетно-аналитические;

11) статистические и др.

2. Производство и экономика

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства – материальный фактор.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:

1) количеством продукции в единицу времени;

2) количеством времени на единицу продукции.

Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.

Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда:

1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве;

2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;

3) уровень развития науки и техники и их применение в производстве;

4) степень эффективности использования ресурсов производства;

5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;

6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд – непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.

В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.

Основные пути формирования работника нового типа:

1) разносторонняя образовательная и профессиональная кадровая подготовка – ведется на основе непрерывного широкопрофильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприятиях;

2) интеллектуализация труда – проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий характер; человек больше работает головой, а не руками;

3) гуманизация труда – это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что предполагает выполнение научных рекомендаций эргономики, направленных на облегчение, оздоровление и повышение комфорта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека;

4) демократизация производства – осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов.

Свою способность к труду человек может использовать по двум основным направлениям: либо как предприниматель, организовавший свой бизнес, либо как наемный работник у предпринимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людьми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель – это организатор и движущая сила производства.

Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это предметы, с помощью которых человек создает необходимые блага (например, машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспорт). Предметы труда – это предметы, на которые человек воздействует в процессе производства и которые составляют материальную основу будущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие материалы).

По происхождению средства производства делятся на два вида:

1) природные ресурсы – те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);

2) произведенные ресурсы – предметы, созданные или обработанные человеком и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).

Необходимо выделять три уровня производства:

1) труд индивидуального работника;

2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);

3) производство на макроуровне (в рамках общества).

Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупателя, производителям необходимо его доставлять – например, в магазины, оптовые базы, склады и т. д. – т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все остальные фазы, называется воспроизводством.

Производство – это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.

Распределение – это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распределяются необходимые ресурсы для возобновления производства.

Обмен – это этап, на котором происходит обмен деятельностью между людьми и обмен продуктами труда.

Потребление – это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это заключительная фаза воспроизводства.

Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать отдельно, они тесно связаны между собой.

Воспроизводство бывает двух видов:

1) экстенсивное – в производство вовлекаются дополнительные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая основа производства остается без изменения (изменение количества, а не качества);

2) интенсивное – предполагает совершенствование технологий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количества).

Для эффективного развития экономике страны необходимо перейти на интенсивный тип воспроизводства.

Различают две формы воспроизводства:

1) индивидуальное воспроизводство – в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;

2) общественное воспроизводство – в масштабах страны, национальной экономики в целом, что предполагает образование фондов:

а) фонд возмещения – обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (заработная плата работников, средства на покупку сырья, обновление технологического оборудования и т. п.);

б) фонд накопления – обеспечивает организацию процесса воспроизводства, образование страховых запасов и резервов страны;

в) фонд потребления – обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов общества.

Следует различать 2 типа воспроизводства:

1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизводства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;

2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроизводства состоит в том, что в течение отчетного периода произведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и качество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распадается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).

Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоянном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства – процесс производства – реализация произведенных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капитала (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по-разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборотный.

Основной капитал (основные фонды) – это средства труда, которые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денежной форме называются основными средствами.

Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные основные фонды – это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование). Пассивные основные фонды – это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основных фондов:

1) фондоотдача – показатель, отражающий степень продуктивности фондов; определяется стоимостью продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов;

2) фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, он характеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции;

3) коэффициент сменности работы оборудования – показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определенного периода.

Оборотный капитал (оборотные фонды) – это предметы труда, участвующие в производстве однократно. Они полностью потребляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимателю полностью возвращается в денежной форме стоимость оборотных фондов.

Наряду с основными и оборотными фондами, обслуживающими процесс производства, существуют фонды обращения, которые обслуживают процесс обращения (заготовка предметов труда и сбыт готовой продукции).

Фонды обращения и оборотные фонды оборачиваются одинаково и используются за один кругооборот, поэтому их объединяют и в денежном выражении называют оборотными средствами.

3. Ресурсы и факторы производства

В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.

Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.

Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:

1) недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);

2) долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);

3) настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;

4) будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;

5) прямые – это блага, направленные только на потребление;

6) косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;

7) взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);

8) взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.

Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.

Существует несколько разновидностей ресурсов:

1) природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);

2) человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;

3) капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;

4) предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.

Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.

В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.

Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства.

Рассмотрим их основные виды:

1) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;

2) труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;

3) капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал;

4) предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).

Наиболее наглядно виды ресурсов можно представить в виде рисунка.


Рис. 1. Основные виды ресурсов производства и доходов от их использования


Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.

Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку. В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей. Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях. При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.

4. Экономические системы, их основные типы

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

1) взаимодействие факторов производства;

2) единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;

3) ведущее место собственности.

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике, необходимо определить ее главные составляющие:

1) какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;

2) какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;

3) какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;

4) каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

1) общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);

2) кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);

3) централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);

4) концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);

5) интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал. Для такой системы характерна активная роль государства.

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;

3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

1) поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);

2) усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;

3) решало следующие задачи по стабилизации экономики:

а) создание устойчивой денежной системы;

б) обеспечение полной занятости;

в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;

г) регулирование платежного баланса;

д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

5. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Во всех без исключения случаях противоречие «потребности – ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

Что производить? – т. е. выпуску какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком количестве его требуется производить? Это практически вопрос об ассортименте товара, и, решая его, производитель вновь сталкивается с проблемой ограниченности.

Данный выбор делают все: и мелкий предприниматель, и любая крупная организация.

Как производить? – т. е. какую выбрать технологию для производства данного товара или услуги? Их существует несколько видов:

1) технология ручная – технология, в которой используется большое количество неквалифицированного труда;

2) автоматизированная технология – это технология, в которой эффективно совмещается труд человека и различных механизмов;

3) автоматическая технология – это технология, при которой человеческий труд вообще не используется.

Самым эффективным и прогрессивным является производство продукции с применением наиболее совершенной технологии. Но это потребует больших финансовых затрат, и не каждый производитель может позволить себе такие технологии.

Для кого производить? – т. е. кто сможет потребить произведенные товары или услуги? Рыночная экономика отвечает на этот вопрос следующим образом: наибольший уровень потребления будет обеспечивать себе человек, имеющий максимальный доход от принадлежащих ему факторов производства.

Выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Альтернативная стоимость может иметь как денежное, так и товарное выражение.

Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом. Итак, альтернативной стоимостью товара или услуги называется стоимость того товара или услуги, от которого пришлось отказаться в пользу предпочтенных товаров. Но определяется альтернативная стоимость наилучшим из отвергнутых вариантов.

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики.

Предположим, что объем производственных ресурсов страны (рис. 2) позволяет производить либо 20 тракторов, либо 20 автомобилей, либо любую комбинацию этих двух товаров, расположенную на линии АД. Например, производственные возможности в точке В позволяют производить одновременно 16 тракторов и 4 автомобиля. Невозможно произвести одновременно из-за необеспеченности ресурсами по 20 штук и тракторов, и автомобилей.

Если производство находится в точке G, то это означает, что имеющиеся ресурсы используются неэффективно, например не все работники имеют работу, простаивает производственное оборудование и т. д.

Линия АД показывает максимум – предел производственных возможностей в данный момент, ориентир потенциальной эффективности. Однако в реальной жизни линия АД не бывает прямой (рис. 2). Линия будет выглядеть как прямая, если любая единица ресурсов одинаково пригодна для производства обоих альтернативных товаров. Такого в реальной жизни не встречается практически никогда, а кривая производственных возможностей имеет вид, представленный на рисунке 3. Таким образом, кривая производственных возможностей показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов.


Рис. 2. Кривая производственных возможностей


Рис. 3. Реальная кривая производственных возможностей


Если проследить альтернативную стоимость увеличения производства тракторов, то мы увидим, что она увеличивается. Главная причина – неполная взаимозаменяемость ресурсов. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью строить ракеты, а оборудование для выпуска автомобилей едва ли может быть применено для консервирования овощей. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.

для студентов неэкономических специальностей

(с заданиями для самостоятельной работы студентов)

Составитель Федонина О. В.,

стё преподаватель кафедры экономической теории

Тема 1. Предмет и принципы экономической науки

1.Предмет и функции «экономики».

3.Методологические основы экономической науки.

4.Экономическая система общества.

1. Предмет и функции «экономики».

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены об­щества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облига­ций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, ис­пользуя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их - результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйст­венная практика свидетельствуют, что экономическим агентам посто­янно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов 1 .

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добы­ваемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средст­ва и т. д.).

Важнейшие характеристики экономики - это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического про­гресса (НТП), место человека в экономике. Но главное - насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потреби­теля.

Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.

В основу классификации разделов положен принцип: национальное хозяйство в це­лом (макроэкономика) и другой уровень - функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, кото­рые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохо­зяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства.

Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики.

Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с уче­том постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаи­модействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вто­рых, это исследование воздействия государства (парламент, регули­рующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяй­ства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хо­зяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расхо­дов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуе­мых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяй­ствах экономических процессах, которые составляют эти объекты.

В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать - микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных по­собиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение от­дельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различ­ных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осу­ществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воз­действия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него.

Функции экономической науки .

Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Во-вторых, методологическая. В-третьих, практическая. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы зна­чительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России эконо­мическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается ис­пользования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. разработок Цент­рального экономико-математического института Российской Акаде­мии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция - разра­ботка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция - непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики.

Невозможно изучать современную рыноч­ную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная по­литика государства в значительной степени и, следовательно, бла­госостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроник­новение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе.

Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс - это главный компонент современной экономической науки, использование кото­рого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?