Советую бернстайн анализ финансовой отчетности. Бернстайн Леонард: биография, личная жизнь, семья, музыкальные произведения

Год выпуска : 2003

Жанр : Экономика

Издательство : "Финансы и статистика"

Формат : PDF

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 622

Описание : Книга дает представление о методах эффективной учетной политики бухгалтеров США и степени ее регламентации; знакомит с методологией построения финансовой отчетности, включающей баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных стредств. Обсуждение сущности информации, содержащейся в этих документах, завершается рассмотрением методов анализа финансового положения компаний, который проведен на конкретных данных.

Для бухгалтеров, стремящихся повысить свою квалификацию, преподавателей бухгалтерского учета и анализа, аспирантов и студентов экономических вузов и факультетов, а также тех, кто принимает решения на основе финансовой отчетности.

ЧАСТЬ I

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ДАННЫЕ УЧЕТА
Глава 1. Задачи анализа финансовой отчетности
1.1. Сущность финансового анализа
1.2. Подходы к проблеме
1.3. Развитие теории инвестиций
Глава 2. Анализ финансовой отчетности и бухгалтерский учет
2.1. Функции анализа финансовой отчетности
2.2. Исходные данные для анализа
2.3. Значения данных бухгалтерского учета
2.4. Информационная ограниченность данных бухгалтерского учета
2.5. Относительное значение анализа финансовой отчетности в общем объеме работ по принятию решений
2.6. Функции бухгалтерского учета
Глава 3. Цели, условия и стандарты учета - их значение для анализа
3.1. Цели учета
3.2. Концептуальная схема FASB
3.3. Организация концептуальной схемы
3.4. Предпосылки анализа
3.5. Принципы и стандарты бухгалтерского учета
3.6. Человеческий фактор
Глава 4. Инструменты и методы анализа финансовой отчетности - общий обзор
4.1. Реконструкция хозяйственной деятельности и операций
4.2. Важность отчетности о движении денежных средств
4.3. Дополнительные аналитические функции
4.4. Источники информации
4.5. Полный набор информации
4.6. Основные инструменты анализа
4.7. Рыночные измерители
4.8. Сопоставимость финансовой информации
4.9. Пример расчета финансовых коэффициентов
4.10. Проверка понимания взаимосвязей
4.11. Основные составляющие анализа финансовой отчетности
4.12. Финансовый анализ с помощью средств вычислительной техники
4.13. Обзор учетных принципов - назначение и объекты особого внимания
Приложение 4а. Источники информации, содержащей показатели деятельности и финансовые коэффициенты
Приложение 4в. Пример финансовой отчетности

ЧАСТЬ II. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - ОСНОВА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Глава 5. Анализ текущих активов
5.1. Денежные средства
5.2. Рыночные ценные бумаги
5.3. Дебиторская задолженность
5.4. Предоставление данных о текущей стоимости финансовых инструментов
5.5. Запасы
5.6. Корректировка при переходе от метода ЛИФО к методу ФИФО
5.7. Другие аналитические проблемы
Глава 6. Анализ нетекущих активов
6.1. Долгосрочные инвестиции
6.2. Наиболее реалистичная оценка долговых ценных бумаг
6.3. Учет заемщиками и кредиторами реструктуризации долга, вызванной тяжелым финансовым положением заемщика
6.4. Проблема банковских ссуд
6.5. Материальные основные средства
6.6. Нематериальные активы
6.7. Расходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов и платежей
6.8. Незафиксированные нематериальные или условные активы
Глава 7. Анализ кредиторской задолженности
7.1. Краткосрочная кредиторская задолженность
7.2. Долгосрочная кредиторская задолженность
7.3. Погашение задолженности
7.4. Обязательства по аренде
7.5. Учет капитальной аренды
7.6. Внебалансовое финансирование
7.7. Внебалансовые обязательства
7.8. Кредиторская задолженность по пенсионным планам
7.9. Выявление дополнительной задолженности по пенсиям
7.10. Прочие выплаты помимо пенсий
7.11. Обязательства, граничащие с собственным капиталом
7.12. Доходы будущих периодов

7.13. Майнорити
7.14. Резервы
7.15. Учет непредвиденных обстоятельств
7.16. Обязательства по контрактам
7.17. Финансовые инструменты с внебалансовыми рисками
7.18. Условная кредиторская задолженность
Глава 8. Анализ собственного капитала
8.1. Различия между инструментами кредиторской задолженности и собственного капитала
8.2. Классификация акций
8.3. Нераспределенная прибыль
8.4. Балансовая стоимость на акцию
Глава 9. Межкорпоративные инвестиции, слияния компаний и деятельность за границей
9.1. Межкорпоративные инвестиции
9.2. Учет объединений предприятий
9.3. Учет объединений предприятий
9.4. Учет гудвилла - сфера наибольших проблем
9.5. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности
9.6. Анализ прибыли и убытка от перевода
Глава 10. Анализ отчета о прибылях и убытках: часть I
10.1. Разнообразие понятий прибыли
10.2. Начисление затрат и расходов
10.3. Амортизация и уменьшение стоимости истощения ресурсов

Глава 11. Анализ отчета о прибылях и убытках: часть 2
11.1. Расходы по пенсиям и дополнительные выплаты работникам
11.2. Элементы периодических расходов на выплату пенсий
11.3. Пенсионные обязательства
11.4. Учет прочих выплат работникам после выхода на пенсию
11.5. Прочие дополнительные выплаты работникам
11.6. Выплаты на научные исследования, изыскания и разработки
11.7. Гудвилл
11.8. Расходы на выплату процентов

11.9. Налог на прибыль
11.10. Чрезвычайные прибыли и убытки
11.11. Изменения в бухгалтерском учете
11.12. Отчет о прибылях и убытках - суть анализа, обзор
Глава 12. Прибыль на акцию: расчет и оценка
12.1. Расчет средневзвешенной величины выпущенных обыкновенных акций

12.2. Сложная структура капитала
12.3. Полностью разводненная прибыль на акцию
12.4. Примеры расчетов EPS при объединении компаний
12.5. Переоценка прибыли на акцию за предыдущий период
12.6. Требования к дополнительным данным в связи с предоставлением данных о прибыли на акцию
12.7. Бухгалтерская отчетность по изменениям показателя прибыли за акцию
Глава 13. Отчет о движении денежных средств
13.1. Значение потоков денежных средств
13.2. Учет денежных средств и их потоков
13.3. Определение чистых потоков денежных средств в результате хозяйственной деятельности
13.4. Реконструкция операций
13.5. Определение суммы денежных средств в результате хозяйственной деятельности - два метода
13.6. Переход от косвенного представления к представлению поступлений-выплат

13.7. Денежные потоки - проблемы их изучения
Глава 14. Влияние изменения цен на финансовую отчетность
14.1. Исследования и профессиональные рекомендации
14.2. Цели этой главы
14.3. Учет в текущих ценах
14.4. Учет в постоянных ценах
14.5. Пример учета сделки с использованием четырех схем отчетности

14.6. Аналитические рассуждения при использовании модели текущих цен
14.7. Аналитические рассуждения при использовании модели постоянных цен
14.8. Сравнение общего и особых изменений цен
Глава 15. Мнение аудитора - содержание и значение
15.1. Что должен знать аналитик?
15.2. Аудиторский отчет
15.3. Несоответствие финансовой отчетности общепринятым принципам учета
15.4. Специальные отчеты
15.5. Предпосылки для анализа
15.6. Предпосылки, вытекающие из стандартов, которыми руководствуется в своем мнении аудитор
15.7. Функции аудита с точки зрения аудитора
ЧАСТЬ III. ВАЖНЕЙШИЕ РАЗДЕЛЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 16. Анализ ликвидности
16.1. Значение ликвидности
16.2. Рабочий капитал
16.3. Коэффициент покрытия
16.4. Коэффициент оборачиваемости средней величины дебиторской задолженности
16.5. Показатели оборачиваемости запасов
16.6. Текущие обязательства - краткосрочная кредиторская задолженность
16.7. Интерпретация коэффициента покрытия
16.8. Промежуточный коэффициент срочной ликвидности
16.9. Другие показатели срочной ликвидности
16.10. Понятие финансовой гибкости
16.11. Обсуждение и анализ руководством компании
Глава 17. Анализ потоков денежных средств и финансовые прогнозы
17.1. Обзор моделей потоков денежных средств
17.2. Электронные таблицы
17.3. Анализ отчета о потоках денежных средств
17.4. Пример анализа отчета о потоках денежных средств
17.5. Оценка отчета о потоках денежных средств
17.6. Проектирование отчета о потоках денежных средств
17.7. Пример проектирования отчета о потоках денежных средств

18.1. Ключевые элементы в оценке долгосрочной платежеспособности
18.2. Значение структуры капитала
18.3. Принципы учета
18.4. Корректировки балансовой стоимости активов
18.5. Значение структуры капитала
18.6. Принципы использования заемных средств
18.7. Пример расчета
18.8. Коэффициент финансового левереджа
18.9. Измерение влияния структуры капитала на долгосрочную платежеспособность
18.10. Долгосрочный прогноз - ценность и ограничения
18.11. Анализ структуры капитала - структурные отчеты
18.12. Соотношение заемных средств и всего капитала (заемные и собственные средства)
18.13. Привилегированные акции в структуре капитала
Глава 18. Анализ структуры капитала и долгосрочной платежеспособности
18.14. Откорректированный с аналитической точки зрения коэффициент долгосрочная кредиторская задолженность/собственный капитал
18.15. Интерпретация показателей структуры капитала
18.16. Непредвиденное событие и прочие типы риска
18.17. Показатели распределения активов
18.18. Решающее значение прибыльности
18.19. Показатели покрытия за счет прибыли
18.20. Отношение прибыли к постоянным затратам
18.21. Условные расчеты коэффициентов покрытия
18.22. Покрытие постоянных затрат за счет денежных потоков
18.23. Стабильность потоков денежных средств в результате хозяйственной деятельности
18.24. Покрытие дивидендов по привилегированным акциям за счет прибыли
18.25. Оценка коэффициентов покрытия затрат прибылью
18.26. Структура капитала, выкуп контрольного пакета акций за счет кредита, "бросовые" облигации и другие финансовые "нововведения"
18.27. Существенные аспекты анализа
Приложение 18А. Рейтинг долговых обязательств
Приложение 18А.1. Рейтинг корпоративных облигаций
Приложение 18А.2. Рейтинг муниципальных ценных бумаг
Приложение 18А.З. Ограничения, присущие процессу определения рейтинга
Приложение 18В. Коэффициенты как предсказатели краха предприятия
Приложение 18С. Пример расчета откорректированного с аналитической точки зрения коэффициента долгосрочная задолженность/собственный капитал

Глава 19. Анализ прибыли на инвестиции и использования активов
19.1. Различные точки зрения на результаты деятельности
19.2. Критерии оценки результатов деятельности
19.3. Значение показателя прибыли на инвестиции
19.4. Главные цели использования ROI
19.5. Основные элементы ROI
19.6. Корректировка компонентов формулы ROI
19.7. Анализ использования активов
19.8. Анализ прибыли на обыкновенные акции (ROCSE)
19.9. Пример анализа прибыли на общую сумму активов и собственный капитал
19.10. Сравнение прибыли на собственный капитал с прибылью на инвестиции акционеров
Глава 20. Анализ результатов деятельности: часть 1
20.1. Значение анализа отчета о прибылях и убытках
20.2. Анализ отчета о прибылях и убытках
20.3. Финансовая отчетность многоотраслевых предприятий
20.4. Стабильность и изменение суммы выручки
Глава 21. Анализ результатов деятельности: часть 2
21.1. Анализ себестоимости реализованной продукции
21.2. Анализ безубыточности
21.3. Аналитическое значение анализа безубыточности
21.4. Анализ связей между объемом продаж, дебиторской задолженностью и запасами
21.5. Налог на прибыль
21.6. Анализ финансовых результатов
Глава 22. Оценка и прогнозирование прибыли
22.1. Оценка качества прибыли
22.2. Оценка уровня прибыли и тренда
22.3. Понятие доходности (Earning Power)

22.4. Прогнозирование прибыли
22.5. Контроль за деятельностью предприятия и результатами
Глава 23. Комплексный анализ финансовой отчетности
23.1. Методология анализа финансовой отчетности
23.2. Значение "блочного подхода" к финансовому анализу.....
23.3. Отличительные признаки правильно проведенного финансового анализа
23.4. Характеристики особых отраслей или сфер деятельности
23.5. Пример комплексного анализа финансовой отчетности Campbell Soup Company
Список основных сокращений (США)

Один из самых выдающихся музыкальных деятелей США - профессор Леонард Бернстайн. Композитор-экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он стал ведущим теоретиком и практиком мюзикла.

Родители Бернстайна до эмиграции в США жили на Украине, неподалеку от Ровно. Леонард родился 25 августа 1918 года в городе Лоренс, штат Массачусетс, а вырос в Бостоне. Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные.

Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

Учился он в знаменитой Бостонской Латинской школе. Здесь Бернстайн выступал солистом и дирижером школьного оркестра, поставил силами учащихся школы оперу «Кармен». В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по истории музыки, филологии и философии.

В 1939-1941 годах Леонард поступил учиться в Музыкальный институт Кёртис в Филадельфии. Дирижирование вел Ф. Рейнер, инструментовку - Р. Томпсон, фортепиано - И. А. Венгерова.

В 1942 году Берстайн отправился совершенствоваться в Беркширский музыкальный центр (Танглвуд). В это время появляются первые серьезные сочинения композитора - соната для кларнета и фортепиано (1942), вокальный цикл «Ненавижу музыку» (1943). Но главным событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким.

Стажировка под его руководством в Танглвуде положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-1944). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай положил начало блистательной дирижерской карьере Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Один из крупнейших современных дирижеров, он принадлежал к художникам романтического направления обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью: стихийный темперамент, стремление к красочности, изобразительности и динамичности сочетались у Бернстайна с глубиной и масштабностью интерпретаторской концепции. Ему в равной степени удавалось истолкование классической и современной музыки, в частности он один из выдающихся истолкователей произведений Шостаковича. Артистизм музыканта поистине не знал предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал без рук, управляя оркестром только мимикой лица и взглядами.

Его успехи на дирижерском поприще были оценены по заслугам. В 1945-1949 годах Бернстайн - уже главный дирижер оркестра «Нью-Йорк сити сентр», где стал преемником знаменитого дирижера Л. Стоковского. В 1957-1958 годах - дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра, а с 1958 по 1969 год - главный дирижер.

С 1951 года, когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла аудиторию любого университета. В то же время Бернстайн преподавал в университете чехословацкого города Брандис, Бернстайн зарекомендовал себя и как разносторонне одаренный музыкант.

Как пианист он выступал с фортепианными партиями и собственными оркестровыми сочинениями, а также классическим репертуаром. С 1944 года Бернстайн гастролировал во многих странах мира. Побывал он и в СССР.

Публичное исполнение первого произведения Л. Бернстайна - симфонии «Иеремия» на библейскую тему, состоялось в 1944 году в Питсбурге под управлением самого автора. Позднее такой же насыщенной экспрессией отличалось и другое монументальное вокально-инструментальное сочинение Бернстайна, в котором он разрабатывал древнееврейские музыкальные мотивы, - оратория «Кадиш».

По предложению хореографа Дж. Роббинса в том же году композитор сочинил музыку балета «Свободная фантазия», постановка которого под управлением автора была осуществлена на сцене «Метрополитен Опера». Вскоре совместно с Дж. Роббинсом, Б. Комден и А. Грином он переработал этот балет для мюзикла «Там, в городе», который прошел 463 раза.

Превращение балета в мюзикл не стало для Бернстайна случайным эпизодом. Во всех его мюзиклах балет занимает важное место. Такое тесное сотрудничество, какое установилось между Бернстайном и Роббинсом, больше характерно для взаимоотношений композитора с либреттистом. Уже в мюзикле «Свободная фантазия» Роббинс поразил публику сценой драки между тремя матросами. Танцевальный вихрь движений рук, ног, тел давал уже тогда представление о возможностях балета в мюзикле. Тринадцать лет спустя в танцах и пластике «Вестсайдской истории» Роббинсу удалось добиться такой смысловой выразительности и образности, которой до этого мюзикл не знал.

Следующий балет Бернстайна - «Факсимиле», поставленный в 1946 году, относится уже к области серьезной музыки. За ним в 1949 году последовала Вторая симфония, которая позже в хореографии Дж. Роббинса получила свое сценическое воплощение. В 1 953 году Бернстайну предложили написать несколько песен для одного мюзикла. Поскольку его не прельщала роль соавтора, он сочинил всю музыку сам.

Так возник мюзикл «Удивительный город». В нем настолько мастерски, с проникновением в стиль пародируются сентиментальные баллады 1930-х годов, что публика чистосердечно приняла их за оригинальные.

Третий мюзикл Бернстайна «Кандид» (1956) на либретто Л. Хелман, написанное по одноименному роману Ф. Вольтера, успехом не пользовался. Хотя художественные достоинства партитуры были высоки, сам сюжет показался публике непривычно желчным и циничным.

Интересно, что позднее - в начале 1970-х, когда средняя стоимость бродвейской постановки достигла полмиллиона долларов, продюсеры предпочли обратиться к проверенным именам и проверенным названиям. Следствием такого положения явилось, в частности, возобновление многих классических произведений американского музыкального театра. Среди них оказался и «Кандид» Бернстайна. Успех такого возобновления во много раз превзошел первую постановку.

«Кандид» в сезоне 1973 - 1974 года выдержал 740 представлений, тогда как первая постановка 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.

Неуспех «Кандида» полностью компенсировался Бернстайном и Роббинсом уже в следующем году, когда, согласно их замыслу, А. Лоренц написал либретто нового мюзикла «Вестсайдская история» (1957).

Еще в 1955 году Л. Бернстайн написал симфоническую сюиту из музыки к суровому и серьезному кинофильму «В портовом районе», изображавшему жизнь каменных джунглей больших городов. В фильме рассказывалось о положении нью-йоркских портовых рабочих, находящихся в сетях разных гангстерских организаций.

В «Вестсайдской истории» Л. Бернстайн пошел еще дальше и выявил другие грани социальной действительности - преступность среди молодежи и расовые проблемы.

По «Вестсайдской истории» можно судить обо всех признаках мюзикла - молодого музыкально-драматического жанра. Этот классический мюзикл дает возможность сделать и некоторые выводы о тенденциях развития жанра. «Вестсайдская история» создана Л. Бернстайном по пьесе Л. Лоуренса «История западной окраины». Действие ее происходит в Америке в начале пятидесятых годов двадцатого века на фоне обострившейся расовой вражды. «Вестсайдская история» остро современна. Это прослеживается и в выборе проблемы и героев, которые взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка, и в выборе выразительных средств: современная живая разговорная речь, почти жаргон привычные, звучащие сегодня музыкальные ритмы.

Развиваясь, мюзикл включает в себя элементы и оперетты, и ревю, и достижения джаза. «Вестсайдская история», например, живо откликается на новый джазовый стиль cool, где конструктивная четкость и графичность становятся качествами, отчуждающимися от эмоционального. В «экстравагантно-творческом» устремлении мюзикла таится, по мнению Бернстайна, условие его успеха. Каждый мюзикл готовит сюрприз, и «никто никогда не знает, какого рода повороты, обработки и стили стоят на очереди». В «Вестсайдской истории» симфоническое начало сочетается с балладным.

Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех. Постановка выдержала 734 представления, после чего началось триумфальное шествие «Вестсайдской истории». Уже в 1960 году мюзикл был снова поставлен в Нью-Йорке, в 1968 году он был включен в репертуар Линкольновского культурного центра. В 1961 году по «Вестсайдской истории» был снят одноименный фильм, который завоевал самую большую популярность среди американских музыкальных фильмов.

Ну разве нет в нем тайны? Он так горит на эстраде, так отдается музыке! Оркестры его обожают.
Р. Челетти

Деятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история », крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.

Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии (1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945 г. он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал... «без рук», управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.

Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его дирижерским дебютом (вокальный цикл «Ненавижу музыку», симфония «Иеремия» на текст из Библии для голоса с оркестром, балет «Невлюбляющийся»). В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы «Волнения на Таити» (1952), двух балетов; но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них («В городе») состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность «боевиков». Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В «Чудесном городе» (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В «Кандиде» (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а «Вестсайдская история» (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.

Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья, посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных по диалогу Платона «Симпозиум» (1954, серия застольных тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.

С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих книгах «Радость музыки» (1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.

В 1971 г. к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. «Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею», - сказал композитор. - «Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их».

К. Зенкин

Ни в коей мере не оспаривая талантов Бернстайна - композитора, пианиста, лектора, - все же можно сказать с уверенностью, что славой своей он в первую очередь обязан дирижерскому искусству. И американцы, и любители музыки в Европе раньше, всего призвали Бернстайна - дирижера. Произошло это в середине сороковых годов, когда Бернстайну еще не было тридцати лет, а его артистический стаж был ничтожен. Леонард Бернстайн получил разностороннюю и основательную профессиональную подготовку. В Гарвардском университете он изучал композицию и игру на фортепиано.

В знаменитом институте Кёртиса его педагогами были Р. Томпсон по оркестровке и Ф. Рейнер но дирижированию. В добавление к этому он совершенствовался под руководством С. Кусевицкого - в Беркширской летней школе в Танглевуде. Одновременно, чтобы зарабатывать на жизнь, Ленни, как и поныне зовут его друзья и почитатели, нанялся пианистом в хореографическую труппу. Но вскоре был уволен, так как вместо традиционного балетного аккомпанемента заставлял танцоров заниматься под музыку Прокофьева, Шостаковича, Копленда и собственные импровизации.

В 1943 году Бернстайн стал ассистентом Б. Вальтера в оркестре Нью-йоркской филармонии. Вскоре ему случилось заменить своего больного руководителя, и с тех пор он начал выступать с нарастающим успехом. В конце 1Э45 года Бернстайн уже возглавил Городской симфонический оркестр Нью-Йорка.

Европейский дебют Бернстаина состоялся после окончания войны - на «Пражской весне» 1946 года, где его концерты также привлекли всеобщее внимание. В те же годы слушатели познакомились и с первыми сочинениями Бернстаина. Его симфония «Иеремия» была признана критикой лучшим произведением 1945 года в США. Последующие годы отмечены для Бернстайна сотнями концертов, гастролями на разных континентах, премьерами новых его сочинений и непрерывным ростом популярности. Ему первому среди американских дирижеров довелось встать в 1953 году за пульт «Ла Скала», затем он выступает с лучшими оркестрами Европы, а в 1958 году возглавляет оркестр Нью-йоркской филармонии и вскоре совершает с ним триумфальное турне по Европе, во время которого выступает в СССР; наконец, немного спустя, он становится и ведущим дирижером «Метрополитен-опера». Гастроли в Венской государственной опере, где Бернстайн в 1966 году произвел настоящую сенсацию своей трактовкой вердиевского «Фальстафа», окончательно закрепили мировое признание артиста.

В чем заключаются причины его успеха? Тот, кто хоть однажды слышал Бернстаина, без труда ответит на этот вопрос. Бернстайн - художник стихийного, вулканического темперамента, который увлекает слушателей, заставляет внимать музыке, затаив дыхание, даже тогда, когда его трактовка может показаться вам необычной или спорной. Оркестр под его управлением музицирует свободно, непринужденно и вместе с тем не-обычайно интенсивно - все происходящее кажется импровизацией. Движения дирижера чрезвычайно экспрессивны, темпераментны, но вместе с тем совершенно точны - кажется, что его фигура, его руки и мимика как бы излучают музыку, которая рождается на ваших глазах. Один из музыкантов, побывавших на спектакле «Фальстафа» под управлением Бернстайна, признавался, что уже спустя десять минут после начала он перестал смотреть на сцену и не спускал глаз с дирижера, - так полно и точно отражалось в нем все содержание оперы. Конечно, эта безудержная экспрессия, этот страстный порыв не бесконтролен - он только потому и достигает своей цели, что воплощает глубину интеллекта, позволяющую дирижеру проникать в замысел композитора, передавать его с предельной цельностью и подлинностью, с высокой силой переживания.

Эти качества Бернстайн сохраняет и в тех случаях, когда выступает одновременно как дирижер и пианист, исполняя концерты Бетховена, Моцарта, Баха, «Голубую рапсодию» Гершвина. Репертуар Бернстайна огромен. Только на посту руководителя Нью-йоркской филармонии он исполнил практически всю классическую и современную музыку-от Баха до Малера и Р. Штрауса, Стравинского и Шёнберга.

Среди его записей - почти все симфонии Бетховена, Шумана, Малера, Брамса, десятки других крупных произведений. Трудно назвать такое сочинение американской музыки, которое не исполнил бы Бернстайн со своим оркестром: в течение нескольких лет он, как правило, включал в каждую свою программу одно американское произведение. Бернстайн - превосходный интерпретатор советской музыки, особенно симфоний Шостаковича, которого дирижер считает «последним великим симфонистом».

Перу Бернстайна-композитора принадлежат произведения разных жанров. Среди них три симфонии, оперы, музыкальные комедии, мьюзикл «Вестсайдская история», обошедший сцены всего мира. В последнее время Бернстайн стремится больше времени уделять композиции. С этой целью он в 1969 году оставляет свой пост руководителя Нью-йоркской филармонии. Но он предполагает и в дальнейшем периодически выступать с коллективом, который, отмечая его замечательные достижения, присвоил Бернстайну звание «пожизненного дирижера-лауреата Нью-йоркской филармонии».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Леонард Бернстайн - американский дирижер, композитор и пианист, известный своими произведениями в классическом и популярном стиле, экспрессивным поведением на сцене и педагогическим даром, который проявился в цикле «Молодежных концертов». Он был первым дирижером, родившимся в США, который получил всемирное признание. Он управлял оркестром Нью-Йоркской филармонии и написал множество композиций, включая оперу «Кандид» (1956), мюзиклы «Вестсайдская история» (1952) и «Увольнение в город» (1944), а также музыку к фильмам.

Леонард Бернстайн был одним из первых музыкантов, который понял роль телевидения в музыкальном просвещении масс и делал это с почти евангельским рвением. Преподавание и наставление молодых дирижеров в Тэнглвудском музыкальном центре оставались его страстью до самой его смерти в 1990 г.

Комментируя в своих гарвардских лекциях, прочитанных в 1973 г., музыкальную поэтику и тональность, он заявил, что независимо от того, насколько последовательна или стохастична, или как-то иначе интеллектуализирована музыка, ее всегда можно квалифицировать как поэзию, поскольку она коренится в земле, и что выразительные различия между новыми идиомами в конечном итоге зависят от достоинства и страсти индивидуального творческого голоса.

Краткая биография

Леонард Бернстайн родился 25.08.1918 г. в Лоуренсе (Массачусетс, США), в семье евреев, эмигрировавших из Ровно (Украина). По настоянию бабушки его назвали Луи, но родителям больше нравилось имя Леонард. В 15 лет он взял его в качестве официального. Его отец, Сэм Бернстайн, был бизнесменом и первоначально выступал против увлечения мальчика музыкой. Несмотря на это, родители часто брали его на концерты.

Леонард услышал игру на рояле в очень раннем возрасте и тут же увлекся этим инструментом. Он начал учиться играть, когда тетя Клара отдала его семье свое фортепиано, переезжая после развода. Леонард учился в школах Гаррисона и Бостона. Когда его отец услышал об уроках игры на фортепиано, он отказался платить за них, и Бернстайн занялся репетиторством, чтобы продолжить обучение.

Колледж

После окончания Бостонской школы в 1935 году Бернстайн поступил в Гарвард, где учился музыке у Уолтера Пистона и участвовал в хоре. После окончания учебы поступил в Институт музыки Кертиса в Филадельфии, где получил единственную высшую отметку от Фрица Райнера, преподававшего дирижирование. Также он учился игре на фортепиано у Изабеллы Венгеровой и Генриха Гебхарда.

Начало карьеры

Бернстайна высоко ценили как дирижера. Он дал множество концертов, в которых участвовали ведущие оркестры мира, сочинил 3 симфонии, 2 оперы, 5 мюзиклов и множество других произведений. Однако больше всего он известен как автор музыки «Вестсайдской истории». Леонард Бернстайн также был пианистом, педагогом и музыкальным директором Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В 1940 г. он учился в летнем Тэлвудском музыкальном центре у дирижера Бостонского симфонического оркестра Сергея Кусевицкого и после выпуска стал его помощником. Позднее он посвятил ему свою 2-ю симфонию «Век тревог».

Неожиданный успех

В ноябре 1943 г. Бернстайн, недавно назначенный помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра Бруно Уолтера, из-за болезни последнего неожиданно для себя дебютировал на большой сцене. Он добился немедленного успеха и сразу стал известным, во многом благодаря тому, что концерт транслировался по национальному радио. Солистом в тот исторический день был Джозеф Шустер, виолончелист Нью-Йоркской филармонии, исполнявший «Дон Кихота» Ричарда Штрауса.

Успех был тем более удивительным, поскольку это музыкальное произведение Леонард Бернстайн никогда раньше не дирижировал - перед концертом Бруно Уолтер успел показать ему лишь небольшой фрагмент. Это замечательное исполнение можно услышать сегодня благодаря записи радиопередачи CBS, которая была выпущена на компакт-дисках.

Международное признание

После войны Бернстайн дирижировал Нью-Йоркским симфоническим оркестром (вместе с Леопольдом Стоковским), и с этого момента начала развиваться его карьера на международной арене. В 1949 г. он дирижировал во время мировой премьеры «Турангалила-симфонии» Оливье Мессиана.

Когда Сергей Кусевицкий умер в 1951 г., Бернстайн стал руководителем оркестрового и дирижерского отделений Тэнглвудского музыкального центра, где преподавал до смерти в 1990 году.

В 1951 г. он дирижировал Бостонским симфоническим оркестром во время мировой премьеры 2-й симфонии Чарльза Айвса. Композитор, слишком старый и немощный, чтобы присутствовать на концерте, слушал его трансляцию по радио. Он был поражен восторженным приемом симфонии, написанной между 1897 и 1901 гг. и никогда не исполнявшейся до этого. На протяжении всей своей карьеры Бернстайн много сделал для популяризации музыки этого уникального американского композитора.

Программы для молодежи

Леонард Бернстайн был назначен музыкальным директором Нью-Йоркской филармонии в 1957 г. и занимал эту должность до 1969 г. Он приобрел известность в Соединенных Штатах благодаря циклу из 50 телеконцертов для молодежи, организованных каналом CBS, которые стали продолжением программ Omnibus, транслировавшихся в начале 1950-х.

Премьера состоялась всего через несколько недель после того, как он стал главным дирижером Нью-Йоркской филармонии. Он стал знаменитостью не только благодаря таланту, но и просветительской работе, которую проводил на этих концертах. Некоторые из этих музыкальных лекций были выпущены в аудиозаписях, и часть из них получила награды Грэмми. До сих пор цикл концертов для молодежи остается самой продолжительной программой о классической музыке, когда-либо показывавшихся на коммерческом телевидении. Передачи выходили с 1958 по 1972 г. и в настоящее время доступны в формате DVD.

Зарубежные поездки

В 1947 г. Бернстайн впервые побывал в Тель-Авиве и с тех пор всю жизнь поддерживал связь с народом Израиля. В 1957 г. он провел там инаугурационный концерт и впоследствии много записывался. В 1967 г. Бернстайн выступил на горе Скопус в ознаменование воссоединения Иерусалима.

В 1959 году он отправился c оркестром Нью-Йоркской филармонии в турне по Европе и Советскому Союзу. Часть концертов была записана CBS. Главным событием тура стало исполнение Бернстайном 5-й симфонии Шостаковича в присутствии композитора, который вышел на сцену поздравить дирижера и музыкантов. По возвращении в США эта симфония была записана Columbia Records в бостонском Symphony Hall.

В 1960 г. дирижер начал делать первые полные записи всех девяти завершенных симфоний Густава Малера, заручившись поддержкой вдовы композитора Алмы. Успех этих записей наряду с концертами Леонарда Бернстайна значительно возродил интерес к Малеру, который руководил Нью-Йоркской филармонией с 1904 по 1907 год.

Работа в Вене

В 1966 г. Бернстайн дебютировал в Венской опере, где дирижировал «Фальстафа» Верди (в постановке Лучино Висконти с Дитрихом Фишером-Дескау в роли Фальстафа).

В 1970 г. он вернулся, чтобы участвовать в постановке Отто Шенка «Фиделио» Бетховена. В 1986 г. Бернстайн дирижировал здесь оперу «Тихое место» собственного сочинения. Окончательное прощание Бернстайна с Государственной оперой произошло случайно в 1989 году. После исполнения «Хованщины» Модеста Мусоргского он неожиданно вышел на сцену и обнял дирижера Клаудио Аббадо перед ошеломленной, но аплодирующей аудиторией.

Начиная с 1970 г. Бернстайн управлял оркестром Венской филармонии, с которым он перезаписал многие произведения, ранее исполненные им в Нью-Йоркской филармонии, включая полные симфонии Бетховена, Малера, Брамса и Шумана.

Также в 1970 г. он написал и озвучил закадровый текст снятой в Вене 90-минутной программы, в которой были представлены Венская филармония и такие артисты, как Пласидо Доминго (это было его первое телевизионное выступление в качестве одного из солистов в 9-й симфонии Бетховена). Премьера программы состоялась в 1970 г. на австрийском и британском телевидении, а затем ее транслировал канал CBS в канун Рождества 1971 года.

Она была посвящена празднованию 200-летия Бетховена. В шоу широко использовались репетиции и исполнение «Фиделио» Отто Шенка. Первоначально программа называлась «День рождения Бетховена: празднование в Вене». Она выиграла «Эмми», но транслировалась только раз по американскому телевидению. Запись хранилась на канале CBS, пока не появилась вскоре после смерти Бернстайна под новым названием Bernstein on Beethoven: The Celebration in Vienna. Запись была немедленно выпущена на видеокассетах, а в 2005 году - на DVD.

Лекции в Гарварде

В 1973 году Бернстайн был приглашен занять место Чарльза Элиота Нортона в его альма-матер - Гарвардском университете. Здесь он прочитал 6 лекций о музыке. Леонард Бернстайн, заимствовав титул из работы Чарльза Айва, назвал цикл «Неотвеченный вопрос». Для анализа и сравнения музыкальных конструкций с языком он воспользовался терминологией из современной лингвистики (в первую очередь Ноама Хомского). Лекции сохранились в книжной форме и на DVD.

Дальнейшая дирижерская работа

В 1978 г. постановка Отто Шенка «Фиделио», которую дирижировал Бернстайн, (но с другим актерским составом), была снята компанией Unitel. Подобно передаче о Бетховене, она была показана на A&E после его смерти, а затем выпущена на видеокассетах.

В 1979 г. Бернстайн в первый и единственный раз дирижировал Берлинским филармоническим оркестром на двух благотворительных концертах. Симфония №9 Малера транслировалась по радио, после чего была выпущена на CD. В 1980 г. Леонард Бернстайн получил премию Кеннеди-центра.

В 1980-х годах он был дирижером и комментатором серии передач на канале PBS о музыке Бетховена, в которой Венская филармония играла все 9 его симфоний, несколько его увертюр и Торжественную мессу. В программе также участвовал актер Максимилиан Шелл, читающий письма Бетховена.

Последние годы жизни

В Рождество 1989 г. Бернстайн дирижировал 9-ю симфонию Бетховена в Восточном Берлине в рамках празднования падения Берлинской стены. Концерт транслировался в прямом эфире в 20 странах для 100 млн человек.

Леонард Бернстайн умер через 5 дней после объявления об уходе на пенсию. Его последнее выступление состоялось в Тэнглвуде 19 августа 1990 года, когда Бостонская симфония исполнила 4 интерлюдии Бенджамина Бриттена и 7-ю симфонию Бетховена.

Бернстайн похоронен на нью-йоркском кладбище Грин-Вуд рядом с женой.

Политическая активность

Бернстайн участвовал в левых движениях с 1940 годов. В начале 1950-х он попал в черный список Государственного департамента и канала CBS, но это не повлияло на его карьеру.

Активная духовная жизнь Леонарда Бернстайна включала участие в культурном перевороте конца 1960-х. Он разозлил многих, когда утверждал, что вся музыка, кроме популярной, старомодна. Его политическая деятельность также вызывала критику. Когда в 1970 году его жена провела сбор денег в пользу экстремистской афроамериканской группы «Черные пантеры», Бернстайна обвинили в антисемитизме. Публикации в прессе нанесли серьезный ущерб его репутации. Также он выступал против войны во Вьетнаме. В конечном итоге ФБР начала следить за его деятельностью.

Авторитет среди музыкантов

Бернстайна как дирижера высоко ценили многие музыканты, в т. ч. участники Венского филармонического оркестра (он был его почетным членом), Лондонского симфонического (он был выбран дирижером-лауреатом) и Израильского филармонического (в котором он был постоянным приглашенным дирижером) оркестров. Особого совершенства он достиг в исполнении произведений Малера, Копленда, Брамса, Шостаковича, Гершвина («Рапсодия в синем» и «Американец в Париже») и, конечно же, своих собственных.

Записи

С 1950-х по 1980-е годы Бернстайн много сотрудничал со студиями звукозаписи. Помимо нескольких ранних записей для RCA Victor, он в основном работал с "Колумбией", особенно в период, когда являлся музыкальным директором Нью-Йоркской филармонии. Многие из этих выступлений были выпущены в цифровой форме и переизданы Sony в рамках серии «Столетие Бернстайна». Когда «Колумбия» потеряла интерес к записи американской классической музыки, дирижер подписал эксклюзивный контракт с немецкой студией Deutsche Grammophon, который продолжался до его смерти.

Личная жизнь

Леонард Бернстайн женился на актрисе из Чили Фелиции Монтеалегре в сентябре 1951 г. Это было сделано, чтобы развеять слухи и повысить шансы быть утвержденным на значимую дирижерскую должность, поскольку руководство оркестра было консервативным. В письме к мужу Фелиция назвала его неисправимым гомосексуалистом. Это же подтвердили друзья и подруги знаменитого дирижера и композитора.

Но основной период потрясений в биографии Леонарда Бернстайна начался в 1976 году, когда он решил, что не может больше скрывать свою ориентацию. Он оставил жену ради музыкального редактора радиостанции классической музыки в Сан-Франциско Тома Котрена. В следующем году у Фелиции был диагностирован рак легких, и муж вернулся к ней до тех пор, пока она не умерла 16.06.1978 г. Он часто говорил о своей вине.

В большинстве биографий Леонарда Бернстайна говорится, что после этого его образ жизни стал менее умеренным, и его личное поведение стало более грубым. Однако его общественное положение и многие его близкие друзья остались прежними, и он возобновил свой напряженный рабочий график.