Численность населения хмао по городам. Ханты-Мансийск АО

Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера

Исторически сложившаяся система расселения коренных малочисленных народов Севера за последнюю четверть века претерпела значительные изменения, обусловленные, главным образом, разработкой месторождений нефти и газа. Появление новых городов и рабочих посёлков вызвало рост численности городских жителей, повысило миграционную подвижность коренных малочисленных народов Севера, которая зачастую имела вынужденный характер.

В целом по округу растёт численность городских жителей среди народов Севера. В 1979 году численность составила 4424 человек, в 1989 году – 6788 человек, в 1999 году – 11109 человек.

Демографические процессы

В пределах обширной Тобольской губернии, составной частью которой являлась нынешняя территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в конце XIX века проживало 22,5 тысячи остяков (народ ханты), 6 тысяч самоедов (ненцы) и 4,5-6 тысяч вогулов (манси).

Приполярная перепись 1926-1927 годов выявила в примерных границах округа (Берёзовский, Кондинский, Самаровский и Сургутский районы по административному делению на 1 января 1927 года) 15105 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. С момента этой переписи можно проследить динамику численности коренных малочисленных народов Севера автономного округа до настоящего времени.

Вплоть до начала 90-х годов численность народов ханты, манси и ненцев оставалась стабильной, что обусловило на фоне быстрого роста населения автономного округа, особенно в 70-80 годы, неуклонное снижение их доли в общей численности населения округа с 41% в 20-е годы до 2% в настоящее время.

Основные изменения в численности коренных малочисленных народов Севера за этот период времени были связаны с урбанизацией территории автономного округа, которая вольно или невольно способствовала увеличению числа горожан среди коренных малочисленных народов Севера за счёт миграции сельских жителей в города и рабочие посёлки. Вследствие этого шел процесс постепенного сокращения абсолютного числа и удельного веса сельского национального населения, доля которого в Югре уменьшилась с 97% в 1939 году до 65% в 1989 году. Если брать в разрезе отдельных национальностей, то самыми урбанизированными являются манси – 41% их представителей проживал в городских поселениях (1989 год), доля горожан среди ханты и ненцев – 31%.

В процессе разработки природных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и связанного с этим появления и быстрого роста новых городов и рабочих посёлков, большую миграционную активность проявляло женское население (в силу его более высокого, чем у мужчин образовательного уровня, возможностью найти приемлемую работу и устроить свою судьбу), изменилось соотношение полов как в местах традиционного проживания коренного населения, так и в городских поселениях.

В городах округа в наиболее активном трудовом возрасте (16-39 лет) в настоящее время доля женщин составляет 60 и выше процентов от общего числа проживающих здесь представителей коренных малочисленных народов Севера. И даже при такой диспропорции полов значительная часть мужчин остается холостыми.

В связи с тем, что возможности создания новых городов и рабочих посёлков в округе исчерпаны, увеличение численности горожан среди населения из числа коренных малочисленных народов Севера будет идти естественным путем за счёт их переезда из сельской местности на учёбу или работу, и темпы урбанизации коренных малочисленных народов Севера снизятся. В целом этот процесс не нуждается в регуляции – ускорении или торможении. Эволюционное его развитие позволит наиболее подготовленным представителям коренных малочисленных народов Севера Югры безболезненно адаптироваться к изменившимся условиям.

Негативным моментом данного процесса является то, что урбанизация увеличивает метизацию населения из числа коренных малочисленных народов Севера за счёт роста числа этнически смешанных браков.

Долгие годы действовала установка об укрупнении сельских населённых пунктов за счёт перевода коренных малочисленных народов Севера из так называемых «неперспективных» национальных деревень. С 1964 года по настоящее время количество сельских населённых пунктов в округе уменьшилось с 314 до 173, или в 1,7 раза, что оказало отрицательное влияние на развитие традиционных отраслей хозяйства и занятость коренных малочисленных народов Севера.

В настоящее время в посёлках, где совместно проживает население из числа коренных малочисленных народов Севера и пришлое население, удельный вес смешанных семей составляет до половины и выше от общего числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в таких населённых пунктах.

Этот процесс охватил всю территорию проживания коренных малочисленных народов Севера, различия наблюдаются только в его интенсивности. В настоящее время этнически чистыми остаются только семьи, ведущие традиционный образ жизни в границах территорий традиционного природопользования.

В связи с увеличением контактов с другими народами нашей страны, ростом культурного и образовательного уровня подрастающего поколения, ассимиляционные процессы имеют тенденцию к расширению. На снижение количества таких браков могут оказать влияние изменения в законодательстве, обеспечивающего переход от общего оказания мер государственной поддержки по национальному признаку к оказанию мер государственной поддержки в соответствии с социальным статусом и отношению к субъектам права традиционного природопользования. Если рассматривать этнически смешанные браки по полу того или иного супруга, то следует отметить, что в таких семьях на долю женщин из числа коренных малочисленных народов Севера приходится более 2/3 от всех заключенных браков.

Это связано с тем, что в населённых пунктах, где представители коренных малочисленных народов Севера проживают совместно с другими национальностями, женщины из числа коренных малочисленных народов Севера предпочитают выходить замуж за представителей пришлого населения. Этому способствует преобладание мужского населения молодых возрастов среди пришлого, что было характерно в период интенсивного освоения минерально-сырьевых ресурсов.

Рост числа этнически смешанных браков создаёт прецедент увеличения числа одиночек-мужчин из числа коренных малочисленных народов Севера, главным образом, среди проживающих в сельской местности.

У детей, выросших в этнически смешанных семьях коренных малочисленных народов Севера, национальность в последние годы определяют, как правило, по одному из родителей относящегося к коренным малочисленным народам Севера, исключение составляют совместные браки с коми, где бывает и обратная картина.

Наиболее значительные изменения в численности коренных малочисленных народов Севера округа произошли в первой половине 1990-х годов – тогда наблюдался быстрый рост их численности.

Увеличение численности коренных малочисленных народов Севера по районам автономного округа в этот период было вызвано, главным образом, искусственными причинами, так как оно шло в результате смены национальности, в связи с оказываемыми мерами государственной поддержки со стороны государственных органов исполнительной власти, которые продолжают получать представители коренных малочисленных народов Севера.

Самая высокая доля и абсолютное число лиц, поменявших прежнюю национальность, приходится на Кондинский район. Для этого района характерны наибольший удельный вес этнически смешанных семей и уровень метизации населения по сравнению с другими муниципальными образованиями автономного округа.

Необходимо подчеркнуть двоякую роль этнически смешанных браков, которые, с одной стороны, приводили к размыву национальной общности, с другой стороны, молодое поколение, которое отожествляло себя с коренным этносом, способствовало росту национального самосознания. Многие представители национальной интеллигенции являются выходцами из этнически смешанных семей.

Динамика численности коренных малочисленных народов Севера
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Развитие здравоохранения, позитивные социальные изменения проявляются в увеличении численности населения. В настоящее время демографические показатели коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Югре, имеют устойчивую положительную динамику.

Выросла рождаемость среди коренных народов с 22,0 промилле (родившихся на 1000 населения) в 2005 году до 31,9 промилле в 2013 году, что в 3 раза выше общероссийских показателей. Показатель рождаемости среди коренного населения автономного округа имеет стойкую тенденцию к увеличению на протяжении многих лет, и в 1,5 раза превышает показатели рождаемости по округу в целом.

Снизился показатель общей смертности малочисленных народов с 10 промилле в 2005 году до 4 умерших на 1000 населения в 2013 году, что ниже общероссийского в 3 раза и чуть ниже окружного. Также можно отметить стойкую тенденцию к снижению данного показателя.

Положительный естественный прирост коренного населения за последние девять лет вырос с 11,8 человек на 1000 населения в 2005 году до 28 человек на 1000 населения в 2013 году. Эти показатели значительно выше, чем в целом по Российской Федерации и почти в 2,5 раза выше окружных показателей. Показатель младенческой смертности коренных малочисленных народов в 2005 году составил 9,2 детей, умерших до 1 года, на 1000 родившихся живыми против такового в 7,5 в 2013 году, то есть также имеет место снижение показателя младенческой смертности и он ниже общероссийского показателя (8,2).

Общие сведения и история

Ханты-Мансийск расположен на юге Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Является его столицей и столицей Ханты-Мансийского района, а также самым многонаселенным и большим среди центров автономных округов Российской Федерации. Городской статус получил в 1950 году. Площадь Ханты-Мансийска - 10,542 км².

Первое упоминание о Ханты-Мансийске, в качестве городка князя Самара датируется 1582 годом. В 1620-30-х годах на месте городского района Самарово появился Самаровский ям. В 1708-м село стало частью Сибирской губернии. Спустя сорок лет была проведена первая в империи перепись ямского населения. Оказалось, что в Самарово живет 487 ямщиков.

В 1935-м село Самарово слилось с возводимым административным центром Остяко-Вогульском.

Районы Ханты-Мансийска

В Ханты-Мансийске нет официального разделения на районы. Неофициально же выделяются такие районы и микрорайоны, как: Геофизика, Гидронамыв, ОМК, район улицы Дунина-Горкавича, Рыбников, Самарово, Студгородок, Центр, ЦРМ, Учхоз и Южный.

Численность населения Ханты-Мансийска на 2017 и 2018 год. Количество жителей Ханты-Мансийска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Ханты-Мансийска. В таблице указано распределение количества жителей Ханты-Мансийска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Ханты-Мансийска:

Численность населения города в 2015 году составила около 97,7 тысяч. Плотность населения - 289.5 чел./км².

В перестройку, и годы, предшествовавшие ей, в Ханты-Мансийске проживало примерно 30 тысяч жителей. Затем число населения резко возросло за счет внешних и внутренних мигрантов. Они приезжают и сейчас - из других областей и республик России, а также из государств - азиатских членов СНГ. Можно сказать, что в 2009 году в город приехали 4043 человека, а уехали 702. Показатель 2010 года составляет 3183 и 683 человека, соответственно.

Средний возраст хантымансийцев не очень большой, так как большинство горожан представляют жители работоспособного возраста, в основном бывшие жители других регионов России.

Естественный прирост в городе составляет около 13,4%. В 2010 году количество рождаемости составило 1636 человек, а умерших - 506. Показатель 2011 года составляет 1627 и 520 человек, соответственно.

В Ханты-Мансийске, по данным 2010 года проживают представители таких национальностей, как: русские - 69,94%; татары - 5,05%; ханты - 3,75%; украинцы - 2,97%; таджики - 1,92%; азербайджанцы - 1,87%; манси - 1,51%; киргизы - 1,27%; узбеки - 1,12%; немцы - 0,74%; башкиры - 0,53%; белорусы - 0,44%; армяне - 0,43%; казахи - 0,41%; молдаване и чуваши - по 0,4%; лезгины - 0,37%; кумыки - 0,34% и другие - 2,33%. Доля не указавших национальную принадлежность составила 4,21%.

Этнохороним: хантымансиец, хантымансийка, хантымансийцы.

Ханты-Мансийск фото города. Фотография Ханты-Мансийска


Информация о городе Ханты-Мансийск в Википедии.

Лидирующие позиции по добычи нефти занимают всего лишь 3 округа в нашей стране. Списки городов ХМАО, ЯНАО и Татарстана находятся в открытом доступе. Именно на эти регионы приходится более 65 % всей добычи нефти страны. И другой интересный факт, что по-прежнему в списке лидирует ХМАО, доля по добычи нефти которого - 50 %. Поэтому именно здесь высокий уровень жизни каждого человека, даже не занятого на добыче черного золота.

ХМАО

Ханты-Мансийский автономный округ - поистине самый богатый регион нашей страны, но только после Москвы. В регионе не наблюдается экономического спада даже сейчас. Все трудоспособное население имеет высокие доходы, а местные власти делают все, чтобы обеспечить высокий уровень социальной защиты нетрудоспособного населения. Вследствие этого численность жителей неуклонно растет. Происходит этого за счет естественного прироста и мигрантов.

Администрация округа поддерживает жителей, высшее образование доступно каждому, работает множество жилищных программ. В народе регион называют российским Кувейтом.

Плотность проживания в округе очень низкая, в среднем на 2,7 жителя приходится 1 кв. км. Основная часть населения проживает в городах, сосредоточенных вокруг нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий.

Состав округа

По статистическим данным 2017 года, список городов ХМАО состоит из 16 территориальных единиц. В округе лишь 2 крупных города, в эту «пару» даже не входит центр административной единицы России - Ханты-Мансийск.

1. Город Сургут с 360 тысяч человек. История населенного пункта начинается с 1594 года. Город является важным транспортным узлом всего округа, расположен на берегу реки Оби.

2. Город Нижневартовск с в 274 тысячи человек. Основано поселение в 1909 году, а статус города присвоен в 1972 году. Город расположен на берегу реки Оби и является одним из основных нефтедобывающих и перерабатывающих центров всей страны.

Нефтеюганск

Список городов ХМАО с большим количеством населения на двух вышеописанных заканчивается. Перечень городов с числом жителей от 100 до 250 тысяч лиц включает в себя только одну территориальную единицу - Нефтеюганск. Здесь проживает, по данным на 2017 год, чуть больше 126 тысяч человек.

Город практически пропитан черным золотом. Здесь в ходу шутка, что вся история города написана не кровью, а нефтью. Ранее в населенном пункте проживали только геологи. И как только в 1962 году из одной из скважин практически фонтаном пошла нефть, поселок постепенно стал трансформироваться в город, о котором знают на всей территории РФ. Средний возраст лиц, проживающих здесь, - 33 года, то есть населенный пункт совершенно молодой.

Средние по численности города

Название города

Численность населения, чел.

Ханты-Мансийск, столица

Лангепас

Радужный

Советский

Белоярский

Заключительный в списке городов - Покачи. Однако его нельзя отнести даже к среднему по размеру, так как в нем проживает всего лишь 18 тысяч человек по состоянию на 2015 год.

Когалым

Несмотря на резко континентальный климат с суровыми и продолжительными зимами, в городе неуклонно растет численность населения. В 2016 году здесь проживало чуть более 63 тысяч, а в 2017-м уже на 1 370 человек больше. Около города есть населенный пункт под названием Ортъягун с подчиненностью Когалыму, в нем проживает всего лишь 142 человека, которые преимущественно обслуживают железнодорожный объезд.

Лангепас

Это еще один из списка городов ХМАО с большой численностью населения. В нем проживают 43 тысячи человек. В городской округ больше никаких населенных пунктов не входит. На территории города наблюдается хоть и небольшой, но все же прирост жителей. К примеру, в 1980 году здесь проживало чуть больше 2 тысяч человек, в 1992 году уже 30 тысяч и так далее.

Мегион

В городе Мегионе была пробурена первая скважина Самотлорского нефтяного месторождения, поэтому именно здесь образовался город. Численность населения по состоянию на 2017 год составляет 48 283, вместе с поселком Высокий - 55 251 человек. Название города связано с рекой Мегой, которая в этом месте впадает в Обь.

Лянтор

В списке городов и поселков ХМАО числится город Лянтор, занимающий одно из самых последних мест в рейтинге округа. Он относится к Сургутскому району. Расположено поселение на реке Пиме - притоке Оби. Регион отнесен к районам Крайнего Севера. Климатические условия здесь достаточно тяжелые, средняя температура января - 22 градуса. Снежный покров сохраняется с октября по май. По состоянию на 2017 год в городе проживает 39 800 человек. С 2016 года наблюдается падение численности, в 2015 проживало 40 135 людей.

Белоярский район

Район сформирован еще в 1988 году, в нем на сегодняшний день (2017 год) проживает 29 390 человек. Плотность населения в районе очень маленькая, примерно 0,7 человека на 1 кв. км. Территориальная единица состоит из 1 города - Белоярского, и 6 сельских поселений.

Поселки имеют в среднем по 1 400 человек. Это Полноват, Казым, Сосновка, Верхнеказымский, Лыхма и Сорум.

Лидеры по приросту населения

По сей день города ХМАО и ЯНАО признаются лидерами по приросту численности жителей. Как ни прискорбно, но если брать статистику по всей России, то население медленно, но уверенно вымирает. Совершенно другие тенденции наблюдаются в этих двух регионах.

Лидером в списке является город Ханты-Мансийск. Если сравнивать нынешнее время с 1989 годом, то прирост населения составил более чем 170 %. Большая часть жителей в городе появилась в «нулевые», когда здесь была возможность не только выжить, но и даже очень хорошо зарабатывать.

В целом ЯНАО (+23 %) и ХМАО (+22 %) по приросту населения за последние 25 лет не смогли обогнать только Дагестан и Ингушетию.

В Югорской долине проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей - ханты, манси и лесных ненцев, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на дальних родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. В округе осуществляют деятельность 39 национальных общин. Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закрелены в Уставе Ханты-Мансийского округа.

Малочисленные народы севера

В 1925-1926 гг. постановлениями ВЦИК и СНК была определена группа так называемых "туземных народностей и племён", получившая льготы в развитии хозяйства. К середине 1950-х гг. малочисленными были признаны 26 "малых народнойстей Севера": саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, нганасаны, селькупы, кеты, эвеки, долганы, юкагиры, чуванцы, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удегейцы, негидальцы, ороки, орочи. Эти народы были особо выделены на основе признаков:

1) малая численность;

2) особый характер традиционных занятий (оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);

3) подвижный образ жизни (кочевой, полукочевой, полуосёдлый);

4) низкий уровень социально-экономического развития (пережиточные формы первобытно-общинных отношений).

Более 80 лет специальные постановления правительства определяли экономические и социальные льготы для малочисленных народов Севера, выделяли большие средства для развития их экономической культуры. Некоторые меры в отношении народов Севера имели положительные результаты: развитие грамотности, языка и письменности, литературы, медицины, товароснабжения, средств связи, формирование интеллигенции и др.

С 1950-1960-х гг. в обиходе был термин "народности Севера", сохранился и термин "малые народы Севера", в настоящее время введён термин "малочисленные народы Севера". Список малочисленных народностей Севера расширен за счёт включения в него шорцев, телеутов, кумандринцев, тувинцев-тоджинцев, кереков. Выделение малочисленных народностей Севера в особую группу сыграло большую роль в их консолидации, развитии их этнического самосознания, создания общественных организаций - Всероссийской ассоциации малочисленных народов Севера, местных этнических, а также религиональных ассоциаций.

Ханты

Народ ханты (устаревшее - остяки, самоназвание - ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. Из 22,5 тыс. ханты, насчитывающихся в Российской Федерации, на территории ХМАО проживают около 12 тыс. (то есть более 53%).

Среди ханты выделяются три этншические группы - северная, южная и восточная. В каждой из них обособляется ряд подгрупп, получивших свои названия по названиям рек, в бассейнах которы они локализованы: ханты аганские, тромъёганские, ваховские, казымские, кондинские, салымские, среднеобские (сургутские), юганские, нижнеобские пимские и др. Кадая из этнических подгрупп отличается языковым диалектом, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключаением браков в своей группе). До начала XX в. русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантыйского ас-ях - "народ большой реки" или "обские люди"), ещё ранее, до XIV в., - югрой. В основе формирования жизненного уклада ханты лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих угорских племён. Во второй половине I тыс. складываются основные группы ханты, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Урала на западе. С XIV в. начался процесс вытеснения народностью манси части ханты из западных областей и их переселение в востонче и северные районы. В результате миграции и этнических контактов с аборигенным населением Севера на ханты сильное влияние коазали ненцы, на востоке - селькупы, в южных районах - тюркоязычные народы, а позднее и русские. Процессы "обрусения" ханты особенно интенсивно проходили в XVIII-XX вв. на Иртыше, Оби, Конде. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, большей частью ставшие позднее этнотерриториальными группами. В результате межплеменных и иных военных столкновений сложились так называемы княжества, во главе которых стояли князьцы. Позднее, в период русской колонизации, многи из приобских и прииртышских остяцуких княжеств были преобразованы в отдельные волости, формальными главами которых остались местные князья, ведавшие сбором ясака. В последующие века ханты продолжали вести традиционный образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, большие рыболовные сети, огнестельное оружие и др.

Манси

Манси (устар. русское - вогулы) - один из малочисленных (8,3 тыс. человек) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6 тыс. человек (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби - реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий), а также Нижнюю Обь (Березовский, Октябрьский районы).

Самоназвание народности - манси махум ("манси люди"), часто локальные самоназвания связаны с местностью, рекой: алы тагт мансит (верхнесосьвинские), сакв мансит (сыгвинские, то есть ляпинские), полум махум (пельымские). Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. В нём выдерляются северная, южная, восточная и западная группы диалектов. Язык и традиционная куольтура в настоящее время сохраняются лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси.

Этнос манси сложился в результате слияния племён уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II-I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание куольтур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется она в культуре коня и небесного всадника - Мир-Сусне-Хума.

Первоначально манси были расселены на Южном и Среднем Урале и их западных склонах, а также в Прикамье (басейны рек Вишеры и Чусовой). Их более рання топонимика отмечена также на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки и Мезени. Этническая история этого небольшого народа характеризуется многочисленными групповыми миграциями с запада (Приуралье, Прикамье) на восток - за Урал, на Северную Сосьву, Нижнюю Обь, притоки Конды, реки Туру и Тавду. Это происходило в результате активизировавшейся экспансии русских и коми в XI-XV вв. Под давлением русского заселения северных территорий коня, в свою очередь, далее за Урал остатки манси.

Особенности быта и занятий, специфика духовной культуры и мифологических представлений у манси чрезвычайно схожи с хантыйскими. Так, основными традиционными занятиями манси являются охота, рыболовство, сбор дикоросов, у северных и приуральских - оленеводство. Часть южных, западных и восточных манси восприняли от русских переселенцев земледелие и животноводство. Исторически большая часть манси относились к полуосёдлым охотникам и рыболовам. Лишь часть северных манси, перенявших культуру самодийского тундрового типа, классифицировались как кочевые оленеводы. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились с луком и стрелами (позднее - с ружьём), с собакой. Ловили зверя и птицу ловушками, петлями, сетями-перевесами. С развитием товарно-денежных отношений пушная охота постепенно вытеснила мясную. Рыбу ловили множеством способов - посредством запоров и сетями, ставшыми ловушками и лучением. Ещё в XIV-XVIII вв. основным транспортным средством у манси была собачья упряжка, со временем её вытеснил олений транспорт. Летом плавали на долблёных лодках с нашитыми из досок бортами (облас, калданка). На Обь спускались в большых крытых лодках - каюках. Широко использовали лыжи, которые были двух типов - голицы и подшитые (подклеенные) камусом.

Дисперсный тип расселения манси обусловлен их занятием (охотой и рыболовством), а также полуосёдлым образом жизни. Как и ханты, мансийские поселения были постоянными (зимними) и временными - сезонными (весенними, летними и осенними), в которые переселялись на время промысла. Традиционные селения (пауль) состояли из одного - десяти домов и располагались по берегам рек, обычно на расстоянии одного дня пути одно от дургого. Основным типом жилища является срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В жилищах, расположенных близко к воде, делали фундамент из двух-четырёх брёвен, в низких местах срубы ставили на сваи. Для отопления и освещения в постоянном жилище устраивали чувал - открытый очаг типа камина. В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили амбары - наземные и свайные. Для проведения собраний и праздников существовали общественные здания, для беременных и рожениц - свециальные постройки (мань кол - "маленький дом"). В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в которых помещали идолов, изображавших духов-покровителей.

Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, демисезонную - из кожи или сукна, летнюю - из ткани. В старину манси делали одежду из крапивного сукна, позднее перешли на покупные ткани. Традиционная женска одежда - платье, халат, зимой - двойная распашная оленья шуба (ягушка, сак), богато орнаментированная бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой. В качестве украшений использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками. Носили большое количесвто колец, нагрудные бисерные украшения. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, пояса. Верхняя глухая одежда - малица, гусь (совик).

В XX в. жизнь манси так же, как и ханты, сильно изменилась: их насильственно переводили на осёдлость, сгоняли в колхозы и совхозы, внедряя нетрадиционные виды деятельности - такие, как овощеводство, животноводство, клеточное звероводство.

Лесные ненцы

Ненцы (старинное название - самоеды, юраки) - коренное население Евразийского Севера России. По переписи 1989 г. численность ненцев составила 34,3 тыс. человек. Выделяются две этнические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторым особенностям культуры. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи, разделяется на два диалекта - тундровый и лесной. На лесном диалекте говорят 5-7% ненцев. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы.

Самоназвание лесных ненцев - нещанг ("человек"), старое название - казымская или кунная самоядь. Название пян хасова ("лесные люди") дано им тундровыми ненцами. Традиционные районы проживания - верхнее и среднее течение реки Пур, увал Нумто от верховьев рек Казым, надым, Пим до верховьев реки Аган. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. В настоящее время насчитывается около 2000 лесных ненцев, большая часть которых проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. По своей культуре и языку лесные ненцы во многом близки с северными и восточными ханты. Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1902 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак. Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарка) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными учёным. В конце XIX в. сенсационно прозвучало "открытие" профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идёт о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.

Ещё несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетённые из ивового лыка сети и невода, а вкачестве грузил употреблялись куски мамонтовых рёбер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось с помощью запорных сооружений на небольших речках, а также сетевой ловли и неводьбы на проточных озёрах. Основным летним транспортом служили лодки-долблёнки (обласа) из сосны или кедра, зимним - запряжённые оленями нарты, лыжи. Оленеводство лесных ненцев характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных заграждений (коралей) и дымокуров. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и частично потребности в пище. Важное значение имела охота в зимне-весенний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном. Осенью, весной или летом охотились на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы, слопцы. Белку промышляли с помощью лука и стрел.

Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) - каркасная контрукция из 25-40 шестов и покрышек (нюков) из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек - навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба ("нянь мят" - "хлеба дом"). Традиционная одежда и обувь шьётся из шкур домашних и диких олений. Мужская одежда состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), малично рубахи, сшитой из сукна, и совика (верхней одежды мехом наружу). Женской одеждой является ягушка - распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Пищевой рацион лесных ненцев составляют дикоросы, рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя.

Основой социальной организации является род. Счёт родства ведётся по отцовской линии. В прежние годы запрещались браки между представителями одного рода и браки с иноплеменниками, хотя уже в XIX в. были нередки межэтнические браки лесных ненцев с восточными и северными ханты.

В осное религиозных представлений лесных ненцев лежат анимистические представления: вера в духов, населяющих окружающий мир. Центральным святилищем является озеро Нумто ("божье озеро"), на одном из островов которого (Нго-ях - "остров-сердце") приносились жертвы языческим богам. По легенде, в озеро превратился сброшенный на землю сын верховного небесного бога Нума - Нумгибой. Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духа каха (хэхэ). Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нга (Нгомулик). Через своих слуг, злых духов - нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умерших. Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися ("небо-отец") и Я-Кати ("земля-бабушка"). Важное значение имеют "земные" духи - хозяева воды и леса, духи-хозяева урочищ и территорий (каха), духи-покровители жилища (например, Мяты-Кати - "бабушка дома").

Население города.

Среднегодовая численность населения – 96710 чел.

Город Ханты-Мансийск входит в пятерку самых крупных по численности населения муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Среднегодовая численность населения города за 2015 год составила 96 602 чел., увеличившись по сравнению с 2014 годом на 2,3% (2014 год – 94 423 чел.), увеличение численности населения происходит за счет естественного и миграционного прироста.

Плотность населения города составила почти 300 человек на 1 км 2 .

Когда Ханты-Мансийск только начинал отстраиваться, его население было ниже 10 тысяч человек. В доперестроечные (1980) и перестроечные годы численность колебалась в районе 30 тысяч. Потом произошел довольно резкий скачок вверх за счет миграции, как внутренней, так и внешней. Средний возраст населения города Ханты-Мансийска составляет чуть более 32 лет, город «молодой», поскольку приезжает сюда жить много людей в работоспособном возрасте. Большинство взрослого населения прибыло сюда из других населенных пунктов страны, а вот почти все дети уже смогут назвать себя уроженцами города.


Сравнительная таблица «Численность населения города Ханты-Мансийска 1938 -2015гг.»


На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 184 месте из 1114 городов Российской Федерации.

В последние года в городе наблюдался настоящий беби-бум – естественный прирост один из самых высоких по стране (14 детей в год на тысячу населения). В целом показатели рождаемости населения города Ханты-Мансийска в 3,2 раза превышают показатели смертности.

Динамика демографических процессов на протяжении последних лет характеризуется тенденцией устойчивого роста.

Большой естественный прирост населения города складывается за счет сочетания относительно высокой рождаемости – 1 796 чел. (2014 год – 1 892 чел.) и сравнительно низкой смертности – 560 чел. (2014 год – 601 чел.). В результате превышения рождаемости над смертностью более чем в три раза естественный прирост населения в 2015 году составил 1 236 чел., что на 2,1% больше, чем в 2014 году (1 210 чел.).

Также население продолжает расти за счет приезжих из разных регионов – Курганской, Тюменской, Челябинской области, Башкирии, Татарстана и других. Многие приезжают сюда на заработки из азиатских республик бывшего СССР. Миграционный процесс в городе Ханты-Мансийске характеризуется интенсивностью миграционных потоков в обе стороны. Основными причинами миграционного оттока в городе Ханты-Мансийске являются:

1) желание жить в регионах с более благоприятными климатическими условиями;

2) перемена места жительства в связи с отъездом на учебу;

3) усиление ответственности работодателей за нарушение миграционного законодательства.

Главной причиной миграционного притока является благоприятное социально-экономическое положение как города, так и округа в целом.

Коренных жителей округа – манси, ханты и ненцев –в городе немного, в основном, национальная интеллигенция, работающая в образовательных и культурных учреждениях.

В целом, уровень образования жителей довольно высокий, поскольку очень значительная часть их работает в административных структурах разного уровня, в образовании, культуре и в нескольких научных учреждениях.

По половозрастному признаку население характеризуется следующими пропорциями: доля женского населения составляет 51,9 %, доля мужского населения – 48,1 %.

Национальный состав, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года следующий:

Национальность

Численность (чел.)

Процентное соотношение

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы

Молдаване

Не указали