Уклонение от неуплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов

В соответствии с Основным законом Российской Федерации каждый обязан платить налоги и сборы. Не стоит забывать, что налоги лежат в основе финансовой системы социально-ориентированной страны. Неполучение государством налогов ведет к нехватке в казне средств на здравоохранение, социальную сферу, оборону, обеспечение безопасности в стране.

Основным налогом, которое обязано уплачивать физическое лицо является налог с дохода. Если лицо получает доход по основному месту работы, либо из нескольких мест, но при этом общегодовая сумма не превышает, установленный законом предел, то такое лицо освобождается от уплаты налога. Если же физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано платить налоги и сборы с дохода, получаемого в результате осуществления этой деятельности. Порядок уплаты налогов определен в гл.23 Налогового кодекса РФ.

Важно! Уклонение от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации наказуемым деянием. Ответственность за данное преступление предусмотрена в Налоговом и Уголовном кодексах РФ.

Налоговая ответственность наступает согласно ст. 122 НК РФ . При неправильном исчислении налога или неуплате /неполной уплате налогов и сборов, в следствие занижения налоговой базы, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки преступных деяний, указанных в ст.129.3 и 129.5 на правонарушителя накладывается штрафная санкция в виде 20% от неуплаченных налогов.

В случае, когда в действиях правонарушителя имеет место быть прямой умысел (ч.2 ст.122 НК РФ ), то размер штрафа выше - 40% от неуплаченной суммы налогов (сборов).

Уклонение от уплаты НДФЛ физическим лицом путем непредставления налоговой декларации или иных документов, установленных законодательством РФ, в случаях, когда это необходимо или предоставление заведомо ложных сведений при декларировании, совершенное в крупном размере является уголовным преступлением (ст.198 УК РФ ).

По ч.1 данной статьи виновному лицу грозит одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы, арест, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Если преступление совершено в особо крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ), то суд назначает более строгое наказание:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей, либо исходя из дохода осужденного за период от 1,5 до 32 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.

Согласно действующему законодательству:

  1. Крупный размер - более 600 тысяч рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 1 миллиона 800 тысяч рублей.
  2. Особо крупный размер - более 3 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 9 миллионов рублей.

Важно! Если лицо ранее не привлекалось к ответственности по данной статье, то при условии выплаты штрафа, предусмотрено НК РФ, а также всех пени и недоимок - освобождается от уголовной ответственности.

В качестве субъекта выступает физическое лицо, достигшее 16 лет - резиденты и нерезиденты РФ (получающие доходы на территории РФ), лица без гражданства, а также лица, занимающиеся частной практикой: детективы, охранники, индивидуальные предприниматели. Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Если лицо является ИП, но в установленном законом порядке не зарегистрировало себя в налоговом органе, то он не вправе ссылаться на данный факт, как на основание для освобождения от уплаты налогов и сборов.

Расследованием уголовных дел по ст.198 УК РФ отнесено к компетенции Следственного комитета РФ. Основанием для возбуждения дела являются материалы налоговых проверок, в которых есть данные, указывающие на совершение преступного деяния в сфере налогообложения.

Ответственность за неуплату налогов юридическими лицами

Юридические лица уклоняются от уплаты налогов не реже, чем физические. В связи с этим в ст.199 УК РФ законодатель предусмотрел уголовную ответственность за неуплату налогов для организаций.

Субъектом данного преступления выступает директор, руководитель, главный бухгалтер, сотрудники временно их заменяющие на момент совершения преступления, а также иные лица, работающие в организации, которые внесли заведомо ложные сведения в налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Согласно ч.1 ст.199 УК РФ за уклонение от уплаты обязательных налогов и сборов, а также за подачу заведомо ложных сведений о полученных доходах, совершенное в крупном размере предусмотрена ответственность в виде:

  1. штрафа;
  2. ареста до 6 месяцев;
  3. принудительных работ до 2 лет;
  4. лишения свободы до двух лет.

Если указанное преступление совершено группой лиц, либо в особо крупном размере, то преступникам грозит более строгое наказание: штрафная санкция в размере от 200 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

К виновному в качестве дополнительного наказания по ст.199 УК РФ может быть применено такое наказание, как: лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет.

  1. Крупный размер - более 2 миллионов рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 6 миллионов рублей.
  2. Особо крупный размер - более 10 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 30 миллионов рублей.

Для того, чтобы избежать проблем с налоговыми органами, рекомендуем Вам обращаться в соответствующие коммерческие организации, где работают квалифицированные юристы, бухгалтера, аудиторы.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

В качестве налогового агента, по действующему отечественному законодательству, выступает лицо, на которое налагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перечислению платежей в бюджет. Он обязан рассчитать сумму, которая должна быть уплачена при выполнении определенной операции. Исчисленную величину агент обязан удержать. Эта сумма исключается из средств, причитающихся каким-либо лицам, и направляется в бюджет.

Обязанности налоговых агентов

Эти лица осуществляют исчисление, удержание и перечисление обязательных платежей независимо от того, являются ли они сами плательщиками. Кроме этого, агенты обязаны:

  • отправлять письменное уведомление в налоговую инспекцию о невозможности удержания;
  • вести учет рассчитанных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и направленных в бюджет сумм по каждому налогоплательщику в отдельности;
  • предоставлять в надзорный орган документы, которые необходимы для контроля над исчислением, удержанием, направлением сумм в бюджет;
  • сохранять документацию на протяжении 4-х лет.

Данные обязанности устанавливаются статьей 24 НК. Вне зависимости от используемой системы обложения, организация может исполнять функции агента по:

  1. НДФЛ.
  2. Налогу на прибыль.

Удержание

Вне зависимости от формы выплаты дохода (натуральная либо денежная), агент должен рассчитать сумму налога. Однако удержание ее осуществляется исключительно из средств, выплачиваемых контрагенту. Это правило устанавливается в подп. 1 пункта 3 указанной выше статьи. Не позднее месяца с того момента, когда налоговый агент узнал о невозможности удержания, ему необходимо отправить письменное извещение в налоговый орган. Это может быть заявление, составленное в произвольной форме. Момент, с которого начинается отсчет месяца, определяется в конкретной ситуации индивидуально. К примеру, в качестве него может выступать выдача призов гражданам в натуральной форме.

Ответственность

Она устанавливается за нарушение обязательств, вмененных налоговым агентам, и предусматривается в ст. 199 УК РФ. Преступления в сфере экономической деятельности сегодня являются одной из актуальных проблем государства. Как известно, отчисления предприятий и граждан формируют доходную часть бюджета. Неисполнение обязательств плательщиков или агентов наносит существенный ущерб финансовому состоянию страны.

Ст. 199 УК РФ: состав преступления

В норме установлено наказание за неисполнение в собственных интересах обязанностей агента по расчету, удержанию и перечислению платежей, подлежащих исчислению и перенаправлению в бюджет либо фонд внебюджетного типа, непредоставление отчетной документации, в крупном размере. Санкции за данное деяние следующие:

  • штраф в сумме 100-300 тыс. руб. или дохода (зарплаты) за 1-2 года;
  • арест до 6 мес.;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до двух лет заключения.

Дополнительно к последним двум санкциям статья 199 предусматривает запрет на осуществление определенных типов деятельности. Сюда же относится и пребывание на конкретных постах до 3-х лет. Указанные в ч. 1 ст. 199 УК РФ санкции действуют и в отношении лиц, включающих в декларацию или иные отчетные документы заведомо ложную информацию.

Квалифицирующие признаки

Ст. 199 УК РФ ужесточает санкции, если деяние совершено:

  • по предварительной договоренности группой лиц;
  • в особо крупных размерах.

В этом случае агент наказывается:

  • штрафом в 200-500 тыс. руб. или в размере дохода (зарплаты) за 2-5 лет;
  • тюремным заключением до 6 лет;
  • принудительными работами до 5 лет.

В последних двух случаях дополнительно может устанавливаться запрет на занятие определенных постов или осуществление конкретной деятельности на период до 3 лет.

Ст. 199 УК РФ с комментариями

В основном приведенные признаки неправомерного поведения совпадают с таковыми, установленными в другой норме - 198. Но, в отличие от ст. 199 УК РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации предполагает другой предмет незаконного деяния. Кроме этого, имеет место отличие в суммах, которыми формируется крупная либо особо крупная величина. В ст. 199 УК РФ устанавливаются большие в сравнении с предыдущей нормой величины.

Разъяснения Пленума ВС

Они даются относительно субъектов, которые привлекаются к ответственности по ст. 199 УК РФ. Судебная практика руководствуется положениями нормы 11 НК. В соответствии с ней, к агентам следует относить юрлиц, образованных в соответствии с отечественным законодательством, иностранные компании и прочие корпоративные объединения, наделенные гражданской правоспособностью, или сформированные в порядке, предусмотренном правовой системой зарубежных государств, международные образования, их представительства/филиалы, располагающиеся на территории России.

Объективная часть

Она характеризуется по признакам, указанным в норме 198. Законодательство устанавливает перечень обязательных для предоставления надзорному органу документов. Среди них, в частности, присутствует отчет об убытках и прибылях либо целевом использовании средств, бухгалтерский баланс и пр. Предприятия (кроме общественных и бюджетных объединений, а также их структурных подразделений, которые не осуществляют коммерческую деятельность и не имеют оборотов по реализации материальных ценностей, кроме выбывшего имущества) обязаны предоставлять квартальную (в течение месяца по его завершению) и годовую (не позднее 90 дней с его окончания) отчетность, если другое не предусмотрено в законе.

ФЗ № 402

Бухгалтерская отчетность предприятия может предоставляться заинтересованному лицу непосредственно либо передаваться через представителя компании, направляться почтой с или по телекоммуникационным каналам. Пользователь документации не имеет права отказывать в ее принятии и должен, по просьбе исполнителя, поставить отметку на копии с указанием даты поступления. В случае получения отчетности по телекоммуникационным каналам, субъект обязан передать предприятию квитанцию о приеме ее в электронной форме. Днем представления документации считается непосредственно дата отправки либо фактической передачи.

Конструкция деяния

Состав преступления является формальным. Завершение деяния норма связывает с совершением действий, которые приводятся в диспозиции. Умысел виновного субъекта состоит в осознании того, что он уклоняется от выплаты налога либо страховых взносов в крупном размере. Данной величиной признается сумма от 2 млн руб. за три года подряд, при условии, что доля неотчисленных обязательных платежей больше 10 % от всех подлежащих направлению в бюджет удержаний, либо больше 6 млн руб.

Субъективная часть

Виновным может быть вменяемое физлицо, функциональные обязанности которого предусматривают обязательные бюджетные отчисления с предприятия. Другие субъекты не могут привлекаться к ответственности по ст. 199 УК РФ. Практика рассмотрения дел указывает на то, что в качестве обвиняемых выступают руководители компании-плательщика, бухгалтер (главный в том числе), в чьи обязанности включено подписание отчетности, предоставляемой в надзорные органы, обеспечение своевременных и полных отчислений в бюджет. К ответственности могут привлекаться и иные физлица, если они получили специальные полномочия на такие действия управляющим органом предприятия. В круг субъектов ст. 199 УК РФ относит также граждан, фактически замещающих на должностях бухгалтера либо руководителя. Если указанные лица предварительно договорились о совершении неправомерного деяния, направленного на непредставление отчетности либо включение в нее заведомо ложных данных, их поведение квалифицируется по п. "А", части 2 указанной статьи.

Классификация субъектов

Другие служащие предприятия-плательщика, в обязанности которых, например, входит оформление первичной бухгалтерской учетной документации, при наличии оснований могут привлекаться к ответственности по соответствующей части рассматриваемой нормы в качестве пособников, которые умышленно оказали содействие в совершении незаконного действия. Лицо, которое организовало или склонило руководителя, бухгалтера или иного сотрудника компании, а также содействовало совершению деяния указаниями, советами и так далее, может быть наказано как организатор, пособник либо подстрекатель. В данных случаях следует руководствоваться также положениями ст. 33.

Особо крупные размеры

Данный квалифицирующий признак, установленный в п. "Б" части 2 ст. 199 УК РФ, приобретает соответствующее значение только тогда, когда величина не отчисленных в бюджет сумм больше 2,5 млн руб. Расчет в данном случае осуществляется в пределах 3 финансовых лет, идущих подряд. При этом должно быть соблюдено условие о том, что доля не отчисленных налогов/сборов составляет более 20 % от общей суммы, подлежащей перечислению в бюджет. Если этот процент не соблюден, то особо крупным признается размер, превышающий 30 млн руб.

Заключение

Категория по мнению ряда юристов, вполне обоснованно включена в УК РФ. Наличие в законодательстве более жесткой ответственности позволяет пресекать нарушения финансовой дисциплины и обеспечивать стабильность поступлений в бюджет. При этом необходимо отметить, что уголовная ответственность имеет место только в случаях крупного размера не отчисленных сумм. Для установления его законодатель определяет временные пределы, которые составляют не менее 3 лет, следующих подряд. Из этого следует, что уголовное наказание возникает при систематическом нарушении финансовой дисциплины. В таких случаях имеет место прямой умысел виновных лиц.

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер. Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения. В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Полномочия расследования дела по статье 199 УК РФ

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы . В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней. Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ. В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции . В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины. Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации . Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении. Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной. Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов. При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности. Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Публикация Бюро : .

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. непредставление налоговой декларации в установленной законом порядке;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы , заведомо ложных сведений. При этом под «иными документами» закон понимает любые предусмотренные законодательством документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается сознательное отражение в них любой не соответствующей действительности информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов или сборов.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли ); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях ), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части ). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.» .

Публикация Бюро: .

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  1. в первую очередь, руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  2. главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  3. лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  4. иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособники преступления),
  5. лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  6. Лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.1 статьи 108 УПК РФ ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ. Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ .

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета. Применение положения статьи УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания. Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.

Публикация Бюро : .

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм. Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе. Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Взносы по налогам – основная часть доходов, систематически поступающих в бюджет государства. Это безвозмездные, обязательные и принудительные взносы, величину которых налогоплательщики пытаются уменьшить. Причем некоторые организации, предприниматели используют для этого не только законные, но и противозаконные схемы.

Уклонение от налогов: характеристика

Под данным понятием подразумевается сокрытие декларации либо другой отчетности для проверки, а также отражение в документах неверной информации. Согласно УК РФ ст. 199 уголовное преследование наступает только, если от налоговой инспекции была скрыта крупная или особая крупная сумма, подлежащая к уплате.

Существует множество способов, позволяющих не платить или снизить сумму налога. Вот несколько видов уклонений:

  • Подмена, аннулир ование накладных после получения прибыли от розничной продажи. Первичные бумаги искажаются либо уничтожаются, за счет чего не вся прибыль отображается в отчетной документации.
  • Выручка , от продажи продукции доверенными лицами, проводится не в полном размере или не фиксируется вообще. Предприятие передает третьей стороне товар вместе со счет-фактурой. После того как покупатель вносит выручку наличными средствами, документы уничтожаются или переделываются, а сумма разницы не проводится. Таким образом, снижается величина налога.
  • Физическое лицо, при сдаче жилого помещения в аренду, не отображает полученный доход в декларации, тем самым отстраняясь от уплаты обязательного платежа.

Все возможные нарушения перечислить невозможно, поскольку существует множество видов уклонений от уплаты налога. Но при выявлении подобных нарушений налогоплательщику может грозить ответственность согласно НК и УК РФ.

Правовое регулирование вопроса

Правонарушений в сфере налогообложения – огромное количество. Начиная о самого простого несвоевременного предоставления отчетности в ИФНС до сокрытия существующего имущества от службы приставов.

Уклонение от внесения налогов имеет определенный УК РФ состав преступления :

  • основной объект – определенное государство и доходная часть бюджета;
  • субъект – предприятие либо лицо, совершившее незаконное действие;
  • объективная сторона – совершенные действия в отношении главного объекта, которые стали причиной ущемления его интересов, закрепленных законодательством (снижена прибыль бюджета);
  • субъективная сторона – мотив, вина, эмоции и цель субъекта по отношению к осуществляемому действию.

Согласно ст. 199 при совершении умышленного противоправного деяния, уголовная ответственность наступает только в том условия, если от государства были скрыты доходы особого крупного или крупного размера.

Признаки финансовых преступлений

Согласно статьям 199, 198 УК РФ уклонение от внесения обязательных платежей компаниями, физическими лицами проявляются при определенных действиях:

Для физических лиц (УК РФ ст. 198) величина недоимки:

  • крупный показатель – более 600 тыс. руб. за три года, при условии, что некоторая часть неуплаченных платежей более 10%, или выше 1,8 млн.;
  • особо крупная величина – более 3-х млн., при невыплаченных взносах более 5% или 9 млн.

Для компаний, предприятий (УК РФ ст. 199):

  • крупный размер – более 2-х млн. за 3 года, при 10% неуплаченных платежей или свыше 6 млн.;
  • особо крупный размер – свыше 10 млн. за эквивалентный период времени, при скрытии платежей более 5%, то есть свыше 30 млн.

Но, если один из элементов состава совершенного преступления отсутствует, тогда невозможно отнести его к одной из перечисленных статей. Причем особое значени е имеет сумма фактического убытка . Если ущерб государству намного ниже, указанных сумм, то ответственность предприятию, компании согласно УК не грозит. Тогда судебные инстанции ограничиваются взысканием долгов за счет денежных средств, имущества нарушителя, штрафов.

Если налогоплательщик не довел свое преступное деяние до логического завершения и по истечении обязательного срока взноса перечислил положенную сумму в бюджет, тогда состав преступления отсутствует, а осуществленные действия классифицируются как отказ от завершения преступления.

Возможные схемы уклонения от налогов

Избежать уплаты налогов можно различными способами, которые в большинстве случае противозаконны:

  • Использование организаций-однодневок : предприятие перечисляет деньги на счет фирмы за предоставление услуг. Затем определенная сумма снимается со счета, а фирма аннулируется. Такие ИП открываются на лиц, введенных в заблуждение или имеющих проблемы с алкоголем.
  • Привлечение финансово-кредитной организации . Очень часто сделки по обналичиванию денег проводят некоторые банки.
  • Перевод средств на расчетные счета физических лиц . Гражданин открывает вклад в финансовой организации, предприятие перечисляет на него деньги, затем владелец вклада снимает средства, закрывает его.
  • Использование материнского капитала. Осуществление недостоверных сделок приобретения-продажи недвижимости.

Во всех случаях, данные схемы, позволяющие избежать уплаты налогов или снизить сумму платежа, противозаконны.

В отношении кого могут быть назначены санкции

За уклонение от внесения обязательных платежей несут ответственность налогоплательщики , в лице которых могут выступать:

  • компании, предприятия;
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Наказания для компаний и физлиц не отличаются по строгости. Степень ответственности будет определена на основании суммы налога, неуплаченного в бюджет.

Если преступление совершается налогоплательщиками, к которым относятся не только физические лица, но компании, тогда к уголовной и административной ответственности за преднамеренное уклонение привлекаются только физлица (ведь в организации принимают решения граждане, занимающие определенные должности).

Меры ответственности налогоплательщиков

Санкции в отношении физических лиц и компаний могут быть применены согласно НК РФ, Уголовного Кодекса и КоАп РФ.

Налоговый кодекс

Санкции накладываются в форме штрафов . Подобный вид наказания увеличивает доходную часть бюджета. Если плательщик налогов задолжал крупную сумму, то ему придется отвечать по статьям, содержащимся в УК РФ. Но от уплаты платежей, штрафов он не освобождается.

Санкции согласно НК РФ:

  • Непредставление налоговой отчетности (ст. 199): 5% от суммы обязательного платежа. Но штраф не может быть менее 1 тыс. руб. и более 30% от невыплаченного взноса .
  • Если сумма величина налога была занижена или неверно рассчитана (ст. 122) – 20%. При умышленном деянии – 40%.

Санкции на основании КоАп

Здесь предусмотрена ответственность при несвоевременном предоставлении декларации. При этом наказание может быть применено только в отношении должностного лица. Штраф от 300 до 500 рублей .

Что предусматривает УК РФ:

Санкции и ответственность по совершенному деянию определит суд. При этом будет учитываться величина ущерба, причиненного государству, отягощающие и смягчающие обстоятельства, степень ответственности обвиняемого.

На протяжении, какого периода времени могут быть предъявлены претензии

В НК при определении возможности использования определенного вида наказания могут быть применены несколько сроков давности:

  • привлечение к официальной ответственности (ст. 113);
  • наложение штрафных санкций (ст. 115).

Ответственность по УК РФ нарушителю грозит только на протяжении 3-х лет, по окончанию налогового отчетного периода, в котором факт правонарушения был установлен. Соответственно и налоговая проверка охватывает только три года. Но ФНС может составить соответствующий акт о приостановлении дела (если будет доказано, что налогоплательщик специально тянет время).

С момента принятия решения налоговой службой о привлечении к ответственности налогоплательщика начинает отсчет срока давности. Для начала ответственному лицу направляется извещение с указанием суммы налога, штрафа и срока исполнения обязательств перед государством.

Если компания, физлицо не выполняет требования ФНС, то она имеет право:

  • принять решение о наложении штрафных санкций самостоятельно о начислении штрафа на протяжении 2-х месяцев;
  • обратиться в судебные инстанции с соответствующим заявлением в течение 6 месяцев.

Исчисление сроков начинается с момента окончания периода , выставленного в официальном требовании о внесении штрафа и обязательного платежа.

Ответственность и штрафы при уклонении от исполнения обязательств по налогам перед государством достаточно жестки. Целесообразнее оптимизировать режим налогообложения и на законных основаниях налоговое бремя. Тем самым уменьшив возможные риски, связанные с неуплатой налога в полном или частичном размере.

Нежелание платить обязательные исчисления в бюджет — это серьезное преступление, которое влечет за собой массу неприятностей.

Явление считается довольно распространенным , несмотря на опасность и неоправданный риск.

Чаще всего частные предприниматели и юридические организации ведут спекулятивные операции с налоговыми льготами, подают в органы налоговой службы фиктивные отчеты и скрывают свои реальные доходы.

Что значит уклоняться от уплаты налогов

Фактически, уклонение от обязанностей – это преступление против государства , поскольку ведет к уменьшению поступления финансов в государственный бюджет, а значит – уменьшатся социальные выплаты или другие важные обществу дотации.

Но не всегда несвоевременная подача отчетности может рассматриваться как преступление. Для того, чтобы наступила административная и уголовная ответственность, должны обязательно присутствовать следующие признаки:

  1. Налогоплательщик должен вести активные и целенаправленные действие на уклонение от обязательных платежей в государственные органы.
  2. Четко прослеживается намеренное снижение реальных сумм платежей или скрытие настоящих размеров доходов.

В предпринимательской практике нередки случаи оплошностей по вине невнимательного хозяина или бухгалтера. Единичные случаи уклонения с дальнейшим погашением всех обязательств преступлением не считаются.

Регламент УК РФ

Прямые или косвенные способы кражи в целом образуют экономическое преступление.

Влияние на недобросовестных предпринимателей со стороны закона должно быть четким и ясным. Ведь от того, как уплачиваются налоги зависит благосостояние каждого жителя страны.

В этом случае в УК РФ предусмотрены следующие статьи , описывающие состав преступления:

  1. В статье 194 идет речь о нарушениях, касающихся неуплаты таможенных платежей.
  2. Статья 198 касается невыполнения физическими лицами своих обязательств.
  3. В статье 199 рассматриваются злодеяния со стороны юридического лица, причем в двух подпунктах:
  • 1 – невыполнение обязательств перед налоговыми органами;
  • 2 – скрытие денежных сумм или имущества, которые подлежат налогообложению.

За текущий год из всех возбуждаемых дел об уклонении от уплаты налогов лишь 33% были признанными действительно преступлениями, а 77% налогоплательщиков смогли утаить или недоплатить деньги государству.

Многие следователи уверенны, что вина этому – несовершенство действующего законодательства, ведь сейчас уголовное дело могут возбуждать лишь следователи СК РФ и то, только после тщательной проверки налоговыми органами.

Процедура очень длительная и не всегда приносит результаты. Большинство предпринимателей очень умело маскируют свою деятельность, так что в ходе обычных аудитов сложно что-то выявить.

В парламенте уже не раз поднимался вопрос об изменениях в текущем положении дел, но Российский союз промышленников и предпринимателей каждый раз настаивает на том, что любые изменения могут оказать слишком большое давление на малый бизнес.

Причины уклонения от уплаты налогов и сборов

Многие предприниматели так умело маскируются, что словить их за правонарушение практически невозможно.

Наиболее хитрые используют вполне законные методы для скрытия действительности:

  1. Не ведут хозяйственную деятельность. Конечно, самый просто способ не платить налоги – просто ничего не делать, не производить, и не получать доход. Но зачем тогда вообще такое предприятие? Хоть метод такой и есть, тот, кто хочет реализовать свои замыслы и получить от этого результат, ним не пользуется.
  2. Оформляют предприятие таким образом, чтобы оно входило в категорию тех, кому платить налоги не нужно. Это в основном социальные категории организаций, например, библиотеки, различные благотворительные фонды.
  3. Ведут деятельность, результаты (не в денежной форме) которой не подлежат налогообложению и это прописано в законодательстве.
  4. Физические или юридические лица могут вести деятельность, доходы которой будут чистыми и в полной своей сумме оставаться у хозяина.

Но самым «наглым» способом уклонения от уплаты налогов считается неправомерный метод, при котором ведется деятельность без государственной регистрации .

Попытки защитить свои кровно заработанные деньги – это естественное желание любого собственника в любой стране. Очень обидно, когда несовершенство системы приводит к тому, что твои доходы уменьшаются в геометрической прогрессии.

Многих мучает вопрос – а кому и за что я должен платить? Ответы на такие вопросы приводят к увеличению экономических преступлений. А причин этому можно выделить несколько:

  • Психологические (моральные);
  • Обусловленные политической деятельностью государства;
  • Экономические;
  • Правовые.

Моральные причины порождаются самой налоговой системой. В мире есть государства, «налоговый гнет» которых просто «съедает» малый бизнес.

Доходит до того, что предприниматель работает не на себя, а на страну в которой живет. И это вызывает массу недовольства. Выхода есть два – или не работать на себя, или скрывать свои реальные доходы.

Политические игры всегда очень опасны. И тот, кто стоит у руля правления имеет практически полную свободу действий. Именно в тот момент, когда честно заработанные деньги налогоплательщиков используются государством для своих «игр», начинаются волны возмущения .

Но самое большое влияние на желание не платить налоги оказывают экономические причины. Они связаны непосредственно с финансовым состоянием самого владельца и конъюнктурой рынка в целом.

Ну а правовые причины связаны с несовершенством контролирующей системы. Если государство не может грамотно проследить за тем, где совершается преступление, а где нет, то почему бы этим не воспользоваться?

Кто виноват?

Конечно же, в первую очередь перед лицом правосудия будет отвечать директор (топ-менеджер если это организация) и главный бухгалтер. Ведь они должны осознавать, что берут на себя полную ответственность за ведение легальной и прозрачной хозяйственной деятельности.

В момент отсутствия руководителя или главного бухгалтера, люди, замещающие их, принимают на себя все права. Если преступление было совершено в этот период, и это подтверждается доказательствами, отвечать им.

В некоторых случаях к ответственности привлекаются и иные работники. Это могут быть служащие, которые готовят первичные документы для бухгалтерского учета.

Подавая заведомо ложные показания, они могут пособничать ведению незаконной деятельности. Вопрос регулируется ч.5 ст. 33 УК РФ .

Ответственность за предварительный сговор руководителя и главного бухгалтера несется согласно второй части 199 ст. УК РФ .

Возбуждать уголовное дело могут только следователи СК РФ , но только после того, как к ним будет направлено дело из налоговой инспекции.

Как показывает практика, налоговая полиция замечает только случаи, в которых неуплаченная сумма превышает 2 млн. рублей .

Все же в первую очередь, отвечает руководитель компании . Главного бухгалтера могут осудить только в том случае, если докажут, что он совершил преступление в целях собственной наживы или чтобы подвести директора. Но доказать это очень сложно и практически нереальн о.

Ответственность и санкции по НК, КоАП и УК РФ.

Налоговый кодекс предусматривает введение санкций в виде штрафов . В нем прописано две статьи, касающиеся этого вопроса :

  1. Ст.119 устанавливает размер штрафа за несвоевременную подачу декларации. В этом случае налогоплательщику придется заплатить сумму на 5% большую. Но есть ограничения: сумма не может быть меньше 1000 руб. и не больше 30% от размера неуплаченного долга.
  2. В ст.122 говорится о заниженной или неправильно рассчитанной сумме налога. Штраф составляет 20% от размера, а в случае, если это было сделано специально – 40% .

В КоАП РФ идет речь только о несвоевременной подаче отчетов и непосредственно декларации. Отвечать за это будет должностное лицо. За нарушение налагается штраф в сумме от 300 до 500 рублей.

Но больше всего санкций прописано в Уголовном Кодексе РФ .

Данные предоставим в виде следующей таблицы:

Деяние Размер уклонения Санкции
Крупный Особо крупный Крупный Особо крупный
Уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом — более 600 тыс. руб. в течении трех лет;

— более 1800 тыс.руб.

— более 3 млн. руб. в течении трех лет;

— более 9 млн. руб.

— арест на срок до полугода;

— лишение свободы на срок до года.

— лишение свободы на срок до трех лет.

Уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом — более 2 млн руб. в течении трех лет;

— более 6 млн руб.

— более 10 млн. руб. в течении трех лет;

— более 30 млн. руб.

— штраф от 100 до 300 тыс.руб.;

— арест на срок до полугода;

— лишение свободы на срок до двух лет.

— штраф от 200 до 500 тыс.руб.;

— лишение свободы на срок до шести лет.

Скрытие денежных средств или имущества, с которых уплачивается налог Более 1,5 млн руб. — штраф от 200 до 500 тыс.руб.;

— лишение свободы на срок до пяти лет.

Сроки давности

Привлечь к ответственности и взыскать штрафы нельзя одновременно. В НК РФ для этого прописаны разные периоды времени. Для начала нужно установить, что правонарушение действительно было и привлечь к ответственности.

На это дается три года . Но бывают случаи, когда организации или отдельные лица всячески препятствуют следствию. Тогда есть возможность приостановить дело.

Когда вина все же доказана, наступает период, когда необходимо уплатить штраф. На это дается два месяца. Если деньги получить не удалось, в течении полугода инспекция подает заявление в суд.

Предлагаем вашему вниманию интересное видео о том, кто и почему не платит налоги.