Для кейнсианского течения характерен. Основные положения кейнсианства

Ответ

Одним из основных направлений мировой экономической мысли, занимающих промежуточное положение между классическим и неоклассическим направлениями, является кейнсианство, основоположником которого был английский экономист, государственный деятель и публицист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). Зарубежные ученые-экономисты ставят его вровень с А. Смитом и К. Марксом. Главный труд Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), по мнению зарубежных экономистов, изменил экономическое мышление в ХХ в. Существенное значение в формировании его теоретических взглядов имел мировой экономический кризис 1929–1933 гг., который доказал необходимость государственного вмешательства в регулирование капиталистической экономики. Согласно кейнсианской экономической теории, капиталистическая экономика сама по себе не может обеспечить полное использование своих ресурсов, и для достижения полной занятости можно применять фискальную и денежно-кредитную политику. Кейнсианство исходит из того, что решение проблем национального дохода и занятости нужно искать не на стороне предложения ресурсов, а на стороне эффективного спроса и его компонентов – потребительского спроса и инвестиционного спроса, а также факторов, определяющих их динамику. В качестве исходного пункта анализа Кейнс избрал проблему занятости. Согласно неоклассической теории, занятость зависит от предельной производительности труда, определяющей спрос на труд, и предельной тягости труда, оцениваемой работниками их реальной заработной платой, определяющей предложение труда. Эту зависимость популярно можно сформулировать следующим образом: чем ниже реальная зарплата, тем выше уровень занятости, и наоборот. По Кейнсу, уровень занятости определяется динамикой эффективного спроса, который, в свою очередь, складывается из ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых инвестиций.

Эффективный спрос кейнсианская экономическая теория рассматривает в тесной связи с действием трех факторов: 1) склонности к потреблению; 2) склонности к инвестициям; 3) предпочтения ликвидности. Суть государственного вмешательства, согласно этой теории, заключается в том, чтобы переместить уровень равновесия на уровень полной занятости, под которой понимается так называемый нормальный уровень безработицы (от 3 до 7 %). Расширить совокупный спрос предлагается посредством двух способов. Во‑первых, путем увеличения доходов. Во‑вторых, за счет сокращения налогов. Чтобы удовлетворить совокупный спрос, государство должно расширить производство, улучшая качество работников. Этот эффект получил название «эффекта мультипликатора». Государство, снижая налоги и ставки процента, тем самым стимулирует рост капиталовложений. Повышение нормы накопления выступает решающим фактором роста занятости. В этом пункте Кейнс, в сущности, продолжает «традицию» А. Смита и К. Маркса, ибо, например, К. Маркс исходил из того, что величина накопления есть независимая переменная, а величина зарплаты и, следовательно, занятости – величина зависимая, а не наоборот. Таким образом, именно государство выступает главным стимулятором роста и занятости.


Кейнсианцы внесли крупный вклад в теорию экономического роста. Английский экономист Р. Харрод и американский экономист Е. Домар развили концепцию Кейнса, рассматривающего инвестиции как фактор дохода, выдвинув в конце 1940‑х гг. независимо друг от друга положение о том, что инвестиции обладают двойным эффектом: приносят доход и создают производственные мощности. В рамках этой модели были сформулированы совокупные условия, обеспечивающие возможность поддержания устойчивых темпов развития в долгосрочном периоде.

Новый вариант моделей экономического роста был разработан английскими экономистами Джоан Робинсон (1903–1983) и Николасом Калдором (1908–1986), согласно которым темп экономического роста находится в зависимости от распределения доходов на заработную плату и прибыль. Однако трактовки этой зависимости в кембриджской школе неоднозначны. Одна группа экономистов утверждает, что повышение темпа экономического роста может быть обеспечено путем распределения национального дохода в пользу прибыли, другая – в пользу зарплаты. Практические рекомендации, вытекающие из кейнсианской экономической теории, широко использовались в США, Японии, в странах Западной Европы, что позволило деформировать экономические циклы, в результате чего экономические кризисы стали менее длительными и глубокими.

В первой половине 1950‑х гг. возникло неокейнсианство, которое до конца 1970‑х гг. оставалось одной из главных концепций политики развитых западных стран. Видным представителем неокейнсианства были Р. Харрод, Э. Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др. Неокейнсианство представляет собой разновидность макроэкономических концепций, отличающихся целями и методами макроэкономической политики. В теории оно акцентирует внимание на проблемах экономической динамики и экономического роста, ратует за постоянное и прямое государственное регулирование экономики. Его проблематика теории сместилась от теории занятости к теории экономического роста. Методология неокейнсианства отличается макроэкономическим подходом к исследованию проблем воспроизводства, позволяющим выявить общие количественные зависимости процесса воспроизводства. Одновременно оно расширило и углубило теорию воспроизводства Кейнса, в частности его теорию мультипликатора, выдвинув теорию акселератора.

В условиях «монетаристской революции» последних десятилетий в неокейнсианстве усилилось и выделилось как самостоятельное его левое течение, получившее название посткейнсианства (Робинсон, Калдор, Страффа и др.), которое фундаментально критикует неоклассическую традицию, акцентируя роль в рыночной экономике неопределенности, монополий, несовершенной конкуренции и т.д. Пост‑кейнсианцы выдвигают идею необходимости проведения «политики доходов» со стороны государства с целью сбалансирования сферы распределения.

Посткейнсианство сложилось в результате слияния двух течений кейнсианской теории: 1) критиков ортодоксального кейнсианства, сторонниками которого были Дж. Р. Хикс, Э. Хансен, П. Самуэльсон и др. и 2) сторонников левого кейнсианства (Дж. В. Робинсон, П. Страффа, Н. Калдор и др.). В качестве основного средства увеличения совокупного спроса они рассматривали повышение зарплаты, проведение сильной социальной политики, ограничение монопольной власти и т.п.

Взгляды левых кейнсианцев вобрали в себя некоторые аспекты институционализма, монетаризма и марксизма. В институционализме их привлекает теория рынков и ценообразования, в монетаризме – проблема денег и денежного обращения, в марксизме – проблема воспроизводства.

В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис. Его результатом явилось сокращение валового национального продукта и доли инвестиций, рост безработицы. Кризис охватил США, Германию, Францию, Англию. Пострадали все классы и слои населения. Имели место массовые банкротства.

Неоклассики заявляли, что сложившаяся кризисная экономическая ситуация — это очищение экономики от балласта и по-прежнему настаивали на свободном выходе из кризиса. Однако время шло, а его намечалось. Кредит доверия неоклассикам был исчерпан. Они не могли ответить на вопросы: почему существуют кризисы перепроизводства и как выйти из кризиса.

Начались поиски новых доктрин. В этот период в США начал проводиться новый курс — курс Ф. Рузвельта (1882-1945 гг.), а в Германии и Италии — курс фашизма.

Теории Дж. М. Кейнса

В 30-е годы в экономической науке появилось имя Дж. Кейнса (1883-1946 гг.). В 1936 г. вышла в свет его основная работа «Общая теория занятости процента и денег». Вместе с выходом в свет этой книги наступил конец теории «невидимой руки рынка», конец теории автоматической настройки рыночной экономики.

Работа Кейнса содержит ряд новых идей. С первых страниц своей книги он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т.е. общей теории, в отличие от частной интерпретации этих категорий со стороны неоклассиков. Далее он исследует причину кризисов и безработицы и разрабатывает программу борьбы с ними. Тем самым Кейнс впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму.

Затем он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с данными проблемами. По Кейнсу, при их решении необходимо вмешательство государства. Фактически он нанес удар по неоклассическому направлению в целом, а также по тезису об ограниченности ресурсов. Имеет место не нехватка ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация теории предполагает полную занятость. Причем под последней Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он считал необходимой 3-хпроцентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.

Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объяснял недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной он назвал «основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, что с ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход. Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям.

Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Это вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (в ликвидной форме). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе.

Следовательно, недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. Кейнс делает следующий вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать.

Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству.

Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную (дополнительную) эффективность капитальных вложений, т.е. предельную рентабельность последней единицы капитала за счет дотаций, госзакупок и пр. В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

Главную ставку в увеличении совокупного спроса Кейнс делал на рост производительного спроса и производительного потребления. Недостаток личного потребления он предлагал компенсировать расширением производительного потребления.

Потребительский спрос нужно стимулировать через потребительский кредит. Кейнс также положительно относился к милитаризации экономики, сооружению пирамид, что, по его мнению, увеличивает размеры национального дохода, обеспечивает занятость рабочих и высокие прибыли.

Наиболее полное выражение макроэкономическая модель Кейнса нашла в теории так называемого «мультипликационного процесса». В основу этой теории положен принцип мультипликатора. Мультипликатор означает множитель, т.е. кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций. Кейнсианский «мультипликатор инвестиций» выражает отношение прироста дохода к приросту инвестиций.

Механизм «мультипликатора инвестиций» состоит в том, что инвестиции в какой-либо отрасли вызывают в ней увеличение производства и занятости. Результатом этого явится дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что вызовет расширение их производства в соответствующих отраслях, которые предъявят дополнительный спрос на средства производства.

По Кейнсу, мультипликатор инвестиций указывает, что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в R раз больше, чем прирост инвестиций.

Мультипликатор зависит от величины «склонности к потреблению» C/Y, где Y — национальный доход, C — его часть, расходуемая на личное потребление. Чаще рассматривается зависимость мультипликатора от «предельной склонности к потреблению», т.е. отношения прироста потребления к приросту дохода ΔС/ΔY. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора, и значит, тем больше сдвиги в занятости, вызываемые данным изменением в рамках инвестиций. Таким образом, теория мультипликатора обосновывает наличие прямой и пропорциональной связей между накоплением капитала и потреблением. Размер накопления капитала (инвестиций) обусловлен «склонностью к потреблению», а накопление вызывает множественное увеличение потребления.

Экономическое учениеДж. М. Кейнса

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) — выдающийся ученый-экономист современности. Он учился у не менее именитого ученого, основателя Кембриджской школы экономической мысли А. Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником, едва не затмив славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., охватившего многие страны мира, отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги иод названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Незаурядные способности к математике, обнаруженные еще в школе, стали ему важным подспорьем в годы учебы в Итоне и Королевском колледже в Кембридже, где он учился с 1902 по 1906 г. Причем ему довелось слушать «особые» лекции самого Д. Маршалла, по инициативе которого, как уже упоминалось, в Кембриджском университете с 1902 г. был введен курс «экономике» вместо «политической экономии» в традициях классической школы.

С 1906 но 1908 г. он являлся сотрудником в министерстве, проработав в первый год в военном отделе, а в дальнейшем — в отделе доходов, статистики и торговли Управления по делам Индии.

В 1908 г. по приглашению А. Маршалла ему предоставляется возможность прочитать курс лекций по экономической проблематике в Королевском колледже, после чего с 1909 по 1915 г. занимается здесь же преподавательской работой на постоянной основе одновременно и как экономист, и как математик.

Уже первая его экономическая статья под названием «Индексный метод» (1909) вызвала оживленный интерес; ее отмечают даже призом Адама Смита.

Достаточно скоро Дж.М. Кейнс получает и общественное признание. Так, с 1912 г. он становится редактором «Экономического журнала», сохранив за собой этот пост до конца жизни. В 1913- 1914 гг. является членом Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии. Еще одним назначением этого периода стало утверждение его в качестве секретаря королевского экономического общества. Наконец, широкую популярность принесла ему и первая, изданная в 1913 г., книга «Денежное обращение и финансы Индии».

Далее популярный б своей стране ученый-экономист Дж.М. Кейне дает согласие перейти на службу в британское казначейство, где с 1915 по 1919 г. занимается проблемами международных финансов, выступает нередко в качестве эксперта в финансовых переговорах Великобритании, проводившихся на уровне премьер-министра и канцлера казначейства. В частности, в 1919 г. он являлся главным представителем казначейства на мирной конференции в Париже и одновременно представителем британского министра финансов в Высшем экономическом совете Антанты. В том же году изданная им книга «Экономические последствия Версальского мирного договора» приносит ему всемирную известность; ее переводят на различные языки.

Затем Дж.М. Кей не на значительный период оставляет службу в государственных учреждениях, сосредоточившись на преподавательской работе в Кембриджском университете и подготовке научных публикаций. В их числе появляются «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие, приближавшие великого ученого к самому главному вышедшему в 1936 г. труду — «Общей теории».

К активной общественно-политической деятельности Дж.М. Кейнс возвращается в конце 1929 г., когда с ноября того же года его назначают членом правительственного комитета финансов и промышленности. В годы второй мировой войны (в 1940 г.) он назначается советником британского казначейства. В 1941 г. его включают в состав английской правительственной делегации для участия в подготовке материалов по договору ленд-лиза и других финансовых документов с правительством США. Следующий — 1942 г. стал годом назначения на пост одного из директоров английского банка. В 1944 г. он утверждается главным представителем своей страны на Бреттон-Вудс кой валютной конференции, которая разработала планы создания Международного валютного фонда и Международного банка восстановления и развития, а затем назначается одним из членов правлений этих международных финансовых организаций. Наконец, в 1945 г. Дж.М. Кейнс вновь возглавляет английскую финансовую миссию — на этот раз в США — для проведения переговоров в связи с окончанием помощи по ленд-лизу и согласованием условий для получения у США крупного займа 7 .

Новизна главной идеи «Общей теории»

По оценкам многих экономистов, «Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время.

Ее главная и новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной общественностью как должной и правильной обусловлено, по словам современного американского экономиста Дж.К. Гэлбрейта, тем, что «к 30-м гг. (XX столетия. — Я.Я.) тезис о существовании конкуренции между многими фирмами, которые неизбежно являются мелкими и выступают на каждом рынке, стал несостоятельным», поскольку «неравенство, возникающее в результате существования монополии и олигополии, распространяется на сравнительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства».

Во многом аналогичным образом расценивают главную идею великого труда Дж.М. Кейнса и многие другие ученые, в их числе М. Блауг и др.

Предмет и метод изучения

Новаторство экономического учения Дж.М. Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, сделавшего его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во- вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции так называемого «эффективного спроса», т.е. потенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М. Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

Психологические склонности человека

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению , то она, по мнению автора «Общей теории», якобы постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода.

Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования Дж.М. Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М. Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анализа, эконо- мико-математического моделирования.

Методологическая связь с концепцией меркантилизма

Дж.М. Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:

  • в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);
  • в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);
  • в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;
  • в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

Методологические расхождения с классиками и неоклассиками

В «Обшей теории» Дж.М. Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагай ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором — могут быть направлены на увеличение спроса и занятости 15 . Он также резко и аргументированно критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями классической школы.

В данной связи Дж.М. Кейнс, в частности, писал: «Со времен Сэя и Рикардо экономисты-классики учили: предложение само порождает спрос... что вся стоимость продукции должна быть израсходована прямо или косвенно на покупку продуктов». На основании подтверждающих данный тезис выдержек из «Основ политической экономии» Дж.С. Милля и «Чистой теории национальных стоимостей» А. Маршалла Дж.М. Кейнс заключает, что у классиков и их преемников «теория производства и занятости может быть построена (как у Милля) на основе натурального обмена; деньги же никакой самостоятельной роли в экономической жизни не играют», поэтому «закон Сэя... равносилен предположению, что не существует препятствий к достижению полной занятости».

«Основной психологический закон»

Суть этого «закона» Дж.М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его недвусмысленная теоретико-ме- тодологическая позиция, в соответствии с которой для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

В частности, поэтому Дж.М. Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны». Отсюда, по его мнению, «если только психологические склонности участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями».

Концепция мультипликатора инвестиций

Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций». В специфичной разгадке механизма этого «эффекта» заключается ответ на вопрос, почему в научных изысканиях Дж.М. Кейнса столь много внимания уделено концепции мультипликатора, которую, по его словам, ввел в экономическую теорию еще в 1931 г. Р.Ф. Кан.

Однако, характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф. Кана как показатель, позволяющий измерять «отношение между увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями», рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М. Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», который в отличие от мультипликатора Р.Ф. Кана характеризует положение о том, что «когда, происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций ». Причина такого положения, подчеркивает Дж.М. Кейнс, заключается в постоянно упоминаемом им же «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой». Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции».

Итак, теоретическая суть эффекта мультипликатора действительно достаточно проста.

Меры государственного регулирования экономики

Итогом своего исследования Дж.М. Кейнс считал создание качественно новой экономической теории. Последняя, на его взгляд, «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Вот почему, по убеждению Дж.М. Кейнса, «учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства... Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования государством экономических процессов, на взгляд Дж.М. Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он писал: «Рикардо и его преемники просмотрели гот факт, что даже в долгосрочном периоде занятость не обязательно стремится к уровню полной занятости, что уровень занятости может изменяться и что каждой отдельной банковской политике соответствует отличающийся от других уровень занятости. Таким образом, существует много состояний долгосрочного равновесия, соответствующих различным мыслимым вариантам процентной политики органа, регулирующего денежную систему».

Как полагал Дж.М. Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М. Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что, в свою очередь, расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

В этой связи М. Блауг пишет: «Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой...». Вместе с тем, по Блаугу, «согласно кейнсианской теории удвоение денежной массы не приводит к удвоению уровня цен, но при этом воздействует на процентную ставку... потому, что кейнсианская функция спроса на деньги, в частности спекулятивного, учитывает «денежную иллюзию» или реакцию индивидов на любое, даже номинальное, изменение запасов наличности».

И резюмируя свою позицию по отношению к учению Дж.М. Кейнса, М. Блау г восклицает: «Кей наш некая революция действительно имела место!»

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи сты этого направления являются сторонниками рыночной эко номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи рует и направляет преимущественно рынок - механизм сво бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике. "Провалырынка". Кейнс и его последователи создали строй ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий ного рыночного механизма и причин государственного вмеша тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша тельства; в) определение направлений, форм и методов госу дарственного регулирования экономики. Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных ин ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле мы и что рыночная система не имеет минусов. Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква-лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци альной справедливости. К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды. Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не устойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд ших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон кретные формы и методы государственной экономической по литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак тике государственного регулирования экономики получили те ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк турным) регулирования и экономического роста. Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное на-правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Ос новными ее инструментами являются государственный бюд жет, налоговая политика, регулирование нормы процента. В условиях экономического спада предлагается стимулиро вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы сить как производственный, так и потребительский спрос Такова система государственных мер, стимулирующих рас ширение производства в условиях спада. В периоды же начина ющегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предла гаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства. Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис пользовались правительствами всех развитых капиталистичес ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве стиций. Из методов регулирования решающее значение прида ется государственным расходам, расширение которых обеспе чивается в определенной степени дефицитным финансирова нием. Основная цель роста государственных расходов - увели чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе ний. Важнейшие направления государственных расходов, со гласно этой концепции, - научные исследования, производст венная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание). И теории роста, и антициклическое регулирование экономи ки отводят главную роль государственному воздействию на инве стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди намике национального дохода, занятости и потребления. Меха низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз никает цепная реакция, в результате которой происходит воз растание национального дохода, обеспечивается полная заня тость ресурсов труда и капитала. Использование кейнсианских концепций в практике госу-дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, по правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви-детельством тому был мировой экономический кризис середи ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те орией задачи - ликвидировать "вредные" для общества по следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без работицей, и неравенством, и другими нежелательными по следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по литики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму лирование экономического роста, социальная политика, обес-печение социальной справедливости в распределении.

Еще по теме 2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика:

  1. 20.5. Спрос на деньги. Монетаристская и кейнсианская теории спроса. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Психологические мотивы хранения сбережений в денежной форме
Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи сты этого направления являются сторонниками рыночной эко номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи рует и направляет преимущественно рынок - механизм сво бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике. "Провалырынка". Кейнс и его последователи создали строй ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий ного рыночного механизма и причин государственного вмеша тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша тельства; в) определение направлений, форм и методов госу дарственного регулирования экономики. Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных ин ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле мы и что рыночная система не имеет минусов. Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква-лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци альной справедливости. К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды. Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не устойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд ших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон кретные формы и методы государственной экономической по литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак тике государственного регулирования экономики получили те ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк турным) регулирования и экономического роста. Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное на-правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Ос новными ее инструментами являются государственный бюд жет, налоговая политика, регулирование нормы процента. В условиях экономического спада предлагается стимулиро вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы сить как производственный, так и потребительский спрос Такова система государственных мер, стимулирующих рас ширение производства в условиях спада. В периоды же начина ющегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предла гаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства. Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис пользовались правительствами всех развитых капиталистичес ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве стиций. Из методов регулирования решающее значение прида ется государственным расходам, расширение которых обеспе чивается в определенной степени дефицитным финансирова нием. Основная цель роста государственных расходов - увели чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе ний. Важнейшие направления государственных расходов, со гласно этой концепции, - научные исследования, производст венная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание). И теории роста, и антициклическое регулирование экономи ки отводят главную роль государственному воздействию на инве стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди намике национального дохода, занятости и потребления. Меха низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз никает цепная реакция, в результате которой происходит воз растание национального дохода, обеспечивается полная заня тость ресурсов труда и капитала. Использование кейнсианских концепций в практике госу-дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, по правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви-детельством тому был мировой экономический кризис середи ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те орией задачи - ликвидировать "вредные" для общества по следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без работицей, и неравенством, и другими нежелательными по следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по литики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму лирование экономического роста, социальная политика, обес-печение социальной справедливости в распределении.

Кейнсианство – это совокупность различных теорий о том, как агрегированный показатель спроса (потребление всех субъектов) оказывает сильное влияние на производство в краткосрочной перспективе, особенно во время рецессий. Зарождение этой школы связано с именем известного британского экономиста. В 1936 году Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он противопоставил свое учение классическому предложение-ориентированному подходу к регулированию национального хозяйства, этот подход почти сразу был применен на практике. На сегодняшний день кейнсианство – это уже не одна школа, а несколько течений, каждое со своими особенностями.

Общая характеристика

Представители кейнсианского подхода рассматривают агрегированное (совокупное) предложение как показатель, который равнозначен производственной мощности экономики. Они считают, что на него влияют множество факторов. Поэтому совокупный спрос может расти и падать хаотично, оказывая влияние на общий выпуск, занятость и инфляцию. Такой подход к национальному хозяйству впервые применил британский экономист Джон Мейнард Кейнс. Доминирующие в то время ориентированные на предложение представления не отвечали потребностям времени, будучи не в состоянии решить проблему последствий Великой депрессии.

Особенности теории

Кейнсианство – это направление, которое выступает за активное вмешательство государства в экономику. Его представители считают, что решения в частном секторе являются причиной неэффективности в национальном хозяйстве. Поэтому единственным «лекарством» является активная монетарная и фискальная политика со стороны центрального банка и правительства. Именно от последних зависит стабилизация циклов деловой активности. Кейнсианцы выступают за смешанную экономику. Преимущество отдается частному сектору, но во время рецессий государство активно вмешивается в национальное хозяйство.

Исторический контекст

Кейнсианство в экономике развитых стран было стандартной моделью в конце Великой депрессии, во время Второй мировой и в период послевоенного роста (1945-1973 гг.). Однако оно утратило свое доминирующее положение после энергетических кризисов и стагфляции в 1970-х годах. В настоящее время мы можем наблюдать повторное увеличение интереса к этому направлению. Это связано с неспособностью классических рыночных моделей справиться с последствиями финансового кризиса 2007-2008 годов. Новое кейнсианство – это школа, которая предполагает рациональность ожиданий домохозяйств и фирм, а также существование «провалов» рынка, для преодоления которых необходимо вмешательство государства. На особенностях мы остановимся в конце данной статьи.

Кейнсианство: представители

Многие ученые придерживались взглядов этой экономической школы. Среди них:

  • Джон Мейнард Кейнс (1883-1946);
  • Джоан Робинсон (1903-1983);
  • Ричард Каан (1905-1989);
  • Пьеро Сраффа (1898-1983);
  • Остин Робинсон (1897-1993);
  • Джеймс Эдвард Мид (1907-1995);
  • Рой Ф. Хэррод (1900-1978);
  • Николас Калдор (1908-1986);
  • Михал Калеки (1899-1970);
  • Ричард М. Гудвин (1913-1996);
  • Джон Хикс (1904-1989);
  • Пол Кругман (1953 -).

Вклад ученого в науку

Экономическая школа, которая выступает за вмешательство государства в национальное хозяйство, особенно во время рецессий, названа по имени ее основателя и главного апологета. Идеи, которые изложил Джон Мейнард Кейнс, изменили теорию и практику современной науки. Он разработал свою теорию причин цикличности, и считается одним из самых влиятельных экономистов 20 века и современности. Кейнсианство в экономике стало настоящей революцией, ведь оно посмело опровергнуть классические идеи «невидимой руки» рынка, которая может самостоятельно решить любые проблемы. В 1939-1979 годах взгляды этой экономической школы доминировали в развитых странах. Именно на них основывалась политика их национальных правительств. Однако только после второй мировой войны удалось взять достаточное количество займов, чтобы ликвидировать безработицу. По мнению Джона Кеннета Гелбрейта, который отвечал за контроль инфляции в США в этот период, трудно было найти другой более удачный период для демонстрации возможностей применения подхода кейнсианства на практике. Идеи Кейнса были настолько популярны, что его называли новым Адамом Смитом и основателем современного либерализма. После Второй мировой войны Уинстон Черчилль попытался построить свою предвыборную кампанию на критике этого направления и проиграл Клементу Эттли. Последний как раз выступал за экономическую политику, основанную на идеях Кейнса.

Концепция

Теория кейнсианства занимается пятью вопросами:

  • Зарплаты и расходы.
  • Чрезмерные сбережения.
  • Активная фискальная политика.
  • Мультипликатор и процентные ставки.
  • Модель инвестиции-сбережения (IS-LM).

Кейнс считал, что для решения проблем, связанных с Великой депрессией, нужно стимулировать экономику (поощрять инвестиции) с помощью комбинации двух подходов:

  1. Уменьшение процентных ставок. То есть применение элементов монетарной политики центральным банком страны (Федеральным резервом США).
  2. Инвестирование правительства в создание и обеспечение инфраструктуры. То есть через искусственное увеличение спроса за счет государственных расходов (фискальной политики).

«Общая теория занятости, процента и денег»

Эта самая известная теория Кейнса была опубликована в феврале 1936 года. Она считается ключевой работой в сфере экономики. «Общая теория занятости, процента и денег» заложила основы терминологии и сформировала современную теорию. Она состоит из шести частей и предисловия. Главная идея этой работы заключается в том, что занятость определяется не ценой на труд как фактор производства, а расходами денег (совокупным спросом). По мнению Кейнса, предположение о том, что конкуренция на рынке в долгосрочной перспективе приведет к полной занятости, так как последняя – непременный атрибут равновесного состояния, которое устанавливается, если государство не вмешивается в экономику, а все идет своим чередом, неверное. Напротив, он считал, что безработица и недостаточность инвестиций – это в порядке вещей при отсутствии грамотного управления со стороны правительства. Даже понижение зарплат и увеличение конкуренции не приносит должного эффекта. Поэтому Кейнс в своей книге отстаивает необходимость вмешательства государства. Он даже допускает, что можно было не допустить Великой депрессии, если бы в тот период все не было отдано на откуп свободному и конкурентному рынку.

Современное кейнсианство

После мирового финансового кризиса наблюдается повторное увеличение интереса к рассматриваемому направлению. Новое кейнсианство, представители которого все больше усиливают свои позиции в экономическом сообществе, появилось еще в конце 1970-х годов. Они настаивают на существовании «провалов» рынка и невозможности совершенной конкуренции. Поэтому цена на труд как фактор производства является негибкой. Поэтому она не может сразу подстраиваться под изменения рыночной конъюнктуры. Таким образом, без вмешательства государства состояние полной занятости является недостижимым. По мнению представителей нового кейнсианства, только действия государства (фискальная и монетарная политика) могут привести к эффективному производству, а не принцип laissez faire.