Кто должен устанавливать уличное освещение во дворе. Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома? Нормы освещения и что делать, если нет света? Курение в помещениях Объекта запрещается

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных

Многим из нас не раз приходилось возвращаться домой в тёмное время суток. В такие минуты человек понимает, насколько важно освещение внутри многоквартирного дома и вокруг него. Но что делать, если света нет ни в подъезде, ни во дворе? К кому обращаться и кто несёт за это ответственность? Давайте разберёмся в этом вопросе

В этой статье:

Освещение подъезда

С наступлением темноты в подъезде и на лестничных клетках жилого дома обязательно должен включаться свет. В первую очередь это необходимо для безопасности жильцов. Освещение в подъезде многоквартирного дома должно отвечать следующим требованиям:

  • в общественных помещениях применяется система общей подсветки;
  • если в доме больше 6 этажей и проживает более 50 человек, то здание должно быть оснащено эвакуационным освещением;
  • эвакуационные светильники устанавливают в основных проходах и перед лифтами;
  • допускается использовать лампы накаливания, галогеновые и светодиодные светильники;
  • рекомендуется прикрывать светильник антивандальным, ударопрочным стеклом или металлической сеткой;
  • интенсивность света должна соответствовать установленным нормам.

Нормы освещённости регламентируются специальными нормативными документами, СНиП и ГОСТом и нормируются по ВСН 59-88. Значения в люксах для мест общего пользования представлены в таблице:

Жильцы имеют право пожаловаться в управляющую компанию не только на то, что ламп нет, но и на то, что их свет недостаточно интенсивен.

Освещение в подвале

К организации подсветки подвала выдвигаются специальные требования из-за особого микроклимата внутри помещения. Как правило, там всегда влажно, может наблюдаться сырость, поэтому светильники должны отвечать нормам электробезопасности и пожаробезопасности.

Питание обязательно снижают до 42 Вт с помощью понижающего трансформатора. Корпус светильника обязательно заземляют. Не рекомендуется в процессе прокладки кабелей соединять медный и алюминиевый провода, которые вступают в реакцию под воздействием влаги. Проводку помещают в специальные гофрированные трубы, которые называются рукавом.

Освещение придомовой территории

Прежде чем разбираться, каким нормам должно отвечать освещение придомовой территории и двора многоквартирного дома, нужно разобраться, что входит в это понятие - «придомовая территория». Согласно законодательству это:

  • земельный участок, на котором построен дом, его размеры определяются по кадастру;
  • элементы благоустройства (сюда входят, в том числе, и светильники);
  • объекты, предназначенные для эксплуатации дома (тепловые пункты, трансформаторные, детские и спортивные площадки, автопарковки).

Непосредственно освещение двора многоквартирного дома может осуществляться тремя способами:

  1. Фонарь под козырьком над дверью в подъезд. Это удобно, потому что можно взять маломощную лампу, света много не потребуется. Недостаток заключается в том, что освещён будет лишь небольшой участок перед дверью.
  2. Фонарь над козырьком подъезда. Целесообразно взять лампу со световым потоком не меньше 3500 Лм и круговой силой света. Размещают на высоте 5 метров под углом 25 градусов к горизонту. Но, несмотря на то что таким образом освещается весь двор, область рядом с дверью остаётся в темноте.
  3. Совмещение двух предыдущих вариантов. Наиболее оптимальный способ освещения двора, но он расходует много электроэнергии.

Для освещения прилегающей территории также разработаны нормативы, которые представлены в таблице:

Некоторые жильцы настаивают на установке осветительных приборов с датчиком движения с целью экономии электроэнергии. Такие светильники имеет смысл ставить внутри подъездов, тогда как на улицах они будут работать не совсем корректно. На улице датчик может срабатывать от движения животного, и свет будет включаться тогда, когда этого не требуется.


Кто несёт ответственность за освещение дома?

Согласно ФЗ № 131 ответственность за освещённость улиц, дорог и дворов несут органы местного самоуправления. Но поддерживать работоспособность светильников входит в обязанности жильцов дома.

Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.

Что же делать, если жильцы обнаружили, что в подъезде, местах общего пользования, в подвале или на прилегающей территории нет света? Им необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Составляется акт, в котором описывается проблема.
  2. Акт подписывают не менее 3 человек. Это могут быть соседи, старший по подъезду или председатель дома.
  3. К акту прилагаются доказательства существования проблемы. Например, фото отсутствия света в вечернее время.
  4. Документы передают в управляющую компанию.
  5. В течение семи дней работники УК проверяют и анализируют информацию, устраняют неполадки и составляют собственный акт о проблеме.
  6. Документ, в котором прописаны все действия, принятые для устранения проблемы, передаются заявителям.

Если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, отказывается выполнять то, что прописано в договоре, жильцы имеют право расторгнуть с ней соглашение и заключить договор с другой организацией.

Кто оплачивает освещение двора и подъездов многоквартирного дома? Согласно ФЗ территория вокруг дома, как и подъезды, является общей собственностью. Расходы на освещение и устранение неполадок возлагаются непосредственно на жильцов дома. Причём расходы делятся на каждого собственника в зависимости от площади его квартиры.

Следует обращать внимание, зафиксировано ли документально то, что именно эта придомовая территория является общей собственностью именно этого дома. Если таких пометок нет, то включение в квитанцию оплаты за неё неправомерно.

Освещение многоэтажных домов строго регламентируется законами и санитарными нормами. Если не соблюдается один из важных параметров - нет света вообще, он недостаточно яркий, освещение организовано без учёта безопасности жильцов, то жители дома имеют право обращаться с заявлением в управляющую компанию, местную администрацию или даже в суд.

Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

Наше предприятие намерено арендовать земельный участок. На нем будет находиться стоянка служебного транспорта.Какие затраты можно учесть в составе текущих расходов арендатора, т.е нашей организации, если предстоит полностью его благоустроить?Необходимо: сделать асфальтовое покрытие, забор, видеонаблюдение (т.к а/м дорогие), навес и т.п

Асфальтирование земельного участка можно отнести к неотделимым улучшениям, расходы на которые амортизируются в налоговом учете.

При отнесении асфальтирования к неотделимым улучшениям (ели арендодатель не компенсирует их стоимость) арендатор должен отразить их в учете как объекты ОС средств в течение срока действия договора аренды.

Амортизацию по неотделимым улучшениям арендатор может начислять только в период действия договора аренды земельного участка во время действия которого эти улучшения были произведены.

По окончании срока действия договора аренды начисление амортизации по таким капитальным вложениям должно быть прекращено. Даже если срок их полезного использования еще не истек.

Недоамортизированную часть стоимости капитальных вложений при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

2.Установки системы видеонаблюдения, это является отделимым улучшением арендованного имущества.

Если арендодатель дал свое согласие на такое улучшение, но не компенсирует расходы, арендатор вправе включить сумму, истраченную на улучшение сумму в ОС или МПЗ (исходя из стоимостного критерия) и учесть в бухгалтерском и налоговом учете в момент ввода в эксплуатацию.

3.Что касается забора и навеса, то такие улучшении могут быть как отделимыми, так и неотделимыми.

Если забор, навес легко демонтировать, то это будет отделимое улучшение, тогда при списании расходов руководствуйтесь Рекомендацией № 6.

Если же забор и навес представляет собой кирпичную пристройку, то данное улучшение будет отнесено к неотделимому. Списывайте такие затраты согласно Рекомендации № 7.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1.Ситуация: Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования

Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.

По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России* от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63 , от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745 ,от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487 , от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73 .

В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362 .*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.*

Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008 , от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007 , от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03 , Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29 , Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08 , Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3 , Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).

Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 40 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:

  • в качестве сооружения;
  • в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.

Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Если твердое покрытие обустроено на арендованной земле, затраты на его строительство можно классифицировать как капитальные вложения в арендованные основные средства (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). При этом в договоре аренды земли (дополнительном соглашении к нему) должно быть отражено согласие арендодателя (право арендатора) на производство неотделимых улучшений в виде асфальтового (бетонного, тротуарного) покрытия (абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФ , ). Кроме того, таким договором (дополнительным соглашением) должно быть предусмотрено, что арендодатель не возмещает арендатору стоимость капитальных вложений (абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФ , ). Основанием для начисления амортизации в этом случае является пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. № 20-12/119684 , от 17 марта 2006 г. № 18-11/20791). О применении амортизационной премии при амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества см. .

Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении асфальтированной автостоянки, оборудованной на арендуемой территории. Организация-арендатор применяет общую систему налогообложения*

В январе ООО «Торговая фирма "Гермес"» (арендатор) заключило с ЗАО «Альфа» (арендодатель) договор аренды земельного участка, на котором расположен торговый комплекс. Срок действия договора аренды – 25 лет.

Условиями договора предусмотрено:

  • любые работы на арендованном участке арендатор вправе проводить только с согласия арендодателя;
  • арендодатель не возмещает вложения арендатора в арендуемое имущество.

В апреле «Гермес» решил оборудовать на арендуемом участке асфальтированную автостоянку. Для этого он заключил с «Альфой» дополнительное соглашение к договору, в котором было отражено согласие арендодателя на обустройство стоянки. Работы по асфальтированию стоянки были выполнены подрядной организацией в мае. Стоимость работ составила 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.).

Бухгалтер «Гермеса» руководствовался разъяснениями УФНС России по г. Москве и включил оборудованную автостоянку в состав основных средств.

Расходы на обеспечение безопасности имущества организации можно считать экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Хотя они не приносят дохода напрямую, зато обеспечивают возможность его получения и минимизируют возможные потери (порчу и утерю имущества организации). Поэтому учитывайте амортизацию, начисленную по забору, ограждающему территорию организации, в расходах, уменьшающих налог на прибыль.*

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Арендатор имеет право улучшить арендованное им имущество. Улучшения могут быть отделимые или неотделимые .*

О том, как отразить арендатору в бухучете и при налогообложении отделимые улучшения арендованного имущества, см. Как арендатору отразить в бухучете и при налогообложении расходы на отделимые улучшения арендованного имущества .

Что относится к неотделимым улучшениям

К неотделимым улучшениям можно отнести, например, монтаж пожарно-охранной сигнализации, стационарной системы отопления и вентиляции (сплит-системы) и т. д.*

Главбух советует: отличить отделимые улучшения от неотделимых можно по следующему признаку: будет ли причинен вред арендованному имуществу, если попытаться отделить от него произведенное улучшение.

Если улучшение нельзя отделить без вреда для имущества, то такое улучшение является неотделимым (например, демонтаж стационарной системы отопления может нанести вред капитальным перекрытиям здания).*

пункт 2

Однако в целях налогообложения при проверке налоговые инспекторы вряд ли будут следовать ему. В каждом конкретном случае ситуация будет решаться в зависимости от вида произведенных работ и возможного вреда, который может принести демонтаж улучшений. Например, в зависимости от того, какое крыльцо к арендованному зданию пристроила организация (легко демонтируемый пластиковый навес или стационарную кирпичную пристройку), данное улучшение может быть отнесено к отделимому или неотделимому.

Ситуация: относится ли реконструкция (модернизация, дооборудование, достройка) к неотделимым улучшениям арендованного имущества в целях бухучета и налогообложения*

Да, относится.*

По нормам гражданского законодательства улучшения – это новые дополнительные свойства имущества, без которых арендованное имущество существовало и могло использоваться по назначению (ст. , ГК РФ). Реконструкция (модернизация, дооборудование, достройка) также отнесена к работам, в результате которых имущество приобретает новые или дополнительные свойства (увеличение производственных мощностей, пропускной способности и т. д.) (письмо Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80). Таким образом, работы по реконструкции (модернизации, дооборудованию, достройки) арендованного имущества можно рассматривать как его улучшение. Если результат таких капитальных вложений неотделим от объекта аренды – это неотделимое улучшение ().

Данный вывод действует как для целей бухучета, так и налогообложения* (п. 2 ст. 1 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 2 ст. 257 НК РФ , письма Минфина России от 18 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/762 , от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794).

Момент передачи в собственность арендодателя

По общему правилу неотделимые улучшения являются собственностью арендодателя (если иного не предусмотрено договором) и переходят к нему на баланс по окончании срока аренды. Однако стороны сделки могут предусмотреть и иной порядок, например, передача неотделимых улучшений возможна сразу после окончания данных работ.

Такой порядок следует из положений Гражданского кодекса РФ.

Возмещение расходов арендодателем

Если арендатор произведет неотделимые улучшения за свой счет и с согласия арендодателя, то последний должен компенсировать ему расходы (если иного не предусмотрено в договоре). Форму компенсации расходов стороны могут предусмотреть любую: возмещение деньгами или за счет арендной платы.

Бухучет

Порядок бухучета неотделимых улучшений, передаваемых на баланс арендодателя, зависит от двух факторов:*

  • метода производства улучшений (строительство хозяйственным или подрядным способом, покупка);
  • условий проведения улучшений (компенсируются они арендодателем или нет).

Если организация производит неотделимые улучшения арендованного имущества собственными силами, в бухучете отразите это проводкой:*

Дебет 08 Кредит 10 (23, 25, 26, 60, 76, 70, 07...)
– отражены затраты, связанные с производством неотделимого улучшения арендованного имущества.

Если организация для производства неотделимых улучшений привлекает сторонних подрядчиков, в учете сделайте проводку:*

Дебет 08 (07) Кредит 60 (76, 10)
– отражена стоимость подрядных работ по производству улучшений.

Поступление неотделимого улучшения на баланс оформите актом, составленным по форме, утвержденной руководителем организации, или по форме № ОС-1 (или форме № ОС-1а , форме № ОС-1б , форме № ОС-14). При этом первичные документы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Подробнее об учете и оформлении документов при создании (приобретении) основных средств см.:

  • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении строительство (изготовление) основных средств хозспособом ;
  • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении строительство (изготовление) основных средств подрядным способом ;
  • Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих монтажа .

Бухучет: арендодатель не возмещает расходы на улучшения

Если арендодатель не компенсирует стоимость неотделимых улучшений, арендатор должен отразить их в учете как объекты основных средств в течение срока действия договора аренды. Если такие расходы не превышают 40 000 руб., организация может их учесть в составе материально-производственных запасов (МПЗ).* Об этом сказано в пункте 5 ПБУ 6/01.

Стоимость неотделимых улучшений в виде отдельных объектов основных средств погашайте путем начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01). Срок полезного использования неотделимого улучшения для целей бухучета ограничьте сроком действия договора аренды (абз. 5 п. 20 ПБУ 6/01).

Стоимость неотделимых улучшений в виде материально-производственных запасов спишите на расходы в момент передачи в эксплуатацию (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 , п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

При отражении неотделимых и некомпенсируемых улучшений в составе МПЗ в бухучете могут возникнуть временные разницы (п. 8 ПБУ 18/02). Это связано с тем, что в налоговом учете такие капитальные вложения относятся к амортизируемому имуществу независимо от их стоимости (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 , ).

Пример отражения в бухучете арендатора неотделимых улучшений. Арендодатель не компенсирует неотделимые улучшения*

В январе 2013 года ЗАО «Альфа» получило в аренду здание. Полученное здание используется в производственной деятельности организации.

В марте 2013 года организация смонтировала в помещении вентиляционную систему. Данную систему нельзя демонтировать без ущерба для помещения, поэтому ее следует считать неотделимым улучшением. Сумма затрат на монтаж составила 220 000 руб.

В договоре аренды неотделимые улучшения предусмотрены не были, арендодатель их стоимость не компенсирует. Срок окончания договора аренды – январь 2015 года.

Неотделимое улучшение в учете арендатора было учтено как основное средство и введено в эксплуатацию в марте 2013 года. Срок его полезного использования установлен с апреля 2013 года по январь 2015 года (22 месяца). Организация начисляет амортизацию линейным способом. Ежемесячная сумма амортизации составляет 10 000 руб.

В бухучете организации сделаны следующие записи.

В марте 2013 года:

Дебет 08 Кредит 10 (02, 70, 69, 76…)
– 220 000 руб. – отражены расходы по производству неотделимых улучшений собственными силами арендатора;

Дебет 01 Кредит 08
– 220 000 руб. – приняты к учету неотделимые улучшения в состав основных средств;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 39 600 руб. (220 000 руб. ? 18%) – начислен НДС со стоимости неотделимых улучшений;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 39 600 руб. – принят к вычету НДС, начисленный со стоимости неотделимых улучшений.

Ежемесячно начиная с апреля 2013 года по январь 2015 года:

Дебет 20 Кредит 02
– 10 000 руб. – начислена амортизация по неотделимому улучшению арендованного имущества.

Если арендодатель не компенсирует стоимость улучшений арендатору, такая передача признается безвозмездной реализацией имущества. В этом случае на дату передачи объекта улучшений на баланс арендодателя в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 01
– списана остаточная стоимость безвозмездно переданного имущества (на основании документа, свидетельствующего о передаче объекта, например акта);

ОСНО: налог на прибыль

При расчете налога на прибыль учет неотделимых улучшений арендованного имущества зависит от условий проведения улучшений и компенсации их стоимости. В данном случае возможны три варианта:*

  • улучшения проведены с согласия арендодателя, и он возмещает их стоимость ;
  • улучшения проведены с согласия арендодателя, но их стоимость он не возмещает ;
  • улучшения проведены без согласия арендодателя .

Если неотделимые улучшения проведены с согласия арендодателя и он компенсирует их стоимость, то амортизацию на произведенные капитальные вложения не начисляйте (абз. 5 п. 1 ст. 258 НК РФ).

Если неотделимые улучшения проведены с согласия арендодателя, но он не компенсирует их стоимость, то арендатор получает право амортизировать произведенные капитальные вложения (абз. 6 п. 1 ст. 258 , п. 1 ст. 256 НК РФ). Такие капитальные вложения признаются амортизируемым имуществом независимо от их стоимости* (). Это правило действует и в ситуации, когда арендодателем является гражданин . Исключение из приведенного порядка начисления амортизации составляют неотделимые улучшения арендованных объектов непроизводственного назначения (п. 1 ст. 252 , п. 1 ст. 256 НК РФ).

Если неотделимые улучшения проведены с согласия арендодателя, но он компенсирует только часть их стоимости, то оставшаяся часть затрат (не возмещенная арендодателем стоимость) уменьшает налогооблагаемую прибыль путем начисления амортизации (абз. и п. 1 ст. 258 НК РФ, письмо Минфина России от 30 июля 2010 г. № 03-03-06/2/134).

Начните начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода актива в эксплуатацию. Норму амортизации определите исходя из срока полезного использования в соответствии с Классификацией , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

Прекратите начислять амортизацию на объект неотделимых улучшений с 1-го числа месяца, следующего за месяцем в котором договор аренды прекратился.

Если договор аренды будет пролонгирован, объект неотделимых улучшений арендатор продолжит амортизировать .

Это следует из положений пунктов и статьи 259.1, пунктов и статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.

Изложенный порядок в полной мере применяется при использовании метода начисления (). При применении кассового метода необходимым условием учета амортизации в расходах является оплата арендатором капитальных вложений в форме неотделимых улучшений (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Амортизационную премию, предусмотренную пунктом 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ, к неотделимым улучшениям арендатор применять не вправе. Ведь неотделимые улучшения – неотъемлемая часть арендованного имущества, которая не остается на балансе у арендатора. Кроме того, пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ для неотделимых улучшений установлен особый порядок расчета амортизации.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 октября 2011 г. № 03-03-06/1/663 и от 9 февраля 2009 г. № 03-03-06/2/18 .

Подробнее о порядке начисления амортизации по арендованным объектам основных средств см.* Как рассчитать амортизацию по арендованным объектам основных средств в налоговом учете .

Из-за различий в порядке определения срока полезного использования неотделимых улучшений в бухгалтерском и налоговом учете в бухучете могут возникнуть постоянные или временные разницы (п. , ПБУ 18/02).

Пример расчета амортизации капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного имущества в налоговом учете у арендатора. Капитальные вложения не возмещаются и выполнены с согласия арендодателя*

ЗАО «Альфа» в январе 2013 года арендовало производственное здание. В этом же месяце организация с согласия арендодателя оборудовала здание новой системой отопления. Данную систему нельзя демонтировать без ущерба для здания, поэтому ее следует считать неотделимым улучшением. Затраты «Альфы» составили 250 000 руб. (без НДС).

Неотделимые улучшения произведены с согласия арендодателя, однако он эту сумму не компенсирует. Срок аренды здания составляет 12 месяцев – с января по декабрь 2013 года включительно.

Бухгалтер определил, что организация может амортизировать систему отопления с февраля по декабрь 2013 года включительно (п. 1 ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования системы – 420 месяцев (десятая амортизационная группа). Организация начисляет амортизацию линейным способом.

Ежемесячная норма амортизации составила:
1: 420 мес. ? 100% = 0,2381%.

Ежемесячная амортизация составила:
250 000 руб. ? 0,2381% = 595 руб.

Сумма амортизации, которую «Альфа» сможет списать за все время аренды, составляет 6545 руб. (595 руб. ? 11 мес.).

Договор аренды на следующий год продлен не был. Разницу между суммой, потраченной на систему отопления, и начисленной амортизацией – 243 455 руб. (250 000 руб. – 6545 руб.) – «Альфа» при расчете налога на прибыль учесть не сможет.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Что относится к отделимым улучшениям

В законодательстве определения отделимых улучшений нет. К отделимым улучшениям можно отнести, например, установку видеокамер (системы видеонаблюдения) в офисе, строительство пристроек к зданию, без труда демонтируемых от него, и т. д.*

Главбух советует: отличить отделимые улучшения от неотделимых можно по следующему признаку: будет ли причинен арендованному имуществу вред, если попытаться отделить от него произведенное улучшение.

Если отделить улучшение можно без вреда для имущества, то такое улучшение является отделимым (например, демонтаж системы видеонаблюдения не нанесет вред арендованному зданию).*

Такой вывод позволяет сделать пункт 2 статьи 623 Гражданского кодекса РФ. Что подразумевается под нанесением вреда арендованному имуществу, данная норма законодательства не разъясняет. Поэтому точный критерий отнесения улучшений к тому или иному виду можно прописать в договоре аренды или привести конкретный перечень работ с указанием того, к какому виду улучшений они относятся. Такой список поможет сторонам сделки разобраться в определении произведенных работ (например, при разрешении споров об оплате стоимости улучшений).