Региональная стратегия развития апк.

В последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса.

Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным как для российских, так и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 1999 г., составил примерно 10 млрд долл. Растет приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2000 г. они равнялись 31,5 млрд руб., в 2005 г., по оценке, это уже 130 млрд руб.

Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии отрасли сохраняются крупные системные проблемы.

В последнее время наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства: они отстают от темпов роста экономики в целом. Усиливается неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями, продолжающееся уже 15 лет. Сохраняется непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети сельскохозяйственных организаций убыточны. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся еще сильнее, а слабые -- все беднее. Средняя месячная зарплата работников отрасли составляет всего 3580 руб., это 43% общероссийского уровня. За чертой бедности находится свыше половины сельского населения, уровень занятости которого едва дотягивает до 68%.

Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства не превышает 4% их общего объема в экономику страны. Это в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г.

Снижается уровень технической оснащенности агропроиз-водства, из-за чего не используются значительные площади плодородной пашни; недостаточен уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

Наиболее проблемной отраслью остается животноводство. К сожалению, продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе молочных коров. В 2005 г. его численность уменьшилась на 6%. Несмотря на рост продуктивности реализация скота на убой снизилась на 1,7%, а производство молока сократилось почти на З%. Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. - 2006. - №1. - С.3-4.

В условиях рыночной экономики основой государственной агропродовольственной политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции -- главного фундамента экономического роста АПК, устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поддержания продовольственной безопасности страны. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий, во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами; во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения; в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.

Исходя из такого подхода и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», поддержанный правительством страны и Федеральным Собранием. В сфере агропромышленного производства определены три основных направления:

ускоренное развитие животноводства;

стимулирование развития малых форм хозяйствования;

обеспечение жильем молодых специалистов на селе.

Проектом предусматривается увеличить за два года производство молока на 4,5%, мяса -- на 7%. Для реализации этих целей намечено в первую очередь повысить доступность кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования, племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.

Чтобы привлечь в животноводство инвестиционные ресурсы, предусмотрено выделить дополнительно 6600 млн руб. бюджетных ассигнований на субсидирование процентных ставок по кредитам (на срок до восьми лет), предназначенным для финансирования строительства именно животноводческих комплексов и ферм. Это позволит ежегодно направлять по 40 млрд руб. инвестиционных кредитов в сельское хозяйство.

Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и скота по лизингу дадут возможность осуществить модернизацию и перевооружение ряда животноводческих комплексов и ферм на 370 тыс. скотомест, закупить до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного крупного рогатого скота, свиней, овец для селекции имеющегося стада и создания соответствующего племенного ядра.

Для технологического перевооружения животноводческих предприятий и закупки племенного скота запланировано выделить бюджетные средства на увеличение уставного капитала «Росагролизинга» в сумме 8 млрд руб.; установлены более льготные условия поставок по лизингу машиностроительной продукции и особенно племенного скота.

Развитию производства мяса и мясопродуктов в России также должно способствовать обоснованное регулирование импорта указанных видов продукции. Утвержден механизм тарифного квотирования на четыре ближайших года, что позволит прогнозировать ситуацию на рынке. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции требуется оснащение российских предприятий современным оборудованием. Наша промышленность, к сожалению, не удовлетворяет эти потребности, поэтому для облегчения закупок по импорту зарубежной техники и оборудования, аналоги которых не производятся в нашей стране, на них будут отменены ввозные таможенные пошлины. Анфиногенова А., Крылатых Э. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов // АПК: экономика, управление. - 2006. - №3. - С.8.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. В любой цивилизованной стране -- это исключительная прерогатива государства. В России социальные проблемы села придется решать особым образом, но в любом случае на основе государственной федеральной программы, требующей существенного перераспределения бюджетных потоков. Вместе с тем, достойный уровень жизни сельского населения можно обеспечить только на базе эффективного функционирования АПК республики в экономическом пространстве страны и рационального использования имеющегося потенциала.

Главные условия динамичного и эффективного развития АПК -- обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих, укрепление связей между сферами комплекса. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры перерабатывающие предприятия в большинстве случаев использовали свое монопольное положение для занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате на селе развернулось массовое строительство мелких цехов по переработке мяса, молока, семян масличных культур и др. Строительство небольших перерабатывающих мощностей потребовало от сельских товаропроизводителей значительных капиталовложений, а отсутствие возможностей комплексной переработки приводило к неоправданным потерям сырья. Перерабатывающие предприятия теряли сырьевые зоны и не загружали свои производственные мощности, коэффициент использования которых колеблется от 20 до 35%. Это вызвало удорожание переработки сырья, снижение конкурентоспособности производимых продовольственных товаров и, как следствие, привело к засилью импортной продукции на рынках.

Важный фактор эффективного развития АПК -- интеграция между сельским хозяйством и переработкой, что создает благоприятные уеловия для согласованной экономической и научно-технической политики добровольно в нее входящих, но юридически самостоятельных предприятий. Преимущество крупного предприятия проявляется в более низкой себестоимости продукции, высокой экологической безопасности, глубокой комплексной переработке, минимальной потере сырья и устойчивом высоком качестве продукции. А малые предприятия находят свое место там, откуда трудно поставлять скоропортящуюся продукцию.

Побудительным мотивом для объединительных процессов в экономике служит эффект, достигаемый за счет расширения масштабов производства, соединения разрозненных звеньев единого технологического процесса. В результате возникает мотивация к организации единого управления всеми стадиями производства хозяйствующих субъектов, участвующих в совместном процессе. Разумная кооперация и интеграция открывают дополнительные источники роста производительности труда, возможностей сбыта, и, таким образом, помогают более эффективно осуществлять совместный производственный процесс по выпуску различных видов готовой продукции. Резкое падение покупательной способности сельхозтоваропроизводителей диктует необходимость реформирования инженерной сферы АПК. Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. - 2004. - №9. - С.9-11

Устойчивый рост АПК невозможен без совершенствования отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках, без развития инфраструктуры.

Следует подчеркнуть, что российский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий (правда, не самых лучших) и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры. На современном этапе за счет инновационного развития обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Поэтому комплексные меры по восстановлению и росту агропромышленного производства должны на деле улучшить положение российского крестьянства, определить по справедливости его место в экономике страны, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения России.

От состояния агропромышленного комплекса зависит обеспеченность страны продовольствием, и, как следствие, экономическая безопасность государства, поэтому развитие данной отрасли является одним из приоритетных направлений внутренней политики современной России.

Состояние АПК в условиях эмбарго

В связи с политической и экономической ситуацией, сложившейся в последние два года в мире и нашей стране, АПК наиболее пострадал в результате санкций. После указа Президента о применении отдельных социальных экономических мер для обеспечения безопасности импорт ряда товаров из стран, объявивших экономический бойкот России, был ограничен. Но постепенный переход на импортозамещение был одним из пунктов «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» еще задолго до ввода санкций. Поэтому задачей ответственных органов власти стала коррекция существующей программы и переход на ускоренное замещение импортной продукции, продовольствия и сырья.

Данные, опубликованные на сайте Минсельхоза РФ в обращении Александра Ткачева, свидетельствуют о том, что Россия во многом продвинулась в достижении поставленных целей. По словам Министра, страна достигла 90 % обеспеченности по мясу птицы и свинине, производство зерна увеличилось на треть, как и производство тепличных овощей, площадь виноградников и садов выросла на 40-60 %. При этом экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-августе 2015 г. составил 9572,6 млн. долл. США, что на 19,6% меньше, чем в январе-августе 2014 года.

Но по ряду направлений, как отмечают эксперты, Россия пока не может достичь существенных изменений. Так, например, современное производство мяса говядины по-прежнему остается на низком уровне из-за высокой сложности технологии и, соответственно, себестоимости продукции. К тому же в АПК России помимо обеспеченности сырьем и ресурсами существует и ряд других не мене важных проблем, среди которых: сокращение посевных площадей и неудовлетворительное состояние земель, недостаточная техническая оснащенность сельхозпредприятий, низкая покупательская способность потребителей сельхозпродукции, отток населения из села и недостаток квалифицированных специалистов в аграрном секторе. Так из-за недостаточной технической и технологической обеспеченности предприятий ежегодно на полях остается до 25 % выращенного урожая.

Государственная поддержка открывает перспективы

Выходом из сложившейся ситуации должно стать не только увеличение производства, но развитие и модернизация производственных мощностей по хранению сельхозпродукции, внедрение новых технологий ведения хозяйства, привлечение инвестиций и высококвалифицированных кадров, совершенствование социальной инфраструктуры на селе. В связи с этим, Правительство вносит корректировки в существующую программу развития сельского хозяйства и разрабатывает меры по увеличению государственной поддержки АПК.

Согласно отчету Минсельхоза РФ на 1 октября 2015 г. объем кредитов, выданных на проведение сезонных полевых работ, составил 201,74 млрд. рублей или 134,7% к соответствующей дате 2014 г. Расходы в виде субсидий на покупку сельхозтехники, развитие семейных ферм, погашение части процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитам и ряду других направлений по состоянию на 1 октября 2015 г. составили 111 558,7 млн. рублей. Это 68% средств, предусмотренных в бюджете на текущий год.

Только по постановлению Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 "Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники" расходы уже превысили утвержденный на 2015 г. бюджет в 3,9 млрд. рублей. Еще на начало августа ассоциация «Росагромаш» озвучила потребность в компенсации 5,23 млрд. руб. по заключенным договорам на поставку сельхозмашин. Популярность Программы 1432 обусловлена тем, что она направлена на поддержку отечественных производителей сельхозтехники с локализацией производства в РФ не менее 60%, и отличается относительно простой процедурой подачи документов. Для получения субсидии равной 25-30% от стоимости техники, владельцу КФХ или фермерского хозяйства требуется подать заявление в региональный Минсельхоз, подтвердить статус сельхозтоваропроизводителя и предоставить пакет правоустанавливающих документов. Покупатель определяется с выбором техники, предоставляет необходимые документы, затем происходит регистрация договора в региональном Минсельхозе, фиксируется размер субсидии, и она резервируется в журнале учета. После этого следует выполнение обязательств по оплате и поставке техники. Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства, в рамках данной программы в 2015 г. было приобретено свыше 2530 единиц техники.

Помимо федеральной в различных субъектах РФ успешно реализуются региональные программы поддержки сельскохозяйственных предприятий. Так, например, в Ростовской области, действует постановление № 6 от 13.01.2012 г., которое регламентирует предоставление субсидии 20% сельскохозтоваропроизводителям (кроме ЛПХ), осуществившим с 1 января года, предшествующего текущему, приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области, за счет собственных и (или) кредитных средств.

В Самарской области из регионального бюджета предоставляются субсидии в размере до 20 % за приобретение техники для растениеводства и 80% от первоначального авансового платежа по договору лизинга или сублизинга. В Республике Татарстан региональная поддержка заключается в субсидировании до 40% стоимости приобретенной сельскохозяйственной и мелиоративной техники при условии ее производства в Российской Федерации или в странах Таможенного союза. Также в Республике на протяжении четырех лет успешно действует программа «Начинающий фермер», в рамках которой предоставляются гранты на покупку сельхозтехники и оборудования, поголовья скота, земельных участков, кормов и удобрений, посадочного материала. Претендент на получение гранта должен предоставить в региональный Минсельхоз план по созданию и развитию бизнеса с подробным описанием планов расширения производственных оборотов, а также планов сопутствующих расходов для ведения бизнеса. При этом у претендента должны быть собственные сбережения не менее 100 тыс. рублей.

Формы финансовой поддержки сельхозпредприятий в виде грантов предоставляют и другие субъекты РФ. Так в Иркутской области действует программа финансирования селскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих не менее 10 сельхозтоваропроизводителей или потребительских обществ, если 70% их выручки формируется за счёт осуществления сельскохозяйственной деятельности. Сумма субсидий для каждого такого кооператива составляет в среднем около 15 млн. рублей с привлечением 40% собственных средств.

Целью предоставления субсидий и грантов является достижение аграриями целевых показателей «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Согласно данным, опубликованным на сайте Минсельхоза РФ, объем субсидий на поддержку различных секторов АПК в рамках данной программы к 2020 г. должен вырасти до 1,8 трлн. рублей. Остается надеяться, что данные меры содействуют эффективному развитию отрасли и способствуют выходу страны на уровень ведущих аграрных мировых держав.

Введение

Глава 1.Теоретические основы развития АПК

1.1АПК: понятие, структура, значение

1.2 Современное состояние и проблемы АПК РФ

1.3Особенности регулирования и реформирования АПК РФ

Глава 2.Современное состояние аграрного сектора экономики

2.1 Особенности развития и размещения АПК РФ

2.2 Экспорт и импорт

Глава 3.Перспективные направления совершенствования развития АПК РФ

3.1 Стратегические направления совершенствования АПК РФ

3.2 Основные направления развития АПК РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Агропромышленный комплекс России - многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей: прежде всего само сельское хозяйство, пищевую и биологическую промышленность, пищевое, сельскохозяйственное и автотракторное машиностроение, производство химических удобрений, средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и санитарно-эпидемиологическую службы.

Приведенный далеко не полный перечень составляющих АПК показывает его многоотраслевую структуру с глубокими различиями в специфике отдельных элементов, которая требует выстраивания индивидуальной экономической, технологической и организационной политики по отношению к каждой отрасли.

АПК – это не только производство, но и среда обитания значительной части населения. Уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Стоящее на более низком уровне развития производительных сил, сельское хозяйство является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие, приспосабливающейся к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Поэтому аграрный сектор России традиционно занимает особое положение среди других отраслей народного хозяйства.

В силу своего потенциала и исторически сложившегося положения в системе общественного разделения труда сельское хозяйство в России - отрасль, проблемы которой выходят далеко за ее собственные рамки, затрагивают интересы всего государства. В сложившейся ситуации аграрный сектор может рассматриваться как один из источников общего кризиса в народном хозяйстве.

Возрождение сельского хозяйства следует осознать как общенациональную задачу. Сегодня важно, чтобы совместными усилиями власти, науки и практики была разработана стратегия аграрного развития страны и центральное место в ней должен занять крестьянин, его образ жизни, экономические интересы.

В данной работе в первой главе представлена понятие, структура, значение АПК, современное состояние и проблемы АПК РФ, особенности регулирования и реформирования АПК РФ. Во второй главе рассматривается современное состояние аграрного сектора экономики, то есть особенности развития и размещения. Третья глава раскрывает перспективные направления совершенствования развития АПК РФ, в том числе стратегические направления совершенствования АПК РФ, основные направления развития АПК РФ.

Целью написания курсовой работы является раскрытие темы агропромышленного комплекса РФ, его особенности развития и размещения.

Задача курсовой работы заключается в исследовании особенностей развития и размещения АПК, оценки его современного состояния и его проблем, перспективных направлений совершенствования АПК РФ.

Глава 1 Теоретические основы развития АПК

1.1 АПК: понятие, структура, значение

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения.

В состав АПК входят три основные сферы:

I сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.;

II сфера - собственно сельское хозяйство. Это центральное звено АПК. Оно отличается от остальных отраслей материального производства, во-первых, сезонностью производства продукции, во-вторых, на его развитие сильно воздействуют природные условия, в-третьих, в сельском хозяйстве главное и незаменимое средство труда – земля. В сельском хозяйстве выделяются две важнейшие отрасли: растениеводство (земледелие) и животноводство;

III сфера, в которую входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.

В развитом АПК формируется IV сфера, включающая отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.

В структуре АПК существуют два крупных подкомплекса:

1) по производству и реализации продуктов питания, который образует продовольственный комплекс (ПК);

2) по производству и реализации промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья.

В АПК формируются специализированные отраслевые подкомплексы по производству и реализации хлопка, льна, плодов и овощей, винограда и вина, молока, мяса и других однородных продуктов. Первичным звеном АПК на микроуровне, образующим его основу, являются различные предприятия: товарищества, кооперативы, агропромышленные объединения, агрофирмы, крестьянские (фермерские) хозяйства и др. Данные предприятия, имеющие отраслевую и многоотраслевую структуру, образуют в совокупности территориальные комплексы.

Развитие АПК, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры способствуют более рациональному размещению производства, комплексному и эффективному использованию ресурсов, улучшению конечных результатов его функционирования, обеспечению продовольственной безопасности страны.

Агропромышленный комплекс - важная составная часть народного хозяйства и крупный, социально-значимый сектор экономики. Его значение определяется в объединении всех отраслей экономики по произведению сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению ее до потребителя. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится шестая часть внутреннего валового продукта. Потребительский рынок страны более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья. Аграрный сектор создает условия для развития многих отраслей промышленности и сферы производственных услуг.

1.2 Современное состояние и проблемы АПК РФ

В 2008 году общий объём валовой продукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий вырос на 2,8%. Получены хорошие производственные показатели по отдельным отраслям растениеводства – валовой сбор зерна составил более 78,4 млн.т. Сохранён экспортный потенциал зерна – около 10 млн.т. . Впервые было получено более 3,6 млн.т. кукурузы на зерно, почти 30 млн.т. сахарной свеклы, 6,7 млн.т. подсолнечника. Были расширены посевные площади зерновых и бобовых культур, общие посевы которых занимают свыше половины посевной площади сельскохозяйственных культур. На долю зерна приходится около 28% стоимости валовой продукции растениеводства. В выручке от реализации продукции растениеводства зерно составляет около 56 %, а в общей выручке от продажи сельского хозяйства – почти пятую часть. Производство продукции основных сельскохозяйственных культур в 2008 году было выше, чем в среднем за пять предшествующих лет.

Определённые успехи достигнуты в отдельных отраслях животноводства. За 2008 год производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 7,9 млн.т., что на 4,6 % больше соответствующего периода 2007 года, молока – 31,1 млн.т. (больше на 0,6 %). Производство свиней на убой возросло на 8,7 %, птицы на 14,7 %. Продолжается рост молочной продуктивности коров и яйценоскости птицы.

Динамично развивались многие отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающие предприятия начали активно включаться в сельскохозяйственное производство с целью создания устойчивой сырьевой базы. В результате индекс физического объёма производственной продукции в 2008 году составил 10,3 % к уровню 2007 года. В мясной и молочной отраслях расширился ассортимент и увеличился выпуск продукции пользующейся повышенным спросом населения.

Приход в отрасль эффективных инвесторов и предпринятые меры государственной поддержки вызвали рост инвестиций в основной капитал предприятий АПК. С учётом национального проекта они увеличились в 2008 году до 249 млрд. руб., в 2007 году – 160 млрд. руб. Доля прибыльных организаций возросла с 58 % до 68 %.

Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:

В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями.

2. Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.

В силу этого подавляющая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает не денежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями.

Сельское хозяйство является составной частью, основой агропромышленного комплекса - ведущего комплекса страны.

Агропромышленный комплекс (АПК) есть совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, экономических, организационных и иных отношений в народном хозяйстве по производству сельскохозяйственной продукции, ее заготовке, хранению, переработке и реализации.

АПК представляет собой крупную составную часть народного хозяйства страны. В 1999 г. стоимость основных производственных фондов и численность работающих в АПК составляли около 40% от величины этих показателей в народном хозяйстве России.

Образование АПК явилось результатом агропромышленной интеграции, происходящей при достаточно высоком уровне развития производительных сил и экономических отношений в обществе. Сельское хозяйство ныне не может развиваться без постоянных устойчивых связей с отраслями, поставляющих ему средства производства сельскохозяйственного назначения (трактора, комбайны, автомашины, горючесмазочные материалы, удобрения и др.), также без заготовок, хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки.

В процессе агропромышленной интеграции происходит сознательное объединение ранее самостоятельных сельскохозяйственного и промышленного производств, последовательно связанных между собой в целостный хозяйственный организм – агропромышленный комплекс - с единым воспроизводственным циклом.

Агропромышленной интеграции и образованию АПК способствовали развитие производительных сил на основе углубления общественного разделения труда, развертывания научно-технической революции, переход к рыночной экономике и ее государственное регулирование.

Агропромышленный комплекс включает отрасли четырех сфер народного хозяйства:

I-я сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства и занимающиеся его производственно-техническим обслуживанием.

II-я сфера - отрасли самого сельского хозяйства(растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и др.) и отчасти лесного хозяйства (заготовка и переработка грибов, ягод, орехов и др.) С 1992 г. в состав II-ой сферы вошли рыбное хозяйство и рыбная промышленность.

III-я сфера - отрасли заготовок, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

IV-я сфера - производственная и социальная инфраструктура. К производственной инфраструктуре относятся дороги, мосты, мелиоративные сооружения, энергоснабжение, производственная связь и др. К социальной инфраструктуре относятся учреждения и организации торговли, здравоохранения, образования, культуры и др., обслуживающие сельское население.

В таблице 13.2 приведены данные о структуре АПК России 1994 г. за последние годы указанная структура АПК изменилась незначительно.

В структуре АПК существуют региональные агропромышленные комплексы, а также продовольственные и сырьевые подкомплексы. В свою очередь, в народнохозяйственном и региональном продовольственных подкомплексах выделяются зерновой, мясо-молочный, овощной и другие подкомплексы.

Таблица 13.2. Структура АПК России в 1994 г.

В условиях агропромышленной интеграции в стране и в регионах вместо параллельного и обособленного развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей стали формироваться агропромышленные предприятия и объединения по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Так, в животноводстве на кооперативной основе возникли межхозяйственные объединения, предприятия и комплексы. В Орловской области уже многие годы эффективно работают межхозяйственные предприятия по производству говядины в г.г. Мценске, Ливнах. Орловчане хорошо знают агрофирму "Ливны" и МХП - ЗАО "Славянское" Верховского района.

В настоящее время ускорился процесс межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции реформированных предприятий АПК, использующих рыночные отношения. Развиваются, так называемые, горизонтальная и вертикальная кооперация. При горизонтальной кооперации создаются кооперативные объединения сельских товаропроизводителей. При этом возможно создание производственных, снабженческих, сбытовых, кредитных и других кооперативов, которые могут объединять отдельных товаропроизводителей (фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств) или субъектов различных форм собственности и хозяйствования (включая коллективные сельскохозяйственные предприятия).

При вертикальной кооперации в кооперативы могут входить сельские товаропроизводители, заготовительные, перерабатывающие, агросервисные и торговые предприятия и организации. Все члены таких кооперативов равноправны и не должны наживаться за счет других партнеров. Тем самым появляется возможность преодоления монопольного положения перерабатывающих, торговых и агросервисных предприятий и организаций по отношению к сельским товаропроизводителям.

В настоящее время во многих регионах страны происходит формирование аграрных оптовых (прежде всего, продовольственных) рынков. Организационно в эти рынки на акционерной или кооперативной основе входят сельскохозяйственные, заготовительные, транспортные, перерабатывающие, торговые предприятия и организации, коммерческие банки, различные предприятия рыночной инфраструктуры и другие организации. Оптовые продовольственные рынки способствуют выгодной для сельских товаропроизводителей покупке их продукции, эффективной их переработке и реализации продуктов питания по доступным ценам. Также рынки дают импульс развитию всего регионального АПК. В Орловской области формирование оптового продовольственного рынка происходит на базе акционерного обществ "Орловская Нива", "Орловский агрокомбинат" и "Союз Орловщины".

Для вывода сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса из кризиса и обеспечения в дальнейшем его устойчивого эффективного развития необходимо осуществлять поддержку и регулирование развития сельского хозяйства и АПК государством.

Во многих странах с рыночной экономикой сельское хозяйство сознательно ограждено государством от стихии рынка. Разрабатываются и реализуются специальные аграрные программы, которыми предусмотрено регулирование цен на продукцию сельского хозяйства, объемов производства и доходов аграриев, проведение льготной кредитной и страховой политики, финансирование мероприятий по охране и сохранению плодородия почв и др. В США в настоящее время бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в 6 раз превышают капиталовложения самих фермеров. Правительство 24 развитых стран выделяют на дотации сельскому до 75 % суммы от общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Во всех странах ставка сделана на крупные, конкурентоспособные фермы. Так, в США крупные фермы покупают более 55% всех субсидий, хотя таких ферм всего 29 тысяч (1,3% от общего числа ферм).

В России за годы проводимых с 1992 г. реформ в направлении перехода к рыночной экономике государственная поддержка сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства и всего АПК резко уменьшилась. Расходы государства на финансирование сельского хозяйства в 1996 г. были ниже этих расходов в 1991 г. в 7 раз (в сопоставимых ценах).

Очевидно, что без значительного усиления государственной поддержки сельского хозяйства и АПК России самостоятельно выйти из современного тяжелого кризиса не могут.

Как справедливо отметил Е.С. Строев, "практика аграрных реформ показала, что успех аграрных преобразований во многом зависит от степени участия в них государства... Опыт показывает необходимость обеспечения взаимодействия государственного и рыночного регулирования. Государство и рынок должны дополнять друг друга".

Ведущим направлением государственной поддержки сельского хозяйства страны должны стать:

ð увеличение датирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции, особенно мяса, молока;

ð компенсация значительной части стоимости поставляемых сельскому хозяйству топлива, электроэнергии, горючесмазочных материалов, удобрений, комбикормов;

ð содействие достижению ценового паритета на продукцию сельского хозяйства и поставляемые ему средства производства сельскохозяйственного назначения и агроуслуги; ограничение цен предприятий - монополистов;

ð государственное финансирование важнейших целевых программ развития сельского хозяйства, в том числе сохранения и повышения плодородия почв, мелиоративных работ, развития племенного животноводства и семеноводства и др.;

ð формирование в АПК конкурентной среды, демонополизация предприятий первой и третьей сфер АПК;

ð сохранение и расширение госзаказа на часть сельскохозяйственной продукции, увеличение ее поставок в федеральные и региональные фонды по защитным ценам;

ð введение для сельских товаропроизводителей приемлемого для них налогообложения и кредитования;

ð решение социальных проблем села, усиление социальной защиты сельского населения и др.

Можно согласится с утверждением, что "...в целом, несмотря на значительно более низкий биоклиматический потенциал по сравнению с западноевропейскими странами, Россия при оптимальном обеспечении АПК агрохимическими и техническими средствами, не говоря уже о возможностях, связанных с оросительными и осушительными мелиорациями способна удвоить производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с объемами, производимыми в лучшие годы. Для этого необходима более глубокая дифференциация земледелия и животноводства применительно к природным и социально-экономическим условиям региона".

Агропромышленный комплекс — исключительно важная отрасль национальной экономики РФ. Данная сфера предопределяет уровень продовольственной безопасности, а также может быть одним из мощных стимулов роста всей хозяйственной системы государства. Какова специфика АПК в России?

Определение АПК

Агропромышленный комплекс — это, по сути, совокупность нескольких отраслей национальной хозяйственной системы, которые направлены на выпуск или переработку сырья сельскохозяйственного происхождения, а также на получение из него различных видов продукции. В отмеченную совокупность сегментов экономики входят: собственно сельское хозяйство, представленные в широком разнообразии отрасли промышленности, которые обеспечивают переработку сырья, снабжают аграриев техникой, необходимыми удобрениями и иными ресурсами промышленного происхождения, а также транспортно-логистические предприятия, ответственные за поставку продукции АПК потребителям.

Агропромышленный комплекс, согласно ряду точек зрения, также формируют отрасли национальной хозяйственной системы, прямо не связанные с индустриальной или сельскохозяйственной сферой, однако исключительно важные с точки зрения перспектив развития соответствующего сегмента экономики. Прежде всего это образование: в него могут входить государственные, частные, международные учреждения различного профиля. Также в последнее время все более значима роль IT-индустрии, особенно в части разработки ПО для автоматизированного управления различными производственными процессами, CRM-системы и т. д.

Роль АПК в экономике России

Россия — государство с относительно небольшой долей сельского хозяйства в ВВП, порядка 5%. Вместе с тем, как полагают многие эксперты, существует большое количество смежных отраслей (собственно, формирующих собой АПК), которые представляют значимую в макроэкономическом смысле группу субъектов. В связи с изменениями во внешнеполитическом векторе развития страны агропромышленный комплекс РФ между тем, как склонны считать многие аналитики, имеет шансы на ощутимый рост. Некоторые из его признаков наблюдаются уже сейчас. Так, например, в связи с трендами в рамках импортозамещения, появление которых было обусловлено, если придерживаться популярной точки зрения, продуктовым эмбарго, а также снижением курса рубля, производство некоторых видов сельхозпродукции в РФ в 2014 году выросло на десятки процентов, а в 2015-м имеет шансы на дальнейший рост, как полагают многие аналитики. Таким образом, роль АПК в экономике России, вероятно, будет в ближайшие годы усиливаться. Однако аспекты импортозамещения подробнее мы изучим чуть позже.

Агропромышленный комплекс РФ также исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности государства. До последнего времени во многих ключевых сегментах обеспечения населения продуктами питания сохранялась (а в ряде отраслей остается актуальной) высокая зависимость от импорта. Государство, полагают эксперты, должно прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечивать население продуктами преимущественно отечественного производства. По крайней мере, в тех сегментах, в которых можно добиваться приемлемых результатов в силу климатических условий: понятно, что, например, многие виды фруктов в России попросту не могут расти из-за длительной зимы.

Классификация сегментов АПК

Выше мы обозначили, какие основные сферы формируют агропромышленный комплекс. Рассмотрим сущность их классификации подробнее.

Одна из ключевых сфер АПК — это индустрия производства сельскохозяйственной техники и иных материальных ресурсов, необходимых фермерам (включая, в частности, комбикорма и удобрения). Следующий сегмент — это производственная сфера, объединяющая собственно сельское хозяйство, в рамках которого осуществляется практическая работа фермеров, а также отрасли, в которых осуществляется выпуск продукции на основе сельскохозяйственного сырья.

Третий компонент АПК — это сфера, объединяющая в себе транспортную отрасль, логистику, связь, ритейл — все то, что связано с поставками сельскохозяйственной продукции потребителям, а также с установлением межпроизводственных коммуникаций. Некоторые эксперты полагают, что сельское хозяйство и промышленность, которая выпускает продукцию на основе соответствующих видов сырья, следует рассматривать в качестве обособленных сфер АПК.

Так или иначе, отрасли, которые формируют агропромышленный комплекс, классифицируются в рамках обозначенной схемы в достаточной мере условно. Часто границы между ними очень подвижны: например, многие сельскохозяйственные компании сочетают в себе направления бизнеса, связанные как с выпуском продукции для потребителя, так и с ее доставкой. Поэтому многие эксперты предпочитают классифицировать АПК не столько в рамках тех или иных отраслей, сколько методом распределения тех или иных активностей по видам деятельности предприятий. Это связано, полагают аналитики, с активными интеграционными процессами, в которых участвуют многие организации агропромышленного комплекса, если говорить, в частности, о российской модели.

Так или иначе, рассмотренная классификация АПК в рамках сфер или видов деятельности — смотря какой точки зрения придерживаться — в достаточной мере логична. Дело в том, что она предполагает трехступенчатую, последовательную систему производственных циклов. На самом первом уровне осуществляется выпуск технических средств для сельскохозяйственной деятельности. На второй ступени стоит производство основной продукции. На третьей — реализация ее конечному потребителю.

Также можно отметить, что со структурами АПК, если говорить, в частности, о российской экономике, активно взаимодействуют государственные и муниципальные органы власти. В ведении управления могут находиться важнейшие вопросы развития агропромышленного комплекса. Экономическое состояние тех или иных отраслей часто зависит от того, насколько эффективно будет работать конкретный региональный комитет агропромышленного комплекса. В частности, приоритеты в предоставлении кредитов, субсидий и иных нужных аграриям форм поддержки — в ведении соответствующих структур.

Рассмотрим специфику каждой из сфер (или направлений деятельности) подробнее.

Сфера снабжения АПК

Данную сферу, таким образом, формируют отрасли агропромышленного комплекса, ответственные за производство материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Какие именно?

Прежде всего это, конечно, машиностроение — главным образом представленное тракторным направлением, предприятиями, производящими комбайны, а также различные виды технологического оборудования и инвентаря. Важнейшую роль играет взаимодействующий с АПК пищепром, производящий комбикорма и иного вида продукцию, которая востребована в животноводстве. В сферу снабжения АПК также входят предприятия, занимающиеся квалифицированным ремонтом различной техники. Важнейшая отрасль в рассматриваемой сфере АПК — сельское строительство.

Производственная сфера АПК

Данная отрасль — это совокупность направлений деятельности, связанных с непосредственным трудом аграриев, который может быть представлен в рамках широкого спектра субъектов — частных фермеров, крестьянских хозяйств, крупных холдингов и т. д.

Можно отметить, что многие из соответствующих элементов рассматриваемой отрасли реализуют активности также производственного типа. То есть данные предприятия могут непосредственно участвовать в выпуске основного продукта АПК. Такие фирмы могут образовывать собой представленную в АПК в широком спектре отраслей промышленность — пищевую, молочную, мясную. Предприятия соответствующего профиля также подразделяются на большое количество типов.

Транспортно-логистическая сфера АПК

В данную сферу входят предприятия агропромышленного комплекса, которые занимаются логистикой, доставкой, ритейлом и иными вопросами, связанными с непосредственным снабжением потребителей продукцией сельского хозяйства. Как мы уже отметили выше, в экономике развитых стран мира часто наблюдаются различные интеграционные процессы на уровне отдельных сфер АПК. Развитие агропромышленного комплекса России, как полагают многие аналитики, происходит в целом в рамках тех же закономерностей. Поэтому предприятия, основной профиль которых, к примеру — это сельскохозяйственное производство, также формируют в своей корпоративной структуре подразделения, ответственные за логистику, продажи и иные направления деятельности, релевантные рассматриваемой сфере.

Перспективы АПК России

Рассмотрим теперь, как развивается агропромышленный комплекс России, более подробно. Выше мы отметили, что в числе ключевых факторов тех процессов, которые сейчас происходят в данной отрасли экономики — импортозамещение, а также внешнеполитическая конъюнктура. Как полагают многие эксперты, агропромышленный комплекс России в целом преодолел кризисный период, характерный для 90-х годов, когда снизилось производство по большинству направлений, потому огромный процент продуктов питания импортировался.

Вместе с тем, как полагают некоторые аналитики, по многим параметрам российское сельское хозяйство еще не достигло, в частности, показателей советского периода, и потому есть к чему стремиться. Хотя есть оценки, по которым индикаторы в соответствующей индустрии вполне сопоставимы с цифрами, в частности, для 1990 года, а в некоторых сферах - превосходят их.

Изучим подробнее специфику, таким образом, одного из наиболее выраженных, как полагают многие аналитики, драйверов роста российского АПК сегодня — импортозамещения.

Был ли готов АПК к импортозамещению?

Интересен тот факт, что процесс, о котором идет речь, начался вовсе не с взаимных санкций России и стран Запада, хотя, конечно, текущая его динамика во многом обусловлена именно внешнеполитическим фактором в виде соответствующих активностей. Программы агропромышленного комплекса в РФ стали активно формироваться и реализовываться за несколько лет до возникновения предпосылок для осложнений в отношениях нашей страны и Запада. Таким образом, открывшиеся перспективы для масштабного импортозамещения в период санкций, считают аналитики, имели все шансы быть реализованными в силу наличия в РФ необходимой инфраструктуры, технологий, кадров. В России обнаружилось достаточно много отраслей, полагают эксперты, в которых аграриям не пришлось начинать с низкого старта: все было готово к тому, чтобы в короткие сроки нарастить необходимые объемы производства основного продукта.

Какие можно обнаружить примеры успешных и конструктивных действий правительства РФ до санкций? Так, например, в 2013 году власти, осуществляя управление агропромышленным комплексом, инвестировали порядка 5,43 млрд руб. за счет федерального бюджета в некоторые важнейшие сферы животноводства. Получили финансирование также и региональные инициативы. Многие работники агропромышленного комплекса почувствовали повышение зарплаты, улучшение условий труда и технологического состояния предприятий. Осуществлялась поддержка аграриев в аспекте кредитования.

Таким образом, состояние агропромышленного комплекса России к моменту введения санкций было во многих аспектах оптимальным с точки зрения реализации успешного импортозамещения. В среде российских аналитиков есть точка зрения, в соответствии с которой Правительство РФ решило ввести летом 2014 года продовольственное эмбарго, тщательно просчитав возможные последствия, проанализировав возможности АПК и придя к выводу, что Россия сможет осуществить замену импортных продуктов своими силами.

Вместе с тем в области импортозамещения в РФ эксперты обнаруживают ряд актуальных задач, которые еще только предстоит решить. Рассмотрим их.

Импортозамещение в РФ: задачи

Прежде всего, как отмечают аналитики, правительству России предстоит большая работа в области стимулирования государственно-частного партнерства в АПК. Это может выражаться, например, в инвестиционных вопросах, в логистике, в обмене опытом. К тому же, полагают аналитики, развитие государственно-частного партнерства может способствовать снижению бюджетной нагрузки.

Экономика агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективности транспортной инфраструктуры. Многие из поставщиков сельскохозяйственной продукции попросту не имеют возможности взаимодействовать с потребителями или хотя бы с посредниками, готовыми предложить рентабельные условия сотрудничества, в силу низкой доступности транспортных коммуникаций. Собственно, одно из ключевых направлений финансирования в рамках затребованной Минсельхозом суммы в размере 600 млрд руб. на развитие импортозамещение — это именно логистическая отрасль. Вместе с тем, полагают многие аналитики, даже если правительство РФ сможет выделить средства, которые запросило Министерство агропромышленного комплекса, развитие страны в силу несовершенства логистической системы может осуществляться недостаточно быстрыми темпами.

Вопрос финансирования

Выше мы отметили, какого масштаба цифры могут фигурировать в коммуникациях между ведомствами, ответственными за развитие АПК страны, и правительством. Речь идет о финансовых величинах, сопоставимых с бюджетами сразу нескольких российских регионов. Данное обстоятельство, как полагают некоторые аналитики, предполагает сложную задачу, стоящую перед правительством РФ в условиях бюджетного дефицита, который, вероятнее всего, будет наблюдаться в ближайшее время в силу невысоких цен на нефть.

То, насколько эффективной будет политика государства в аспекте финансирования, предопределяется качеством работы компетентных ведомств, считают аналитики. Например, в РФ работает такая структура, как Комиссия по эффективности государственных расходов. На нее, в частности, может быть возложена задача по поиску средств для импортозамещения. Возможно, полагают эксперты, это будет реализовано методом временного сокращения иных направлений бюджетного финансирования.

Ключевые направления

Несмотря на то что в области импортозамещения перед Правительством РФ стоит ряд нерешенных задач, и к тому же могут возникать финансовые сложности в аспекте их реализации, власти продолжают разрабатывать программы, отражающие реализацию алгоритмов импортозамещения в ближайшие годы.

Как мы уже отметили выше, в числе важнейших направлений деятельности ведомств — строительство логистических центров. Данные объекты предполагается задействовать, во-первых, с целью повышения эффективности взаимодействия между различными отраслями АПК, а во-вторых, с целью более качественного финансового мониторинга расходования бюджетных средств.

Работа логистических центров, о которых идет речь, будет обеспечиваться обновлением правовой базы, совершенствованием норм в рамках самых разных отраслей законодательства. Цель государства — создать механизм, в рамках которого сельхозпроизводитель сможет легко находить потребителя посредством ресурсов, предоставляемых логистическим центром.

Следующее направление деятельности правительства в рамках реализации программ по импортозамещению — субсидирование ряда отраслей сельского хозяйства, в частности, молочного и мясного производства.

Разумеется, это не исчерпывающий список направлений деятельности, которые может реализовывать Минсельхоз или, например, подотчетный ему департамент агропромышленного комплекса в том или ином регионе. Вместе с тем, полагают аналитики, если властям удастся решить данные задачи, то условия для импортозамещения будут созданы великолепные.

Импортозамещение и продовольственная безопасность

В начале статьи мы отметили, что АПК для экономики страны исключительно важен с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Есть сведения, что в рамках действующей правительственной доктрины Россия должна снизить свою зависимость, в частности, в области импорта молока, до 30%, то есть своими силами производить 70% продукта. Аналогичных показателей нужно достичь и по мясу, обеспечить полную независимость по картофелю, на 50% - по винограду. Можно отметить тот факт, что по растительному маслу, а также сахару продовольственная безопасность, как свидетельствуют данные в ряде источников, достигнута практически полная. Так или иначе, как считает ответственное за развитие сельского хозяйства Министерство, агропромышленного комплекса, преимущественно зависящего от импорта, в РФ быть не должно.

И потому, даже если речь идет о ввозе сельхозпродукции из дружественных России стран, то соответствующие объемы, тем не менее, не должны обуславливать превышения установленных на правительственном уровне критериев. Безусловно, есть достаточно много мировых поставщиков овощей, фруктов, мяса, молока, способных заменить европейские компании, в отношении которых введено продовольственное эмбарго.

Помощь России в снабжении теми или иными продуктами готовы оказать, в частности, Китай, Сербия, страны Латинской Америки. Например, известно, что в КНР предполагается открытие крупных инфраструктурных объектов, посредством которых национальные производители овощей и фруктов смогут наладить взаимодействие с российскими потребителями, в том числе и в рамках прямых поставок. Однако акцент должен ставиться на реальное импортозамещение, полагают эксперты. Дело даже не в геополитическом факторе, предполагающем как можно больший суверенитет, в том числе и в аспекте продовольственной безопасности. Экономике РФ сейчас нужны новые драйверы роста, и АПК в этом смысле имеет большой, пока что не реализованный в полной мере потенциал, полагают эксперты.