Правила ведения бухучета в бюджетных организациях.

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

подгруппа

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

Соответствующий номер разряда КБК

На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Бухгалтерский учет основополагающее управленческое звено для непроизводственных организаций. Он способствует устранению уклонений от положенных норм. Чем же в бюджетных организациях отличен бухучет?

Под бухучетом в организациях бюджетной принадлежности подразумевается системный учет всех операций с бюджетным капиталом.

Реализовывается процесс соответственно «Закону о бюджетной классификации», «Инструкции по бюджетному учету» и прочим нормативно-правовым актам.

Но за последние годы нормативы о бухучете претерпели немало видоизменений. Каковы же нюансы ведения бухучета для бюджетных учреждений?

Базовые сведения

В качестве источника предоставления бюджетных средств выступает государственный орган РФ, субъект РФ либо территориальные органы самоуправления, обладающие соответственным правом по действующему законодательству.

Финансироваться государством вправе государственные организации и учреждения прочих форм собственности, располагающие правом на подобное обеспечение. Адресоваться средства из бюджета могут на разнообразные цели.

Например, это может быть финансирование безвозмездного типа на текущие расходы либо деньги на уплату заказанных государством или муниципалитетом услуг.

При бюджетном финансировании организации бухгалтер обязан знать, каким образом квалифицировать поступившие средства и как их учитывать. Для правильного отображения полученных денег требуется определение характера средств.

Бюджетный бухучет обладает специфичными отличиями. К таковым, в частности, причисляются:

  • организация учета на основании статей бюджетной классификации;
  • контролирование реализации сметы расходов;
  • разделение фактических расходов и кассовых;
  • отличия учета по отраслям.

Наличие характерных нюансов бухучета в бюджетных организациях обуславливает потребность дополнения общих задач учета более конкретизированными.

Определения

Бюджетными называются организации, чья главная деятельность всецело либо отчасти обеспечивается бюджетом на основании смет по доходам/расходам.

Непременным при этом обстоятельством становится открытие финансирования по смете, ведение бухучета и отчетности согласно правилам, предопределенных для бюджетных учреждений.

Организации причисляются к бюджетным на основании учредительной документации, устава и решения определенного финансового органа.

Бухучет осуществляется посредством методов двойной записи. Счета учета должно включать в рабочий план счетов субъекта учета. Они должны быть взаимосвязаны между собой.

Разработка и утверждение рабочего плана осуществляются на базе соответственного Плана счетов и сопутствующей Инструкции.

Рабочий план счетов утверждается в составе организации обособленным приложением либо в виде локального акта.

В процессе ведения бюджетного учета употребляется метод начисления, то есть все операционные итоги признаются исключительно по факту их свершения.

Общие правила

Любые операции хозяйствования, осуществляемые бюджетными учреждениями, сопровождаются первичными документами, присутствующими в Инструкции по бюджетному учету.

Хозяйственные операции оформляются бухгалтерской документацией в порядке их свершения. Этим обеспечивается:

Первичные документы составляются в момент свершения операции либо сразу по ее окончании. Документы составляются на бланках установленных образцов с заполнением всех обязательных реквизитов.

Проверенные документы проходят бухгалтерскую обработку, состоящую из расценки, группировки и разметки. Обработанные документы сортируются по периодам и объединяются в дела.

В соответствии с первичной документацией осуществляются записи операций на счетах. Под понятием записи операций понимается отображение в бухгалтерских книгах или учетных регистрах.

Формы регистров бюджетного учета и назначения по их использованию ратифицированы «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Порядок записей в учетных регистрах определяется Инструкцией №148н.

Материальных ценностей

Под материальными ценностями подразумеваются, как правило, основные средства. К таковым относятся объекты, которые задействуются в процессе работы предприятия или при исполнении отдельных видов работ.

Одним из условий причисления к основным средствам считается время полезного использования объекта более одного года.

К основным средствам причисляются:

  • недвижимые объекты;
  • капитальные вложения в арендные строения;
  • различные постройки, архитектурные сооружения, драгоценности и иные материальные средства.

Также к материальным ценностям приравниваются любые инвентарные объекты, которые необходимы для осуществления самостоятельных или вспомогательных функций.

Основанием становится причисление таковых к материальным объектам имущества со сроком полезного действия более двенадцати месяцев.

При приемке материальных ценностей учитывается первоначальная их стоимость. Она остается неизменной до окончания использования.

Суммы при этом прописываются в рублях и копейках. Переоценка осуществляется лишь при видоизменении объектов либо их ликвидации. При этом факт переоценки должен быть также зафиксирован точной суммой.

Для каждого наименования объекта, представляющего материальную ценность, существует свой номер счета и присвоенный инвентарный номер.

Материальные ценности под соответствующим номером фиксируются в регистрах и отражаются под этим номером во всей документации вплоть до списания.

При списывании объекта списывается и инвентарный номер, который больше нигде не применяется. При выбытии объекта материальной ценности следует отразить это в регистре учета основных средств.

Если продуктов питания

В бюджетных учреждениях учет продуктов осуществляется по фактическим ценам. Цена складывается из суммы таможенной пошлины, цены, уплаченной поставщику и средств, затраченных на доставку.

Когда продукты питания закупаются за счет внебюджетных средств, то в фактическую стоимость включается сумма . При бесплатном получении продуктов они отображаются по стоимости коммерческой.

Продукты питания в бухучете бюджетных учреждений отображаются на основе товарно-сопроводительной документации продавца и документации, подтверждающей получение товара.

При приобретении продуктов за наличный расчет удостоверяющими документами становятся товарный или кассовый чек.

В бухгалтерии учет продуктов питания осуществляется по накопительной ведомости. Записи в нее вносятся на основании первичных документов. По завершении месяца подводятся итоги, что завершается составлением мемориального ордера.

Талонов на бензин

Если организация располагает транспортными средствами, то соответственно необходимостью является наличие ГСМ. Небольшие организации чаще всего приобретают топливо по талонам.

Как правило, ГСМ закупается на заправочных станциях посредством заключения . При этом организация получает талоны на топливо.

В данном случае дебет являет собой непосредственно закупку топлива, то есть приход его в организацию. Талоны под строгим контролем выдаются сотрудникам для использования исключительно в служебных целях.

Кредит в процессе учета ГСМ отображается в количестве расхода топлива, имеющего в запасах организации. Важно, что для списания топлива недостаточно сверки изначального и оставшегося количества талонов.

Оформить списание допустимо лишь на основании оправдательных документов, то есть путевого листа и расхода топлива по нормам, установленных законодательством.

По поводу расчетов с заказчиками

Для учета расчетов за предоставленные услуги и исполненные работы используется счет «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Дебетовое сальдо по данному счету обозначает задолженность покупателей. Оборот по дебету счета отображает стоимость услуг или выполненных работ, переданных основных средств или иных активов.

По кредиту этого счета (62) отображаются поступившие на расчетный счет платежи, полученные , погашение задолженности за счет резерва, списание задолженности при неплатежеспособности дебитора в убыток.

Аналитический учет по счету 62 осуществляется по всякому предъявленному заказчикам счету. При расчетах плановыми платежами учет осуществляется по каждому заказчику.

Внеоборотных активов

Внеоборотные активы в бухучете бюджетных учреждений отражаются по стоимости:

  • первоначальной;
  • остаточной (балансовой);
  • восстановительной.

Под стоимостью первоначального типа понимается себестоимость по фактическим затратам на приобретение.

Балансовая стоимость рассчитывается посредством минусования из первоначальной стоимости суммы исчисленного износа.

Восстановительной стоимостью именуется первоначальная стоимость, изменившаяся после переоценки. Информация об изменении первоначальной стоимости и суммы износа внеоборотных активов вносится в регистры аналитического учета.

Управленческий учет

Управленческим учетом называется система обмена информации в учреждении, предназначенная для принятия управленческих решений, целью которых является выполнение задач, поставленных перед организацией.

Управленческий учет для бюджетных организаций включает в себя учет:

  • бухгалтерский;
  • оперативный;
  • статистический;
  • налоговый.

Основная задача управленческого учета это ответ на вопрос о текущем состоянии организации. Это помогает распределить имеющиеся ресурсы в целях повышения эффективности деятельности.

Управленческий учет ведется исключительно для внутреннего использования. В отличие от бухучета в него могут включаться данные, не подтвержденные первичной документацией.

Показатели в управленческом учете могут быть не только денежными, но и натуральными. Кроме того, они могут быть вероятностными и качественными, описывая состояния и события внешнего мира.

При этом большее значение имеет оперативность информации, а не точность. Методику управленческого учета организация вправе выбирать самостоятельно. Четких законодательных норм в этом случае не предусмотрено.

Для бюджетных организаций бухучет имеет крайне большое значение. Он помогает проконтролировать целесообразность проводимых операций, соблюсти нормы по расходу денежных средств, утвержденные государственными органами.

Располагая сведениями учета можно своевременно повлиять на различные просчеты или недостатки в процессе хозяйственной и финансовой деятельности.

Подход к ведению бюджета в разных семьях может отличаться: одни складывают все деньги вместе и тратят по необходимости, другие скидываются только на общие траты, а часть денег оставляют для личного пользования. В любом из этих вариантов могут возникнуть недопонимания и подозрения, что один из членов семьи тратит больше, а интересы другого ущемляются.

Если семья не до конца понимает, куда уходят деньги, это может стать поводом для ссор и обид.

Чтобы избежать путаницы и взаимных обвинений, нужно сделать общие траты прозрачными, заранее обговаривать крупные покупки и финансовые цели, но в то же время оставить пространство для свободных расходов.

Давайте по очереди разберём правила честного и эффективного ведения семейного бюджета.

Вместе планируйте расходы

Планирование бюджета - это замечательная тактика, которой придерживается большинство богатых людей. Например, опросКак планировать семейный бюджет: опыт российских миллионеров успешных российских бизнесменов показал, что 73% участников составляют жёсткий целевой бюджет, в котором заранее прописываются все траты.

Планирование решает несколько проблем:

  1. Позволяет избежать импульсивных покупок, которые чаще всего оказываются ненужными.
  2. Помогает более осмысленно подходить к тратам и добиваться целей, например экономить на развлечениях, чтобы позволить себе дорогую покупку или быстрее выплатить кредиты.
  3. Устраняет недопонимания и подозрения. Когда вы ещё на этапе планирования видите, сколько денег уходит на каждого человека, можете подкорректировать затраты и восстановить справедливость.

В начале месяца посчитайте все необходимые траты на еду, ЖКХ, транспорт, одежду и обувь, питомца, напишите примерные суммы. Далее вы можете разделить затраты поровну по принципу «я покупаю еду, ты платишь за квартиру» или создать денежный фонд, из которого будут браться деньги на общие нужды.

Сделайте бюджет прозрачным

Ваши финансовые отношения в семье частично прояснятся уже на стадии планирования, но для полной гармонии необходима прозрачность и в процессе исполнения задуманного. Разберём несколько способов решения этой проблемы.

Собирать чеки

Это довольно трудоёмкий и неточный способ, поскольку чеки легко теряются и не везде выдаются. Кроме того, чтобы посмотреть затраты, вам придётся перебирать горы бумажек, вспоминать, за что выдавался каждый «безымянный» чек, и подсчитывать суммы.

Установить мобильное приложение для учёта расходов

Этот способ гораздо более удобный и быстрый. В App Store и Google Play есть немало приложений, которые позволяют записывать все расходы по категориям, настроить общий доступ для всех членов семьи и просматривать статистику.

Однако общий доступ в большинстве приложений возможен только при оплате подписки. К тому же, если не записать расходы на месте, они могут забыться и потеряться. В результате в конце месяца всегда остаётся сумма, потраченная неведомо куда.

Использовать общий банковский счёт, привязав к нему карты

Это ещё более простой способ отслеживания затрат. Все операции отражаются в банковском приложении автоматически, так что ничего не забудется и не потеряется.

Однако и у этого способа есть свои минусы: не все банки могут предложить такую опцию. Семейный банкинг в России находится в зачаточном состоянии, и только единичные банки-первооткрыватели пробуют обслуживать семьи.

Чтобы воспользоваться этим сервисом, все члены семьи должны открыть текущий счёт в «Райффайзенбанке» и завести аккаунт в интернет-банке «Райффайзен-Онлайн». После этого ваши близкие могут делать покупки с открытого ими счёта и пополнять его своими средствами.

Кстати, сервис доступен не только семьям, но и друзьям: доступ предоставляется по желанию клиента, вне зависимости от родственных связей.

Все операции будут отражаться в интернет-банке (а после Нового года и в приложении) как у вас, так и у ваших близких, так что каждый член семьи может посмотреть, на что уходят деньги.

Если обстоятельства меняются, вы в любой момент можете закрыть доступ ко всем счетам, кредитам и вкладам. Но, даже зная об этом, не каждый человек готов полностью открыть свои доходы и расходы членам семьи. И дело здесь не в недостатке доверия или каких-то тайных покупках, просто многие люди нуждаются в некоторой свободе и личных деньгах. И этот пункт тоже стоит учитывать при построении семейного бюджета.

Оставьте пространство для личных трат и накоплений

Если вы выбрали в качестве общего фонда банковский счёт, вовсе не обязательно переводить на него все доходы. Вы можете перечислить только часть денег, а остальное оставить на личном счёте. Например, в «Райффайзенбанке» ваши близкие просматривают и пользуются только расшаренными продуктами, а остальные ваши счета, кредиты и вклады остаются приватными, никто не может их контролировать.

Кроме того, многие эксперты по личным финансам рекомендуют откладывать 10–20% от своего дохода в качестве накоплений или инвестировать эту сумму. Если доходы позволяют вам что-то откладывать, воспользуйтесь этим советом: накопления выручат в сложной ситуации.

Вы можете отложить часть дохода, сделав приватный вклад, а если хотите накопить на что-то вместе с родными, используйте общие накопительные счета и вклады.

Достигайте общих целей

Бывает так, что один член семьи пытается добиться какой-то цели - сократить расходы, быстрее погасить кредит или накопить на путешествие, - а второй поддерживает его только на словах. Чтобы избежать этого, нужно заранее обговаривать цели и стремиться к ним вместе.

Для таких случаев можно использовать совместные вклады или разделить кредит и ипотеку. В «Райффайзенбанке» такая возможность тоже существует.

Например, вы решили быстрее погасить ипотеку. Вы договариваетесь с супругом выделять на это определённую сумму, открываете доступ к ипотеке и начинаете погашать её вместе. В таком случае расплывчатое желание побыстрее выплатить превращается для него в конкретную цель - внести в этом месяце пять тысяч, и ваши планы начинают воплощаться в жизнь.

То же самое происходит с накопительными счетами и вкладами. Вы создаёте накопительную цель («На отпуск», «На новую машину», «На день рождения»), открываете доступ и начинаете вместе переводить оговоренную сумму каждый месяц.

Следите за расходами детей и помогайте родителям

Карманные деньги для детей и финансовая помощь пожилым родителям - ещё одна статья расходов, которую можно разделить на двоих. Удобнее всего делать это с помощью банковского приложения. Например, вы можете настроить автоплатёж для ежемесячной помощи родителям или создать для них отдельный счёт и перечислять туда деньги при необходимости.

Что касается детей, можно поступить аналогичным образом или использовать специальные продукты. «Райффайзенбанк» предлагает особые дебетовые карты для детей. Вы с партнёром можете вместе управлять картой своего ребёнка: пополнять её и просматривать все совершённые операции. Дети от шести лет могут пользоваться картой и удобным мобильным приложением, в котором есть не только данные об операциях, но и обучающая информация о личных финансах.

Неважно, сколько человек в вашей семье зарабатывают деньги, имеют постоянный доход или случайные подработки. Всё это можно учесть и честно поделить расходы. Например, если один получает зарплату раз в месяц, а второй работает фрилансером и имеет несколько денежных поступлений, на стадии планирования они могут распределить расходы, а затем отслеживать фактические траты в мобильном приложении или своём аккаунте интернет-банка «Райффайзенбанка ».

Благодаря такому подходу вы можете сделать семейный бюджет максимально честным и прозрачным, перестать ссориться из-за денег и при этом оставить долю личной свободы за счёт неконтролируемых счетов.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется бухгалтерской службой как самостоятельным структурным подразделением, которое находится под руководством главного бухгалтера. При отсутствии самостоятельной службы учет может вестись бухгалтером, имеющим права главного, а также централизованной бухгалтерией. Данная структура создается по отраслевому признаку в бюджетных организациях и осуществляет учет исполнения смет бюджетных расходов, а также использование внебюджетных, целевых и иных средств.

Бухгалтерия, осуществляющая учет в бюджете, имеет следующие обязанности:

Ведение учета должно производиться в соответствии с действующим законодательством.

Должен выполняться предварительный контроль над соответствием объемов ассигнований по заключаемым договорам, предусмотренным расходной сметой или лимитом бюджетных обязательств, а также производиться правильное и своевременное оформление учета и законность совершения операций.

Бухгалтерия обязана контролировать экономное и правильное расходование средств по утвержденным сметам расходов и доходов, контролировать сохранность имущества в местах его эксплуатации и хранения.

Производить выплаты и начисления зарплаты персоналу, а студентам, учащимся и аспирантам - стипендий в установленные сроки.

Своевременно проводить расчеты, которые возникают в период исполнения с физическими и юридическими лицами.

Вести бухучет в бюджете по использованию внебюджетных средств.

Контролировать использование доверенностей, выданных для получения товарных и материальных ценностей.

Производить инвентаризацию финансовых обязательств и имущества, правильно и своевременно определять и отражать в бухучете результаты инвентаризации.

Проводить с материально ответственными лицами инструктажи по вопросам сохранности, отчетности и учета ценностей, которые находятся у них на ответственном хранении.

Применять современные средства автоматизации, составлять и представлять в установленном порядке налоговую и бухгалтерскую отчетность в предусмотренные сроки.

Составлять сметы бюджетных расходов, а также планировать расходы и доходы по внебюджетной деятельности.

Подбирать и систематизировать нормативные правовые акты по вопросам отчетности и учета.

Хранить документы, регистры бухучета, отчетность, а также расходные сметы и расчеты на бумажных и машинных носителях.

Осуществляя бухучет в бюджете, обязанности между специалистами распределяют по функциональному признаку. Каждая группа работников (отдельный специалист) закрепляется за определенным участком работы. В бухгалтерии может быть создана финансовая, материальная группа, по расчетам с персоналом и др.

Бухучет в бюджете имеет свои организационные особенности. Количество работников зависит от уровня автоматизации и от объема выполняемых учетных работ, закрепляется и утверждается руководителем.

Должна предоставлять руководителям организаций, обслуживание которых она осуществляет, сведения о сметах по бюджету и внебюджетным средствам, об их целевом использовании, а также о других источниках получения средств.

Находящиеся в составе организации структурные подразделения должны своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы, чтобы можно было вести бухучет в бюджете. Это копии распоряжений, которые относятся к исполнению сметных расходов, договоры, счета, авансовые отчеты, акты выполненных работ, накладные, документы по списанию имущества.

Все работники обязаны выполнять требования главного бухгалтера по предоставлению необходимых для бухгалтерии документов и соблюдать порядок их оформления.